(cc)
DOI: 10.26794/1999-849X-2024-17-6-140-151 УДК 336.025(045) JEL К34, H30
Налоговое администрирование как важный фактор обеспечения улучшения собираемости налогов
Предмет исследования — задачи и технологии налогового администрирования в условиях мобилизационной экономики. Цель работы — установление потенциала налогового администрирования, позволяющего решать фискальные задачи по обеспечению стабильности налоговой нагрузки на бизнес в условиях расширения информационной базы и совершенствования технологий обработки получаемых из разных источников данных. Объектом исследования выступает характер взаимодействия участников налоговых отношений. Методология исследования основывается на теории экономического развития, месте и роли налогового администрирования в достижении стабильности бюджетных доходов.Делается вывод о том, что основными направлениями деятельности налоговых органов в решении поставленных в рамках реализации задач мобилизационной экономики посредством применения инструментов налогового администрирования являются выявление новых объектов налогообложения, развитие адаптивных форм взаимодействия с налогоплательщиками, расширение применения налогового мониторинга, углубление целевого подхода к проведению налогового контроля. Функционирование специальных административных районов способствует увеличению налоговых поступлений от иностранных инвестиций из зарубежных офшоров. Ключевые слова: налоговое администрирование; налоговый мониторинг; налогообложение самозанятых; специальные административные районы; адаптивное налогообложение; объекты налогообложения
Для цитирования: Гончаренко Л. И., Богачев С. В. Налоговое администрирование как важный фактор обеспечения улучшения собираемости налогов. Экономика. Налоги. Право. 2024;17(6):140-151. DOi: 10.26794/1999-849Х-2024-17-6-140-151
Tax Administration as an important Factor in improving tax Collection
The subject of the study is tax administration in a mobilization economy. The purpose of the work is to identify the potential of tax administration, which allows solving fiscal problems while ensuring the stability of the tax burden on business in the context of expanding the information base and improving processing technologies obtained from various data sources. The object of the study is the areas of tax administration, including the development of electronic services and the interaction of participants in tax relations. The research methodology is based on the theory of economic development, the place and role of tax administration in achieving stability of budget revenues. It is established that the functioning of special administrative regions (SAR) can act as a factor in increasing tax revenues when solving the problem of attracting foreign investment from foreign offshore companies. It is concluded that the main directions of solving the tasks set within the framework of measures taken within the framework of the mobilization economy are the identification of new objects of taxation, the development of adaptive forms of interaction with taxpayers, the expansion of the use of tax monitoring, and the deepening of a targeted approach to tax control.
Keywords: tax administration; tax monitoring; taxation of the self-employed; SAR; adaptive taxation; objects of taxation
For citation: Goncharenko L. i., Bogachev S. V. Tax administration as an important factor in improving tax collection. Ekonomika. Nalogi. Pravo = Economics, taxes & law. 2024;17(6):140-151. (in Russ.). DOi: 10.26794/1999-849X-2024-17-6-140-151
© Гончаренко Л. И., Богачев С. В., 2024
Л. И. Гончаренко, С. В. Богачев
Финансовый университет, Москва, Россия
АННОТАЦИЯ
L. i. Goncharenko, S. V. Bogachev
Financial University, Moscow, Russia
ABSTRACT
ВВЕДЕНИЕ
От уровня собираемости налогов во многом зависит оценка эффективности действующей налоговой системы, а в конечном счете — налоговой политики государства в целом в контексте всех стадий воспроизводственного процесса. В условиях принятия мер по обеспечению эффективности мобилизационной экономики в условиях проведения специальной военной операции (далее — СВО) многократно возрастает значимость государственных расходов, направляемых на обеспечение экономического развития страны. Свидетельством тому являются планы по увеличению расходов на национальную оборону в 2025 г. на 25% и доведению их примерно до 13,5 трлн руб. Доходы федерального бюджета в 2025 г. будут почти на 12% выше оценок поступлений в 2024 г., их объем прогнозируется в размере 40,3 трлн руб. Однако согласно оценкам специалистов избежать дефицита не удастся: в 2025 г. — 0,5% валового национального продукта (далее — ВНП), в 2026 г.— 0,9%, в 2027 г.— 1,1%.
Поэтому в 2024 г. государство пошло на реформирование налоговой системы с трендом на повышение налоговой нагрузки в стране, а также на ее смягченное предоставлением преференций как юридическим, так и физическим лицам.
Основные изменения налоговой политики вступят в действие с 1 января 2025 г. В их числе введение пятиступенчатой шкалы налога на доходы физических лиц (далее — НДФЛ), которое приведет к росту налоговых поступлений в федеральный бюджет, рассчитываемых с сумм, превышающих 2,4 млн руб., которые облагаются по налоговым ставкам свыше 13%, а именно: поступления от прогрессивного НДФЛ возрастут почти втрое с 307 млрд руб. в 2024 г. до 810,54 млрд руб. в 2025 г.
Вместе с тем все же приходится отдавать себе отчет в том, что рост налоговых поступлений должен достигаться не столько за счет увеличения налоговой нагрузки, сколько в результате повышения качества и эффективности налогового контроля. По итогам 1-го полугодия 2024 г. по результатам выездных налоговых проверок и аналитической работы налоговых органов в бюджетную систему поступило дополнительно 196 млрд руб., что составило рост +19%. Исследования ученых показывают, что «деятельность налоговых администраций оценивается не только по тому, что они, как правило, по функционалу делают, но и по тому,
как они это делают» [1]. В связи с этим актуальным представляется развитие не только цифровых технологий налогового администрирования и контроля, но и обеспечение синергетического эффекта их интеграции в модель деятельности налоговых органов [2], учитывая тот факт, что 60% дополнительно полученных средств стали результатом аналитической работы налоговых органов, а не проведения выездных налоговых проверок1.
Глобальными направлениями обеспечения повышения качества налогового администрирования выступают дальнейшее совершенствование и расширение применения различных технологий обработки информационных потоков и использования технологии Big Data. (большие данные).
Новые технологии налогового администрирования строятся прежде всего на цифровых инструментах. Национальный проект «Цифровая экономика» (2019-2024 гг.) содержит в своем составе раздел «Цифровое государственное управление», предусматривающий в том числе обеспечение высокого качества налогового администрирования в России посредством широкого вовлечения в контрольные мероприятия цифровых технологий и информационных сервисов.
По состоянию на сентябрь 2024 г. на сайте ФНС России представлено более 70 различных сервисов. Пользователями личных кабинетов налогоплательщиков стали 57,2 млн человек; 4,8 млн индивидуальных предпринимателей (далее — ИП); 2,3 млн организаций2.
НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ
Выделим несколько задач, подлежащих решению в контексте обеспечения мобилизации налоговых поступлений в бюджеты бюджетной системы страны на основе совершенствования деятельности налоговых органов:
1) выявление новых объектов налогообложения (например, маркетплейсов, цифровых валют),
1 Здесь и далее информация представляется по итогам деятельности ФНС России за период январь-июнь 2024 г. URL: https://data.nalog.ru/html/sites/www.new.nalog.ru/ files/related_activities/statistics_and_analytics/effectiveness/ activity_results_january_july_2024.pdf.
2 Итоги деятельности ФНС России за период январь-июнь 2024 г.
а также категорий и «спящих» налогоплательщиков (например, самозанятых);
2) развитие адаптивных форм взаимодействия налоговых органов и налогоплательщиков [расширение автоматизированной упрощенной системы налогообложения (далее — АУСН), межведомственный обмен информацией и др.];
3) расширение применения налогового мониторинга, в том числе через повышение качества технологических условий его проведения;
4) углубление целевого подхода к проведению налогового контроля (например, к мониторингу применения налоговых преференций и льгот).
Достижение поставленных задач зависит во многом от применяемых технологий и той стратегии взаимодействия налогоплательщиков и налоговых органов, которую определила ФНС России. Охарактеризуем каждую из них с выделением проблем и направлений их устранения.
ВЫЯВЛЕНИЕ НОВЫХ ОБЪЕКТОВ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ, А ТАКЖЕ КАТЕГОРИЙ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ
Расширение субъектов налоговых отношений за счет новых категорий налогоплательщиков, в частности физических лиц — самозанятых, особенно в регионах, где отсутствуют крупные работодатели, имеет принципиальное значение. По состоянию на 1-е полугодие 2024 г. зарегистрировано 10985 самозанятых в целом по стране, от них в бюджет получено более 31 млрд руб., что на 63% больше аналогичного периода 2023 г. Однако заслуживает внимания разница в количестве зарегистрированных плательщиков налога на профессиональный доход (далее — НПД) по отдельным регионам страны при общей тенденции к их росту (рис. 1,2).
Представляется, что круг налогоплательщиков, в частности состоящих на налоговых режимах для самозанятых и индивидуальных предпринимателей разного формата, следовало бы активнее расширять как в новых регионах, так и на территориях, где еще возникают проблемы с охватом интернетом.
В федеральном бюджете на 2023 г. финансирование программы по устранению цифрового неравенства (табл. 1) было увеличено на 8 млрд руб., за счет чего к интернету до конца года будет подключено 314 населенных пунктов3.
3 Отраслевой доклад Минцифры России «Интернет в России в 2022-2023 гг.: состояние, тенденции и тенденции разви-
Вице-премьер России Д. Н. Чернышенко в рамках рабочей встречи с В. В. Путиным сообщил 24 октября 2022 г. об увеличении доли домохозяйств в России, имеющих доступ к широкополосному доступу в интернет (далее — ШПД), на 12,4% в 2022 г. Таким образом, на конец 2022 г. возможность ШПД имели 86% российских домохозяйств при плановом значении 81%4.
Решение проблем с интернетом будет способствовать продвижению следующего направления совершенствования налогового администрирования.
РАЗВИТИЕ АДАПТИВНЫХ ФОРМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКАМИ
С развитием электронных сервисов ускорился перенос тренда деятельности ФНС России на бесконтактное (проактивное) налоговое администрирование. Снижение административной нагрузки на базе цифровой парадигмы декларирования доходов можно рассматривать как один из факторов, способствующих повышению доверия налогоплательщиков к управленческим действиям налоговых органов, а следовательно, обусловливающих обеспечение своевременности и полноты уплаты налогов в бюджеты бюджетной системы [3]. Так, согласно отчетам ФНС России возрастает доля представленных деклараций в электронном виде при одновременном снижении времени на обработку формализованных обращений, что способствовало повышению уровня удовлетворенности налогоплательщиков оказанными услугами (табл. 2).
В настоящее время в деятельности налоговых органов в части обеспечения оперативности информирования налогоплательщиков применяется чат-бот ФНС России, содержащий примерно 2,4 тыс. ответов на наиболее часто задаваемые вопросы налогоплательщиков, при этом 366 из них актуализировано в 2024 г. и добавлено 20 новых ответов. Ведется работа по исправлению 944 дефектов сценария ответов чат-бота5. Тем самым снимаются риски некорректного понимания норм налогового законодательства и ускоряется время на получение
тия». URL: https://digital.gov.ru/uploaded/files/internet-v-rossii-v-2022-2023-godah.pdf.
4 Там же.
5 Итоги деятельности ФНС России. URL: https://data.nalog. ru. https://data.nalog.ru/html/sites/www.new.nalog.ru/files/ related_activities/statistics_and_analytics/effectiveness/ activity_results_january_july_2024.pdf.
2 000 000 1 795 534 1 800 000 — 1 600 000 — 1 400 000 1 200 000 1 000 000 800 000 600 000 400 000
310
735 374
560 925
353 562 327 532 326 407
327 532 326 407 288 091 255 671 246 621
200 000 18 208 9 574 7 368 7 555 4 697 4 287 4 522 1728 3 593 3 225
•к
Л*
Ж
.ж
¿г
if
J?
$ V
Л'
/ У ^
Г
<s»
л?
xf
Ж
,jP л
^ /
л?
jF
<f
У
jf
У
Л?
/ J с/ </
ci-
Общее количество / The total number of
Снятые с регистрации / De-registration
Рис. 1 / Fig. 1. Количество зарегистрированных плательщиков налога на профессиональный доход по регионам России (по состоянию на август 2024 г.) / The number of registered payers of professional income tax by regions of Russia (as of August 2024)
Источник/Source: URL: https://rmsp.nalog.ru/statistics2.html / compiled by the authors according to the data of the Federal Tax Service of Russia. URL: https://rmsp.nalog.ru/statistics2.html.
14000000 12000000
•д 10000000 о
ft 8000000
И
<D
И
§
6000000
2000000
11 457 835
По состоянию на 31.12.2020 / По состоянию на 31.12.2021 / По состоянию на 31.12.2022 / По состоянию на 31.12.2023 / По состоянию на 30.09.2024 / As of 31.12.2020 As of 31.12.2021 As of 31.12.2022 As of 31.12.2023 As of 30.09.2024
•Количество физических лиц, применяющих специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» / The number of individuals applying the special tax regime «Professional income tax»
•из них индивидуальные предприниматели, чел. / of these, individual entrepreneurs, people.
0
Рис. 2 / Fig. 2. Динамика количества налогоплательщиков налога на профессиональный доход / Dynamics of the number of taxpayers of the professional income tax
Источник/Source: URL: https://rmsp.nalog.ru/statistics2.html / compiled by the authors according to the data of the Federal Tax Service of Russia. URL: https://rmsp.nalog.ru/statistics2.html.
Таблица 1 / Table 1
Устранение цифрового неравенства / Eliminating digital inequality
Начало 1 этапа / The beginning of the first stage Начало II этапа / The beginning of the II stage Окончание проекта / End of the project
2014 год / 2014 year 2021 год / 2021 year 2030 год / 2030 year
- 14 тысяч населенных пунктов численностью 250-500 жителей обеспечены интернетом 24 тысячи населенных пунктов численностью 150-500 жителей обеспечены мобильной связью и высокоскоростным беспроводным интернетом
Источник/Source: составлено авторами по данным отраслевого доклада Минцифры «Интернет в России В 2022-2023 гг.: состояние, тенденции и тенденции развития». URL: https://digital.gov.ru/ru/documents/9417 / compiled by the authors according to the industry report of the Ministry of Internet in Russia in 2022-2023: State, trends and development trends. URL: https://digital.gov.ru/ru/documents/9417.
Таблица 2 / Table 2
Уровень удовлетворенности оказания услуг налогоплательщикам / The level of satisfaction with the provision of services to taxpayers
Критерий оценки / Evaluation criteria 2022 г. / 2022 за 10 месяцев 2023 г. / for 10 months of 2023 за 6 месяцев 2024 г. / for 6 months of 2024
Доля представленных деклараций в электронном виде / The share of submitted declarations in electronic form 84, 9% 90,6% 93%
Среднее время обработки формализованных обращений / Average processing time for formalized requests 10 дней 8 дней 5,9 дней
Уровень удовлетворенности граждан качеством предоставления государственных услуг ФНС России / The level of satisfaction of citizens with the quality of public services provided by the Federal Tax Service of Russia 99,79% 99,7% Более 99%
Источник/Source: составлено авторами по данным ФНС России. Ит< the authors according to the Federal Tax Service of Russia. The results nalog.ru.
информации налогоплательщиками в соответствии с трендом деятельности налоговых органов на че-ловекоцентричность, где в центре процесса или организации находится человек со своими ценностями, потребностями, приоритетами и мотивацией.
С 1 января 2023 г. в России начал действовать новый механизм расчетов налогоплательщиков с государством — единый налоговый счет (далее — ЕНС). В результате согласно данным ФНС России количество субъектов, которые больше не имеют задолженности благодаря применению ЕНС, составляет среди юридических лиц — 1 млн, а среди
зги деятельности ФНС России. URL: https://data.nalog.ru / compiled by of the activities of the Federal Tax Service of Russia. URL: https://data.
физических лиц — 11 млн. В 22,8 раза уменьшилось количество ошибочных платежей, а число самих платежей сократилось в 1,7 раз6. Вместе с тем введение ЕНС сопровождалось некоторое время существенными накладками технического и методологического характера, что негативно отразилось на оценке деятельности ФНС России в это время.
6 Выступление заместителя руководителя ФНС России К. Н. Чекмышева на первом Всероссийском форуме реструктуризации долга 09.02.2024. URL: https://nalog.gov.ru.
С 1 января 2024 г. в четырех субъектах Российской Федерации осуществляется эксперимент по внедрению АУСН. К нему уже подключились 16,3 тыс. налогоплательщиков с суммарным объемом доходов в 33,6 млрд руб. и налоговыми платежами свыше 2,4 млрд руб. Предполагается, что новая форма УСН позволит привлечь дополнительных субъектов налогообложения, и тем самым будет решена двуединая задача: «обеление» бизнеса и увеличение налоговых бюджетных доходов, чему может помочь рост количества уполномоченных банков, которых в настоящее время 11.
Таким образом, создаются технологические и институциональные предпосылки выполнения налоговыми администрациями задачи обеспечения налоговых поступлений без повышения налоговой нагрузки на налогоплательщиков при снижении административной нагрузки со стороны налоговых органов и обеспечении доступности передачи и получения субъектами налоговых отношений налоговой информации. Будущее налогового администрирования — в обеспечении условий для добровольного соблюдения налогового законодательства [2].
В условиях применения новых цифровых технологий поступление значительных объемов информации существенно ускорилось и облегчилось. В то же время для их применения в функциональной работе налоговых органов требуется выполнение важных правил, не говоря даже о соблюдении налоговой тайны. Прежде всего речь идет о качестве информационного потока и своевременности поступления необходимых для налоговых целей сведений. В противном случае не исключено возникновение сбоев, которые приведут к коллизиям между налоговыми органами и налогоплательщиками, а также к начислению пеней и другим негативным последствиям для налогоплательщиков и государства.
Одним из векторов решения обозначенной проблемы является межведомственное сотрудничество, которое способно обеспечить условия для минимизации рисков некорректной и несвоевременной передачи информации [2]. Система межведомственного электронного взаимодействия, в котором есть место налоговой информации, стремительно развивается. Объем обработки запросов в год с 7 млрд в 2015 г. возрос до 80 млрд в 2023 г., количество видов сведений по запросу достигло 5000, в то
время как среднее время обработки 90% запросов снизилось до 5 минут7.
Среди источников информации и организаций, с которыми реализуются крупнейшие проекты по межведомственному сотрудничеству, отдельно следует выделить банки. Причем со стороны банков информация предоставляется как по юридическим лицам, включая ИП, так и по физическим лицам, не говоря уже о платформе, созданной ФНС России в тесном сотрудничестве с ведущими банками России (Сбером, ВТБ-банком, Тинькофф-банком и др.).
В настоящее время Банк России осуществляет работу по поэтапному переводу взаимодействия банков и ФНС России на прямой канал — через единую систему межведомственного электронного взаимодействия (далее — СМЭВ). В решении задачи обеспечения своевременного поступления налоговых платежей в бюджеты бюджетной системы страны как важнейшей в условиях мобилизационной экономики реализуемый подход имеет принципиальное значение, ибо будет способствовать, с одной стороны, сокращению времени доставки документов (прежде всего по приостановке/отмене операций по счетам юридических лиц) примерно вдвое8, а значит, повышению в том числе оперативности пресечения увода денежных средств, а с другой стороны, снижению рисков потерь добросовестных налогоплательщиков, испытывающих временные финансовые трудности. Механизм прямого взаимодействия банков и налоговых инспекций в новом формате, в отличие от действующего прохождения информации через территориальные учреждения Центрального банка, должен заработать с 1 января 2026 г. при условии обеспечения информационной безопасности и жесткого установления даты и времени получения запросов со стороны налоговых органов.
Достижению баланса интересов государства и налогоплательщиков будет способствовать внедрение модели омникальности, которая подразумевает всестороннюю, глубокую и тесную интеграцию каналов коммуникаций путем их объединения в единую общую систему. Благодаря омникальности предполагается, что требуемую информацию пользователь будет получать своевременно, а именно: как в результате ее поиска, так и в процессе выполнения
7 Максим Стулов. Налогово-банковский мост. Ведомости от 23.05.2024. С. 4.
8 Там же.
запланированных действий. При этом происходит его взаимодействие с налоговым органом в режиме реального времени, вследствие чего он получает полный доступ к продуктам и услугам, когда ему это необходимо [2].
РАСШИРЕНИЕ ПРИМЕНЕНИЯ НАЛОГОВОГО МОНИТОРИНГА С ПОВЫШЕНИЕМ КАЧЕСТВА ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ЕГО ПРОВЕДЕНИЯ
Цифровые технологии и электронные сервисы обусловили возникновение в налоговой среде новых подходов и продуктов. Наиболее заметным стал факт внедрения и активного развития налогового мониторинга, еще относительно недавно считавшегося невозможным в России [4]. «Концепцией развития и функционирования в России системы налогового мониторинга» предусмотрено расширение перечня его потенциальных участников к 2024 г. до более чем 7800, увеличение количества участников налогового мониторинга на уровне не ниже 20% в год [2]9.
Однако на практике достижение поставленных целей несколько затормозилось. На конец июня 2024 г. было 568 участников налогового мониторинга и они обеспечивали 19% налоговых поступлений в консолидированный бюджет, а в федеральном бюджете их доля составляла 37%, что было обусловлено неготовностью налогоплательщиков и налоговых органов в техническом и технологическом плане.
Вместе с тем другим барьером на пути достижения поставленной цели стало отставание нормативной базы, в том числе в части снижения пороговых ограничений. Частично ситуация исправилась в связи с вступлением в силу Федерального закона от 08.08.2024 № 259-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах», которым снижены пороги вступления в налоговый мониторинг:
• совокупная сумма федеральных налогов, уплаченных в предшествующем календарном году, составляет не менее 100 млн руб.;
9 Распоряжении Правительства РФ от 21.02.2020 № 381-р «Об утверждении Концепции развития и функционирования в Российской Федерации системы налогового мониторинга».
• объем полученных доходов по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности — не менее 1 млрд руб.;
• совокупная стоимость активов по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности — не менее 1 млрд руб.
Следует отметить еще один факт, касающийся налогового мониторинга в части прав и обязанностей сторон договора по запросу и представлению мотивированного мнения. Причем мотивированное мнение бывает двух видов: по запросу организации в случае, если у нее есть неурегулированные вопросы по соблюдению налогового законодательства; по инициативе налогового органа в случае, если установлен факт, свидетельствующий о нарушении налогового законодательства. В случае несогласия организации с мотивированным мнением, составленным налоговым органом, в ФНС России проводится взаимосогласительная процедура. По ее результатам ФНС России уведомляет организацию об изменении мотивированного мнения либо его оставлении без изменения. За 1-е полугодие 2024 г. налоговыми органами было подготовлено 21 мотивированное заключение, урегулированная сумма налогов составила 2228 млн руб. В случае несогласия с содержанием мотивированного мнения налогового органа налогоплательщики могут оспорить его в судебном порядке. В результате затрудняется взаимодействие участников налоговых отношений, что потенциально тормозит принятие решения об участии в налоговом мониторинге. В этой связи целесообразно обратить внимание на опыт Китая по внедрению системы предварительного налогового регулирования согласно заявке предприятия, подаваемой в местный налоговый орган, отвечающий за налогообложение. В заявке приводятся субъекты и активы компании, которые налоговая инспекция вправе проверять. После налогоплательщик получает предварительное решение налогового органа, которое, однако, нельзя использовать в судебном разбирательстве [5, с. 15].
Одним из факторов решения задачи создания условий для возвращения капиталов в страну прежде всего из офшорных зон стало формирование в России преференциальных территорий. Одной из их разновидностей являются специальные административные районы (далее — САР). За рубежом среди наиболее известных можно назвать Люксембург и Гонконг. Причем они различаются в установленных элементах преференциальных режимов.
Таблица 3 / Table 3
Динамика количества участников специальных административных районов (в ед.) / Dynamics of the number of participants in special administrative regions (in units)
Объект / Object 2019 2020 2021 2022 2023 1 квартал 2024 / 1st quarter of 2024
Количество зарегистрировавшихся резидентов / Number of registered residents 22 36 160 250 (начало) 328 (конец) 396 (31.03.2024) 406 (27.04.2024)
Источник / Source: Жукова К.А. Перспективы использования механизма редомициляции как инструмента увеличения прямых иностранных инвестиций в РФ. Молодой ученый. 2024;517(18):470-472 / Zhukova K.A. Prospects of using the redomicilation mechanism as a tool to increase foreign direct investment in the Russian Federation. Young scientist. 2024;517(18):470-472.
Если в Гонконге доходы холдинговых компаний транснациональных групп при соблюдении ряда условий могут полностью освобождаться от налогообложения, что стимулирует приток в Гонконг иностранных инвестиций, в том числе в виде дочерних компаний или промежуточных холдингов, то в Люксембурге режим освобождения от налогообложения распространяется только на дивиденды и только для чистых холдинговых компаний.
В настоящее время в России образованы два САР: о. Октябрьский и о. Русский. Количество резидентов этих районов постоянно увеличивается. Взрывной рост стал фиксироваться с началом СВО и стал закономерным процессом в ответ на санкционное давление и введенные ограничения на деятельность компаний на расчеты в долларах и евро и т.д. (табл. 3).
Действующее регулирование САР направлено не на получение дополнительных налоговых поступлений или осуществление карательной фискальной функции. Напротив, основной целью проводимой в отношении САР государственной политики является привлечение в российское налоговое поле компаний, находящихся в офшорных и транзитных юрисдикциях. Поэтому можно согласиться с Матыковым А. А. и Кривелевичем М. Е., которые считают, что рассмотрение САР как инструмента деофшоризации некорректно, так как приоритетной мерой в данной концепции является увеличение, а не уменьшение бюджетных доходов. На первом этапе в случае с режимом САР в бюджетах субъектов Российской Федерации наблюдались выпадающие налоговые доходы [6; 7]. Однако в последующие годы суммы, получаемые прежде всего от налога на прибыль организаций, стали возрастать. Так, при всех сложностях регулирования функционирова-
ния САР в Калининграде имеют место отдельные позитивные изменения для экономики региона10. В 2022 г. показатель прямых иностранных инвестиций увеличился на 18%, основную часть которых составили инвестиции из стран Карибского бассейна, где располагаются классические офшоры. Таким образом, можно сделать вывод, что режим САР начал выполнять поставленную перед ним цель, включая деофшоризацию экономики.
Опыт зарубежных САР можно инкорпорировать в законодательство о САР на о. Октябрьский и о. Русский по следующим направлениям11:
1) изменение правил регулирования режима международных холдинговых компаний для исключения Российской Федерации из «черного» списка ЕС. Для этого следует рассмотреть возможность диверсификации льготного налогового режима по видам пассивных доходов, а также по совершенствованию национальной общей антиу-клонительной нормы;
2) совершенствование механизма редомици-ляции в САР. Это направление предусматривает оценку целесообразности применения строгих критериев к экономическому присутствию компаний в регионе, т.е. по количеству сотрудников и размерам используемого офиса, а также в отношении соблюдения других условий редомици-ляции компаний в САР, например обязательной нормы инвестирования;
10 САР на острове Октябрьский приносит все больше налогов. URL: https://ruwest.ru/news/123657.
11 Жукова К. А. Специальные административные районы на территории России и их роль в редомициляции иностранных компаний с капиталом российских бенефициаров. Магистерская диссертация. М.: Финансовый университет; 2024.
3) становление САР центром иностранных инвестиций. Реализация этого направления во многом зависит от изменений по двум предыдущим направлениям, а также от учета налогового и правового режимов иностранных инвестиций из стран, которые являются крупными торговыми партнерами России в настоящий момент.
В отношении расширения круга налогоплательщиков как одного из векторов мобилизационной налоговой политики было принято решение о дополнительных резидентах САР. Так, на первоначальном этапе создания САР законодателем была предусмотрена возможность применения данного режима только уже существующими иностранными компаниями. Однако с 2022 г. данный режим могут применять также российские компании, отвечающие требованиям, установленным Налоговым кодексом Российской Федерации (далее — НК РФ). С 4 августа вступили в действия изменения, внесенные в Федеральные законы № 290-ФЗ и 291-ФЗ, а также в НК РФ, предусматривающие возможность создания юридического лица для получения статуса участника САР. Указанные изменения свидетельствуют о расширении круга лиц, которые могут пользоваться преимуществами режима САР.
УГЛУБЛЕНИЕ ЦЕЛЕВОГО ПОДХОДА ПРИ ПРОВЕДЕНИИ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ
В контексте налогового администрирования без повышения налоговой нагрузки немаловажное значение придается корректности определения налоговой базы по всем налогам, в том числе по налогу на прибыль организаций. В условиях действия санкций со стороны недружественных государств, распространившихся и выразившихся в ограничении доступа к рыночной информации о ценах, в том чисел биржевых, задача достаточно сложная. К тому же с 2024 г. прекратил действие мораторий на проверки применения трансфертного ценообразования. При этом объем контролируемых сделок достиг к середине 2024 г. примерно 148,6 трлн руб.
Как отмечают налоговые консультанты аудиторских фирм, одним из направлений решения данной проблемы стало переложение ответственности за применение цен на налогоплательщиков и их контрагентов. Конечно, это оправданно. В то же время введение и увеличение штрафов за «не-рыночность цен» во внешнеэкономических сдел-
ках до полной суммы недоимки (до 100%), а также исключение специального основания освобождения от ответственности может негативно влиять на предпринимательскую активность в отношениях с дружественными странами. Согласно оценке аналитической службы «Пепеляев Групп» «с учетом пени, размер которой в отношении компаний почти в 2,5 раза превышает ставку Центрального банка, общая сумма взыскания за несколько лет может составить 300-400% от суммы «довольно условно определенной недоимки»12. На конец 1-го полугодия 2024 г. было вынесено 43 решения о несогласии налоговых органов с применяемыми налогоплательщиками ценами.
Выходом из создавшейся ситуации может стать более широкое применение такой формы взаимодействия налоговых органов и налогоплательщиков, как соглашение о ценообразовании для целей налогообложения. Но в настоящее время имеют место ограничения, приводящие к тому, что субъектами, как правило, становятся крупнейшие налогоплательщики. По состоянию на 1 июля 2024 г. заключено десять соглашений с налогоплательщиками, рассмотрено 19 проектов соглашений.
Соглашения позволяют, с одной стороны, минимизировать риски налогоплательщиков в условиях ограничений по доступу к информационным источникам зарубежных бирж вследствие наложенных санкций, а с другой стороны, повышать качество прогнозов поступлений налоговых доходов в бюджетную систему страны.
Было бы неправильным обойти вниманием тот факт, что Российская Федерация — страна с многочисленными региональными структурами и огромным разнообразием всех аспектов жизненного пространства. От развития каждого субъекта Российской Федерации зависит формирование доходов как региональных бюджетов, так и федерального бюджета, а в целом — доходов консолидированного бюджета страны. В последние годы широкое распространение получила практика применения специальных налоговых режимов соответствующей направленности. ФНС России как обладатель значительного объема информации способствует развитию этого направления обеспечения налоговых поступлений в бюджеты разных уровней бюджетной системы.
12 РБК. URL: https//www.rbc.ru/economics/09/11/2023/654b84 179a79471276c4f26f.
Создана платформа поставки данных для федеральных и региональных органов исполнительной власти на основе 45 наборов данных, внедрен информационно-аналитический продукт для губернаторов — дашборд [от англ. dashboard — «приборная панель») — инструмент для визуализации данных, которые автоматически загружаются из других систем] с четырьмя разделами: экономические показатели, активность бизнеса, финансово-хозяйственная деятельность, поступления и задолженность по налогам.
Динамика показателей, анализ связей между ними и в целом аналитическая обработка полученной информации позволяют руководству регионального звена управления не только принимать решения по текущей ситуации, но и прорабатывать вопросы налоговой политики регионов с наложением уровня налоговой базы на бизнес, имущество физических лиц, внося предложения по изменению элементов регионального налогообложения, специальных налоговых режимов, налоговому инвестиционному кредиту и т.д.
Проблемной зоной в применении различного рода преференциальных налоговых режимов остается оппортунизм налогоплательщиков, стремящихся использовать устанавливаемые льготы для минимизации налоговых обязательств без достаточных на этот счет оснований. ФНС России задействует со своей стороны существенные меры по недопущению недобросовестной конкуренции среди налогоплательщиков посредством некорректного применения преференций, в частности по такому налоговому режиму, как НПД.
Наблюдаются позитивные итоги уточнения понятий трудовых отношений. Налоговые инспекции констатировали, что они стали реже выявлять признаки подмены трудовых отношений сотрудничеством с самозанятыми. В 2020 г., когда налоговый режим начал действовать по всей стране, недобросовестных компаний было 3,6%, в настоящий момент — их 0,7% от всех хозяйствующих субъектов, сотрудничающих с самозанятыми. В ФНС России отмечают, что уже на этапе получения запроса налогового органа пояснить подозрительные выплаты многие предприятия признают нарушения и доплачивают недоимку [8].
Проведена серьезная аналитическая работа по систематизации наиболее часто выявляемых случаев подмены трудовых правоотношений, в том числе
на уровне судебных решений. Приведем несколько примеров:
• заказчик распределяет и контролирует исполнителя (дело № А62-382/2023);
• у работника есть дополнительные гарантии, установленные законодательными актами, регулирующими трудовые отношения (дело № А04-2860/2023);
• оплата труда происходит два раза в месяц за фактически отработанное время (дело № А84-9838/2022) [9, с. 56].
Налоговым органам следует не только усиливать мониторинг трудоустройства самозанятых, но и расширять сбор информации для последующей аналитики. Уже сейчас налоговые инспекции в направляемых работодателям уведомлениях не только запрашивают информацию о количестве самозанятых, с которыми они сотрудничают, и видах предоставляемых услуг, но и «выясняют, как компания находит таких лиц, зачем и как часто пользуется их услугами, на каких основаниях их не включают в штат» [5, с. 12]. При этом для оценки состояния рынков услуг и труда немаловажной представляется информация о том, какие организации или штатные сотрудники оказывали заказчику аналогичные услуги до сотрудничества с самозанятыми.
С позиции последующего завершения эксперимента с налогообложением профессиональных доходов в контексте недопущения снижения доходов бюджетов бюджетной системы и повышения налоговой нагрузки на физических лиц и индивидуальных предпринимателей целесообразно уже сейчас доводить до них информацию о признаваемых налоговыми органами и судами признаках их реальной деятельности в качестве самозанятых. Тем самым будут снижаться налоговые риски налогоплательщиков, которые останутся на выбранном ранее налоговом режиме или присоединятся к их налоговому статусу. Судебной практикой налоговых споров, например, выявлены следующие признаки:
• исполнители выполняют работу на своем оборудовании, будучи в своих домах, коворкингах и других местах, не находящихся под контролем заказчика (дело № А40-7588/2023);
• ежемесячная оплата труда самозанятого законодательству не противоречит (дело № А40-7588/2023);
• отсутствие основных признаков трудового договора (например, подчинение работника внутреннему трудовому распорядку, выполнение работ
определенного рода, а не разового задания) (дело № А65-23239/2023) и т.д. [9, с. 57-58; 10-12].
Не менее важен вопрос о будущей конструкции НПД. В настоящее время выдвигаются предложения по сужению видов доходов, которые будут признаваться объектом обложения НПД, путем запрета некоторых из них, например доходов от сдачи имущества в аренду. С одной стороны, следует провести аналитические выкладки, как это отразится на поступлениях в бюджеты бюджетной системы, ибо в настоящее время это один из наиболее
распространенных видов декларируемых доходов. С другой стороны, возможен вариант расширения круга налогоплательщиков за счет отдельных видов деятельности. Так, частнопрактикующие юристы уже сейчас применяют налоговый режим самозанятых, а адвокаты исключены из их состава. Увеличить количество самостоятельно зарегистрировавшихся налогоплательщиков можно будет исходя из показателей официальной годовой инфляции и порогового значения по годовому объему доходов (в настоящее время — 2,4 млн руб.).
БЛАГОДАРНОСТИ
Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных в 2024 г. за счет бюджетных средств по государственному заданию Финансовому университету. Финансовый университет, Москва, Россия.
ACKNOWLEDGEMENTS
The article was prepared based on the results of research carried out in 2024 at the expense of budgetary funds under the state assignment of the Financial University. Financial University, Moscow, Russia.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ / REFERENCES
1. Адвокатова А. С. Налоговый контроль в условиях модификации отношений налоговых органов и налогоплательщиков. Монография. М.: Русайнс; 2020. 190 с.
Advokatova A. S. Tax control in the context of modification of relations between tax authorities and taxpayers. Monograph. Moscow: Rusajns; 2020. 190 p. (In Russ.).
2. Гончаренко Л. И., Адвокатова А. С. Синергия цифровых технологий и сервисной модели деятельности налоговых органов как драйвер развития налогового администрирования. Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. 2024;38(2):131-145. Goncharenko L. I., Advokatova A. S. Synergy of digital technologies and service model of tax authorities as a driver for the development of tax administration. Vestnik Tjumenskogo gosudarstvennogo universiteta. Social'no-jekonomicheskie i pravovye issledovanija. = Bulletin of Tyumen State University. Social, economic and legal research. 2024;38(2):131-145. (In Russ.).
3. Гончаренко Л. И., Краюшкин К. Д. Эволюция содержательного наполнения сервисной функции налоговых органов. Управленческие науки. 2024;14(2):52-53.
Goncharenko L. I., Krayushkin K. D. Evolution of the substantive content of the service function of tax authorities. Upravlencheskie nauki = Management Sciences. 2024;14(2):52-53. (In Russ.).
4. Гончаренко Л. И. Методология налогообложения и налогового администрирования коммерческих банков России. М.: Финансовый университет; 2011. 330 с.
Goncharenko L. I. Methodology of taxation and tax administration of commercial banks of Russia. Moscow: Financial University; 2011. 330 p. (In Russ.).
5. Картина месяца. Налоговед. 2024;(3):10-15.
Picture of the Month. Nalogoved = Tax expert. 2024;(3): 10-15. (In Russ.).
6. Матыков А. А., Кривелевич М. Е. Способы повышения эффективности особого экономического режима — специальные административные районы. Пространственная экономика. 2020;(2):185-202. Matykov A. A., Krivelevich M. E. Ways to increase the effectiveness of the special economic regime special administrative regions. Prostranstvennaja ekonomika = Spatial economics. 2020;(2):185-202. (In Russ.).
7. Жукова К. А. Перспективы использования механизма редомициляции как инструмента увеличения прямых иностранных инвестиций в РФ. Молодой ученый. 2024;517(18):470-472.
Zhukova K. A. Prospects of using the mechanism of redomicilation as a tool to increase foreign direct investment in the Russian Federation. Molodoj uchenyj = A young scientist. 2024;517(18):470-472. (In Russ.).
8. Картина месяца. Налоговед. 2024;(5):8-11.
Picture of the Month. Nalogoved = Tax expert. 2024;(5):8-11. (In Russ.).
9. Сасов К. А. Как государство борется с налоговой минимизацией самозанятых. Налоговед. 2024;(7):52-58. Sasov K. A. How the state is struggling with tax minimization of the self-employed. Nalogoved = Tax expert. 2024;(7):52-56. (In Russ.).
10. Гончаренко Л. И., Адвокатова А. С. Современные формы налогового контроля как инструмент обеспечения бюджетной устойчивости. Инновационное развитие экономики. 2016;36(6-2):129-135. Goncharenko L. I., Advokatova A. S. Modern forms of tax control as a tool for ensuring budget stability. Innovacionnoe razvitie jekonomiki = Innovative development of the economy. 2016;36(6-2):129-135. (In Russ.).
11. Л. И. Гончаренко, А. С. Адвокатова Налог на профессиональный доход: риски и потенциал. Экономика. Налоги. Право. 2020;13(5):131-140.
L. I. Goncharenko, A. S. Advocatova. Tax on professional income: risks and potential. Ekonomika. Nalogi. Pravo = Economics, taxes & law. 2020;13(5):131-140. (In Russ.).
12. Адвокатова А. С. Взаимосвязь моделей поведения налогоплательщиков и налогового контроля. Экономика. Налоги. Право. 2017;10(5):148-157.
Advocatova A. S. The relationship between patterns of behavior of taxpayers and tax control. Ekonomika. Nalogi. Pravo = Economics, taxes & law. 2017;10 (5):148-157. (In Russ.).
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / ABOUT THE AUTHORS
Любовь Ивановна Гончаренко — доктор экономических наук, профессор, научный руководитель кафедры налогов и налогового администрирования факультета налогов, аудита и бизнес-анализа, Финансовый университет, Москва, Россия
Lubov I. Goncharenko — Dr. Sci. (Econ.), Prof., Scientific Director of the Department of Taxes and Tax
Administration Faculty of Tax, Audit and Business Analysis, Financial University, Moscow, Russia
Ы^://ОП^.ОГ5/0000-0002-9872-3279
Автор для корреспонденции / Corresponding author:
Сергей Валентинович Богачев — доктор экономических наук, профессор, ведущий научный сотрудник Центра научных исследований и стратегического консалтинга факультета налогов, аудита и бизнес-анализа, Финансовый университет, Москва, Россия
Sergey V. Bogachev — Dr. Sci. (Econ.), Prof., Senior Researcher at the Center for Scientific Research and Strategic Consulting of the Faculty of Taxes, Audit and Business Analysis, Financial University, Moscow, Russia https://orcid.org/0000-0002-5038-7691 [email protected]
Конфликт интересов: авторы заявляют об отсутствии конфликта. интересов. Conflicts of Interest Statement: The authors have no conflicts of interest to declare.
Статья поступила 17.09.2024; принята к публикации 23.11.2024. Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи. The article was received 17.09.2024; accepted for publication 23.11.2024. The authors read and approved the final version of the manuscript.