Е.А. Костякова
НАЛОГОВЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ПЕРЕХОДА ПРАВ НА НЕКОТОРЫЕ ВИДЫ ЦЕННЫХ БУМАГ*
Действующее налоговое законодательство определяет особенности налогообложения для определенных сделок (репо, срочные сделки, операции с государственными и муниципальными ценными бумагами, сделки с закладными и реализация ценных бумаг, полученных при реорганизации, операции займа ценных бумаг). Все остальные сделки с ценными бумагами разделены на две большие группы: сделки с ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг и не обращающимися на нем. По сути, классификация сделок с ценными бумагами в настоящее время в Налоговом кодексе РФ (далее - НК РФ) отсутствует.
Реализация ценных бумаг не является объектом по НДС (пп. 12. п. 2 ст. 149 НК РФ), поэтому здесь не возникает вопросов, а правовые проблемы обложения субъектов сделок с ценными бумагами налогом на прибыль рассмотреть целесообразно. Для того чтобы ценные бумаги были признаны обращающимися на организованном рынке, должны соблюдаться условия, предусмотренные п. 3 ст. 280 НК РФ. Такие ценные бумаги должны быть допущены к обращению хотя бы одним организатором торговли, имеющим на это право в соответствии с национальным законодательством. Информация о ценах на ценные бумаги должна публиковаться в средствах массовой информации либо может быть предоставлена организатором торговли в течение трех лет после даты совершения операций с такими бумагами. Необходимо, чтобы хотя бы один раз в течение трех последних месяцев, предшествовавших совершению сделки, и (или) непосредственно в день сделки по ним рассчитывалась рыночная котировка. Ценные бумаги, в отношении которых не соблюдается хотя бы одно из этих условий, признаются ценными бумагами, не обращающимися на рынке ценных бумаг.
Понятие рыночной котировки зависит от страны организатора торговли. Если организатор торговли российский, то рыночная котировка ценной бумаги - это средневзвешенная цена ценной бума-
* Статья рекомендована к печати кандидатом юридических науку Р.Ф. Захаровой.
150 Труды Института государства и права Российской академии наук № 2/2015
ги по сделкам в течение торгового дня. Если же организатор торгов -иностранная биржа, то под рыночной котировкой ценной бумаги понимается цена закрытия по ценной бумаге, рассчитываемая иностранной фондовой биржей по сделкам, совершенным в течение торгового дня через такую биржу.
В настоящей статье не рассматриваются вопросы налогообложения профессиональных участников рынка ценных бумаг, поэтому обратимся к порядку формирования налоговой базы у налогоплательщиков, не являющихся таковыми. Действующий порядок налогообложения требует формировать налоговую базу по ценным бумагам отдельно от всех остальных хозяйственных операций. Кроме того, налоговая база по ценным бумагам, обращающимся на организованном рынке ценных бумаг, определяется отдельно от налоговой базы по ценным бумагам, не обращающимся на таком рынке. Доходы от выбытия ценных бумаг у продавца и расходы у покупателя для целей налогообложения формируются по-разному. По общему правилу доходы от выбытия ценных бумаг определяются как сумма цены реализации ценной бумаги и накопленного купонного дохода.
При определении порядка налогообложения операций с ценными бумагами законодатель ставит знак равенства между понятиями «реализация» и «выбытие». Для целей налогообложения в доходы принимается фактическая цена сделки только при условии ее соответствия рыночной цене, т.е. сначала необходимо определить рыночную цену ценной бумаги. Для сделок с ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, принимается фактическая цена реализации, если она находится в переделах минимальной и максимальной цен по сделкам с этой ценной бумагой, зафиксированных организатором торговли. Такая проверка требуется в случае совершения сделки с обращающимися ценными бумагами вне биржевого рынка. Стоимость ценной бумаги должна быть в пределах интервала цен. Если цена ценных бумаг по сделке ниже минимального уровня, то для целей налогообложения принимается минимальная цена. Если же их цена выше максимальной, то принимеется максимальная цена, а не фактическая. Однако несмотря на то, что эта норма закреплена в абз. 5 п. 5 ст. 280 НК РФ, Министерство финансов РФ в своих разъяснениях продолжает
настаивать, что следует принимать фактическую цену для расчета
„1
налога в случае ее превышения над максимальной ценой .
При выбытии ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, в налоговую базу включается фактический доход при условии, что фактическая цена реализации ценной бумаги (кроме ПИФов) не должна отклоняться от расчетной более чем на 20% в сторону повышения или понижения. Порядок определения расчетной цены ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг (далее - Порядок), утвержден приказом ФСФР России от 9 ноября 2010 г. № 10-66/пз-н2.
В соответствии с указанным Порядком налогоплательщик имеет право выбрать способ определения расчетной цены:
1) как цена, рассчитанная исходя из существующих на рынке цен этой ценной бумаги;
2) как цена, рассчитанная организацией по правилам Порядка;
3) как оценочная стоимость ценной бумаги, определенной оценщиком.
Для первого способа предусмотрено четыре варианта. Расчетная цена определяется:
как средневзвешенная цена о покупке необращающейся ценной бумаги, объявленной брокерами, дилерами, управляющими;
как цена необращающейся ценной бумаги, рассчитанная на основании котировок на покупку, размещенных в информационной системе;
как композитная цена на покупку необращающейся ценной бумаги, раскрытая информационным агентством «Томсон Рей-терс»;
как средняя цена закрытия необращающейся ценной бумаги, раскрытая информационным агентством «Блумберг» по итогам дня
1 См.: письмо Минфина России от 25 октября 2011 г. № 03-03-06/2/161 // СПС «КонсультантПлюс».
2 Российская газета. 2010. 1 дек. С 1 сентября 2013 г. в соответствии с Федеральным законом от 23 июля 2013 г. № 251-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей Центральному банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков» порядок определения расчетной цены ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, должен утверждаться Банком России.
заключения налогоплательщиком сделки с необращающейся ценной бумагой.
Необходимо отметить, что речь идет именно о ценных бумагах, не обращающихся на организованном рынке. Но остается неясным, как применять изложенный порядок, исходя из существующих цен на рынке. Введен еще один термин: «композитная цена». Композитная цена или композитный показатель - это термины финансового анализа, применяемые руководством компании для принятия решений. Финансовый анализ - это право организации, а не нормативно установленная обязанность. Из чего следует, что применение терминологии и критериев из финансового анализа для целей налогообложения недопустимо. Первый способ определения цены не описан, носит скорее декларативный характер и практически не применяется налогоплательщиками.
Второй способ предусматривает разные правила для необращающихся облигаций, обыкновенных акций страховой организации, акций кредитной организации, акций акционерного инвестиционного фонда, акций акционерного общества, применяющего международные стандарты финансовой отчетности (МСФО), и акций АО, не применяющего МСФО, дисконтных векселей, ценных бумаг иностранных эмитентов и др.
К примеру, расчетная цена необращающихся облигаций может рассчитываться по формуле:
_ С М
Р ~ 1 + г)г( 1 + гУ- 1+ ( 1 + гу ( 1 + г)п- 1 где Р - расчетная цена облигации; М - часть номинала облигации, выплачиваемая при погашении; С - сумма /-ой выплаты по облигации (включая платежи по основному долгу и процентам); п - число периодов до полного погашения облигации; г - процентная ставка, соответствующая купонному периоду. Она должна соответствовать уровню риска инвестиций в такие облигации. Уровень риска инвестиций в облигации и значения процентных ставок устанавливаются налогоплательщиком на основании оценки рыночной конъюнктуры на дату определения расчетной цены в соответствии с порядком, закрепленным учетной политикой для целей налогообложения; V - величина, определяемая как: V = 1/В, где I - число
дней со дня сделки до дня выплаты купона; В - число дней между выплатами купона.
Следует обратить внимание на то, что Порядок требует, чтобы процентная ставка, используемая в расчетах, соответствовала уровню инвестиций, который определяется налогоплательщиком на основании оценки рыночной конъюнктуры. Однако неясно, как оценивать рыночную конъюнктуру, каковы критерии и порядок ее определения, как определяется уровень инвестиций.
По нашему мнению, указанный Порядок вводит оценочные понятия, применяемые в финансовом анализе. Функции финансового анализа и налогов различны. Основная функция финансового анализа - определение имущественного положения предприятия для принятия решений о размещении капитала. Основная функция налогов - фискальная, направленная на обеспечение государства финансовыми ресурсами. В то же время это и регулирующая функция, сущность которой, по мнению Е.Ю. Грачевой, выражается в том, что налоги как регулятор общественных отношений используются государством и органами местного самоуправления для стимулирования развития общественного производства либо для сдерживания или дестимулирования его отдельных отраслей. Наиболее обоснованным, как показывает опыт многих стран, является превалирование регулирующей функции над фискальной. Такого рода политика способствует росту экономики, развитию экономических процессов, доходов хозяйствующих субъектов и, как следствие, увеличению налоговых поступлений в доходную часть бюджета страны3.
Различность функций финансового анализа и налогообложения свидетельствует в пользу того, что нецелесообразно применять финансовый анализ для целей налогообложения. Кроме того, расчетная цена ценных бумаг определяется для целей налога на прибыль организаций, который по общему правилу исчисляется из расчета прибыли как разности между полученными доходами и произведенными расходами организации (ст. 247 НК РФ). На каком основании при исчислении налога законодатель вводит обязанность учитывать условные показатели, а не фактические доходы организации в случае отклонения от расчетной цены более чем на
3 См.: Налоговое право: Учебник / Под ред. Е.Ю. Грачевой, О.В. Болтиновой. М., 2012. С. 11. 154
20%, не ясно. Также не очевидна экономическая обоснованность и целесообразность использования расчетной цены и как следствие, по мнению автора, нарушает такие основополагающие принципы налогообложения, как справедливость и экономическая обоснованность, а также такой не всегда очевидный, но не менее важный принцип, как удобство налогоплательщика при уплате налога.
Согласно п. 9 Порядка расчетная цена обыкновенных акций организаций, не являющихся страховыми, кредитными или акционерными инвестиционными фондами, определяется по формуле:
Р = (ЧА - ЧАпа) / Ка, где Р - расчетная стоимость обыкновенной акции; ЧА - величина чистых активов организации, рассчитанная в соответствии с Порядком определения стоимости чистых активов акционерных обществ ; ЧАпа - доля чистых активов общества, приходящаяся на размещенные привилегированные акции АО; Ка - общее количество размещенных обыкновенных акций АО.
Если АО составляет отчетность в соответствии с МСФО, расчетную стоимость можно рассчитать по формуле:
Р = (КП - КПпа) / Ка, где Р - расчетная стоимость обыкновенной акции организации; КП - капитал общества, рассчитанный согласно МСФО; КПпа - доля капитала общества, приходящаяся на размещенные привилегированные акции АО; Ка - общее количество размещенных обыкновенных акций АО.
Расходы при выбытии ценных бумаг формируются из цены приобретения, накопленного купонного дохода, уплаченного продавцу, и затрат на реализацию.
Из приведенных формул следует, что при определении дохода расчетная цена для целей налогообложения зависит от того, составляет ли налогоплательщик финансовую отчетность по МСФО или применяет российские стандарты бухгалтерского учета. Использование правил МСФО для целей налогообложения нарушает принцип юридического равенства плательщиков налогов.
С нашей точки зрения, при определении налогооблагаемой базы от выбытия ценных бумаг необходимо руководствоваться фактически полученным доходом в соответствии с договором (в каче-
4 Утвержден приказом Минфина России от 28 августа 2014 г. № 84н // Российская газета. 2014. 24 окт.
стве дохода признается выручка от реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав без дополнительных требований к определению расчетной цены). Операции с ценными бумагами -специфический вид деятельности, требующий специального регулирования. Однако чрезмерное вмешательство в хозяйственную деятельность налогоплательщиков создает дополнительные ограничения в осуществлении операций, порождает дополнительные трудозатраты и увеличивает нагрузку на бизнес. По нашему мнению, специфичность операций с ценными бумагами отражается в формировании налоговой базы по таким операциям отдельно от основного вида деятельности. В качестве дестимулирующего фактора по таким операциям можно ввести повышенную ставку налога, однако регулирование налогообложения должно стремиться к простоте исчисления и изложения норм законодательства о налогах и сборах.
В Основных направлениях налоговой политики Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов5 предлагалось объединить налоговые базы по операциям с ценными бумагами, не обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, и с операциями с финансовыми инструментами срочных сделок, заключенных вне организованного рынка. В результате были внесены поправки в НК РФ6, и с 1 января 2015 г. упомянутые выше операции формируют общую налоговую базу. Такой подход еще больше десистематизирует перечень сделок с ценными бумагами в НК РФ.
Таким образом, согласно действующему законодательству, если ценная бумага не обращается на организованном рынке ценных бумаг и если не предусмотрены специальные нормы для налогообложения сделок с ценными бумагами, то применяются общие правила, установленные для сделок с ценными бумагами, не обращающимися на организованном рынке ценных бумаг.
Согласно НК РФ порядок отнесения объектов гражданских прав к ценным бумагам устанавливается гражданским законода-
5 Одобрены Правительством РФ 30 мая 2013 г. // URL: http://www.minfin.ru (дата обращения: 08.12.2014).
6 См.: Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 420-ФЗ «О внесении изменений в статью 27.5-3 Федерального закона «О рынке ценных бумаг» и части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» // СЗ РФ. 2013. № 52 (ч. 1). Ст. 6985.
тельством. ГК РФ к ценным бумагам относит чек (ст. 877), сберегательную книжку на предъявителя (ст. 877), коносамент (ст. 142), складское свидетельство (ст. 912). НК РФ не содержит специальных изъятий для обращения этих ценных бумаг, следовательно, к ним применяются правила для ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг. Представляется, что сам факт передачи указанных ценных бумаг не должен иметь налоговых последствий.
Согласно ст. 914 ГК РФ держатель складского и залогового свидетельств имеет право распоряжения хранящимся на складе товаром в полном объеме. Поэтому передача складского свидетельства - это, по сути, переход права распоряжения на товар. Как указывает М.М. Агарков, «передача складского свидетельства приравнивается к передаче представленного им товара»7. Следовательно, если передача складского свидетельства означает переход права собственности на товар, то для целей налогообложения это должно квалифицироваться как реализация товара. Однако в соответствии с НК РФ произошел переход права собственности на товар, следовательно, произошла реализация товара - объект налогообложения по НДС и возникает доход (расход) при исчислении налога на прибыль организаций. В момент передачи складского свидетельства также произошел переход прав на ценную бумагу, в соответствии с НК РФ - это операция с ценной бумагой, не обращающейся на организованном рынке ценных бумаг. Значит, необходимо определить налоговую базу по налогу на прибыль от этой операции. Объекта по НДС не возникает, так как операции с ценными бумагами им не облагаются (пп. 12 п. 2 ст. 149 НК РФ), а для целей налога на прибыль необходимо применить описанный выше порядок для ценных бумаг, не обращающихся на рынке ценных бумаг, что противоречит здравому смыслу и обычаю оборота.
Не урегулирован в законодательстве о налогах и сборах и вопрос с передачей чека. В соответствии со ст. 877 ГК РФ чеком признается ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю. Передача прав по чеку производится в порядке, установленном для уступки требований (цессии) (п. 1 ст. 880
7 Агарков М.М. Основы банковского права: Курс лекций. Учение о ценных бумагах: научное исследование. М., 1994. С. 107.
ГК РФ). С точки зрения налоговых последствий первичная выдача чека от чекодателя к чекодержателю не должна квалифицироваться как операция с ценной бумагой, по сути, чек в момент передачи является средством платежа. По мнению исследователей, абстрактность чекового обязательства не должна ставиться под сомнение -согласно п. 4 ст. 877 ГК РФ выдача чека не погашает денежного обязательства, во исполнение которого он выдан, т.е. чек является расчетным документом8. Указанной позиции придерживается и судебная практика9.
Таким образом, выдача чека чекодателем чекодержателю не должна квалифицироваться как операция с ценными бумагами. Правила о том, что права по чеку передаются в рамках договора цессии, применимы для последующей передачи чека от чекодержателя (цедента) к цессионарию. При последующей передаче чека налоговая база для целей налога на прибыль должна определяться в соответствии со ст. 279 НК РФ.
Исходя из вышесказанного, представляется целесообразным внести в НК РФ соответствующие поправки с указанием изъятий из общих правил налогообложения сделок с ценными бумагами для передачи складского свидетельства и первичной передачи чека. Кроме того, необходимо согласовать понятие «сделки с ценными бумагами» в НК РФ с понятийным аппаратом гражданского законодательства. Согласно ст. 142 ГК РФ ценными бумагами являются документы, соответствующие установленным законом требованиям и удостоверяющие обязательственные и иные права, осуществление или передача которых возможны только при предъявлении таких документов (документарные ценные бумаги).
Ценными бумагами признаются также обязательственные и иные права, которые закреплены в решении о выпуске или ином акте лица, выпустившего ценные бумаги в соответствии с требованиями закона, и передача которых возможна только посредством обращения к лицу, осуществляющему учет прав на бездокументар-
8 См.: Беляева О.А. Правовое регулирование чекового обращения в Российской Федерации: Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2002. С. 16.
9 См.: постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 18 мая 2012 г. № 06АП-1773/2012 по делу № А73-1871/2012 // СПС «Консультант-Плюс».
ные ценные бумаги, для внесения соответствующих записей (бездокументарные ценные бумаги).
Передача прав на именные документарные ценные бумаги и бездокументарные ценные бумаги возможна только в порядке уступки права требования (цессии) (гл. 7 ГК РФ). Однако в Федеральном законе от 22 апреля 1996 г. № 39-Ф3 «О рынке ценных бумаг»10 под обращением ценных бумаг понимается заключение гражданско-правовых сделок, влекущих переход права собственности на ценные бумаги (ст. 2). Таким образом, в гражданском законодательстве нет единообразия относительно правовой природы перехода прав на ценные бумаги. В соответствии с п. 1 ст. 39 НК РФ под реализацией товаров, работ или услуг признается соответственно передача (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу.
Следовательно, вопрос о том, что при передаче прав на ценные бумаги имеет место переход права собственности или это уступка права требования, совсем не праздный для целей налогообложения. Если переход права собственности имеет место, то к ценным бумагам применим термин «реализация», который используется в НК РФ для сделок с ценными бумагами. Если же переход прав осуществляется в рамках договора цессии, то возникает юридическая коллизия: какую норму необходимо применить при переходе прав на ценные бумаги, не обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг, - ст. 280 или 279 НК РФ? Для ее устранения необходимо в отношении всех сделок с ценными бумагами для целей налогообложения применять термин «операция». Правда, ответа на вопрос о том, является ли он синонимом «сделки», нет ни в нормативных правовых актах, ни в научной литературе.
Полагаем, что понятие «операция» не тождественно понятию сделки или договора. В соответствии со ст. 153 ГК РФ сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. Так, операция по начислению налога на имущество не обязательно связана с активными действиями налогоплательщика в текущем периоде. Имущество могло быть приобретено не-
10 СЗ РФ. 1996. № 17. Ст. 1918.
сколько налоговых периодов назад, тем не менее у налогоплательщика каждый раз при наступлении означенного срока возникает обязанность по исчислению и перечислению налога в бюджет. Следовательно, операция и сделка - разные понятия. Еще один аргумент в пользу такого вывода заложен в определении сделки как соглашения о гражданских правах и обязанностях, а операция порождает обязанности в области публичных налоговых правоотношений.
Согласно ст. 420 ГК РФ договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. При заключении договора у налогоплательщика не возникает обязанностей в сфере налоговых правоотношений до тех пор, пока стороны не начнут исполнять его - пока не произойдет передача товара, не будет произведена оплата товара или работ и т.д. Иными словами, договор сам по себе не влечет налоговых обязанностей, а вот каждая операция, напротив, влияет на налоговые правоотношения. Так, согласно НК РФ к внереализационным доходам относятся доходы, полученные от операций с финансовыми инструментами срочных сделок (п. 19 ст. 250), к внереализационным расходам - расходы по операциям с тарой (п. 12. ст. 265). При реализации товаров и (или) имущественных прав налогоплательщик вправе уменьшить доходы от таких операций на стоимость реализованных товаров и (или) имущественных прав (ст. 268). Не сделка или факт заключения договора, а именно операция является основанием для включения доходов или расходов в налоговую базу.
Утверждение, что операция для целей налогообложения - это юридический факт, не вызывает сомнений. Как указывал С.С. Алексеев, юридический факт - конкретное жизненное обстоятельство, с наступлением которого норма права связывает возникновение, изменение, прекращение правоотношений. Рассматриваемые факты называются юридическими, поскольку предусмотрены в нормах права: прямо - в гипотезе, косвенно - в диспозиции, санкции. Как только появляются факты, указанные в гипотезе нормы, последняя начинает действовать, т.е. лица - адресаты нормы -приобретают права и обязанности, названные в ее диспозиции11.
11 См.: Алексеев С.С. Общая теория права: В 2 т. Т. 2. М., 1982. С. 299. 160
Таким образом, можно сделать вывод, что операция для целей налогообложения - это юридический факт, с которым законодатель связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по отражению этого факта в налоговом учете и который является основанием для изменения налоговой базы соответствующего налога.
Рынок ценных бумаг - значительный сектор экономики, способный дать существенный приток капитала в Россию, однако противоречивость понятийного аппарата и сложность регулирования налогообложения зачастую являются серьезным препятствием на этом пути. Один из способов устранения этой проблемы видится в значительном повышении качества юридической техники налогового законодательства.
Р.Р. Камаев
СУБЪЕКТ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОТИВ ПОРЯДКА СБЕРЕЖЕНИЯ ВОЕННОГО ИМУЩЕСТВА*
Необходимым условием функционирования воинского правопорядка - важнейшей составляющей военной безопасности Российской Федерации, является соблюдение всеми военнослужащими правил сбережения военного имущества, обеспечение его сохранности, готовности к применению и использованию по назначению в строгом соответствии с установленными правилами.
Действующий уголовный закон содержит систему норм об ответственности за преступления против порядка сбережения военного имущества, которая включает умышленное уничтожение или повреждение военного имущества (ст. 346 УК РФ), уничтожение или повреждение военного имущества по неосторожности (ст. 347) и утрату военного имущества (ст. 348).
Данные нормы структурно включены в разд. XI УК РФ «Преступления против военной службы» и одноименную гл. 33 Кодекса.
Субъектами преступлений, предусмотренных ст. 346-348, как и субъектами преступлений против военной службы, являются две
* Статья рекомендована к печати доктором юридических наук, профессором С.В. Максимовым.