Научная статья на тему 'Налоговое планирование в системе бюджетирования коммерческого банка'

Налоговое планирование в системе бюджетирования коммерческого банка Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
882
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
НАЛОГОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / БЮДЖЕТИРОВАНИЕ / КОММЕРЧЕСКИЙ БАНК

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Смирнова Е. А.

Налоговое планирование важный элемент бюджетирования и финансового менеджмента. В связи с этим целесообразно объединить систему налогового планирования и систему бюджетирования, то есть внедрить в систему бюджетов коммерческого банка бюджет налоговых платежей. Бюджетирование налогов представляет собой систему мероприятий, направленную на определение плановой суммы налоговых платежей, подлежащих уплате банком в будущих периодах, и их минимизацию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Налоговое планирование в системе бюджетирования коммерческого банка»

Клиент страховой компании должен доверять страховым агентам, иметь возможность связаться с ним в любое время для передачи информации о риске (например, знает его имя, адрес или номер телефона). Аналогичным образом менеджеры страховой компании должны иметь возможность быстрой связи с клиентами.

Благодаря развитой системе информационных коммуникаций в страховом бизнесе устанавливается двусторонняя связь между клиентами и страховыми агентами. Дополнительным признаком развитых клиентских отношений выступает заметный поток дохода от клиента к поставщику. Более того, должны быть инструменты возобновления этого потока дохода.

Для того, чтобы отношения с клиентом в страховой компании поднялись до уровня нематериального актива, должны быть также документы, характеризующие историю отношений с клиентом. Документы эти обычно нечто большее, чем простой список. Нередко они принимают форму записей, кредитных файлов и карт клиента или пациента.

Для обеспечения финансовой устойчивости страховой компании еще более важно то, что при наличии таких данных заинтересованные организации (медицинские центры, банки, лизинговые и управляющие компании) могут принять информированное решение о покупке клиентского нематериального актива у страховщика. Интегрированное информационное взаимодействие по использованию нематериальных активов обеспечивает отечественным операторам реализацию конкурентных преимуществ.

ЛИТЕРАТУРА

1. Bonbright J.C. The Valuation of Property. Charlottesville, Wall Street Journal, 2007. 12.08. Р. 7.

2. Тачи М., Деванна М.А. Лидеры реорганизации бизнеса на основе развития нематериальных активов. - М. Экономика, 2006. С.118.

3. Управление по результатам; Пер. с фин. / общ. ред. Я.А. Леймана. - М.: Прогресс, 2004. С. 66.

4. Рейли Р., Швайс Р. Оценка нематериальных активов/Пер. с англ. Бюро переводов Ройд. -М.: ИД «КВИНТО-КОНСАЛТИНГ, 2005. С. 515.

СМИРНОВА Е.А.

НАЛОГОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В СИСТЕМЕ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА

Налоговое планирование - важный элемент бюджетирования и финансового менеджмента.

В связи с этим целесообразно объединить систему налогового планирования и систему бюджетирования, то есть внедрить в систему бюджетов коммерческого банка бюджет налоговых платежей.

Бюджетирование налогов представляет собой систему мероприятий, направленную на определение плановой суммы налоговых платежей, подлежащих уплате банком в будущих периодах, и их минимизацию.

Бюджетирование налогов зависит от специфики деятельности и особенностей системы налогообложения, которую выбирает согласно действующему законодательству субъект хозяйствования. Так как коммерческие банки объединены одной сферой деятельности, все они уплачивают одинаковый набор налогов, предусмотренный традиционной системой налогообложения, на основе которого и определяется структура бюджета налоговых платежей. Согласно налоговому законодательству, к налогам, взимаемым с коммерческих банков, относятся: налог на прибыль, НДС (по некоторым операциям), единый социальный налог, налог на имущество, транспортный налог, земельный налог.

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 2 Часть 3

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 2 Часть 3

На основании разработки отдельных бюджетов налогов банку необходимо сформировать сводный бюджет налогов, который в дальнейшем будет использоваться для расчёта других бюджетов банка в системе бюджетирования.

Следует отметить, что, несмотря на отсутствие в системе бюджетирования банков бюджета налоговых платежей, часть налогов всё же отражается в других бюджетах. Например, единый социальный налог рассчитывается в бюджете трудовых затрат, в размере 26% (ставка ЕСН) от планируемых расходов на оплату труда. Налог на добавленную стоимость и налог на прибыль учитывается при разработке прогнозного отчёта о прибылях и убытках.

Важно учитывать, что при бюджетировании налогов используется информация всех подразделений банка. Это объясняется тем, что для исчисления отдельных налогов недостаточно данных лишь налогового учета (налог с владельцев транспортных средств, земельный налог, единый социальный налог и т.д.), так как согласно Налоговому Кодексу РФ, налоговый учёт должен осуществляться лишь по налогу на прибыль организаций.

Особенностью налогового бюджетирования является расчет показателей бюджетов налогов на базе всей системы оперативных бюджетов. Кроме того, акцентируя внимание на планировании налоговых расходов в коммерческом банке, следует учитывать особенности, предусмотренные законодательством для банковской сферы, а именно создание всевозможных резервов (резерв под обесценение ценных бумаг различных видов, резерв по сомнительным долгам и т.д.), обязательное страхование вкладов и другое, так как эти особенности тоже вносят коррективы в систему бюджетирования и налогового планирования банка.

В первую очередь необходимо определить, какие виды налоговых бюджетов будут формировать общий бюджет налоговых платежей коммерческого банка. На основе ранее перечисленных налогов, подлежащих уплате коммерческим банком, автором разработана структура общего бюджета налоговых платежей.

Большинство налоговых бюджетов являются составной частью как общего бюджета налоговых платежей, так и бюджета платежей по налогу на прибыль, который в свою очередь, является основой разработки прогнозного отчёта о прибылях и убытках. Следовательно, место общего бюджета налоговых платежей находится в составе бюджета прибылей и убытков.

В то же время показатели общего налогового бюджета востребованы при разработке прогноза движения денежных потоков.

Определив место бюджета налоговых платежей в общей системе бюджетирования, необходимо учесть ещё один немаловажный аспект, а именно организационную структуру коммерческого банка.

В большинстве случаев коммерческие банки имеют очень разветвлённую сеть обособленных подразделений во многих городах, которые в свою очередь, также включают дополнительные офисы и филиалы. Так как многие налоги, уплачиваемые банком, планируются на уровне этих структурных единиц, организация процесса бюджетирования налогов, как и других расходов банка, должна производиться с учётом этих особенностей.

ОАО «Сбербанк России», имеет очень разветвлённую сеть. В его состав входят 18 региональных банков, которые в свою очередь состоят из множества отделений (от 13 до 105 отделений). Кроме того, сами отделения структурированы отдельными филиалами и дополнительными офисами.

Возвращаясь к определению места бюджета налоговых расходов в общей системе бюджетирования, необходимо учитывать принцип построения налоговой системы РФ, то есть деление налогов на федеральные, налоги субъектов РФ и местные налоги.

Уплачиваемые банками налоги, по принципу иерархии разделяются следующим образом: НДС, налог на прибыль, ЕСН и государственная пошлина являются федеральными налогами, транспортный налог и налог на имущество - региональными, а земельный налог относится к местным налогам.

Распределение налогов между звеньями бюджетной системы необходимо учитывать по той причине, что в зависимости от того, к какому уровню относится тот или иной налог, меняется порядок его введения в действие и некоторые обязательные элементы налога (например, ставка налога).

Рассмотрим эти различия на конкретных налогах, уплачиваемых банками.

Согласно ст. 387 Налогового Кодекса РФ, Земельный налог устанавливается Налоговым Кодексом РФ (НК РФ) и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяют налоговые ставки в пределах, установленных ст. 387 НК РФ, порядок и сроки уплаты налога.

При установлении налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) могут также устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера необлагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.

Низовые отделения Сбербанка расположены в отдельных муниципальных образованиях, следовательно, ставки, льготы и другие элементы налогообложения земельного налога, являющиеся прерогативой каждого муниципалитета, скорее всего, будут различны по каждому из низовых отделений Сбербанка.

Такая же ситуация наблюдается в отношении региональных налогов, в частности, транспортного налога и налога на имущество организаций.

Транспортный налог устанавливается законами субъектов Российской Федерации о транспортном налоге, вводится в действие в соответствии с законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Вводя налог, законодательные (представительные) органы субъекта Российской Федерации определяют ставки налога для отдельных категорий транспортных средств, имея право увеличивать или уменьшать их не более чем в пять раз от ставок, установленных Налоговым Кодексом, порядок и сроки его уплаты.

При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком. Ещё одной особенностью является то обстоятельство, что налог уплачивается в отношении транспортных средств, зарегистрированных на территории определённого субъекта РФ, независимо от того, где оно находится и эксплуатируется. То есть, возможна ситуация, когда транспортное средство будет зарегистрировано в субъекте, где установлены низкие налоговые ставки или льготы, а использоваться в субъекте РФ, где предусмотрены более высокие налоговые ставки по транспортному налогу.

Всё вышеперечисленное, актуально и для налога на имущество организаций.

Исходя из российской практики, во всех коммерческих банках принцип организации налогового планирования одинаков и состоит в следующем: планирование и исчисление транспортного, земельного налога и налога на имущество организаций осуществляется на уровне каждого отделения и филиала банка по закону соответствующего субъекта федерации или муниципального образования. Планированием федеральных налогов занимается головной банк. На первый взгляд, такая постановка налогового планирования в коммерческом банке может показаться оптимальной.

В то же время, как нам представляется, она не совсем эффективна с точки зрения затрат на осуществление налогового планирования. Более того, при такой организации иногда используются не все методы налоговой оптимизации.

Для подтверждения первого высказывания, то есть неэффективности затрат по организации налогового планирования, обратимся к методике расчёта транзакционных издержек (ТАИ).

Принято считать, что отдел налогового планирования относится к транзакционному сектору, т.е., неся затраты, фактически доход не получает.

По мнению автора, такая постановка вопроса не совсем верна, если учитывать, что основной задачей группы налогового планирования, является законодательно обоснованная экономия налоговых платежей.

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 2 Часть 3

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 2 Часть 3

Доходами данного подразделения можно считать уменьшение сумм налогов, уплаченных банком в результате работы данного подразделения, так как именно на эту сумму в конечном итоге увеличится чистая прибыль банка.

В связи с этим отдел налогового планирования можно тоже рассматривать как бизнес-единицу в системе бюджетирования банка.

К издержкам отнесём стоимость оплаты труда сотрудников, осуществляющих налоговое планирование в банке, а также некоторые другие расходы, как правило, накладные.

Прибыль данного подразделения может быть получена за счёт двух факторов:

1) за счёт экономии налоговых платежей (постоянный фактор);

2) за счёт снижения издержек по оплате труда сотрудников благодаря расчёту оптимального количества сотрудников данного подразделения (единовременный фактор).

В функции сотрудников данного подразделения независимо от того, на какой ступени организационной структуры банка оно находится (головной банк, филиал, отделение, доп. офис) включаются:

- формирование бюджета налоговых расходов банка, включая отслеживание и контроль за его исполнением; расчет контрольных показателей по расходам на уплату налогов для формирования Плана экономических показателей деятельности банка;

- сбор, обработка и анализ информации по расчетам банка с бюджетами различных уровней и внебюджетными фондами, а также представление указанной информации руководству, ФНС РФ, Минфину РФ, органам ФСНП, ФСФО и прочим заинтересованным ведомствам;

- формирование сводного плана налоговых платежей банка в федеральный бюджет на ежемесячной основе с учетом реально ожидаемого поступления финансовых средств, включая контроль за исполнением сводного плана платежей;

- составление налоговой части годовых и квартальных отчетов о результатах финансово-хозяйственной деятельности банка, утверждаемых Правлением банка и собранием акционеров;

- подготовка аналитической отчетности для органов управления банка по вопросам, касающимся состояния и динамики расчетов банка с бюджетами различных уровней и внебюджетными фондами, исполнения бюджета налоговых расходов банка, исполнения графиков реструктуризации задолженности банка по налоговым платежам и т.п.

Количественную оценку ТАИ можно произвести через стоимость предельного продукта и вознаграждения в соответствии с формулой «Трансакционные издержки равны разнице стоимости предельного продукта и вознаграждения», или более обобщенной формулой «Трансакционные издержки равны разнице предельного дохода и предельного расхода» которая является универсальной для всех видов ТАИ в отдельности и для их совокупности.

Согласно данной методике конкретный механизм расчета ТАИ для предприятия, в нашем случае для банка следующий.

Первый этап - расчет предельного дохода. Предельный доход - дополнительный доход, произведенный при использовании дополнительной единицы ресурса. Исходя из сущности трансакционных издержек, необходимо рассматривать только человеческий ресурс, т.е. затраты труда работников.

- выбор количества задействованных человеческих ресурсов, которые используются для рассматриваемого объекта (для изготовления продукта, осуществления трансакции, функционирования организации и т.д.) в нашем случае для осуществления налогового планирования;

- расчет предельного дохода как приращения произведенного продукта в результате деятельности объекта при увеличении затрат ресурсов на 1 единицу.

Второй этап - расчет предельного расхода. Предельный расход складывается из дополнительного вознаграждения сотрудников и дополнительных материальных затрат, возникающих при привлечении дополнительной единицы ресурса.

- расчет прямых материальных затрат, которые непосредственно связаны с функционированием рассматриваемого объекта. Прямые материальные затраты рассчитываются как произведение цены использованных материалов на их количество;

- расчет прямого вознаграждения сотрудников, которые непосредственно осуществляют деятельность. Прямое вознаграждение рассчитывается как произведение количества рабочего времени, которое требуется для единицы рассматриваемого объекта и оплаты за единицу времени в денежном выражении;

- расчет предельного расхода как суммы прямых материальных затрат, прямого вознаграждения сотрудников и затрат транзакционного сектора сотрудников.

Третий этап - расчет ТАИ -расчет транзакционных издержек как разность предельного дохода, полученного на первом этапе и предельного расхода, полученного на втором этапе.

ФРОЛОВА И.В.

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОГО ВЕКТОРА В УПРАВЛЕНИИ ИНВЕСТИЦИОННЫМ ПОТЕНЦИАЛОМ ТЕРРИТОРИИ

Расширение и углубление процессов регионализации и стратификации народного хозяйства, усиление конкуренции на внутренних и мировых рынках определяет принципиальную значимость концентрации усилий и воздействий органов регионального управления на инновационных факторах и параметрах инвестиционной динамики и обретении, в соответствии с этим, нового качества инвестиционного потенциала территории. Это означает прицельную организацию инвестиционной деятельности в границах региональной экономики на преимущественном стимулировании через инвестиции разработки и осуществления инновационных проектов в составе приоритетов социально-экономического развития каждой отдельной территории, что может явиться одним из способов обеспечения устойчивого сбалансированного роста экономики России в целом.

Появление инновационной экономики привело к взрывному росту диспропорций по показателю инновационно-ориентированных инвестиций между различными регионами мирового хозяйства, между крупными субъектами РФ и остальной территорией. Поэтому одной из важнейших проблем научно-изобретательской и внедренческой деятельности ученые считают неравномерность ее распределения по ведущим странам, а также территориальные диспропорции внутри государств. Страны с высоким доходом, в которых проживает 15,6% населения, концентрируют у себя подавляющую часть научного и изобретательского потенциала (92,4% заявок на патенты) и присваивают практически всю (98,5%) интеллектуальную квазиренту. Лидерами здесь являются североамериканская, западноевропейская и японская цивилизации; на страны с низким уровнем доходов (40,9% населения) приходится всего 0,8% заявок и 0,04% лицензионных доходов [4].

Анализируя положение России, необходимо отметить некоторую противоречивость сложившейся ситуации: по числу ученых и инженеров на 1 млн населения наша страна превосходит государства с высоким уровнем дохода; сравнительно значительна ее доля в заявках на патенты (2,6%); однако доля в лицензионных доходах составляет всего 0,08%. Исследование доли инновационной продукции в общем объёме производства показало, что по сравнению со странами членами ОСЭР она чрезвычайно мала, что в совокупности с вышеприведенными данными свидетельствуют о том, что по уровню инновационной активности, месту высокотехнологичной продукции в структуре производства и экспорта и другим показателям Россия заметно отстает от развитых стран [2].

Помимо значительной дифференциации научного и изобретательского потенциала в рамках отдельных цивилизаций диспропорции наблюдаются и по инновационному потенциалу, который оказался сосредоточенным в небольшой группе стран, а в них - в крупных городах и мегаполисах, превратившихся в центры транснационального предпринимательства и коммуникации, на долю которых приходится три четверти открытий и изобретений, сконцентрировавших в своих руках контроль над критическими инфраструктурами и способных в силу этого производить более 60% мирового ВВП [1].

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 2 Часть 3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.