УДК 336.228+330.341.1
Митрофанова И. А., Бегачева Ю. И.
НАЛОГОВОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННО-ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Аннотация
В статье выявлена связь между уровнем налогообложения и инновационно-инвестиционной деятельностью и экономическим ростом в современной России, а также оценена результативность налогового стимулирования инвестиционно-инновационной деятельности хозяйствующих субъектов с помощью метода регрессионного и корреляционного анализа. Сделан вывод о том, что налоговый механизм может проявлять высокую эффективность в отношении стимулирования инвестиционно-инновационной деятельности хозяйствующих субъектов. Составлены соответствующие рекомендации и представлена логическая схема развития системы налогового стимулирования инвестиционно-инновационной деятельности хозяйствующих субъектов.
Ключевые слова
Налогообложение, инвестиции, инновационная деятельность, регрессионный анализ. JEL: Ш0, 010
Mitrofanova I. A., Begacheva Ju. I.
TAX STIMULATION OF INVESTMENT AND INNOVATION ACTIVITY OF BUSINESS ENTITIES: PROBLEMS AND PROSPECTS
Annotation
Article revealed connection between the level of taxation and innovative-investment activity and economic growth in modern Russia, as well as assess the impact of tax incentives for investment and innovation activity of economic entities, using the method of regression and correlation analysis. It is concluded that the tax mechanism may indeed be highly effective in relation to stimulate investment and innovation activity of economic entities, made up of the relevant recommendations and the logic diagram of the system of tax incentives for investment and innovation activity of economic entities.
Keywords
Tax, investment, innovation, regression analysis.
Важнейшей целью современных хозяйственных систем является экономический рост и развитие. Новейшие теории экономического роста концен-
трируют внимание на эндогенных факторах в процессе объяснения динамики роста мировой экономики, одним из которых является инвестиционно-
инновационная деятельность хозяйствующих субъектов. В соответствии с этими моделями эндогенного роста технологические инновации обеспечивают устойчивый экономический рост. Их авторами также приводятся убедительные доказательства того, что переливы капитала из промышленно развитых стран в развивающиеся страны оказывают положительное влияние на рост инновационной активности последних, т. к. прямые иностранные инвестиции увеличивают внутреннюю производительность и обеспечивают рост добавленной стоимости. Этим объясняется высокая актуальность изучения вопросов, связанных со стимулированием инвестиционно-инновационной деятельности хозяйствующих субъектов. В современной России такая деятельность развита достаточно слабо. Так, по данным на 2015 г., внутренние затраты на научные исследования и разработки составили 1,07 % от ВВП [10]. Для сравнения, в Израиле они составляют 4,3 % от ВВП, в США -2,9 % от ВВП, а в Германии - 2,8 % от ВВП [17]. Это свидетельствует о неблагоприятном климате для осуществления инвестиционно-инновационной деятельности хозяйствующих субъектов в современной России. Механизм конкуренции демонстрирует низкую эффективность в отношении стимулирования такой деятельности. Так, рыночные силы (свободная конкуренция) подрывают конкурентоспособность отечественных предприятий, и они утрачивают возможность осуществления инвестиционно-инновационной деятельности, а государственное регулирование в рамках политики протекционизма (ограничение конкуренции) приводит к устранению такой необходимости. Это вызывает проблему необходимости поиска новых механизмов стимулирования инвестиционно-инновационной деятельности хозяйствующих субъектов.
Рабочая гипотеза данной статьи заключается в том, что высокую эффективность в отношении стимулирования инвестиционно-инновационной деятельности хозяйствующих субъектов может проявлять налоговый механизм.
Целью данной статьи является верификация выдвинутой гипотезы и исследование проблем и перспектив налогового стимулирования инвестиционно-инновационной деятельности хозяйствующих субъектов. Для выявления связи между уровнем налогообложения и инновационно-инвестиционной активностью и экономическим ростом в современной России, а также оценки результативности налогового стимулирования инвестиционно-инновационной сферы хозяйствующих субъектов проведем регрессионный и корреляционный анализ. В качестве показателей для проведения исследования выбраны следующие:
- общая налоговая ставка для бизнеса (%) по версии Всемирного банка (х);
- ВВП в постоянных ценах (млрд руб.) по версии Международного валютного фонда
- ВВП на душу населения в постоянных ценах (руб.) по версии Международного валютного фонда (у2);
- разработанные передовые производственные технологии (шт.) по версии Росстата (у3);
- используемые передовые производственные технологии (шт.) по версии Росстата (у4);
- внутренние затраты на исследования и разработки (% от ВВП) по версии Росстата (у5);
- инвестиции в основной капитал (млрд руб.) по версии Росстата (у6).
Динамика обозначенных показателей за последние пять лет приведена в таблице 1.
Таблица 1 - Динамика показателей для регрессионного и корреляционного
анализа в 2011-2015 гг.*
Показатели Обозначение Значения показателей по годам
2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г.
Налоговая ставка х 40 42 44 45 47
Экономический рост У1 59 698,1 61 798,3 62 588,9 63 031,1 60 682,1
У2 416 852,8 431 288,7 436 563,2 439 457,2 422 998,8
Инновационная активность Уз 1138 1323 1429 1409 1398
У 4 191 650 191 372 193 830 204 546 218 018
Инвестиционная активность У 5 1,05 1,06 1,09 1,08 1,07
У6 11 035,7 12 586,1 13 450,2 13 902,6 14 555,9
* Источники данных: [10, 15, 16].
На основе данных таблицы 1 были построены следующие регрессионные модели:
- у1 = 3,2 - 1,1х; у2 = 189,5 -9527,6х;
- уз = 2,8 - 5,4х; у4 = 0,9 + 3,4х;
- у5 = 0,1 - 0,5х; уб = 187 + 269,1х.
Увеличение общей налоговой
ставки для бизнеса на 1 % в современной России приводит к снижению ВВП в постоянных ценах на 1,1 млрд руб., к снижению ВВП на душу населения в постоянных ценах - на 9527,6 руб., к снижению количества разработанных передовых производственных технологий - на 5,4 шт., к увеличению используемых передовых производственных технологий - на 3,4 шт., к снижению внутренних затрат на исследования и разработки - на 0,5 % от ВВП и к увеличению объема инвестиций в основной капитал - на 269,1 млрд руб.
Коэффициент детерминации для всех полученных моделей превышает 90 %. Все уравнения регрессии статистически значимы на 5 % уровне (по Е- критерию).
Результаты проведенного анализа свидетельствуют о существовании тесной связи между уровнем налогообложения и инновационно-инвестиционной деятельностью и экономическим ростом в современной России, а также низкой результативности налогового стимулирования инвестиционно-инновационной деятельности хозяйствующих субъектов.
Следует заметить, что увеличение общей налоговой ставки для бизнеса не является способом налогового стимулирования инвестиционно-инновационной деятельности хозяйствующих субъектов, а скорее представляет собой способ налогового сдерживания. Чтобы выявить причины такой специфики фискальной политики в отношении бизнеса в современной России, проведем логический анализ и рассмотрим основные проблемы налогового стимулирования инвестиционно-инновационной деятельности хозяйствующих субъектов:
- отсутствие финансовых возможностей у государства. По данным на 2014 г. дефицит государственного бюджета в России составляет 333,8 млрд руб. (расходы, составляющие 14 830,6 млрд руб. [13], превышают доходы, составляющие 14 496,8 млрд руб. [12], на 2,3 %). По состоянию на 1 октября 2016 г. внутренний государственный долг составляет 7383,56 млрд руб. [1], внешний долг -51 475,7 млрд долл. [11]. Налоговые доходы (7408,6 млрд руб. [12]) составляют более 50 % от совокупных доходов государственного бюджета. Поэтому снижение налоговых ставок увеличит бюджетный дефицит и государственный долг;
- сложность выявления объектов для стимулирования. Нормативно-правовое обеспечение инвестиционно-инновационной деятельности недостаточно развито в современной России, что является причиной отсутствия чет-
ких и прозрачных критериев отнесения деятельности хозяйствующих субъектов к инвестиционно-инновационной [3, 5]. Статистический учет такой деятельности также является неполным [9]. Это затрудняет подсчет возможных последствий ее налогового стимулирования (оценку нагрузки на государственный бюджет в виде недополученных налоговых поступлений, а также анализ выгод для экономики и общества в виде экономического роста и т. д.) [14];
- низкая эффективность институционального обеспечения. Если первые две проблемы относились к государству и заключались в сложности предоставления налогового стимулирования, то эта проблема относится к самим хозяйствующим субъектам, осуществляющим инвестиционно-инновационную деятельность, и заключается в сложности его получения [4, 6]. В условиях высокой степени бюрократизации государственного управленческого аппарата для получения доступа к положенным налоговым стимулам предприятиям необходимо потратить много финансовых и временных ресурсов, чтобы доказать свое право, собрать все необходимые документы и обойти все необходимые инстанции [7].
Перспективы налогового стимулирования инвестиционно-инновационной деятельности хозяйствующих субъектов связаны с решением обозначенных проблем. Для этого в данном исследовании предлагаются следующие рекомендации:
- активная борьба с теневой экономикой. Одной из важнейших причин дефицита государственного бюджета является неполнота собираемых налогов из-за высокой доли теневой экономики
в структуре ВВП [2]. Ее сокращение позволит увеличить объем налоговых поступлений в государственный бюджет, что предоставит возможность расширения мер налогового стимулирования инвестиционно-инновационной деятельности. В качестве инструментов борьбы с теневой экономики предлагается повышение активности налоговой инспекции, а также создание электронных порталов для сбора информации от клиентов, контрагентов и сотрудников теневых предприятий для их выявления;
- укрепление нормативно-правовой базы инвестиционно-инновационной деятельности. Критерии такой активности должны быть четко определены и понятны всем участникам и контролирующим органам государственной власти. Также необходимо наладить полное и точное отражение в официальной статистике инвестиционно-инновационной деятельности хозяйствующих субъектов;
- повышение эффективности институционального обеспечения инвестиционно-инновационной деятельности. Необходимо не только укрепление институциональной базы, но и повышение удобства и простоты ее использования. Это предполагает снижение степени бюрократизации органов государственной власти, ответственных за осуществление мероприятий в области налогового стимулирования инвестиционно-инновационной деятельности хозяйствующих субъектов.
Логическая схема развития системы налогового стимулирования инвестиционно-инновационной деятельности хозяйствующих субъектов представлена на рисунке 1.
Цель: активизация инвестиционно-инновационной деятельности хозяйствующих субъектов в экономической системе современной России
Повышение эффективности институционального обеспечения налогового стимулирования инвестиционно-инновационной деятельности хозяйствующих субъектов
^ Активная борьба с теневой экономикой для увеличения налоговых поступлений в государственный бюджет
Механизм достижения цели:
налоговое стимулирование инвестиционно-инновационной деятельности хозяйствующих субъектов
Расширение финансовых возможностей государства в области налогового стимулирования инвестиционно-инновационной деятельности хозяйствующих субъектов
Повышение эффективности
институционального обеспечения инвестиционно-инновационной деятельности
Укрепление нормативно-правовой базы инвестиционно инновационной деятельности хозяйствующих субъектов
Упрощение процедуры выявления объектов для налогового стимулирования инвестиционно-инновационной деятельности хозяйствующих субъектов
С=
Г
Результат: повышение конкурентоспособности отечественных хозяйствующих субъектов, ускорение темпа экономического роста и развития России
Рисунок 1 - Логическая схема развития системы налогового стимулирования инвестиционно-инновационной деятельности хозяйствующих субъектов
Таким образом, можно сделать вывод, что налоговый механизм действительно может проявлять высокую эффективность в отношении стимулирования инвестиционно-инновационной деятельности хозяйствующих субъектов, т. к. позволяет создавать для нее благоприятные условия при сохранении свободной конкуренции. Благодаря сочетанию регуляционных и рыночных методов достигается экономия бюджетных средств, а также долгосрочный устойчивый результат.
Библиографический список
1. Государственный внутренний долг Российской Федерации, выраженный в государственных ценных бумагах на 1 октября 2016 г. [Электронный ре-
сурс]. - Режим доступа : http://minfin.ru/ ги/регвотапсе/риЬНс_ёеЬ^тегпа1/йх224 Pm4UeKwe (дата обращения: 12.11.2016).
2. Карпельева, Ю. А. Налоговый кредит как механизм налогового стимулирования инновационной деятельности // Экономика и социум. - 2015. - № 1-3 (14). - С. 531-537.
3. Мандрощенко, О. В. Особенности налогового стимулирования инвестиционной и инновационной деятельности на региональном уровне // Инновации и инвестиции. - 2016. - № 1. - С. 5-9.
4. Митрофанова, И. А., Бегаче-ва, Ю. И. Налоговый механизм активизации инновационной деятельности предприятия // Молодой ученый. -2016. - № 2 (106). - С. 552-554.
5. Митрофанова, И. А. Российский и китайский опыт налогового стимули-
рования инновационной деятельности // Молодой ученый. - 2016. - № 8 (112). -С. 604-609.
6. Митрофанова, И. А., Бегаче-ва, Ю. И. Система налогообложения инвестиционных проектов // Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. - 2016. - № 13-2. -С. 23-25.
7. Митрофанова, И. А., Беляев, А. А., Чувильская, Н. К. Эффекты налогового регулирования инвестирования в инновационные проекты // Региональная экономика. Юг России. - 2016. -№ 3 (13). - С. 85-94.
8. Морозов, В. В. Стратегические основы налоговой активизации и стимулирования инвестиционно-инновационных процессов // Журнал экономической теории. - 2014. - № 3. - С. 164-171.
9. Падычев, А. А., Белоусова, С. Н. Налоговое стимулирование инновационной деятельности России // Экономика и менеджмент инновационных технологий. - 2016. - № 6 (57). - С. 266-268.
10. Россия в цифрах. 2016 : крат. стат. сб. - М. : Росстат, 2016.
11. Структура государственного внешнего долга Российской Федерации по состоянию на 1 октября 2016 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://minfin.ru/ru/perfomance/public_ debt/external/structure/#ixzz4Pm4O9800 (дата обращения: 12.11.2016).
12. Структура и динамика доходов Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://info. minfin.ru/fbdohod.php (дата обращения: 12.11.2016).
13. Структура и динамика расходов Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://info.minfin.ru/fbrash.php (дата обращения: 12.11.2016).
14. Товгазова, А. А. Налоговое стимулирование инновационной деятельности как фактор диверсификации будущих налоговых доходов в условиях современных вызовов и угроз // Эконо-
мика и управление. - 2016. - № 1 (123). -С. 95-100.
15. Doing business in Russian Federation [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://russian.doingbusiness.org/ data/exploreeconomies/russia/#paying-taxes (дата обращения: 12.11.2016).
16. GDP and GDP per capita in constant prices in Russian Federation [Электронный ресурс]. - Режим доступа : imf.org (дата обращения: 12.11.2016).
17. Research and Development Expenditure [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.uis.unesco.org (дата обращения: 12.11.2016).
Bibliographic list
1. State internal debt of Russian Federation, expressed in government securities on October 1, 2016 [Electronic resource]. -Mode of access : http://minfin.ru/ru/perfo mance/public_debt/internal/#ixzz4Pm4Ue Kwe (date of access: 12.11.2016).
2. Karpeleva, Yu. A. Tax credit as a mechanism of tax incentives for innovation // Economy and Society. - 2015. - № 1-3 (14). - P. 531-537.
3. Mandroschenko, O. V. Features of tax incentives for investment and innovation activities at regional level // Innovations and investments. - 2016. - № 1. - P. 5-9.
4. Mitrofanova, I. A., Begacheva, Yu. I. Tax mechanism of activation of innovative activity of enterprise // Young scientist. -2016. - № 2 (106). - P. 552-554.
5. Mitrofanova, I. A. Russian and Chinese experience of tax incentives for innovation // Young scientist. - 2016. -№ 8 (112). - P. 604-609.
6. Mitrofanova, I. A., Begacheva, Yu. I. System of taxation of investment projects // Fundamental and applied research in modern world. - 2016. - № 13-2. - P. 23-25.
7. Mitrofanova, I. A., Belyaev, A. A., Tchuvilskaya, N. K. Effects of tax regulation of investment in innovative projects // Regional Economy. South of Russia. -2016. - № 3 (13). - P. 85-94.
8.Morozov, V. V. Strategic tax bases foster and promote investment and innovation processes // Journal of Economic Theory. - 2014.-№ 3. - P. 164-171.
9. Padychev, A. A., Belousova, S. N. Tax stimulation of innovative activity of Russian // Economy and management of innovative technologies. - 2016. - № 6 (57). - P. 266-268.
10. Russia in figures. 2016 : statistic bulletin. -M. : Rosstat, 2016.
11. Sstructure of Russian Federation, public external debt as of October 1, 2016 [Electronic resource], - Mode of access : http://minfin.ru/ru/perfomance/public_debt/ external/structure/#ixzz4Pm409800 (date of access: 12.11.2016).
12. Structure and dynamics of Russian Federation, income [Electronic resource], - Mode of access : http://info. minfin.ru/fbdohod.php (date of access: 12.11.2016).
13. Structure and dynamics of Russian Federation costs [Electronic resource], -Mode of access : http://info.minfin.ru/ fbrash.php (date of access: 12.11.2016).
14. Tovgazova, A. A. Tax incentives for innovation as a factor in diversification of future tax revenues in conditions of modern challenges and threats // Economy and Management. -2016. -№ 1 (123). - P. 95-100.
15. Doing business in Russian Federation [Electronic resource], - Mode of access : http://russian.doingbusiness.org/data/ exploreeconomies/russia/#paying-taxes (date of access: 12.11.2016).
16. GDP and GDP per capita in constant prices in Russian Federation [Electronic resource], - Mode of access : imf.org (date of access: 12.11.2016).
17. Research and Development Expenditure [Electronic resource], - Mode of access : http://www.uis.unesco.org (date of access: 12.11.2016).