Научная статья на тему 'Налоговое право и цифровые тренды развития публичного права'

Налоговое право и цифровые тренды развития публичного права Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
налоговое право / цифровизация налоговых отношений / личный кабинет налогоплательщика / принципы налогообложения / электронные налоговые сервисы / tax law / digitalization of tax relations / taxpayer’s personal account / principles of taxation / electronic tax services

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Науменко Анна Михайловна

Цель исследования. В статье представлена ретроспектива формирования налогового права как подотрасли финансового права, а также современные тенденции правового регулирования налоговых отношений, связанные с цифровизацией финансовой деятельности государства. Выводы. Автор приходит к выводу, что в российском правовом поле налоговое право как самостоятельный структурный элемент возникает и трансформируется в ответ на фундаментальные геополитические кризисы. Девяностые годы прошлого века сформировали его как самостоятельный компонент российской правовой системы. А современный переход к глобальным модальностям цифровой индустрии требуют комплексного пересмотра налогового режима регулирования общественных отношений, начиная от новелл терминологии, заканчивая новыми форматами взаимодействия участников. Применение электронных сервисов в настоящее время допустимо лишь в диспозитивном ключе. Ведь потенциал использования цифровых технологий со стороны частных субъектов ставится в зависимость от их имущественного положения, технических компетенций, а также доступности услуг связи. Поэтому масштаб российской цифровизации налогового регулирования зависит от формирования единой цифровой среды на всей территории государства, а не только финансового сегмента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tax Law and Digital Trends in the Development of Public Law

The purpose of the study. The article presents a retrospective of the formation of tax law as a sub-branch of financial law, as well as current trends in the legal regulation of tax relations related to the digitalization of financial activities of the state. Conclusions. The author concludes that in the Russian legal field, tax law as an independent structural element arises and transforms in response to fundamental geopolitical crises. The nineties of the last century formed it as an independent component of the Russian legal system. And the modern transition to the global modalities of the digital industry requires a comprehensive revision of the tax regime for regulating public relations, starting from novel terminology, ending with new formats of interaction between participants. The use of electronic services is currently permissible only in a dispositive manner. After all, the potential of using digital technologies on the part of private entities depends on their property status, technical competencies, as well as the availability of communication services. Therefore, the scale of the Russian digitalization of tax regulation depends on the formation of a unified digital environment throughout the state, and not just the financial segment.

Текст научной работы на тему «Налоговое право и цифровые тренды развития публичного права»

Науменко А.М.

5.1.2 Публично-правовые

(государственно-правовые) науки (юридические науки)

Public Law (State Law) Sciences

DOI: 10.33693/2782-7372-2024-3-4-29-33 УДК: 34 ГРНТИ: 10.15 EDN:AKNFDZ

Налоговое право и цифровые тренды развития публичного права

А.М. Науменко ©

Ростовский государственный экономический университет (РИНХ), г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация

E-mail: [email protected]

Аннотация. Цель исследования. В статье представлена ретроспектива формирования налогового права как подотрасли финансового права, а также современные тенденции правового регулирования налоговых отношений, связанные с цифровиза-цией финансовой деятельности государства. Выводы. Автор приходит к выводу, что в российском правовом поле налоговое право как самостоятельный структурный элемент возникает и трансформируется в ответ на фундаментальные геополитические кризисы. Девяностые годы прошлого века сформировали его как самостоятельный компонент российской правовой системы. А современный переход к глобальным модальностям цифровой индустрии требуют комплексного пересмотра налогового режима регулирования общественных отношений, начиная от новелл терминологии, заканчивая новыми форматами взаимодействия участников. Применение электронных сервисов в настоящее время допустимо лишь в диспозитивном ключе. Ведь потенциал использования цифровых технологий со стороны частных субъектов ставится в зависимость от их имущественного положения, технических компетенций, а также доступности услуг связи. Поэтому масштаб российской цифровизации налогового регулирования зависит от формирования единой цифровой среды на всей территории государства, а не только финансового сегмента.

Ключевые слова: налоговое право, цифровизация налоговых отношений, личный кабинет налогоплательщика, принципы налогообложения, электронные налоговые сервисы

DOI: 10.33693/2782-7372-2024-3-4-29-33

Tax Law and Digital Trends in the Development of Public Law

A.M. Naumenko ©

Rostov State University of Economics (RSUE), Rostov-on-Don, Russian Federation

E-mail: [email protected]

Abstract. The purpose of the study. The article presents a retrospective of the formation of tax law as a sub-branch of financial law, as well as current trends in the legal regulation of tax relations related to the digitalization of financial activities of the state. Conclusions. The author concludes that in the Russian legal field, tax law as an independent structural element arises and transforms in response to fundamental geopolitical crises. The nineties of the last century formed it as an independent component of the Russian legal system. And the modern transition to the global modalities of the digital industry requires a comprehensive revision of the tax regime for regulating public relations, starting from novel terminology, ending with new formats of interaction between participants. The use of electronic services is currently permissible only in a dispositive manner. After all, the potential of using digital technologies on the part of private entities depends on their property status, technical competencies, as well as the availability of communication services. Therefore, the scale of the Russian digitalization of tax regulation depends on the formation of a unified digital environment throughout the state, and not just the financial segment.

Key words: tax law, digitalization of tax relations, taxpayer's personal account, principles of taxation, electronic tax services

ВВЕДЕНИЕ

Налоговое право. В конце прошлого века юристы дискутировали по вопросу уровня его отраслевой идентичности: правовой институт, подотрасль, отрасль права... А какие налоговые трансформации в фокусе внимания современных специалистов? Как нынешние ученые и практики понимают этот концепт, что стоит за его содержанием?

Если окинуть взглядом российское правовое поле, не погружаясь глубоко в ретроспективу финансовой истории, то массовый всплеск интереса к налоговому праву возникает на сломе эпох в конце прошлого века. С того момента прошло более тридцати лет, достаточный период для того, чтобы оглянуться и подвести хотя бы общие итоги, обозначить наиболее значимые векторы развития.

ПОСТСОВЕТСКИЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ НАЛОГОВОГО ПРАВА

В конце 1980-х гг. базовые парадигмы советского планового хозяйства и идеологии были отринуты обществом. Наступила эпоха реформаторства. И если в моменте «девяностых годов» общий идейный тренд был «за» разрушение планового хозяйства и скорейший переход к принципам так называемой «рыночной экономики», то сейчас, с высоты прошедших лет, социально-политические процессы той эпохи воспринимаются не так однозначно. Тем не менее, полити-

ческое руководство страны выступило за реализацию радикальных рыночных реформ, которые, естественно, потребовали системного перезапуска всей матрицы законодательства, начиная от фундаментальных конституционных настроек и заканчивая техническими регламентами и процедурами. Шла непростая адаптация государства и социума к новым принципам рыночной экономики на фоне геополитического кризиса, крушения советской идеологии, массового снижения уровня жизни населения.

В этом контексте пакет налоговых законов 1991 г. об основах налоговой системы и базовых налоговых платежах, сменивших привычные нормы советского финансового права, стал настоящим «шок-контентом» для субъектов хозяйственной деятельности того времени1. Кардинально изменились принципы финансовой дисциплины и контроля, появились новые налоги, имплементированные как из европейских, так и англосаксонских налоговых систем, до этого не применявшиеся на территории «русского мира» (например, налог на добавленную стоимость, налог с продаж), а другие, уже подзабытые в советский период платежи, были реанимированы и вновь запущены в торговый оборот (к примеру, акцизы). Нормативное поле налогового регулирования стремительно увеличивалось, получая как вертикальное, так и горизонтальное расширение.

1 Закон РФ от 27.12.1991 № 2118-1 (ред. от 11.11.2003) «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» (утратил силу с 01.01.2005) //Российская газета. 10.03.1992. № 56.

30 Lobbying in the Legislative Process

Vol. 3. No. 3. 2024

Науменко А.М.

Казуистичное, противоречивое, нестабильное - так характеризуют ученые-финансисты тот начальный период постсоветского налогового регулирования. Но именно тогда налоговое право становится новым феноменом российской финансовой действительности. В этот период налоги как неотъемлемый атрибут рыночных отношений привлекают внимание и юристов, и экономистов, и философов.

Нельзя сказать, что до этого налоги в советском финансовом праве не проявлялись вообще. Аксиомой стал постулат, что «современное государство не может существовать без налогов». Даже советскому социальному проекту «общества без налогов», в конечном итоге, полностью исключить налоги из финансовой деятельности государства так и не удалось. Но налоговый сегмент занимал незначительную долю в структуре аккумуляции публичных финансов того времени. В части научных исследований - число фундаментальных трудов по налоговому праву советского периода можно пересчитать по пальцам одной руки. И этому было объективное объяснение. Большая часть государственных доходов поступала в бюджет через административно-командную систему перераспределения прибыли советских предприятий. Непосредственно налоги, то есть платежи, в основе которых заложено движение денежных средств из фондов частных лиц в пользу государства, занимали небольшую часть национального дохода. В качестве целевого субъекта здесь выступали в основном налогоплательщики-физические лица. В отношении организаций в большей мере применялись административные, а не финансовые методы воздействия.

Ситуация изменилась после масштабной приватизации советских предприятий в начале девяностых годов. Теперь бюджет нужно было пополнять с помощью фискальных механизмов в отношении независимых частных субъектов. «Западная» онтология публичных финансов в этом случае в качестве универсального механизма могла предложить лишь налоговый метод аккумуляции госдоходов.

Концепт всеобщности налогообложения явился полной противоположностью советскому постулату «общества без налогов». А значит, новая экономическая идеология требовала переосмысления, построения соответствующих финансово-правовых доктрин. К сожалению, ни времени, ни достаточной практики на формирование полноценной научной налоговой парадигмы не было. Налоговое регулирование развивалось сверхдинамично, противоречиво, корректируясь, как говорится, «на ходу» в ответ на казусы и нестыковки правоприменительной практики.

Именно тогда в финансово-правовом поле возникли первые дискуссии о месте налогового права в системе российского права. И если в советский период преобладала теория о том, что налоговое право - это правовой институт в разделе государственных доходов, то в «постперестроечной» России господствующей точкой зрения стала концепция налогового права как подотрасли финансового права, наряду с бюджетным.

Однако несмотря на значительное масштабирование нормативного материала, создание самостоятельной системы налоговых принципов, постепен-

ного формирования уникального правового статуса участников налоговых отношений, специальных форм и методов налогового контроля, отдельных процедур налогового производства и института налоговой ответственности, - налоговое право так и не смогло «выпрыгнуть» за предметные границы финансовой деятельности. В рамках классического подхода к дифференциации правовых отраслей по предмету и методу, налоговые нормы закономерно определяются как сфера финансового права, невзирая на их количественный объем и гносеологическую уникальность налогов как экономической и правовой категории. Ведь налогообложение, как суверенное право публичного образования на подвластной территории, органично включается в состав финансовой деятельности в качестве одного из сегментов аккумуляции публичных доходов. Факт принятия единого кодифицированного источника - Налогового кодекса Российской Федерации - дал повод некоторым ученым выдвинуть гипотезу об отраслевой самостоятельности налогового права, но эта точка зрения так и не стала общепризнанной в финансово-правовой науке. К слову, дискуссия осталась незавершенной. Но в нынешнем контексте, несмотря на свой фундаментальный запрос, она уже не стремится к однозначным ответам. Глобальные трансформации современного миропорядка держат фокус внимания нынешних ученых на поиске адекватных ответов на новые социальные вызовы.

СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕНДЫ РАЗВИТИЯ НАЛОГОВОГО ПРАВА

Сейчас, как и тогда, на рубеже веков, российское государство вновь переживает цивилизационный излом. Современный этап развития нашей финансовой системы характеризуется повышенным количеством внешнеполитических рисков и угроз. Меняются форматы взаимодействия с ведущими мировыми державами, пересматриваются принципы как геополитического, так и экономического сотрудничества. Мы видим разрушение привычных схем кооперации российских компаний с ведущими западными корпорациями. В то же время идет стремительное наращивание деловых контактов и объемов экономического сотрудничества с представителями развивающихся стран Латинской Америки, Африки, Ближнего Востока и Азии. В ответ на внешние вызовы национальная налоговая система как базис экономического суверенитета страны вынуждена перестраиваться. Соответственно, меняются нормы налогового законодательства, что в конечном счете, приводит к накоплению трансформационного потенциала и самого налогового права. К примеру, действие целого ряда международных налоговых соглашений в настоящий момент приостановлено Президентом Российской Федерации в ответ на недружественные действия отдельных государств в отношении России2. Здесь защита национального суверенитета

2 Указ Президента РФ от 08.08.2023 № 585 «О приостановлении Российской Федерацией действия отдельных положений международных договоров Российской Федерации по вопросам налогообложения». Опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru

ставится выше одного из фундаментальных правовых принципов, - принципа примата международного права. И если в девяностые и нулевые такой ответ был немыслим в принципе, то сейчас он воспринимается как адекватная мера правового реагирования суверенного государства. Как видим, в свете противодействия санк-ционной политики закономерно смещается акцент ведущей функции налоговых платежей: вместо фискальных целей на первый план выходит регулирующий потенциал налогов и сборов.

Еще одним фундаментальным вызовом развития цивилизации является всеобщая цифровизация, - продвижение информационных технологий во все значимые сферы человеческого бытия. Речь идет не только о технологических инновациях - модернизируется вся среда обитания человека, меняются форматы, скорость взаимодействия индивидуумов в обществе, правила социального этикета. С другой стороны, все аспекты взаимодействия людей с помощью технических устройств оставляют цифровой след. Снижается уровень конфиденциальности человеческой жизни. В то же время минимизируется субъективизм человеческого восприятия, в том числе при принятии решений, интерпретации происходящего.

Право всегда следует за социальными переменами. С одной стороны, цифровые технологии, по сути, предоставляют новый уровень технических возможностей, к примеру, интенсифицируют взаимодействие участников налоговых отношений, вроде бы не касаясь их сути, заложенной в правовых предписаниях. Но на самом деле цифровизация как универсальный процесс трансформирует налоговый режим в целом, затрагивая все аспекты правового механизма, начиная от появления новелл терминологии, заканчивая новыми форматами взаимодействия участников, способами обеспечения информационной безопасности, соблюдения режима налоговой тайны и т.д. С учетом того, что налоговое регулирование опирается преимущественно на императивный инструментарий, то все границы должного поведения налогоплательщиков и налоговых агентов должны быть максимально определены, чтобы в момент правоприменения мы могли уйти от правовых пробелов и субъективной квалификации со стороны налоговых инспекторов.

С помощью цифровых инструментов взаимодействие участников налоговых отношений переходит в дистанционный формат, как правило, в асихронном режиме через электронные публичные платформы и сервисы. Общение становится максимально формализованным и алгоритмизированным. Сейчас это личный кабинет налогоплательщика (ст. 11.2 НК РФ). С помощью данного электронного ресурса сокращаются сроки обработки документов, уходят издержки, связанные с необходимостью личного приема налогоплательщиков в офисе налоговой службы, минимизируется субъективизм при принятии стандартных управленческих решений. Цифровой след дает возможность четко идентифицировать порядок реализации прав и исполнения обязанностей участников налоговых отношений в случае возникновения в дальнейшем налоговых споров. Федеральная налоговая служба через свой официальный сайт дает возмож-

ность пользоваться всевозможными сервисами, дифференцированными в зависимости от статуса налогоплательщика (российская организация, иностранная организация, самозанятые налогоплательщики, индивидуальные предприниматели, просто физические лица): налоговые калькуляторы, управление статусом своего единого налогового счета, информационные базы по ИНН, по налоговым льготам и вычетам. Исполнение налоговых обязанностей максимально упрощается, расчеты производятся автоматически, сокращаются издержки, технические ошибки, неизбежные при самостоятельном заполнении налоговых документов. Все эти аспекты по-новому раскрывают содержание принципа определенности и ясности налогообложения (п. 6 ст. 3 НК РФ), закладывая новое «цифровое» звучание. Оперативность цифрового реагирования на взаимные запросы со стороны участников налоговых отношений содержит огромный потенциал для сокращения и упрощения всех формализованных процедур налогового контроля. Но с этой точки зрения необходимо более пристально исследовать доступность цифровой среды для участников налоговых отношений. И если со стороны налоговых органов необходимость цифрового обеспечения текущей деятельности гарантируется государством, то потенциал использования электронных сервисов со стороны налогоплательщика находится полностью в зоне его личных компетенций. Он, как частный автономный субъект, решает вопрос о возможности использования электронных гаджетов в своем личном пространстве. Качественные характеристики и технические возможности цифровых инструментов зачастую определяются их стоимостью, а значит, зависят от уровня имущественного положения человека и его жизненных приоритетов, социальной позиции, и, конечно, от уровня развития его технических навыков как пользователя программного обеспечения. Кроме того, помимо наличия/отсутствия самого цифрового устройства у налогоплательщика, иногда возникает вопрос доступности услуг связи в целом в данной геолокации. Все эти аспекты, естественно, выходят за рамки налогового регулирования.

В настоящее время онлайн-взаимодействие налогового органа и налогоплательщика при отсутствии у последнего необходимых электронных устройств возможна лишь через многофункциональные центры в установленных случаях. Но формат общения через МФЦ не является универсальным и не перекрывает возможности, предоставляемые в рамках личного кабинета налогоплательщика, причем, как для налогоплательщика, так и для налогового органа. Как минимум, снижается оперативность решения текущих вопросов.

Поэтому возможность пользоваться цифровыми налоговыми сервисами сейчас - это право налогоплательщика. И, не смотря на все плюсы «электронного» исполнения налоговых обязанностей, масштаб цифровизации налогового администрирования и налогового регулирования в целом зависит от формирования единой цифровой среды на всей огромной территории нашего государства, а не только в городских агломерациях.

32 Lobbying in the Legislative Process

Vol. 3. No. 3. 2024

Науменко А.М. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Налоговое право возникает и трансформируется в ответ на фундаментальные геополитические кризисы. «Шоковые» рыночные реформы постсоветского пространства стали экзистенциальным импульсом формирования налогового права как самостоятельного структурного компонента российской правовой системы. Немногочисленный круг налоговых норм из скромного правового института превратился в масштабную подотрасль финансового права, в основе которой лежит обширное нормативное поле и гносеологическая уникальность налоговых платежей.

Цифровизация в настоящий момент является таким же кардинальным вызовом, который трансформи-

рует налоговый режим в целом, затрагивая все аспекты правового механизма.

И если кризис девяностых годов прошлого века сформировал налоговое право как самостоятельный компонент российской правовой системы, то новые модальности цифровой индустрии требуют комплексного пересмотра налогового режима регулирования общественных отношений. В настоящий момент режим использования цифровых инструментов в налоговых отношениях допустим лишь в диспозитивном ключе. Ведь потенциал внедрения электронных сервисов в деятельность налогоплательщика ставится в зависимость от его имущественного положения, технических компетенций, а также доступности услуг связи и цифровой среды в целом.

ЛИТЕРАТУРА

1. Науменко A.M. Налоговое право в контексте цифрови-зации // Гармонизация национальных правовых систем в условиях современного развития Евразийского экономического союза: сб. науч. ст. по матер. XVII Между-нар. науч.-практ. конф. (8-10 сентября 2022 г.) / под ред. А.Н. Позднышова, И.В. Рукавишниковой, Р.Г. Непранова. Ростов н/Д.: Издат.-полигр. комплекс Рост. гос. экон. ун-та (РИНХ), 2023. С. 188-194.

2. РукавишниковаЯ.В.Новая реальность финансового права// Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право иуправление. 2023. № 12. С. 84-88.

3. Соколов A.A. Теория налогов. М.: ЮрИнфоР-Пресс, 2003. 506 с.

4. Химичева Н.И. Налоги как основной источник бюджетов: актуальные вопросы правового реформирования // Налоги. 2014. № 1.С. 43-45.

5. Цыпкин С.Д. Избранные труды по финансовому праву. М.: Статут, 2021.354 с.

6. Ядрихинский С.А. Использование цифровых технологий в налоговом администрировании //Актуальные проблемы финансового права в условиях цифровизации экономики: монография / под ред. Е.Ю. Грачевой. М.: Проспект, 2021. С. 168-181.

REFERENCES

1. Naumenko A.M. Tax law in the context of digitalization. In: Harmonization of national legal systems in the context of modern development of the Eurasian Economic Union. Collection of scientific articles based on the materials of the XVII International Scientific and Practical Conference (September 8-10,2022). A.N. Pozdnyshov, I.V. Rukavishnikova, R.G. Nepranov (eds.). Rostov-on-Don: Publishing and printing complex of Rostov State Economy University (RINH), 2023. Pp. 188-194.

2. Rukavishnikova I.V. New reality of financial law. Science and Education: Economy and Economics, Entrepreneurship, Law and Management. 2023. No. 12. Pp. 84-88. (In Rus.)

3. Sokolov A.A. Theory of taxes. Moscow: Yurinfor-Press, 2003. 506 p.

4. Khimicheva N.I. Taxes as the main source of budgets: Topical issues oflegal reform. Taxes. 2014. No. 1. Pp. 43-45. (In Rus.)

5. Tsypkin S.D. Selected works on financial law. Moscow: Statute, 2021.354 p.

6. Yadrikhinsky S.A. The use of digital technologies in tax administration. In: Actual problems of financial law in the context of digitalization of the economy. Monograph. E.Yu. Gracheva (ed.). Moscow: Prospekt, 2021. Pp. 168-181.

Статья проверена программой Антиплагиат. Оригинальность - 94,27%

Рецензент: Шмалий О.В., доктор юридических наук, профессор; заведующий, кафедра административного и информационного права; заместитель директора; Институт права и национальной безопасности Российской академии народного хозяйства и государственной службы

Статья поступила в редакцию 31.10.2024, принята к публикации 21.11.2024 The article was received on 31.10.2024, accepted for publication 21.11.2024

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Науменко Анна Михайловна, кандидат юридических наук, доцент; профессор, кафедра финансового и административного права, юридический факультет; Ростовский государственный экономический университет (РИНХ); г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация. РИНЦ Author ID: 901184; SPIN-код: 9211-8220; E-mail: [email protected]

ABOUT THE AUTHOR

Anna M. Naumenko, Cand. Sei. (Law), Associate Professor; Professor, Department of Financial and Administrative Law, Faculty of Law; Rostov State University of Economics (RSUE); Rostov-on-Don, Russian Federation. RSCI Author ID: 901184; SPIN-code: 9211-8220; E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.