Financial University under the Government of the Russian Federation [email protected]
BUDGET SYSTEM IN THE SERVICE OF DEVELOPMENT Abstract: The article deals with the problems of formation of development budgets for a 3-year period. The influence of the crisis situation, anti-Russian sanctions and a special military operation is revealed. The sources of financing the budget deficit are considered. The necessity of maintaining the focus of the budget on development and improvement is substantiated. Keywords: budget system, national development goals
УДК 336.22
Крупнов Юрий Александрович, д.э.н., доцент (e-mail: [email protected])
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации г. Москва
НАЛОГОВЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ КАК ИСТОЧНИК РЕСУРСНОГО РАЗВИТИЯ
В статье рассматриваются особенности функционирования отечественной налоговой системы. Показана роль системы и значение для обеспечения экономического роста. Рассмотрены факторы ее формирования. Обоснована необходимость сохранения преемственности при установлении налоговых ставок по важнейшим налогам в современных условиях Ключевые слова: налоговая политика, налоговая нагрузка
Решая задачи удовлетворения растущих потребностей в расходах, экономика опирается на государственные и частные финансовые ресурсы. Частное финансирование часто играет важную роль в IT сфер и других отраслях и комплексах, где может быть обеспечена необходимая маржинальность вложений. Однако частные финансовые потоки могут быть ненадежными и неустойчивыми ввиду периодического смещения приоритетов частных предпринимателей. Финансовые возможности правительств характеризуются как более стабильные и предсказуемые, хотя доходы от деятельности государственных хозяйствующих субъектов и условия государственного заимствования на рынке также могут быть подвержены вола-тильности. Одним из самых надежных источников финансовых ресурсов для большинства стран мира являются налоги. Перед налоговой службой поставлена цель создания комфортных условий для исполнения налогоплательщиками налоговых обязанностей, развитие открытого диалога с бизнесом и обществом в вопросах налогового законодательства, высокое
качество предоставления услуг для законного и прозрачного ведения бизнеса13.
Правительства используют налоговые поступления для перераспределения ресурсов между гражданами с различным уровнем доходов и направляют их на финансирование основных и дополнительных государственных расходов, необходимых для удовлетворения социальных потребностей и достижение целей развития. Органы управления заинтересованы в повышении налоговых ставок, но вынуждены решать сложную задачу получения дополнительных доходов, не жертвуя экономическим ростом, жизненно важным для сокращения бедности и повышения уровня жизни. Следовательно, налоги занимают центральное место в инклюзивном и устойчивом развитии стран и регионов. Темпы развития в среднесрочной и долгосрочной перспективе зависят от уровня налоговой нагрузки (таблица 1).
Таблица 1. Налоговая нагрузка в России и других странах (% ВВП)
Страна 2015 2016 2017 2018 2019 2020
США 26,24 25,87 26,74 24,89 24,97 25,54
Австралия 27,92 27,60 28,50 28,53 27,67 27,98
Россия 28,97 28,64 30,35 32,72 32,42 30,52
Великобритания 32,16 32,73 32,83 32,89 32,72 32,77
Испания 33,59 33,29 33,86 34,66 34,68 36,62
Германия 36,99 37,42 37,79 38,43 38,62 38,33
Франция 45,28 45,37 46,07 45,88 44,89 45,43
Источники: Росстат и Revenue Statistics 2015-2020
Как видно из таблицы 1, по показателю «налоговая нагрузка» в России осуществляется умеренная политика. Однако в 2022 году власти стоят перед дилеммой: смириться с неизбежным снижением налоговых поступлений, обусловленным сокращением объемов производства, или повысить ставки отдельных налогов в целях предотвращения сокращения налоговой массы. Некоторое влияние на параметры налоговых поступлений окажет реализация ранее принятых решений, которые, в частности, включают:
установление пониженной ставки по налогу на прибыль организаций на уровне 3 % для предприятий радиоэлектронной промышленности;
сокращение налоговой базы для владельцев инженерных коммуникаций; установление специального налогового режима в части группы налогов для организаций - производителей высокотехнологичной продукции;
снижение фискальной нагрузки на юридических лиц - владельцев отдельных категорий долговых ценных бумаг и пр14.
13 Валова Ю.И. Проблемы взаимодействия налоговых органов и субъектов малого бизнеса. В сборнике: Актуальные вопросы налогообложения, налогового администрирования и экономической безопасности. Сборник научных статей V Всероссийской научно-практической конференции. Курск, 2021. С. 25
В связи с волатильностью цен на полезные ископаемые особая роль отводится дополнительному налогу на доход от добычи углеводородного сырья. Федеральной налоговой службе предоставлено право проводить мероприятия по налоговому контролю в отношении уточненных налоговых деклараций.
В содействии устойчивому и инклюзивному развитию фундаментальная роль правительства заключается в перераспределении благ и предоставлении жизненно важных общественных товаров и услуг и прямой поддержке домохозяйств в борьбе с бедностью. Мобилизация налоговых ресурсов позволяет правительствам, особенно в развивающихся странах, предоставлять населению общественные блага, включая здравоохранение, образование, ЖКХ и транспорт15. Бедные домохозяйства, несущие незначительную налоговую нагрузку, имеют возможность потреблять эти услуги наряду с представителями других слоев общества.
Обеспечение эффективного расходования налоговых поступлений имеет центральное значение для внутреннего развития и является объектом международных исследований16. Действительно, налоговая политика все чаще рассматривается в контексте развития. Установлено, в частности, что развитие невозможно без мобилизации внутренних ресурсов, которые, в первую очередь, формируются за счет экономического роста, поддерживаемого благоприятными условиями в сферах хозяйствования. Мобилизацию внутренних ресурсов обычно представляют как благотворный цикл формирования внутренних доходов, их эффективного и действенного распре-
17
деления . Налоговые поступления являются жизненно важным компонентом внутренних ресурсов.
Налоговая политика реализуется посредствам функционирования налоговой системы, которая важна не только для увеличения ресурсов, направляемых на финансирование государственных расходов социального характера. Это неотъемлемая часть создания потенциала государства для содействия более широкому развитию на основе оптимального налогового ад-министрирования18.
14 Совет Государственной Думы. О проекте основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов. Москва, 27.06.2022
15 Asian Development Outlook (ADO) 2022: Mobilizing Taxes for Development. https://www.adb.org/publications/asian-development-outlook-2022. P 4-7
16 Addison T., Nmo-Zarazйa M., Pirttila Ju. Fiscal Policy, State Building and Economic Development // Journal of International Development. 2018; volume 30, issue 2. P 165. https://doi.org/10.1002/jid.3355
17 Иванюшина З.М., Наталич Д.И., Прохивская Э.Р. Налоги как способ мобилизации доходной статьи государственного бюджета: исторический опыт и современные реалии. В сборнике: Социально-экономическое развитие в условиях глобальной трансформации. Сборник научных статей. Москва, 2021. С. 24.
18 Keen M., Slemrod J. Optimal Tax Administration. 2017. IMF Working Paper WP/17/18. International Monetary Fund: Washington, DC. P. 1-7 DOI: https://doi.org/10.5089/9781475570267.001
Сбор налогов являются важнейшей функцией современного государства, Это является одной из базовых установок неформального контракта между правительством и обществом. Государственные институты и налоговая система развиваются вместе, дополняя друг друга, поскольку более эффективные налоговые системы предоставляют властям больше средств для создания сильных институтов. Последние, в свою очередь, поощряют добровольное соблюдение налоговых требований, которое часто именуется как «налоговый комплаенс». Высокая собираемость налогов является также одной из составляющих экономического и государственного суверенитета.
Сильная налоговая политика может также способствовать достижению конкретных целей государственной политики и макроэкономической стабильности. Налоги могут устранять негативные внешние эффекты, которые наносят общественный ущерб, например загрязнение окружающей среды и нездоровый образ жизни. Не менее важно обеспечить надлежащее использование государственных ресурсов для минимизации расточительных расходов и налогового бремени, поддержки соблюдения налогового законодательства и недопущения подавления частной инициативы. Адекватные и эффективные налоговые поступления, рациональные расходы и разумное использование государственного долга способствуют устойчивости государственных финансов и позволяют проводить эффективную налогово-бюджетную политику19.
Рассмотрим условия, факторы и проблемы эволюции налоговых систем в контексте их роли в стимулировании экономического роста, диверсификации экономики, сокращении бедности и решении проблемы социального неравенства. Российская Федерация, как никакая другая страна нуждается в гармонизации фискальной системы, так как опора на нее позволяет не только обеспечивать экономический рост, но и осуществлять адекватное перераспределение ресурсной ренты. Следовательно, имеется необходимость в расширении диапазона целей налогово-бюджетной политики, которые раньше состояли преимущественно в обеспечении макроэкономической стабилизации, а также предотвращении жестких кризисов.
Текущее торможение экономического роста, обусловленное антироссийскими санкциями, ведет к стабилизации или уменьшению налоговых поступлений, которые могут начать расти не ранее 2025 года. Вместе с тем, цели устойчивого развития также подразумевают сохранение значимых государственных расходов на улучшение условий жизни бедных людей и для устранения разрывов в распределении доходов по полу, региону и категории дохода. Кризисные явления в мировом хозяйстве уже отразились на фактическом решении развитых стран о переводе проблем с климатом и
19 Бирюкова Н.П. Совершенствование инструментов бюджетно-налоговой политики // Образование и наука без границ: фундаментальные и прикладные исследования. 2017. № 6. С. 67.
окружающей средой в категорию второстепенных20. Реализация планов по снижению вредных выбросов отсрочена именно по причинам дефицита средств, которые направляются на решение первостепенных задач обеспечения энергией и продовольствием.
Оказавшись под давлением кризиса с характерным и почти неконтролируемым ростом цен и инфляции работники и работодатели ощущают снижение готовности добросовестно платить налоги, которые вместе с ростом стоимости жизни, материалов и энергии кажутся все менее справедливыми. Между тем, даже крупные развитые страны (Германия, Франция и др.) размышляют об ужесточении налогового администрирования, так как оказались не в состоянии обеспечить полное соответствие своей политики стандартам устойчивого развития. Воздерживаясь от повышения налоговых ставок, страны вынуждены устанавливать приоритеты в расходах в контексте многих конкурирующих требований и компромиссов, а также создавать эффективные механизмы для управления и расходования государственных средств. Даже в случае повышения налоговых ставок велика вероятность того, что значительная часть налогов будет направляться на оборону и безопасность, что в условиях жесткого военно-политического противостояния с коллективным Западом представляется естественным. Следовательно, роль налогово-бюджетной политики в развитии со временем не просто расширяется, а обретает новые социальные и политические измерения.
Считается, что в России имеется существенный потенциал наращивания налоговых поступлений за счет, прежде всего, увеличения ставок прямых налогов, то есть подоходных налогов с физических и юридических лиц. В этой связи обсуждается возможность установления прогрессивной налоговой шкалы подоходного налога. Эта задача, однако, зависит от множества политико-экономических, социальных и даже психологических факторов, включая стимулы и предпочтения действующих лиц в отношении перераспределения.
К счастью, Правительство Российской Федерации не принимает поспешных шагов по простому наращиванию налоговой нагрузки (таблица 2), имея в виду обеспечение заинтересованности предпринимательства в развитии бизнесов и предотвращение уклонения от уплаты налогов. Более того, в целях планомерного и своевременного достижения национальной цели «цифровая трансформация», широкого внедрения сквозных цифровых технологий и сбережения 1Т персонала в органах управления, государственных и частных организациях установлены налоговые льготы и другие преференции для работников и предпринимателей.
20 Крупнов Ю.А., Старовойтов В.Г., Трошин Д.В. Факторы глобального кризиса. Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2021. Т. 11. N0 6. С. 2. БОТ: 10.21869/2223-1552-2021-11-6-10-21
Таблица 2. Налоговые поступления в Российской Федерации _в 2015-2021 гг. (трлн руб) ___
Показатель 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021
Налоговые поступления, в т. ч. 28,97 28,64 30,35 32,72 32,42 30,52 32,29
Налог на прибыль организаций 3,13 3,24 3,58 3,95 4,14 3,74 4,64
НДФЛ 3,38 3,53 3,54 3,52 3,61 3,96 3,73
НДС 5,10 5,34 5,59 5,79 6,47 6,71 7,03
Акцизы 1,29 1,58 1,74 1,53 1,25 1,80 0,62
Таможенные пошлины 4,05 3,08 2,80 3,57 2,76 1,75 2,62
НДПИ 3,88 3,42 4,50 5,90 5,57 3,68 5,60
Страховые взносы 6,42 6,67 6,71 6,56 6,79 7,02 6,29
Прочее 1,73 1,78 1,88 1,90 1,82 1,85 1,77
Источник: Росстат, доходы бюджета расширенного правительства
Как видно из таблицы 2, совокупный объем налоговых поступлений оценивается как стабильный, а доля прямых налогов, незначительно растет. Это говорит о наличии возможности ее увеличении при условии введения прогрессивной систему подоходного налога. Эта задача, однако, зависит от множества политико-экономических факторов, включая необходимость поиска компромиссов между эффективностью и справедливостью в рамках общего равновесия. Зато отчетливо просматривается тенденция увеличения доли налоговых поступлений, получаемых за счет налогов на потребление: доля НДС в исследуемом периоде выросла в 1,38 раза. Вопросы, касающиеся связи между налоговой структурой и экономическим ростом и экономическими показателями, еще недостаточно изучены.
Эскалация конфликта с Украиной, возможно, потребует мобилизации финансовых ресурсов вообще и налоговых ресурсов в частности. По мнению зарубежных исследователей «правительства обычно стремятся получить дополнительные доходы до конфликта для финансирования своих военных действий, в то время как неблагоприятные экономические последствия могут негативно повлиять на имеющиеся ресурсы во время конфликтов». Основываясь на межстрановом анализе, зарубежные авторы приходят к выводу, что в целом конфликты негативно сказываются на мобилизации доходов. Таким образом, мобилизация и конфликты в развивающихся странах не способствуют сбору налогов21.
Однако благодаря проведению отечественными властями последовательной и выверенной налоговой политики, имеются основания ожидать преемственности в подходах к определению оптимальной налоговой нагрузки с учетом своевременного и адекватного реагирования на актуальные вызовы.
Boogaard V., Prichard W., Benson M, Milicic N. Tax Revenue Mobilization in Conflict-Affected Developing Countries. // Journal of International Development. 2018; 30(2): P. 345-347. https://doi.org/10.1002/jid.3352
Список источников
1. Бирюкова Н.П. Совершенствование инструментов бюджетно-налоговой политики // Образование и наука без границ: фундаментальные и прикладные исследования. 2017. № 6. С. 67-72.
2. Валова Ю.И. Проблемы взаимодействия налоговых органов и субъектов малого бизнеса. В сборнике: Актуальные вопросы налогообложения, налогового администрирования и экономической безопасности. Сборник научных статей V Всероссийской научно-практической конференции. Курск, 2021. С. 25-30.
3. Иванюшина З.М., Наталич Д.И., Прохивская Э.Р. Налоги как способ мобилизации доходной статьи государственного бюджета: исторический опыт и современные реалии. В сборнике: Социально-экономическое развитие в условиях глобальной трансформации. Сборник научных статей. Москва, 2021. С. 19-24.
4. Крупнов Ю.А., Старовойтов В.Г., Трошин Д.В. Факторы глобального кризиса. Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2021. Т. 11. No 6. С. 10-21. DOI: 10.21869/2223-1552-2021-11-6-10-21.
5. Совет Государственной Думы. О проекте основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов. Москва, 27.06.2022.
6. Addison T., Nino-Zarazйa M., Pirttila Ju. Fiscal Policy, State Building and Economic Development // Journal of International Development. 2018; volume 30, issue 2. P 161 - 172. https://doi.org/10.1002/jid.3355.
7. Asian Development Outlook (ADO) 2022: Mobilizing Taxes for Development. https://www.adb.org/publications/asian-development-outlook-2022. P 4-7.
8. Boogaard V., Prichard W., Benson M, Milicic N. Tax Revenue Mobilization in Conflict-Affected Developing Countries. // Journal of International Development. 2018; 30(2): 345- 364. https://doi.org/10.1002/jid.3352.
9. Keen M., Slemrod J. Optimal Tax Administration. 2017. IMF Working Paper WP/17/18. International Monetary Fund: Washington, DC. P. 1-7 DOI: https://doi.org/10.5089/9781475570267.001.
Статья поступила в редакцию 21.10.2022; одобрена после рецензирования 01.11.2022; принята к публикации 10.11.2022. Yuriy A. Krupnov
Doctor of Economic Sciences, Associate Professor
Financial University under the Government of the Russian Federation
TAX REVENUES AS A SOURCE OF RESOURCE DEVELOPMENT
Abstract: The article discusses the features of the functioning of the domestic tax system. The role of the system and the importance for ensuring economic growth are shown. The factors of its formation are considered. The necessity of maintaining continuity in setting tax rates for the most important taxes in modern conditions is substantiated.
Keywords: tax policy, tax burden