Научная статья на тему 'Налоговые и иные льготы для предприятий различных направлений рыбохозяйственного комплекса'

Налоговые и иные льготы для предприятий различных направлений рыбохозяйственного комплекса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
720
158
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ / ОСОБАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА / SPECIAL ECONOMIC ZONE / РЕЖИМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ / TAX CREDIT / FISCAL INCENTIVE / TAX TREATMENT / TAX REGIME

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мишуровская Е. А.

Предмет. В статье отмечается, что состав предприятий рыбохозяйственного комплекса Калининградской области достаточно разнообразен. В него входят структуры, относящиеся к различным секторам экономики: компании, осуществляющие рыболовство в открытом океане; рыбодобывающие компании прибрежного лова; рыбоперерабатывающие предприятия; предприятия аквакультуры; предприятия, производящие рыболовное оборудование и орудия лова и др. При этом наблюдается отсутствие отраслевой кооперации между ними. Данная особенность оказывает влияние на характер мер налогового регулирования для различных предприятий рыбохозяйственного комплекса Калининградской области. Цели. Анализ существующих проблем и потребностей предприятий в каждом из направлений деятельности рыбохозяйственного комплекса для определения объективных мер по совершенствованию механизма налоговых и иных льгот. Методология. Изучены состав и проблемы предприятий регионального рыбохозяйственного комплекса. Проанализирован действующий налоговый механизм. Результаты. Предложена классификация всех имеющихся предприятий рыбохозяйственного комплекса на основе систематизации общепринятых классификационных признаков. Проведен анализ имеющихся режимов налогообложения и льгот для предприятий. Определено, что предприятия различных направлений деятельности рыбной отрасли имеют разный набор льгот. Выводы. Сделан вывод о том, что наименьшими возможностями для льготного обложения налогами и взносами имеют предприятия рыбоперерабатывающего комплекса и аквакультуры. Отмечено, что в связи с этим проводить совершенствование механизма налоговых и других льгот в данной сфере следует с учетом отдельных направлений деятельности предприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Мишуровская Е. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tax and other privileges for enterprises operating in the fishing industry

Importance Enterprises operating in the fishing industry of the Kaliningrad oblast have a diverse structure and include entities from different economic sectors, i.e. inshore and high seas fisheries, fish processing plants, aquaculture, fishing equipment and fishing gear manufacturers, etc. The lack of the sector-wide cooperation has an effect on tax regulation of these enterprises. Objectives The aim is to analyze existing problems and needs of enterprises operating in each area of the fishing industry to define reliable measures for improving the mechanism of tax and other incentives. Methods The study rests on the analysis of the structure and problems of enterprises of the regional fishery complex and the current tax mechanism. Results I offer a classification of all enterprises based on the systematization of generally accepted classification criteria. The analysis of existing tax regimes and privileges shows that different enterprises of the fishery industry have different sets of fiscal incentives. Conclusions Enterprises of the fish-processing complex and aquaculture have fewer opportunities for preferential assessment of taxes and charges. Therefore, to improve the mechanism of tax and other privileges in this sphere, it is necessary to take into account specific lines of business of the enterprises.

Текст научной работы на тему «Налоговые и иные льготы для предприятий различных направлений рыбохозяйственного комплекса»

ISSN 2311-8709 (Online) ISSN 2071-4688 (Print)

Бюджетно-налоговая система

НАЛОГОВЫЕ И ИНЫЕ ЛЬГОТЫ ДЛЯ ПРЕДПРИЯТИИ РАЗЛИЧНЫХ НАПРАВЛЕНИИ РЫБОХОЗЯЙСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА

Елена Александровна МИШУРОВСКАЯ

старший преподаватель кафедры финансов и кредита, Калининградский государственный технический университет, Калининград, Российская Федерация alena_mi@inbox. ги

История статьи:

Принята 04.09.2015 Одобрена 27.09.2015

УДК 336.717 JEL: Е22, Е62, Н21

Ключевые слова: налоговые льготы, особая экономическая зона, режимы налогообложения

Аннотация

Предмет. В статье отмечается, что состав предприятий рыбохозяйственного комплекса Калининградской области достаточно разнообразен. В него входят структуры, относящиеся к различным секторам экономики: компании, осуществляющие рыболовство в открытом океане; рыбодобывающие компании прибрежного лова; рыбоперерабатывающие предприятия; предприятия аквакультуры; предприятия, производящие рыболовное оборудование и орудия лова и др. При этом наблюдается отсутствие отраслевой кооперации между ними. Данная особенность оказывает влияние на характер мер налогового регулирования для различных предприятий рыбохозяйственного комплекса Калининградской области.

Цели. Анализ существующих проблем и потребностей предприятий в каждом из направлений деятельности рыбохозяйственного комплекса для определения объективных мер по совершенствованию механизма налоговых и иных льгот.

Методология. Изучены состав и проблемы предприятий регионального рыбохозяйственного комплекса. Проанализирован действующий налоговый механизм.

Результаты. Предложена классификация всех имеющихся предприятий рыбохозяйственного комплекса на основе систематизации общепринятых классификационных признаков. Проведен анализ имеющихся режимов налогообложения и льгот для предприятий. Определено, что предприятия различных направлений деятельности рыбной отрасли имеют разный набор льгот.

Выводы. Сделан вывод о том, что наименьшими возможностями для льготного обложения налогами и взносами имеют предприятия рыбоперерабатывающего комплекса и аквакультуры. Отмечено, что в связи с этим проводить совершенствование механизма налоговых и других льгот в данной сфере следует с учетом отдельных направлений деятельности предприятий.

© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2016

Рыбохозяйственный комплекс в силу естественных причин объективно является важнейшим направлением специализации экономики Калининградской области. Несмотря на то что в настоящее время он во многом утратил лидирующие позиции, развитие данного комплекса было и остается одним из приоритетов регионального развития. Однако

рыбохозяйственный комплекс региона переживает экономический кризис, принявший затяжной и системный характер [1].

В современной рыночной экономике конкурентоспособность и экономическое благополучие каждой отрасли экономики зависят от ее инвестиционной привлекательности. Поскольку рыбной отрасли присущи такие серьезные проблемы, как необходимость больших капитальных затрат, наличие высокого риска и отдаленной экономической отдачи, для повышения ее инвестиционной привлекательности

целесообразно государственное воздействие на инвестиционный процесс [2-4].

В целях развития рыбохозяйственного комплекса Калининградской области региональное правительство разработало ряд целевых программ. Анализ их положений позволяет сделать вывод о том, что все существующие программы предусматривают субсидирование части затрат предприятий рыбной отрасли, то есть носят компенсационный характер и не могут создать начальных условий для инвестиционного процесса

[5, 6].

В связи с этим в целях стимулирования инвестиционной активности, по нашему мнению, следует усовершенствовать механизм налоговых и иных льгот для предприятий рыбной отрасли области. Налоговые льготы инвестиционной направленности являются наиболее действенной формой в составе бюджетно-налогового механизма, так как они обеспечивают увеличение прибыли предприятия, а значит - высвобождение дополнительных собственных финансовых ресурсов [7-9].

Состав и структура рыбохозяйственного комплекса Калининградской области крайне неоднородны. Его производственная сфера представлена отраслями, относящимися к различным секторам экономики (рыбная промышленность, пищевая промышленность, аквакультура и др.), и фактически сейчас может рассматриваться как простая совокупность близких по некоторым хозяйственным функциям экономических единиц. Между предприятиями, некогда образовывавшими мощный отраслевой холдинг, практически отсутствуют внутриотраслевые связи. Они не объединены в производственную цепочку, в рамках которой создаются конечный продукт и добавленная стоимость [10]. Указанная особенность определяет принципиальные отличия в характере мер налогового регулирования для различных предприятий рыбохозяйственного комплекса Калининградской области, основными составными частями которого являются:

1) рыбодобывающие компании, осуществляющие промышленное рыболовство в открытом океане и исключительных экономических зонах иностранных государств;

2) рыбодобывающие компании, осуществляющие прибрежное и промышленное рыболовство в территориальной зоне Российской Федерации в Балтийском море;

3) предприятия рыбоперерабатывающего комплекса;

4) аквакультура и товарное рыбоводство.

Прежде чем перейти к анализу существующего налогового механизма, необходимо провести анализ и систематизацию имеющихся проблем и потребностей по основным группам предприятий (табл. 1).

По результатам анализа можно сделать вывод о неудовлетворительном состоянии и наличии значительных проблем у предприятий каждого из направлений деятельности рыбохозяйственного комплекса. Решение данных проблем требует вложения большого объема финансовых средств1 [11, 12]. При этом меры, принимаемые местными органами власти по развитию рыбохозяйственного комплекса региона, недостаточны. Необходимо создать условия, стимулирующие инвестиционную активность в отрасли. Целесообразно использовать для этого специальные налоговые инструменты [13, 14]. Поэтому важно рассматривать

1 Аскинадзи В.М., Максимова В. Ф. Портфельные инвестиции. Учебно-методический комплекс. М.: Евразийский открытый институт, 2011. 168 с.

системный механизм взаимодействия реального и финансового секторов экономики данной отрасли, а также стимулировать процессы накопления и аккумулирования долгосрочного капитала для последующего развития производства и одновременного формирования долгосрочных ресурсов в финансовом секторе. При этом посредством различных налоговых инструментов следует делать выгодным направление свободных средств на финансирование реального сектора экономики данной отрасли2 [15].

Подчеркнем, что в состав регионального рыбохозяйственного комплекса входят также и предприятия по производству орудий лова и оборудования, отраслевая наука, подготовка кадров для отрасли и ряд некоммерческих общественных организаций. Однако их состояние и проблемы не являются предметом данного исследования.

Проанализируем имеющиеся режимы налогообложения и льгот для предприятий, осуществляющих деятельность по различным направлениям рыбной отрасли. Для этого проведем классификацию всех предприятий рыбохозяйственного комплекса с учетом характера налоговых льгот, которые могут быть предоставлены тем или иным предприятиям3 [16].

В соответствии с требованиями, предъявляемыми действующим налоговым законодательством для получения налоговых льгот, все предприятия рыбохозяйственного комплекса можно разделить на определенные группы.

1. Градо- и поселкообразующие российские рыбохозяйственные организации.

2. Рыболовецкие колхозы и артели.

3. Сельскохозяйственные товаропроизводители, кроме входящих в 1-ю и 2-ю группы;

4. Остальные предприятия.

Градо- и поселкообразующие российские рыбохозяйственные организации - это организации, численность работающих в которых с учетом совместно проживающих с ними членов

2 Мандрощенко О.В. Налоговая система и ее влияние на развитие инвестиционной деятельности // Международный бухгалтерский учет. 2012. № 45. С. 62-68.

3 Галеева Н.Н., Корякина А.А., Глубокова Н.Ю. Налоговый менеджмент: учеб. пособие. М.: Евразийский открытый институт, 2011. 144 с.; Глубокова Н.Ю. Налоговое планирование. Учебно-методический комплекс.

М.: Евразийский открытый институт, 2011. 84 с.

семей составляет не менее половины численности населения соответствующего населенного пункта.

Рыболовецкая артель (колхоз) - это сельскохозяйственный кооператив, созданный гражданами на основе добровольного членства для совместной деятельности по производству, переработке, сбыту сельскохозяйственной продукции, а также для иной не запрещенной законом деятельности путем добровольного объединения имущественных паевых взносов в виде денежных средств, земельных участков, земельных и имущественных долей и другого имущества граждан и передачи их в паевой фонд кооператива. Для членов сельскохозяйственной и рыболовецкой артелей (колхозов) обязательно личное трудовое участие в их деятельности.

Сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организации и индивидуальные п р е д п р ин и м а те л и , пр о и з в о д я щ и е

с е л ь с кохо з я й с тв е н н у ю п р о д у кц и ю , осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) и реализующие эту продукцию, при условии, если в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций и индивидуальных предпринимателей доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, составляет не менее 70%.

Требования, предъявляемые налоговым законодательством к указанным организациям, обобщены в табл. 2.

Среди предприятий рыбохозяйственного комплекса Калининградской области нет таких, которые удовлетворяют критериям градо- и поселкообразующих российских

рыбохозяйственных организаций, в связи с чем дальнейший анализ будет проведен без учета этой категории предприятий.

Применим приведенную классификацию к основным направлениям рыбохозяйственного комплекса и получим новую классификационную схему на основе обобщения общепринятой классификации, которая дает возможность провести анализ режимов налогообложения и льгот для каждой категории предприятий с учетом направлений их деятельности (табл. 3).

С учетом результатов приведенной классификации проведем анализ и систематизацию имеющихся

режимов налогообложения и льгот для предприятий каждого из направлений деятельности (табл. 4).

В Калининградской области действует режим особой экономической зоны (ОЭЗ). Для ряда предприятий области (резидентов ОЭЗ) предусмотрен особый порядок уплаты налога на прибыль, налога на имущество организаций (первые 6 лет - по ставке 0%, а с 7-го по 12-й годы -50% от установленной ставки в Российской Федерации на соответствующий период).

Кроме того, действует таможенный режим свободной таможенной зоны.

Необходимо отметить, что в списке резидентов есть несколько предприятий, занимающихся производством рыбных консервов, других организаций рыбохозяйственного комплекса в составе резидентов нет.

Итак, наименьшее количество возможностей для льготного налогообложения имеют предприятия рыбоперерабатывающего комплекса. Этим объясняется тот факт, что в составе резидентов ОЭЗ Калининградской области присутствуют рыбоперерабатывающие предприятия. Что касается компаний, осуществляющих

океаническое и прибрежное рыболовство, а также предприятий аквакультуры, то они имеют ряд льгот только в том случае, если не являются крупными.

Следует также уделить внимание льготам в части платежей во внебюджетные фонды. В связи с тем что данные платежи являются обязательными, их можно рассматривать наравне с налоговыми платежами, что подтверждается и некоторыми методиками по расчету налогового бремени, предусматривающими включение платежей во внебюджетные фонды в состав платежей, учитываемых при расчете налоговой нагрузки предприятий.

В соответствии с действующим законодательством установлен льготный тариф страховых взносов (0%) для выплат и иных вознаграждений, перечисляемых членам экипажей судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов, за исполнение трудовых обязанностей.

Кроме того, для предприятий, применяющих упрощенную систему и осуществляющих деятельность в области производства пищевой продукции, существуют льготы по уплате взносов

во внебюджетные фонды. Они уплачивают только платежи в Пенсионный фонд РФ в размере 20%.

Таким образом, в соответствии с требованиями, предъявляемыми действующим законодательством в области страховых взносов для получения льгот, все предприятия рыбохозяйственного комплекса можно разделить на три группы:

1) предприятия, производящие выплаты и иные вознаграждения, перечисляемые членам экипажей судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов, за исполнение трудовых обязанностей члена экипажа судна;

2) предприятия, применяющие упрощенную систему и осуществляющие деятельность в области производства пищевой продукции;

3) остальные предприятия рыбохозяйственного комплекса, не имеющие право на льготы.

Применим приведенную классификацию к основным направлениям рыбохозяйственного комплекса и получим новую классификационную схему на основе обобщения общепринятой классификации, которая дает возможность провести анализ льгот в сфере страховых взносов для каждой категории предприятий с учетом направлений их деятельности (табл. 5).

С учетом результатов приведенной классификации проведем анализ имеющихся льгот в сфере страховых взносов для предприятий каждого из направлений деятельности (табл. 6).

Анализ показывает, что наименьшее количество возможностей для льготного обложения взносами имеют предприятия рыбоперерабатывающего комплекса, а у предприятий аквакультуры вообще нет льгот в этой сфере. Кроме того, предприятия разных направлений обладают разным набором льгот.

В связи с этим, по нашему мнению, необходимо совершенствовать механизм предоставления налоговых и других льгот для предприятий рыбохозяйственного комплекса с учетом отдельных направлений их деятельности.

Проведенный анализ и систематизация имеющихся льгот у предприятий регионального рыбохозяйственного комплекса с учетом направлений их деятельности позволяют сделать определенные выводы.

1. Рыбохозяйственный комплекс имеет сложный состав и многоотраслевую структуру. В него входят отрасли из различных секторов экономики, и фактически комплекс может рассматриваться как набор схожих по некоторым хозяйственным функциям предприятий. Этим обусловлены различия в характере и составе льгот для разных предприятий рыбохозяйственного комплекса Калининградской области.

2. В результате рассмотрения проблем и потребностей предприятий рыбной отрасли выявлено, что существует необходимость создания условий, стимулирующих инвестиционную активность. На наш взгляд, целесообразно использовать для этого специальные налоговые инструменты.

3. Для учета влияния направлений деятельности предприятий рыбохозяйственного комплекса на механизмы налогового регулирования проведена классификация всех имеющихся предприятий по различным классификационным признакам. Получены новые классификационные схемы на основе обобщения общепринятых классификаций, которые позволяют сделать вывод о том, что наименьшее количество возможностей для льготного налогообложения имеют рыбоперерабатывающие предприятия, а также предприятия аквакультуры. Что касается льготного порядка уплаты страховых взносов, то также наименьшими возможностями для льготного обложения взносами обладают предприятия рыбоперерабатывающего комплекса, а у предприятий аквакультуры вообще нет льгот в этой сфере.

Таким образом, по результатам проведенного исследования можно констатировать, что предприятия разных направлений имеют различный набор льгот, требующих дальнейшего развития и совершенствования.

Таблица 1

Анализ и систематизация существующих проблем и потребностей предприятий каждого из направлений деятельности рыбохозяйственного комплекса Калининградской области

Компании (предприятия) / вид деятельности Состояние Необходимые мероприятия

Рыбодобывающие компании, осуществляющие промышленное рыболовство в открытом океане и исключительных экономических зонах иностранных государств Сокращение ресурсной базы. Физический и моральный износ судов (около 80%), вследствие чего они не могут составить конкуренцию иностранным судам Замена существующего флота на современный высокотехнологичный флот, позволяющий поставлять потребителям и переработчикам высококачественный продукт

Рыбодобывающие компании, осуществляющие прибрежное и промышленное рыболовство в территориальной зоне Российской Федерации в Балтийском море Низкие технические характеристики малого и маломерного добывающего флота. Высокий уровень износа прибрежного промыслового флота (около 90% всех судов). Отсутствие современной развитой береговой инфраструктуры. Дефицит оборотных средств, низкий уровень инвестиционной активности Строительство и модернизация судов рыбопромыслового флота и развитие береговой инфраструктуры, повышение рентабельности работы юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих прибрежное рыболовство

Предприятия рыбоперерабатывающего комплекса Рост конкуренции со стороны рыбоперерабатывающих предприятий, расположенных на основной территории России; Высокие транспортные издержки, связанные с доставкой готовой продукции. Физический и моральный износ основных производственных фондов на 70% работающих предприятий. Низкая отраслевая кооперация с рыбодобывающими компаниями и, как следствие, высокая зависимость от сторонних, в том числе иностранных поставщиков Обновление и модернизации технологического оборудования. Субсидирование транспортных расходов, усиление конкурентных позиций на рынке РФ

Аквакультура и товарное рыбоводство Дорогостоящий посадочный материал. Высокая стоимость и отсутствие отечественного технологического рыбоводного оборудования. Отсутствие искусственных, высокоэффективных кормов российского производства и др. Недостаточное количество, моральное устаревание имеющихся объектов товарной аквакультуры Развитие современных методов выращивания товарной рыбы в установках с замкнутым циклом водоснабжения. Субсидирование расходов рыбоводных предприятий на электроэнергию, водопотребление и водоотведение, закупку кормов и рыбопосадочного материала, техники и оборудования. Создание новых, реконструкция и модернизация готовых объектов товарной аквакультуры

Таблица 2

Критерии классификации предприятий, которые имеют право на льготы в соответствии с налоговым законодательством

Критерий Градо- и поселкообразующие российские рыбохозяйственные организации Рыболовецкие колхозы и артели Сельскохозяйственные товаропроизводители Остальные предприятия

Численность работников Не менее половины численности населения соответствующего населенного пункта Минимум 5 чел. Максимум 300 чел. Нет ограничений

Выручка от реализации товаров (работ, услуг) Доля дохода от реализации добытых (выловленных) ими водных биологических ресурсов и (или) иной продукции из водных биологических ресурсов, произведенной из добытых (выловленных) ими водных биологических ресурсов, составляет не менее 70% за календарный год Нет ограничений

Принадлежность На праве собственности или используемые на основании договоров фрахтования рыбопромысловых судов (бербоут-чартера и тайм-чартера) Нет ограничений

Таблица 3

Классификация налоговых льгот с учетом направлений деятельности предприятий

Вид деятельности Условие предоставления льгот

Рыболовецкие колхозы и артели Сельскохозяйственные товаропроизводители, кроме рыболовецких артелей и колхозов Остальные предприятия

Промышленное рыболовство в открытом океане и исключительных экономических зонах иностранных государств При условии членства только физических лиц, осуществляющих трудовое участие При условии численности до 300 чел. и доли выручки от производства, переработки и реализации рыбной продукции более 70% Без всяких условий

Прибрежное и промышленное рыболовство в территориальной зоне Российской Федерации в Балтийском море При условии членства только физических лиц, осуществляющих трудовое участие При условии численности до 300 чел. и доли выручки от производства, переработки и реализации рыбной продукции более 70% Без всяких условий

Рыбопереработка Не могут быть Не могут быть Без всяких условий

Аквакультура и товарное рыбоводство При условии членства только физических лиц, осуществляющих трудовое участие При условии численности до 300 чел. и доли выручки от производства, переработки и реализации рыбной продукции более 70% Без всяких условий

Таблица 4

Анализ и систематизация режимов налогообложения и льгот для каждой категории предприятий

Компании (предприятия) / вид деятельности УСН (единый налог в размере 15% с разницы между доходами и расходами или 6% - с доходов) ЕСХН (единый налог в размере 6% с разницы между доходами и расходами) Сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов (льгота -уплата сбора в размере 15% от установленных законом сумм) Налог на прибыль (льгота - уплата налога по ставке 0%) Налог на имущество (не платится или ставка 0%)

1. Рыбодобывающие компании, осуществляющие океаническое рыболовство Могут применять приМогут применять численности рыболовецкие артели, до 100 чел., активах колхозы до 100 млн руб. и рыбохозяйственные и выручке до 68,82 предприятия млн руб. при численности до 300 чел., выручке от реализации уловов 70% и более Могут получить Могут получить льготу льготу рыболовецкие рыболовецкие артели, колхозы артели, колхозы и рыбохозяйственные при выручке предприятия при от реализации выручке от уловов от 70% реализации уловов и более 70% и более В отношении судов, зарегистрированных в Российском реестре судов, налог не уплачивается. В отношении движимого имущества, принятого с

2. Рыбодобывающие компании, осуществляющие прибрежное рыболовство

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

01.01.2013 на учет в качестве основных средств, налог уплачивается по ставке 0%

3. Предприятия Не могут применять рыбоперерабатывающего комплекса Не платят Не могут применять В отношении движимого имущества, принятого с 01.01.2013 на учет в качестве основных средств, налог уплачивается по ставке 0%

4. Аквакультура и товарное Могут применять рыбоводство рыболовецкие артели, колхозы и рыбохозяйственные предприятия при численности до 300 чел., выручке от реализации уловов 70% и более Не платят Могут получить льготу рыболовецкие артели, колхозы при выручке от реализации уловов 70% и более

Таблица 5

Классификация предприятий с учетом характера налоговых льгот и направлений деятельности

Вид деятельности Условие предоставления льгот

Предприятия, производящие выплаты членам экипажей судов Предприятия, применяющие УСН и осуществляющие производство пищевой продукции Остальные предприятия

Промышленное рыболовство в открытом океане и исключительных экономических зонах иностранных государств В отношении членов экипажей судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов, за исполнение трудовых обязанностей члена экипажа судна Не могут быть предоставлены Без всяких условий

Прибрежное и промышленное рыболовство в территориальной зоне Российской Федерации в Балтийском море Не могут быть предоставлены Без всяких условий

Рыбопереработка Не могут быть При условии удовлетворения критериям применения УСН Без всяких условий

Аквакультура и товарное рыбоводство Не могут быть Не могут быть предоставлены Без всяких условий

Таблица 6

Анализ и систематизация льгот по уплате страховых взносов во внебюджетные фонды для каждой категории предприятий, %

Компании (предприятия) / вид деятельности Тарифы страховых взносов в 2012-2017 гг.

Всего ПФ ФОМС ФСС

Рыбодобывающие компании, осуществляющие океаническое рыболовство 0 0 - в части вознаграждения членам экипажей судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов, за исполнение трудовых обязанностей члена экипажа судна (льгота до 2027 г.)

Рыбодобывающие компании, осуществляющие прибрежное рыболовство 0

Предприятия рыбоперерабатывающего комплекса, применяющие УСН 20 20 0 0

Аквакультура и товарное рыбоводство 30 Нет льгот Нет льгот Нет льгот

Примечание. ПФ - Пенсионный фонд РФ; ФОМС - Фонд обязательного медицинского страхования РФ; ФСС - Фонд социального страхования РФ.

Список литературы

1. Мишуровская Е.А. Совершенствование организационной структуры рыбохозяйственного комплекса Калининградской области // Балтийский экономический журнал. 2012. № 1. С. 121-131.

2. Теплицкий В.А. Оценка рисков финансово-инвестиционной деятельности: монография. Калининград: Балтийский институт экономики и финансов, 2007. 92 с.

3. Теплицкий В.А. Стратегия и программы развития экономики. Бизнес-проектирование. Калининград: Балтийский институт экономики и финансов, 2007. 140 с.

4. Мнацаканян А.Г., Корякина А.В., Теплицкий В.А. Инвестиционные ресурсы рыбохозяйственного комплекса (на примере рыбохозяйственного комплекса Калининградской области): монография. Калининград: Калининградский государственный технический университет, 2014. 98 с.

5. Теплицкий В.А. Методические положения оценки инвестиционной привлекательности // Межвузовский сборник научных трудов РГУ им. И. Канта. 2008. С. 34-61.

6. Левкина Е.В., Василенко М.Е., Ворожбит О.Ю. Эффективность рыбной отрасли: теория, методология и практика. URL: http://naukovedenie.ru/PDF/27EVN613.pdf.

7. ДадашевА.З. Налоговый механизм регулирования инвестиционной активности // Финансы. 2008. № 5. С. 30-34.

8. Осипов М.А. Методы налогового стимулирования инвестиций в инновационное развитие экономики // Проблемы современной экономики. 2008. № 1. С. 448-452.

9. Минакова И.В., К.Е. Коровина. Регулирование инвестиционной деятельности посредством налоговых механизмов // Право и экономика. 2011. № 10. С. 55-60.

10. Теплицкий В.А., Мнацаканян А.Г., Долгая А.А., Щерба Т.А. Оценка современного состояния предпринимательства Калининградского рыбохозяйственного комплекса // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2013. № 3. С. 57-64.

11. Шпаченков Ю.А. Гоголина Л.В. Долгосрочные конкурентные преимущества рыбной промышленности и хозяйства России: сущность, направления формирования и развития, роль государства // Рыбное хозяйство. 2011. № 3. С. 20-23.

12. Мнацаканян А.Г., Теплицкий В.А. Методический подход определения платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия // Балтийский экономический журнал. 2011. № 2. С. 81-93.

13. Кикери С., Кэньон Т., Палмад П. Совершенствование инвестиционного климата. Уроки для практиков. М.: Весь Мир. 2007. 136 с.

14. Улыбина Л.К., Исаков И.Я. Налоговое стимулирование инвестиционной деятельности // Налоги и налогообложение. 2011. № 3. С. 5-9.

15. Пансков В.Г. О налоговом стимулировании инвестиционной деятельности // Финансы. 2009. № 2. С.37-42.

16. Митрофанова И.А., Митрофанова И.В., Тлисов А.Б. Налогообложение прибыли хозяйствующих субъектов: потенциал модернизации. М.: Директ-Медиа, 2014. 229 с.

ISSN 2311-8709 (Online) ISSN 2071-4688 (Print)

Fiscal System

TAX AND OTHER PRIVILEGES FOR ENTERPRISES OPERATING IN THE FISHING INDUSTRY Elena A. MISHUROVSKAYA

Kaliningrad State Technical University, Kaliningrad, Russian Federation [email protected]

Article history:

Received 4 September 2015 Accepted 27 September 2015

JEL classification: E22, E62, H21

Keywords: tax credit, fiscal incentive, special economic zone, tax treatment, tax regime

Abstract

Importance Enterprises operating in the fishing industry of the Kaliningrad oblast have a diverse

structure and include entities from different economic sectors, i.e. inshore and high seas fisheries,

fish processing plants, aquaculture, fishing equipment and fishing gear manufacturers, etc. The lack

of the sector-wide cooperation has an effect on tax regulation of these enterprises.

Objectives The aim is to analyze existing problems and needs of enterprises operating in each area

of the fishing industry to define reliable measures for improving the mechanism of tax and other

incentives.

Methods The study rests on the analysis of the structure and problems of enterprises of the regional fishery complex and the current tax mechanism.

Results I offer a classification of all enterprises based on the systematization of generally accepted classification criteria. The analysis of existing tax regimes and privileges shows that different enterprises of the fishery industry have different sets of fiscal incentives.

Conclusions Enterprises of the fish-processing complex and aquaculture have fewer opportunities for preferential assessment of taxes and charges. Therefore, to improve the mechanism of tax and other privileges in this sphere, it is necessary to take into account specific lines of business of the enterprises.

© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2016

References

1. Mishurovskaya E.A. Sovershenstvovanie organizatsionnoi struktury rybokhozyaistvennogo kompleksa Kaliningradskoi oblasti [Improving the organizational structure of the fishery complex of the Kaliningrad oblast]. Baltiiskii ekonomicheskii zhurnal = Baltic Economic Journal, 2012, no. 1, pp. 121-131.

2. Teplitskii V.A. Otsenka riskov fmansovo-investitsionnoi deyatel'nosti: monografiya [Risk assessment of financial and investment activity: a monograph]. Kaliningrad, Baltic Institute of Economics and Finance Publ., 2007, 92 p.

3. Teplitskii V.A. Strategiya i programmy razvitiya ekonomiki. Biznes-proektirovanie [The strategy and programs for economic development. Business engineering]. Kaliningrad, Baltic Institute of Economics and Finance Publ., 2007, 140 p.

4. Mnatsakanyan A.G., Koryakina A.V., Teplitskii VA. Investitsionnye resursy rybokhozyaistvennogo kompleksa (na primere rybokhozyaistvennogo kompleksa Kaliningradskoi oblasti): monografiya [Investment resources of the fishing industry (the fishery complex of the Kaliningrad oblast case): a monograph]. Kaliningrad, Kaliningrad State Technical University Publ., 2014, 98 p.

5. Teplitskii V.A. Metodicheskie polozheniya otsenki investitsionnoi privlekatel'nosti [Methodological guideline for investment attractiveness assessment]. Mezhvuzovskii sbornik nauchnykh trudov RGU im. Kanta = Interuniversity Collection of Scientific Papers of Immanuel Kant Baltic Federal University, 2008, pp.34-61.

6. Levkina E.V., Vasilenko M.E. Effektivnost' rybnoi otrasli: teoriya, metodologiya i praktika [Effectiveness of the fishing industry: theory, methodology and practice]. Available at: http://naukovedenie.ru/PDF/27EVN613.pdf. (In Russ.)

7. Dadashev A.Z. Nalogovyi mekhanizm regulirovaniya investitsionnoi aktivnosti [A tax mechanism to regulate investment activity]. Finansy = Finance, 2008, no. 5, pp. 30-34.

8. Osipov M.A. Metody nalogovogo stimulirovaniya investitsii v innovatsionnoe razvitie ekonomiki [Methods of tax incentives for investments in innovation development of the economy]. Problemy sovremennoi ekonomiki = Problems of Modern Economics, 2008, no. 1, pp. 448-452.

9. Minakova I.V., Korovina K.E. Regulirovanie investitsionnoi deyatel'nosti posredstvom nalogovykh mekhanizmov [Regulation of investment activities through tax mechanisms]. Pravo i ekonomika = Law and Economics, 2011, no. 10, pp. 55-60.

10. Teplitskii V.A., Mnatsakanyan A.G., Dolgaya A.A., Shcherba T.A. Otsenka sovremennogo sostoyaniya predprinimatel'stva Kaliningradskogo rybokhozyaistvennogo kompleksa [Assessment of the current state of business of the Kaliningrad fishery complex]. Vestnik Baltiiskogo federal'nogo universiteta im. I. Kanta = Vestnik of Immanuel Kant Baltic Federal University, 2013, no. 3, pp. 57-64.

11. Shpachenkov Yu.A., Gogolina L.V. Dolgosrochnye konkurentnye preimushchestva rybnoi promyshlennosti i khozyaistva Rossii: sushchnost', napravleniya formirovaniya i razvitiya, rol' gosudarstva [The long-term competitive advantage of the fishing industry and the economy of Russia: the essence, areas of formation and development, the role of government]. Rybnoe khozyaistvo = Fisheries, 2011, no. 3, pp. 20-23.

12. Mnatsakanyan A.G., Teplitskii VA. Metodicheskii podkhod opredeleniya platezhesposobnosti i finansovoi ustoichivosti predpriyatiya [Methodological approach to determine the solvency and financial stability of the enterprise]. Baltiiskii ekonomicheskii zhurnal = Baltic Economic Journal, 2011, no. 2, pp. 81-93.

13. Kicker S., Kenyon T., Palmad P. Sovershenstvovanie investitsionnogo klimata. Uroki dlya praktikov [Improving the investment climate. Lessons for practitioners]. Moscow, Ves' Mir Publ., 2007, 131 p.

14. Ulybina L.K., Isakov I.Ya. Nalogovoe stimulirovanie investitsionnoi deyatel'nosti [Tax incentives for investment activity]. Nalogi i nalogooblozhenie = Taxes and Taxation, 2011, no. 3, pp. 5-9.

15. Panskov V.G. O nalogovom stimulirovanii investitsionnoi deyatel'nosti [On tax incentives for investment activity]. Finansy = Finance, 2009, no. 2, pp. 37-42.

16. Mitrofanova I.A., Mitrofanova I.V., Tlisov A.B. Nalogooblozheniepribyli khozyaistvuyushchikh sub"ektov: potentsial modernizatsii [Taxation of profits of business entities: the potential of modernization]. Moscow, Direkt-Media Publ., 2014, 229 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.