Какава Л.О., Унанов Г.Г.
НАЛОГ НА ДОБЫЧУ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ КАК ОДНА ИЗ ОСНОВНЫХ ПРОБЛЕМ РАЗВИТИЯ НЕФТЕГАЗОВОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ РОССИИ
Аннотация. Основная проблема определения НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых) заключается в несогласованности закона «О недрах» и Налогового кодекса РФ. Существующие проблемы, а именно несовершенный механизм расчета налогооблагаемой базы и необходимость внесения изменений в НДПИ по добычи нефти, как это было сделано по газодобывающей отрасли, являются основными сдерживающими факторами развития ТЭК России. В данной статье рассматривается роль НДПИ в качестве налогового дохода в бюджет, проблемы учета и уплаты НДПИ, а также определены налогоплательщики и налогооблагаемая база, к которым применяется НДПИ.
Ключевые слова. Нефть, газ, нефтегазовый сектор, НДПИ, налоговые доходы в бюджет, налоговая база.
Kakava L.O., Unanov G.G.
TAX ON THE PRODUCTION OF USEFUL MINERAL AS ONE OF THE MAIN PROBLEMS OF OIL AND GAS SECTOR OF RUSSIAN ECONOMY DEVELOPMENT
Abstract. The main problem in determining the mineral extraction tax (mineral extraction tax) is the inconsistency of the law "On Subsoil" and the Tax Code of the Russian Federation. The existing problems, namely, a non-perfect mechanism for calculating the taxable base and the need to make changes to the mineral production tax on oil production, as was done in the gas industry, are the main constraints to the development of the Russian fuel and energy sector. In this paper, the role of the mineral extraction tax in the total amount of tax revenues to the budget, the problem of recording and paying mineral extraction tax are considered, and the range of taxpayers and taxable base of mined minerals are determined.
Keyword. Oil, gas, oil and gas sector, Severance taxes, tax revenues to the budget, tax base.
Нефтегазовый сектор играет важнейшую роль в развитии экономики России и мирового энергетического рынка в целом. Нефтегазовый сектор является наиболее конкурентоспособным сектором национальной экономики в контексте развития системы внешнеэкономических связей. Высокие темпы развития нефтегазового сектора и огромная доля в экспорте на протяжении долгих лет обеспечивают функционирование и развитие менее рентабельных секторов экономики. Результаты хозяйственной деятельности предприятий нефтегазового сектора экономики сегодня являются основой для формирования бюджетной системы России, усиления курса национальной валюты и т.д. Процесс налогообложения в ТЭК всегда оставался и будет оставаться острым и дискуссионным вопросом. Актуальность данной проблемы вызвана гиперзависимостью доходов страны от операционной и экономической деятельности предприятий ТЭК.
ГРНТИ 06.01.01
© Какава Л.О., Унанов Г.Г., 2019
Лаша Омарьевич Какава - кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и управления предприятиями Санкт-Петербургского государственного экономического университета.
Георгий Геннадьевич Унанов - соискатель кафедры экономики и управления предприятиями Санкт-Петербургского государственного экономического университета.
Контактные данные для связи с авторами (Какава Л.О.): 191023, Санкт-Петербург, Садовая ул., 21 (Russia, St. Petersburg, Sadovaya str., 21). Тел.: +7 812-310-40-83. E-mail: [email protected]. Статья поступила в редакцию 11.09.2019.
Сегодня в России уплата налогов и прочих платежей за пользование природными недрами является фундаментальным элементом всей налоговой системы, за счет которой и строится бюджет страны. Данная тенденция появилась относительно недавно, но уже принципиально отражает всю действительность современной парадигмы в нашей стране. После распада СССР, несмотря на увеличение налоговых платежей за пользование природными недрами, их доля в общей структуре налоговых поступлений не превышала 5,5%. Сейчас данный показатель вырос до 15% и продолжает расти. В последующие годы с принятием новых глав в Налоговом кодексе РФ, которые изменяли традиционную на тот момент времени систему налогообложения добывающих компаний, доля налоговых поступлений за счет добычи традиционных источников энергии растет.
Тем не менее, в настоящее время отечественная экономика постепенно отходит от сырьевого вектора и занимается поиском новых точек роста. Изменение вектора развития в экономике, в частности -в добыче полезных ископаемых, была вызвана снижением среднегодовой цены нефти в период с 2014-2017 гг. Сегодня отечественные нефтегазовые предприятия уплачивают следующие налоги: налог на прибыль, НДС, налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), платежи за пользование природными ресурсами (недрами), таможенные платежи, прочие налоги в отношении юридических лиц. Основу налоговой нагрузки на отечественных игроков нефтегазового сектора составляют таможенные пошлины, акцизы, платежи за пользованиями недрами и НДПИ.
Принятый в 2002 году, на тот момент времени в качестве временной меры для изменения порядка налогообложения, НДПИ (рис. 1) позволил обеспечить необходимый объем поступлений в государственный бюджет. В структуру основных элементов НДПИ (рис. 2) входят: налогооблагаемая база, налоговая ставка и коэффициент, повышения или понижения базовой ставки, а именно: коэффициент цен, коэффициент выработки запасов, коэффициент величины запасов (общее количество).
/ N Субъекты налогообложения. Организации и индивидуальные предприниматели, признаваемые пользователями недр в соответствии с законодательством РФ. Они подлежат обязательной постановке на учет в качестве налогоплательщика НДПИ.
Объекты налогообложения:
Полезные ископаемые, добытые из недр на территории России.
Полезные ископаемые, добытые из недр за пределами территории России, но находящихся под ее юрисдикцией.
Полезные ископаемые, извлеченные из отходов добывающего производства.
Рис. 1. Структура НДПИ
Общие поступления НДПИ N1] от 1-го региона в ]-м году рассчитываются следующим образом [5]:
N1] = Т] КЬу Ки] Бу,
где Т] - базовая налоговая ставка (руб./т), КЬ1] - коэффициент выработки, Ки] - коэффициент динамики мировых цен на нефть, Бу- налоговая база региона в данном году (т).
Беря во внимание отчет Федерального казначейства РФ в период с 2006 по 2015 гг., можно сделать вывод, что НДПИ формирует 20,2% федерального бюджета нашей страны (рис. 3). С момента мирового финансового кризиса 2008 года произошли различные изменения не только с позиции сокращения общего количества налоговых поступлений в бюджет, но и изменилась их удельная доля за счет перераспределения налоговой нагрузки. Беря во внимание поступления от недропользования, без учета НДПИ, вполне очевиден сырьевой вектор развития экономики России. Основой налогообложения за счет НДПИ выступают жидкие и газообразные углеводороды (97,5%). Поступления за счет горнодобывающей (угольной) промышленности составляют всего 2,5% в общей структуре НДПИ.
54
Какава Л. О., Унанов Г.Г.
Порядок и сроки уплаты.
(-N
Налоговые ставки:
Твердые (специфические) ставки. Применяются с учетом коэффициента, характеризующего динамику мировых цен, и коэффициента, отражающего степень выработанности участка недр.
Адвалорные ставки (в процентах от стоимости).
Налоговый период.
25 20 15 10
# / # / ** 4> 4> # ъ*
Нефть — — Газ Нефть + газ
/ У
Рис. 3. Объемы поступления НДПИ в бюджетную систему страны в 2006-2015 гг. [7]
Пожалуй, главным недостатком данной системы налогообложения является неоптимизированное распределение налогового бремени в технологической цепочке. Основные платежи приходятся на наиболее технологические и финансово-зависимые организации (добывающие и перерабатывающие). Помимо этих недостатков, также необходимо отметить и чрезвычайно высокую долю налогов с оборота. Ресурсодобывающие компании должны перечислять в бюджет до 30% своего оборота. Изучив множество разработок, связанных с проблемой НДПИ в контексте налогообложения жидких и газовых углеводородов, мы выделили следующие проблемы:
1. Проблема определения плательщика НДПИ. Сегодня налогоплательщик НДПИ - это юридическое лицо, зарегистрированное как пользователь недрами, что в соответствии с российским законодательством означает: информация о нем должна быть внесена в единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) как о пользователе природными ресурсами, должна быть лицензия, позволяющая заниматься добычей, переработкой или сбытом природных ресурсов. Плательщик же НДПИ будет определяться в зависимости от организационно-правовой формы лицензиата - пользователя недрами. Если в лицензии подробно определены все участники данной организации, то плательщиками НДПИ выступают все ее члены. НДПИ будет зависеть от объема добытых полезных ископаемых, распределенного между всеми участниками в соответствующих долях, либо на условиях, которые отражены в договоре о совместной деятельности. Данный вопрос на сегодняшний день является актуальным, в силу существования различных схем заключения договоров с различными организациями, которые не указаны в лицензии.
2. Различная трактовка в законе порядка, определяющая налогооблагаемую базу НДПИ.
3. Несовершенство системы ставок по НДПИ. С момента ввода НДПИ была произведена дифференциация налоговой ставки в зависимости от видов полезного ископаемого: антрацит, каменный уголь, торф и т.д. - 4%, товарные руды черных металлов - 5%, сырье редких металлов, неметаллическое сырье - 5,5%, продукты, содержащие золото - 6%, продукты, содержащие драгоценные металлы - 6,5%, минеральные воды - 7,5%, руды цветных металлов, редкие металлы - 8%, газовый конденсат - 17,5%.
Существующая сегодня в России налоговая система не только затрудняет эксплуатацию существующих месторождений, но и фактически препятствует процессу развития новых, малорентабельных проектов. В данной статье мы показали, что НДПИ имеет существенное значение для экономики нашей страны, даже в случае сокращения объема поступлений. Решение проблем налогообложения добычи полезных ископаемых поспособствует повышению поступлений в бюджет. Одним из перспективных направлений по развитию НДПИ является разработка новых систем и механизмов расчета НДПИ на нефть, как это было уже сделано для газовой отрасли. В качестве альтернативы возможно применение в НДПИ налогового вычета в размере расходов на геологоразведочные работы низкорентабельных месторождений.
ЛИТЕРАТУРА
1. Агузарова Ф.С. Роль налога на добычу полезных ископаемых в бюджетной системе РФ // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. 2017. № 1. С. 98-105.
2. Азарова А.И. Проблемы налогообложения и финансовые результаты нефтегазового предприятия // Проблемы учета и финансов. 2011. № 2. С. 57-66.
3. Айрапетова А.Г., Космачев Н.А. Особенности формирования ресурсосберегающей политики на предприятиях обрабатывающих отраслей // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2018. № 3 (111). С. 83-87.
4. Бурутин В.В. Проблемы налогообложения нефтяной отрасли и государственное регулирование ее развития // Вестник СГСЭУ. 2013. № 1. С. 93-96.
5. Зуев Г.М., Пышновская М.С., Шупулин А.С. Аналитика дифференциации налога на добычу полезных ископаемых нефтегазовых проектов // Экономический анализ: теория и практика. 2013. № 24 (327). С. 47-53.
6. Малкина М.Ю., Павлинова О.В. Факторный анализ и оценка поступлений НДПИ от нефтедобычи в Российской Федерации и ее регионах // Экономический анализ: теория и практика. 2015. № 14 (413). С. 35-48.
7. Палювина А.С. Налогообложение добычи нефти в современной России: проблемы и перспективы // Научные записки молодых исследователей. 2016. № 4-5. С. 27-37.
8. Привалов Н.Г., Привалова С.Г. Проблемы исчисления налога на добычу полезных ископаемых в нефтегазовом комплексе // Записки горного института. 2017. Т. 224. С. 255-262.