за рубежом
65
УДК 336.25
налоговое стимулирование неоиндустриализации: опыт великобритании и его актуальность для России
Королева Людмила Павловна,
канд. экон. наук, доцент кафедры теоретической экономики и экономической безопасности, Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева, Саранск, Россия
korol.l@mail.ru
Великобритания, будучи флагманом первой промышленной революции, одной из первых приступила к реформированию налоговой системы в интересах повышения ее конкурентоспособности в условиях новой индустриальной реальности. В связи с этим в статье исследуется опыт реформирования корпоративного налогообложения в Великобритании в период с 2010 г. по настоящее время, а также перспективы реформ до 2020 г. Среди нововведений, касающихся стимулирования роста промышленного бизнеса, интерес для России представляют особый режим налогообложения доходов от интеллектуальной собственности; налоговый кредит в отношении расходов на НИОКР; ежегодное инвестиционное пособие; меры по стимулированию инвестиций в стартапы и прибыльные предприятия посредством инвестиционных схем; схемы государственного софинансирования найма персонала и инвестиций в человеческий капитал; освобождение от налогов микробизнеса.
ключевые слова: налоговая реформа; корпоративное налогообложение; налоговая ставка; дорожная карта; новая индустриализация; промышленная революция.
NEo-INDuSTRIALIZATioN tax INCENTIVES:
the uk experience and its relevance for Russia
Koroleva Ludmila P., PhD (Economics), assistant professor of the Theoretical Economics and Economic Security
Department, Ogarev State Mordovia National Research University, Saransk, Russia
korol.l@mail.ru
Having pioneered the first industrial revolution, Great Britain was one of the first countries to start the reform of the tax system in order to improve its competitiveness in a new industrial reality. In this regard, the paper explores the experience of the corporate taxation reform in the UK for the period of 2010 to nowadays as well as the reformation prospects until 2020. Among the innovations related to the stimulation of the industrial business growth, the following are of particular interest for Russia: special regime of the intellectual property income taxation; tax credit applied to R&D expenditures; annual investment allowance; measures to boost investments into start-ups and profitable companies through investment schemes; schemes of the government co-financing of recruitment and investments into the human capital; micro business tax exemption.
Keywords: tax reform; corporate taxation; tax rate; road map; new industrialization; industrial revolution.
Необходимость нового подхода к стимулированию промышленного производства
Великобритания по праву считается флагманом промышленной революции в Европе. При-
чины британской индустриализации XVIII в. и «великой дивергенции» в странах Европы по сей день вызывают дискуссии среди ученых [1]. Неоднозначно оценивается и влияние налогообложения на ее ход и темпы. Обращает на себя
66
за рубежом
внимание более высокий уровень налогообложения до и во время промышленной революции в Англии по сравнению с другими странами Европы, при том, что на протяжении XVШ-XIX вв. доля налогов в стране составляла всего 10% от национального дохода, за исключением периода военных действий, когда данная величина достигала 20%. [2]. Анализ налогового бремени, с точки зрения реальных доходов на душу населения в Англии XVIII в., свидетельствует о том, что налогообложение может осуществлять негативное влияние на экономику, замедляя темпы индустриализации вследствие ограничения внутреннего спроса [3].
В XXI в. мир охватила новая (четвертая) промышленная революция, вызванная ключевыми изменениями, происходящими в промышленном производстве (появление искусственного интеллекта, робототехники, аддитивных технологий, новых материалов, нано- и биотехнологий, Интернета вещей, нестандартных товаров, ориентированных на нетипичных клиентов, растущая важность экологических эффектов и др.). После глобальной рецессии 2008-2009 гг., сопряженной с обвалом финансового сектора, возникла новая тенденция, которая заключается в стимулировании производственных отраслей, совмещающих новые технологии и направленных на решение глобальных проблем. Для этого требуется разработка новых подходов к экономической политике по целому ряду различных направлений [3].
Данный факт признан лидерами стран G20 на проходившем в сентябре 2016 г. Саммите в Хан-чжоу (КНР), результатом работы которого стал План действий «Группы двадцати» в связи с новой индустриальной революцией1. В коммюнике, подписанным лидерами «Группы двадцати» по итогам саммита, подчеркивается важная роль фискальной политики в проведении структурных реформ и необходимость гибкого использования налоговой политики для стимулирования роста2.
В данной статье рассматривается опыт Великобритании по формированию нового облика
1 План действий «Группы двадцати» в связи с новой индустриальной революцией. 2016. Сентябрь. URL: http://kremlin.ru/ supplement/5112.
2 Коммюнике лидеров «Группы двадцати» по итогам саммита
в Ханчжоу (КНР). 2016. Сентябрь. URL: http://kremlin.ru/ supplement/5108.
налоговой политики, соответствующего интересам обеспечения лидерства страны в условиях новой промышленной революции. Российскими налоговедами исследованы на настоящий момент особенности и тенденции развития налогообложения в Великобритании в отношении самозанятого населения [5], малого бизнеса [6], добычи природных ресурсов [7], организаций [8], инновационной деятельности [9], преодоления последствий финансового кризиса 2008-2009 гг. [10].
Известно, что налоговые реформы в Великобритании, начатые с 2010 г., получили дальнейшее развитие в соответствии с дорожной картой налогообложения бизнеса до 2020 г., принятой в 2016 г., ключевые положения которой, направленные на стимулирование развития бизнеса, составят предмет исследования данной статьи.
Реформа корпоративного налогообложения 2010 г. - первый шаг к конкурентоспособной налоговой системе
С 2010 г. в Великобритании проводится масштабная налоговая реформа с целью повышения конкурентоспособности национального корпоративного налогового режима среди стран G20 и обеспечения необходимых условий для роста инвестиций и инноваций3. В ее основу положены пять принципов: снижение ставок при сохранении налоговой базы; поддержание стабильности; поддержание равных условий для налогоплательщиков; соответствие современной деловой практике; неусложнение налоговой системы. Среди ключевых мероприятий, реализованных в налоговой сфере с 2010 г., следует отметить:
• снижение ставки корпоративного налога на доходы с 28 до 20%, что позволит бизнесу по расчетам на 2016-2017 гг. ежегодно получать экономию 10 млрд фунтов стерлингов;
• введение особого режима налогообложения доходов от интеллектуальной собственности по пониженной ставке на 10% (Patent Box);
3 HM Treasury. The Corporate Tax Road Map «Corporate Tax Reform: delivering a more competitive system». London. 2010. November. 18 p. URL: https://www.gov.uk/government/uploads/ system/uploads/attachment_data/file/193239/Corporation_tax_ road_map.pdf.
• введение ежегодного инвестиционного пособия (Annual Investment Allowance — AIA) — вычета из налогооблагаемой прибыли в сумме фактических затрат на приобретение машин и оборудования по определенному перечню и коррекция его величины от 50 000 фунтов стерлингов с 2008 г. до 200 000 фунтов стерлингов в 2016 г.;
• реформа налогообложения иностранных контролируемых организаций;
• увеличение потенциала налогового кредита и иных преференций в отношении НИОКР;
• налоговое стимулирование занятости путем предоставления скидки работодателям из суммы страховых взносов (National Insurance contributions — NIC) с апреля 2014 г. в сумме 2000 фунтов стерлингов, с апреля 2016 г.— 3000 фунтов стерлингов. По данным 2016 г., более 1 млн работодателей воспользовались этой преференцией, которая позволяет не уплачивать страховые взносы с минимальной оплаты труда четырех работников. За 2014-2015 гг. число малых предприятий, использующих труд наемных сотрудников, выросло на 100 000 ед.
После глобальной рецессии 20082009 гг., сопряженной с обвалом финансового сектора, возникла новая тенденция, которая заключается в стимулировании производственных отраслей, совмещающих новые технологии и направленных на решение глобальных проблем.
По оценкам органов власти, эти реформы стимулировали рост инвестиций, занятости, позволили укрепить финансовую устойчивость бюджетной системы. За период с I квартала 2010 г. по I квартал 2016 г. количество занятых возросло на 2,3 млн человек, а инвестиции в бизнес — на 26%. В 2014-2015 гг. Великобритания привлекла рекордное количество инвестиционных проектов, что позволило создать почти 85 000 рабочих мест.
Особое внимание уделялось равенству налогоплательщиков с позиции выполнения ими налоговых обязательств, что предполагает активное противодействие уклонению от уплаты налогов крупнейших налогоплательщиков. В частности, были приняты меры по борьбе с теневой заработной платой; необоснованной налоговой компенсацией убытков, полученных иными участниками корпоративной группы; несправедливыми налоговыми преимуществами от распределения прибыли компаний через партнерства; ложной самозанятостью и офшорными посредниками в сфере занятости, позволяющими избегать уплаты страховых взносов (NIC); размыванием налоговой базы по корпоративному налогу на доход. По оценкам Казначейства (HM Treasury), дополнительно ожидаемые налоговые доходы бюджета от этих мероприятий к 2020 г. составят 13,2 млрд фунтов стерлингов.
Реформа корпоративного налогообложения - низкие ставки, модернизация процедур и равные условия
В марте 2016 г. была опубликована новая дорожная карта корпоративных налогов до 2020 г. и за его пределами4, принятая в продолжение дорожной карты от 2010 г. Она призвана обеспечить прозрачность налоговых отношений с бизнесом, планирующим долгосрочные инвестиционные проекты, имеющие жизненно важное значение для экономического роста и повышения производительности в Великобритании. Документ закрепляет осуществление следующих мероприятий:
1) снижение налоговых ставок для бизнеса5;
2) реформирование налогового режима в энергетическом бизнесе6;
4 HM Treasury. Business tax road map. London. 2016. March. 42 p. URL: https://www.gov.uk/government/uploads/system/uploads/ attachment_data/file/509249/business_tax_road_map_final2.pdf.
5 HM Treasury. Business rates review: terms of reference and discussion paper. London. 2015. March. 32 p. URL: https://www. gov.uk/governme nt/uploads/system/uploads/attachment_data/ file/413070/business_rates_review_final.pdf
6 HM Treasury. Reforming the business energy efficiency tax landscape: response to the consultation. London. 2016. March. 34 p. URL: https://www.gov.uk/government/uploads/system/ uploads/attachment_data/file/508159/reforming_business_energy_ efficiency_tax_response_final.pdf.
за рубежом
Для стартапов:
- новые торговые и имущественные скидки с дохода;
- стимулирование инвестиций в стартапы через инвестиционные схемы (Seed Enterprise Investment Scheme — SEIS);
- выделенная телефонная линия в департаменте налогов и таможенных платежей в рамках модернизированного цифрового процесса регистрации бизнеса
Для предприятий, осуществляющих исследования и разработки (R&D): щедрый налоговый кредит
Для предприятий, инвестирующих в проекты и машины:
- ежегодное инвестиционное пособие (Annual Investment Allowance) на высоком постоянном уровне
Для бизнеса, принимающего первых сотрудников:
- скидки работодателям из суммы Национального страхового взноса (NIC) в пределах 3000 фунтов стерлингов в год
Для переезда бизнеса в специализированные коммерческие помещения:
- сокращение нагрузки на бизнес на 6,7 млрд фунтов стерлингов в течение ближайших 5 лет, 600 000 субъектов малого бизнеса попадают под освобождение от местных налогов;
- сокращение налогов для многих субъектов малого бизнеса, приобретающих нежилую недвижимость в Великобритании
Для прибыльного бизнеса
- снижение ставки налога на прирост капитала с 28 до 20% и основной ставки с 18 до 10%, в том числе облегчение нагрузки для внешних инвесторов в отношении долгосрочных инвестиций в некотирующиеся на бирже компании;
- стимулирование инвестиций через инвестиционные схемы предприятий (EIS) и венчурные фонды;
- самые низкие ставки по корпоративным налогам среди стран G20 (к 2020 г. сокращение ставки до 17%)
Постоянная поддержка от службы по налогам и таможенным сборам Великобритании
(HMRevenue and Customs — HMRS):
- инвестиции в информатизацию HMRS для уменьшения времени ожидания вызова, работы окрытых телефонных линий и онлайн-сервисов 7 дней в неделю;
- реализация пилотных проектов для совместной работы HMRS и региональных центров роста
Ключевые меры налогового стимулирования бизнеса в Великобритании
Источник: HM Treasury. Business tax road map. London. 2016. March. 42 p.
3) справедливое налогообложение транснациональных компаний в рамках международной борьбы с размыванием налоговой базы и перемещением прибыли (план ВЕРБ).
В перспективе до 2020 г. Правительство Великобритании планирует активно использовать налоговую систему для поддержки бизнеса в интересах роста (рисунок).
Все перечисленные на рисунке меры направлены на сокращение налоговой нагрузки в целях стимулирования роста и поддержки малого бизнеса. Рассмотрим подробнее ряд нововведений, запланированных в дорожной карте налогообложения бизнеса Великобритании и, по
нашему мнению, представляющих интерес для России.
Нововведения в налогообложении Великобритании в целях развития промышленного производства
Переоценка коммерческой недвижимости с 1 апреля 2017 г. с применением пониженных коэффициентов (множителей с 49,7 до 47,9 п.) позволит сократить нагрузку по местному налогу на коммерческую недвижимость, прежде всего, для малого бизнеса. 600 000 предприятий со стоимостью коммерческой недвижимости менее установленного предела (12 000 фунтов
стерлингов) не будут уплачивать данный налог. Нагрузка на большинство налогоплательщиков по всей стране, владеющих коммерческой недвижимостью, либо сократится, либо останется прежней. Для остальных налогоплательщиков ожидается рост налоговых платежей не более чем на 5% в первый год. В переходный период предусмотрены схемы облегчения нагрузки, которые обойдутся бюджету в 3,6 млрд фунтов стерлингов7. Одновременно планируется совершенствовать администрирование местного налога на коммерческую недвижимость, внедрить переоценку стоимости недвижимости до трех раз в год и перейти к цифровым налоговым счетам.
По налогу на корпоративный доход первоначально в рамках бюджета 2016 г. планировалось сократить налоговую ставку до 19% в 2017 г. и до 18% в 2020 г. Дорожная карта корпоративных налогов закрепляет еще более низкий уровень ставки к 2020 г.— 17%, что позволит Великобритании занять 1-е место среди стран G20, имеющих самые низкие ставки по налогу на доходы бизнеса. Проведенный по инициативе правительства Великобритании анализ долгосрочного экономического воздействия сокращения ставки корпоративного налога до 17% свидетельствует о возможном приросте ВВП от 0,6 до 1,1%, а с учетом положительного эффекта от расширения внутренних инвестиций — от 0,8 до 1,3% (15-24 млрд фунтов стерлингов в ценах 2016 г.)8. Напомним, что еще в 2006 г. ставка по налогу на корпоративный доход в Великобритании составляла 30%.
Одновременно с сокращением ставок на прибыль основных категорий плательщиков сохраняются особые режимы налогообложения для организаций нефтегазового, страхового, банковского секторов и судоходного бизнеса. Так, дополнительный налог был введен на платель-
7 Department for Communities and Local Government. Consultation on the transitional arrangements for the 2017 business rates revaluation. Summary of Responses and Government's Response. London. 2016. November. URL: https://www.gov.uk/government/ uploads/system/uploads/attachment_data/file/572823/Transition-al_Relief_consultation_response.pdf.
8 Policy paper. Corporation Tax to 17% in 2020. Published 16 March 2016. URL: https://www.gov.uk/government/publications/ corporation-tax-to-17-in-2020/corporation-tax-to-17-in-2020/
щиков банковского сектора с 1 января 2016 г. на 8% на прибыль свыше 25 млн фунтов стерлингов. Кроме того, для банков ограничено право налоговой компенсации убытков, которые могут быть перенесены только против 50% прибыли за налоговый период (в 2017 г. — против 25%)9.
Правительство Великобритании стимулирует также инвестиции и занятость путем повышения конкурентоспособности налогового режима в нефтегазовой сфере, оценивая нефть и газ как жизненно важное национальное достояние. В частности, в связи с резким падением цен на нефть с 2014 г. для разработчиков континентального шельфа Великобритании ежегодно сокращались ставки дополнительной платы с 30 до 10%, а с 2016 г. налог на нефтяной доход уменьшился до 0%. Поставлена задача упростить налоговый режим для инвесторов и выровнять игровое поле между инвестиционными возможностями в старых и новых месторождениях, принимаются меры по стимулированию инвестиций в разведочные работы, инфраструктуру, а также проекты на поздних этапах жизненного цикла10.
Сокращение ставки по налогу на прирост капитала для большинства активов с 28 до 20% и базовой ставки с 18 до 10% направлено на стимулирование роста масштабов бизнеса. В отношении жилой недвижимости предусмотрена надбавка в размере 8% для того, чтобы стимулировать инвестиции в бизнес вместо приобретения недвижимости для сдачи ее в аренду.
Большие надежды правительство Великобритании возлагает на вклад в экономический рост самозанятого населения, численность которого только в 2015 г. увеличилась на 150 000 человек. Для поддержки микробизнеса с апреля 2017 г. вводятся новые льготы в виде освобождения торгового дохода и дохода от собственности до 1000 фунтов стерлингов. Те, у кого доходы ниже данной величины, не будут упла-
9 PWS. United Kingdom: Corporate — Taxes on corporate income. 2016. URL: http://taxsummaries.pwc.com/uk/taxsummaries/wwts. nsf/ID/United-Kingdom-Corporate-Taxes-on-corporate-income.
10 HM Treasury. Driving investment: a plan to reform the oil and
gas fiscal regime. London. 2014. December. 40 p. URL: https://www. gov.uk/government/uploads/system/uploads/attachment_data/ file/382785/PU1721_Driving_investment_-_a_plan_to_reform_the_ oil_and_gas_fiscal_regime.pdf.
70
за рубежом
чивать подоходный налог. Налогоплательщики с более высокими доходами получат необлагаемый вычет из валового дохода в сумме 1000 фунтов стерлингов. А с апреля 2018 г. планируется отменить 2-й класс страховых взносов (NIC), что позволит 3,4 млн самозанятых лиц сократить свои платежи в среднем на 134 фунта стерлингов в год11.
Для стимулирования инвестиций в развитие кадров с 1 апреля 2017 г. планируется введение нового механизма финансирования профессионального обучения физических лиц за счет сбора на ученичество. Он будет взиматься в размере 0,5% от суммы, указанной в платежной ведомости работодателя. Каждый работодатель в апреле 2017 г. получит пособие — компенсацию в размере 15 000 фунтов стерлингов, что позволит охватить сборами менее чем 2% британских работодателей.
Для работодателей, которые используют труд 16- и 18-летних учеников, а в ряде случаев и 19-и 24-летних учеников, при общей численности наемных сотрудников в 50 человек, правительство планирует погашать 100% всех расходов на обучение. Работодателям при общей численности наемных сотрудников свыше 50 человек, а также образовательным организациям, обучающим данные категории граждан, планируется выплачивать дополнительно 1000 фунтов стерлингов.
Параллельно с нововведениями в налогообложении планируется наращивать борьбу с агрессивным налоговым планированием, размыванием налоговой базы со стороны транснациональных корпораций. Многочисленные задачи ставятся и по упрощению и модернизации налоговых режимов, повышению эффективности налогового администрирования.
Актуальность использования опыта Великобритании по налоговому стимулированию неоиндустриального развития в России
Россия как участник Саммита G20 в Ханчжоу взяла на себя обязательства по реализации
11 HM Treasury. Business tax road map. London. 2016. March. 42 p. URL: https://www.gov.uk/government/uploads/system/uploads/ attachment_data/file/509249/business_tax_road_map_final2.pdf.
мер, содействующих новой индустриальной революции, в том числе обязательство «поддерживать международное налоговое сотрудничество для достижения справедливой на глобальном уровне и современной налоговой системы и для стимулирования роста, включая продвижение текущего сотрудничества: в реализации пакета мер «Группы двадцати» / ОЭСР по борьбе с размыванием налогооблагаемой базы и выводу прибыли из-под налогообложения (BEPS); по обмену налоговой информацией; по укреплению институционального потенциала стран с развивающейся экономикой, а также по мерам налоговой политики в целях стимулирования роста и налоговой определенности»12. В обращении к Федеральному Собранию В. В. Путин подтвердил намерение «ориентировать нашу налоговую систему так, чтобы она работала на главные цели: стимулирование деловой активности, рост экономики и инвестиций, создание конкурентных условий для развития наших предприятий»13. В связи с данными обязательствами актуальность использования в России прогрессивного и эффективного опыта налоговых реформ Великобритании не вызывает сомнений.
По оценкам Минфина России, в 2014 г. налоговая нагрузка в Великобритании составляла 32,57%, а в России - 31,89%14, притом большая ее часть ложится в Великобритании на налоги с физических лиц, а в России - на корпоративные налоги. Так, по прогнозам, в 2016-2017 гг. в Великобритании доля налога на доходы физических лиц в государственных доходах составит 25,4%, страховых взносов — 17,7%, НДС — 16,8%, корпоративного налога на доходы — всего 6%15.
12 Коммюнике лидеров «Группы двадцати» по итогам саммита в Ханчжоу (КНР). 2016. Сентябрь. [Электронный ресурс]. URL: http://kremlin.ru/supplement/5108/
13 Послание Федеральному Собранию. URL: http://kremlin.ru/ events/president/news/53379.
14 Основные направления налоговой политики на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов. URL: http://minfin. ru/ru/document/?id_4=116206& area_id=4& page_ id=2104& popup=Y#ixzz4UunAqOkX.
15 Institute for Fiscal Studies. A survey of the UK tax system. London. 2016. November. P. 5. URL: https://www.ifs.org.uk/bns/ bn09.pdf.
ФНС России проведена большая работа в рамках международного налогового сотрудничества со странами ОЭСР по внедрению прогрессивных технологий администрирования и контроля, модернизации и упрощения процедур налогового администрирования [11].
Тем самым создана необходимая база для реализации налоговой реформы, направленной на стимулирование неоиндустриального развития России. Ее ключевыми нововведениями должны стать активно используемые в Великобритании и в большинстве развитых стран следующие инструменты: особый режим налогообложения доходов от интеллектуальной собственности (Patent Box) [12]; налоговый кредит в отношении расходов на НИОКР [13]; ежегодное инвестиционное пособие (AIA) или, как его часто называют, российские на-логоведы, инвестиционная льгота по налогу на прибыль. Особое внимание следует уделять оценке возможностей использования в российской налоговой системе мер по стимулиро-
ванию инвестиций в стартапы и прибыльные предприятия посредством инвестиционных схем (EIS), а также схем государственного со-финансирования найма персонала и инвестиций в человеческий капитал. Примечательна и практика Великобритании по дифференциации налоговой нагрузки в реальном и финансовом секторах экономики, соответствующая духу неоиндустриального развития.
Выводы
Неоиндустриальное развитие — объективная необходимость для обеспечения конкурентоспособности России на мировой арене в условиях новой индустриальной революции. Налоговое стимулирование неоиндустриального развития способно стать эффективным рычагом обеспечения инновационного, устойчивого и инклюзивного экономического роста в условиях расширения международного сотрудничества по вопросам налогового администрирования и повышения прозрачности налоговых отношений.
литература
1. Harley C. K. British and European Industrialization. Discussion Papers in Economic and Social History Number 111. University of Oxford. 2013. 62 p. URL: http://www.economics.ox.ac.uk/materials/ papers/12644/harley111.pdf (дата обращения: 01.02.2017).
2. Hartwell R. M. Taxation in England during the industrial Revolution. Cato Journal, 1981, vol. 1, No. 1, pp. 129-153.URL: https://object.cato.org/sites/cato.org/files/serials/files/cato-journal/1981/5/cj1n1-7.pdf. (дата обращения: 01.02.2017).
3. Beckett J. V., Turner M. Taxation and Economic Growth in Eighteenth-Century England // The Economic History Review, New Series, 1990, vol. 43, No. 3, pp. 377-403.
4. Марш П. Новая промышленная революция. Потребители, глобализация и конец массового производства. М.: Изд-во Института Гайдара, 2015. 420 с.
5. Шередеко Е. В. Зарубежный опыт налогообложения самозанятых физических лиц // Финансы и управление. 2016. № 2. С.111-117.
6. Шередеко Е. В. Меры государственной поддержки малого и среднего бизнеса в Великобритании // NB: Административное право и практика администрирования. 2015. № 1. С. 36-44.
7. Моисеенко М. А. Правовое регулирование нефтеспецифического налогообложения континентального шельфа: опыт Великобритании // Финансовое право. 2013. № 3. С. 39-42.
8. Янкевич С. В. Правовые основы корпоративного налогообложения в Великобритании // Публично-правовые исследования. 2014. № 2. С. 4.
9. Крутик А. Б. Стимулирование инновационного развития экономики через корпоративное налогообложение: применение британского опыта к российским реалиям // РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. 2012. № 3. С. 119-122.
10. Лыкова Л. Н. Налоговая система Великобритании в условиях финансового кризиса // Федерализм. 2015. № 2 (78). С. 163-180.
11. Мишустин М.В. Факторы роста налоговых доходов: макроэкономический подход // Экономическая политика. 2016. Т. 11. № 5. С. 8-27.
12. Королёва Л. П. Налоговый режим IP-BOX: основные элементы и тенденции трансформации в зарубежных странах // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2016. № 5 (338). С. 152164.
13. Королева Л. П., Кандрашкина М.А. Налоговый кредит как инструмент стимулирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок: зарубежный и отечественный опыт // Финансы и кредит. 2015. № 30 (654). С. 29-39.
REFERENCES
1. Harley C. K. British and European Industrialization. Discussion Papers in Economic and Social History Number 111. University of Oxford. 2013. 62 p. Available at: http://www.economics.ox.ac.uk/materials/ papers/12644/harley111.pdf.
2. Hartwell R. M. Taxation in England during the industrial Revolution. Cato Journal. 1981, vol. 1, No. 1, pp. 129-153. Available at URN: https://object.cato.org/sites/cato.org/files/serials/files/cato-journal/1981/5/cj1n1-7.pdf.
3. Beckett J. V. and Turner M. Taxation and Economic Growth in Eighteenth-Century England. The Economic History Review. New Series. 1990, vol. 43, No. 3, pp. 377-403 DOI: 10.2307/2596939.
4. Marsh P. The New Industrial Revolution. Consumers, Globalization and the End of Mass Production [Novaja promyshlennaja revoljucija. Potrebiteli, globalizacija i konec massovogo proizvodstva]. Moscow, Izd-vo Instituta Gajdara, 2015, 420 p.
5. Sheredeko E. V. Foreign experience of the taxation of self-employed individuals [Zarubezhnyj opyt nalogooblozhenija samozanjatyh fizicheskih lic]. Finansy i upravlenie — Finance and Management, 2016, No. 2, pp. 111-117.
6. Sheredeko E. V. Measures of state support of small and medium businesses in the UK [Mery gosudarstvennoj podderzhki malogo i srednego biznesa v Velikobritanii]. NB: Administrativnoe pravo i praktika administrirovanija — NB: Administrative Law and Administration Practice, 2015, No. 1, pp. 36-44.
7. Moiseenko M. A. Necessitities legal regulation of taxation of the continental shelf: United Kingdom [Pravovoe regulirovanie neftespecificheskogo nalogooblozhenija kontinental'nogo shel'fa: opyt Velikobritanii]. Finansovoe parvo — Financial Law, 2013, No. 3, pp. 39-42.
8. Jankevich S. V. The legal basis of corporate taxation in the UK [Pravovye osnovy korporativnogo nalogooblozhenija v Velikobritanii]. Publichno-pravovye issledovanija — Public Law Research, 2014, No. 2, p. 4.
9. Krutik A. B. Stimulation of innovative Development of the Economy through corporate Taxation: application of the British Experience to the Russian Reality [Stimulirovanie innovacionnogo razvitija jekonomiki cherez korporativnoe nalogooblozhenie: primenenie britanskogo opyta k rossijskim realijam]. RISK: Resursy, informacija, snabzhenie, konkurencija — RISK: Resources, Information, Supply, Competition, 2012, No. 3, pp. 119-122.
10. Lykova L. N. Taxation System of the United Kingdom in the Terms of financial Crisis [Nalogovaja sistema Velikobritanii v uslovijah finansovogo krizisa]. Federalizm — Federalism, 2015, No. 2 (78), pp. 163-180.
11. Mishustin M. V. Factors of Growth of Tax Revenues: A Macroeconomic Approach [Faktory rosta nalogovyh dohodov: makrojekonomicheskij podhod]. Jekonomicheskaja politika — Economic Policy, 2016, Vol. 11, No. 5, pp. 8-27.
12. Koroljova L. P. IP-Box tax regime: essentials and transformation trends in foreign countries [Nalogovyj rezhim IP-BOX: osnovnye jelementy i tendencii transformacii v zarubezhnyh stranah]. Nacional'nye interesy: prioritety i bezopasnost' — National interests: priorities and security, 2016, No. 5 (338), pp. 152164.
13. Koroleva L. P., Kandrashkina M. A. Tax credit as a tool to boost research and development and experimental design: foreign and domestic experience [Nalogovyj kredit kak instrument stimulirovanija nauchno-issledovatel'skih i opytno-konstruktorskih razrabotok: zarubezhnyj i otechestvennyj opyt]. Finansy i kredit — Finance and credit, 2015, No. 30 (654), pp. 29-39.