Налоговые аспекты экономической реформы в КНР
Налоговая система Российской Федерации пережила наиболее активную фазу своего реформирования в конце 1990-х - начале 2000-х годов. С тех пор значительных изменений не было вплоть до настоящего времени. Однако в связи с кризисными явлениями в экономике страны, которые обострились в 2014 году, возникла необходимость усиления стимулирующей функции налогов. При разработке программ реформирования полезным представляется рассмотрение опыта зарубежных стран. В связи с этим, большой интерес представляет анализ основных тенденций в реформировании налоговой системы государства, демонстрирующего продолжительный впечатляющий экономический рост - Китайской Народной Республики (КНР).
Современная система налогообложения в КНР начала складываться в начале 80-х годов прошлого века с началом проведения реформ и политики открытости. Новая экономическая политика вела к появлению новых налогоплательщиков: предприятий национального капитала (частных предприятий, созданных китайскими предпринимателями) и предприятий иностранного капитала (совместных предприятий, предприятий с 100% иностранным капиталом).
В зависимости от того, в какой бюджет поступают платежи и сборы, налоги КНР подразделяется на три группы:
□ Центральные налоги, к которым относятся все таможенные сборы и налог на добавленную стоимость (НДС) от таможенных операций, потребительские платежи, налоги с хозяйственной деятельности и бизнеса, банковской, финансовой и торговой деятельности, а также налогообложение госпредприятий.
□ Совместные налоги, которые включают в себя налогообложение страховой и некоторых видов банковского дела, налоги с дохода от ценных бумаг, бизнес-налоги, а также НДС со всех видов деятельности, кроме таможенного оформления.
□ Местные налоги, состоящие из налогов на прибыль, некоторых видов бизнес-налогов, подоходного налога с граждан, гербового сбора и налогообложения недвижимости.
Н.М. Ярцева
УДК 336.22(510) ББК 65.261.4(Кит) Я-790
7 - 2015
Российский внешнеэкономический вестник
91 ^
На первом этапе политики реформ (с начала 1980-х годов) одной из важнейших задач для КНР являлось привлечение прямых иностранных инвестиций, поэтому одной из задач законодательной работы в КНР стала разработка системы налоговых льгот для предприятий с иностранным капиталом и их правовое оформление. Для предприятий с участием иностранного капитала были установлены значительные налоговые льготы, выражавшиеся в освобождении от уплаты некоторых налогов, например, при регистрации предприятия в специальных экономических зонах (СЭЗ). Предприятия с китайским капиталом, как правило, не могли пользоваться данными льготами.
СЭЗ должны были быть «открытыми окнами во внешний мир», через которые в страну поступали бы капиталы, новые технологии, знания и опыт в управлении. Целью выступала их адаптация в зонах, а затем - распространение по всему Китаю. Помимо этого, в зонах должен был отрабатываться рыночный механизм с вовлечением в него всех форм собственности, и налаживались бы производственные связи с зарубежными предприятиями.
В целом, Китай выиграл от создания СЭЗ. Ввиду всех примененных ограничений, в зонах увеличились покупки китайских товаров и оборудования. Следствием стал рост экспорта и успешное преодоление имеющихся проблем. В 2000 году доля Китая в общемировом экспорте товаров составляла 3,86%, а в 1978 году, когда реформы начинались - всего 0,75%. То есть, за 33 года доля государства в экспорте товаров в мире возросла в 14 раз1. В результате, в 2014 г. суммарный объем внешней торговли этих зон увеличился на 14,7% по сравнению с 2013 г. и составил 699,83 млрд долл., в том числе экспорт - 394,98 млрд долл. (+13,6% к году), импорт - 304,85 млрд долл. (+16,2% к году).2
В условиях глобального финансово-экономического кризиса 2007-2009 годов экономика Китая двигалась в направлении политики реформ и открытости - так называемой «эпохе высокого массового потребления» (the age of high mass consumption). Основные четыре направления антикризисной экономической политики 2009 г. включали меры по поддержанию экономического роста, расширению внутреннего спроса, рационализации структуры производства, улучшению жизни населения3. В налоговой сфере было положено начало перенесения центра тяжести налогообложения с производства на потребление, разработке и введению экологических налогов. В рамках курса стимулирования развития реального сек-
1 World Organization of Creditors (WOC)-Research - Аналитические исследования Всемирной Организации кредиторов /Китай продолжает наступление. - http://woc-org.com/ index.html
2 Портал внешнеэкономической информации Минэкономразвития РФ. http://www.ved. gov.ru/exportcountries/cn/about_cn/laws_ved_cn/special_area_cn/
3 Доклад об экономическом развитии в 2009 г.: V-образный Китай // Обозрение 24.12.2009 http://info.coatings.hc360.com/2009/12/240600157408.shtml
^ 92
Российский внешнеэкономический вестник
7 - 2015
тора налоговые реформы коснулись НДС, предпринимательского налога, потребительского налога (акциза). В целях поддержки внешнеэкономической деятельности были повышены ставки возврата НДС при экспорте. Были введены временные льготы на личные налоги, начата реформа ресурсных налогов с целью контроля за экологической ситуацией. В целом, в налогообложении был осуществлен сдвиг в направлении от предложения на внешний рынок к внутреннему спросу, от экспортного производства к национальному потреблению. Одновременно были предприняты меры по снижению в стране налогового бремени.
Следует отметить, что в условиях глобализации величина налоговой нагрузки является одним из важнейших инструментов удержания национальных капиталов и привлечения иностранных инвестиций. Реальное налоговое бремя в Китае ниже среднемировых значений. По данным МВФ, в 2009 году налоговое бремя, измеряемое как величина средних общих государственных доходов (% от ВВП) по группе стран, в которую входит Китай (так называемая медиана), составляет 16,5%, в то время, как в Китае этот показатель - 14,9%4. Для сравнения - в России уровень общих доходов государства (% от ВВП) имел величину 32,3% при медиане по данной группе стран - 26,8%5.
Важные изменения произошли в налоговой системе Китая за 2013 г. 6 В первую очередь, это изменения, связанные с реформой косвенного налогообложения: с 1 августа 2013 г. значительная часть предприятий в сфере услуг (логистика, консалтинг, экспертиза, услуги в сфере информационных технологий и др.) по всей стране перешла с уплаты налога на предпринимательскую деятельность (налога с оборота) на уплату НДС.
Дело в том, что в Китае в настоящее время для налогоплательщиков параллельно существуют два косвенных налога - НДС и налог на предпринимательскую деятельность (налог с оборота). При этом, если входной НДС для производственных предприятий может быть предъявлен к вычету (при наличии статуса обычного плательщика НДС), то входной налог на предпринимательскую деятельность предприятий сферы услуг к вычету не предъявлялся.
В связи с этим появились новые правила присвоения статуса обычного плательщика НДС для предприятий сферы услуг, правила применения налоговых льгот и администрирования НДС при экспорте товаров и услуг, правила консолидированной уплаты НДС головными предприятиями и их подразделениями.
4 Мобилизация доходов в развивающихся странах - Труды Международного Валютного Фонда. Подготовлено Департаментом по бюджетным вопросам. Утверждено Карло Кота-релли 8 Марта 2011 года - http://www.imf.org/external/russian/np/pp/2011/030811r.pdf, стр.75
5 Там же, 8 мая 2011 г., с.76
6 Третий пленум ЦК КПК (9-12 ноября 2013 г.) «О некоторых важных вопросах всестороннего углубления реформ».- http://cnlegal.ru/uncategorized/ccp_central_committee_ some_major_issues_comprehensively_deepening_reform_resolution/
7 - 2015
Российский внешнеэкономический вестник
93 0
Во-вторых, при определении налоговой базы по налогу на доходы предприятий (корпоративному подоходному налогу) появились новые правила уменьшения налоговой базы на сумму расходов, понесенных на НИОКР, освобождения от налога дохода от передачи технологий, дополнительная льгота для малых малорентабельных предприятий и для энергосервисных предприятий. В настоящее время ставка налога составляет 25% от прибыли предприятия. Предприятия-резиденты (включая предприятия с иностранным капиталом) выплачивают налог на всю прибыль, полученную внутри КНР и за рубежом. Основные льготы по налогу на прибыль включают следующие позиции.
1. Для предприятий новых и высоких технологий действует сниженная ставка налога на прибыль предприятий в размере 15%.
Основными требованиями к предприятиям новых и высоких технологий являются наличие прав интеллектуальной собственности, принадлежность продукции или услуг предприятия к новым и высоким технологиям, доля технических сотрудников и сотрудников, осуществляющих исследовательскую работу не менее 10% и 30% соответственно, уровень расходов на научно-исследовательскую деятельность (3%, 4% или 6% от выручки в зависимости от объемов выручки предприятия, при этом не менее 60% расходов должны быть осуществлены в КНР).
2. Для малых низкорентабельных предприятий предусмотрена сниженная ставка налога на прибыль предприятий в размере 20%.
3. Предусмотрен вычет из налогооблагаемого дохода при комплексном использовании ресурсов. Налог на прибыль предприятий рассчитывается с 90% суммы полученной выручки, если предприятие реализует проекты по комплексному использованию ресурсов (использование и переработка отходов, вторсырья, сопутствующих и побочных материалов).
4. Освобождение от налога или уменьшение налога в сельском и лесном хозяйстве, животноводстве и рыболовстве.
5. Налоговые каникулы для проектов по развитию инфраструктуры и проектов по охране окружающей среды, водосбережению и энергосбережению.
6. Зачет расходов на приобретение специального оборудования по охране окружающей среды, энергосбережение, водосбережение, безопасности производства.
Что касается налогообложения доходов физических лиц, то Главное государственное налоговое управление КНР (ГГНУ КНР) в 2013 г. уточнило правила налогообложения доходов в виде дивидендов по акциям, доходов физических лиц-инвесторов в сделках «слияний и поглощений» («mergers and acquisitions») и сотрудников предприятий, в которых созданы корпоративные пенсионные фонды.
Так, с 1 января 2013 г. вступило в силу Уведомление Министерства финансов КНР, ГГНУ КНР и Комиссии по регулированию рынка ценных бумаг КНР о на-
^ 94
Российский внешнеэкономический вестник
7 - 2015
логообложении дивидендов по акциям компаний, находящихся в обращении на фондовых биржах (Шанхайская и Шэньчжэньская фондовые биржи).7
При этом ставка налога зависит от срока, в течение которого акции компании принадлежали налогоплательщику. Стандартная ставка налога составляет 20%, при владении акциями менее 1 месяца налогоплательщик уплачивает налог в размере 100% налогооблагаемого дохода (дивидендов), при владении акциями от 1 месяца до 1 года налог уплачивается в размере 50% налогооблагаемого дохода. Если же срок владения акциями превышает 1 год, налог уплачивается в размере 25% налогооблагаемого дохода.
Ряд изменений в налогообложении имеет отношение к предприятиям-нерезидентам: новые правила определения налогового резидентства, налогообложения дохода от оказания услуг командированных сотрудников, новые правила применения специального налогового режима при проведении слияний и поглощений китайских предприятий иностранными инвесторами. Результаты осуществления налоговых реформ в КНР можно проиллюстрировать итогами выполнения бюджета 2013 г.
Согласно докладу «Об исполнении центрального и местных бюджетов за 2013 год и проекте центрального и местных бюджетов на 2014 год», совокупные финансовые доходы (центральный и местные бюджеты) в 2013 г. достигли 12 трлн 914,29 млрд юаней, что на 10,1% больше, чем в 2012 г. В общем объеме финансовых доходов налоговые поступления составили 85,5% (против 85,8% в 2012 г.), или 11 трлн 49,7 млрд юаней (+9,8%). 8
Однако в 2014 году темпы роста доходов консолидированного бюджета страны замедлились. Поступления в государственный бюджет в масштабах страны составили 14 трлн 034,974 млрд юаней, что на 8,6% выше уровня 2013 года9. К основным причинам замедления темпов роста доходов консолидированного бюджета КНР относятся следующие. Во-первых, произошло снижение темпов роста промышленного производства, потребления, инвестиций, прибыли предприятий и других показателей, соответственно уменьшился и размер роста доходов от налога
7 Уведомление Министерства финансов КНР, ГНУ КНР и Комиссии по регулированию рынка ценных бумаг КНР о налогообложении дивидендов по акциям компаний, находящихся в обращении на фондовых биржах (Шанхайская и Шэньчжэньская фондовые биржи).- http://cnlegal.ru/china_taxation/listed_companies_dividend_iit_tax/
8 Доклад об исполнении центрального и местных бюджетов за 2013 год и проекте центрального и местных бюджетов на 2014 год. - http://russian.china.org.cn/china/txt/2014-03/15/ content_31798871.htm - Сайт Russian.china.org.cn. (дата доступа 20.05.2015).
9 Доклад об исполнении центрального и местных бюджетов за 2014 год и проекте
центрального и местных бюджетов на 2015 год. - http://russian.china.org.cn/exclusive/
txt/2015-03/18/content_35085591.htm - Сайт Russian.china.org.cn (дата доступа 20.05.2015).
7 - 2015
Российский внешнеэкономический вестник
95 ^
на добавленную стоимость, корпорационного подоходного налога и прочих основных налогов. Вторая причина кроется в снижении индексов цен производителей и потребительских цен. В-третьих, изменения в регулировании рынка недвижимости повлекло заметное уменьшение объемов продаж жилья, соответственно намного сократился размер роста доходов от налога с оборота на недвижимость и подоходного налога с предприятий этой сферы. Одновременно продолжение эксперимента с взиманием НДС взамен налога с оборота также уменьшили финансовые доходы государства.
Несмотря на это, в Докладе10 подтверждено следование избранному курсу в сфере налогообложения. В рамках реформы налоговой системы наряду с упорядочением налоговых и прочих льгот в 2015 году ставится задача по полной замене налога с оборота налогом на добавленную стоимость. Также предполагается дальнейшее понижение ставок налогообложения для малых и микропредприятий.
БИБЛИОГРАФИЯ:
World Organization of Creditors (WOC)-Research - Аналитические исследования Всемирной Организации Кредиторов /Китай продолжает наступление. - http://woc-org.com/ index.html - (дата доступа 29.10. 2013) (Analiticheskie issledovanija Vsemirnoj Organizacii Kreditorov /Kitaj prodolzhaet nastuplenie)
Портал внешнеэкономической информации Минэкономразвития РФ. http://www.ved. gov.ru/exportcountries/cn/about_cn/laws_ved_cn/special_area_cn/ (дата доступа 10.06.2015) (Portal vneshnejekonomicheskoj informacii Minjekonomrazvitija RF)
Доклад об экономическом развитии в 2009 г. : V-образный Китай // Обозрение 24.12.2009.-http://info.coatings.hc360.com/2009/12/240600157408.shtml (Doklad ob jekonomicheskom razvitii v 2009 g.: V-obraznyj Kitaj // Obozrenie 24.12.2009)
Мобилизация доходов в развивающихся странах - Труды Международного Валютного Фонда. Подготовлено Департаментом по бюджетным вопросам. Утверждено Карло Котарелли 8 Марта 2011 года - http://www.imf.org/external/russian/np/pp/2011/030811r. pdf (Mobilizacija dohodov v razvivajushhihsja stranah - Trudy Mezhdunarodnogo Valjutnogo Fonda. Podgotovleno Departamentom po bjudzhetnym voprosam. Utverzhdeno Karlo Kotarelli 8 Marta 2011 goda)
Третий пленум ЦК КПК (9-12 ноября 2013 г.) «О некоторых важных вопросах всестороннего углубления реформ».- http://cnlegal.ru/uncategorized/ccp_central_committee_some_ major_issues_comprehensively_deepening_reform_resolution/ (Tretij plenum CK KPK (9-12 nojabija 2013 g.) «O nekotoryh vazhnyh voprosah vsestoronnego uglublenija reform»)
10 Доклад об исполнении центрального и местных бюджетов за 2014 год и проекте центрального и местных бюджетов на 2015 год. - http://russian.china.org.cn/exclusive/txt/2015-03/18/content_35085591.htm - Сайт Russian.china.org.cn (дата доступа 20.05.2015).
^ 96
Российский внешнеэкономический вестник
7 - 2015
Уведомление Министерства финансов КНР, ГНУ КНР и Комиссии по регулированию рынка ценных бумаг КНР о налогообложении дивидендов по акциям компаний, находящихся в обращении на фондовых биржах (Шанхайская и Шэньчжэньская фондовые биржи). http://cnlegal.ru/china_taxation/listed_companies_dividend_iit_tax/ (Uvedomlenie Ministerstva finansov KNR, GNU KNR i Komissii po regulirovaniju rynka cennyh bumag KNR o nalogooblozhenii dividendov po akcijam kompanij, nahodjashhihsja v obrashhenii na fondovyh birzhah (Shanhajskaja i Shjen'chzhjen'skaja fondovye birzhi))
Доклад об исполнении центрального и местных бюджетов за 2013 год и проекте центрального и местных бюджетов на 2014 год. - http://russian.china.org.cn/china/txt/2014-03/15/content_31798871.htm - Сайт Russian.china.org.cn. (дата доступа 20.05.2015) (Doklad ob ispolnenii central'nogo i mestnyh bjudzhetov za 2013 god i proekte central'nogo i mestnyh bjudzhetov na 2014 god)
Доклад об исполнении центрального и местных бюджетов за 2014 год и проекте центрального и местных бюджетов на 2015 год,- http://russian.china.org.cn/exclusive/txt/2015-03/18/content_35085591_2.htm - Сайт Russian.china.org.cn. (дата доступа 20.05. 2015) (Doklad ob ispolnenii central'nogo i mestnyh bjudzhetov za 2014 god i proekte central'nogo i mestnyh bjudzhetov na 2015 god)
7 - 2015
Российский внешнеэкономический вестник
97 Q