ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА: РФ И МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ
12 3
Черноусова К.С. , Глотова А.В. , Русакова А.Э. Email: [email protected]
Черноусова Ксения Сергеевна - кандидат экономических наук, доцент, кафедра налогов и налогообложения; 2Глотова Ангелина Витальевна - студент; 3Русакова Анастасия Эдуардовна - студент,
кафедра мировой экономики, институт национальной и мировой экономики Самарский государственный экономический университет, г. Самара
Аннотация: в статье рассматривается налогообложение малого и среднего бизнеса в РФ и в зарубежных странах как одна из причин изменения доли малых и средних предприятий в экономике разных государств. В работе выделяются основные критерии отнесения предприятий к малому и среднему предпринимательству, а также проводится сравнительный анализ выбранных критериев среди РФ и других стран. Также данное исследование затрагивает анализ режимов налогообложения в Российской Федерации, другие налоговые льготы и послабления как в России, так и в зарубежных государствах.
Ключевые слова: налог, индивидуальный предприниматель, микропредприятие, малое предприятие, среднее предприятие, система налогообложения.
TAXATION OF SMALL AND MEDIUM BUSINESSES: RF AND INTERNATIONAL EXPERIENCE
1 2 3
Chernousova K.S. , Glotova A.V. , Rusakova A.E.
1Chernousova Ksenia Sergeevna - PhD in Economics, Associate Professor, DEPARTMENT OF TAXES AND TAXATION; 2Glotova Angelina Vitalievna - Student; 3Rusakova Anastasia Eduardovna - Student, DEPARTMENT OF WORLD ECONOMY, INSTITUTE OF NATIONAL AND WORLD ECONOMY SAMARA STATE UNIVERSITY OF ECONOMICS, SAMARA
Abstract: the article examines the taxation of small and medium-sized businesses in the Russian Federation and in foreign countries, as one of the reasons for the change in the share of small and medium-sized enterprises in the economy of different states. The work highlights the main criteria for classifying enterprises as small and medium-sized businesses, and provides a comparative analysis of the selected criteria among the Russian Federation and other countries. This study also touches on the analysis of taxation regimes in the Russian Federation, other tax benefits and exemptions both in Russia and in foreign countries.
Keywords: tax, individual entrepreneur, micro-enterprise, small enterprise, medium-sized enterprise, taxation system.
УДК 336.225.3 DOI: 10.24411/2312-8089-2021-10906
Функционирование малого и среднего бизнеса является основным направлением развития рыночной экономики по всему миру. Малое и среднее предпринимательство, в настоящее время, оказывает положительное влияние на разнообразие и наполнение рынка товарами и услугами, образование и предоставление новых рабочих мест, что приводит к увеличению экономических показателей государства, повышению конкуренции как на рынке товаров и услуг, так и на рынке трудовых ресурсов и, следовательно, к улучшению качества жизни населения.
Доля малого и среднего предпринимательства в экономике России и других стран имеет значительные различия. Так, например, на 2018 год в Латвии доля малого и среднего бизнеса в ВВП составляла 71,1%, в Австрии - 68,4%, в Италии - 66,9%, во Франции - 55,8%, в Великобритании 47,7%, в США - 44%, а в России - всего лишь 20,2% [1, с. 13].
Данную дифференциацию показателей можно объяснить следующими факторами:
- различия количественных показателей для отнесения субъектов к малому или среднему бизнесу в России и в зарубежных странах;
- отраслевая принадлежность экономики государства;
- уровень развития экономики;
- налогообложение малого и среднего предпринимательства.
Основными недостатками Российской налоговой системы являются нестабильная налоговая политика, высокое налоговое бремя для налогоплательщиков, уклонение от уплаты налогов юридическими лицами, низкий уровень собираемости налогов и сборов, сводится к минимуму предоставление налоговых льгот. [2]
Говоря о критериях отнесения предприятия к субъектам малого или среднего бизнеса, стоит отметить, что в каждом отдельном государстве они различны. В России среднесписочная численность рабочих за год не должна превышать 100 человек в малом и 250 человек в среднем предпринимательстве, доход от реализации -не более 800 млн руб. В свою очередь, в Великобритании данные показатели соответствуют 50 чел. и 3 млн фунт. Для более полного отражения разницы в количественных показателях разных стран, воспользуемся таблицей 1 [3]:
Таблица 1. Критерии отнесения предприятия к малому и среднему бизнесу
Государство Размер предприятия Среднегодовая списочная численность работников (чел.) годовой доход от реализации товаров и услуг
Россия ИП Микропредприятие Малое предприятие Среднее предприятие 1 от 2 до 15 от 16 до 100 от 101 до 250 до 20 млн руб. до 59 млн руб. до 400 млн руб. до 1 млрд руб.
Страны Европейского союза Микропредприятие Малое предприятие Среднее предприятие до 10 от 11 до 50 от 51 до 250 до 2 млн евро до 10 млн евро до 50 млн евро
США Микропредприятие Малое предприятие Среднее предприятие до 20 от 21 до 100 от 101 до 500 до 3,5 млн долл. до 5 млн долл. до 14 млн долл.
Исходя из таблицы 1, следует отметить, что показатели среднегодового списочного числа работников в вышеуказанных странах имеют незначительные различия, однако показатели годового дохода отличаются значительно: так среднее предприятия в странах Европы должно иметь доход, который не должен превышать до 50 млн евро (~ 4,5 млрд руб.), в свою очередь в США и России данный показатель не превышает 1 млрд руб.
Таким образом, становится ясна одна из причин разницы доли малых и средних предприятий в объеме экономики в разных странах: в Европейском союзе существует довольно высокий порог годового дохода предприятия по сравнению с Россией и США, поэтому многие хозяйствующие субъекты попадают в группу малых и средних предприятий.
В вопросе отраслевой экономики государства стоит также отметить, что Европейские страны в основном специализируются в сельском хозяйстве и фермерстве, которое не предусматривает крупномасштабного производства. В России и США сильно развита нефтяная и газовая промышленность, которая имеет крупномасштабное производство и практически не встречается в малом и среднем бизнесе.
Важным фактором развития малого и среднего бизнеса в стране является система налогообложения данных предприятий. В Российской Федерации существует 5 режимов налогообложения - общий и 4 специальных режима. Данные об этих режимах представлены в таблице 2 [4]:
В США система налогообложения предприятий основана на ставке корпоративного налога - 34%, при условии, что годовой доход превышает 75 тыс. долл. Однако, существуют более низкие налоговые ставки, которыми пользуются малые и средние предприятия:
- если годовой доход ниже 50 тыс. долл., то ставка налога составляет 15%;
- если доход находится в диапазоне от 50 до 75 тыс. долл., то - 25%.
В США активно развивается государственная поддержка малого и среднего бизнеса. Система лицензирования позволяет предпринимателю покупкой лицензии заменить налоги и сборы, которая даёт право заниматься определенной хозяйственной деятельностью. Также, правительство США примерно 90% кредитов, выданных малому бизнесу, что является отличным стимулом к расширению производства, что положительно отражается на ВВП страны. [5]
Во многих странах Европы представители малого бизнеса полностью освобождены от уплаты налогов в первый год своего существования. Также огромные меры поддержки оказываются предприятиям, оказавшимся в кризисных условиях:
1. снижение налоговых ставок на основные налоги;
2. налоговые каникулы (например, по налогу на прибыль);
3. освобождение предприятия от уплаты НДС при невысоком годовом доходе;
4. снижение налоговых ставок по разным видам социальных налогов;
5. создание специальных налоговых режимов и др. [3].
Система налогообложения Лица, которые могут ее использовать Суть налогового режима
Общая система налогообложения (ОСН) Все ИП и юридические лица после государственной регистрации оказываются на ОСН взимаются: НДФЛ(ИП)-13%/ налог на прибыль организации (юридические лица) -15%, НДС - 20%, налог на имущество
патентная система налогообложения (ПСН)* ИП с количеством наемных работников, не превышающим 15 человек ИП имеет право приобрести патент на определенный вид деятельности. Стоимость патента рассчитывается без учета реально полученного дохода, однако налог на ПНС рассчитывается, основываясь на потенциально возможную величину дохода.
упрощенная система налогообложения(УНС) ИП и юридические лица со среднегодовой списочной численность работников менее 130 человек и годовым доходом - менее 200 млн руб. вводиться единый налог взамен основным налогам ОСН. К взысканию не подлежит: НДС, НДФЛ, налог на прибыль, налог на имущество.
единый сельскохозяйственный налог(ЕСХН) ИП, доходом которых более чем на 70% состоит из дохода от реализации сельскохозяйственной деятельности единым сельскохозяйственным налогом заменяются НДФЛ, налог на прибыль и налог на имущество. При определенных условиях (величина годового дохода и т.д.) есть возможность избежать уплаты НДС
налог на профессиональный доход самозанятые лица и ИП без наемных работников, годовой доход которых не превышает 2,5 млн руб- весь доход облагается налогом по ставке:4% с дохода самозанятых лиц, 6% с дохода ИП. Финансовая отчетность ведется в личном кабинете налогоплательщика. Налог ежемесячно рассчитывается ИФНС.
Таким образом, основным отличием налогообложения малого и среднего бизнеса за рубежом является высокий уровень развития налоговых мер и способов поддержки организаций, что не свойственно Российской системе налогообложения. Поэтому доля малых и средних предприятий в экономике Российской Федерации настолько отличается от доли аналогичных физических и юридических лиц в экономиках зарубежных стран. Одна лишь специальная система налогообложения не может обеспечить защиту и поддержку малых и средних предприятий, которых в Российской Федерации лишь 20% от всего ВВП страны.
Для развития малого бизнеса в России необходимо установить более развернутые льготы и послабления, как в плане налогов, так и в других обязательствах перед государством. Как показала практика, введение налоговых каникул для малых и средних предприятий на территории РФ в период коронавирусной инфекции помогло многим мелким фирмам не разориться и остаться на рынке. Дальнейшее сохранение данной льготы поможет новым ИП и юридическим лицам войти и прочно укрепиться на рынке в начале своей деятельности.
Подводя к итогу данное исследование, можно сделать вывод об необходимости реформирования как налогообложения малых и средних организаций, так и Российской системы налогообложения в целом.
Список литературы /References
1. ООО «РАЭКС-Аналитика», Финансирование малого и среднего бизнеса в 2019 году и в I полугодии 2020 года// аналитические материалы. [Электронный ресурс], 2020. Режим доступа: https://raex-a.ru/ffles/attachment/FRB-2020_Analytica_Block_Web.pdf/ (дата обращения: 10.02.2021).
2. Махмудов Т.Г., Черноусова К.С., Проблемы современной налоговой системы российской федерации и способы ее совершенствования // Известия института систем управления СГЭУ, 2019. № 1 (19). С. 130-132.
3. Хутова Л.А., Амадаев А.А., Багаева А.И. Налогообложение малого предпринимательства в России и за рубежом// Вестник Академии знаний, 2019. № 35(6). С. 307-311.
4. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 23.11.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2021) // НК РФ. Статья 18. Специальные налоговые режимы. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671/ (дата обращения: 10.02.2021).
5. Нароян А.А. Налогообложение малого и среднего бизнеса в России и США // Студенческий научный форум - 2016: межд. конф. (Москва, 15 февраля - 16 марта 2016). [Электронный ресурс], 2016, Режим доступа: https://scienceforum.ru/2016/article/2016026750/ (дата обращения: 10.02.2021).