Ф ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА
накопление внутреннего денежно-финансового капитала страны как необходимое условие обеспечения её экономического роста
а.м. калчакеева
докторант Кыргызско-Российского Славянского университета
Несмотря на множество экономических публикаций, вопросы, связанные с исследованием факторов, обеспечивающих экономический рост национальных экономик в свете трансформационных преобразований и в условиях финансового кризиса, остаются дискуссионными. Экономический рост, создавая прочный внутренний фундамент для развития национальной экономики и повышения уровня жизни населения, должен опираться на объективные устойчивые предпосылки и быть составной частью долгосрочной стратегии социально-экономического развития страны. Это подразумевает его обеспечение за счёт чёткой взаимосвязи промышленной, бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики государства в целях обеспечения национальных приоритетов. Обеспечение этой взаимосвязи имеет исключительное значение и следствием её игнорирования являются нерациональные стратегии экономического развития, в связи с чем особый смысл приобретает теория создания условий для экономического роста. Экономический рост и расширенное воспроизводство - это взаимосвязанные процессы экономического развития, взаимообус-ловливающие друг друга. Если теория воспроизводства выявляет существенные взаимосвязи и взаимозависимости в структуре общественного продукта и производства в непрерывном потоке их возобновления, то теория роста выявляет факторы результативности процесса воспроизводства в динамике. Таким образом, теория экономического роста не альтернатива теории воспроизводства, а её важнейшее звено.
В процессе поддержания экономического роста в Кыргызской Республике, власти моделируют сценарии развития с учётом влияния изменений хозяйственной конъюнктуры, используя инстру-
менты монетаристской политики. Государственное регулирование экономики сводится к минимуму. Принят за аксиому монетаристский тезис, что рынок сам всё отрегулирует. Но рассчитывать на всеобъемлющую регулирующую роль рынка в условиях разрушения единого народнохозяйственного комплекса, по меньшей мере, легкомысленно. Важным элементом в использовании монетаризма в Кыргызстане считается «привязка» возможностей экономического роста к курсу валюты. Предлагается ограничение государственных расходов, которые неизбежно ведут к сокращению инвестиций в развитие экономики. Вспомним позицию М.Фридмена, который не является сторонником слепого ограничения государственных расходов, а напротив, выступает за увеличение расходов на инвестиции в производство, в развитие инфраструктуры рынка, на финансирование общественных работ. То есть быть абсолютно уверенным в том, что только устойчивость валюты обеспечит экономический рост достаточно странно, тем более в условиях, когда в Кыргызстане большая часть инвестиций финансируется за счёт иностранных кредитов, а волатильность валюты подвержена мировой конъюнктуре. Неизбежное следствие подобной политики - кризисное состояние национальной экономики, когда ни о каком экономическом росте говорить уже не придётся. Кстати, на эту опасность указывал видный экономист США М.Мусса, ещё до мирового финансового кризиса: «Высокая открытость международным движениям капитала, особенно краткосрочным, может быть опасна для стран, проводящих непоследовательную макроэкономическую политику, а также недостаточно капитализированных или неадекватно регулируемых финансовых систем»1. По уровню монетизации
1 Kaplan E., RodrikD. Did the Malaysian Capital ContrilsWork?//NBER Working Papers 8142. - 2001. - February. - P.2.
кыргызская экономика занимает одно из самых последних мест в мире (11-12%), а на национальном финансовом рынке, в силу незначительных объёмов внутренних сбережений, вся конъюнктура определяется притоком или оттоком иностранных инвестиций. С учётом этого считаем, что стабильность национальной экономики Кыргызстана и её финансового сектора должна основываться, во-первых, на предотвращении дестабилизирующего воздействия краткосрочных «горячих» денег, а во-вторых, на системных механизмах формирования инвестиционных ресурсов. Разумеется, при этом необходимо учитывать вопросы экономической безопасности, возможности активизации экономической политики, управления денежно-финансовым капиталом в соответствии с национальными приоритетами. Финансирование внутриэко-номических процессов должно опираться, прежде всего, на внутренние ресурсы, мобилизуемые и трансформируемые институтами финансовой системы. В этом контексте особое значение приобретает накопление денежно-финансового капитала внутри страны, служащего источником реального накопления промышленного капитала.
Следует отметить, что накопление денежно-финансового капитала в Кыргызстане в период реформ шло вразрез с развитием промышленного капитала. Природа и назначение вновь образовавшихся финансовых институтов рыночной экономики оказались искажёнными ввиду того, что они возникали в неадекватной для них рыночной среде. Они появлялись на волне гиперинфляции, на основе присвоения средств государства, сбережений населения, проведения различного рода спекулятивных операций и вывоза капитала за рубеж. Кроме того, финансовая система превратилась в мощный механизм перекачки свободных денежных средств предприятий в сферу спекулятивных операций. Иными словами, финансовая система, не обязанная своим происхождением реальному сектору, не только не способствовала его развитию, но и сама развивалась за счёт и в ущерб ему. Темпы накопления денежно-финансового капитала опережали темпы роста промышленного капитала. В ряду причин, обусловивших этот кризис, особое место занимают просчёты, допущенные при осуществлении экономических реформ. К ним относятся: форсированная либерализация экономики, неоправданно быстрое снятие ограничений на массовый импорт товаров и капитала, непоследовательность в проведении структурно-инвестиционной и промышленной политики, которая существенно отставала от политики приватизации государственной собственности и финансовых преобразований. Безусловно, в качестве методической основы этих просчётов стали теоретические воззрения, получившие распространение
в 80-90 гг. прошлого столетия и явившиеся своего рода «мифами перестройки». Так, например, считалось, что надёжной теоретической базой перехода от плановой к рыночной экономике является монетаристская теория, закономерности которой могут быть использованы в переходный период во всех странах с административно-командной системой управления, и эффективным путём является «шоковая терапия». Непрофессиональный и некритичный подход к известной концепции монетаризма в сочетании с методом её реализации путём шоковой терапии имел долговременные негативные последствия для страны, сказавшиеся на производственном потенциале и функционировании экономики. Как известно, эта концепция предполагала прохождение нескольких трансформационных стадий, в числе которых предусматривались нормализация потребительского рынка, достижение низких уровней инфляции, снижение уровня безработицы, общая финансовая стабилизация и, наконец, общая экономическая стабилизация, переходящая в стадию устойчивого роста. Однако, вопреки ожиданиям, страны не могут до сих пор выйти из стадии экономического кризиса. Сокращение производства товаров и услуг (закономерная, согласно теории монетаризма, реакция экономики на первых стадиях реформы) достигло в Кыргызстане небывалых размеров, не имеющих аналогов в мире: за 1991-1995 гг. объём производства снизился до 50,6%, достигнув пика падения в 1994 году (20,1% за год). С 1996 года начинается некоторый прирост производства, но он не динамичен. И лишь к 2007 году объём реального ВВП достиг всего 85% от уровня 1990 года (рис.).
Деструктивный характер кризиса проявляется не только в обвале промышленного производства, но и в разрушении воспроизводственного контура всей экономики. Это наиболее серьёзное его последствие, препятствующее устойчивой стабилизации и подъёму национальной экономики. После либерализации цен (1992 г.) гиперинфляция обесценила оборотный и основной капитал предприятий, большая часть которого до настоящего времени характеризуется моральной и физической изношенностью. Объём основных фондов в 2006-2007 гг. в целом сохранялся на уровне 1991 года, до 1993 года продолжался небольшой их рост, затем началось снижение их реальной стоимости. Приведённые данные показывают лишь количественную сторону воспроизводства основного капитала и не показывают ухудшения их качественного состава - устаревание и увеличение износа (физического и морального), снижения загрузки (коэффициента использования) производственных мощностей.
Таким образом, накопление капитала в экономике переходного периода не сопровождалось
Рис. Темпы роста ВВП в период 1990-2007 гг. и динамика изменения уровней ВВП относительно 1990 г., в %
Источник: Нацстатком Кыргызской Республики
ростом объёма промышленного капитала в материально-вещественном выражении; более того, величина этого капитала сократилась. Причём накопление частного капитала происходило не путём капитализации сокращающихся сбережений, а главным образом посредством перераспределения через приватизацию ранее созданного общественного капитала страны.
В Кыргызстане реализована своеобразная форма приватизации, которая прошла в два этапа - на основе купонов (1997 г.) и затем денежной приватизации. Купоны были выпущены как государственные ценные бумаги на предъявителя для бесплатной передачи государственного имущества населению. Денежная приватизация осуществлялась путём продажи и акционирования предприятий. При проведении денежной приватизации была сознательно (многократно) занижена продажная цена объектов государственной собственности, что также облегчало их скупку партийной номенклатурой и топ-менеджментом предприятий. Лёгкий доступ для элиты к государственному бюджету на всех уровнях, к иностранным займам, к гуманитарной помощи из-за рубежа позволял удовлетворять потребности в денежном капитале. Все эти обстоятельства позволили бывшей номенклатуре быстро приобрести за годы рыночной трансформации денежный капитал, необходимый для участия в денежной приватизации.
Накопление на основе расширенного воспроизводства (путём капитализации прибавочной стоимости) наблюдалось лишь для сравнительно небольшой части частного капитала. Его сфера ограничилась в основном небольшой частью пред-
1 Кыргызстан в цифрах/Нацстатком КР. - Бишкек, 2005. -
2 Стратегия развития страны 2007-2010.
приятий обрабатывающей промышленности, малым предпринимательством, «теневой» и криминальной формами экономической деятельности.
Вместе с тем, несмотря на, казалось бы, выгодное для частного капитала законодательство в Кыргызстане, эффективный собственник в большей части крупного и среднего предпринимательства за истекшие годы так и не сформировался. Преобладающая часть приватизированных предприятий не смогла наладить устойчивую работу в условиях рынка из-за недостаточности капитализации собственных финансовых ресурсов (прибыли и амортизации). Так, по имеющимся экспертным оценкам, реальные объёмы чистой прибыли, направляемой на развитие производства (в 19912004 гг.), сократились в 5-6 раз, 40% предприятий из их общего числа являются убыточными1, что означает соответствующее уменьшение возможностей инвестирования производства за счёт данного финансового источника. Процессы свёртывания инвестиционных возможностей предприятий сопровождались их массовой неплатёжеспособностью и банкротствами.
Для достижения устойчивого экономического роста в 7% ежегодно, необходимо обеспечить высокие темпы инвестиций в экономику, доля которых должна быть не менее 25% к ВВП, тогда как в Стратегии развития страны определена задача достижения 8-9% экономического роста к 2010 году2. Нам представляется необходимым осуществить эти инвестиции в самое ближайшее время, так как вследствие чрезмерного износа ожидается массовое устаревание основного капитала, тем более что ещё за 2000-2004 гг. коэффициент
203 с.
обновления основного капитала удерживался на уровне 2-3,4%, а коэффициент выбытия - 1,3%1. Более того, наблюдается отчётливая тенденция к сокращению инвестиций в основной капитал предприятиями, в частности, их доля в 2008 году сократилась с 40,8% до 27,8%2.
Основываясь на вышеизложенном, следует признать, что модель инвестиционной деятельности, сложившаяся в республике, характеризуется неэффективностью и примитивностью. В отличие от стран с развитой рыночной экономикой, где предприятия более склонны к привлечению внешних заёмных источников, предприятия переходной экономики, как правило, имея меньшие собственные инвестиционные ресурсы, менее склонны к привлечению внешних инвестиций. Ни фондовая биржа, ни банковская система нашей страны не выполняют своих функций по аккумулированию внутренних сбережений и их трансформации в инвестиции. Удельный вес государственного бюджета в источниках финансирования инвестиций в основной капитал за период 19932004 гг. резко сократился (с 22,6% в 1993 году до 10,4% в 2004 году, т.е. более чем в 2,2 раза), в то же время резко возросла доля иностранных кредитов (с 0,6% до 21,9%) при сокращении доли собственных средств предприятия (с 46 % в 1993 году до 27% в 2004 году). Как видно из таблицы, в 2007-2008 гг. наметилась тенденция к незначительному росту доли государственного бюджета в источниках финансирования инвестиций в основной капитал (с 11,2% в 2007 году до 12,9% в 2008 г.), причём доля иностранных кредитов также выросла (с 10,7% до 14%) при значительном сокращении доли собственных средств предприятия (с 40,8% до 27,8%).
Следует отметить, что сознательный уход государства из сферы капиталообразования не ком-
пенсируется средствами негосударственного сектора до сих пор. Неспособность предприятий компенсировать процесс капиталообразования за счёт собственных финансовых ресурсов вызвана, прежде всего, сокращением массы и нормы прибыли, увеличением числа убыточных предприятий и остановкой ряда крупных производств, которые не смогли адаптироваться к рыночным условиям хозяйствования.
Что касается структуры источников финансирования инвестиций, высокую долю собственных средств предприятий в структуре источников нельзя, по нашему мнению, рассматривать как позитивный факт. Это свидетельство скорее слабости, нежели силы предприятия, поскольку существенно снижает возможности процесса инвестирования и ограничивает его активность. Ориентация предприятий на собственные ресурсы жёстко связывает объёмы инвестирования с результатами финансово-хозяйственной деятельности, возможностью их накопления до необходимого размера. Так как процессы накопления значимого объёма финансовых ресурсов требуют длительного времени, то инвестиционные процессы в целом замедляются. Склонность предприятий к использованию собственных средств для инвестирования вызывается в большей степени относительно малой доступностью внешних источников из-за их дороговизны. Высокий удельный вес иностранных кредитов в источниках финансирования инвестиций чреват также для страны негативными последствиями: ведёт к увеличению внешнего долга, если эти кредиты не использованы с большей отдачей и не будут застрахованы от внешних и внутренних рисков (изменения валютного курса, инфляция и т.д.). Например, только на обслуживание внешнего долга страна вынуждена направлять из республиканского бюджета средства, равные 12% ВВП. Гораздо
Таблица
Инвестиции в основной капитал по источникам финансирования в январе-декабре3
Млн. сомов В процентах к итогу
2007 2008 2007 2008
Всего 24087,5 29208,0 100 100
Внутренние инвестиции 18908,4 20383,1 78,5 69,8
Республиканский бюджет (включая 2117,2 3252,2 8,8 11,1
средства на чрезвычайные ситуации)
Местный бюджет 585,6 525,9 2,4 1,8
Средства предприятий и организаций 9819,6 8122,2 40,8 27,8
Кредит банка 157,5 165,4 0,6 0,6
Средства населения 6228,5 8316,0 25,9 28,5
Благотворительная помощь резидентов - 1,4 - 0,0
Внешние инвестиции 5179,1 8824,9 21,5 30,2
Иностранный кредит 2571,1 4081,0 10,7 14,0
Прямые иностранные инвестиции 1675,2 3102,2 6,9 10,6
Иностранные гранты и гуманитарная помощь 932,8 1641,7 3,9 5,6
1 Социально-экономическое развитие Кыргызской республики(1993-2004гг.)/Нацстатком. - Бишкек, 2005.
2 Социально-экономическое положение Кыргызской Республики. Январь-декабрь /Нацстатком. - Бишкек, 2009.
3 Там же.
более привлекательными являются прямые инвестиции, способствующие развитию национальной экономики: создают рабочие места, частично разрешая проблему безработицы: стимулируют местных производителей повышать качество продукции и предоставляемых услуг; повышают культуру производства, заставляя работать в соответствии с мировыми стандартами. К сожалению, приходится констатировать, что в последние годы наблюдается резкое сокращение прямых иностранных инвестиций. В числе проблем, тормозящих развитие инвестиционной деятельности, называют отсутствие «длинных» денег. Действительно, банки имеют в привлекаемых ресурсах преимущественно «короткие» деньги, что затрудняет последующее их размещение на длительные сроки. Очевидно, используя внутренние возможности банковской системы, нельзя полностью решить задачу формирования инвестиционных ресурсов, адекватных целям подъёма экономики. Основу таких ресурсов в развитых странах формируют центральные банки. Таким образом, экономика уже изначально получает существенный инвестиционный потенциал за счёт базовой структуры формирования денежных ресурсов. Как мы видим, такая политика ориентирована на бюджетные приоритеты при формировании ресурсов в экономике; бюджет служит механизмом, определяющим первичную структуру финансовых потоков; денежные власти (министерство финансов, ЦБ) полностью замыкают на себе и контролируют процесс создания всей ресурсной базы, используя при этом сугубо внутренние «эмиссионно-бюджетные» рычаги, что позволяет проводить государству независимую от воздействия мировой конъюнктуры политику в соответствии с национальными приоритетами.
Подобное участие центральных банков многих стран в проведении экономической политики, в принципе оправданно, поскольку в их руках сосредоточены мощные экономические рычаги. Именно поэтому многие страны возлагают на свои центральные банки задачи не только финансового характера (поддержание низких темпов инфляции, обеспечение стабильности национальной валюты и т.д.), но и более широкие - стимулирование экономического роста, повышение уровня занятости, содействие достижению государственных целей. Даже в тех случаях, когда речь идёт о стабильности цен, часто она понимается не как конечная цель, а как необходимая предпосылка экономического роста.
ЛИТЕРАТУРА
Совершенно иная ситуация в Кыргызстане, где в целях достижения конечной цели - снижения уровня инфляции - проведено резкое сжатие денежной массы, что привело к сокращению инвестиций и спаду экономики.
По нашему мнению, для вывода экономики из кризиса и обеспечения экономического роста, в Кыргызстане необходимо проводить более активную политику стимулирования инвестиций и экономического роста с учётом опыта развитых стран. Одним из важных моментов является использование НБКР имеющихся у него механизмов, необходимых для формирования финансовых ресурсов и содействующих их дальнейшему направлению на инвестиции, что должно сопровождаться мерами по стимулированию спроса в увязке с выработкой приоритетов экономической политики в целом. В данной связи необходимо уделить внимание отладке механизмов, стимулирующих поступление ресурсов в реальную экономику, создающих условия для более длительных сроков размещения средств. К таким мерам нужно отнести снижение ставок налогообложения по начисляемым процентам в случае размещения средств на длительные сроки, в сочетании с низкой нормой резервирования по «длинным» ресурсам, что позволит повысить выплачиваемые процентные ставки и их привлекательность. Важную роль должен сыграть механизм гарантий, приобретающих в неустойчивой экономической среде особую актуальность. Например, НБКР мог бы предоставлять гарантии поддержания ликвидности тем коммерческим банкам, которые кредитуют приоритетные (с точки зрения экономической политики) проекты, в тех случаях, когда отдача от них временно задерживается.
Важным направлением государственной политики является уменьшение долларизации экономики. Использование иностранной валюты во внутреннем обороте существенно снижает возможности мультипликационного расширения денежной массы и подрывает позиции сома как национальной валюты. Укрепление экономики и национальной валюты будет для участников рынка серьёзным стимулом для проведения операций в сомах и создаст дополнительную основу для инвестиционной деятельности.
Таким образом, изменение политики и роли государства в инвестиционном процессе, а также совершенствование механизмов трансформации финансовых ресурсов в реальный сектор экономики будет способствовать экономическому росту и социально-экономическому развитию страны.
1. Kaplan E.,Rodrik D. Did the Malaysian Capital ContrilsWork?//NBER Working Papers 8142. - 2001. - February. - P.2.
2. Кыргызстан в цифрах/Нацстатком КР. - Бишкек, 2005. - 203 с.
3. Стратегия развития страны 2007-2010.
4. Социально-экономическое развитие Кыргызской республики (1993-2004 гг.) / Нацстатком . - Бишкек, 2005.
5. Социально-экономическое положение Кыргызской Республики. Январь-декабрь /Нацстатком. - Бишкек, 2009.