ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА РЕГИОНА
УДК 336.02
НАЛОГОВОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В СУБЪЕКТАХ РФ (НА ПРИМЕРЕ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ)
Д.А. ВАВУЛИН, кандидат экономических наук, доцент кафедры государственного управления и финансов E-mail: [email protected] Государственный университет — учебно-научно-производственный комплекс, г. Орел
С.В. СИМОНОВ, кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой менеджмента и маркетинга E-mail: [email protected] Филиал Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, г. Орел
А.В. АГЕЕВ, кандидат экономических наук, доцент кафедры математики и информатики E-mail: [email protected] Филиал Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, г. Орел
В данной статье авторы на примере Орловской области рассматривают практику налогового стимулирования инвестиционной активности в субъектах РФ.
Ключевые слова: регион, инвестиции, налоговые льготы
Российские регионы в условиях острой конкурентной борьбы за деньги инвесторов, решая задачу привлечения инвестиций в региональную экономику,
в рамках налогового законодательства РФ достаточно активно применяют механизм предоставления налоговых льгот для стимулирования на своих территориях инвестиционной активности [8, 9].
Те или иные налоговые льготы для инвесторов установлены во всех субъектах РФ. При этом можно проследить два подхода к установлению региональных налоговых льгот - либеральный, предполагающий предоставление инвесторам всех возможных налоговых льгот в максимально возможных пределах и на длительные сроки, и консервативный,
предполагающий значительно более взвешенные подходы к решению этого вопроса.
Наиболее ярким примером использования первого подхода в настоящее время является Ульяновская область1. Значительно более консервативно к установлению налоговых льгот для инвесторов подходят другие субъекты РФ, например Орловская область2.
Возможность установления субъектам инвестиционной деятельности специальных налоговых режимов, не носящих индивидуального характера, предусмотрена Законом Орловской области от 06.10.2009 № 969-ОЗ (ред. от 05.09.2012) «О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Орловской области». При этом конкретные налоговые льготы для инвесторов установлены в двух областных законах, одним из которых является Закон Орловской области от 25.11.2003 № 364-ОЗ (ред. от 29.11.2013) «О налоге на имущество организаций». В нем определены следующие налоговые льготы в отношении субъектов инвестиционной деятельности:
- налоговая ставка 0% по налогу на имущество организаций предоставляется инвесторам в отношении имущества, созданного и (или) приобретенного в результате осуществления инвестиционного проекта в течение первых трех лет его реализации, за исключением переданного в аренду, лизинг. При этом срок предоставления льготы поставлен в зависимость от объема инвестиций, осуществленных в течение первых трех лет реализации инвестиционного проекта. На максимальный срок (три года) льгота предоставляется инвесторам, вложившим в проект 2 млрд руб.;
- налоговая ставка 1,1% по налогу на имуще ство устанавливается для организаций, осуществляющих производство строительной керамики, селекционно-гибридную работу по разведению племенных свиней в ходе реализации инвестиционного проекта, производство основной фармацевтической продукции. Данная льгота предоставляется при условии реинвестирования указанными организациями высвободившихся вследствие льготного налогообложения средств в развитие производственной базы. Вторым законом, в котором установлены налоговые льготы для инвесторов, является Закон Орловской области от 08.11.2010 № 1130-О3 «О понижении
1 Официальный сайт Министерства стратегического развития и инноваций Ульяновской области. URL: http://www.invest. ulgov.ru.
2 Портал Орловской области. URL: http://www.orel-region.ru.
налоговой ставки налога на прибыль организаций, зачисляемого в областной бюджет, для организаций, осуществляющих инвестиционную деятельность на территории Орловской области». Согласно ст. 284 Налогового кодекса Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 28.12.2013) ставка налога на прибыль составляет 20%. При этом сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 2%, зачисляется в федеральный бюджет, а по ставке 18% - в бюджеты субъектов Российской Федерации. Закон Орловской области от 08.11.2010 № 1130-ОЗ устанавливает, что налоговая ставка налога на прибыль организаций в части, подлежащей зачислению в бюджет Орловской области, может быть понижена до 13,5%. В зависимости от объема инвестиций, осуществленных в течение первых трех лет реализации инвестиционного проекта, предусмотрены три возможных уровня снижения процентной ставки: свыше 0,1 до 0,5 млрд руб. включительно -1,5% п.п.; свыше 0,5 до 2 млрд руб. включительно -3 п.п.; свыше 2 млрд руб. - 4,5 п.п. Таким образом, совокупная налоговая ставка налога на прибыль для организаций, осуществляющих инвестиционную деятельность на территории Орловской области, может быть снижена с 20 до 15,5%.
Начиная с 2004 г. Орловская область активно использует механизм налогового стимулирования предприятий, инвестирующих в экономику региона. Так, только в течение 2010-2013 гг. объем налоговых льгот, предоставленных организациям, осуществляющим на территории Орловской области инвестиционную деятельность, составил 252,2 млн руб. Динамика изменения объема указанных налоговых льгот в течение 2010-2014 гг. в целом и в разрезе конкретных видов налогов представлена в табл. 1.
Анализ данных табл. 1 показывает, что в течение 2010-2013 гг. объем налоговых инвестиционных льгот, предоставленных в Орловской области, увеличился более чем в 2 раза. При этом рост имел место по льготам как по налогу на имущество организаций, так и по налогу на прибыль организаций. По прогнозу, в 2014 г. по сравнению с 2013 г. общий объем налоговых льгот, предоставленных инвесторам, увеличится в 1,4 раза. Как и ранее, рост будет иметь место как по налогу на имущество организаций, так и по налогу на прибыль организаций.
Льготы по региональным налогам, предоставленные в Орловской области субъектам инвестиционной деятельности, призваны оказывать благоприятное воздействие как на результаты деятельности
Источник: составлено авторами по данным УФНС России по Орловской области и Департамента экономики Орловской области.
Таблица 1
Динамика изменения объема налоговых льгот, предоставленных инвесторам в Орловской области в течение 2010-2014 гг.
Вид налоговых льгот 2010 г. (факт) 2011 г. (факт) 2012 г. (факт) 2013 г. (оценка) 2014 г. (прогноз)
Всего предоставлено налоговых льгот предприятиям, осуществляющим инвестиции в экономику региона, млн руб. 36,6 68,0 71,4 76,2 104,9
В том числе: по налогу на имущество организаций, млн руб. 36,6 68,0 68,9 68,5 96,3
по налогу на прибыль организаций, млн руб. - - 2,5 7,7 8,6
Источник: составлено авторами по данным УФНС России по Орловской области и Департамента экономики Орловской области.
Таблица 2
Динамика изменения показателей, характеризующих некоторые результаты деятельности получателей налоговых льгот в Орловской области
Показатель 2010 г. (факт) 2011 г. (факт) 2012 г. (факт) 2013 г. (оценка) 2014 г. (прогноз)
Объем инвестиций в основной капитал, осуществленных предприятиями - получателями налоговых льгот, млн руб. 882,0 1 442,0 3 355,0 3 091,0 1 774,0
Общая сумма налоговых платежей в консолидированный бюджет области, поступивших от предприятий - получателей налоговых льгот, млн руб. 366,0 303,0 367,0 431,0 507,0
Среднегодовая численность работающих на предприятиях -получателях налоговых льгот, чел. 2 086 2 289 2 436 2 763 3 101
Объем отгрузки, осуществленной предприятиями - получателями налоговых льгот, млн руб. 6 159,0 9 722,0 10 365,0 11 136,0 13 304,0
Справочно: общий объем инвестиций в основной капитал в регионе, млн руб. 21 450,9 34 072,4 40 377,6 43 621,3 49 238,1
самих получателей льгот, так и на социально-экономические показатели развития Орловской области. Обобщенные данные, характеризующие влияние установленных льгот на некоторые показатели деятельности получателей этих льгот и социально-экономическое развитие Орловской области в течение 2010-2013 гг., представлены в табл. 2.
Анализ данных табл. 2 показывает, что в результате предоставления налоговых преференций инвестиционного характера объем инвестиций в экономику региона, поступивших от получателей льгот, за период 2010-2013 гг. вырос в 3,5 раза. Общая сумма налоговых платежей в консолидированный бюджет области возросла почти на 18%, среднегодовая численность работающих на предприятиях -получателях налоговых льгот выросла на 32,5%, а объем отгрузки ими готовой продукции увеличился почти в 2 раза. Данные прогноза показывают, что в 2014 г. по сравнению с 2013 г. в результате предоставления инвестиционных налоговых льгот, несмотря на снижение объема инвестиций почти на 43%, общая сумма налоговых платежей вырастет на 17,6%, среднегодовая численность работающих - на 12,2%, объем отгрузки - на 19,5%. Следует отметить, что в
2010-2013 гг. инвестиции, поступившие в экономику региона от получателей налоговых льгот, составляли от 4,1 до 8,3% от общего объема инвестиций, направленных в основной капитал в регионе.
Налоговые льготы в целом и инвестиционные, в частности, в некотором смысле аналогичны бюджетным расходам и, следовательно, должны подвергаться столь же тщательной проверке с точки зрения их прозрачности и эффективности.
В Орловской области оценка эффективности налоговых льгот, предоставленных региональным законодательством, в том числе инвестиционного характера, осуществляется на основании закона от 30.06.2009 N° 923-ОЗ <Юб оценке бюджетной, социальной и экономической эффективности налоговых льгот, устанавливаемых отдельным категориям налогоплательщиков», а также принятого в развитие его положений Порядка ежегодной оценки бюджетной, социальной и экономической эффективности установленных (планируемых к установлению) налоговых льгот3.
3 Утвержден постановлением правительства Орловской области от 30.06.2009 № 70 (ред. от 19.09.2012).
В соответствии с указанными нормативно-правовыми актами в Орловской области оценка эффективности установленных (планируемых к установлению) налоговых льгот проводится ежегодно в целях:
- минимизации потерь бюджета области, связанных с установлением налоговых льгот;
- достижения стабильной производственной, финансово-экономической деятельности организаций на основе применения мер государственной поддержки;
- проведения социальной политики, в том числе в сфере занятости населения.
Для этого осуществляется триединая оценка эффективности налоговых льгот (действующих и вводимых), предполагающая оценку по трем категориям: бюджетной, экономической и социальной эффективности [1].
На заседаниях экспертной комиссии по оценке бюджетной, социальной и экономической эффективности налоговых льгот, установленных в 20102012 гг., налоговые льготы инвестиционного характера, предоставленные инвесторам в Орловской области региональным законодательством в этот период времени, признаны имеющими достаточный уровень эффективности.
Рассмотрим оценку эффективности налоговых льгот, предоставленных в 2012 г. организациям, осуществляющим на территории Орловской области инвестиционную деятельность.
В 2012 г. в Орловской области в отношении инвесторов работала льгота по налогу на имущество организаций в виде снижения налоговой ставки до 1,1%, которая предоставляется следующим категориям налогоплательщиков, реализующим инвестиционные проекты на территории региона:
1) организациям, осуществляющим производство строительной керамики (к данной категории относятся два предприятия);
2) организациям, осуществляющим производство основной фармацевтической продукции (к данной категории относится одно предприятие);
3) организациям, осуществляющим селекционно-гибридную работу по разведению племенных свиней в ходе реализации инвестиционного проекта (к данной категории относится одно предприятие).
Помимо того, в 2012 г. одно из предприятий, относящееся к первой из указанных категорий, инвестировав более 1,6 млрд руб., получило право на использование пониженной ставки по налогу на
прибыль организаций в части, подлежащей зачислению в бюджет Орловской области (ставка снижена на 3 п.п., т.е. составила 15%).
Исходные данные для расчетов и результаты оценки эффективности налоговых льгот для перечисленных категорий налогоплательщиков представлены в табл. 3:
Таблица 3
Результаты оценки эффективности налоговых льгот в 2010-2012 гг.
Показатель 2010 2011 2012
Организации, осуществляющие производство
строительной керамики
Общая сумма налоговых - 208,0 257,0
платежей в областной бюджет
области, млн руб.
Льгота по налогу на имущество, - 39,1 41,5
млн руб.
Льгота по налогу на прибыль, - - 2,5
млн руб.
Среднегодовая численность 1 309 1457 1 590
работающих, чел.
Объем отгрузки, млн руб. 4 156,5 6 796,7 7 453,6
Бюджетная эффективность - - 1,19
Социальная эффективность - - 1,63
Экономическая эффективность - - 1,36
Организации, осуществляющие производство основной фармацевтической продукции
Общая сумма налоговых - 19,1 19,8
платежей в областной бюджет,
млн руб.
Льгота по налогу на имущество, млн руб. - 13,5 13,4
Среднегодовая численность 128 135 132
работающих, чел.
Объем отгрузки, млн руб. 77,5 476,0 452,0
Бюджетная эффективность - - 0,05
Социальная эффективность - - 1
Экономическая эффективность - - 1,63
Организации, осуществляющие селекционно-
гибридную работу по разведению племенных свиней
в ходе реализации инвестиционного проекта
Общая сумма налоговых - 43,2 48,7
платежей в областной бюджет,
млн руб.
Льгота по налогу на имущество, млн руб. - 16,6 14,9
Среднегодовая численность 777 818 849
работающих, чел.
Объем отгрузки, млн руб. 1 942,0 2 480,0 2 514,0
Бюджетная эффективность - - 0,37
Социальная эффективность - - 1,06
Экономическая эффективность - - 1,14
Источник: составлено авторами по данным Департамента экономики Орловской области.
Анализ данных табл. 1 показывает, что в 2012 г. значения всех трех коэффициентов (бюджетной, социальной и экономической) эффективности, рассчитанные в отношении организаций, осуществляющих производство строительной керамики, оказались больше 1, что свидетельствует о высокой эффективности налоговой льготы. По обобщающему критерию эффективности налоговая льгота, предоставленная двум другим категориям налогоплательщиков, также является эффективной, так как значения коэффициентов социальной и экономической эффективности не меньше 1. Однако коэффициенты бюджетной эффективности у них значительно меньше 1. При этом у организаций, осуществляющих производство основной фармацевтической продукции, наблюдается наименьшая позитивная динамика по показателям эффективности. Численность работающих в 2012 г. снизилась по сравнению с 2011 г., в результате чего коэффициент социальной эффективности достиг нижнего предела допустимого значения, т.е. 1. Это ставит под вопрос эффективность предоставления налоговых льгот данной категории налогоплательщиков и, соответственно, об их отмене.
При оценке эффективности налоговых льгот, предоставляемых инвесторам, региональные органы государственной власти сталкиваются с целым рядом проблем. Пожалуй, главной из них является отсутствие единой для всех регионов методики оценки эффективности налоговых льгот, разработанной на федеральном уровне. На это прямо было указано в аналитическом материале о результатах проверки эффективности принимаемых мер, связанных с обеспечением сбалансированности региональных бюджетов при исполнении указов Президента Российской Федерации от 07.05.20124. В такой ситуации
4 Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике»; Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации го-
сударственной социальной политики»; Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 598 «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения»; Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»; Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг»; Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления»; Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 602 «Об обеспечении межнационального согласия»; Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 603 «О реализации планов (программ) строительства и
субъекты РФ осуществляют оценку эффективности налоговых льгот на основе собственных методик, утвержденных региональным законодательством. Методики оценки эффективности налоговых льгот приняты и в большинстве субъектов РФ. Хотя они достаточно сильно разнятся, тем не менее все они предусматривают триединую оценку эффективности налоговых льгот (действующих и вводимых), так же, как и в Орловской области. И если качество и содержание самих методик оценки эффективности налоговых льгот не вызывают сомнений, то применение их на практике, как правило, порождает массу вопросов.
Помимо того, общей проблемой для региональных органов государственной власти при осуществлении оценки эффективности налоговых льгот является отсутствие налоговой тайны, регламентирующей режим, и доступа к достоверной информации о суммах предоставленных льгот по региональным и местным налогам в разрезе конкретных налогоплательщиков5. При отсутствии единого подхода регионы по-разному подходят к решению этой проблемы. Так, например, в Орловской области необходимую для оценки эффективности налоговых льгот информацию получают непосредственно от предприятий, которым предоставлены (планируется предоставить) налоговые льготы. Территориальный орган налоговой службы предоставляет только информацию о суммах, не поступивших в бюджеты всех уровней, в связи с предоставлением налоговых льгот федеральным, региональным и местным законодательством.
Сама по себе практика предоставления налоговых льгот является одним из наиболее спорных вопросов применения российского налогового законодательства, что подтверждается наличием большого числа связанных с этим судебных разбирательств между налогоплательщиками и налоговыми органами. Это объясняется тем, что налоговые льготы представляют собой в том числе основной
развития Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов и модернизации оборонно-промышленного комплекса»; Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 604 «О дальнейшем совершенствовании военной службы в Российской Федерации»; Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 605 «О мерах по реализации внешнеполитического курса Российской Федерации»; Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации».
5 Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 28.12.2013), ст. 102.
канал законной оптимизации уплаты налогов и сборов. Да и вообще, предоставление налоговых льгот зачастую вступает в противоречие с основными качественными характеристиками налоговой системы: нейтральностью, справедливостью, эффективностью (включая простоту администрирования и исполнения налогового законодательства), искажает процессы в экономике, отрицательно сказывается на конкуренции, создает риски злоупотреблений представителями законодательной и исполнительной власти и стимулы к рентоориентированному поведению экономических агентов. Кроме того, несмотря на то, что предоставление налоговых льгот напрямую не влечет расходования бюджетных средств, оно снижает доходы бюджета, которые, если бы были получены, могли бы направляться на решение тех же социально-экономических задач, что и предоставленные налоговые льготы. Поэтому, как было отмечено, их и следует рассматривать в качестве аналога бюджетных расходов.
Изучение практики предоставления налоговых льгот на региональном уровне на примере Орловской области показывает, что из-за установленных налоговых льгот, в том числе инвесторам, региональные бюджеты теряют весьма значительные суммы, которые могли бы являться дополнительным резервом наполнения их доходной части [1]. Это особенно актуально в свете того, что в условиях дефицита региональных бюджетов (общий дефицит бюджетов регионов в 2013 г. вырос по сравнению с предыдущим годом в 2,3 раза - до 640 млрд руб., или с 3,5 до 7,8% доходов субъектов РФ). В 2013 г. лишь 6 регионам удалось полностью покрыть свои расходы за счет доходов. Их совокупный профицит составил менее 27 млрд руб. Остальным 77 регионам не хватило 666 млрд руб., а также возможности существенного увеличения доходов за счет собственных источников (совокупные доходы консолидированных бюджетов регионов в 2013 г. в абсолютном измерении выросли всего на 1,7% по сравнению с 2012 г., т.е. в реальном измерении с учетом инфляции стали меньше, а расходы стали больше на 6,0%. У 28 регионов доходы снизились даже в абсолютных цифрах: в Тюменской области без округов - на 28%, в Новгородской области - на 19%, в Чечне - на 16%). В связи с ограниченностью финансовой помощи федерального центра регионы обязаны выполнять поручения Президента РФ, содержащиеся в его так называемых майских, или инаугурационных, указах [10].
Поэтому неслучайно во многих регионах уже приступили к пересмотру предоставленных налоговых льгот, в том числе и для инвесторов. Тем более что о необходимости их инвентаризации и оценки эффективности на федеральном уровне говорят с 2012 г., в том числе Президент РФ.
Так, например, в Орловской области в качестве направлений оптимизации налоговых льгот по региональным налогам рассматриваются:
- отмена льготы по налогу на имущество организаций, предоставляемой в отношении территориальных автомобильных дорог. В большинстве субъектов РФ Центрального федерального округа (ЦФО) такая льгота не установлена. По оценке Управления федеральной налоговой службы (ФНС) по Орловской области, отмена указанной льготы на территории Орловской области обеспечит дополнительный доход областного бюджета в размере 150 млн руб.;
- поэтапная отмена льготы по налогу на имущество сельхозтоваропроизводителям и замена ее на пониженную налоговую ставку в размере 0,51,1%. Такие преференции применяются в ряде субъектов РФ ЦФО, в том числе в Воронежской и Белгородской областях. По оценке Управления ФНС по Орловской области, эта мера позволит в 2014 г. дополнительно привлечь в бюджет порядка 70 млн руб. налоговых поступлений. Таким образом, реализация перечисленных
мер на территории Орловской области обеспечит значительный резерв для роста доходной части регионального бюджета - около 220 млн руб.
Что же касается налоговых льгот для инвесторов, то для привлечения крупных частных инвестиций их явно недостаточно, поскольку во всех субъектах РФ льготы в основном аналогичны и различаются, главным образом, лишь сроками предоставления. В такой ситуации региональным администрациям необходимо сконцентрировать усилия на других факторах, которые они в состоянии контролировать и менять к лучшему в разумный период времени. Наряду с налоговыми льготами к их числу относятся:
- поиск взаимовыгодного баланса между интересами региона и инвестора;
- оказание агентствами развития объективной и профессиональной поддержки бизнесу;
- создание эффективных каналов коммуникации между властью и бизнесом;
- анализ опыта других регионов и внедрение проектов, доказавших свою эффективность.
Регионам, руководство которых не придает должного значения работе над указанными факторами, трудно будет получить доверие бизнеса. Логика инвесторов такова: если регион не может управлять даже ими, то как он будет справляться с такими факторами, как развитие инфраструктуры или рынка рабочей силы, требующими значительно больших затрат ресурсов и времени?6
Вместе с тем следует отметить, что необходимость модернизации и подъема экономик региона на основе шестого технологического уклада требует переориентации региональной налоговой политики на приоритетную поддержку тех инвесторов, которые вкладывают средства в развитие на территории региона несущих отраслей нового технологического уклада (электронная, ядерная и электротехническая промышленность, информационно-коммуникационный сектор, станко-, судо-, авто- и приборостроение, фармацевтическая промышленность, солнечная энергетика, ракетно-космическая промышленность, авиастроение, семеноводство, строительство, химико-металлургический комплекс, здравоохранение и образование) [2, 3, 4]. Одновременно следует стимулировать инвесторов, направляющих инвестиции в модернизацию региональной инфраструктуры (в первую очередь коммунальных систем и автодорог), промышленности и агропромышленного комплекса региона, а также в реиндустриализацию, предполагающую восстановление в регионах утраченных производств и технологий (прежде всего, в потенциально сверхприбыльных сферах), строительство доступного жилья, осуществляемые на основе комплекса сопряженных новейших технологий шестого технологического уклада [6, 7].
Инструментами такой налоговой политики, помимо тех, которые уже широко применяются в большинстве российских регионов, могут стать:
- освобождение модернизируемых предприятий от уплаты налога на имущество с активной части основных фондов в течение первых трех лет их эксплуатации;
- установление нормы возврата налога на прибыль (из суммы, зачисляемой в региональный бюджет), уплачиваемого предприятием в текущем периоде в части средств, направленных на техническое перевооружение.
6 Точка зрения инвесторов. Оценка инвестиционного климата российских регионов глазами иностранных инвесторов: совместное исследование КПМГ и РСПП. URL: http://www. slideshare.net/ASI-12/rspp-rus-0207.
Для стимулирования инновационной активности также можно предусмотреть:
- освобождение предприятий от уплаты налога на имущество с основных фондов (специальная аппаратура, приборы и оборудование, а также инструменты), используемых для выполнения НИОКР;
- введение освобождения от налогообложения до 50% прибыли компаний от налога на прибыль (в части сумм, зачисляемых в бюджет субъекта РФ) при направлении этих средств на инвестиции в НИОКР, перерабатывающие производства, мероприятия по повышению эффективности использования сырья и энергии, по повышению экологичности продукции и финансирование природно-охранных мероприятий;
- предоставление налоговых каникул на срок от трех до пяти лет в размере половины налогооблагаемой прибыли для вновь создаваемых инновационных инжиниринговых и проектных, а также перерабатывающих компаний [5, 6, 11]. Еще одним направлением налогового стимулирования инвестиционной активности в субъектах РФ может стать закрепление в федеральном законодательстве норм, предусматривающих возмещение регионам затрат на создание инфраструктуры индустриальных парков, технопарков и бизнес-инкубаторов (производственной инфраструктуры) путем возврата федеральных налогов, поступающих от создаваемых на территории таких регионов новых предприятий. Следует отметить, что на необходимость проработки этого вопроса в середине декабря 2013 г. Президент РФ указал в своем очередном послании Федеральному собранию РФ7.
Представляется, что для целей возмещения субъектам РФ затрат на создание производственной инфраструктуры могут быть использованы два федеральных налога:
- налог на прибыль организаций в части суммы налога, зачисляемой в федеральный бюджет;
- налог на добавленную стоимость.
Вместе с тем, по оценке авторов, объем поступлений данных налогов в первые годы реализации проектов будет минимальным. Это связано с тем, что в этот период затраты инвесторов наиболее значительны. В результате прибыль будет минимальной, а приобретение и ввод основных средств повлекут снижение базы по налогу на добавленную стоимость.
7 Послание Президента РФ Владимира Путина Федеральному Собранию от 12.12.2013.
Соответственно, возврат указанных федеральных налогов, поступающих в течение трех лет от новых предприятий, в виде дополнительных бюджетных трансфертов, как это предусмотрено в Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ8, не обеспечит в полном объеме компенсации затрат субъектов РФ на производственную инфраструктуру.
В связи с эти авторы считают целесообразным предложить схему возмещения затрат субъектов РФ на создание производственной инфраструктуры, состоящую из двух этапов:
1) компенсация 50% затрат, произведенных при формировании инфраструктуры по факту произведенных затрат, например до 1 марта года, следующего за годом, в котором производились затраты, путем предоставления регионам дополнительных межбюджетных трансфертов с условием их дальнейшего использования на развитие инфраструктуры;
2) компенсация оставшихся 50% затрат, произведенных при формировании инфраструктуры, путем возврата федеральных налогов, поступающих от создаваемых на территории индустриальных парков новых предприятий, в виде дополнительных межбюджетных трансфертов в течение срока, по истечении которого затраты регионального бюджета будут компенсированы в полном объеме.
Список литературы
1. Вавулин Д.А., Симонов С.В. К вопросу о налоговых льготах, предоставляемых инвесторам на региональном уровне // Финансы и кредит. 2014. № 1. С. 30-37.
8 Послание Президента РФ Владимира Путина Федеральному Собранию от 12.12.2013.
2. Глазьев С.Ю. Стратегия опережающего развития России в условиях глобального кризиса. М.: Экономика. 2010. 255 с.
3. Глазьев С.Ю. Уроки очередной российской революции: крах либеральной утопии и шанс на «экономическое чудо». М.: Экономическая газета. 2011. 576 с.
4. Глазьев С.Ю. Сделать знание силой. Правильная теория - необходимое условие достижения целей развития экономики. URL: http://mcenterdk. ru/home/tz/312-pravilnia_teoria.
5. Глазьев С.Ю. Как совершить рывок. URL: http://www.glazev.ru/econom_polit/350.
6. Делягин М.Г., Глазьев С.Ю., Фурсов А.И. Стратегия «большого рывка». М.: Алгоритм. 2013. 240 с.
7. Делягин М., Шеянов В. Мир наизнанку. Чем закончится экономический кризис для России? М.: Коммерсантъ. 2009. С. 72-75.
8. Лексин В.Н., Швецов А.Н. Государство и регионы: теория и практика государственного регулирования территориального развития. М.: Либроком. 2012. 372 с.
9. НовоселовА.С. Теория региональных рынков: учебник. Ростов-на-Дону, Новосибирск: Феникс, Сибирское соглашение. 2002. 448 с.
10. Различные статистические данные по бюджету России за 2013. URL: http://inance.ru/2014/02/ budzet2013/.
11. Россия на пути к современной динамичной и эффективной экономике: доклад РАН под ред. А.Д. Некипелова, В.В. Ивантера, С.Ю. Глазьева. М.: РАН. 2013. С. 74-76. URL: http://www.ras.ru/ news/shownews.aspx?id=4f0a07fe-8853-4eda-9428-574f5fcf0654.
Region investment policy TAX PROMOTION OF INVESTMENT IN THE RF REGIONS (AN OREL REGION CASE STUDY)
Denis A. VAVULIN, Sergei V. SIMONOV, Aleksandr V. AGEEV
Abstract
Within the RF tax law boundaries, the Russian regions are active enough to pursue a policy of tax deductions to promote investment and keenly compete for investors' money. The authors consider the Orel region as a case study to examine the practice of tax stimulation
of investment activities in the regions of Russia. The authors submit an outline of reimbursement of production infrastructure expenses of the RF subjects.
Keywords: region, investment, tax incentives
References
1. Vavulin D.A., Simonov S.V. K voprosu o nal-ogovykh l'gotakh, predostavliaemykh investoram na regional'nom urovne [The tax privileges meant for investors at a regional level]. Finansy i kredit - Finance and credit, 2014, no. 1, pp. 30-37.
2. Glaz'ev S.Iu. Strategiia operezhaiushchego raz-vitiia Rossii v usloviiakh global 'nogo krizisa [A strategy of the advancement of Russia in conditions of the global crisis]. Moscow, Ekonomika Publ., 2010, 255 p.
3. Glaz'ev S.Iu. Uroki ocherednoi rossiiskoi revo-liutsii: krakh liberal'noi utopii i shans na "ekonom-icheskoe chudo " [The lessons of a regular Russian revolution: a collapse of the liberal utopia and the chance for an "economic miracle"]. Moscow, Ekonomicheskaia gazeta Publ., 2011, 576 p.
4. Glaz'ev S.Iu. Sdelat' znanie siloi. Pravil'naia teoriia - neobkhodimoe uslovie dostizheniia tselei razvitiia ekonomiki [To make knowledge a power. A correct theory - the necessary condition to achieve the economy-development objectives]. Available at: http://mcenterdk.ru/home/tz/312-pravilnia_teoria. (In Russ.)
5. Glaz'ev S.Iu. Kaksovershit'ryvok [The way to make rapid progress]. Available at:. URL: http://www. glazev.ru/econom_polit/350. (In Russ.)
6. Deliagin M.G., Glaz'ev S.Iu., Fursov A.I. Strategiia "bol 'shogo ryvka " [The "big leap" strategy]. Moscow, Algoritm Publ., 2013, 240 p.
7. Deliagin M., Sheianov V. Mir naiznanku. Chem zakonchitsia ekonomicheskii krizis dlia Rossii? [The World inside out. What will the economic crisis do to Russia?]. Moscow, Kommersant Publ., 2009, pp.72-75.
8. Leksin V.N., Shvetsov A.N. Gosudarstvo i regiony: teoriia i praktika gosudarstvennogo reguli-rovaniia territorial'nogo razvitiia [The state and the regions: a theory and practice of a state regulation of territorial development]. Moscow, Librokom Publ., 2012, 372 p.
9. Novoselov A.S. Teoriia regional'nykh rynkov: uchebnik [The theory of regional markets: a textbook]. Rostov-on-Don, Novosibirsk, Feniks, Sibirskoe soglashenie Publ., 2002, 448 p.
10. Various statistical data on the budget of Russia for 2013. Available at: http://inance.ru/2014/02/ budzet2013/. (In Russ.)
11. Russia on the way to modern dynamic and effective economy: a report of the Russian Academy of Sciences. Moscow, Russian Academy of Sciences Publ., 2013, pp. 74-76. Available at: http://www.ras. ru/news/shownews.aspx?id=4f0a07fe-8853-4eda-9428-574f5fcf0654. (In Russ.)
Denis A. VAVULIN
State University - Education-Science-Production Complex, Orel, Russian Federation [email protected]
Sergei V. SIMONOV
Financial University under Government of Russian Federation, Orel Branch, Orel, Russian Federation [email protected]
Aleksandr V. AGEEV
Financial University under Government of Russian Federation, Orel Branch, Orel, Russian Federation [email protected]