УДК 347.5
А.В. Шахматов*, М.Л. Родичев**
Наиболее значимые элементы оперативно-розыскной характеристики легализации (отмывания) преступных доходов
В статье рассмотрены способы совершения легализации (отмывания) преступных доходов, мотивация криминального поведения, а также некоторые другие, наиболее значимые элементы оперативной-розыскной характеристики указанных преступлений.
Ключевые слова: теневая экономика, легализация (отмывание) преступных доходов, отличительные черты совершения легализации имущества, приобретенного преступным путем.
A.V. Shakhmatov*,M.L.Rodichev**. The main elements of operational-detective characteristics of legalization (laundering) of criminal proceeds. The article deals with the ways of committing the legalization (laundering) of proceeds from crime, the motivation of criminal behavior and the other most important elements of operational-investigative characteristics of these elements.
Keywords: shadow economy, legalization (laundering) of proceeds from crime, distinctive features of the commission of the legalization of offense-related property.
Теория оперативно-розыскной деятельности на протяжении своего развития и совершенствования выработала свое понятие характеристики преступлений, которое получило название оперативно-розыскной [3]. Она рассматривается с позиции деятельности субъектов ОРД и в свое содержание включает совокупность большинства характеристик, предлагаемых правовыми науками. Однако при этом из общеизвестных уголовно-правовых, криминалистических, криминологических, психологических характеристик выбираются наиболее важные поисковые признаки, которые в совокупности дают более глубокое представление о субъекте преступления, позволяют правильно принять решение о применении сил, средств и методов, используемых в оперативно-розыскной деятельности и в целом способствуют более эффективному и быстрому выявлению преступления и его раскрытию.
Наиболее оптимальным нам представляется определение оперативно-розыскной характеристики преступлений, данное заслуженным деятелем науки РФ, доктором юридических наук, профессором В.Д. Ларичевым, который считает, что под ней следует понимать научно разработанную систему обобщенных данных о наиболее типичных оперативно-значимых признаках преступления, проявляющихся в особенностях объекта преступного посягательства, способах совершения преступления, механизме следообразования преступных действий, а также личностных данных субъекта преступления, знание которых является теоретической и информационной базой для разработки основных методических и тактических приемов выявления и раскрытия преступлений [4, с. 8].
B.Д. Ларичев отмечает, что, исходя из понятия и определений оперативно-розыскной характеристики (далее - ОРХ), даваемых различными авторами, в содержание ОРХ преступлений экономической направленности включаются следующие элементы:
- уголовно-правовые признаки конкретного преступления;
- реальная распространенность правонарушений и сопутствующих им явлений;
- динамика и структура экономической преступности;
- фазы развития преступления;
- место, способ совершения экономических преступлений и предмет преступного посягательства;
- мотивация криминального поведения;
- черты личности преступника, в т.ч. нравственно-психологические и специальные особенности личности преступников, а также потерпевших;
- организованные формы совершения преступления и ряд других [4].
Понятие оперативно-розыскной характеристики преступлений и ее содержание, определенные В.Д. Ларичевым, представляются наиболее оптимальными, т.к. они включают наиболее важные элементы характеристики криминальных явлений, необходимые для выявления и раскрытия легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем.
* Шахматов, Александр Владимирович, доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры оперативно-розыскной деятельности Санкт-Петербургского Университета МВД России. Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. E-mail: a-shahmatov@yandex.ru.
** Родичев, Максим Леонидович, старший преподаватель кафедры оперативно-розыскной деятельности Санкт-Петербургского университета МВД России. Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. Телефон 8(981)8284181. E-mail: petrogradets@bk.ru
* Shakhmatov, Alexander Vladimirovich, Doctor of Law, Professor, Department of operational and investigative activities of the St. Petersburg University of the Russian Interior Ministry. Address: Russia, 198206, St. Petersburg, Pilot Pilyutov str., 1. E-mail: a-shahmatov@yandex.ru.
** Rodichev, Maxim Leonidovich, a senior lecturer in operational and investigative activities of the St. Petersburg University of the Russian Interior Ministry. Address: Russia, 198206, St. Petersburg, Pilot Pilyutov str., 1. Phone 8 (981) 8284181. E-mail: petrogradets@bk.ru. © Шахматов А.В,, Родичев М.Л., 2015
В рамках настоящей статьи не ставится задачи дать всеобъемлющую оперативно-розыскную характеристику легализации (отмывания) имущества, приобретенного преступным путем, и рассмотреть все ее элементы. Будут подробно рассмотрены только некоторые, на наш взгляд, наиболее ее значимые стороны, имеющие первостепенное значение при выявлении и раскрытии указанных преступлений.
Место совершения легализации преступных доходов
Составы преступлений, предусмотренных ст. 174 и 174.1 УК РФ, относятся к виду формальных и являются оконченными с момента совершения финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, приобретенными преступным путем, в целях придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению указанными денежными средствами или иным имуществом.
Таким образом, местом совершения преступления, предусмотренного ст. 174 и 174.1 УК РФ, будет являться место совершения конкретной финансовой операции или сделки.
С учетом определения финансовой операции, закрепленной в ст. 2 Модельного закона о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем [2], можно сделать вывод, что финансовые операции совершаются в основном на объектах кредитно-финансовой системы, преимущественно исходя из способа их совершения, в кредитных учреждениях (банках), которые и являются одними из наиболее возможных мест легализации (отмывания) преступных доходов.
Необходимо отметить, что в результате проведенного анкетирования сотрудников подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции Северо-Западного федерального округа РФ установлено, что, по мнению респондентов (65,9 %), кредитно-финансовая система является основной сферой размещения преступных доходов.
Предметом легализации могут являться не только денежные средства, но и иное имущество - права на недвижимость, транспортные средства, ценные бумаги. В этом случае местами легализации указанного имущества будут места регистрации сделок и права собственности на него. В соответствии с ч. 1 ст 165 Гражданского кодекса РФ, несоблюдение в случаях, установленных законом, требования о государственной регистрации сделки влечет ее недействительность. Такая сделка считается ничтожной [1].
Таким образом, местами легализации, помимо банков, также являются помещения регистрирующих организаций - органов Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр), Федеральной налоговой службы, подразделений Министерства внутренних дел РФ по регистрации транспортных средств, а также юридических лиц - регистраторов права собственности на ценные бумаги. Необходимо отметить, что для настоящего времени характерна устойчивая тенденция вывода денежных средств за рубеж.
Анализируя статистические данные, можно сделать вывод, что доля преступлений, предусмотренных ст. 174 или 174.1 УК, связанных с выводом денежных средств за рубеж, в общем количестве выявленных преступлений, предусмотренных ст. 174 или 174.1 УК, в настоящее время сравнительно невелика. По нашему мнению, одной из причин этого является то, что некоторые факты совершения фиктивных финансовых операций, связанных с выводом денежных средств за рубеж, квалифицируются по ст. 193 УК РФ «Уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации», либо по ст. 193.1. УК РФ «Совершение валютных операций по переводу денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации на счета нерезидентов с использованием подложных документов», или как продолжение предикатного (предшествующего легализации) преступления. Такая квалификация связана с тем, что диспозициями ст. 174 и 174.1 УК предусмотрено совершение финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, приобретенными преступным путем, а установить связь между переведенными за рубеж денежными средствами и конкретным предикатным преступлением зачастую не представляется возможным.
Изучение оперативно-следственной практики показывает, что часто местами размещения преступных доходов, полученных на территории РФ, являются страны с наиболее комфортными условиями для проживания (Испания, Болгария, Кипр, страны Латинской Америки), со слабой фискальной системой. Таким образом, оперативно-розыскные мероприятия, направленные на поиск имущества, приобретенного преступным путем, необходимо, проводить в первую очередь с учетом мест его возможной легализации, которые, в свою очередь, определяются с учетом обстоятельств и механизма совершения предикатного преступления, личности и возможностей преступника.
Способы совершения легализации (отмывания) преступных доходов
В 2013 г. авторами настоящей работы было проведено анкетирование 146 сотрудников подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции (далее - ЭБ и ПК) СевероЗападного федерального округа России по ряду вопросов, касающихся сферы противодействия легализации имущества, приобретенного преступным путем.
Анкетирование, в частности, показало следующие результаты: среди наиболее распространенных в настоящее время способов легализации преступных доходов названы: совершение мнимых сделок в целях смены номинальных владельцев имущества, приобретенного преступным путем (46,2 % опрошенных), вложение преступных доходов в легальную предпринимательскую деятельность (52,3 %), купля-продажа недвижимости, транспортных средств, драгоценностей (44,2 %), купля-продажа ценных бумаг (25,1 %), купля-продажа долей в паевых инвестиционных фондах (16,3 %), перечисление денежных средств по счетам фирм-однодневок (64,6 %), перечисление денежных средств по счетам реальных фирм, принадлежащих родственникам и друзьям лица, совершившего предикатное (основное, первоначальное) преступление (29,2 %), обналичивание и обезналичивание
денежных средств (65,2 %), размещение преступных доходов в банковских учреждениях (21 %), вывод денежных средств или иного имущества, зарубеж (38,7 %), фальсификация документов о праве собственности на имущество, приобретенное преступным путем (22,4 %), обмен валюты (13,6 %).
Таким образом, можно сделать вывод, что наиболее распространенными способами легализации преступных доходов являются «транзитное» перечисление денежных средств по счетам фирм-однодневок (64,6 %), обналичивание и обезналичивание денежных средств (65,2 %).
Среди сфер экономики, в которых, по мнению респондентов, наиболее распространено отмывание преступных доходов, кредитно-финансовая система (65,9 %), уверенно занимает первое место.
Иные сферы экономики респондентами назывались гораздо реже: агропромышленный комплекс (12,2 %), лесопромышленный комплекс (25,8 %), потребительский рынок (21 %), внешнеэкономическая деятельность (31,2 %), строительство и рынок недвижимости (59,8 %), топливно-энергетический комплекс (22,4 %). Результаты анкетирования позволяют сделать вывод, что легализация преступных доходов в настоящее время в основном осуществляется посредством проведения мнимых финансовых операций между юридическими лицами, учредителями и руководителями которых являются подставные физические лица (фирмами-однодневками).
Удобство использования фирм-однодневок в целях легализации имущества, приобретенного преступным путем, заключается, в частности, в возможности перевода денежных средств юридического лица со счета на счет при помощи электронной системы «Клиент-Банк». В этой ситуации, если руководитель и учредитель юридического лица являются номинальными (подставными лицами), а юридическое лицо подключено к системе «Клиент-Банк», то преступники, имея ключи от указанной системы, получают возможность, оставаясь полностью анонимными, распоряжаться денежными средствами, находящимися на счетах юридического лица.
Другим важным фактором, обуславливающим преимущество использование подконтрольного юридического лица в целях легализации имущества, приобретенного преступным путем, является возможность легализовать значительно большие суммы денежных средств по сравнению с размерами сумм расчетов между физическими лицами, не связанными с осуществлением ими предпринимательской деятельности. При расчетах между юридическими лицами легче скрыть сделки по легализации преступных доходов в связи с большим количеством финансовых операций, проводимых юридическим лицом, возможностью заключать труднопроверяемые сделки по получению услуг на значительные суммы (оплата «рекламы», «охраны», «перевозки грузов», «маркетинговых исследований» и т.д.). Как показывают материалы оперативно-следственной практики, наиболее распространенными финансовыми операциями по легализации преступных доходов, совершаемых с использованием «фирм-однодневок», являются переводы с одного банковского счета на другой, обналичивание (перевод в наличную форму) и обезналичивание (перевод в безналичную форму) денежных средств, вывод денежных средств за рубеж, а также приобретение недвижимого имущества от имени фирм-однодневок.
Возможно выделить следующие направления использования юридических лиц, в том числе фирм-однодневок, в целях легализации преступных доходов:1) для реализации имущества, приобретенного преступным путем; 2) использование расчетных счетов юридического лица в качестве «транзитных», т.е. для промежуточного перечисления преступно приобретенных денежных средств на счета других юридических лиц; 3) для приобретения различного движимого и недвижимого имущества от имени юридических лиц; 4) для обналичивания денежных средств, приобретенных преступным путем, т.е. для перевода в наличную форму денежных средств, ранее находившихся на счетах юридического лица.
Изучение и анализ современной оперативно-следственной и судебной практики, материалов, поступающих из Росфинмониторинга, научно-исследовательских работ, анкетирование сотрудников подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции ОВД позволили выявить и сформулировать и другие, менее распространенные, способы легализации имущества, приобретенного преступным путем, характерные для настоящего времени:
- маскировка полученных преступных доходов мнимыми бестоварными сделками;
- конвертирование денежных средств, приобретенных преступным путем, в купюры иного достоинства, другие виды валют, приобретение на них драгоценных металлов, ювелирных изделий, предметов антиквариата, произведений искусства и т.п.;
- включение денежных средств и иного имущества, приобретенного преступным путем, в легальную финансово-хозяйственную деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя путем расчета за поставленную продукцию, оплаты кредитов, арендной платы, а также по иным основаниям;
- приобретение дорогостоящего и, как правило, высоколиквидного, движимого и недвижимого имущества. В оперативно-следственной практике наиболее часто выявлялись факты приобретения преступниками недвижимости (как жилой, так и коммерческой), автотранспортных средств, акций, долей в паевых инвестиционных фондах;
- фальсификация документов о праве собственности на имущество, приобретенное преступным путем, и его последующая продажа;
- использование имущества, приобретенного преступным путем, для начала осуществления легальной предпринимательской деятельности;
- отчуждение имущества, приобретенного преступным путем, посредством заключения сделок с аффилированными юридическими лицами и его последующий возврат в свое владение на основании договоров аренды или иных гражданско-правовых договоров;
- дробление денежных средств, приобретенных преступным путем, на более мелкие суммы, которые зачисляются на один счет.
- внешнеэкономические сделки с аффилированными юридическими лицами, в результате которых в Российскую Федерацию осуществляется ввоз товаров по завышенным ценам, при этом сами аффилированные юридические лица приобретают товар за границей у поставщиков по ценам, значительно меньшим.
Необходимо отметить, что преступники нередко используют сочетания различных способов легализации. Как показывают изученные материалы оперативно-следственной практики, чаще всего встречаются комбинации из переводов денежных средств по транзитным расчетным счетам фирм-однодневок и их последующего обналичивания либо приобретения на них недвижимости, транспортных средств или ценных бумаг. Также необходимо иметь в виду, что конкретный способ совершения рассматриваемого вида преступления выбирается преступниками, исходя из специфики объекта легализации (денежные средства в наличной или безналичной форме, право на недвижимое имущество, автотранспортные средства и т.д.), стоимости легализуемых доходов, наличия соучастников в органах государственной власти (в первую очередь в правоохранительных, налоговых и таможенных органах) и на объектах кредитно-финансовой сферы, наличия у преступников консультантов по вопросам юриспруденции и экономики, в т.ч. за рубежом, географического места нахождения преступников, а также некоторых других факторов.
Изложенное выше позволяет сформулировать понятие «способ легализации преступных доходов», под которым понимается объединенная единым замыслом совокупность мнимых финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, приобретенными преступным путем, совершаемых преступником в целях придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению указанными денежными средствами или иным имуществом, предопределяемых с учетом специфики объекта легализации, стоимости легализуемых доходов, наличия соучастников в органах государственной власти и на объектах кредитно-финансовой сферы, наличия у преступников консультантов по вопросам юриспруденции и экономики, в т.ч. за рубежом, географического места нахождения преступников, а также некоторых других факторов.
Очевидно, что организация, в т.ч. планирование, оперативно-розыскной деятельности, направленной на противодействие легализации преступных доходов, должна осуществляться на основе понимания способов совершения указанных преступлений, т.к. это дает возможность определить их поисковые признаки, выявить следы действий преступников, провести мероприятия по предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений рассматриваемого вида, в отдельных случаях - установить места нахождения преступников и имущества, приобретенного преступным путем, а также решить иные задачи ОРД.
В связи с вышеизложенным можно констатировать, что способ легализации преступных доходов является одним из наиболее значимых элементов оперативно-розыскной характеристики указанных преступлений, без знания которого организация эффективного оперативно-розыскного противодействия их совершению невозможна или крайне затруднительна.
Сложность выявления и документирования оперативно-розыскными методами.
Совершение легализации преступных доходов характеризуется их умышленной маскировкой, законспированностью действий преступников, выдвижением ими труднопроверяемых доводов о законности приобретения имеющегося у них имущества.
Выявление фактов легализации имущества, приобретенного преступным путем, является для сотрудников оперативных подразделений достаточно сложной задачей.
Дело в том, что, во всех случаях легализация преступных доходов представляет собой одну или несколько мнимых финансовых операций, внешне имеющих признаки законных. Выявить подобную операцию в местах ее совершения (кредитных учреждениях, регистрирующих учреждениях и т.д.) при отсутствии предварительной информации о том, что указанная операция совершается с целью легализации преступных доходов, практически невозможно. Сложность документирования рассматриваемой преступной деятельности повышается тем, что для совершения мнимых финансовых операций преступники зачастую не появляются в кредитных учреждениях и используют системы управления банковскими счетами удаленного доступа типа «Клиент - Банк», а также электронные кошельки и пластиковые карты, зарегистрированные, как правило, на имя посторонних лиц. При подобных условиях даже наличие оперативных позиций в местах совершения финансовых операций и иных сделок не позволяет, по нашему мнению, эффективно выявлять факты легализации преступных доходов.
В настоящее время выявление преступлений, предусмотренных ст. 174 УК РФ и 174.1 УК РФ, устанавливающими уголовную ответственность за легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем, происходит, как правило, в ходе расследования преступлений, предшествующих легализации. В этом случае следователи и сотрудники оперативных подразделений в ходе поиска имущества, приобретенного подозреваемыми (обвиняемыми) в результате совершения ими конкретного преступления, выявляют факты совершения мнимых сделок (финансовых операций) с указанным имуществом, которые, как правило, совершаются в целях его сокрытия и предупреждения его изъятия правоохранительными органами. При выявлении подобных фактов, при наличии признаков состава преступления, предусмотренного ст. 174 УК РФ или 174.1 УК РФ, следователями принимается решение о возбуждении уголовного дела по указанным статьям, которое расследуется в рамках следствия по предикатному преступлению.
Другим аспектом, затрудняющим сложность документирования легализации преступных доходов, является использование преступниками технических каналов связи, в т.ч. таких, как «Skype», «Viber», «Telegram», снятие информации с которых по техническим причинам оперативными подразделениями ОВД не всегда возможно. Необходимо отметить, что использование преступниками указанных каналов связи предоставляет им возможность свести к минимуму личные встречи друг с другом, что влечет неэффективность документирования их преступной деятельности посредством проведения ОРМ «Наблюдение». Также по техническим причинам не всегда представляется возможным осуществлять оперативный контроль за совершением финансовых операций, осуществляемых по сети «Интернет» с помощью системы «Клиент - Банк».
Как показывают материалы оперативно-следственной практики, легализация имущества, приобретенного преступным путем, лицами, совершившими предикатное преступление, зачастую осуществляется с использованием подставных лиц, от имени которых совершаются финансовые операции (сделки) с указанным имуществом. Необходимо отметить, что подставные лица в силу того, что они постоянно или временно являются номинальными владельцами преступных доходов, пользуются доверием у преступников. Как правило, к числу указанных лиц относятся совершеннолетние дети, родители, другие родственники, друзья, иные лица, состоящие в свойстве с преступником, а также лица, жизнь, здоровье и благополучие которых дороги преступнику в силу сложившихся личных отношений. К последней категории, в частности, относятся сожители лица, совершившего предикатное преступление.
Изложенное выше позволяет сформулировать термин «лицо, подлежащее проверке, на предмет наличия у него преступных доходов», под которым понимается лицо (лица), совершившее (совершившие) предикатное преступление, а также лица, проживающие совместно с ним (ними), его (их) дети, родители, другие родственники, друзья, иные лица, состоящие в свойстве с преступником, а также лица, жизнь, здоровье и благополучие которых дороги преступнику (преступникам) в силу сложившихся личных отношений».
Мотивация криминального поведения
Как показывают материалы оперативно-следственной практики, легализация денежных средств или иного имущества, полученных преступным путем, совершается, преимущественно, во-первых, в целях противодействия их изъятию правоохранительными органами, и, во-вторых, в целях обеспечения возможности для преступников открыто владеть, пользоваться и распоряжаться полученными преступными доходами. Если при рассмотрении уголовного дела по обвинению лица в совершении преступления, предусмотренного ст. 174 или ст. 174.1 УК РФ, будет установлено, что имущество, деньги и иные ценности получены в результате преступных действий либо нажиты преступным путем, они в соответствии с п. 2 и 2.1 ч. 1 ст. 81 УПК РФ признаются вещественными доказательствами и на основании п. 4 ч. 3 указанной статьи подлежат возвращению законному владельцу либо обращению в доход государства.
Таким образом, для того чтобы не лишиться преступных доходов, преступники предпринимают меры по их сокрытию от правоохранительных органов, способствуют увеличению разрыва связи между полученными доходами и предикатным (основным) преступлением, и их дальнейшей легализации.
Необходимо отметить, что действия лиц, легализующих имущество, приобретенное преступным путем, направлены, как против его возвращения законному владельцу, так и против его конфискации, под которой, в соответствии со ст. 243 ГК РФ, понимается в предусмотренных законом случаях безвозмездное изъятие имущества по решению суда в виде санкции за совершение преступления или иного правонарушения [1].
Вторым мотивом совершения преступлений рассматриваемого вида является обеспечение возможности для преступников открыто владеть, пользоваться и распоряжаться полученными преступными доходами. Совершение предшествующих легализации преступлений происходит, как правило, с целью личного обогащения преступников и приобретения ими высокого социального статуса. После совершения предикатного преступления преступники стремятся максимально реализовать свои представления о «достойной» жизни: приобретают недвижимость, как в России, так и за рубежом, покупают дорогостоящие автомобили, ценные бумаги, осуществляют вклады в банки, открывают собственный бизнес или становятся собственниками уже работающих предприятий.
В ряде случаев, как, например, поступление на государственную службу, участие в кампаниях на выборные должности, а также в некоторых других, возникает необходимость декларирования и объяснения источников имеющегося имущества. С целью придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению имеющегося имущества преступники предпринимают действия по его легализации. В любом случае сотрудникам оперативных подразделений, осуществляющим поиск преступных доходов и фактов его легализации, необходимо иметь в виду, что лицо, совершившее предикатное преступление, как правило, не утрачивает контроль над имуществом, приобретенным преступным путем, осуществляет в отношении него правомочия собственника и часть преступно полученных средств тратит непосредственно на свои личные нужды.
Анализируя указанные выше, а также некоторые другие особенности совершения преступлений, предусмотренных ст. 174 и 174.1 УК РФ, можно сделать вывод, что под оперативно-розыскной характеристикой легализации преступных доходов понимается совокупность наиболее важных для организации оперативно-розыскной деятельности характеристик (элементов) легализации имущества, приобретенного преступным путем, отражающих ее уголовно-правовые признаки, механизм, стадии
и способы совершения, места размещения преступных доходов, особенности личности преступников и их мотивацию, возможности выявления и документирования преступной деятельности посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий.
Список литературы
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 1994. - № 32. - Ст. 3301.
2. Модельный закон о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем // Информационный бюллетень Межпарламентской Ассамблеи государств-участников Содружества Независимых Государств,. -1999. - № 20. - С. 112-129.
3. Луговик, В. Ф. Проблемы формирования учения об оперативно-разыскной характеристике преступлений // Оперативник (сыщик). - 2006. - № 4 (9). - С. 13-16.
4. Ларичев, В. Д. Роль и значение оперативно-розыскной характеристики экономических преступлений в оперативно-розыскной деятельности // Оперативно-розыскная характеристика преступлений: понятие, сущность и содержание : материалы круглого стола, приуроченного к 60-летию заслуженного деятеля науки РФ, доктора юридических наук, профессора В.Д. Ларичева. - М.: ВНИИ МВД России, 2009.
УДК 343.985 В.Э. Шунк*
Механизм преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 176 УК РФ
В статье приводится нормативная база о правовой охране кредитов, выдаваемых из бюджета Российской Федерации. Раскрывается механизм незаконного получения государственных кредитов. Приводятся документы, которые должны быть представлены следователю для установления события преступления.
Ключевые слова: государственный кредит, незаконное получение кредита, банк, механизм преступления.
V.E. Shunk*. The mechanism of crime provided by article 176 part 2 of the Criminal Code of the Russian Federation. This article deals with the legal base of the legal protection of loans granted from the budget of the Russian Federation. The mechanism of illegal government loans is solved. There are documents which must be presented to the investigator for determing evidence of a crime.
Keywords: state loan, illegal loan, bank, mechanism of crime.
Норма ч. 2 ст. 176 УК РФ предусматривает уголовную ответственность:
1) за незаконное получение государственного целевого кредита;
2) за использование государственного целевого кредита не по прямому назначению.
Высокая общественная значимость приведенной нормы в практической деятельности фактически
не находит отражения. Так, по указанному составу преступления были осуждены в 2009 г. 21 человек, в 2010 г. - 11 человек, в 2011 г. - 6 человек, в 2012 г. - 3 человека, в 2013 г. - 5 человек, в 2014 г. - 1 человек [9].
Столь низкое число осужденных может объективно объясняться отсутствием расходов в бюджете России, связанных с предоставлением кредитов тем или иным субъектам. Вместе с тем низкое число кредитов, предоставляемых из бюджета России, может объясняться и отсутствием адекватного механизма уголовно-правового воздействия на лиц, незаконно получающих государственные кредиты или использующих их не по целевому назначению. Одной из причин указанной проблемы является сложность в понимании и установлении механизма данного преступления. Обращение к научным исследованиям и периодическим изданиям свидетельствует, что авторы в основном акцентируют внимание на преступлении, предусмотренном ч. 1 ст. 176 УК РФ, который по механизму совершения отличен от рассматриваемого нами деяния [2; 3; 4; 5; 6, с. 34-40; 7, с. 95-106; 8, с. 30-34]. Для понимания механизма соответствующего преступления обратимся к процедуре его предоставления.
Государственный целевой кредит обеспечивается за счет средств федерального бюджета. Исходя из ст. 6 и п. 2 ст. 93.2 Бюджетного кодекса РФ (далее по тексту - БК РФ), под бюджетным кредитом понимаются денежные средства, предоставляемые бюджетом на возвратной и возмездной основах [1]. Бюджет, исходя из ст. 6 БК РФ, - это форма образования и расходования
* Шунк, Виктория Эдуардовна, кандидат юридических наук, доцент кафедры криминалистики Санкт-Петербургского университета МВД России. Адрес: Россия, 198206 г. Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. Тел.: 8 (812) 730-26-90. E-mail: vika-shunk@rambler.ru.
* Shunk, ViktoriaEduardovna, the candidate of jurisprudence, the senior lecturer of the chair of the criminalistic of the St.-Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Address: Russia, 198206, St.-Petersburg, Pilyutov-street, l.Ph. 8 (812) 730-26-90. E-mail: vika-shunk@rambler.ru.
© Шунк В.Э., 2015