ISSN 2221-7347
Экономика и право
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
УДК 336.226.44
О.Е. Дубовик, И.В. Мартынюк
НАЛОГ НА ВЫБРОСЫ ДИОКСИДА УГЛЕРОДА КАК ИНСТРУМЕНТ ОБЕСПЕЧЕНИЯ УСТОЙЧИВОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
В статье проведен анализ зарубежного опыта применения налога на выбросы диоксида углерода и других инструментов эко-налоговой реформы, обеспечивающих устойчивое экологическое развитие. Доказано, что введение налога на выбросы диоксида углерода привело к: сокращению выбросов CO2 в окружающую среду, увеличению налоговых поступлений в бюджет, сокращению налогов на труд и капитал. Рассмотрены возможности и последствия введения налога на выбросы диоксида углерода в Украине.
Ключевые слова: эко-налоговая реформа, диоксид углерода, экологические налоги, налог на выбросы диоксида углерода, рентный подход.
Диоксид углерода (СО2) представляет собой вещество, которое негативно влияет на атмосферу, приводя к ее загрязнению, и, как следствие, к изменению климата. По данным Государственного комитета статистики за последние годы в Украине значительно увеличились выбросы диоксида углерода. Так, по сравнению с 2004 годом выбросы данного вещества в 2012 году увеличились в 1,83 раза и составили 232 млн. тонн. Одним из инструментов, направленных на устранение негативного воздействия загрязняющих веществ на окружающую среду и обеспечение устойчивого экологического развития, являются природно-ресурсные платежи, в частности налог на выбросы диоксида углерода. Однако направленность политики государства только на экологический аспект не даст ожидаемого результата, поскольку важным для страны является достижение эколого-экономического равновесия. Оно позволит решить экологические проблемы, сложившиеся в стране, а также улучшит экономическое положение, тем самым, повысив конкурентоспособность и инвестиционную привлекательность страны.
Проблемы устойчивого экологического развития, а также инструменты его обеспечения, в частности природно-ресурсные платежи, являются объектом изучения многих зарубежных, а также отечественных ученых и экономистов, а именно: О. Веклича, Б. Данилишиной, И. Драга-на, Ю. Зарапиной, Д. Зеркалова, Ю. Куражковского, Е. Маслюковской, И. Назаркевича, Р. Па-туелли, Е. Пелса, Д. Слежински, М. Рейса, М. Реймерса, М. Хвесик.
Целью статьи является изучение зарубежного опыта использования налога на выбросы диоксида углерода, а также других инструментов эко-налоговой реформы, направленных на обеспечение устойчивого экологического развития. А также возможности и последствия внедрения данного налога в Украине.
Важным шагом в осуществлении мероприятий, направленных на охрану окружающей среды, стало проведение Конференции Организации Объединенных Наций по проблемам ок-
© Дубовик О.Е., Мартынюк И.В., 2014.
21
Новый университет. 2014. № 1 (35)
ISSN 2221-7347
ружающей человека среды (1972 г.). Результатом данной конференции стало принятие Декларации по проблемам окружающей человека среды, основными постулатами которой стали убеждение в том, что необходимость сохранения и улучшения окружающей среды является важной проблемой, которая влияет на благосостояние народов и экономическое развитие всех стран мира [1]. Впервые было упомянуто о том, что социально-экономическое развитие зависит от экологического состояния страны, о необходимости сохранять и охранять окружающую среду. Участники конференции акцентировали внимание на человеческом потенциале, на возможности человека делать открытия, изобретать, творить и добиваться дальнейшего прогресса. Однако, признавая возможности человека осуществлять преобразования природных ресурсов в предметы, пригодные к потреблению и использованию, признавались и недостатки этих возможностей, которые при неправильном их применении могли привести к неизмеримому ущербу человечеству и среде, окружающей его. В результате признания проблем, которые могут возникать в странах при небрежном отношении к окружающей природной среде, в шестом постулате Декларации было признано, что «наступил такой момент в истории, когда мы должны регулировать свою деятельность во всем мире, проявляя более тщательную заботу в отношении последствий этой деятельности для окружающей среды. Перед нами широкие перспективы улучшения качества окружающей среды и создания хороших условий для жизни» [1]. Было определено, что главной целью для нынешнего и будущих поколений общества должна стать именно охрана и совершенствование окружающей среды.
Принципы данной Декларации определяли следующее: основные права человека на свободу, равенство и благоприятные условия жизни в окружающей среде; ответственность человека за сохранность и рациональное использование природных ресурсов; необходимость экономного использования природных ресурсов, которые являются редкими и невозобновляемыми; должно осуществляться рациональное планирование развития стран; научные работы, связанные с охраной окружающей среды должны быть поддержаны во всех странах; международные проблемы, связанные с охраной окружающей среды должны решаться в духе сотрудничества всех стран.
Идеи, провозглашенные в Декларации 1972 года, свое дальнейшее развитие получили в 1992 году в Рио-де-Жанейро на Конференции Организации Объединенных Наций по окружающей среде и развитию, в виде принятой Рио-де-Жанейрской Декларации по окружающей среде и развитию. Основной целью данной конференции было совершенствование провозглашенных в 1972 году принципов и установление нового, справедливого глобального партнерства путем создания новых уровней сотрудничества между государствами, ключевыми секторами общества и людьми [2]. Новой декларацией было провозглашено двадцать семь принципов, которые совершенствовали ранее провозглашенные принципы. Стоит остановиться на следующих принципах, а именно тех, которые свидетельствовали о том, что страны должны создавать законы, касающиеся ответственности и компенсации жертвам загрязнения и другого экологического ущерба; предотвращать возможность распространения деятельности, которая влечет экологический ущерб; поддерживать подход, согласно которому загрязнитель должен, в принципе, покрывать издержки, связанные с загрязнением, должным образом учитывая общественные интересы [2]. То есть четко регламентировалась необходимость осуществления экологически безопасной деятельности и обязательность несения ответственности за нарушение требований экологического законодательства, а также обязательность платы за осуществление загрязнения окружающей среды, то есть поддерживался принцип "загрязнитель платит", который был провозглашен в Первой программе действий Европейского Сообщества по охране окружающей среды в 1973 году. В 1977 году была принята Вторая программа действий Европейского Сообщества.
Важными принципами экологической политики, сформулированными в первых двух программах, были следующие: предотвращение загрязнения окружающей среды, а не борьба с его последствиями; уменьшение использования природных ресурсов, что может негативно повлиять на экологический баланс; совершенствования знаний, что позволит принимать эффективные меры для сохранения и улучшение окружающей среды; «загрязнитель платит»; опреде-
22
ISSN 2221-7347
Экономика и право
ление долгосрочной концепции европейской экологической политики [3, с. 13]. Таким образом, первые две программы стали важными шагами к созданию эффективной экологической политики стран мира, которая была бы направлена не на потребление природных ресурсов, а на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов, а также введение важного принципа построения экологической политики, а именно принципа "загрязнитель платит", который на сегодняшний день положен в основу всех платежей, связанных с загрязнением окружающей среды.
Важным шагом в реализации важнейшей цели общества по охране и совершенствованию окружающей среды стало проведение эко-налоговой реформы, которая была разработана зарубежными учеными еще в 70-х годах прошлого века [4, с. 83]. Данная реформа успешно была реализована во многих странах мира, в первую очередь, в Скандинавских странах, а именно в Финляндии, Швеции, Дании, Норвегии. А затем уже и в других странах ОЭСР: Нидерландах, Италии, Германии, Великобритании, Швейцарии. Также вводят эту реформу Австрия, Бельгия, Польша, Чехия и Россия.
Многие зарубежные и отечественные ученые изучают инструменты, сущность и результаты от внедрения эко-налоговой реформы. Объектом нашего исследования выступит такой инструмент как налог на диоксид углерода и нетрадиционные инструменты, которые используют страны в рамках данной реформы.
Налог на выбросы диоксида углерода был введен в мире с целью уменьшения выбросов диоксида углерода. Первыми странами на пути уменьшения вредного воздействия диоксида углерода на окружающую среду стали такие страны как Финляндия, Норвегия, Швеция. Далее данный налог был введен в таких странах как Нидерланды, Дания, Великобритания, Квебек, Британская Колумбия (Канада), Швейцария, Ирландия, Австралия (таблица 1).
Таблица 1
Характеристика налога на выбросы диоксида углерода в 2012 г.
Страна Год введения налога Максимальная ставка налога
на диоксид углерода за 1 тонну топлива, долл. США
Финляндия 1990 78
Норвегия 1991 86
Швеция 1991 106
Квебек 2007 3
Швейцария 2008 65 (2013 г.)
Ирландия 2010 26
Австралия 2012 23
Примечание: разработана авторами на основе данных [5, 6]
Первой страной, которая ввела СО2-налог, была Финляндия (1990 г.). Следует отметить, что до 1994 года налогообложению подлежало только топливо, в содержании которого был только диоксид углерода, а позднее этот подход был пересмотрен. Введение же эко-налоговой реформы произошло лишь в 1997 году, а именно после заключения договора между субъектами хозяйственной деятельности и профсоюзами - с одной стороны, и государством - с другой. Объектом данного договора стало соглашение, согласно которому фирмы и организации ограничивали рост заработной платы до 1999 года, а государство уменьшало налог на труд соответственно в 1998 году - на 0,25% ВВП, в 1999 году - на 0,5 % ВВП. В результате введения эконалоговой реформы в 1998 году в Финляндии был получен бюджетный дефицит в размере 1,5 миллиарда финских марок, а в 1999 году - 2,5 миллиарда финских марок. Данный дефицит планировалось снизить за счет повышения занятости, создания новых рабочих мест.
Благодаря введению углеродных налогов в Норвегии, за период с 1991 по 1993 гг., выбросы диоксида углерода стационарными источниками загрязнения (сфера производства и услуг) и стационарными и передвижными источниками загрязнения домохозяйств уменьшились
23
Новый университет. 2014. № 1 (35)
ISSN 2221-7347
на 40 % [7, с. 23]. Следует отметить, что в Норвегии на сегодняшний день существует CO2-налог на минеральную продукцию (CO2-tax on mineral products) и налог на выбросы CO2 в нефтяной деятельности на континентальном шельфе (Tax on CO2 emissions in petroleum activities on the continental shelf), которые действуют с 1991 года. Доход от данных налогов значительно вырос с 1994 по 2011 год, а именно с 620,9 миллионов долларов США в 1994 г. до 1252 миллионов долларов США в 2011 г. Следует отметить, что около 65% выбросов CO2 в Норвегии является объектом налогообложения, что играет важную роль в контроле и предотвращении выбросов CO2 в окружающую среду [8, с. 22]. Кроме налога на выбросы диоксида углерода в Норвегии существует налог на выбросы сернистого ангидрида (SO2), введение которого привело к уменьшению загрязнения на 3-4 % [8, с. 22]. Поскольку данные налоги играют важную роль в уменьшении выбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, на наш взгляд, необходимо рассмотреть и роль данных налогов в доходах бюджета, анализируя динамику их поступлений в бюджет Норвегии. Это позволит выявить не только положительные стороны регулятивной функции, но и фискальной функции данных налогов (рис. 1).
Рис. 1. Анализ динамики поступлений экологических налогов в бюджет Норвегии, млн. долл. США (разработано авторами на основе данных [8])
Первой страной, которая использовала явно главный инструмент эко-налоговой реформы, а именно перенос налоговой нагрузки с традиционных источников на источники загрязнения, была Швеция. В рамках проведенной реформы был значительно увеличен налог на добавленную стоимость на энергию и акцизные налоги на СО2 и SO2. При этом были уменьшены налоги на доходы до 30%. Доход от экологических налогов в результате проведения эконалоговой реформы увеличился на 18 млрд. шведских крон, в то время как доход от других налогов на потребление уменьшился на 71 миллиард шведских крон. Внедрение данной реформы, как и в Финляндии, изначально привело к дефициту бюджета, но в последствии - к увеличению налоговых поступлений в бюджет (рис. 2.) и к уменьшению выбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду. Введение налога на выбросы диоксида углерода и его действие на протяжении многих лет в Швеции привели к сокращению загрязнения окружающей среды на 6 % [8, с. 25].
24
ISSN 2221-7347
Экономика и право
Рис. 2. Поступления от налога на выбросы СО2 в бюджет Швеции (разработано авторами на основе данных [9])
Важным шагом в дальнейшем внедрении эко-налоговой реформы в Швеции стало направление средств, полученных от повышения налогов, связанных с загрязнением окружающей среды, на финансирование образования рабочего населения. Эти действия получили название «зеленая образовательная инициатива для взрослых» ("green adult education initiative") [8, с. 25]. Этот шаг был важным в перестройке экономики Швеции, которую хотели превратить из страны-потребителя природных ресурсов (что сегодня характерно для Украины), в страну, которая интенсивно использует не природные ресурсы, а человеческие силы и возможности. Следующим шагом в эко-налоговой реформе стало повышение экологических налогов, которое произошло в 2001 году. Данное повышение было направлено на постепенную ликвидацию дефицита бюджета за счет увеличения экологических платежей (ежегодно на 80 миллиардов шведских крон) и желание уменьшить налоги на труд и капитал.
Следует отметить, что в каждой из стран, которая ввела данный налог, наблюдается снижение выбросов СО2 в окружающую среду, увеличение налоговых поступлений в бюджет, уменьшение налогов на труд и капитал.
Введение налога на выбросы диоксида углерода в Украине могло бы привести к множеству положительных последствий, среди которых уменьшение негативного воздействия на атмосферу, увеличение налоговых поступлений в бюджет страны. На сегодняшний день наблюдается лишь увеличение выбросов диоксида углерода в окружающую среду. Эти выбросы увеличились в 2012 году по сравнению с 2004 годом на 105,1 млн.тонн (в 1,83 раза) и составили 232 млн. тонн, что свидетельствует о необходимости введения налога на диоксид углерода.
Положительные тенденции в разрешении этой проблемы уже существуют в Украине, поскольку с принятием Налогового кодекса с 2011 года был введен экологический налог, который предусматривает налогообложения выбросов диоксида углерода по ставке 0,24 гривны за тонну. Данная ставка, на наш взгляд, является необоснованно низкой и неэффективной, поскольку не может привести к выполнению экологическим налогом ни фискальной, ни регулирующей функции. Спрогнозировав поступления экологического налога по ставке, предлагаемой в Налоговом кодексе, с учетом тенденции, определено, что сумма, которую получает бюджет от данного налога незначительна, а именно 0,0032-0,0038% от ВВП и 0,01-0,0123% в доходах сводного бюджета.. Для определения оптимальной ставки данного налога необходимо провести основательный анализ, позволяющий определить ставку, которая будет влиять на экологоэкономическое равновесие и создавать надлежащие условия для уменьшения негативного воздействия на окружающую среду, а также способствовать энергосбережению.
В мировой практике существуют различные подходы для обоснования величины ставки налога на диоксид углерода за тонну выбросов. Наиболее обоснованным, на наш взгляд, является подход, позволяющий учесть критерий эколого-экономической эффективности налога и способствующий выполнению налогом как фискальной, так и регулирующей функции. Этот подход заключается в том, что величина ставки должна устанавливаться исходя из рентного подхода.
25
Новый университет. 2014. № 1 (35)
ISSN 2221-7347
Кроме стран-лидеров в сфере применения эко-налоговой реформы, следует рассмотреть и страны, которые не полностью применяют все инструменты эко-налоговой реформы, а лишь ее некоторые элементы. Но они не менее интересны для рассмотрения и изучения их опыта, поскольку, перенимая опыт зарубежных стран, мы не сможем сразу применить все инструменты эко-налоговой реформы. А вот частично применять и поэтапно внедрять эко-налоговую реформу в нашей стране, на наш взгляд, будет более эффективно. Поэтому опыт такой страны, как Австрия, для нас весьма важный.
Впервые в Австрии были введены энергетические налоги на природный газ и электроэнергию в 1996 году. Благодаря внедрению данных налогов, был получен доход в первый год их существования в размере 3 миллиардов австрийских шиллингов, а в следующем году доход от данных налогов вырос более чем в два раза, а именно на 4,5 миллиарда австрийских шиллингов [8, с. 28]. Специфика данного введения энергетических налогов заключалась, в первую очередь, в том, что введение данных налогов не сопровождалось переносом налогового бремени на рабочую силу. Главной идеей экологического налогообложения Австрии являются ассигнования. Доходы, полученные от экологических налогов, не поступают в общий бюджет страны, а формируют отдельный фонд, из которого используются не только на главные цели, которые предусмотрены эко-налоговой реформой, а именно обеспечение финансирования природоохранных мероприятий. Данные средства используются на различные задачи, целью которых является стимулирование налогоплательщика к развитию деятельности, уменьшение негативного влияния на окружающую природную среду.
Рассмотрев опыт зарубежных стран в применении налогов и платежей в сфере использования и охраны природно-ресурсного потенциала, мы смогли убедиться, что важным шагом на пути устранения экологических проблем, является введение налога на выбросы диоксида углерода. Данный налог приводит к положительным результатам, как в экологической, так и в экономической сферах. Проведение эко-налоговой реформы не сводится лишь к переносу налогового бремени с налогов на рабочую силу и капитал на налоги, связанные с использованием природных ресурсов и охраной окружающей среды; финансированием природоохранных мероприятий. Существуют и другие важные инструменты, такие как финансирование за счет средств, полученных от природно-ресурсных платежей, мероприятий, направленных на повышение образования работников, тем самым, повышая человеческий потенциал страны; финансирование важных направлений деятельности с целью стимулирования развития и создания привлекательного инвестиционного климата.
Ставка экологического налога на выбросы диоксида углерода, которая существует в Украине, является необоснованной и требует пересмотра с целью выполнения данным налогом регулирующей и фискальной функций.
Библиографический список
1. Декларация Конференции Организации Объединенных Наций по проблемам окружающей человека среды [Електронний ресурс] / Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_
conv/declarations/declarathenv.shtml.
2. Рио-де-Жанейрская декларация по окружающей среде и развитию, 1992 рш [Електронний ресурс] / Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/riodecl.shtml.
3. Мишевич М.М. бвропейське право навколишнього середовища: Навчальний потбник / М.М. Мишевич, Н.1. Андрусевич, Т.О. Будякова. Л^в, 2004. 258 с.
4. Веклич О.О. Як активiзувати мехашзм вилучення природно ресурсно! ренти // Фшанси Украши. 2007. № 10. С. 74-86.
5. Horne British Columbia’s Carbon Tax: Exploring perspectives and seeking common ground / Matt, Petropavlova, Ekaterina, and Partington, P.J. // The Pembina Institute. 2012. 34 р.
6. Маслюшвська О.П. Використання податку на двоокис вуглецю як шструмент енергозбереження в УкраМ // Економжа природокористування i охорони довшлля: Зб. наук. праць / РВПС Украши НАН Украши. К.: РВПС Украши НАН Украши, 2007. С. 174-180.
26
ISSN 2221-7347
Экономика и право
7. BenoEt Bosquet Environmental tax reform: does it work? A survey of the empirical evidence/ Bosquet BenoEt // Ecological Economics. 2000. № 34. Р. 19-32.
8. Hoerner, J. Andrew Environmental tax reform: the European experience/ Hoerner, J. Andrew and Benoit Bosquet // Center For a Sustainable Economy, 2001. 94 p.
9. Официальный сайт Европейского агентства по охране окружающей природной среды. [Елект-ронний ресурс] / Режим доступа: http://www2.oecd.org/ecoinst/queries/Trevenues.asp.
Статья поступила в редакцию 30.01.2014. * ***
ДУБОВИК Ольга Ефимовна - кандидат экономических наук, доцент, Одесский национальный экономический университет, доцент кафедры финансов (Украина).
МАРТЫНЮКИрина Васильевна - преподаватель кафедры финансов, Одесский нацио-
нальный экономический университет (Украина).
***
UDC 336.226.44
O. Ye. Dubovik, I. V. Martynyuk
THE TAX ON CARBON DIOXIDE EMISSIONS AS A TOOL FOR SUSTAINABLE ENVIRONMENTAL DEVELOPMENT
The international experience of the tax on carbon dioxide and other tools of eco-tax reform are analyzed in the the article, to ensure environmental sustainability. It was proved that a tax on carbon dioxide in each of the countries has resulted in: reduction of CO2 emissions into the environment, increase tax revenues in a budget, reduction of labor and capital taxes. The possibilities and consequences of the introduction of the tax on carbon dioxide are considered in Ukraine.
Keywords: eco-tax reform, carbon dioxide, environmental taxes, a tax on carbon dioxide emissions, rental approach.
27