13.Шалаев И.А. Отечественный и зарубежный опыт в системе обеспечения экономической безопасности / И. А. Шалаев, А.А. Бадасян // Проблемы современных интеграционных процессов и пути их решения. -2016.- С. 176179.
14.Шалаев И.А. Внутренний налоговый контроль и аудит как элемент экономической безопасности организации / И.А. Шалаев, К.Ю. Алексеенкова, О.Н. Титова // Современный взгляд на будущее науки. -2016.-С. 170-174.
15.Шалаев И.А. Финансовая поддержка малого предпринимательства как условие обеспечения экономической безопасности Орловской области/ И.А. Шалаев, А.В. Серегин, Е.А. Скоробогатова// Символ науки.- 2016.№6-1.-С. 313-317.
16.Шалаев И.А. Анализ инновационного развития аграрного сектора экономики в Орловской области/ Шалаев И.А. // Прикладные статистические исследования и бизнес-аналитика; Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова. -2015. -С. 140-144.
Шамонина Т.П., кандидат экономических наук
старший преподаватель Уфимский государственный нефтяной технический университет
Россия, г.Уфа
НАЛОГОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ФИНАНСОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА
Одним из основных источников формирования доходной части бюджеты являются налоговые поступления, составляющая которых зависит от налоговой безопасности и связанных с ней рисков. В статье представлены основные итоги налогового администрирования за последние два года, а также перспективные направления на будущее, способствующие снижению налоговых рисков и повышению налоговой безопасности государства.
Ключевые слова: налоговая безопасность, налоговые риски, налоговое администрирование, финансовая безопасность государства.
Shamonina T.P. сandidate of economic sciences
lecturer
Ufa State Oil Technical University
Russia, Ufa
TAX SECURITY AS A COMPONENT OF FINANCIAL SECURITY OF THE STATE TAX SECURITY AS A COMPONENT OF FINANCIAL
SECURITY OF THE STATE
Tax security as a component of financial security. One of the main sources of budget revenues are tax revenues, component which depends on the security tax and the associated risks. The article presents the main results of the tax
administration over the past two years, as well as promising areas for the future, contributing to reduce tax risks and improve the safety of the state tax.
Keywords: security tax, tax risks, tax administration, financial security of the state.
Финансовая безопасность государства ставится в зависимость от финансовой деятельности государства. Финансовая деятельность государства - это особый вид государственной деятельности, направленный на формирование, распределение и использование бюджетных средств. Бюджет государства является одним из основных фондов денежных средств, источником пополнения которого служат денежные отчисления в виде налогов, сборов, таможенных пошлин и других платежей.
Но не все налогообязанные лица готовы исполнять обязанности по уплате налогов, сборов, таможенных пошлин и других платежей. Поэтому говоря о налоговой безопасности, как о составляющей финансово-экономическую безопасность страны, необходимо понимать риски и угрозы возникающие в этой среде с целью их минимизации и предупреждения.
Предотвращение фактора угрозы финансовой безопасности государства возможно путем противодействия налоговым угрозам.
В общем под угрозой понимается определенные потенциально возможные, реальные события, процессы, способные нанести материальный ущерб, моральный или физический, который может быть экономически оценен.
Применительно к налоговым сфере можно выделить следующие основные угрозы налоговой безопасности, которые способны нанести урон бюджетной системе государства:
1. Умышленное сокрытие или занижение налогооблагаемой базы;
2. Рост налоговой преступности;
3. Низкий уровень налогового контроля и администрирования;
4. Низкий уровень налоговой культуры населения
Как свидетельствует статистика, способами совершения налоговых правонарушений являются:
- создание фирм-однодневок;
- уклонение от постановки на налоговый учет;
- незаконная предпринимательская деятельность;
- занижение налоговой базы, путем занижения выручки от реализации продукции, сокрытие выручки от реализации продукции;
- завышение себестоимости продукции;
- незаконное использование налоговых льгот;
-осуществление расчетно-финансовых операций с использованием счетов третих предприятий по взаимной договоренности и др.
Во многих научных источниках причинами и условиями, приводящими к возникновению налоговых угроз называется:
- несовершенство налогового законодательства, неточное теоретическое обоснование налоговой базы и недостатки, связанные с деятельностью налоговых органов (правовой и организационный аспекты);
- влияние внешних (политических и экономических) факторов в определенный период времени;
- экономический характер (желание минимизации расходов, оптимизацией, экономией и др.);
- недостаток налогово-правовой культуры налогоплательщика к налоговой обязанности и контролирующим органам (социальный аспект);
- низкая информированность налогоплательщиков, недостаточное взаимодействие налоговых органов с иными государственными органами и техническое оснащение налоговых органов (информационный аспект).
При всем при этом надо отметить, что за последние 3 года (20142016гг..) Федеральная налоговая служба (ФНС России) проводит активную системную работу по повышению качества своего функционирования. А именно:
- развитие автоматизированных систем налогового адмнистрирования, а также он-лайн услуг для налогоплательщиков и расширение способов исполнения ими своих обязанностей;
-формирование модели сервисно-ориентированного
администрирования предполагает развитие электронного взаимодействия налоговых органов с налогоплательщиками.
К мероприятиям, направленным на повышения результативности налогового контроля следует отнести и введение с 1 января 2016 года налогового мониторинга. Суть в том, что организации предоставляют налоговому органу оперативный доступ к данным бухгалтерского и налогового учета и к СВК (системам внутреннего контроля), при этом выездные и камеральные налоговые проверки налоговыми органами проводиться не будут за период проведения налогового мониторинга. Первыми участниками новой формы налогового контроля стали ПАО «Мегафон», ООО «Заполярнефть», ПАО «МТС», , ПАО и др. », заявив об этом до 1 июля 2015 года.
Процесс реформирования налоговой политики и совершенствование налогового администрирования не завершен, 2016 - 2018 гг. планируется реализация следующего:
- введение института предварительного налогового контроля. Такой институт, с одной стороны, позволит налоговым органам реализовывать механизм предварительного налогового контроля и минимизировать временные издержки при проведении последующих налоговых проверок, поможет налогоплательщику значительно снизить налоговые риски, а также предоставит гарантию в отношениях с налоговым органом. С другой - позволит налогоплательщикам уменьшить налоговые риски. Введение института позволит повысить правовую культуру
налогоплательщиков, будет способствовать прозрачности налоговых платежей, помимо сокращения временных издержек на налоговые проверки, приведет к снижению судебных издержек;
- оптимизация перечня информации, не относящейся к налоговой тайне.
Заблаговременное получение такой информации, как информация о сданной отчетности, о показателях, формируемых в налоговой отчетности, средняя численность персонала, средняя заработная плата, сумма уплаченных налогов, бухгалтерская (финансовая) отчетность организации, а не об информации регистров налогового и бухгалтерского учета или конфиденциальной информации, характеризующей особенности деятельности налогоплательщика, Это позволит налогоплательщикам на этапе мониторинга контрагента на предмет налоговой добросовестности расширить его возможности по получению информации;
- борьба с размыванием налоговой базы и выводом прибыли из-под налогообложения. Реализация этого направления проводится по нескольким векторам. Одним из них - обеспечение возможности автоматического обмена финансовой информацией для налоговых целей с иностранными юрисдикциями. Внесение изменений в законодательство РФ о налогах и сборах, направленных на обеспечение возможности автоматического обмена налоговой информацией по финансовым операциям с иностранными юрисдикциями, должно позволить в 2018 г. осуществить запланированное присоединение РФ к многостороннему соглашению по автоматическому обмену финансовой информацией, предусмотренному Единым стандартом отчетности (ЕСО) по финансовым операциям для налоговых целей, разработанным Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), и начать обмен.
- ужесточение мер по противодействию злоупотреблению нормами законодательства о налогах и сборах в целях минимизации налогов. Данные меры направлены на противодействие по созданию схем уклонения от уплаты налогов и получению необоснованные налоговых выгод в виде завышения сумм налоговых вычетов либо сокрытия налогооблагаемой базы. Одной из мер по противодействию налоговым злоупотреблениям, направленным на уклонение от уплаты налогов и незаконного возмещения налогов из бюджета, является четкое закрепление на законодательном уровне механизмов (например, электронное предоставление книг продаж и книг покупок), ограничивающих использование налогоплательщиками так называемых фирм-"однодневок", а также налоговых схем с использованием оффшорных компаний. В рамках решения задач по деоффшоризации бизнеса был принят закон в 2014г. - Закон «О налогообложении прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций» (№Э76-ФЗ) и вступивший в действие с 01 января 2015г., которым введены такие понятия как: «налоговое резидентство организации»,
«фактический получатель дохода», «прибыль контролируемых иностранных компаний». Для эффективного функционирования данного закона, необходимо обеспечение возможности автоматического обмена налоговой информацией по финансовым операциям с иностранными юрисдикциями, то есть создание «мостов» по взаимовыгодному сотрудничеству в налоговой сфере между странами;
- улучшение инвестиционного климата в РФ. За счет введения механизма консультирования налогоплательщиков и введение ответственности налоговых консультантов, будет способствовать снижение рисков налогоплательщиков, повышение эффективности деятельности налоговых органов за счет обеспечения более грамотной работы налогоплательщиков при одновременном сохранении добровольности института налогового консультирования. Также планируется расширение порога обязательного применения электронного документооборота между субъектами налогообложения, например -снижение порога со 100 до 50 человек для перехода на обязательное представление налоговых деклараций (расчетов) в электронной форме.
Также необходимо отметить, что главным вектором развития налоговой политики Российской Федерации до 2018г. заявлено недопущение увеличения налоговой нагрузки, поэтому на первый план выходит повышение собираемости действующих налогов.
В этом направлении налоговые органы работают уже не первый год и есть результаты, что несомненно благоприятно сказывается на доходной финансовой составляющей бюджета, а элементы налогового администрирования, перечисленные выше, способствуют снижению налоговых рисков и тем самым повышению налоговой безопасности государства.
Использованные источники:
1.Налоговая политика до 2018 года: совершенствование налогового администрирования. Зобова Е.П. http://lexandbusiness.ru/view-
article.php?id=6346.
Шаравии А.А. студент
экономическийо факультет Тувинский государственный университета РФ, г. Кызыл, Республика Тыва АНАЛИЗ ОБЪЕМА ПРОИЗВОДСТВА И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ Успех или неуспех хозяйствующего субъекта зависит от того, насколько тщательно изучены и определены уровень, характер, структура спроса и тенденции его изменения. Результаты исследования рынка