Научная статья на тему 'Налоговая поддержка образования в целях устойчивого развития в странах ЕАЭС'

Налоговая поддержка образования в целях устойчивого развития в странах ЕАЭС Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
156
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
налоговая поддержка / устойчивое развитие / ЕАЭС / налогообложение / образование / налоговые инструменты / tax support / sustainable development / EAEU / taxation / education / tax instruments

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Елена Федоровна Киреева

Предмет исследования — образование как один из факторов и обязательных условий формирования экономической и социальной основы общества. Цель работы — обоснование необходимости применения налоговых инструментов стимулирования инвестиций в образование на территории экономического пространства ЕАЭС. Методология исследования базируется на рассмотрении современных теорий налогов и человеческого капитала, сравнительном правовом анализе национальных налоговых законодательств ЕАЭС. В статье проанализировано современное состояние образовательного пространства на территориях стран — членов ЕАЭС с учетом их оценок в международных рейтингах. Исследованы основные каналы финансирования образования: прямой через систему выделения бюджетных средств и косвенный путем применения механизма налогового стимулирования. Налоговые инструменты рассмотрены по видам налоговых платежей национальных налоговых систем и направлениям льготируемых объектов и организаций образования. Сделаны выводы о необходимости предоставления налоговых льгот и преференций для стимулирования образовательного рынка как условия обеспечения высокого качества жизни и реализации предпринимательского потенциала стран ЕАЭС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tax Support for Education for Sustainable Development in the EEC Countries

The subject of the study is education as one of the factors and mandatory conditions for the formation of the economic and social basis of society. The purpose of the work is to substantiate the need to use tax instruments to stimulate investment in education in the territory of the EAEU economic space. The methodology of the study is based on the consideration of modern theories of taxes and human capital, comparative legal analysis of the national tax legislation of the EAEU. The article analyzes the current state of the educational space in the territories of the EAEU member states, taking into account their assessments in international ratings. The main channels of education financing are investigated: direct through the system of budget allocation and indirect through the use of a tax incentive mechanism. Tax instruments are considered according to the types of tax payments of national tax systems and the directions of preferential facilities and educational organizations. Conclusions are drawn about the need to provide tax benefits and preferences to stimulate the educational market as a condition for ensuring a high quality of life and realizing the entrepreneurial potential of the EAEU countries.

Текст научной работы на тему «Налоговая поддержка образования в целях устойчивого развития в странах ЕАЭС»

ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ

DOI: 10.26794/1999-849X-2023-16-4-136-145 УДК 336.564.23(045) JEL K31, K34

(CC) ]

Налоговая поддержка образования в целях устойчивого развития в странах ЕАЭС

Е. Ф. Киреева

Белорусский государственный экономический университет, Минск, Республика Беларусь АННОТАЦИЯ

Предмет исследования - образование как один из факторов и обязательных условий формирования экономической и социальной основы общества. Цель работы - обоснование необходимости применения налоговых инструментов стимулирования инвестиций в образование на территории экономического пространства ЕАЭС. Методология исследования базируется на рассмотрении современных теорий налогов и человеческого капитала, сравнительном правовом анализе национальных налоговых законодательств ЕАЭС. В статье проанализировано современное состояние образовательного пространства на территориях стран - членов ЕАЭС с учетом их оценок в международных рейтингах. Исследованы основные каналы финансирования образования: прямой через систему выделения бюджетных средств и косвенный путем применения механизма налогового стимулирования. Налоговые инструменты рассмотрены по видам налоговых платежей национальных налоговых систем и направлениям льготируемых объектов и организаций образования. Сделаны выводы о необходимости предоставления налоговых льгот и преференций для стимулирования образовательного рынка как условия обеспечения высокого качества жизни и реализации предпринимательского потенциала стран ЕАЭС.

Ключевые слова: налоговая поддержка; устойчивое развитие; ЕАЭС; налогообложение; образование; налоговые инструменты

BY 4.0

Для цитирования: Киреева Е. Ф. Налоговая поддержка образования в целях устойчивого развития в странах ЕАЭС. Экономика. Налоги. Право. 2023;16(4):136-145. DOI: 10.26794/1999-849Х-2023-16-4-136-145

ORiGiNAL PAPER

Tax Support for Education for Sustainable Development in the EEC Countries

E. F. Kireeva

BeLarusian State University of Economics, Minsk, Republic of Belarus ABSTRACT

The subject of the study is education as one of the factors and mandatory conditions for the formation of the economic and social basis of society. The purpose of the work is to substantiate the need to use tax instruments to stimulate investment in education in the territory of the EAEU economic space. The methodology of the study is based on the consideration of modern theories of taxes and human capital, comparative legal analysis of the national tax legislation of the EAEU. The article analyzes the current state of the educational space in the territories of the EAEU member states, taking into account their assessments in international ratings. The main channels of education financing are investigated: direct through the system of budget allocation and indirect through the use of a tax incentive mechanism. Tax instruments are considered according to the types of tax payments of national tax systems and the directions of preferential facilities and educational organizations. Conclusions are drawn about the need to provide tax benefits and preferences to stimulate the educational market as a condition for ensuring a high quality of life and realizing the entrepreneurial potential of the EAEU countries.

Keywords: tax support; sustainable development; EAEU; taxation; education; tax instruments

For citation: Kireeva E. F. Tax support for education for sustainable development in the EEC countries. Ekonomika. Nalogi. Pravo = Economics, taxes & law. 2023;16(4):136-145. (in Russ.). DOi: 10.26794/1999-849X-2023-16-4-136-145

© Киреева Е. Ф., 2023

ВВЕДЕНИЕ

Образование является одним из факторов устойчивого развития, определяющим уровень и качество жизни населения. В то же время от уровня полученного образования, обеспечивающего привитие обучающимся комплекса навыков и умений для реализации на практике предпринимательского потенциала, зависит интенсификация предпринимательской деятельности как одно из условий экономического роста.

Встраивание подготовки обучающихся предпринимательской деятельности в систему общего и профессионального образования является сегодня, безусловно, необходимым. Владение знаниями в области организации и функционирования бизнеса обеспечивает конкурентоспособность выпускников учебных заведений на рынке труда, расширяет их возможности к открытию собственного дела, создает устойчивую среду экономического и социального развития общества.

Формирование институтов системы образования в интересах устойчивого развития общества, направленного на обеспечение роста благосостояния населения и уровня его занятости, повышение образовательного уровня, улучшение здоровья, совершенствование институциональных условий развития экономики, ориентированы в свою очередь на гуманитарную модель формирования человеческого потенциала, в частности на получение обучающимися профессиональных знаний, умений и навыков, используемых в сфере создания нового человеческого капитала. В его основе лежат междисциплинарные знания, базирующиеся на комплексном подходе к развитию общества, экономическим процессам и окружающему миру. Такая система обучения предполагает создание системы обучения на формальном (школы, вузы, учреждения повышения квалификации), неформальном (учебные центры, курсы, тренинги) и инклюзивном уровнях образования для вложения знаний в человеческий капитал в течение всей жизни индивидуумов.

В связи с глобальной целью, стоящей перед современным обществом и заключающейся в обеспечении качественного образования и поощрении возможности обучения на протяжении всей жизни людей, от государств требуется проведение политики стимулирования и поддержки образования различными финансовыми механизмами. В первую очередь это финансирование образовательных учреждений путем выделения стипендий и грантов,

а также применение различных налоговых стимуляторов как для образовательной среды, так и для повышения заинтересованности индивидуумов в получении образования и повышении квалификации на протяжении всей своей жизни.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ БАЗА ИССЛЕДОВАНИЯ

Проблемы теории и практики применения налоговых стимуляторов в налогообложении образовательной деятельности рассматриваются в трудах многих ученых в области теории налогов, человеческого капитала и других направлений экономических исследований.

Исследовательские работы Т. Шульца и Г. Беккер положили начало формированию представления о «человеческом капитале» и его роли в развитии общественного производства [1; 2]. Различные аспекты человеческого капитала и роли системы образования в его формировании внесли Э. Дени-сон, Р. Солоу, С. Кузнец, Дж. Кендрик, С. Фабрикант, И. Фишер и др.

Фискальные инструменты стимулирования инвестиций носят косвенный характер и служат важными факторами при принятии инвестиционных решений, в том числе при инвестициях в образование.

Государство обладает достаточным ресурсом воздействия на человеческий капитал путем непосредственного финансирования образовательной среды благодаря выделению бюджетных средств и применению стимулирующей налоговой политики для осуществления образовательных услуг и инвестиционных вложений в обучающие институты.

В экономической литературе вопросы налогообложения в этой области носят больше прикладной характер и рассматривают отдельные сферы налогообложения: образовательную деятельность, налогообложение бюджетных учреждений образования, финансирование высшей и средней школы.

Влиянию налогообложения на человеческий капитал посвящены работы Е.С Вылковой [3], Д. В. Мас-ловой [4], И. А. Майбурова [5], М. Р. Пинской [6], Л. И. Гончаренко [7] и многих других исследователей.

По-прежнему недостаточно исследованы аспекты воздействия налоговых инструментов в интеграционной среде развития общего образовательного пространства, в частности в Евразийском экономическом союзе (далее — ЕАЭС). Для устойчивого и поступательного интегрирования национальных экономик ЕАЭС, обеспечения их устойчивого разви-

www.ETL.FA.Ru

Рис. 1 / Fig. 1. Рейтинг стран ЕАЭС по индексу человеческого развития в 2021-2022 гг. / The rating of the EAEU countries on the Human Development Index in 2021-2022

Источник/Source: составлено автором согласно данным: / compiled by the author according to the data: URL: https://hdr.undp.org/system/ files/documents/global-report-document/hdr2021-22overviewrupdf.pdf.

тия необходимо создание равных условий не только в системе общего образовательного пространства, но и в формировании институциональных условий, обеспечивающих конкурентоспособность и качество образовательной среды. Для этого должны применяться эффективные институциональные механизмы регулирования в сфере образования.

Исследование влияния налоговой политики и использования налоговых инструментов на образовательную среду позволяет обобщить различные исследовательские направления как в области развития образования в качестве основы формирования человеческого капитала, так и воздействия государственной фискальной политики на этот процесс и, как следствие, на создание основы для устойчивого развития национальных экономик.

ОБРАЗОВАНИЕ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ И ДОСТИЖЕНИЯ В МЕЖДУНАРОДНЫХ РЕЙТИНГАХ НА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ЕАЭС

Национальная политика любого государства ориентирована на развитие образования как основы устойчивого развития социально-экономической среды. И страны ЕАЭС не исключение. Вопросам

образования уделяется первоочередное внимание, о чем можно судить по результатам сравнительного анализа наиболее применяемых международных рейтингов. Глобальный индекс человеческого развития (далее — ИЧР) является агрегированным показателем, по которому можно оценивать уровень развития человеческого капитала как цели и одного из условий обеспечения устойчивого развития.

ИЧР представляет собой интегральный показатель, включающий три основных индикатора: среднюю продолжительность жизни, продолжительность обучения и величину валового национального дохода по паритету покупательной способности на душу населения.

При сопоставлении стран — членов ЕАЭС по этому показателю прослеживаются следующие тенденции.

В последнем рейтинге стран по ИЧР Беларусь заняла 60-е место из 191 страны (рис. 1).

В Беларуси средняя продолжительность жизни составляет 72,4 лет, продолжительность обучения — более 15,2 лет, валовый доход на душу населения с поправкой на паритет покупательной способности — 18 849 долл. США.

Имеется еще один международный рейтинг, позволяющей оценивать уровень образования —

Рис. 2 / Fig. 2. Рейтинг стран ЕАЭС по индексу уровня образования (Education Index 2022) / Rating of the EAEU countries by the education level index

Источник/Source: составлено автором согласно данным: / compiled by the author according to the data: URL: https://hdr.undp.org/system/ files/documents/global-report-document/hdr2021-22overviewrupdf.pdf.

20

10

15.8 15.8

12.8

15.2

Г 128 J'112.3 | ¡12.1 13 2 11.4 131 11.3

1111 inn

* 3?

^ /

A

У

/

"i Ожидаемая продолжительность обучения (в годах) / Expected duration of training (in years) Средняя

продолжительность обучения (в годах) / Average duration of training (in years)

0

индекс уровня образования (далее — ИУО), показывающий ожидаемую и среднюю продолжительность обучения. Согласно последним исследованиям в странах ЕАЭС Республика Беларусь находиться на третьем месте после России и Казахстана (рис. 2).

Количество обучающихся на территории ЕАЭС отражает общие демографические тенденции. Лидируют в этом аспекте Кыргызстан и Казахстан.

Выглядят лучше всех по количеству обучающихся в профессиональном образовании на 10 000 человек населения Кыргызстан и Казахстан. Беларусь и Россия, занимая четвертое и пятое место соответственно.

ФИНАНСОВАЯ ПОДДЕРЖКА ОБРАЗОВАНИЯ:ОСОБЕННОСТИ НАЦИОНАЛЬНЫХ НАЛОГОВЫХ МЕХАНИЗМОВ СТРАН - ЧЛЕНОВ ЕАЭС

Важнейшим источником финансирования образовательной среды является бюджет, который обеспечивает движение страны к устойчивому развитию.

Следует отметить, что на образование в странах — членах ЕАЭС выделяются существенные финансовые ресурсы. Больше всего финансирует Кыргызстан (первое место среди стран Союза), Беларусь занимает второе место по выделению бюджетных

средств на поддержку всех уровней образования, Казахстан — третье (рис. 4).

Немаловажное место в политике привлечения инвестиций в образование играет налоговая политика, имеющая в своем арсенале стимулирующие налоговые механизмы: налоговые льготы, освобождения от налогообложения, налоговые кредиты и вычеты.

Налоговые привилегии могут распространяться как на образовательные учреждения, так и на инвесторов, вкладывающих средства в образовательную деятельность, включая инвестиции «непосредственно в себя» — в образование конкретного человека.

Вопросы налогового стимулирования образования и его отдачи рассматриваются подробно зарубежными экономистами. К наиболее известным исследованиям можно отнести работы Джеймса Хекмана (]. Иесктап). Так, в работе «Политика стимулирования человеческого капитала» на примере американской экономики им рассматриваются подходы к инвестициям в образование и, в частности, указывается, что «налоги на физический капитал являются еще одним важным компонентом налоговой системы, который может влиять на принятие решения об инвестировании в человеческий капитал» [8]. Проведенные исследования в этой области под-

Рис. 3 / Fig. 3. Количество обучающихся в учреждениях профессионального образования стран ЕАЭС на 10 000 человек населения 2016-2021 уч. гг. / The number of students in vocational education institutions of the EAEU countries per 10,000 people of the population of the 2016-2021 academic years

Примечание/Note: ССУЗ - среднее специальное учебное заведение / secondary specialized educational institution; ВУЗ - высшее учебное заведение / higher education institution; 2020-2021 уч. год ВУЗ / 2020-2021 academic year in a higher education institution; 2020-2021 уч. год ССУЗ / 2020-2021 academic year in a secondary special educational institution.

Источник/Source: составлено автором согласно данным: / compiled by the author according to the data: URL: // http://www. eurasiancommission.org/ru/act/integr_i_makroec/dep_stat/econstat/Pages/education.aspx.

2020-2021 уч.год ССУЗ

2020-2021 уч.год ВУЗ

2019-2020 уч.год ССУЗ

2019-2020 уч.год ВУЗ

2018-2019 уч.год ССУЗ

2018-2019 уч.год ВУЗ

2017-2018 уч.год ССУЗ

2017-2018 уч.год ВУЗ

2016-2017 уч.год ССУЗ

2016-2017 уч.год = ВУЗ

0

Ю47

188

] 328

□ Россия / Russia

293

324 п Кыргызстан

stan

/ Kyrgyz

□ Казахстан / Kazakhstan

■ Беларусь / Belarus

1 Армени Armenia

343

310

300 350

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

я /

400

тверждают тезис об эффективности налоговых стимуляторов развития образовательной среды и повышения уровня грамотности.

Условия нестабильного экономического развития стран, отягощенные пандемическим и гуманитарными кризисами, заставляют власти искать пути и рычаги воздействия на инвестирование в знания. Безусловно, речь идет о проведении налоговой политики и использовании налоговых инструментов стимулирования участников образовательного процесса.

В качестве основного инструментария применяются полное освобождение от уплаты налого-

вых платежей образовательной деятельности или отдельных учреждений образования (например, образовательных школ и среднего специального образования), а также использование налоговых вычетов, возвратов налогов или освобождений от налогообложения при направлении собственных средств физических лиц на образование. Следует отметить, что среди стран ЕАЭС не установлено общих подходов к применению налоговых стимуляторов для образовательной среды. Наиболее похожи в этом вопросе налоговые законодательства России и Беларуси, хотя и в них имеются свои различия. Остановимся на них подробнее.

Рис. 4 / Fig. 4. Государственные расходы в странах ЕАЭС на образование в % к ВВП / Public spending in the EEC countries on education as % of GDP

Источник/Source: Статистика Евразийского экономического союза / Education in numbers. Statistics of the Eurasian Economic Union. URL: https://eec.eaeunion.org/upload/files/dep_stat/econstat/statpub/EducationEAEU 2020.pdf.

8 7 6 5 4 3 2 1 0

6.7

6.4 X 6.1 — ■- 6 V/ 5.8 ^х

4.9 -^- s\ 4.8 X 4.9 -«- X 4.8 4.7

3.6 -3.5 -3.5 3.7 4.5

.3.6° 3.5 3.3 3.4 4

2.4 2.2 2 2 2.3

2016г 2017г

Армения / Armenia Л Казахстан / Kazakhstan — —Россия / Russia

2018г 2019г 2020г

— —Беларусь / Belarus X Кыргызстан / Kyrgyzstan

Практически все страны ЕАЭС относят образовательную деятельность к видам экономической деятельности, не облагаемой НДС (табл. 1).

В основном от налогообложения освобождается деятельность в сфере образовательных услуг, оказываемых некоммерческими организациями по всем видам обучения от дошкольного до дополнительного образования взрослых. Однако в некоторых странах льгота в виде освобождения от уплаты налога распространена на все организации (включая коммерческие), оказывающие услуги в сфере образования. Так, в Кыргызстане она действует в отношении услуг частных дошкольных и общеобразовательных организаций. В Армении, Беларуси и Казахстане она включает деятельность вузов независимо от формы собственности.

На территории ЕАЭС имеется большое разнообразие в льготировании по налогу на прибыль. При этом льготирование рассматривается с двух сторон: непосредственно для образовательных учреждений, получающих прибыль (доход) от оказываемой деятельности, и для организаций, спонсирующих или инвестирующих в систему образования.

Национальная налоговая система Армении не предусматривает налоговых льгот по прибыли для образовательных учреждений. Кроме этого, высшие учреждения в Армении являются крупнейшим налогоплательщиками и вносят существенную долю средств в формирование национального бюджета. Это подтверждается и опубликованной Комитетом государственных доходов информацией, согласно которой в список 1000 крупных налогоплательщиков вошли более двадцати высших учебных заведений Армении.

Для налоговых систем Беларуси, Казахстана, Кыргызстана и России предоставление налоговых льгот по доходам, полученным от образовательной деятельности, является традиционным, хотя применение этих льгот также отражает особенности национальных законодательств.

Например, казахская налоговая система предлагает уменьшение суммы исчисленного корпоративного подоходного налога на 100% (полное освобождение) при оказании услуг по всем видам базового, профессионального и послевузовского образования, осуществляемого по соответствующим лицензиям на право ведения образовательной дея-

Таблица 1 / Table 1

Налоговые льготы и освобождения от НДС на образовательные услуги в странах ЕАЭС / Tax benefits and VAT exemptions for educational services in the EAEU countries

Страны -члены ЕАЭС / EAEU Member States Освобождается от уплаты НДС / Exempt from VAT

Армения / Armenia Предоставление услуг по обучению общеобразовательными учебными заведениями, детско-юношескими творческими и эстетическими центрами, музыкальными учебными заведениями, учебными заведениями живописи, искусств и художеств, спортивными школами, ремесленными училищами, учебными заведениями по подготовке и переподготовке, средними профессиональными и высшими учебными заведениями

Беларусь / Belarus Оказание платных услуг в сфере образования: реализация образовательных программ дошкольного, общего среднего, специального, профессионально-технического, среднего специального, высшего, научно-ориентированного образования; образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи и дополнительного образования взрослых (за исключением образовательной программы обучающих курсов), образовательной программы совершенствования возможностей и способностей личности, реализуемых иными организациями и индивидуальными предпринимателями, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность

Казахстан / Kazakhstan Оказание образовательных услуг в сфере дошкольного воспитания и обучения; услуг по дополнительному образованию, оказываемых организацией образования, имеющей лицензию на занятие образовательной деятельности; образовательных услуг в сфере начального, основного среднего, общего среднего, технического и профессионального, послесреднего, высшего и послевузовского образования, осуществляемых по соответствующим лицензиям на право реализации данных видов деятельности; услуг, оказываемых автономными организациями образования

Кыргызстан / Kyrgyzstan Поставка услуг дошкольными образовательными организациями и общеобразовательными организациями, созданными на основе частной формы собственности; услуг, осуществляемые некоммерческой организацией в сфере образования

Россия / Russia Реализация услуг в сфере образования, оказываемых организациями, осуществляющими образовательную деятельность, являющимися некоммерческими организациями, по реализации основных и (или) дополнительных образовательных программ, предусмотренных лицензией, за исключением консультационных услуг, а также услуг по сдаче в аренду помещений

Источник/Source: составлено автором / compiled by the author.

тельности, а также дополнительному образованию, дошкольному воспитанию и обучению.

В Беларуси установлена льгота по налогу на прибыль для всех учреждений образования от приносящей доходы деятельности. Организации, осуществляющие образовательную деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, вправе применять налоговую ставку 0% при соблюдении определенных условий, касающихся их лицензирования, наличия определенного штата работников (не менее 15 человек) и преимущественного получения доходов от образовательных услуг (не менее 90%).

Стимулирование оказания благотворительных услуг в сфере образования также предусмотрено многими налоговыми системами стран ЕАЭС. Благотворительность (спонсирование) рассматривается в качестве дополнительного источника финансирования деятельности учреждений образования, и финансовые потоки, направляемые субъектами хозяйствования или физическим лицами в эту сферу, также выводятся из-под налогообложения в определенном законодательством объеме. Для налогоплательщиков Казахстана это сумма составляет 3-4% от налогооблагаемого дохода в зависимости от того, относится ли на-

логоплательщик к группе крупных или обычных субъектов хозяйствования.

В Армении при исчислении налога на прибыль предусмотрено уменьшение стоимости активов, предоставленных общеобразовательным школам и прочим образовательным некоммерческим организациям, на сумму осуществленных для них работ и (или) оказанным им услуг, но не более чем 0,25% валового дохода.

В Беларуси от налогообложения налогом на прибыль освобождается прибыль (в размере не более 10% валовой прибыли), переданная зарегистрированным на территории Республики Беларусь бюджетным организациям образования или использованная на оплату счетов за товары и услуги для этих организаций. Зачастую к необлагаемой деятельности относится деятельность попечительских советов или эндаумент-фондов, созданных для привлечения дополнительных финансовых ресурсов и организации наиболее эффективного распоряжения ими.

Одним из наиболее эффективных механизмов привлечения инвестиций является применение различных стимулирующих инструментов для инвестиций в свое образование.

Нельзя не отметить различные формы налоговых вычетов на получение образования, которые предусмотрены в национальных налоговых системах. Налоговые вычеты являются достаточно действенной формой мотивации для инвестирования в образование граждан. Практика применения механизма налоговых вычетов успешно апробирована и востребована во многих странах мира. Формы и содержание предоставляемых вычетов в налоговом законодательстве стран — членов ЕАЭС представлены в табл. 2.

Отдельного внимания заслуживает налоговое стимулирование дополнительного образования, что вписывается в концепцию обеспечения и получения качественного образования на протяжении всей жизни.

Практически все страны ЕАЭС предусматривают разные налоговые льготы и преференции субъектам хозяйствования, инвестирующим в обучение, переобучение работников. Повышение квалификации работников и их переобучение обеспечивают развитие компаний. Чаще всего к таким льготируемым расходам относят стоимость расходов на обучение обучения, оплату труда преподавателей и менторов, оплату расходных материалов, аренду помещений

для обучения и специального оборудования. Механизм льготирования в этом случае предусматривает единовременное списание расходов на себестоимость в полном размере от понесенных расходов.

Отдельные страны ЕАЭС применяют достаточно необычные механизмы льготирования инвестиций в переподготовку своих работников. Так, в Армении, используется механизм компенсации подоходного налога по окончании учебного года по выплатам физических лиц, являющихся наемными работниками. Возврат платы за обучение распространяется только на граждан Армении по программам обучения в магистратуре или аспирантуре для аккредитованных вузов по определенным специальностям.

В Казахстане применяется механизм стимулирования обучения лиц в системе недропользования. Вычет по корпоративному подоходному налогу предусмотрен для организаций недропользования на обучение казахстанских кадров и развитие социальной сферы регионов. Вычет предусматривает уменьшение налогооблагаемой базы для корпоративного подоходного налога по всем расходам на обучение, подготовку и переподготовку кадров по специальности, связанной с производственной деятельностью недропользователя.

Во всех странах ЕАЭС освобождаются от налогообложения стипендии и аналогичные виды доходов, полученные гражданами в системе образования. Часто национальные налоговые системы предусматривают льготы в системе имущественного налогообложения (земли, недвижимости, отдельных видов имущества, используемого в образовательных учреждениях) для образовательной сферы. Таким образом, независимо от форм и видов налоговых стимуляторов налоговые законодательства стран — членов ЕАЭС имеют в арсенале стимулирующих и фискальных механизмов инструментарий, обеспечивающий привлечение инвестиций в образование и мотивирующий граждан на обучение в течении всей жизни.

ВЫВОДЫ

Образование является основой развития социально-экономической среды любого общества и предопределяет возможности реализации предпринимательского потенциала.

Финансирование образования является важнейшим фактором функционирования системы образования, которая в свою очередь обеспечивает и определяет движение к устойчивому развитию.

Таблица 2 / Table 2

Налоговые вычеты по подоходному налогу на обучение в странах ЕАЭС / Income tax deductions for studying in the EEC countries

Страны - члены ЕАЭС / EAEU Member States Виды вычетов по подоходному налогу / Types of income tax deductions Содержание льготы / Benefits content

Армения / Armenia Возврат суммы платы за обучение Подоходный налог, рассчитанный (в том числе посредством налогового агента) в установленном Кодексом порядке по части заработной платы и приравненных к ней выплат физических лиц, являющихся наемными работниками, возвращается в целях компенсации платы за обучение в размере суммы подоходного налога, рассчитанного по части заработной платы и приравненных к ней выплат физического лица в течение одного года, но не более суммы, уплаченной за обучение в аккредитованных в Республике Армения высших учебных заведений по специальностям, утвержденным Правительством

Беларусь / Belarus Социальный налоговый вычет Предоставляется в сумме, уплаченной плательщиком в течение налогового периода за свое обучение в учреждениях образования Республики Беларусь при получении первого высшего, среднего специального или профессионально-технического образования, а также на погашение (возврат) кредитов банков и займов, полученных от белорусских субъектов хозяйствования, в фактически израсходованных суммах

Казахстан / Kazakhstan Налоговый вычет на обучение Налоговый вычет на обучение применяет физическое лицо -резидент Республики Казахстан по расходам на оплату обучения, произведенному в свою пользу или за иждивенца (не достигшего 21 года) по всем видам расходов на образования в объеме не более 10-кратного минимального размера заработной платы, определенного за календарный год

Кыргызстан / Kyrgyzstan Социальный вычет Размер вычета на все виды и формы образования устанавливается в размере фактической оплаты, произведенной в адрес лицензируемой организации образования или попечительских советов, но не более 10%, а для налогоплательщиков, содержащих троих и более иждивенцев,- не более 25% от размера налоговой базы налогоплательщика без учета вычетов на образование

Россия / Russia Социальный налоговый вычет Предоставляется в сумме, уплаченной налогоплательщиком (родителем или опекуном) за обучение в организациях, при наличии у учебного заведения лицензии на образовательную деятельность в размере фактически произведенных расходов на обучение или в размере фактически произведенных расходов на это обучение, но не более 50 000 руб. на каждого ребенка в общей сумме на обоих родителей (опекуна или попечителя)

Источник/Source: составлено автором / compiled by the author.

Стимулирующая налоговая политика наряду с бюджетным финансированием создает дополнительные финансовые потоки для воздействия на образовательную среду.

На территории ЕАЭС применяются различные налоговые виды государственной поддержки образования: налоговые льготы, освобождения от

налогообложения, налоговые кредиты и вычеты,— но все они направлены на создание привлекательной для инвестора образовательной среды с целью привлечения дополнительного финансирования и формирования высокого уровня человеческого капитала как основы устойчивого развития национальных экономик.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ / REFERENCES

1. Schulz T. Investment in human capital. American Economic Revien. 1961; March(1).

2. Becker G. S. Investment in human capital: a. theoretical analysis. Journal of PolitikalEconomy. Supplement. 1962; October.

3. Вылкова Е. С., Тарасевич А. Л. Концептуальные основы реформирования налога на доходы физических лиц в России. СПб.: Изд-во С.-Петерб. гос. ун-та экономики и финансов; 2010. 212 с.

Vylkova E. S., Tarasevich A. L. Conceptual foundations of reforming the personal income tax in Russia. St. Petersburg: Publishing House of St. Petersburg State University of Economics and Finance; 2010. 212 p. (In Russ.).

4. Маслова Д. В. Влияние налогообложения труда на человеческий капитал. Финансы и кредит. 2013;(7):11-17.

Maslova D. V. The impact of labor taxation on human capital. Finance and credit. 2013;(7):11-17. (In Russ.).

5. Майбуров И. А. Возможности теоретического анализа влияния налогообложения на предложение труда. Вестн. Уральского федер. ун-та им. Б.Н. Ельцина. Серия: Экономика и управление. 2007;(3):30-38. Maiburov I. A. Possibilities of theoretical analysis of the impact of taxation on the labor supply. Bulletin of the Ural Federal University. Series: Economics and Management. 2007;(3):30-38. (In Russ.).

6. Пинская М. Р. Налоговое стимулирование развития человеческого капитала: состояние и перспективы. Экономика. Налоги. Право. 2019;12(2):137-146. DOI: 10.26794/1999-849X-2019-12-2-137-146 Pinskaya M. R. Tax stimulation of human capital development: state and prospects. Ekonomika. Nalogi. Pravo = Economics, taxes & law. 2019;12(2):137-146. (In Russ.). DOI: 10.26794/1999-849X 2019-12-2-137-146

7. Гончаренко Л. И. К вопросу о налоговом стимулировании. Инновационное развитие экономики. 2014;23(6-1):26-30.

Goncharenko L. I. On the issue of tax incentives. Innovative development of the economy. 2014;23(6-1):26-30. (In Russ.).

8. James J. Heckman. Policies to foster human capital. Research in Economics. 2000;54:3-56.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ ABTOPE / ABOUT THE AUTHOR

Елена Федоровна Киреева — доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры налогов и налогообложения, первый проректор Белорусского государственного экономического университета, Минск, Республика Беларусь

Elena F. Kireeva — Dr. Sci. (Econ.), Prof., Prof. of Department of Taxes and Taxation, First Vice-Rector of the Belarusian State University of Economics, Minsk, Republic of Belarus https://orcid.org/0000-0003-2917-7347 [email protected]

Конфликт интересов: автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. Conflicts of Interest Statement: the author has no conflicts of interest to declare.

Статья поступила 07.05.2023; принята к публикации 16.07.2023. Автор прочитала и одобрила окончательный вариант рукописи. The article was received 07.05.2023; accepted for publication 16.07.2023. The author read and approved the final version of the manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.