Налогообложение имущества и перспективы введения налога на недвижимость в России
Н.А. Гаврилова
заместитель начальника отдела имущественных и прочих налогов Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов Российской Федерации (г. Москва)
Надежда Алексеевна Гаврилова, [email protected]
Реформирование имущественного налогообложения организаций и физических лиц предусматривает включение в налоговую систему Российской Федерации местного налога на недвижимость.
За последние десятилетия в России приняты ряд основополагающих законов, одним из приоритетных элементов которых является право собственности на имущество, находящееся в пользовании юридических и физических лиц, а именно Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре объектов недвижимого имущества», Земельный кодекс Российской Федерации, Градостроительный кодекс Российской Федерации и другие.
В соответствии с законодательством
о налогах и сборах на территории России взимаются налог на имущество организаций, налог на имущество физических лиц и земельный налог.
С 1992 года на территории нашей страны действует Закон Российской Федерации от 9 декабря 1991 года № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц». В Налоговый кодекс Российской Федерации введены глава 30 «Налог на имущество организаций» и глава 31 «Земельный налог». В соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах субъекты Российской Федерации и муниципальные образования в рамках своих полномочий приняли соответствующие нормативные правовые акты.
Основные направления налоговой политики в Российской Федерации указаны в подготавливаемом в соответствии со статьей 170 Бюджетного кодекса Российской Федерации ежегодном Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, в том числе по вопросам совершенствования налогообложения имущества, принадлежащего физическим и юридическим лицам,
В Основных направлениях налоговой политики Бюджетного послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации о бюджетной политике на 2009-2013 годы указано на необходимость «принятия главы Налогового кодекса Российской Федерации, регулирующей взимание налога на жилую недвижимость граждан, исчисляемого от рыночной цены объекта недвижимости, предусмотрев при этом такую систему вычетов, чтобы налоговое бремя в отношении малообеспеченных граждан осталось на существующем уровне».
Процесс реформирования имущественных налогов впервые был предусмотрен Программой социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002-2004 годы). В Программе, в частности, указывалось, что приоритетным направлением должно быть реформирование системы платежей за землю и иную недвижимость, следствием которого должна стать реализация принципа единства земельных участков и прочно связанных с ним объектов недвижимости. При этом государственная политика по
стимулированию эффективного использования земли и иной недвижимости должна быть направлена на создание государственного кадастра объектов недвижимости как единой системы государственного учета недвижимости на основе автоматизированных технологий и обеспечение публичности его сведений.
Важно, что переход на налог на недвижимость организаций и физических лиц позволит следующее:
• сократить количество имущественных налогов (земельный налог, налог на имущество организаций и налог на имущество физических лиц);
• установить в качестве налоговой базы единую стоимостную оценку объекта недвижимого имущества (рыночную оценку);
• вывести из налогообложения активную часть основных средств для организаций (машины, оборудование, транспортные средства, крупный инвентарь и т. п.);
• сократить расходы на администрирование.
Переход на налог на недвижимость является важным шагом и с точки зрения гармонизации общих правил налогообложения имущества, применяемых в различных международных налоговых системах. Как правило, международное налоговое законодательство предусматривает налогообложение именно недвижимого имущества. В каждой стране разработана своя система регулирования отношений, возникающих в налогообложении объектов недвижимости. Можно выделить главные элементы, присущие практически всем странам.
Региональные и муниципальные власти играют решающую роль в вопросах землепользования на всех уровнях управления регионом. Они регулярно проводят комплексную оценку земель и иных объектов недвижимого имущества (зданий, сооружений). При этом налоги на недвижимость основаны на фактической рыночной стоимости объектов недвижимости.
В России при построении основ налоговой системы также предусматривалось, что имущественные налоги, объектом налогоо-
бложения которых признаются земельные участки и имущество физических и юридических лиц, должны быть отнесены к ведению региональных и местных органов власти и, соответственно, являться одним из существенных источников формирования доходной базы региональных и местных бюджетов.
Практика применения с 1991 года имущественных налогов, к которым отнесены налог на имущество организаций, налог на имущество физических лиц и земельный налог, показала неэффективность установленной системы налогообложения и выявила ряд серьезных проблем, к которым в первую очередь можно отнести широкое определение объекта налогообложения, приведшее к сдерживанию развития организаций производственной сферы (прежде всего имеющих длительный технологический цикл производства или большие нормативные запасы имущества), а также широкий перечень федеральных налоговых льгот, приведший к неравномерному распределению налоговой нагрузки и переложению налогового бремени на законопослушных налогоплательщиков. Налогообложение земель и имущества по инвентаризационной и балансовой стоимостям также неэффективно, поскольку расходы на администрирование имущественных налогов высоки. Эти проблемы частично решались путем внесения изменений в законодательство о налогах и сборах.
Основы земельного законодательства базируются на принципах, установленных статьей 1 Земельного кодекса Российской Федерации. Особо следует выделить следующие принципы:
• единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов;
• платность использования земли;
• деление земель по целевому назначению на категории в соответствии с зонированием территорий;
• разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований.
Важно, что при регулировании земельных отношений применяется принцип разграничения действия норм гражданского законодательства и норм земельного законодательства в части регулирования отношений по использованию земель, а также принцип государственного регулирования приватизации земли.
Отметим, что одним из приоритетных элементов земельной реформы в рыночной экономике являются права собственности на землю. В связи с этим в соответствии с нормами гражданского законодательства был принят Федеральный закон от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Введение земельным законодательством такого элемента, как платность землепользования, послужило основанием для введения платежей за пользование землей, в том числе с 2005 года в Налоговый кодекс Российской Федерации введена глава 31 «Земельный налог», в соответствии с которой налогообложение земельных участков, принадлежащих гражданам и организациям на соответствующих правах, осуществляется по кадастровой оценке земель, доводимой до сведения правообладателей земельных участков. Правительством Российской Федерации принято постановление от 7 февраля 2008 года № 52 «О порядке доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков». В настоящее время Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель регулируется постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года № 316 «Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель».
В рамках утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2005 года № 560 подпрограммы «Создание системы кадастра недвижимости (2006-201 1 годы)» Федеральной целевой программы «Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости (2002-2007 годы)» было начато формирование када-
стра недвижимости как единой учетной системы, содержащей сведения о земельных участках и расположенных на них объектах недвижимости, в том числе вновь сформированных единых объектах недвижимости.
Модельным налоговым кодексом для государств - участников СНГ (Специальная часть. Глава 6 «Налог на имущество» и Глава 7 «Земельный налог»), принятым на двадцать восьмом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ (постановление от 31 мая 2007 года № 28-9), предусматривается налогообложение земельных участков и недвижимого имущества, под которым понимаются здания, сооружения, дома, квартиры, гаражи и другие объекты, прочно связанные с землей, перемещение которых невозможно без несоразмерного ущерба их назначению. Отнесение объектов к имуществу производится в соответствии с пунктом 2 статьи 13 Общей части Модельного кодекса.
С 1 марта 2008 года вступил в силу Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - закон № 221-ФЗ), который регулирует отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности, и создает условия для введения налога на недвижимость. Государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении территориальных границ (в том числе субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, населенных пунктов, территориальных зон и т. п.) и иных сведений об объектах недвижимости. Кадастровый учет осуществляется в отношении земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства (п. 5 ст. 1 Закона № 221-ФЗ). Статьей 4 Закона № 221-ФЗ определено, что ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется на основе принципов единства технологии его ведения на всей территории Российской Федерации,
обеспечения общедоступности и непрерывности актуализации содержащихся в нем сведений, сопоставимости кадастровых сведений со сведениями, содержащимися в других государственных информационных ресурсах. Ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется на бумажных и (или) электронных носителях. Государственный кадастр недвижимости на электронных носителях является частью единой федеральной информационной системы, объединяющей государственный кадастр недвижимости и Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Состав сведений государственного кадастра недвижимости об объектах недвижимости определен статьей 7 Закона № 221-ФЗ. В частности, государственный кадастр недвижимости содержит сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, в том числе земельного участка, а именно:
• вид земельного участка;
• кадастровый номер земельного участка;
• дата внесения кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости;
• описание местоположения границ и площадь земельного участка.
Важно, что составной частью государственного кадастра недвижимости являются не только физические и технические характеристики объектов недвижимости, но и сведения о вещных правах на объекты недвижимости и обладателях этих прав в объеме сведений, которые содержатся в настоящее время в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В целях реализации Закона № 221-ФЗ постановлением от 18 августа 2008 года № 618 Правительство Российской Федерации утвердило Положение об информационном взаимодействии при ведении государственного кадастра недвижимости, которым в целях государственного управления и налогообложения устанавливаются правила обмена информацией об объектах недвижимости и их правообладателях между органами государственной власти, в том
числе налоговыми органами, органами по ведению кадастра недвижимости, органами местного самоуправления и другими уполномоченными организациями.
Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2008 года № 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» функции по выработке и реализации государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета и кадастровой деятельности находятся в ведении Министерства экономического развития Российской Федерации (далее - Минэкономразвития России).
Для решения названных задач Указом Президента Российской Федерации от 25 декабря 2008 года № 1847 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии» функции Федеральной регистрационной службы, Федерального агентства кадастра объектов недвижимости и Федерального агентства геодезии и картографии переданы Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, созданной при Минэкономразвития России. Новая структура начала свою деятельность с 1 марта 2009 года. В числе ее задач - формирование единой системы кадастровой регистрации объектов недвижимости и прав на них.
Все это создаст необходимые условия для перехода к налогу на недвижимость в России. Конкретные сроки введения налога на недвижимость будут определяться по результатам проведения работ по формированию государственного кадастра объектов недвижимости и их кадастровой оценке. Предусматривается, что налог на недвижимость будет вводиться по мере готовности регионов к введению этого налога. На территориях субъектов Российской Федерации или муниципальных образований до введения налога на недвижимость будут взиматься действующие имущественные налоги, то есть налог на имущество организаций, земельный налог и налог на имущество физических лиц.
В связи с этим необходимо обратить внимание на то, что Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации ранее рассматривался и был принят в первом чтении проект федерального закона от 10 июня 2004 года № 51763-4 «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации», в соответствии с которым Налоговый кодекс Российской Федерации должен дополниться главой «Местный налог на недвижимость». Однако дальнейшее рассмотрение этого законопроекта было приостановлено, поскольку прежде необходимо было решить задачу взаимодействия и четкой координации деятельности многочисленных государственных органов и организаций по ведению кадастров, реестров и иных информационных ресурсов в сфере недвижимости, оценке, а также по обмену информацией об объектах недвижимости и их правообладателях в целях ведения фискального реестра и налогообложения недвижимости, то есть земли и имущественных объектов, прочно связанных с землей.
Правительство Российской Федерации, в целом поддержав указанный законопроект (см. заключение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2004 года № 3189п-П13) исходило из того, что он направлен на обеспечение реализации реформы налогообложения недвижимости в масштабах Российской Федерации путем постепенного, по мере готовности, введения местного налога на недвижимость решениями представительных органов муниципальных образований, а также на создание определенных налоговых условий для формирования рынка доступного жилья и увеличение доходной базы местных бюджетов.
Кроме того, как показали итоги проведенного в 1997-2005 годах эксперимента по налогообложению недвижимости в городах Великом Новгороде и Твери в рамках Федерального закона 20 июля 1997 года № 110-ФЗ «О проведении эксперимента по налогообложению недвижимости в городах Великом Новгороде и Твери», введение на-
лога на недвижимость требует проведения значительной по объему и срокам подготовительной работы на местном уровне, а также решения ряда проблем на федеральном уровне. К ним прежде всего следует отнести:
• создание единого кадастра объектов недвижимости;
• учет всех объектов недвижимости в кадастре;
• разработку методики оценки объектов недвижимого имущества для целей налогообложения;
• определение механизма обжалования результатов оценки;
• проведение оценки объектов недвижимости;
• обеспечение взаимодействия по обмену сведениями об объектах недвижимости между налоговыми органами, органами, осуществляющими кадастровый учет недвижимого имущества, органами, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и исполнительными органами субъектов Российской Федерации и местного самоуправления;
• завершение работ, связанных с реализацией положений земельного законодательства, в том числе в части оформления прав на землю, и другие проблемы.
В Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации находится на рассмотрении проект федерального закона от 20 июня 2007 года № 445126-4 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и другие законодательные акты Российской Федерации», разработанный для законодательного урегулирования вопросов оценки объектов недвижимости для целей налогообложения, которым устанавливаются общие принципы проведения кадастровой оценки объектов недвижимости и определяется порядок утверждения результатов кадастровой оценки объектов недвижимости. Законопроект в целом поддержан Правительством Российской Федерации (см. официальный отзыв Правитель-
ства Российской Федерации от 6 мая 2008 года № 2004п-П13). Принятие этого законопроекта также будет способствовать ускорению введения налога на недвижимость как для физических, так и юридических лиц.
В целях реализации задачи по переходу к налогу на недвижимость предусматривается подготовка проекта поправок Правительства Российской Федерации к проекту федерального закона № 51763-4 «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации». Проект федерального закона будет подготовлен Министерством финансов Российской Федерации совместно с Министерством экономического развития Российской Федерации и Министерством юстиции Российской Федерации и внесен в Правительство Российской Федерации ориентировочно в 2012 году для последующего направления в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации. Своевременность принятия указанного проекта федерального закона полностью зависит от реализации в установленные сроки этапов, предусмотренных Законом № 221-ФЗ.
Важной составляющей государственного кадастра недвижимости являются сведения
0 кадастровой стоимости объекта недвижимости на дату утверждения результатов определения такой стоимости, категории земель, к которой отнесен земельный участок, его разрешенном использовании и другие сведения, которые учитываются для целей налогообложения.
Ранее учтенные в государственном земельном кадастре земельные участки до дня вступления в силу Закона № 221-ФЗ или в переходный период его применения с учетом особенностей, установленных статьей 43 этого закона, с 1 марта 2008 года до
1 января 2012 признаются юридически действительным и считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с этим законом (ст. 45 Закона № 221-ФЗ). При этом земельные участки, государственный кадастровый учет которых не осуществлен, но права собственности на которые зарегистрированы и не прекращены и которым ор-
ганом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, присвоены условные номера в порядке, установленном Законом № 122-ФЗ, также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Ответственным исполнителем основных мероприятий по реализации Закона № 221-ФЗ являются Минэкономразвития России и его территориальные органы.
Подготовка проекта поправок в проект федерального закона № 51763-4 осуществляется с учетом положений Жилищного кодекса Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации и Земельного кодекса Российской Федерации, а также положений Закона № 221-ФЗ с учетом внесенных изменений.
Принимая во внимание, что в соответствии с Законом № 221-ФЗ в состав сведений государственного кадастра недвижимости включаются сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, а также, то, что проектом федерального закона № 445126-4 вводится понятие кадастровой стоимости объекта недвижимости и устанавливаются общие принципы проведения кадастровой оценки объектов недвижимости, проектом поправок в качестве налоговой базы для исчисления налога на недвижимое имущество определена кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества.
По результатам выполнения работ, связанных с разработкой нормативных правовых актов, направленных на реализацию положений Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», и работ по массовой оценке объектов недвижимости в отдельных регионах будут проведен мониторинг планируемых изменений (анализ последствий) и рассмотрен вопрос об определении размера налоговой ставки и налоговых вычетов, применение которых при исчислении налога на недвижимое имущество не должно привести к увеличению налогового бремени для малообеспеченных граждан.
Формирование кадастра недвижимости во всех субъектах Российской Федерации должно быть завершено к 2012 году.
Бюджетный федерализм в Российской Федерации должен развиваться таким образом, чтобы при переходе на налогообложение недвижимости действующим имущественным налогам был придан статус местного налога. Повышению эффективности взимания налога на недвижимость с имущества организаций способствовало бы установление и его введение не законами субъектов Российской Федерации, а нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления на территориях соответствующих муниципальных образований, поскольку местные органы власти в большей мере способны обеспечить рост налоговой базы по этому налогу. Дополнительным аргументом в пользу придания налогу на недвижимость организаций статуса местного налога является то, что это позволит увеличить налоговые доходы местных бюджетов и, следовательно, расширить полномочия органов местного самоуправления по выполнению обязательств социально-экономического развития муниципальных образований.
Важным шагом должно стать введение в Налоговый кодекс Российской Федерации главы о налоге на недвижимость физических лиц. В настоящее время расходы государства по администрированию этого налога (в частности, по рассылке физическим лицам налоговых уведомлений) сопоставимы с суммами налога, поступающими в местные бюджеты. При этом наблюдается значительная дифференциация в суммах налога даже на однотипное жилье, поскольку за налоговую базу по объектам недвижимого имущества принимается их инвентаризационная стоимость, которая определяется органами технической инвентаризации и в большинстве случаев не соответствует реальной стоимости такого имущества. Кроме того, перечень налоговых льгот, установленный на федеральном уровне, существенно сужает налоговую базу.
В новом налоге на недвижимость физических лиц объектом налогообложения должны стать принадлежащие физическим лицам объекты недвижимости, в частности жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения. Нало-
говая база должна определяться как стоимость такого имущества, рассчитанная по специальной методике и максимально приближенная к его рыночной стоимости. Это позволит снизить предельную ставку налога до 0,1 процента. Предполагается также установить достаточно высокий налоговый вычет с тем, чтобы минимизировать налоги, взимаемые с малообеспеченных слоев населения, владеющих недорогим жильем.
В первые годы такая конструкция налога не столько увеличит налоговые доходы территорий, сколько перераспределит налоговую нагрузку с малообеспеченных граждан на владельцев дорогой недвижимости. Поскольку этот налог является местным, перечень налоговых льгот, устанавливаемых Налоговым кодексом Российской Федерации, должен быть минимальным, а основные полномочия по установлению налоговых ставок и предоставлению налоговых льгот будут переданы органам местного самоуправления.
Кроме того, следует рассмотреть предложения, предусматривающие введение регионального и местного налогов на недвижимость в качестве самостоятельных налогов. При этом объектом налогообложения для местного налога могут быть приняты объекты жилищного фонда, гаражи и земельные участки, на которых расположены эти объекты недвижимости. Объектом налогообложения для регионального налога может быть принята недвижимость нежилого назначения, а также земельные участки, на которых расположены такие объекты, либо участки, предоставленные для строительства таких объектов. Налогоплательщиками каждого из этих налогов могут быть как юридические, так и физические лица.
Несомненно, с позиции обеспечения перехода к местному налогу на недвижимость наиболее сложным является вопрос определения налоговой базы по рассматриваемому налогу. Решение этого вопроса связано с принятием целого ряда документов, в частности:
• Порядок проведения кадастровой оценки недвижимости для целей налогообложения;
• Порядок формирования сведений об объектах недвижимости для целей их оценки;
• Методика кадастровой оценки недвижимости;
• Порядок и методика проверки результатов оценки недвижимости;
• Порядок досудебного урегулирования споров о результатах оценки недвижимости;
• Порядок утверждения результатов оценки недвижимости;
• Порядок внесения результатов оценки недвижимости в кадастр недвижимости.
Без решения указанных вопросов введение местного налога на недвижимость не представляется возможным.
Заметим, что налоговая база, которой будет признаваться кадастровая стоимость объекта недвижимости, - это всего лишь один из элементов налогообложения. Налоговой базой может признаваться любая оценка - инвентаризационная, балансовая, рыночная, кадастровая, однако сумма налога на недвижимость в большей степени зависит от ставки налога, применяемой к налоговой базе.
Учитывая, что для граждан, являющихся собственниками недвижимости, предусматриваются значительные налоговые преференции (вычеты из налоговой базы), в том числе в отношении всех зарегистрированных на жилой площади граждан, не являющихся собственниками, можно сказать, что введение налога на недвижимость не станет обременительным для большинства граждан.
Сроки введения местного налога на недвижимость напрямую зависят от сроков завершения формирования государственного кадастра недвижимости и определения налоговой базы. Актуальным также остается вопрос о завершении процесса формирования и регистрации прав на единый объект недвижимости, то есть земельный участок и связанный с ним объект не-
движимости (здание, сооружение, жилые и нежилые помещения, общее имущество в многоквартирном доме и т. п.).
ЛИТЕРАТУРА
1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) : Федеральный закон
2 от 5 августа 2000 года № 117-ФЗ : в редакции от 10 ноября 2010 года.
2. Земельный кодекс Российской Федерации : Федеральный закон от 25 октября 2001 года.
3. Модельный налоговый кодекс для государств - участников СНГ : принят на двадцать восьмом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ : постановление от 31 мая 2007 года № 28-9.
4. Бюджетное послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации о бюджетной политике на 2009-2013 годы.
5. Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002-2004 годы).
6. О государственном кадастре объектов недвижимого имущества : Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ.
7. О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии : Указ Президента Российской Федерации от 25 декабря 2008 года № 1847.
8. По проекту федерального закона «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации» : заключение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2004 года № 3189п-п13.
9. На проект федерального закона № 445126-4 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и другие законодательные акты Российской Федерации : официальный отзыв Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 года № 2004п-П13.