НАЛОГОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНА
А.Э. Жадан, магистрант
Кубанский государственный университет
(Россия, г. Краснодар)
Аннотация. В статье обоснована необходимость совершенствования налогового регулирования для повышения инвестиционной привлекательности региона, рассматриваются основные методы налогового стимулирования инвестиций. Автором предлагаются меры по совершенствованию налогового регулирования в регионе, которые могут в дальнейшем привести к повышению его инвестиционной привлекательности.
Ключевые слова: налоговые регулирование, налоги, инвестиционный налоговый кредит, налоговые льготы, регион, Краснодарский край, инвестиции, инвестиционная привлекательность.
На сегодняшний день привлечение инвестиций в экономику является одной из ключевых задач для повышения эффективности экономической системы. Решение этой задачи осуществляется с помощью повышения инвестиционной привлекательности регионов для потенциальных инвесторов, т. е. посредством создания и обеспечения необходимых условий для инвестирования.
Согласно мировому опыту, налоговое регулирование является таким косвенным и эффективным методом государственного управления, без которого невозможно решение проблемы недостаточного объёма инвестиций в экономике регионов. В общем виде воздействие осуществляется с помощью введения налоговых льгот для отраслей, которые государство считает наиболее важными для национальной экономики, в период экономического роста. Во время же спадов в экономике государственные органы предпочитают вводить
льготы для инвесторов и снижать налоговую нагрузку на население в качестве инструмента поддержания потребительского спроса [1].
Данное обстоятельство позволяет сделать вывод о наличии потенциала в части увеличения налоговых поступлений в бюджет при должной организации контроля и, главное, стимулирования населения и работодателей к выходу из тени. Безусловно, в последние годы сделано немало в данном направлении. По данным МВФ Россия занимает достаточно высокий рейтинг собираемости налогов среди стран с формирующейся рыночной экономикой (коэффициент налоговых усилий составляет 0,85) [2].
Наиболее распространённые методы налогового регулирования как стимулятора инвестиций в мировой практике на сегодняшний день можно увидеть на рисунке 1.
Рис. 1. Методы налогового стимулирования инвестиций [1]
Среди важнейших методов налогового регулирования инвестиционной активности можно выделить налоговые льготы, которые представляют собой уменьшение объёма налоговых обязательств для конкретной категории налогоплательщиков на определённой территории. Грамотно разработанная система налоговых льгот в случае эффективного использования может привести к росту инвестиционной привлекательности, а также выступать мощным стимулом развития научно-технического прогресса, внедрения и расширения производства дефицитной продукции, развития малого и среднего бизнеса, создания производственных мощностей в экономически непривлекательных регионах. Наряду с экономическими, использование налоговых льгот позволяет решать и социальные проблемы (снижение
безработицы, повышение уровня занятости трудоспособного населения, снижение степени уклонения налогоплательщиков от уплаты налогов).
Основными налогами, которые можно использовать для повышения инвестиционной привлекательности регионов, служат те, по которым предприятия, инвестирующие средства в различные проекты, несут наибольшую налоговую нагрузку, -налог на имущество организаций, НДС, налог на прибыль организаций.
В России налоговые льготы по НДС применяются в сфере научной деятельности, в частности, согласно ст. 149 НК РФ освобождается от налогообложения по НДС выполнение НИОКР. Также по законодательству от налогов освобождаются операции по реализации исключительных прав на изобретения (полезные модели,
промышленные образцы, ноу-хау, проведение НИОКР) [3].
Что касается налога на прибыль, грамотная система по его оптимизации может способствовать эффективному управлению имеющимися ресурсами и денежными потоками организации, снижению финансовых рисков, что, в свою очередь, может привести к повышению конкурентоспособности бизнеса.
В 2013 году поступление налога на прибыль в бюджет Российской федерации
В Российской Федерации плательщиками данного вида налога выступают 36% юридических лиц, 72% организаций применяют УСН.
В рамках налогового регулирования достаточно большую роль играет такой инструмент, как инвестиционный налоговый кредит. Существует мнение, что этот инструмент учитывает имущественное положение налогоплательщика гораздо лучше, чем другие налоговые льготы. В случае предоставления кредита в виде вычета из дохода, облагаемого налогом, большую выгоду получает налогоплательщик, дохо-
составило 18% от общего начисления налогов и сборов. Платежи по налогу на прибыль с 2009 по 2012 год имели тенденцию к увеличению. С 2009 по 2012 год сумма поступлений в бюджет данного вида налога увеличилась почти в два раза (на 86,27%). В 2013 году сумма поступлений уменьшилась на 12% по сравнению с 2012 годом [8]. Наглядно динамика изменения валового объема налога на прибыль организаций представлена на рисунке 2.
ды которого облагаются по более высокой ставке. В случае вычета из суммы налога, большую долю доходов получает плательщик с низкими доходами.
В России инвестиционный налоговый кредит - одна из форм изменения срока исполнения налогового обязательства (ст. 66 и 67 НК РФ) [5]. Данный кредит - это денежные средства, оставляемые у организации в связи с предоставлением ей отсрочки платежа по налогу при условии, что эти средства направляются на проведение НИОКР, техническое перевооружение производства, внедренческую и инно-
Рис. 2. Динамика изменения валового объёма налога на прибыль организаций [4]
вационную деятельность или на социально-экономическое развитие субъекта РФ и предоставление особо важных услуг населению. Инвестиционный налоговый кредит предоставляется по налогу на прибыль организации, по региональным налогам (налогу на имущество организаций, транспортному налогу) и местному земельному налогу.
Инвестиционный налоговый кредит носит возмездный характер, и по нему начисляются определённые проценты. Согласно п. 6 ст. 67 НК РФ проценты на сумму кредита должны находиться в диапазоне от 1/2 и до 3/4 ставки рефинансирования ЦБ РФ. Данный вид кредита позволяет налогоплательщикам получать заёмные средства на инвестиционные цели по более выгодным условиям [5].
К сожалению, в РФ соответствующие государственные органы предоставляют инвестиционные налоговые кредиты неохотно, поскольку они снижают доходы
бюджетов (и без того дефицитных), а предприниматели довольно часто используют полученные средства на неинвестиционные цели и не обеспечивают их своевременного возврата (с процентами) [3].
Представленные в таблице 1 данные, демонстрируют, что налоговые доходы и платежи в долях ВВП уменьшились в 2014 г. по сравнению с 2011 г., однако оставались примерно на одном уровне (изменяясь в диапазоне 34-35% от ВВП). Наиболее сильно уменьшились налог на прибыль (с 4,06% до 3,33%) и таможенные пошлины (с 8,25% до 7,74%), а акцизы, налог на добычу полезных ископаемых, единый социальный налог и прочие налоги и сборы даже возросли. Наибольшую долю среди налоговых доходов и платежей в 2014 г. составили НДС, таможенные пошлины, ЕСН и страховые взносы (19,92% от ВВП и 57,87% от всех налоговых доходов и платежей).
Таблица 1. Доходы бюджета расширенного правительства РФ в 2011-2014 гг. (% к ВВП) [6]_
2G11 г. 2G12 г. 2G13 г. 2G14 г.
Доходы всего 37,26 37,69 36,93 36,93
Налоговые доходы и платежи 34,50 34,97 34,11 34,42
в том числе
НП 4,06 3,79 3,13 3,33
НДФЛ 3,57 3,64 3,78 3,78
НДС 5,81 5,70 5,35 5,52
Акцизы 1,16 1,35 1,53 1,50
Таможенные пошлины 8,25 8,20 7,51 7,74
НДПИ 3,65 3,96 3,89 4,07
ЕСН и страховые взносы 6,30 6,60 7,09 6,66
Прочие налоги и сборы 1,71 1,74 1,84 1,82
В России при проведении анализа уровня налоговой нагрузки по отдельным налогам, традиционно выделяют нефтегазовые доходы, так как в РФ они по-прежнему составляют существенную долю доходов (около трети от всех налоговых доходов консолидированного бюджета). С 2011 г. по 2014 г. их доля увеличилась с 31,16% до 32,28%. Наибольшими являются НДПИ на нефть, таможенные пошлины на нефть и таможенные пошлины на нефтепродукты. За рассматриваемый период
увеличились доли от ВВП почти всех доходов, связанных с обложением нефти, нефтепродуктов и газа [6].
Одним из наиболее часто используемых показателей инвестиционной привлекательности конкретной страны являются показатели Doing Business, ежегодно рассчитываемые Всемирным банком. Российская Федерация, по мнению составителей рейтинга, за 2014 г. поднялась в рейтинге условий ведения бизнеса с 62 до 51 места, а за рассматриваемый период со 111 до 51
места (табл. 2). В области налогообложения также наблюдается положительная динамика - с 63 места до 47 в 2014 г. Особо отмечены были положительные результаты России в области подключения к
электросетям (с 143 места до 29). Данный рейтинг с 2014 г. определяется путём агрегирования результатов по Москве и Санкт-Петербургу [7].
Таблица 2. Динамика РФ в рейтинге «D Doing business» за 2011-2014 гг.*
Оцениваемый год/наименование отчёта 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г.
Doing business 2013 Doing business 2014 Doing business 2015 Doing business 2016
Позиция РФ в общем рейтинге 111 92 62 51
в т.ч.
«Налогообложение» 63 56 49 47
«Регистрация предприятий» 100 88 34 41
* составлено автором по данным [7]
В документе «Основные направления Налоговой политики РФ на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов», одобренном Правительством РФ, декларируется, что в течение трёхлетнего периода приоритетом останется недопущение какого-либо увеличения налоговой нагрузки на экономику. Среди основных целей документа можно выделить: обеспечение стабильности налоговой системы и повышение её привлекательности для инвесторов, стимулирование инвестиций, проведение антикризисных налоговых мер и дальнейшее повышение эффективности мер налогового администрирования.
В документе выделяются следующие итоги налогового регулирования для стимулирования инвестиций к 2015 г.:
- налоговые преференции по налогу на добычу полезных ископаемых и налогу на добавленную стоимость для резидентов территорий опережающего социально-экономического развития (на Дальнем Востоке);
- налоговые каникулы для малого предпринимательства, осуществляющего деятельность в производственной, социальной и научной сферах;
- создание свободной экономической зоны в Крыму.
С другой стороны введены новые налоги:
- налог на имущество физических лиц, налоговые вычеты и льготы в отношении объектов жилого назначения для отдельных категорий налогоплательщиков;
- налог на имущество физических лиц и на имущество организаций для налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы в целях предотвращения уклонения от уплаты налога на имущество в результате перехода на специальные налоговые режимы;
- налог на дивиденды;
- индексация государственных пошлин в среднем в 1,6 раза [6].
На региональном уровне РФ налоговое регулирование инвестиционного процесса осуществляется с помощью следующих инструментов:
- льготы по налогу на имущество организаций и налогу на прибыль (минимальные ставки - 2,2% и 13,5%, соответственно);
- льготы по земельному налогу в размере средств, поступающих в региональный бюджет;
- пониженные ставки налога на прибыль организаций и страховых взносов (региональная составляющая);
- налоговые каникулы по налогу на имущество организаций, земельному и транспортному налогам;
- возможность списания без ограничений убытков на будущий период и затрат на НИОКР;
- использование специального коэффициента (не выше 2) при расчёте амортизационных отчислений.
Рассмотрим налоговое регулирование как инструмент повышения инвестиционной привлекательности на региональном уровне, на примере Краснодарского края (табл. 3).
Таблица 3. Инструменты налогового регулирования в Краснодарском крае, используе-
мые для повышения инвестиционной привлекательности региона*
Форма налогового регулирования Субъект налогового регулирования Бюджет финансирования
Инвестиционный налоговый кредит по НП в части, поступающей в краевой бюджет, и региональным налогам Организации Региональный
Налоговые льготы на имущество организаций на срок окупаемости инвестиционного проекта, но не более трёх лет фактического использования льгот - Организации, реализующие инвестиционные проекты, одобренные администрацией Краснодарского края. - Лизинговые организации, предоставляющие услуги по лизингу для реализации инвестиционных проектов. Региональный
Снижение ставки по НП организаций до 13,5% - Резиденты ОЭН. - Организации (основной вид деятельности - добыча нефти, производство нефтепродуктов, производство цемента, производство электрической и тепловой энергии и др.). Региональный
* составлено автором по данным [8]
Помимо налоговых льгот и инвестиционного налогового кредита в Краснодарском крае в 2015 г. осуществлялись следующие меры финансовой поддержки предпринимателей:
- региональная субсидия в строительную отрасль в размере 11 840 тыс. руб.;
- софинансирование организаций сани-тарно-курортного и туристского комплекса - 368 000 тыс. руб.;
- грант победителю конкурса «Лучший объект сельского (аграрного) туризма в Краснодарском крае» в размере 240 тыс. руб.;
- региональная субсидия для поддержки промышленности в размере 10 000 тыс. руб.;
- государственные субсидии, гранты и социальные выплаты в АПК (из федерального бюджета: 6 285,64 млн руб.; из регионального бюджета: 1 661,96 млн руб.);
- государственные субсидии в виногра-дарско-винодельческую отрасль (из федерального бюджета: 157,49 млн руб.; из регионального бюджета: 90,8 млн руб.).
В рамках государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае на 2014-2018 гг. в 2015 г осуществлялись меры поддержки, представленные в таблице 4 [8].
Таблица 4. Поддержка малого и среднего предпринимательства в 2015 г. в Краснодар-
ском крае*
Мера поддержки предпринимательства Размер поддержки Размер финансирования, тыс. руб.
Субсидирование части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в кредитных организациях, понесенных субъектами малого и среднего предпринимательства 70 процентов от фактически произведенных и документально подтвержденных затрат, но не более 300 тысяч рублей Федеральный бюджет: 34 831,9; Региональный бюджет: 4 305,1; Муниципальный бюджет: 2 059,9
Субсидирование части затрат на уплату первого взноса при заключении договора финансовой аренды (лизинга), понесенных субъектами малого и среднего предпринимательства Не более 70 процентов от суммы первого взноса (за вычетом налога на добавленную стоимость), составляющего не более 30 процентов от стоимости предмета лизинга (за вычетом налога на добавленную стоимость), произведенного субъектом малого и среднего предпринимательства (не более 10 млн руб.) Федеральный бюджет: 169 874,7; Региональный бюджет: 20 995,9; Муниципальный бюджет: 10 045,9
Субсидирование части затрат действующих инновационных компаний -субъектов малого и среднего предпринимательства, понесенных в связи с производством, (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг 75% от фактически произведённых и затрат на определённые цели - для компании менее 30 человек - не более 5 млн руб; - для компании 30 и более человек -не более 15 млн руб Федеральный бюджет: 57 631,9; Региональный бюджет: 7 123,1; Муниципальный бюджет: 3408,2
Предоставление микрозаймов субъектам малого и среднего предпринимательства Краснодарского края До 1 млн руб. на срок до 1 года
* составлено автором по данным [8]
К сожалению, на данный момент в Краснодарском крае широко используются лишь такие инструменты поддержки предпринимательства, как субсидирование затрат и микрозаймы, которые в полной мере не реализуют своё непосредственное значение - стимулирование развития экономики за счёт повышения инвестиционной привлекательности. В качестве перспективных мер в области налоговой политики, по активизации данного процесса, могут быть предложены следующие:
- установление права региональных органов власти уменьшать установленные ставки налога на прибыль организаций в региональные бюджеты вплоть до полного освобождения от его уплаты;
- снижение ставки по налогу на прибыль до 13,5% для организаций, занимающихся производством машин и оборудования, комплектующих и прочей высокотехнологичной продукции с высокой добавленной стоимостью, в течение 7 лет;
- налоговые каникулы для индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН и занимающихся, помимо уже установленных региональным законодательством видов деятельности, производством машин и оборудования, комплектующих и прочей высокотехнологичной продукции с высокой добавленной стоимостью, на 5 лет;
- освобождение от уплаты налога на имущество организаций, осуществляющих деятельность в реальном секторе, в первые пять лет после приобретения нового оборудования;
- внедрение системы мониторинга эффективности применения налоговых льгот, а также возложение этой функции на Министерство финансов РФ и систему независимых исследовательских институтов.
Данные мероприятия помогут стимулировать процессы воспроизводства и увеличить его темпы, что, несомненно, повысит инвестиционную привлекательность региона.
Библиографический список
1. Ефремова Т.А. Роль налогов в формировании инвестиционной привлекательности региона, 2012 г. URL: http://www.konspekt.biz/index.php?text=638.
2. Дедусенко М.Л. Налоговый потенциал в системе межбюджетного регулирования // Молодой учёный. - 2015. - № 7. - С. 381-384.
3. Попов М.В. Налоговые инструменты стимулирования инвестиций в инновационное развитие экономики // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В.И. Вернадского. - 2012. - № 2-40. - С. 208-218.
4. ФНСРоссии. URL: https://www.nalog.ru/rn77/opendata/
5. Налоговый кодекс Российской Федерации. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671/
6. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=183748
7. Группа Всемирного банка, 2014 г. URL: http://russian.doingbusiness.org/
8. Инвестиционный портал Краснодарского края. URL: http://www.investkuban.ru/
9. Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/
TAX REGULATIONS AS AN INSTRUMENT FOR INCREASING THE INVESTMENT
ATTRACTIVENESS OF THE REGION
A.E. Zhadan, graduate student Kuban state university (Russia, Krasnodar)
Abstarct. The article has substantiated the necessity of improving the tax regulations system to increase the investment attractiveness of the region. It has been viewed the basic methods of tax stimulation of the investment activity in the article. The author has proposed the measures to improve tax regulations system in the region, which would be able to increase the investment attractiveness of the region.
Keywords: tax regulations, taxes, investment tax credit, tax concessions, region, Krasnodar Krai, investment, investment attractiveness.