УДК 316.34
НАКОПЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО КАПИТАЛА В ПРОЦЕССЕ ПОЛУЧЕНИЯ
БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЯ
© 2012 г. Д.Ю. Мигунова
Мигунова Дина Юрьевна — аспирант,
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», ул. Мясницкая, д. 20, г. Москва, 101000. E-mail: dina_melon86@mail. ru.
Migunova Dina Yuryevna — Post-Graduate, National Research University «Higher School of Economics», Myasnitskaya St., 20, Moscow, 101000. E-mail: dina_melon86@mail. ru.
Рассматривается возможность накопления социального капитала в процессе получения бизнес-образования на примере слушателей программы МВА при Академии народного хозяйства, г. Москва, акцентируется внимание на том, что накопление социального капитала является одной из функций бизнес-образования. Выделены характеристики группы слушателей, для которых основным мотивом поступления в бизнес-школу является налаживание деловых связей.
Ключевые слова: бизнес-образование, социальный капитал, социальный институт.
In the article the author considers the possibility of social capital accumulation during the business - education of MBA students at the Academy of National Economy, Moscow. The attention is paid to the fact that the accumulation of social capital is one of the functions of business education. The characteristics of the audience for which the primary motive for entering the business - school is to establish business relations have been defined.
Keywords: business-education, social capital, social institution.
С окончанием периода первоначального накопления капитала в России на первый план выдвигается задача эффективного управления обретенными активами, «мирного» освоения нового делового пространства и выстраивания результативных деловых стратегий в нем. Растет спрос на высококвалифицированных менеджеров высшего и среднего звена, что сказывается на развитии института бизнес-образования. Сегодня, по оценке экспертов, рынок бизнес -образования высшей ступени находится в равновесии: спрос на разные программы МВА (магистр бизнес-администрирования) соответствует их предложению, и те, кто обучается по ним, в целом удовлетворены качеством этого весьма дорогостоящего образования. Ежегодно в России получают степень МВА около 5 тыс. чел. Работают более 100 бизнес-школ, большинство из которых располагаются в Москве и Санкт-Петербурге [1]. В целом эксперты фиксируют значительный рост уровня образования успешных бизнесменов за последние 10 лет.
Вместе с тем потенциальная потребность в высококлассных управленцах намного превышает реальный спрос. По данным опросов слушателей программы МВА при Академии народного хозяйства (Москва), почти половина менеджеров и предпринимателей указывают на недостаток квалифицированных управленческих кадров в их компаниях [2]. Недостаток высококвалифицированных менеджеров высшего и среднего звена все чаще называется одним из важных препятствий на пути развития российской экономики. Какую же роль в этой связи может сыграть институт бизнес-
образования, а что ему в современных условиях пока не под силу?
Как известно, специфическая особенность бизнес-образование МВА - его абсолютная зависимость от запросов и платежеспособности слушателей, что предъявляет повышенные требования к уровню согласованности ролей («преподаватель - слушатель», «слушатель - слушатель»). В отличие от диплома вуза, получение диплома МВА в России практически не имеет самостоятельного (символического) значения («диплом ради диплома»). Если этот мотив и имеется, то обычно подкрепляется другими, более актуальными мотивами обращения к ресурсу МВА. Бизнес-образование подобного рода по сути своей призвано отвечать на потребности практики и на платной основе помогать людям, уже имеющим опыт ведения бизнеса (причем, как правило, успешный), добиваться еще большего делового успеха в той бизнес-среде, какая имеется, даже если последняя, как в случае с Россией, пока весьма далека от цивилизованных стандартов.
В современных условиях в характере отношений между институтом бизнес-образования и российским деловым сообществом сложился ряд несоответствий и проблем, а именно: между недостатком квалифицированных управленцев, с одной стороны, и их готовностью (и способностью) повышать уровень бизнес-образования - с другой; спросом потенциальных слушателей на определенные компетенции и способностью российских бизнес-школ удовлетворить его; между стоимостью программ МВА и платежеспособным спросом на них и пр.
Для того чтобы понять условия и потенциал усиления роли института бизнес-образования высшей ступени в России, необходимо осмыслить его место в более широкой социально-экономической системе с учетом качества всех трех ее основных элементов: институциональной среды (острота конкуренции, уровень развития рыночных, правовых и гражданских институтов, степень цивилизованности бизнеса, стабильность правил игры власти с бизнесом и пр.); социально-групповой структуры (широта средних слоев, уровень их благосостояния и мобильности, положение на оси собственности и пр.); качества человеческого потенциала предпринимателей и менеджеров (уровень и тип базового образования, накопленный опыт, особенности правосознания, деловой культуры, самоорганизации и пр.). Кроме того, необходимо осмыслить функции (явные и латентные), которые выполняет современное бизнес-образование по отношению к разным группам предпринимателей и менеджеров. Иными словами, актуализируется задача целостного рассмотрения бизнес-образования высшей ступени в России как социального института, с учетом его многообразных внешних и внутренних связей, места в более широкой институциональной среде, функций, выполняемых перед разными группами слушателей, и пр.
В социологии термином «институт» обозначают различные спектры социально регулируемого и организованного поведения людей [3]. Наиболее часто встречающиеся в научной литературе трактовки этого понятия не исчерпывают представленных в современной социологии подходов к его определению. Имеют место концепции, опирающиеся на методологические основания феноменологического или бихевиористского плана, нормативный [4], информационный [5] подходы и др. Рассмотрение в функциональном ключе предполагает, что всякий социальный институт складывается как устойчивая структура, выполняющая определенные функции. По этому подходу социальный институт как устойчивая форма человеческого поведения - это объединение людей, выполняющих специфические функции по удовлетворению общих потребностей [6], интересов, т.е. свойственных кому-либо одновременно с другими. И такой подход, по нашему мнению, наиболее полно позволит рассмотреть бизнес-образование как социальный институт во взаимосвязи с теми функциями (явными и латентными), которые оно выполняет в обществе, бизнес-среде и по отношению к отдельным группам слушателей.
В выделении явных и латентных функций принято ссылаться на американского социолога Р. Мертона, под функциями он понимает те наблюдаемые последствия, которые способствуют адаптации или приспособлению данной системы [7].
Далее, подчеркивая важность такого выделения, он характеризует явные функции, как объективные и преднамеренные последствия социального действия, латентные - непреднамеренные и неосознанные последствия. Мертон отмечает, что разграничение между явными и латентными функциями было введено для того, чтобы исключить то смешивание сознатель-
ной мотивации социального поведения с его объективными последствиями, которое часто обнаруживается в социологической литературе [7].
Явные функции социальных институтов носят преднамеренный характер и осознаются людьми. Обычно они формально заявлены, записаны в уставах или декларированы, закреплены в системе статусов и ролей. Основной общей функцией любого социального института является удовлетворение социальных потребностей, ради которых он был создан и существует. Для ее реализации каждому институту приходится выполнять ряд следующих функций, обеспечивающих совместную деятельность людей, стремящихся к удовлетворению потребностей: функция закрепления и воспроизводства общественных отношений; регулятивная; интегративная; транслирующая; коммуникативная функции.
Так, по мнению, В.А. Ковалева система бизнес-образования может быть представлена в виде совокупности взаимодействующих и взаимозависимых функциональных подсистем: нормативно-правовой, образовательной, регулирующей и коммуникационной. Каждая из них имеет свой набор функций:
- нормативно-правовая подсистема - нормативное обеспечение функционирования системы бизнес-образования в целом и её отдельных элементов;
- образовательная - непосредственная реализация образовательных программ;
- регулирующая - создание условий для обеспечения качества образовательных услуг: лицензирование, аккредитация и стандартизация;
- коммуникационная - информационное обеспечение взаимодействия элементов системы бизнес-образования как в содержательном, так в технологическом аспекте.
Цель функционирования системы бизнес-образования состоит в том, чтобы обеспечить осязаемые гарантии обучающимся в том, что их достижения будут соответствовать будущей роли, профессиональной деятельности и что формальную регистрацию этих достижений признают работодатели [8].
Латентные (скрытые) функции в отличие от явных не запланированы заранее, носят непреднамеренный характер и их последствия осознаются не сразу и не всегда (если даже осознаются и признаются, то считаются побочным продуктом), а порой и вовсе остаются неосознанными до конца.
Одной из латентных функций бизнес-образования является выработка стереотипов поведения и межличностного взаимодействия, способствующих предпринимательскому успеху, приемов установления и укрепления полезных социальных связей [9], т.е. наращиванию социального капитала. Отметим, что данную функцию нельзя полностью отнести к латентным, поскольку последнее для некоторый групп слушателей является одним из определяющих мотивов поступления на программы МВА. В то же время другими слушателями данная функция не осознается, но в процессе получения бизнес-образования так или иначе они наращивают свой социальный капитал.
П. Бурдье понимал этот термин как совокупность норм, правил, связей, которые формируются при взаимодействии индивидов и основаны на доверии. Человек, оказывая какую-либо услугу бесплатно, считает, что в отношении него, когда это будет необходимо, другой человек поступит точно так же. Социальный капитал, формируя социальные сети, позволяет обмениваться информацией, активами более быстро и с более низкими трансакционными издержками, чем это происходило бы при помощи рынка [10].
Дж. Коулман, работая на стыке экономики и социологии, полагал, что сущность «социального капитала» может быть раскрыта, если в основу исследования будет заложен принцип рационального и целенаправленного поведения, с помощью которого можно объяснить не только поведение индивидов, но и развитие социальной организации [11]. По мнению Дж. Коулмана, социальный капитал, подобно другим формам капитала, продуктивен. Он способствует достижению определенных целей, добиться которых при его отсутствии невозможно [11].
Ф. Фукуяма делает акцент на понятии «Шб!» - доверие, которое он понимает как следование членов общества неким общим фундаментальным нормам и ожидание от них честного, предсказуемого поведения в соответствии с этими нормами. Следуя логике, социальный капитал автор определяет как «...определенный потенциал общества или его части, возникающий как результат наличия доверия между его членами». Также им обращается внимание на важную роль семьи как источника и ресурса социального капитала [12].
Социальный капитал может накапливаться на нескольких уровнях общества: наноуровне, микроуровне, мезоуровне и макроуровне.
Наноуровень - семья, это первоначальный уровень взаимодействия с другими людьми для любого человека. Взаимодействие внутри семьи регулируется неформальными нормами, в этом и проявляется институциональная составляющая процесса накопления социального капитала.
Микроуровень - уровень взаимодействия человека с друзьями, соседями, коллегами по работе, взаимодействие внутри различных социальных групп.
Мезоуровень и макроуровень. Накопление социального капитала на мезоуровне общества - уровне взаимодействия различных социальных, национальных групп, сетевых объединений оказывает непосредственное воздействие на стабильность всей социально-экономической системы. Это же относится и к накоплению социального капитала на макроуровне при взаимодействии общества, государства, бизнес-структур и профсоюзов [13].
В сфере бизнес-образования огромное значение имеет накопление не только человеческого, традиционного для образования капитала, но и социального и символического.
Так, например, Н.Э. Соболева выделяет в своем исследовании несколько групп, которые характеризуются разной степенью вклада в накопление разных
видов капитала. Для нас интересны группы под названием: «общительные прагматики» - 8,8 % опрошенных, «общительные» - 14,3, «многостаночники» -21,4 %. Эти группы отличаются не только видами капитала, в которые инвестируют слушатели программы бизнес-образования, но и другими важными признаками.
Так, «общительные прагматики» характеризуются ориентацией на инвестирование в социальный капитал. Здесь много представителей с высокой должностью и коротким специфическим стажем, а также имеющих базовое экономическое образование. «Общительные» стремятся инвестировать в социальный и человеческий капиталы. Для данной группы важны практические занятия, так как, будучи непосредственным механизмом инвестирования в социальный капитал, они способствуют обмену опытом и укреплению связей слушателей и друг с другом, и с преподавателями.
«Многостаночники» - готовность инвестировать во все три вида капитала: здесь наблюдается высокая ориентация на накопление знаний, развитие социальных связей, и на повышение статуса [14].
Стоит отметить, что обучение и образование являются, возможно, ключевыми компонентами успешного создания и управления социальным капиталом в организациях. Социальная поддержка - это важный фактор карьерного роста, получения наиболее выгодных и перспективных заказов, выигрышных заданий и продвижения по службе уже в ходе трудовой деятельности.
Кроме того, социальный фактор является значимым и привлекательным и для работника, и для работодателя.
С одной стороны, социальные связи, контакты, возможности работника делают его более конкурентоспособным, с точки зрения работодателя, который может рассчитывать в этом случае на отдачу не только от человеческого, но и от его социального капитала. С другой - информация о социальных связях работодателя представляет интерес и для работника, который рассчитывает не только на получение заработной платы, но и на успешную карьеру в этой организации, возможность получения дополнительных навыков и знаний, доступа к новым производственным ресурсам, власти и различным благам.
Таким образом, индикатором накопления социального капитала в сфере бизнес-образования являются прежде всего расширение и укрепление деловых и иных актуальных социальных связей (горизонтальных и вертикальных) [15].
Так, по данным социологического исследования «Деловая карьера предпринимателя, менеджера», проводившегося Т.И. Заславской, Э.Н. Крылатых, М.А. Шабановой среди слушателей программ бизнес-образования при АНХ в 2008 (1279 чел.), 2010 (1104 чел.) гг., примерно треть всех опрошенных отмечает, что одним из главных мотивов получения бизнес-образования является налаживание деловых контактов, это говорит о наращивании социального
капитала путем обучения по программам МВА. Очень важно проследить, как менялась данная группа с течением лет, так как за это время произошли значительные перемены в общественной и экономической жизни страны.
Относительно качеств, нужных для делового успеха, - нет существенных различий между теми, кто пришел прежде всего за «связями», и теми, кто пришел по другим причинам. Однако в первом случае всего треть считает, что связи будут способствовать развитию делового успеха.
Главными же качествами для слушателей данной группы в 2008 г. были: способность организовывать эффективные команды и руководить их деятельностью - 65 %, инновационное мышление, постоянный поиск и освоение новых возможностей - 58, большой опыт практической работы - 47 %. К 2010 г. одним из ведущих качеств наряду с перечисленными выше выходит умение работать с людьми, создавать климат доверия и взаимной поддержки - 47 %.
Изменение в карьере. Треть тех, кто пришел за связями в 2008 г., считали, что после обучения в бизнес-школе (и завязывании новых знакомств соответственно) им удастся сменить место работы. К 2010 г. большинство слушателей (59 %), относящихся к этой группе, считают, что после обучения в бизнес-школе им удастся повысить уверенность в своих силах, 54 % -ожидают существенный рост заработной платы и 43 % надеются на ускорение карьерного роста.
Ожидания. В 2008 г. после окончания обучения данная группа планировала работать в крупном и среднем бизнесе (32 и 29 %), в первую очередь в реальном секторе экономики (промышленность, сельское хозяйство, строительство и пр.) - 41 %. К 2010 г. существенных изменений не произошло. Все так же после окончания обучения эта группа планирует работать в крупном и среднем бизнесе (30 и 33%).
Что касается сферы деятельности слушателей, которые пришли в бизнес-школу главным образом для того, чтобы наладить связи, то в 2008 г. почти четверть из них были из реального сектора экономики, к 2010 г. их число сократилось примерно на 10 %, возросло число слушателей из сектора высоких технологий (21 %). Это свидетельствует скорее всего о том, что в стране очень существенно стал изменяться рынок высоких технологий и бизнесу понадобились управленцы в этой области.
Сократилось число слушателей из сектора финансовых услуг. Представителей из торговли осталось примерно такое же количество.
Относительно должностного статуса можно отметить, что произошли следующие изменения за 2 года в этой группе слушателей:
- во-первых, сократилось число генеральных директоров, которые пришли в бизнес-школу для налаживания знакомств (с 17 до 8 %);
- во-вторых, возросло число руководителей подразделения. Если в 2008 г. их было 27 %, то в 2010 г. данная группа насчитывает уже 36 % слушателей.
Такие же изменения наблюдаются и среди заместителей генерального директора (число слушателей упало с 21 до 15 %).
Распределение по полу: за связями идут больше мужчины, чем женщины - 7 и 3 %. Что говорит скорее о том, что большинство слушателей бизнес-школ составляет мужская половина человечества, и этот показатель пока не изменяется, несмотря на то, что занятость женщин в сфере управления бизнесом растет.
Если говорить о возрасте слушателей, которые идут в бизнес-школу за связями, то здесь наблюдается интересная картина: в 2008 г. это были люди от 35 до 40 лет, к 2010 г. состав значительно «омолодился» и теперь их возраст в пределах от 27 до 35 лет.
В основном люди, которые выбрали одним из главных мотивов поступления в бизнес-школу установление связей, состоят в браке (60 %), относят себя к слою среднему или выше (55 и 30 % соответственно). Данный показатель в основном остался прежним за период с 2008 по 2010 г.
Стоит отметить, что существенно изменилась картина ценностей за прошедшие годы. Базовые ценности семьи в 2008 и в 2010 г. остаются на лидирующих позициях. Что касается делового и профессионального успеха, то за прошедшие 2 года данный показатель увеличился почти на 20 %.
А вот социальные связи важны только для 17 % опрошенных в этой группе и в 2008, и в 2010 г.
Среди качеств, которые способствуют деловому успеху, также одними из важных являются налаживание связей в деловом сообществе и с властными структурами.
Можно заметить, что к 2010 г. большее количество респондентов отмечают важность формальных и неформальных связей как с чиновниками, так и в деловой среде. Возможно, это связано с тем, что в обществе растет уровень доверия к различным видам структур и понимание того, что данные связи способствуют развитию организации и бизнеса.
Отсюда следует, что социальные связи являются для респондентов одним из важных факторов, влияющих на решение получить бизнес-образование, а также возможностью для успешного функционирования их бизнеса.
Таким образом, можно констатировать, что в современной России повышается важность такого социального института, как бизнес-образование. Актуализируется задача целостного рассмотрения бизнес-образования высшей ступени в России как социального института с учетом его многообразных внешних и внутренних связей, места в более широкой институциональной среде, функций, выполняемых перед разными группами слушателей, и пр.
Как и любой институт, оно выполняет свои определенные функции, явные и латентные. Одной из функций современного бизнес-образования является накопление социального капитала, для одних групп слушателей эта функция является латентной, а для других - явной. Социальный капитал проявляется прежде всего в расширении
и укреплении деловых и иных актуальных социальных связей (горизонтальных и вертикальных).
Литература
1. Кольчугина М. Бизнес-образование в России // Мировая экономика и международные отношения. 2008. № 2. С. 61 - 69.
2. Шабанова М.А. Ресурс бизнес-образования в современной институциональной среде // Общество и экономика. 2007. № 4. С. 168 - 191.
3. Сысоева В.А. Социология. Социальные институты. М., 2002.
4. Седов Л.А. Институт социальный // Современная западная социология. М., 1990.
5. Корнейчук Б.В. Институциональная экономика: учеб. пособие для вузов. М., 2007. 256 с.
6. ДавыдовА.А. Системная социология. М., 2006. 192 с.
7. Мертон Р.К. Явные и латентные функции // Американская социологическая мысль. М., 1994. С. 379 - 448.
Поступила в редакцию
8. Ковалев В.А. К вопросу о формировании системы бизнес-образования в Российской Федерации // Вестн. Омского ун-та. Сер. Экономика. 2010. № 2. С. 80 - 87.
9. Евенко Л.И., Филонович С.Р., Годин В.В. Обучение в течение всей жизни и бизнес-образование: современные тенденции // Бизнес-образование. 2004. № 1 (16). С. 3 - 8.
10. Бурдье П. Формы капитала // Экономическая социология. 2002. № 5. С. 60 - 75.
11. Коулман Дж. Капитал социальный и человеческий // Общественные науки и современность. 2001. № 3. С. 121 - 139.
12. Фукуяма Ф. Доверие: социальные добродетели и путь к процветанию: пер. с англ. М., 2006. 730 с.
13. Теория капитала и экономического роста: учеб. пособие / под ред. С.С. Дзарасова. М., 2004. 396 с.
14. Соболева Н.Э. Инвестиции в МВА, как способ накопления человеческого, социального и символического капитала // Статистика и социология образования. 2008. С. 229 - 245.
15. Заславская Т.И., Крылатых Э.Н., Шабанова М.А. Новое поколение деловых людей России: социальный портрет, карьера, бизнес-образование. М., 2007. 320 с.
24 апреля 2012 г.