Научная статья на тему 'Налоговое сопровождение этапов инновационного процесса'

Налоговое сопровождение этапов инновационного процесса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
526
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / ПРОЦЕСС / НАЛОГОВОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ / ЛЬГОТЫ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ХОЗЯЙСТВУЮЩИЕ СУБЪЕКТЫ / ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ / INNOVATIVE DEVELOPMENT / PROCESS / TAX INCENTIVES / PREFERENCES / GOVERNMENT MANAGEMENT / ECONOMIC ENTITIES / SPECIAL ECONOMIC ZONES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кадомцева М. Е.

Актуальность темы статьи обусловлена необходимостью выявления проблем, связанных с реализацией стратегии инновационного развития в условиях трансформации социально-экономической системы. Представлен анализ системы мер налогового регулирования инновационной деятельности в российской экономике, подчеркивается ее стимулирующая функция. Проанализировано налоговое законодательство за последние 30 лет с точки зрения стимулирования инновационной активности хозяйствующих субъектов. Соотнесены результаты реализации налоговой политики с основными показателями инновационного развития. На основе полученных данных дается оценка эффективности системы налогового стимулирования инновационной деятельности хозяйствующих субъектов. Исследованы основные категории налоговых преференций, предоставляемых субъектам инновационного процесса. Особое внимание уделено отдельным видам налоговых льгот, доступных резидентам технико-внедренческих особых экономических зон, и льгот, действующих на федеральном уровне, призванных стимулировать инновационную деятельность у простых предприятий. Осуществлено авторское распределение действующих налоговых льгот по этапам инновационного процесса. Сделаны выводы о том, что с учетом сложившихся тенденций в экономике существует настоятельная необходимость переориентации центра тяжести налогового стимулирования инновационной деятельности на конечную фазу инновационного процесса. На основе проведенного исследования выявлен ряд концептуальных и технических недостатков системы налогообложения, таких как общая направленность налоговых льгот, низкая востребованность, сложная процедура их получения, необоснованно частые проверки и пр. Сформулированы предложения по совершенствованию налогового механизма с целью стимулирования инновационной деятельности. Обоснована особая необходимость введения налоговых новаций, предусматривающих внедрение современных научных методов и экономико-математических моделей в целях оптимизации налоговых ставок, уточнение понятийного аппарата в области инновационного развития, формирование системы мониторинга спроса на льготы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кадомцева М. Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TAX SUPPORT AT INNOVATIVE PROCESS STAGES

This study is relevant due to the need to identify the problems related to implementing the strategy of innovative development in the conditions of the social-economic system transformation. The paper contains the analysis of measures of tax regulation for the Russian economy innovative activity and emphasizes its incentive function. The tax legislation in the past 30 years is analyzed in terms of providing incentives to the innovative activity of economic entities. The results of the tax policy implementation are correlated with the main parameters of innovative development. Based on the data obtained, assessment of the efficiency of tax incentives system for economic entities’ innovation activity is made. The paper examines the main categories of the tax preferences offered to the innovative process subjects. A particular attention is paid to certain types of the tax preferences available to residents of technical-implementation special economic zones and to the federal-level preferences providing incentives for the innovative activity of regular enterprises. The distribution of existing tax preferences according to the innovative process stage is conducted. It is concluded that under prevailing economic trends there is an urgent need to refocus the tax incentives for innovation towards the final stage of the innovative process. The results of the study revealed a number of conceptual and technical shortcomings in taxation system, including general orientation of tax preferences, their low demand, complicated procedures for their obtaining, unreasonably frequent inspections, etc. The paper contains proposals on improving taxation mechanism to stimulate innovative activity. It also substantiates the necessity to introduce tax innovations involving modern scientific methods and economic-mathematical models in order to optimize tax rates, clarify conceptual apparatus in innovative development field, set up a system of monitoring the demand for tax preferences.

Текст научной работы на тему «Налоговое сопровождение этапов инновационного процесса»

Б01 10.15593/2224-9354/2018.1.21 УДК 336.225.66

М.Е. Кадомцева

НАЛОГОВОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ЭТАПОВ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЦЕССА

Актуальность темы статьи обусловлена необходимостью выявления проблем, связанных с реализацией стратегии инновационного развития в условиях трансформации социально-экономической системы. Представлен анализ системы мер налогового регулирования инновационной деятельности в российской экономике, подчеркивается ее стимулирующая функция. Проанализировано налоговое законодательство за последние 30 лет с точки зрения стимулирования инновационной активности хозяйствующих субъектов. Соотнесены результаты реализации налоговой политики с основными показателями инновационного развития. На основе полученных данных дается оценка эффективности системы налогового стимулирования инновационной деятельности хозяйствующих субъектов.

Исследованы основные категории налоговых преференций, предоставляемых субъектам инновационного процесса. Особое внимание уделено отдельным видам налоговых льгот, доступных резидентам технико-внедренческих особых экономических зон, и льгот, действующих на федеральном уровне, призванных стимулировать инновационную деятельность у простых предприятий. Осуществлено авторское распределение действующих налоговых льгот по этапам инновационного процесса. Сделаны выводы о том, что с учетом сложившихся тенденций в экономике существует настоятельная необходимость переориентации центра тяжести налогового стимулирования инновационной деятельности на конечную фазу инновационного процесса.

На основе проведенного исследования выявлен ряд концептуальных и технических недостатков системы налогообложения, таких как общая направленность налоговых льгот, низкая востребованность, сложная процедура их получения, необоснованно частые проверки и пр.

Сформулированы предложения по совершенствованию налогового механизма с целью стимулирования инновационной деятельности. Обоснована особая необходимость введения налоговых новаций, предусматривающих внедрение современных научных методов и экономико-математических моделей в целях оптимизации налоговых ставок, уточнение понятийного аппарата в области инновационного развития, формирование системы мониторинга спроса на льготы.

Ключевые слова: инновационное развитие, процесс, налоговое стимулирование, льготы, государственное управление, хозяйствующие субъекты, особые экономические зоны.

Переход России на инновационный путь развития, в рамках которого научные знания и инновационные разработки превращаются в стратегический ресурс роста экономики, подтверждается в Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года [1]. В качестве одного из наиболее действенных стимулирующих инструментариев рассматривается в Стратегии система льготного налогообложения инновационно активных предприятий. Зарубежный опыт убедительно доказывает, что между уровнем налогообложения и инновационно-предпринимательской деятельностью прослеживается прямая зависимость [2, с. 142].

© Кадомцева М.Е., 2018

Кадомцева Марина Евгеньевна - канд. экон. наук, науч. сотрудник лаборатории стратегии развития институциональной среды агропромышленного комплекса ФГБУН «Институт аграрных проблем РАН», e-mail: [email protected].

Реализация налоговой политики, ориентированной на активизацию инновационной деятельности хозяйствующими субъектами, осуществляется путем предоставления различного рода льгот, роль которых заключается в поддержании спроса на инновационную продукцию и привлечение инвестиций в новые технологии. Налоговые льготы имеют определенные преимущества перед прямым государственным финансированием. Они в большей мере соответствуют принципам эффективного государственного регулирования, снижая предельные издержки организаций, связанные с проведением исследований и разработок, но при этом оставляя право выбора направлений поиска за самими хозяйствующими субъектами.

Анализируя налоговое законодательство еще с начала 90-х годов, можно видеть, что поддержка инновационных ориентированных предприятий налоговым регулированием осуществлялась с помощью предоставления льгот по налогу на прибыль. Налогооблагаемая прибыль уменьшалась на 30 % затрат, направляемых на осуществление работ научно-исследовательского и опытно-конструкторского направления [3]. Но по мере снижения прямого участия государства в экономике правительство, пытаясь стимулировать инвестиционную деятельность в инновационные проекты и модернизацию производства, отказалось от изъятия части совокупных денежных доходов у бизнеса путем предоставления налоговых льгот. С проведением налоговой реформы в 2000 году и принятием Налогового кодекса РФ происходило постепенное снижение налогового бремени на бизнес, при этом одна за другой отменялись налоговые льготы. Отказавшись от льготы по налогу на прибыль, новое налоговое законодательство освободило проектное и корпоративное финансирование инвестиционной деятельности от НДС. В результате сложилась ситуация, когда налоговые послабления получали внешние инвесторы, в то время как направление предприятиями собственных средств на капитальные вложения и модернизацию производства перестало попадать под льготный налоговый режим.

До 2007 года в условиях постоянного роста ВВП в России не предоставлялся специальный налоговый режим инновационному бизнесу, а делалась ставка только на прямые государственные инвестиции в сектор через государственные целевые программы и фонды поддержки малого и среднего бизнеса, бюджетное финансирование науки. Видя, что бюджетное финансирование в большинстве случаев не оказалось способным на практике создать необходимую мотивацию у участников инновационно-инвестиционного процесса, государство попыталось задействовать в целях стимулирования к осуществлению инновационной деятельности инициативу самих предпринимателей, путем предоставления различного рода поддержки, как прямой, так и косвенной. И начиная с 2009 года в условиях роста налоговой нагрузки на бизнес вновь стал системно вводиться налоговый режим. Мерой стимулирования рыночного предложения инноваций стало снижение налоговой нагрузки на фонд оплаты

труда инновационных предприятий. Также были выведены из-под налогообложения расходы работодателей на обучение и повышение квалификации сотрудников. Поддержка инновационной деятельности осуществлялась налоговым законодательством, перекладывая тем самым налоговое бремя на хозяйствующих субъектов, не участвующих в инновационных процессах. Это происходило на фоне протекания экономического кризиса и снижения потока иностранных инвестиций. Согласно первым официальным данным по налоговым расходам на инновационную деятельность, полученным на основе данных налоговой статистики, в 2010 году они составили 12,2 млрд руб. (т.е. менее 2 % общего объема налоговых расходов на стимулирование экономического развития), хотя методика расчета этих показателей осталась во многом неопределенной [4]. Тем не менее в 2004-2010 годах было реформировано управление налоговым процессом, создана конкурентоспособная налоговая среда и было отмечено значительное увеличение налоговых поступлений [5, с. 108].

Нестабильность социально-экономических условий развития российской экономики негативно сказываются на сбалансированности бюджетной системы России [6, с. 132]. Ввиду сложившихся тенденций усилилось внимание государства к налоговым преференциям, как к одному из финансовых рычагов и инструментов, способствующих достижению поставленных задач ускоренного социально-экономического развития в условиях ужесточения бюджетных ограничений и оптимизации бюджетных расходов. Еще с 2012 года в «Основных направлениях налоговой политики Российской Федерации» был заявлен курс на мониторинг эффективности налоговых льгот [7]. В 2013 году произошли пересмотр и сокращение малоэффективных льгот и преференций, а перспективы налоговой политики на 2015-2017 годы стали более акцентированы на контроле за налоговыми расходами бюджета [8].

Приоритеты налоговой политики в России регулярно меняются, корректируются, уточняются методы достижения конечных целей. Ежегодно в налоговое законодательство вносятся многочисленные поправки. В результате на текущем этапе экономического развития спектр действующих мер налогового стимулирования инновационной деятельности в российской экономике сложился достаточно обширный. Действующие налоговые льготы для инновационных предприятий можно условно разделить на две группы. Одна категория льгот выделена по территориальному признаку. Подобные преференции реализуются через создание особых территорий, на которых действует уникальный режим ведения предпринимательской деятельности, он выражается в особом административном, правовом, налоговом, таможенном регулировании. В России подобные территории называются технико-внедренческими особыми экономическими зонами (ТВОЭЗ) и расположены они в Санкт-Петербурге, Зеленограде, Дубне и Томске [9, с. 54]. Их резиденты могут получать налоговые льготы и преференции, предоставляемые как на федеральном, так и на региональном уровнях [10, с. 26].

Если организация имеет статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны, то она получает такие налоговые льготы, как, например, частичное или полное освобождение от уплаты налога на имущество, земельного и транспортного налогов на определенный период времени. В частности, освобождение от уплаты земельного налога предоставляется на пять лет при условии расположения земельного участка на территории особой экономической зоны, причем должен он принадлежать резиденту на праве собственности или праве бессрочного пользования [11, с. 84]. Налоговые каникулы по налогу на имущество предоставляются в отношении созданного или приобретенного имущества резидентами особой экономической зоны для ведения деятельности на данной территории. Интересно отметить, что применение льготы предусматривается в отношении имущества, используемого не только для технико-внедренческой деятельности, но и для иных видов деятельности. Неточные формулировки в нормативно-правовых актах зачастую приводят к нецелевому использованию выделяемых средств.

Значимым инструментом поддержки инновационных компаний является пониженный размер страхового тарифа для отдельных субъектов. В период с 2012 по 2017 год ставка составила 14 %. Но в 2018 и 2019 годах предусмотрено повышение совокупного тарифа до 21 % [12].

Доход резидентов от деятельности в технико-внедренческой особой экономической зоне может облагаться пониженной ставкой налога на прибыль. При этом ставка в каждой из существующих в России таких зон различная и может устанавливаться только в отношении прибыли от деятельности, осуществляемой на ее территории.

Очень важная преференция, доступная для резидентов ОЭЗ, - гарантия сохранения условий ведения налогового учета в случае неблагоприятного изменения законодательства о налогах и сборах. Это значит, что в течение срока действия соглашения о ведении технико-внедренческой деятельности к компаниям не применяются ухудшающие их положение новые законодательные акты [13].

К другой категории льгот относятся федеральные налоговые льготы, направленные на стимулирование инновационной активности хозяйствующих субъектов, не являющихся резидентами ТВОЭЗ, но осуществляющих внедрение инновационных решений в свою хозяйственную деятельность, по всей территории нашей страны. Анализ законодательства в области налогового регулирования показал, что в 2015 году на федеральном уровне было установлено порядка 29 налоговых льгот, стимулирующих инновационную деятельность хозяйствующих субъектов. Одним из наиболее известных является инвестиционный налоговый кредит. Он представляет собой льготу в виде изменения срока уплаты налогов, таким образом организация получает право перечислять свои налоговые платежи не в полном размере в течение определенного срока, в результате чего сумма неуплачиваемых налогов переходит

в дополнительный источник финансирования. Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен по региональным и местным налогам. Правом обратиться за получением данной льготы наделены хозяйствующие субъекты, осуществляющие НИОКР, проводящие модернизацию собственного производства, занимающиеся внедренческой деятельностью, созданием новых материалов и технологий и т.д. Срок возможной отсрочки начинается от года и до пяти лет, что является очень маленьким сроком окупаемости капитальных затрат, например, на перевооружение собственного производства. А перечень необходимых документов для получения данной льготы настолько велик, что механизм инвестиционного налогового кредитования не получил должного широкого распространения и не оказал действенного влияния на инвестиционную деятельность организаций.

Важным инструментом поддержки среди прочих является освобождение от НДС, оно предоставляется при выполнении НИОКР хозяйствующим субъектам и научно-исследовательским организациям. Для применения данной льготы необходимо определить, какие именно виды работ будут квалифицироваться в качестве научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (разработок) и какими конкретными характеристиками должна обладать деятельность, чтобы соответствовать приведенным в Налоговом кодексе РФ определениям. Несмотря на то, что существует достаточно обширная практика, касающаяся трактовки непосредственно определения НИОКР для применения льгот специализированными организациями и пользователями бюджетных средств, в теории налогообложения нет устоявшегося понятийного инструментария налогового стимулирования и понятия инновационной деятельности [14, с. 501].

Предприятия малых форм хозяйствования особенно чувствительны к изменению налоговых ставок, поэтому обоснованное снижение налогового бремени в секторе малого и среднего предпринимательства является важнейшим условием развития. В целях стимулирования спроса на научные исследования и изобретения в секторе малого предпринимательства, а также развития инновационной инфраструктуры предусмотрены налоговые вычеты для специального налогового режима - упрощенной системы налогообложения, в части расходов на приобретение прав на изобретения, проведение НИОКР, предусмотренных Налоговым законодательством.

Нельзя забывать, что амортизация основных средств является универсальным широко применяемым механизмом налогового стимулирования инновационной деятельности организаций, получившим признание во всем мире, так как ее начисление создает весомый источник финансирования инноваций для организаций, заинтересованных в дальнейшем росте, модернизации и техническом перевооружении производства. Путем проведения эффективной амортизационной политики возможно решение такой задачи, как коммерциа-

лизация инновационных разработок. Приобретая амортизируемое имущество инновационного характера, организация заинтересована в его ускоренной амортизации, так как это позволяет ему сократить сумму налога на прибыль. Если разрешить бизнес-структурам устанавливать сроки начисления амортизации по инновационному имуществу ниже сроков его полезного использования, то это в значительной мере будет способствовать повышению спроса на инновационную продукцию. Например, по приобретенному инновационному оборудованию со сроком полезного использования 6 лет разрешить субъектам предпринимательства начислять амортизацию 4 года [15, с. 460].

Российский опыт показывает, что несмотря на большое разнообразие налоговых льгот, ощутимого эффекта в решении проблем инновационного развития пока не произошло. Анализ статистических данных показал, что удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг в 2015 году составил 8,4 %, притом, что в 2013 году он был на уровне 9,9 %. С каждым годом и без того невысокий показатель снижается. Инновационная активность крупных и средних организаций в 2015 году составила 9,3 %. На малых предприятиях инновационная активность еще ниже. Удельный вес малых предприятий, осуществлявших технологические инновации, в общем числе обследованных малых предприятий составил в 2015 году всего 4,5 %, а удельный вес инновационных продуктов, выпускаемых малыми предприятиями, в общем объеме отгруженных товаров, работ, услуг, выполненных малыми предприятиями, в том же году составил всего 1,64 % [16]. Можно сделать вывод, что развитие инновационной деятельности в России в целом не отвечает ожиданиям, связанным с формированием экономики инновационного типа. Исходя из этого считаем необходимым проанализировать некоторые налоговые льготы с точки зрения того, какой этап инновационного процесса они призваны стимулировать.

В условиях сложившейся модели налогообложения большая часть налоговых льгот приходится на федеральный уровень, и стратегический упор сделан на простые предприятия, которые осуществляют внедрение инноваций, но при этом не являются резидентами технико-внедренческих экономических зон. В таблице представлены виды налоговых льгот, стимулирующих инновационную активность предприятий, действующие на федеральном уровне в 2015 году, с распределением по основным этапам инновационного процесса.

Проведенное автором распределение показало, что основная масса льгот ориентирована в первую очередь на начальные этапы инновационного процесса. Это, несомненно, оказывает положительное влияние на взаимодействие хозяйствующих субъектов с научными и исследовательскими структурами в ходе осуществления инновационной деятельности. Но из таблицы также видно, что действующей системой налогообложения недостаточно стимули-

руется то, чем должна заканчиваться инновационная деятельность - это внедрение и реализация на рынке инновационных товаров, работ и услуг. Поэтому, на наш взгляд, в текущих экономических условиях, следовало бы перенести акцент налогового стимулирования непосредственно на стадию реализации инновационной продукции, предпринять ряд краткосрочных финансовых мер, подталкивающих к ускоренной реализации инновационной продукции на внутреннем рынке.

Налоговые льготы, направленные на стимулирование инновационной деятельности хозяйствующих субъектов в 2015 году (распределение по этапам инновационного процесса)

Этап Освобождение от налога на добавленную стоимость Налог на прибыль Страховые взносы Налог на доходы физических лиц Инвестиционный налоговый кредит Ускоренная амортизация

I. Создание инноваций + + + +

II. Приобретение, апробация + + + + + +

III. Распространение + +

IV. Реализация инновационной продукции и потребление + + +

Анализ действующих налоговых преференций, направленных на стимулирование субъектов предпринимательства к осуществлению инновационной деятельности, показывает, что в основной своей массе меры налогового стимулирования направлены на поддержание благоприятного климата для стабильного начала развития инновационной деятельности. Стимулируется модернизация производства на основе использования технологически современного оборудования, проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, получение образования и повышение квалификации сотрудников, импорт оборудования, не имеющего аналогов в России. Все эти меры при условии их востребованности и применяемости, безусловно, оказывают положительное влияние на инновационный климат. Но этих мер явно недостаточно. Несмотря на то, что российское налоговое законодательство в области стимулирования инноваций уже является достаточно полным, действующая система мер имеет целый ряд концептуальных и технических недостатков, таких как общая направленность налоговых льгот, сложности в применении отдельных их видов, а некоторые льготы вообще не востребованы в связи со сложившимися экономическими тенденциями. Например, налоговые льготы по упрощенным режимам налогообложения могут оказаться неэффективными, поскольку субъекты

упрощенных режимов - это, как правило, малые предприятия, которые реже внедряют инновации. Финансы являются определяющим фактором для осуществления инновационной деятельности малыми и средними предприятиями, которым часто не хватает собственных средств для выполнения инновационных проектов, поэтому им труднее, чем крупным фирмам, получать внешнее финансирование. Основная часть субъектов малого предпринимательства не способна эффективно использовать современную технику и осуществлять модернизацию производства. Относительно небольшая масса прибыли и низкий уровень концентрации капитала не позволяют обеспечить приобретение комплекса инновационных разработок для реализации инновационных технологий.

Доступные к использованию налоговые льготы очень часто отличаются сложностью и чрезвычайной ограниченностью их получения. Низкая эффективность действующей системы налогообложения выражается в большом количестве всевозможных налогов, непрозрачности и возрастающей сложности их расчета, необоснованных частых проверках контролирующих органов. Практика показывает, что почти половина хозяйствующих субъектов вообще не обращается к налоговым льготам во избежание привлечения лишнего внимания налоговых органов и проведения необоснованных проверок, нежелания бумажной волокиты и доказывания права на ту или иную льготу, а также высокой вероятности споров. Те, кто все-таки получал ту или иную льготу, оставались мало удовлетворенными их размером и условиями применения. В результате сложилась ситуация, когда инновационные налоговые льготы есть, а эффекта от реализуемых мероприятий практически нет. И встает вопрос об эффективности предусмотренных государством мер поддержки, в частности о возможном дополнении их налоговыми новациями, которые способствовали бы интенсификации, развитию инновационной деятельности в России. Грамотно проработанная налоговая политика, в рамках которой сформируется система налоговых льгот и других экономических средств, может стать мощным инструментом стимулирования инноваций в производство. Существует настоятельная необходимость формирования дифференцированной системы налогообложения, а также регулярного пересмотра льгот, что позволит государству в дальнейшем целенаправленно стимулировать инновационную активность в приоритетных отраслях экономики [17, с. 51]. Требуется внедрение современных научных методов и использование экономико-математических моделей, позволяющих оптимизировать ставку налогообложения хозяйствующих субъектов, не относящихся к резидентам особых экономических зон, но осуществляющим инновационную деятельность.

В целях совершенствования системы налогового стимулирования инновационной деятельности следует учитывать отсутствие в России какой-либо объективной информации о востребованности налоговых льгот для научной и инновационной деятельности, их целевой аудитории, эффектах применения. Поэтому

крайне важна оценка уровня спроса на льготы и выявление факторов его формирования. Кроме того, льготы должны быть согласованы между собой таким образом, чтобы обеспечить системное развитие инновационных решений. Реализация подобных мероприятий позволит стимулировать инновационную активность предприятий и снизить риски инновационно-инвестиционной деятельности. В целом считаем целесообразным развивать систему налоговых стимулов в направлении более гибкого их комбинирования, расширения спектра целей, а также активного поиска методов точного измерения эффектов. При этом необходимо сочетать российский опыт стимулирования инновационной деятельности с накопленным зарубежным опытом. Это позволит определить наиболее эффективные формы и методы государственного регулирования ключевых секторов экономики, даст возможность широко использовать эффективно проявившие себя схемы и способы развития и поддержки инноваций.

Список литературы

1. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года: утв. Распоряжением Правительства РФ от 08.12.2011 № 2227-р. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_123444/ 2f806c88991ebbad43cdaa1c63c2501dc94c14af/ (дата обращения: 10.12.2016).

2. Папцов А.Г. Государственное регулирование экономики за рубежом: аграрный аспект. - М.: МиД, 2006. - 349 с.

3. О налогах с предприятий, объединений и организаций: Закон СССР от 14 июня 1990 г. № 1560-1. - URL: http://constitution20.ru/documents/48 (дата обращения: 18.01.2017).

4. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов / М-во финансов Рос. Федерации. - URL: http://static.consultant.ru/obj/file/doc/nalog_220414.pdf (дата обращения: 07.10.2016).

5. Климова Е.К. Роль налогов в обеспечении финансовой самостоятельности регионов // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. - 2014. -№ 1 (22). - С. 108-116.

6. Пыткин А.Н., Сятчихин С.В. Налоговые потери местных бюджетов: понятие, классификация, механизм снижения // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. - 2016. - № 1. - С. 132-137.

7. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов. - URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_105756 (дата обращения: 26.11.2016).

8. Основные направления налоговой политики на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_126727/ (дата обращения: 26.11.2016).

9. Голубев А.А., Александрова А.И., Скрипниченко М.В. Экономика, финансирование и управление инновационной деятельностью: учеб. пособие / СПбГУ ИТМО. - СПб., 2016. - 143 с.

10. Чернов И.С. Формы и методы налогового стимулирования инновационной деятельности//Налоги и налогообложение. - № 30 (72). - 2011. - С. 23-30.

11. Егорова Е.Н. Налоговые преференции и их использование резидентами особых экономических зон Российской Федерации // Сервис plus. - 2013. -№ 1. - С. 83-87.

12. О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования: Федер. закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ. -URL: http://r87.fss.ru/documents/27739/index.shtml (дата обращения: 08.12.2016).

13. Об особых экономических зонах в Российской Федерации: Федер. закон от 22.07.2005 № 116-ФЗ. - URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_54599/ (дата обращения: 08.12.2016).

14. Третьякова Ю.Н., Филатова И.И. Налоговое стимулирование инновационной деятельности в РФ // Молодой ученый. - 2015. - № 7. - С. 499-502.

15. Кирова Е.А. Эффективное налоговое регулирование как фактор ускорения инновационного развития экономики // Известия Иркутской государственной экономической академии. - 2015. - Т. 25, № 3. - С. 457-463.

16. Российский статистический ежегодник / Росстат. - М., 2016. - 725 с.

17. Коростелев В.Г. Модернизация агропродовольственной политики и современные проблемы развития агропродовольственного комплекса России // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. - 2012. -Т. 5, № 6 (26). - С. 35-53.

References

1. Strategiia innovatsionnogo razvitiia Rossiiskoi Federatsii na period do 2020 goda [The strategy for the innovation development of the Russian Federation until 2020], available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_123444/ 2f806c88991ebbad43cdaa1c63c2501dc94c14af/ (accessed 10 December 2016).

2. Paptsov A.G. Gosudarstvennoe regulirovanie ekonomiki za rubezhom: agrarnyi aspect [State regulation of economy abroad: Agricultural aspect]. Moscow, MiD, 2006, 349 p.

3. O nalogakh s predpriiatii, ob"edinenii i organizatsii: Zakon SSSR ot 14 iiunia 1990 g. № 1560-1 [On taxes for enterprises, associations and organizations]. USSR law no. 1560-1 dated 14 June 1990], available at: http://constitution20.ru/ documents/48 (accessed 18 January 2017).

4. Osnovnye napravleniia nalogovoi politiki Rossiiskoi Federatsii na 2015 god i na planovyi period 2016 i 2017 godov [Main directions of the Russian Federation

tax policy for 2015 and the planned period of 2016 and 2017], available at: http://static.consultant.ru/obj/file/doc/nalog_220414.pdf (accessed 7 October 2016).

5. Klimova E.K. Rol' nalogov v obespechenii finansovoi samostoiatel'nosti regionov [Role of taxes in providing financial independence of the regions]. PNRPU Sociology and Economics Bulletin, 2014, no. 1(22), pp. 108-116.

6. Pytkin A.N., Siatchikhin S.V. Nalogovye poteri mestnykh biudzhetov: poniatie, klassifikatsiia, mekhanizm snizheniia [Tax losses of local budgets: Definition, classification, mechanism of reduction]. PNRPU Sociology and Economics Bulletin, 2016, no. 1, pp. 132-137.

7. Osnovnye napravleniia nalogovoi politiki Rossiiskoi Federatsii na 2011 god i na planovyi period 2012 i 2013 godov [Main directions of the Russian Federation tax policy for 2011 and the planned period of 2012 and 2013], available at: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_105756 (accessed 26 November 2016).

8. Osnovnye napravleniia nalogovoi politiki na 2015 god i planovyi period 2016 i 2017 godov [Main directions of tax policy for 2015 and the planned period of 2016 and 2017], available at: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_126727/ (accessed 26 November 2016).

9. Golubev A.A., Aleksandrova A.I., Skripnichenko M.V. Ekonomika, finansirovanie i upravlenie innovatsionnoi deiatel'nost'iu [Economics, financing and management of innovative activity]. Saint-Petersburg, SPbGU ITMO 2016, 143 p.

10. Chernov I.S. Formy i metody nalogovogo stimulirovaniia innovatsionnoi deiatel'nosti [Forms and methods of tax incentives for innovative activity]. Nalogi i nalogooblozhenie, 2011, no. 30 (72), pp. 23-30.

11. Egorova E.N. Nalogovye preferentsii i ikh ispol'zovanie rezidentami osobykh ekonomicheskikh zon Rossiiskoi Federatsii [Tax preferences and their use by residents of special economic zones of the Russian Federation]. Servis plus, 2013, no. 1, pp. 83-87.

12. O strakhovykh vznosakh v Pensionnyi fond Rossiiskoi Federatsii [On the insurance contribution to the Russian Federation Pension Fund]. Federal law no. 212-FZ of 24 June 2009, available at: http://r87.fss.ru/documents/27739/index.shtml (accessed 8 December 2016).

13. Ob osobykh ekonomicheskikh zonakh v Rossiiskoi Federatsii [On Special Economic Zones in the Russian Federation]. Federal Law no. 116-FZ of 22 July 2005, available at: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_54599/ (accessed 8 December 2016).

14. Tret'iakova Iu.N., Filatova I.I. Nalogovoe stimulirovanie innovatsionnoi deiatel'nosti v RF [Tax stimulation of Russian innovative activity]. Molodoi uchenyi, 2015, no. 7, pp. 499-502.

15. Kirova E.A. Effektivnoe nalogovoe regulirovanie kak faktor uskoreniia innovatsionnogo razvitiia ekonomiki [Efficient tax regulation as a catalyst for innovative economic development]. Izvestiia Irkutskoi gosudarstvennoi ekonomicheskoi akademii, 2015, vol. 25, no. 3, pp. 457-463.

16. Rossiiskii statisticheskii ezhegodnik [Russian statistical yearbook]. Moscow, Rosstat, 2016, 725 p.

17. Korostelev V.G. Modernizatsiia agroprodovol'stvennoi politiki i sovremennye problemy razvitiia agroprodovol'stvennogo kompleksa Rossii [Modernisation of agrarian and food policy and contemporary problems of development of the Russia agrarian complex]. Kontury global'nykh transformatsii: politika, ekonomika, pravo, 2012, vol. 5, no. 6 (26), pp. 35-53.

Оригинальность 75 % Получено 09.02.2017 Принято 13.03.2017 Опубликовано 30.03.2018

M.Ye. Kadomtseva

TAX SUPPORT AT INNOVATIVE PROCESS STAGES

This study is relevant due to the need to identify the problems related to implementing the strategy of innovative development in the conditions of the social-economic system transformation. The paper contains the analysis of measures of tax regulation for the Russian economy innovative activity and emphasizes its incentive function. The tax legislation in the past 30 years is analyzed in terms of providing incentives to the innovative activity of economic entities. The results of the tax policy implementation are correlated with the main parameters of innovative development. Based on the data obtained, assessment of the efficiency of tax incentives system for economic entities' innovation activity is made.

The paper examines the main categories of the tax preferences offered to the innovative process subjects. A particular attention is paid to certain types of the tax preferences available to residents of technical-implementation special economic zones and to the federal-level preferences providing incentives for the innovative activity of regular enterprises. The distribution of existing tax preferences according to the innovative process stage is conducted. It is concluded that under prevailing economic trends there is an urgent need to refocus the tax incentives for innovation towards the final stage of the innovative process.

The results of the study revealed a number of conceptual and technical shortcomings in taxation system, including general orientation of tax preferences, their low demand, complicated procedures for their obtaining, unreasonably frequent inspections, etc.

The paper contains proposals on improving taxation mechanism to stimulate innovative activity. It also substantiates the necessity to introduce tax innovations involving modern scientific methods and economic-mathematical models in order to optimize tax rates, clarify conceptual apparatus in innovative development field, set up a system of monitoring the demand for tax preferences.

Keywords: innovative development, process, tax incentives, preferences, government management, economic entities, special economic zones.

Marina Yе. Kadomtseva - Candidate of Economic Sciences, Researcher, Laboratory for the Strategy of Development of the Institutional Environment of the Agro-Industrial Complex, Institute of Agrarian Problems of RAS, e-mail: [email protected].

Received 09.02.2017 Accepted 13.03.2017 Published 30.03.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.