налоги в системе государственного
регулирования денежного хозяйства
т. ш. тиникашвили,
кандидат экономических наук, доцент Северо-Осетинского государственного университета
Функционирование рыночных отношений в россии выдвинуло на повестку дня ряд проблем научно-практического значения, находящихся в русле современной экономической науки и смежных с ней областей. В их числе много новых, но есть и такие, которые хорошо известны и достаточно исследованы, но в новых сложившихся условиях требуют переосмысления и дополнительной проработки. к таким, пожалуй, следует отнести и проблему использования налогов в качестве инструмента регулирования в современной российской экономике.
В общей системе государственного регулирования денежного хозяйства налогам принадлежит особое место. Будучи финансовой категорией, налоги обеспечивают образование централизованных фондов финансовых ресурсов, а их экономическое содержание раскрывается в присущих им функциях.
Влияние налогов на денежное хозяйство происходит не прямо, а опосредованно, осуществляется в ходе налогового регулирования и представляет собой систему особых мероприятий в области налогообложения, направленных на вмешательство государства в рыночную экономику в соответствии с принятой правительством концепцией экономического роста. реально в экономической жизни общества налоговое регулирование денежного хозяйства страны выступает (рис. 1):
• как воздействие государства через размер обязательного безвозмездного взноса в бюджеты всех уровней на величину государственных финансов;
• воздействие государства на финансовое состояние самих субъектов хозяйствования, их способности к расширенному воспроизводству, возможности инвестирования в другие сферы;
• замена одних способов или форм обложения другими;
• дифференциация налоговых ставок;
• изменение налоговых льгот скидок;
• изменение сфер распространения налогов;
• налоговое стимулирование спроса и предложения инвестиционного капитала;
• изменение налогов, влияющих на совокупный спрос и на совокупное предложение и др. таким образом, налоговое регулирование
денежного хозяйства — это встроенное в систему государственного регулирования звено, косвенным образом воздействующее через налоговый механизм на систему денежных отношений путем изъятия у хозяйствующего субъекта или у физического лица части его денежных средств (дохода), т. е. путем уменьшения возможностей его производительного и непроизводительного потребления, перераспределяя посредством этого национального дохода.
Отношения налогового регулирования возникают на всех уровнях хозяйствования и реализуют-
Рис. 1. налоговые методы регулирования денежного хозяйства
52
финансы и кредит
ся через обязательные денежные платежи, сопряженные с ответственностью получателя дохода. Благодаря этому данные отношения принимают императивную форму и в этом качестве являются элементом экономического механизма. Именно как элемент экономического механизма налоговое регулирование является инструментом воздействия государства на деятельность и результаты деятельности предприятий и сфер хозяйствования. Последнее осуществляется через опосредованное воздействие на экономическое поведение предприятий и населения и в ходе своего осуществления приводит в действие множество рычагов и стимулов, способствующих наиболее эффективному осуществлению деятельности. К числу таких стимулов можно отнести следующие:
• ограничение роста цен и тарифов;
• сдерживание темпов инфляции;
• рост объема инвестиций;
• собираемость налогов;
• формирование доходов предприятий;
• поддержание уровня бюджетного финансирования;
• реализация принципа экономической самостоятельности предприятий и др. Налоговое регулирование денежного хозяйства
осуществляется посредством налогового механизма, в котором заключены различные методы налогового регулирования, а именно: введение или отмена налогов, определение субъектов и объектов налогообложения, уточнение порядка формирования налоговой базы, снижение или повышение налоговых ставок, предоставление или отмена льгот, усиление или ослабление налоговых санкций, тем самым государство воздействует на экономику на макроэкономическом и микроэкономическом уровнях, исходя из общенациональных интересов и приоритетов социально-экономического развития (см. таблицу).
Налоговый механизм может выступать в качестве средства обеспечения расширения сферы денежного хозяйства, повышения финансовой устойчивости государства или, наоборот, фактора усиления угроз и рисков. Очевидно, это зависит от особенностей этапа экономического развития, характера проводимой государственной экономической политики.
Эффективность налогового механизма и регулирования в целом характеризуется количественными (долей налогов в ВВП, удельным весом различных налогов как в общей сумме налоговых поступлений, так и в ВВП, пропорциями распределения налогов между различными уровнями бюджетной системы) и качественными показателями (рост рентабельности производства и инвестиций, повышение благосостояния хозяйствующих субъектов и граждан, финансовая самодостаточность территорий (субъектов Федерации и муниципальных образований). Эффективность налоговой системы падает с количеством налогов и тяжестью налогообложения.
Понятие «налоговая нагрузка», на наш взгляд, должна включать комплексную характеристику таких показателей, как:
• перечень налогов и сборов;
• ставки налогов;
• налогооблагаемая база;
• механизм исчисления и взимания налогов;
• показатель налоговой нагрузки на предприятии. В нашей стране реальная налоговая нагрузка,
по оценкам разных экспертов, составляет 20-30 % ВВП, в то время как фактическая собираемость налогов лишь с 2000 г. вышла на максимально возможный уровень с 80-85 %-ной отметки, наблюдавшейся ранее (рис. 2).
Задача снижения налоговой нагрузки — одна из приоритетных при проведении налоговой реформы. Проблема ее тяжести волнует различных агентов хозяйственной деятельности:
Основное воздействие налогов на денежное хозяйство
Налоги Воздействие на денежное хозяйство
Прямые С позиции предложения: сокращает уровень чистой прибыли и увеличивает стоимость рабочей силы. Прямая зависимость: снижение налогов может вызвать понижение цен за счет роста объема производства. С позиции спроса: сокращают располагаемый доход и платежеспособный спрос. Обратная зависимость: снижение налогов может повлечь рост цен
Косвенные Напрямую влияют на цену товаров, работ, услуг, что требует повышение заработной платы и влечет дальнейший рост цен. НДПИ увеличивает цены на нефтепродукты, отдельные стройматериалы, влияет на рост тарифов естественных монополий
ЕСН С позиции предложения: увеличивает стоимость рабочей силы и является фактором роста инфляции. С позиции спроса: является фактором, сдерживающим инфляцию
Источник: Борисов О. И. Финансовые и налоговые методы регулирования инфляции: влияние на банковскую систему // Банковское дело, 2006, №7, с. 23.
1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005
I | иип ^Мняпптпио доходы консолидированного бюджета РФ
Источник'. Финансы России. 2004: Стат. сб. / Росстат — М, 2004, с. 28-31; Финансы России. 2006: Стат. сб. / Росстат — М, 2006, с. 22-25.
Рис. 2. Уровень налоговой нагрузки в РФ, %
• государство — как субъект управления хозяйственной деятельностью на своей территории и перераспределения доходов от нее (в виде налогов) в пользу прочих элементов государственной и социальной жизнедеятельности, с одной стороны, и как собственника, с другой;
• организации и предприятия — как объекты управляющего воздействия государства и субъекты собственно предпринимательской деятельности, обеспечивающие формирование источника предпринимательского дохода и соответственно налогооблагаемой базы;
• наемных работников — как участников предпринимательской деятельности, обеспечивающих для себя средства существования и развития, и являющихся участниками налогового процесса. Каждого из вышеперечисленных агентов вопросы налогообложения беспокоят со своей точки зрения, поэтому различны и потенциальные альтернативы по отношению к действующей налоговой системе. Государство сравнивает тяжесть налогового бремени, существующего в России, с налоговым бременем в других странах; население сравнивает доходность своего труда (оценку своих навыков, умений и интеллекта) с оценкой аналогичного труда в других компаниях или в условиях «теневой» занятости, или, в крайнем случае, — за рубежом.
В Японии и США, например, налоговая нагрузка составляет, по разным оценкам, до 30 % ВВП. Однако в федеральный бюджет США за счет налогообложения фонда оплаты труда и доходов физических лиц в 2000 г. составили 82,3 % всех поступлений, в 2001 г. — 84,9 %, в 2002 г. — 84,4 %, в 2003 г. — 82,1 %, в 2004 г. — 82,1 % [Анисимов С. А. Социально-экономические аспекты бюджетной политики // Финансы. 2005. № 11. С. 25]. В России же аналогичные поступления составляют
всего лишь 20 % доходов консолидированного бюджета ежегодно (рис. 3). конечно, сравнивать налоговую нагрузку без анализа сопутствующих факторов (например, социальные программы, функции государства и т. п.) очень сложно, однако структура налогов и ставки налогообложения указывают на нелегкое положение отечественного налогоплательщика.
Налоговая система, основанная на косвенном обложении, меньше всего, на наш взгляд, соответствует принципам справедливого обложения, поскольку он не увеличивает уровень доходов потребителей товаров и услуг, обложенных косвенным налогом. В условиях современной России НДС служит основным гарантом наполнения бюджета, поскольку платеж по нему производится задолго до реализации товара и даже в случае, если товар не будет реализован. При внешней видимости эффективности, НДС оказывает негативное влияние на конечные результаты всей экономики страны. И это очевидно — фактически уплата НДС (в масштабе экономики) производится за счет оборотных средств. Пока товар (или услуга) не продан конечному потребителю все движение его по технологической цепочке сопровождается НДС, что не только повышает цену товара, но и требует привлечения банковских кредитов, проценты за использование которыми частично также включаются в затраты производителя. Это «хороший» способ увеличения ВВП, но тем самым мы заведомо уменьшаем при-
□ Налог на доходы физических лиц
□ НДС
□ Акцизы
□ Платежи за пользование природными ресурсами
□ ЕСН
□ Прочие налоги и сборы
Источник. Российский статистический ежегодник. 2006. Стат. сб. / Росстат. М., 2006. — С. 613-614.
Рис. 3. Структура основных налогов в доходах консолидированного бюджета РФ за 1995-2005 гг.
80 -
60 -
40 -
20 -
быль производителей и сужаем 100 рынок сбыта — чем дороже товар, тем меньше покупателей, доход которых также зависит от работодателей [Муниципальные финансы: учебник / Под ред. д. э. н.., проф. М. Б. Сабанти. Владикавказ: ВИУ, 2005. С. 33].
Убедительным примером несоответствия российской налоговой системы потребностям экономики и назревшей необходимости ее реформирования стало увеличение масштабов уклонения от уплаты налогов. Растущий спрос на наличную денежную массу в течение длительного времени при сохранении ситуации значительного спада объемов производства свидетельствовал о нарастании отрыва базы формирования финансовых ресурсов государства от реального объема производства, а также о наличии большого сегмента рынка, не контролируемого государством (рис. 4).
Задолженность по налоговым платежам в бюджетную систему РФ за период с 1995 по 2005 г. постоянно растет и в среднем ежегодно составляет около 4,5 % к ВВП (рис. 5), что в свою очередь свидетельствует, во-первых, о повышении реальной налоговой нагрузки в экономике, и, во-вторых, о возможных путях увеличения доходных источников в бюджет. Неоднократно государством предпринимались попытки улучшить собираемость налогов, как посредством ужесточения налогового контроля, так и совершенствованием законодательства в целях ограничения возможностей использования схем ухода от налогов. Однако все эти меры давали лишь кратковременный результат.
К числу других пороков отечественной налоговой системы можно отнести следующие: • нестабильность налоговой
1 ВВП
] Налоговые доходы консолидированного бюджета
Денежная массса М2
1995 2000 2001 2002 2003 2004 2005
Источник: Российский статистический ежегодник. 2006: Стат. сб. / Росстат. М., 2006. С. 34, 613.
Рис. 4. Динамика денежной массы в обращении и налоговых доходов консолидированного бюджета РФ
эффект инфляционного налогообложения. В условиях инфляции капитал с длительным циклом оборота (фермерский, промышленный) несет дополнительную налоговую нагрузку; чрезмерно высокий уровень ЕСН; единая ставка налога надоходы физическихлиц. Во всем мире лица с более высокими доходами платят в бюджет более весомые налоги, а малообеспеченные слои населения от них освобождаются. С отменой прогрессивной шкалы подоходного налога оказался нарушен одни из важнейших принципов налогообложения — его справедливость; ярко выраженная регрессивность налогообложения (только низкооплачиваемые наемные работники платят подоходные и социальные налоги в полном объеме); перенос основного налогового бремени на производственные отрасли;
100
политики и налоговой системы;
уклонение от уплаты налогов юридическими лицами, вызванное в том числе отменой инвестиционной льготы; отсутствие стимулов для развития реального сектора экономики;
80 -60 -40 -20 -0
1,1
5,4
5,1
5,1
-+-
+
3,9
-F
3,1
4,1
1995
1998
1999
2000 1ВВП
2001
2002 2003 2004 Задолженность по налогам
2005
Источник: Российский статистический ежегодник. 2006: Стат. сб. /Росстат. М, 2006. С. 619-620.
Рис. 5. Задолженность по налоговым платежам в бюджетную систему РФ, % к ВВП
Это доказывает, что экономика находится в таком состоянии, когда повышение налогов приводит только к сокращению налогооблагаемой базы. Без коренного реформирования налоговой системы выход российской экономики на траекторию устойчивого роста затруднен.
На наш взгляд, в основу системы налогообложения могут быть положены отраслевые налоги, и налоговая система страны при этом может выглядеть следующим образом.
• Налоги в сельском хозяйстве. В основу налогообложения в сельском хозяйстве могут быть положены рентные платежи. Сельскохозяйственные предприятия всех типов должны платить налог в зависимости от площади земель с учетом кадастровой оценки. Учитывая значимость сельского хозяйства для жизнеобеспечения страны, ее затратность, сельскохозяйственные предприятия необходимо освободить от всех других налоговых платежей. За земли несельскохозяйственного назначения налог должен взиматься по аналогии с налогом на имущество, если земля приватизирована, или по другим основаниям, определяемым владельцем земли (федеральным, региональным или местным органом власти).
• Налоги в промышленности. Идеальным налогом переходного периода является промысловый налог, состоящий из лицензионного и уравнительного сборов. Такой налог обеспечивает равномерность поступления доходов в бюджет в течение года. Промышленные предприятия должны платить налог с имущества, куда включаются земля, основные фонды, транспорт. В случае, если будет осуществлен переход на нормируемые оборотные средства (что представляется целесообразным), запас которых будет создаваться за счет необлагаемой части прибыли, то норматив оборотных средств должен также облагаться этим налогом.
• Налог со строительных организаций логичнее всего построить по принципу обложения оборота. Незавершенное строительство в пределах нормативных сроков не должно быть объектом обложения.
• Налог в торговле необходимо взимать пропорционально размеру торговой наценки. Чем выше наценка, тем выше налог. За основу входной цены необходимо брать цены ведущих дистрибьюторов или оптовые цены товаропроизводителей.
• Население страны должно уплачивать три налога — на доходы, земельный налог и налог с
наследства. При совершении покупок недвижимости (включая автомобили, ювелирные и антикварные изделия свыше определенной суммы) в налоговые органы представляется налоговая декларация, с суммы покупок уплачивается налог на доход по действующим ставкам, если доход не был обложен налогом. Это относится и к индивидуальному строительству граждан. Особо следует подчеркнуть, что от налога должна быть освобождена вся сумма заработной платы, выплачиваемая из бюджета. Элементарная логика подсказывает, что из собранных налогов мы платим врачам, учителям, военным, а потом из этой суммы опять уплачиваем налоги. В государстве должна действовать разрядная тарифная ставка. В оплате труда государственных служащих (а это не только чиновники, но и преподаватели, врачи, военные) не должно быть иных различий в оплате, кроме разряда государственного служащего.
• Для малых предприятий и индивидуальных предпринимателей, на наш взгляд, справедлива действующая упрощенная система налогообложения.
• Косвенное обложение должно быть сохранено для предметов роскоши и товаров и услуг, потребление которых государство ограничивает сознательно. Это не касается таможенных налогов. В структуре косвенных налогов, на наш взгляд, в современных условиях не должно быть НДС — основного источника дохода федерального бюджета РФ. Отсутствие данного налога в США, к примеру, не мешает им иметь самый большой в мире государственный бюджет, который в 2004г. составил по доходам 3 238,4 млрд долл. и по расходам 3 792,0 млрд долл. США [Аниси-мов С. А. Социально-экономические аспекты бюджетной политики // Финансы. 2005. № 11. С. 25]. Этот налог требует отлаженной системы учета и отчетности, развитой банковской системы, перехода от налично-денежного оборота к электронным расчетам. Все эти условия в России еще не созданы и поэтому общество не готово к такой сложной налоговой системе. Негативные последствия этого общеизвестны. Полагаем, что, являясь частью экономической
политики государства, налоговая политика должна соответствовать общему направлению экономического развития страны. Усиление регулирующего влияния государства предполагает не только усиление вертикали власти, но и рост ответственности федерального правительства за состояние экономики и социальной сферы на всей территории Российской Федерации.