за морем житье не худо...
наиболее значимые страны для развития
российского промышленного экспорта
К 90-м годам ХХ века сложилась достаточно устойчивая «приоритетность» континентов во внешнеэкономических связях России. Так, на Европу в 1992 г. приходилось 51,9% внешней торговли России (в 1999г. - 61,3%), на Азию - 15,6% (203%), на Северную и Южную Америку - 63% (10,0%), на Африку - 1,2% (0,6%), на Австралию и Океанию - 0,07% (03%). К середине первого десятилетия XXI века в страновой структуре внешней торговли крупнейшим экономическим партнером России продолжает оставаться Европейский Союз. Однако можно сделать вывод и о географической привлекательности для России Евразии: близость поставок, наработанные связи, контакты, существующие устойчивые и формирующиеся рынки сбыта
российской продукции и т.д.
Европа - наиболее мощный рынок. Тем не менее, для России он может периодически расти или сокращаться вследствие открыто проводимой странами-членами ЕС политики по их желанию вытеснить Россию с этого направления.
В то же время, азиатский рынок постоянно растет: рост уровня и доход стран Азиатско-тихоокеанского региона (АТР) в целом, динамизм в развитии НИС Азии, отдельных группировок типа АТЭС, ТЭС, АСЕАН и др. Россия переориентировала часть своих зарубежных поставок, так как рынок Азии очень емок в экономическом плане и перспективах своего развития. Что касается американского рынка, то у России с США существует устойчиво деформированная система торгового баланса, а вот с Канадой и Мексикой отношения нужно развивать, что более или менее сейчас и осуществляется. То же самое касается Кубы. Что говорить о перспективах в Южной Америке, если после 2003 г. торгпредства оставили там только в двух стра-
Шифпингер Е.Г.
аспирант кафедры финансов и валютно-кредитных отношений Всероссийской академии внешней торговли
' х Е
нах - Бразилии и Аргентине? На них и приходится ориентироваться по экспорту. Но в то же время нельзя не сказать о частных инициативах стран-импортёров, в частности о внезапном увеличении экспорта российских вооружений в Венесуэлу вследствие изменения геополитической обстановки в этом регионе. Африканский рынок представлен в основном странами, куда со времен СССР продавалось и продается оружие, где были построены промышленные и хозяйственные объекты. Сейчас этот рынок для России почти потерян (кроме торговли оружием с несколькими странами), а этого делать никак нельзя. Другое дело, этот ктор мирового рынка сейчас нельзя выдвигать в приоритетные направления развития спорта России. Пока освоить и вернуть его не хватает.
Импорт из региона Австралии и Океании в разы превышает российский экспорт, и коренным образом изменить ситуацию в ближайшие 10-20 лет вряд ли представляется возможным. Если говорить о конкретных странах, то в 2005 г. основными партнерами по объему экспорта российских товаров были: Нидерланды - 10,2% Германия -8,2% Италия - 7,9% Китай - 5,4% Украина - 5,1% Турция - 4,5% Швейцария - 4,3% Белоруссия - 4,2%. Польша - 3,6%. Великобритания - 3,4%. 1
для России европейский рынок 1 В импорте преоблада-
может периодически расти
или сокращаться вследствие
ыитики, открыто проводимой
странами-членами ЕС
, 2007, № 6
ли поставки из Германии - 13,5%, Украины - 7,9, Китая - 7,4, Японии - 5,9, Белоруссии - 5,8, США - 4,6, Италии - 4,5, Республики Корея - 4,1, Франции - 3,7, Казахстана - 3,3%. - http:// www.gsk.ru
Следует отметить, что уже сей- у России с США час поступает экспорт высокотехнологичной продукции из существует устойчиво России в некоторые страны ЕС,
сша, Японию и снг, Индию, деформированная система
Турцию, Китай и др.
Необходимо иметь в виду, что, торгового баланса во-первых, Россия должна экспортировать в предполагаемые страны не сырье и материалы, а высокотехнологичную
и среднетехнологичную продукцию, такую, _
которую эти страны или не производят, или не могут производить (нет средств, опыта или производств такого класса). То есть эти страны должны быть в отдельных, может быть достаточно узких вопросах экономически менее развитыми, чем Россия, но при этом платежеспособными.
Кроме того, эти страны должны быть знакомы с Россией и с российской продукцией. Желательно, чтобы это были государства _
нашей «орбиты влияния» или военного или экономического присутствия (содействия). Наконец, эти страны должны быть расположены достаточно близко в географическом плане (в целях экономии на транспортных издержках). Вначале необходимо завоевать рынки этих стран, а затем, набравшись сил, завоевывать рынки развитых стран (разве что кроме США).
Выстраивая страны приоритетном порядке, мы можем выделить следующие региональные
группы стран. 2 _
1. Страны СНГ.
Их доля в общем объеме экспорта России на _
1999 г. выглядела следующим образом: Украина _
(40,7%), Белоруссия (33,7%), Казахстан (13,9%), Узбекистан (4,1%), Молдавия (2,4%),
2 Отметим, что выстраиваем мы их прежде всего с точки зрения географической близости к России, а также приоритетности возврата этих рынков нашей страной. Также следует отметить, что внутри каждой группировки есть свои собственные приоритеты. Они будут отмечены отдельно.
импорт из Австралии
и Океании в разы превышает
российский экспорт,
и коренным образом
изменить ситуацию
в ближайшие 10-20 лет
вряд ли представляется
возможным
Азербайджан (1,1%), Армения (1,0%), Киргизия (1,0%), Грузия (0,8%), Туркмения (0,7%), Таджикистан (0,6%). 3 В 2005 г. экспорт в абсолютном выражении в страны СНГ составил: в Украину -12403 млн. долл., Белоруссию - 10118, Казахстан -6526, Узбекистан - 861, Азербайджан - 858, Молда-вию - 448, Киргизию - 397, Грузию -353, Таджикистан - 240, Туркмению - 224, Армению - 191 млн. долл. 4
:ип
2. Страны Восточной Европы.
Польша, Словакия, Венгрия, Чехия, Румыния, Болгария, Югославия (Сербия и Черногория), Словения, Хорватия, Македония. В 2005 г. российский экспорт в страны Восточной Европы в абсолютном выражении составил: в Польшу - 8623 млн. долл., Венгрию - 5004, Чехию - 3817, Словакию - 3190, Румынию -3041, в Болгарию - 1900 млн. долл. 5
3. Страны Азии. итай (5,9%), Турция (3,5%), Индия, Иран,
Вьетнам, Монголия. В 2005 г. российский экспорт в страны Азии составил: в Китай - 13048 млн. долл., Турцию - 10857, Индию - 2314, Иран - 1927, Вьетнам - 739, в Монголию - 443 млн. долл. 6
4- Латинская Америка.
Бразилия, Аргентина, Венесуэла. В 2005 г. российский экспорт в страны Латинской Америки составил: в Бразилию - 605 млн. долл., в Аргентину - 71,7 млн. долл. 7 С точки зрения
3 Атлас. Экономическая и социальная география России. - М.: АСТпресс, 2001. - С. 39
4 http://www.customs.ru/ru/stats/
5 http://www.customs.ru/ru/stats/
6 http://www.gsk.ru
7 http://www.customs.ru/ru/stats/
разнообразия импорта и заинтересованности в торговых отношениях с Россией стоит в дальнейшем поставить в этот ряд стран Чили, а с точки зрения импорта вооружений присовокупить к ней Перу. В перспективе к ним могут присоединиться Куба, Мексика и Панама.
5. Африка.
Российский экспорт в Египет в 2005 г. составил 1048 млн. долл. 8 В перспективе сюда следует добавить ЮАР, Нигерию, Алжир, Ливию. Все они (кроме, пожалуй, Ливии) имеют достаточно структурированную систему импорта и платежеспособны.
Таким образом, сформирован приоритетный перечень стран, наиболее перспективных в настоящее время для российского экспорта. Хотелось бы подчеркнуть, что приоритетным критерием выделения в данном случае является гарантирование российским государством экспортных кредитов в эти страны. Однако это тактическое решение вопроса в краткосрочной перспективе.
В долгосрочной перспективе к этому перечню добавляются страны Западной Европы и США, включая основных торговых партнеров России в настоящее время.
6. Страны Западной Европы и США. Германия (10,3%), Италия (8,1%), США (5,2%), Великобритания (5,2%), Нидерланды (4,9%), Швейцария (4,3%), Финляндия (3,5%), Франция, Бельгия, Швеция, Испания, Ирландия, Австрия, Греция, Дания, Норвегия, Люксембург, Португалия, Исландия. В 2005 г. экспорт в абсолютном выражении в страны Западной Европы и США составил: в Нидерланды - 24608 млн. долл., Германию -19736, Италию - 19052, Швейцарию - 10476, Великобританию - 8277, Финляндию - 7651, США - 6318, Францию - 6111, Австрию -2353, в Швецию - 2321 млн. долл. 9
8 http://www.expotsupport.ru
9 http://www.gsk.ru
Проведённый анализ позволяет сделать следующие выводы.
1. В настоящее время существуют различные подходы к выделению приоритетного списка стран - торговых партнёров России.
В качестве общих критериев выбора таких стран выделяется географическая привлекательность Евразии для России, а именно: близость поставок, наработанные связи, контакты, существующие устойчивые и формирующиеся рынки сбыта российской продукции.
2. На первое место в качестве перспективных партнеров выдвигается Европа, затем следуют Азия, Северная и Южная Америка, Африка, Австралия и Океания.
3. Частными критериями выделения служит эмпирически сложившаяся десятка основных торговых партнёров России, то есть это те страны, в которые уже сейчас поступает экспорт высокотехнологичной продукции из нашей страны, а также страны, отмеченные в Программе государственной гарантийной поддержки экспорта промышленной продукции российских предприятий.
Ye.G.Shiflinger,
postgraduate student, Finance and Currency-Credit Relations Department, All-Russian Academy of Foreign Trade
Most promising destinations for Russia's exports of industrial products
T.he paper updates and extends the list of Russia's partner countries that hold most promise for Russia's exports of industrial products. The criteria for selecting such countries are Eurasia's geographical appeal to Russia, i.e., the proximity of export destinations, established ties, contacts, available and new markets for the distribution of Russian products. In addition to that, the list of leading countries should include the emerged top ten partners of Russia; and those of them that are already export destinations for Russian high-tech products; as well as the countries singled out in the Programme of State-Guaranteed Support for Exports of Industrial Products.