НАЛОГОВЫЕ КРЕДИТЫ ДЛЯ СТИМУЛИРОВАНИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ И ОПЫТНО-КОНСТРУКТОРСКИХ РАБОТ, ИНВЕСТИЦИОННЫЕ НАЛОГОВЫЕ КРЕДИТЫ В РОССИИ И
ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ
Е.А. Сафонова, студент Высшая школа экономики (Россия, г. Москва)
Аннотация. В статье автор изучает правовую природу налоговых кредитов, предоставляемых налогоплательщикам в России и зарубежных странах. В ходе изучения дается комплексный анализ не только правовой, но и экономической сущности налогового кредита. Автор системно сравнивает условия выдачи кредитов в разных странах, сроки их предоставления и категории налогоплательщиков, для которых они доступны. В результате исследования были выявлены сходства и различия между налоговыми кредитами, предоставляемыми для стимулирования научно-исследовательской деятельности в России и зарубежных странах.
Ключевые слова: налоговый кредит, налоговая льгота, налоговый вычет, кредит, научно-исследовательская деятельность, научные исследования.
В условиях нестабильной ситуации в российской экономике существенно возрастает важность развития инвестиционной и инновационной деятельности, поскольку именно инновации на сегодняшний день являются катализатором развития экономики нашей страны. И отсутствие поддержки развития этой деятельности со стороны законодателя потенциально может привести не только к стагнации отечественной экономике, а также к недостаточному пополнению доходов бюджета, и как следствие, ненадлежащему исполнению государством взятых на себя расходных обязательств.
Вероятность наступления подобных негативных последствий здраво оценивают как в России, так и во многих зарубежных странах. Для недопущения их наступления вводятся в действие различные налоговые преференции, которые предусматривают упрощение исполнения налоговой обязанности теми налогоплательщиками, которые осуществляют свою хозяйственную деятельность в сфере научно-исследовательских и опытно-
конструкторских работ (далее - НИОКР). Не последнее место в ряду этих преференций занимают налоговые кредиты для целей НИОКР, в том числе и инвестиционные.
Сложность сопоставления опыта зарубежных стран в использовании инвестиционного налогового кредита во многом осложняется отсутствием единого понятие «налоговый кредит» в международной практике.
Отечественные исследователи, анализируя опыт использования налогового кредита в зарубежных странах, предлагают несколько различные характеристики данного понятия. Так, например, по мнению А.В. Макрушина, налоговые кредиты - это группа налоговых льгот, предполагающих непосредственное сокращение налогового обязательства (налогового оклада) в целях оказания нуждающимся налогоплательщикам финансовой поддержки, стимулирования пользователей в производственном и социальном развитии предприятий и территорий, а также исключения двойного налогообложения [1]. Нам же ближе позиция Р.Х. Иванова, который полагает, что значение англоязычного термина taх credit может означать любой вычет из суммы задолженности, налоговую скидку, и его следует отождествлять с понятием «кредит», применяющимся в учетной деятельности (против бухгалтерского «дебет»), а не в смысле кредита как предоставления финансовых средств на условиях возвратности, платности и срочности [2].
В целом же, в зарубежной практике понятие «налоговый кредит» трактуется довольно широко, и не всегда связано с предоставлением займа. Изучение опыта зарубежных стран позволяет выделить несколько его разновидностей: кредит, предполагающий сокращение итоговой суммы налога, подлежащей уплате; сокращение налоговой базы; зачет ранее уплаченного налога (foreign tax credit) [3]; инвестиционный налоговый кредит как ускоренная амортизация
Использование всех вышеперечисленных видов кредитов применительно к инновационной деятельности можно изучить при анализе опыта конкретных иностранных государств.
Так, например, в Ирландии налоговый кредит на НИОКР предоставляется в форме налогового вычета по налогу на прибыль организации. Воспользоваться таким налоговым кредитом могут компании, занимающиеся НИОКР в пределах Европейской экономической зоны, при условии, что они не получали аналогичные налоговые преференции в соответствии с законодательством других стран-участниц ЕС. Размер кредита составляет 25%, и для его получения деятельность организаций должна отвечать нескольким признакам: носить систематический характер, осуществляться в сфере естественных наук, медицинских наук, инженерного дела, проводиться в форме фундаментальных научных исследований, прикладных исследований, опытно-конструкторских работ. При этом, компании, претендующие на получение кредита, не обязаны владеть правами на интеллектуальную собственность, созданную в результате осуществления работ по НИОКР.
Интересен и порядок расчета кредита: вычет в 25% производится от осуществленных компанией затрат на НИОКР в том году, в котором подается заявление на предоставление кредита. Исчисленную в год подачи сумму компания может заявить к вычету в этом же году.
Таким образом, в Ирландии правовая природа налогового кредита для целей НИОКР не носит заемного характера, а представляет собой сокращение итоговой
суммы налога, подлежащей уплате посредством соответствующего вычета [4].
Другим примером может послужить опыт Франции в контексте предоставляемого в этой стране исследовательского налогового кредита. Этот кредит предоставляется применительно к налогу на прибыль организаций, на сумму затрат, реализованных на проекты в области НИОКР. Подходящие проекты НИОКР включают все мероприятия, направленные на достижение технологического или научно-технического прогресса, а к приемлемым расходам относятся в том числе расходы на персонал, на субподрядные исследовательские работы, расходы на покупку техники и оборудования, на патентование и др.
Начиная с 2009 года он рассчитывается на основе общего объема произведенных расходов. Кредит предоставляется в размере 30 % от суммы исчисленных расходов, не превышающей 100 миллионов евро. Если же сумма расходов организации превышает 100 миллионов евро, то для первых 100 миллионов евро кредит предоставляется также в размере 30%, а для сумм, превышающих указанный лимит, в размере 5% от суммы превышения.
Необходимо отметить, что если компания на протяжении трех лет не получала данного кредита из облагаемого дохода, то она может потребовать единоразового возмещения налогового кредита.
Таким образом, правовая природа налогового кредита во Франции схожа по своей правовой природе с кредитом, предоставляемым в Ирландии: совпадает форма предоставления (вычет по налогу на прибыль, подлежащей уплате) и отсутствие требований о возвратности, платности и срочности при предоставлении кредита [5].
Определенной спецификой отмечен процесс предоставления налогового кредита для целей НИОКР в Норвегии. Он предоставляется компаниям, реализующим проекты в области НИОКР, в размере 20%, в форме вычета из налоговой базы. Максимальный размер возможного вычета определен норвежским законодателем в 25 млн норвежских крон. Законодательно не
установлены критерии для сферы научно-исследовательской деятельности, поэтому в данном случае подойдут любые исследования и разработки, производимые заявителем. Решение о предоставлении кредита принимается Научно-исследовательским советом Норвегии совместно с Управлением налогов [6].
Таким образом, налоговый кредит в Норвегии отличается от налогов, предоставляемых во Франции и Ирландии тем, что: законодателем Норвегии установлен жесткий лимит предельного размера предоставляемого вычета, отсутствует закрытый перечень сфер научно-исследовательской деятельности заявителя и решение о выдаче кредита принимается не только уполномоченным налоговым органом, но и специализированной организацией (Научно-исследовательским советом Норвегии).
Налоговые кредиты также предоставляются во многих провинциях Канады. Например, в Ньюфаундленде и Лабрадоре он также предоставляется в форме вычета из налоговой базы в размере 15%. Подать заявление на получение кредита могут как корпорации, так и частные предприниматели. Допустимыми к вычету признаются любые расходы, связанные с осуществлением научных исследований и разработок в Ньюфаундленде и Лабрадоре. Решение о выдаче кредита принимается через 12 месяцев после даты подачи заявки Канадским агентством по доходам (CRA) [7].
В аналогичном размере кредит предоставляется и в другой провинции Канады -Новой Шотландии, с той лишь разницей, что заявителями могут выступать только корпорации, осуществляющие научные исследования, в этой провинции, и срок принятия решения о предоставлении кредита составляет 18 месяцев [8].
Наиболее близок к российскому инвестиционному кредиту налоговый кредит, предоставляемый в другой провинции Канады - Онтарио. Там он составляет 3,5%, и имеет возвратный характер с максимально предусмотренным сроком возврата в 20 лет [9].
Применительно к Российской Федерации правовая природа налогового кредита
носит совершенно иной характер. В России налоговый кредит предоставляется в виде инвестиционного налогового кредита, и представляет собой не вычет из налоговой базы, а одну из форм изменения срока исполнения налоговой обязанности. Согласно ст. 66 НК РФ инвестиционный налоговый кредит представляет собой такое изменение срока уплаты налога, при котором организации при наличии оснований, установленных НК РФ, предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов [10].
Законодателем, в отличие от зарубежных стран, однозначно очерчен круг оснований для предоставления кредита по виду осуществляемых налогоплательщиком работ. Из шести предусмотренных законом оснований, четыре направлены на развитие НИОКР: проведение научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ, осуществление внедренческой или инновационной деятельности, осуществление инвестиций в создание объектов, имеющих наивысший класс энергетической эффективности, выполнение особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставление особо важных услуг населению [10].
В отличие от налогового кредита в Онтарио, предусматриваемый срок предоставления кредита довольно мал: по общему правилу кредит предоставляется на срок от одного года до трех лет, в особых случаях - до 10 лет. Присутствует разнообразие в видах налогов, по которым может быть предоставлен кредит: это не только налог на прибыль организации, но и региональные, местные налоги [10].
Свои особенности имеет и механизм предоставления кредита: в пределах суммы кредита производится уменьшение по каждому налогу, за каждый отчетный период до тех пор, пока сумма, не уплаченная организацией в результате всех таких уменьшений (накопленная сумма кредита), не станет равной сумме кредита, предусмотренной соответствующим договором.
Инвестиционный налоговый кредит, в отличие от кредитов, предоставляемых в других государствах, соответствует принципам о возвратности, платности и срочности: при его предоставлении предполагается последующая поэтапная уплата суммы кредита и начисленных процентов [10].
Таким образом, изучив опыт предоставления налоговых кредитов для целей НИ-ОКР в России и зарубежных странах, можно выделить ряд их сходств и отличий.
Говоря об имеющихся сходствах, можно отметить, что предоставление кредитов во всех странах направлено на упрощение исполнения налоговой обязанности налогоплательщиком. Но именно это сходство и обуславливает ряд имеющихся между ними различий.
Во-первых, в зарубежных странах термин «кредит» не предполагает заемного характера возникающих между сторонами отношений. Его использование носит преимущественно технический характер, а само его предоставление осуществляется в форме вычета. В противовес иностранному опыту отечественный законодатель в основу инвестиционного налогового кредита закладывает именно заемный харак-
Во-вторых, заемный характер предоставляемого в России инвестиционного налогового кредита порождает его основные признаки: возвратность, платность, срочность, что, в свою очередь, нехарактерно для иностранных налоговых кредитов для целей НИОКР.
В-третьих, упрощение исполнения налоговой обязанности при предоставлении налогового кредита в зарубежных странах преимущественно достигается путем непосредственного уменьшения суммы налогового платежа, не затрагивая изменение срока его уплаты. В противовес этому подходу инвестиционный налоговый кредит в России представляет собой одну из форм изменения срока исполнения налоговой обязанности.
Тем не менее, несмотря на имеющиеся значительные отличия в механизме предоставляемых налоговых кредитов для целей НИОКР все они в конечном итоге преследуют единую цель: предоставление государственной поддержки тем налогоплательщикам, которые своей хозяйственной деятельностью активно способствуют развитию научно-технического прогресса, что крайне важно в условиях стремительно развивающегося индустриального общества.
С.В. Барулин,
тер возникающих правоотношений.
Библиографический список
1. Барулин С.В. Налоговая политика России: монография // А.В. Макрушин, В.А. Тимошенко. - Саратов: Сателлит, 2004. - 167 с.
2. Иванов Р.Х. Налоговый кредит / Х.Р. Иванов // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2014. - №5. - С. 143-146.
3. Ермакова Е.А. Ларионов Н.А. Налоговые кредиты в системе стимулирования инновационной активности / Е.А. Ермакова, Н.А. Ларионов // Управленец. - 2015. - №2. - С. 410.
4. Revenue Guidelines for Research and Development Tax Credit [Электронный ресурс]: // Портал: Revenue Irish Tax and Customs - URL: https://www.revenue.ie/ga/companies-and-charities/documents/research-and-development-tax-credit-guidelines-2011.pdf (дата обращения: 20.08.2018).
5. Doing business in France [Электронный ресурс]: // Портал: PwS Deutschland - URL: https://www.pwc.de/de/internationale-maerkte/assets/doing-business-in-france.pdf (дата обращения: 06.06.2018).
6. Norway; Corporate - Tax credits and incentives // Портал: PwS Global - URL: http://taxsummaries.pwc.com/ID/Norway-Corporate-Tax-credits-and-incentives (дата обращения: 20.08.2018).
7. Income tax Act, 2000 [Электронный ресурс]: // Портал: House of Assembly Newfoundland and Labrador - URL: http://assembly.nl.ca/Legislation/sr/statutes/i01-1.htm#42_(дата обращения: 20.08.2018).
8. Income Tax Act chapter 217 of the revised statutes, 1989 [Электронный ресурс]: // Портал: Nova Scotia Legislature - URL: https://nslegislature.ca/sites/default/files/legc/statutes/income%20tax.pdf (дата обращения: 20.08.2018).
9. Ontario Research and Development Tax Credit [Электронный ресурс]: // Портал: Ontario Ministry of finance/ - https://www.fin.gov.on.ca/en/credit/ordtc/ (дата обращения: 20.08.2018).
10. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая): федеральный закон от 31.07.1998 №146-ФЗ: по сост. на 03.08.2018 // Собрание законодательства РФ. - 1998. -№31. - Ст. 3824.
TAX CREDITS FOR STIMULATION OF SCIENTIFIC RESEARCH AND EXPERIMENTAL DESIGN WORKS, INVESTMENT TAX CREDITS IN RUSSIA
AND FOREIGN COUNTRIES
E.A. Safonova, student Higher school of economics (Russia, Moscow)
Abstract. In the article the author studies the legal nature of tax credits granted to taxpayers in Russia and foreign countries. The study provides a comprehensive analysis of not only the legal, but also the economic nature of the tax credit. The author systematically compares the conditions for issuing loans in different countries, terms of their provision and categories of taxpayers for whom they are available. As a result of the study, similarities and differences were revealed between the tax credits provided to stimulate research activities in Russia and foreign countries.
Keywords: tax credit, tax benefit, tax deduction, credit, research activity, scientific research.