УДК 65.9 (2) 29-43
А.Е. Умбетова, А.А. Фадеева, А.Р. Хаметова НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО БИЗНЕСА
В статье дан анализ нынешнего состояния системы налогообложения малого предпринимательства России, определены ее недостатки. Обоснована необходимость реформирования и приведены рекомендации в системе налогообложения малого предпринимательства.
Ключевые слова: налоги, налогообложение, малое предпринимательство, система налогообложения, налоговые режимы.
На протяжении длительного времени Россия сталкивается с множеством проблем рационального и эффективного развития малого предпринимательства, но наиболее главной проблемой остается та проблема налогообложения, которая напрямую влияет на количественную и качественную составляющую малого предпринимательства России.
Сейчас люди не предпочитают открывать собственный бизнес из-за проблем с налогообложением и ее непонятной ситуацией, а также необходимостью отчислять существенные суммы различным государственным органам.
На данный момент в России существует два вида налоговых режима, которые, все равно, приводят к заполнению множества различных документов для предоставления их в налоговые органы:
- общий или ОСН (предполагает уплату федеральных, региональных и местных налогов);
-специальный (предполагает уплату какого-то одного налога, в котором размер устанавливается в
упрощённом порядке, вместо нескольких главных налогов).
При употреблении общего порядка налогообложения предприниматели вправе выбрать налог на прибыль организаций (20%), либо НДФЛ (13%), а также в случае реализации товаров или услуг уплачивается НДС (18%) и налог на имущество организаций (1-1,5%).
В основном субъекты малого бизнеса не рискуют употреблять общую систему налогообложения, а лучше всего используют один из 4 или же сразу несколько определённых налоговых режимов. Ими являются:
- Единый налог на вменённый доход (ЕНВД);
- Упрощённая система налогообложения (УСН);
- Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (ЕСХН);
- Патентная система налогообложения (ПСН).
Обычно предприниматели используют либо упрощённую систему налогообложения (УСН), либо Единый налог на вменённый доход (ЕНВД). Но переход на иную систему налогообложения является добровольным, а для этого имеются свои определённые сроки [2, стр.935 - 936].
Данные о поступлениях от определённых налоговых режимов на 01.01.2015 г. всего по Российской Федерации представим в таблице 1.
Таблица 1
Поступления от специальных налоговых режимов на 01.01.2015 г. всего по РФ
Налоговый режим Начислено, млрд руб. Удельный вес,%
УСН 221 72,2
ЕНВД 78 25,5
ЕСХН 4 1,3
Патентная система налогообложения 3 1
Итого 306 100
Исходя из первой таблицы, мы видим, что больше всего удельный вес поступлений имеет упрощённая система налогообложения - больше половины всех налоговых поступлений от употребления определённых налоговых режимов приходится именно на неё. Меньше всего распространёнными для налогоплательщиков являются патентная система и единый сельскохозяйственный налог.
© Умбетова А.Е., Фадеева А.А., Хаметова А.Р., 2016.
Вестник магистратуры. 2016. № 6(57). Т. IV.
ISSN 2223-4047
2200 2000 1800 1600 1400
2010
2011
2012
2013
2014
2015
> Количество малых предприятий, тыс.ед.
Рис. 1. Динамика малых предприятий, тыс.ед.
Анализируя показатели динамики малых предприятий, которая представлена на рисунке 1, сделаем вывод: в период с 2013 по 2015 год число малых предприятий упало на 46 тыс. ед. (2,23%), что можно объяснить недостатками в данной системе налогообложения субъектов малого предпринимательства (рис. 2) [5, стр.55].
Рис. 2. Недостатки российской системы налогообложения субъектов малого бизнеса
1. Первым недостатком является система налогообложения РФ. Она достаточно трудная и запутанная, так как в ней имеются разные налоги, отчисления, акцизы и сборы, которые, практически, не различаются. Хотя такая масса платежей приводит к тому, что бухгалтерия организаций чаще всего ошибается при отчислениях налогов, в результате организация оплачивает пени за неуплату налогов в срок.
2. Вторым является достаточно высокая налоговая нагрузка. Здесь виднеется преимущество фискальных интересов государства над другими. На сегодняшний день ставки налогов устанавливаются без достаточного экономического анализа их влияния на производство, а также на стимулирование инвестиций и т.д.
3. Третий недостаток включает в себя нестабильность законодательства. . Здесь недостаточная точность и ясность нормативных документов, и достаточно частые внесения изменений налогового законодательства усложняют работу налоговых служб и делают бесправным налогоплательщиков.
4. Последним недостатком является налоговая отчетность предпринимателей. Создавшаяся ситуация повышает расходы предпринимателей на обеспечение налоговой отчетности и учета, так как стоимость такого рода услуг так же повышается[3, стр.237].
Также поводами для возмущения предпринимателей стало:
1) Введенная обязанность организаций, использующих упрощённую систему налогообложения (УСН) или единый налог на вменённый доход (ЕНВД), выплачивать налог на имущество в отношении недвижимости, облагаемой налогом, исходя из кадастровой стоимости. Сначала они были отстранены от уплаты налога на имущество организаций. Изменения были внесены в ст. 346.11 НК РФ, для плательщиков УСН вступили в силу с 1 января 2015 года, а для ЕНВД - еще в третьем квартале 2014 года (Федеральный закон от 2 апреля 2014 г. № 52-ФЗ).
2) В городах федерального значения для организаций и индивидуальных предпринимателей был внесен торговый сбор (Федеральный закон от 29 ноября 2014 г. № 382-ФЗ). Он затрагивает торговли через объекты стационарной торговой сети, как не имеющие торговых залов (кроме автозаправок), так и имеющие торговые залы, торговли через объекты нестационарной и стационарной торговой сети, торговли путем отпуска товаров со склад [4, стр.25 - 26].
Собственно поэтому имеется острая необходимость реформирования процесса и комплекса элементов налогообложения малого бизнеса, состоящее в следующем:
1. Совершенствуется налоговое законодательство с целью его упрощения, придания налоговым законам наибольшей прозрачности, а также расширения базы налогообложения и снижения налоговых ставок;
2. Объединяют налоги, обладающие подобными налоговыми базами;
3. Устраняются противоречия налогового и гражданского законодательства;
4. Применяются новые способы уплаты налогов, в том числе модернизация автоматизированных аппаратов, электронных личных кабинетов в сети интернет;
5. Устанавливаются налоговые каникулы. Регионы, при этом, могут оказывать налоговые каникулы на два года в виде нулевой ставки для новичков, зарегистрировавшие ИП, перешедших в течение двух лет со дня регистрации на упрощённую систему налогообложения или патентную систему налогообложения [1, стр.41 - 43].
Таким образом, исходя из вышесказанного, следует сделать вывод о том, что необходимо проводить реформы в области налогообложения субъектов малого бизнеса, так как удобство, грамотность и простота уплаты налога являются ключевым моментом в повышении мотивации к развитию малого бизнеса.
Библиографический список
1. Краснова О.И. Совершенствование системы налогообложения субъектов малого бизнеса / О.И. Краснова // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. - 2016. - № 1 (68). - С. 3943.
2. Кукреш К.В. Основные направления совершенствования системы налогообложения субъектов малого предпринимательства / К.В.Кукреш, Левкина Е.В. // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2015. - № 8-5. - С. 933-936
3. Сарычева О.А. Проблемы и пути совершенствования налогообложения малого бизнеса / О.А. Сарычева,
A.В. Плахов// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2015. - № 2 (7). - С. 236-238.
4. Серегин В.Н. цифры и факты: налоговые поступления в бюджет выросли / В.Н. Серегин // Деловая среда. -2015. - № 2. - С. 25 - 26.
5. Чентемерова В.А. Статистический анализ налогообложения малого предпринимательства России /
B.А. Чентемерова // Вятская государственная сельскохозяйственная академия. - 2016. - C. 53-56.
УМБЕТОВА АМИНА ЕРЖАНОВНА - студент, Оренбургский государственный аграрный университет, Россия.
ФАДЕЕВА АЛИНА АНДРЕЕВНА - студент, Оренбургский государственный аграрный университет, Россия.
ХАМЕТОВА АЛЬФИЯ РАШИДОВНА - кандидат экономических наук, доцент, Оренбургский государственный аграрный университет, Россия.