Научная статья на тему 'Награды на панафинейских играх (перевод, вступительная статья и комментарии)'

Награды на панафинейских играх (перевод, вступительная статья и комментарии) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
491
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕЛИКИЕ ПАНАФИНЕИ / ПАНАФИНЕЙСКИЕ ИГРЫ / ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ / ПАНЭЛЛИНСКИЕ ИГРЫ / ПАНАФИНЕЙСКИЕ ПРИЗОВЫЕ АМФОРЫ / GREATER PANATHENAIA / PANATHENAIC GAMES / OLYMPIC GAMES / PANHELLENIC GAMES / PANATHENAIC PRIZE AMPHORAE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гвоздева Татьяна Борисовна

Данная подборка источников посвящена наградам на Великих Панафинеях – главном государственном празднике Афин. Панафинейские игры способствовали превращению Афин в политический, религиозной и культурной центр всей Эллады. В IV в. до н.э. Великие Панафинеи стали главным праздником I Афинского Морского Союза, и награды на Панафинейских играх, в первую очередь призовые панафинейские амфоры, приобрели высокий статус. Эти уникальные награды соединили в себе принципы панэллинских и локальных наград.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Prizes in Panathenaic Games

Sixth-century Athens combined earlier prize traditions to produce the most artistically significant local prizes, inscribed Panathenaic amphoras filled with olive oil. Panathenaic amphoras were an eclectic and yet innovative development s civic, self-declaratory prizes of material and symbolic value. Originally the prize olive oil came from sacred trees and was thus the gift of Athena. Panathenaic prize was a combination of elements Panhellenic and local games.

Текст научной работы на тему «Награды на панафинейских играх (перевод, вступительная статья и комментарии)»

ДОКУМЕНТЫ И ПУБЛИКАЦИИ

НАГРАДЫ НА ПАНАФИНЕЙСКИХ ИГРАХ (ПЕРЕВОД, ВСТУПИТЕЛЬНАЯ СТАТЬЯ И КОММЕНТАРИИ)

Т.Б. Гвоздева

Кафедра всеобщей истории Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 10а, Москва, Россия, 117198

Данная подборка источников посвящена наградам на Великих Панафинеях - главном государственном празднике Афин. Панафинейские игры способствовали превращению Афин в политический, религиозной и культурной центр всей Эллады. В IV в. до н.э. Великие Панафинеи стали главным праздником I Афинского Морского Союза и награды на Панафинейских играх, в первую очередь призовые панафинейские амфоры, приобрели высокий статус. Эти уникальные награды соединили в себе принципы па-нэллинских и локальных наград.

Ключевые слова: Великие Панафинеи, Панафинейские игры, Олимпийские игры, Панэллинские игры, панафинейские призовые амфоры.

Панафинейские игры проводились в Афинах в честь Афины Полиады, покровительницы полиса. Ежегодно в 20-х числах афинского месяца гека-томбеона отмечали Малые Панафинеи, которые состояли из процессии, жертвоприношений, пиррихи и состязания киклических хоров (1). Раз в четыре года с особой пышностью проводились Великие Панафинеи, на третий год каждой Олимпиады. Программа Великих Панафиней состояла из трех больших агонов: атлетического, конного (2) и мусического (3), в которых могли принять участие все эллины, съехавшиеся на Игры; и пяти малых агонов: апобатии (4), пиррихи (танцы в вооружении) (5), эвандрии (состязания в красоте для мужчин) (6), лампадедромии (бег с факелами) (7) и состязании кораблей (8), в которых принимали участие только афиняне. Программа праздника постоянно изменялась и увеличивалась за счет введения новых агонов, особенно в период эллинизма, когда значительно увеличился конный агон. К сер. VI в. до н.э. она приобрела следующий вид: 21-23 гекатом-

беона проводился мусический агон, 24-25 гекатомбеона - атлетический агон, 26 гекатомбеона - конный агон. С 27 гекатомбеона начинались малые агоны - пирриха и эвандрия, 28 гекатомбеона - лампадедромия, ночное шествие, процессия, жертвоприношения и пир, а 29 гекатомбеона - состязание кораблей (9). Кульминация праздника наступала 28 гекатомбеона - торжественная процессия на Акрополь, в которой Афине подносили священную одежду - пеплос, приносили ей жертву - гекатомбу, и устраивали пир (10).

Начиная с правления Писистрата и его сыновей, панафинейский праздник стал главным государственным праздником Афин. В эпоху Перикла Великие Панафинеи стали главным праздником I Афинского Морского союза. В это время Панафинеи практически сравнялись с Играми панэллинского типа - Олимпийскими, Пифийскими, Немейскими и Истмийскими. Однако на панэллинских Играх появился особый, уникальный тип награды - священный венок. Это была «почетная» награда, отличавшаяся от ценных призов, которыми награждали на локальных играх (11). Основными наградами для победителей Панафинейских игр были призовые панафинейские амфоры, наполненные оливковым маслом из священных маслин Афины, которые стали «визитной карточной» Игр (12). Ими награждали в основном победителей главных, больших агонах Панафиней - атлетическом и конном. Победители и призеры мусических состязаний получали в награду золотой венок или денежный приз, а участники малых агонов получали в награду оружие, вазы, животных, денежные призы. В отличие от панэллинских Игр, на которых был только один победитель, на Панафинейских играх награды получали атлеты, занявшие второе место, а в мусическом агоне награждалось сразу несколько призеров. В больших агонах награду получал сам атлет, тогда как в малых агонах, которые были командными состязаниями, награждались все члены победившей команды и фила, от которой эту команду сформировали.

Главной особенностью награждения победителей панафинейского праздника несомненно являлись специальные сосуды, наполненные оливковым маслом, так называемые панафинейские амфоры. Во время спора Афины с Посейдоном, богиня подарила городу оливу, которая впоследствии разрослась в целую священную рощу (Paus. II. 30. 6). Это священное масло Афины (moriai) и получали атлеты, всадники и музыканты в качестве награды. Таким образом, ценность панафинейской амфоры состояла не только в ее стоимости, но и в ее сакральности, так как победитель Панафинейских игр получал покровительство самой богини. Сбор масла был поручен специальным магистратам - атлотетам, и строго ими контролировался. Порядок сбора масла подробно описан у Аристотеля (Ath. Pol. 60). За вырубку маслин из священной рощи строго наказывали, вплоть до смертной казни (Arisr. Ath. Pol. 60; Lys. VII. 6-7). Совет Афин заказывал панафинейские амфоры в специальных афинских мастерских; за их производством следили архонты (13). Открытие большой партии керамики в Помпейоне и в здании эллинистического времени Колона на Агоре позволило рассматривать эти два здания как

место сбора панафинейских амфор и сосредоточения масла, которое хранили на Акрополе до момента вручения победителям (14).

Возможно, что сначала для священного масла не существовало особых сосудов - для этой цели могли использовать любые амфоры. Основной канон панафинейских призовых амфор оформляется при Писистрате ок. 530 г. до н.э. (15).

Панафинейские амфоры представляли собой глиняный сосуд с высоким, расширенным к венчику горлом и двумя вертикально поставленными ручками. Панафинейская амфора всегда расписывалась в чернофигурной технике. На лицевой стороне амфоры была изображена Афина - в шлеме, с копьем в правой, согнутой в локте руке двигающаяся в левую сторону, и со щитом в левой руке. Справа и слева от фигуры Афины - две колонны, на которых стояли петухи (символы состязаний). Рядом одной из колонн располагалась надпись - «Приз из Афин». На обратной стороне амфоры были изображены виды состязаний панафинейской программы. Во второй пол. VI -нач. V в. до н.э. появляются псевдопанафинейские амфоры. Они отличались от панафинейских наградных амфор меньшими размерами и отсутствием наградной надписи. Возможно, что псевдопанафинейские амфоры, наполненные оливковым маслом шли на продажу, монополию на которое имело афинское государство (16).

Кроме того, возможно, что такие амфоры изготовлялись также по определенному заказу для праздничных пиров в честь панафинейских победителей (17).

М.В. Скрижинская отмечает, что известны случаи изготовления целых керамических сервизов для богатых пиров в VI-V вв. до н.э.(18) После пира сосуды продавались, поэтому их и находят в разных частях греческой ойкумены, где они распространяли славу об Афинах и их главном празднике (19).

Ниже мы приводим перевод подборки источников, касающихся наград на Панафинейских играх. За исключением «Афинской политии» Аристотеля, это в основном поздние авторы (Павсаний, Афиней), статьи из словарей (Гарпократион, Суда) и комментарии (схолии). Поэтому особый интерес представляет знаменитая панафинейская призовая надпись сер. IV в. до н.э. (400-350 гг. до н.э.), которая, в отличие от панафинейских призовых надписей эллинистического и римского времени, представляет в наше распоряжение не только перечень агонов, но и награды, которыми награждались победители и призеры Панафинейских игр.

Переводы сделаны по изданиям: Aristotelis opera omnia graece et latine cum indice nominum et rerum absolutissimo. Vol. I-V. - Paris, 1848-1874; Athenaeus. Deipnosophistae / Ed. by Ch.B. Gulick. - Vol. I-VII. - Cambridge, 1950 (Loeb Classical Library); Herodoti historiarum libri IX / Ed. H.R. Dietsch. -Vol. I-II. - Lipsiae, 1933-1935; Rose V. Aristotelis. Qui ferebantur librorum. Fragmenta. - Lipsiae, 1886; Pausaniae Graeciae descriptio / Ed. by M.H. Rocha-Pereira. - Vol. I-III. - Leipzig, 1973-1981; Procle Diadochi in Platonis Timaeum

commentarii / Ed. by E. Diehl. - Vol. I-III. - Lipsiae, 1903-1906; Scholia graeca in Aristophanem / Ed. by Dübner. - Paris, 1843; Scholia in Sophoclis tragoedias septem. Edd. Elmsley-Dindorf. - Vol. I-II. - Oxonii-Lipsiae, 1825-1852; Suidae Lexicon / Ed. by A. Adler. - Vol. I-IV. - Lipsiae, 1928-1938; Inscriptiones grae-cae, Academie de Berlin, J. Kirchner; Tracy S.V., Habicht C. New and Old Panathenaic Victor Lists // Hesperia. - 1991. - № 60. - P. 187-236.

Схолия к Элию Аристиду. Панафинейская речь. XIII. 189. 4-5 (Arist. Fr. 637 Rose). Наиболее известные всем состязания в Элладе: старейшие из них проводятся на Панафинеях, а возможно и на Элевсиниях. Последовательность этих соревнований записана Аристотелем: первые (самые древние) - Элевсинии, в честь богини плодородия Деметры; вторые - Пана-финеи, в честь победы Афины над гигантом Астером; третьи установил Да-най в Аргосе в честь свадьбы его дочери; четвертые установлены в Аркадии Ликаоном, и называются Линеи; пятые - установлены в Иолке Акастом в честь его отца Пелия, шестые установлены на Истме Сизифом в честь Ме-ликерта; седьмые - Олимпийские, установлены Гераклом в честь Пелопа; восьмые - в Немее в честь Архемора, установили Семеро, идущие войной против Фив; девятые - в Трое установил Ахилл в честь Патрокла; десятые -Пифийские, которые установили амфиктионы в честь убийства Пифона. Такой порядок старых и древних состязаний установил Аристотель, в составленной им книге «Пеплос». Панафинейские празднества: Малые, как говорят, появились при Эрихтонии, сыне Амфиктиона, в честь убийства гиганта Астера (20); Великие же установил Писистрат.

Гарпократион, «Панафинеи». Афиняне проводят два вида Панафиней. Одни ежегодно, другие, которые называются Великими, раз в четыре года. Ввел же праздник впервые Эрихтоний, сын Гефеста, как отмечали Гелланик и Андротион, оба в первой книге «Аттид». Как показывает Истр в четвертой книге «Аттик» при Эрихтонии они назывались Афинеями.

Прокл. О Тимее. 12. Великие Панафинеи проходили в месяце гекатом-беоне, за три дня до его конца, как и раньше писали (21).

Аристотель. Афинская полития. 62. 2. Атлотеты обедают в Пританее в течение месяца гекатомбеона, когда справляются Панафинеи, начиная с четвертого числа.

Схолия к Аристофану. Облака, 385. Панафинеи - праздник в Афинах, рожденный при синойкизме Тезея, в первую очередь от Эрихтония, сына Гефеста и Афины. Позже был Тезеем сведен в один город. Состязания проводились через пять лет, и также как и на Истмийских играх соревновались мальчики, безбородые [юноши] и мужчины (22). Победителю на Панафине-

ях вручают в награду амфору оливкового масла и увенчивают венком маслины. В Афинах проводились Панафинеи двух типов: одни - ежегодно, другие - раз в пять лет, более величественные. Панафинеи были самым большим, всем известным праздником в Афинах.

Суда, «Панафинеи». Панафинеи - афинский праздник, проводят в честь синойкизма Тезея. Впервые провел Эрихтоний, сын Гефеста и Афины, вторым - Тезей, сведя демы в один город (23). Состязания проводились через пять лет, и также как и на Истмийских играх соревновались мальчики, безбородые [юноши] и мужчины. Победитель получал в награду амфору священного оливкового масла и увенчивался оливковым венком.

Суда, «мориа». Мориа - это масло священных маслин Афины, которым награждают победителей на Панафинеях.

Схолия к Софоклу. Эдип в Колоне, 701. Аристотель говорит, что победителям на Панафинеях дают масло священных олив.

Павсаний. Описание Эллады. I. 27. 2. О масле же они не могут сказать ничего другого, кроме того, что оно стало свидетельством богини в споре за землю. Они говорят и следующее, что эта маслина сгорела, тогда, когда ми-диец сжег город у афинян, но сожженная она в тот же день выросла почти на два локтя.

Геродот. История. VIII. 55. На Акрополе есть храм Эрехтея, который считался сыном Геи. В этом храме есть дерево оливы и море. По словам афинян, они свидетельствовали в споре Посейдона и Афины из-за этой страны. Дерево оливы было сожжено вместе с самым храмом (24).

Аристотель. Афинская полития. 49. 3. В равной степени и о создании статуй Ники и о наградах на Панафинеях Совет заботится вместе с казначеем воинской казны.

Аристотель. Афинская полития. 60. 1-3. И также избирают жребием атлотетами десять мужей по одному от каждой филы. После того, как они подвергнуться докимасии, они прибывают в должности четыре года и отвечают за проведение процессии на Панафинеях, и за состязание в музыке, и за гимнические состязания, и за конные ристания; ими, совместно с Советом, заказывается пеплос и амфоры; и они передают масло атлетам. Это масло собирается со священных маслин. Архонт взимает с тех, кто приобрел участки, где имеются маслины, по три полкотилы с каждого стелеха. Раньше полис продавал урожай. И если кто-то выкапывал или уничтожал священную маслину, то его судил Совет Ареопага, и если Совет его осудит, то его

наказывали смертью. С тех пор как приобретатели земельного участка оплачивают маслом, то закон есть, а суд прекращен. Масло же принадлежит государству с каждой ветви, а не по стелехам. Итак, архонт, собрав то, что рождается при нем, передает его казначеям на Акрополь. И не разрешено ему взойти в Ареопаг, прежде чем не сдаст всего казначеям. Казначеи же определенное время хранят масло на Акрополе, во время же Панафиней отмеривают атлотетам; а атлотеты - победившим из агонистов. Ведь наградами победивших в музыке было серебро и золото, победивших в агоне эвандрия -щиты (25), победивших в атлетических состязаниях и конных ристаниях -оливковое масло.

Афиней. Пир софистов. XI. 4941". Панафинейская (о видах амфор). Философ Посейдоний в 36 книге «Историй», так называет некую амфору, упоминая о рисунках на ней: «Были вазы, сделанные из оникса, и их соединение в 2 чаши; и большие Панафинейские (амфоры), некоторые в 2 хоя, некоторые и того больше (26).

Афиней. «Пир софистов». XV. 6881". Об ароматах. Лучшие ароматы создаются в определенных местностях, как говорит Аполлоний Герофиле-ец... Так называемый «Панафинейский» (аромат) создается в Афинах (27).

Призовая панафинейская надпись сер. IV в. до н.э.

ЮII 2311

рапсодам (28) [первому]. второму... [т]ретьему...

кифаристам-мальчикам

[первому] - венок. [вт] орому - . [т]ретьему - .

кифародам

первому - золотой оливковый венок, стоимостью в 1000 драхм и 500 драхм серебра

второму - 1200 драхм третьему - 600 драхм четвертому - 400 драхм пятому - 300 драхм авлодам-мужчинам

первому - [в]енок стоимостью в 300 драхм второму - 100 драхм кифаристам-мужчинам

первому - венок, стоимостью в 500 драхм и 500 драхм

второму - [200 драхм] третьему - 100 драхм авлетам

первому - венок, [стоимостью в 100 драхм] второму - .

мальчику, победителю в стадионе (29) - 50 амфор оливкового масла, второму - 10 амфор оливкового масла

мальчику, победителю в пентатлоне (30) - 30 амфор оливкового масла, второму - 6 амфор оливкового масла

мальчику, победителю в борьбе - 30 амфор оливкового масла, второму - 6 амфор оливкового масла

мальчику, победителю в кулачном бою - 30 амфор оливкового масла, второму - 6 амфор оливкового масла

мальчику, победителю в панкратионе - 40 амфор оливкового масла, второму - 8 амфор оливкового масла

юноше, победителю в стадионе - 60 амфор оливкового масла, второму - 12 амфор оливкового масла

юноше, победителю в пентатлоне - 40 амфор оливкового масла, второму - 8 амфор оливкового масла

юноше, победителю в борьбе - 40 амфор оливкового масла, второму - 8 амфор оливкового масла

юноше, победителю в кулачном бою - 40 амфор оливкового масла, второму - 8 амфор оливкового масла

юноше, победителю в панкратионе - 10 амфор оливкового масла, второму - 10 амфор оливкового масла

мужчине, победителю в стадионе - 100 амфор оливкового масла, второму - 20 амфор оливкового масла

мужчине, победителю в пентатлоне - 60 амфор оливкового масла, второму - 12 амфор оливкового масла

мужчине, победителю в борьбе - 60 амфор оливкового масла, второму -12 амфор оливкового масла

мужчине, победителю в кулачном бою - 60 амфор оливкового масла, второму - 12 амфор оливкового масла

мужчине, победителю в панкратионе - 80 амфор оливкового масла, второму - 16 амфор оливкового масла

победителю в беге колесниц, запряженных молодыми лошадьми -40 амфор оливкового масла, второму - 8 амфор оливкового масла

победителю в беге колесниц, запряженных взрослыми лошадьми -140 амфор оливкового масла, второму - 40 амфор оливкового масла (31)

военные состязания

победителю в верховых скачках на взрослых лошадях - 1б амфор оливкового масла, второму - 4 амфоры оливкового масла

победителю в беге колесниц, запряженных двумя лошадьми - 3G амфор оливкового масла, второму - б амфор оливкового масла

победителю в скачках на парадных колесницах - 4 амфоры оливкового масла, второму - 1 амфора оливкового масла

победителю в метании копья с лошади - 5 амфор оливкового масла, второму - 1 амфора оливкового масла

награды за победу

мальчикам-пиррихистам - бык и 1GG драхм юношам-пиррихистам - бык и 1GG драхм мужчинам-пиррихистам - бык и 1GG драхм (32) филе, победившей в эвандрии - бык и 1GG драхм (33) филе, победившей в лампадедромии - бык и 1GG драхм индивидуальная победа в лампадедромии - 1 гидрия и 3G драхм

награды в морских гонках

филе, победившей в морских гонках -3 быка, стоимостью в 3GG драхм и на пир 2GG драхм

второй - 2 быка, стоимостью в 2GG драхм

ПРИМЕЧАНИЯ

(1) О Малых Панафинеях см.: Гвоздева Т.Б. Малые Панафинеи // Перспективы «модернизации» России. Ценности истинные и мнимые: проблема выбора - от Добролюбова до наших дней. - Н. Новгород, 2G12. - С. 144-149.

(2) О программе конного агона Панафинейских игр см.: Гвоздева Т.Б. К вопросу о формировании конного агона Панафинейских игр // Альманах Славяно-греко-латинского Приволжского федерального округа. - Н. Новгород, 2G12. - Вып. 3-4. -С. 1G5-111.

(3) О мусическом агоне Панафинейских игр см.: Гвоздева Т.Б. Некоторые аспекты му-сического агона на Великих Панафинеях // Древний восток и античный мир. - М., 2GG4. - Вып. б. - С. 2G-29.

(4) Этот интересный вид спорта состоял из попеременного бега и скачки на колеснице. В нем принимали участие два спортсмена - апобат и гениох, хотя название этот агон получил по первому участнику. Апобат, в шлеме и со щитом, должен был спрыгнуть на полном ходу с колесницы, а затем бежать до финиша рядом с ней. В призовых панафинейских списках II в. до н.э. упоминались имена обоих агони-стов - апобата и гениоха: «... апобат Каллий, сын Фрасиппа из филы Эгеида, гениох Эвриклид, сын Микиона из филы Эрехтеида...» (IG II2 2314A, lin. Зб-З9); «.гениох Мнеситий, сын Эхедема из филы Пандионида, апобат Антиох...» (IG II2 2314B, lin. 12-15). - Д. Кайл высказывал предположение, что награждался только апобат (Kyle D.G. The Panathenaic Games: Sacred and Civil Athletics // Goddess and Polis. The Panathenaic Festival in Ancient Greece. - Princeton, 1992. - P. 9G). Однако, известны двойные победители в состязании апобатов классического периода на празд-

91

нике в Лариссе (IG IX2 527, lin. 8) и на Амфиараях в Оропе (IG VII 414, lin. 66). О состязании апобатов на Панафинеях см.: Thompson H.A. The Panathenaic Festivals // Archäologischer Anzeiger. - 1961. - Vol. 76. - P. 224-231; Parke H.W. Festivals of the Athenians. - Lnd, 1986. - P. 43; Robertson N. The origin of the Panathenaea // Rheinisches Museum für Philologie. - 1985. - Bd. 128. - H. 3-4. - P. 266-269; Kyle D.G. Athletics in Ancient Athens. - Leiden, 1987. - P. 63-64; 188-189; Нефед-кин А.К. Боевые колесницы и колесничие древних греков (XVI-I вв. до н.э.). -СПб, 2001. - С. 208-210; Гвоздева Т.Б. Состязание апобатов на Великих Панафинеях // Древний восток и античный мир. - М., 2002. - Вып. 5. - С. 40-49; Она же. Военные аспекты панафинейского праздника // Antiquitas Aeterna. - Саратов, 2007. -Вып. 2. - С. 227-230.

(5) Пирриха - военный танец, который впервые исполнила сама Афина в честь победы над гигантами/титанами (Plat. Leg. VII. 796 b-c; Athen. IV. 184 F; Luc. D. Deor. 8) или после своего рождения из головы Зевса (Luc. Salt. 39. 44). О пиррихе на пана-финейском празднике см.: Mommsen A. Feste der Stadt Athen. - Leipzig, 1898. -S. 41; Parke H.W. - Op. cit. - P. 37; Гвоздева Т. Б. Пирриха на панафинейском празднике // Древний восток и античный мир. - М., 2001. - Вып. 4. - С. 67-72; Она же. Военные аспекты панафинейского праздника. - С. 22-225.

(6) Это состязание «самых красивых мужчин» проводилось командами, сформированными по филам и сопровождалось некими военными движениями или танцами. Об эвандрии на Панафинеях см.: Mommsen A. - Op. cit. - S. 101-103; Parke H.W. -Op. cit. - P. 36-37; Reed N.B. The Euandria competition at the Panathenaia reconsidered // The Ancient World. - 1987. - Vol. 15. - P. 59-64; Гвоздева Т.Б. К истории конкурса мужской красоты в древней Греции // Вопросы Истории. - 2001. -№ 1. - С. 148-150; Она же. Военные аспекты панафинейского праздника. -С. 225-227.

(7) О факельном беге см.: Mommsen A. - Op. cit. - S. 103-106; Brelich A. Paides e parthenos. - Roma, 1969. - P. 326-337; Parke H.W. - Op. cit. - P. 14; Robertson N. The origin of the Panathenaea... - P. 281-287; Гвоздева Т.Б. Культ огня на Великих Панафинеях // Вестн. Моск. ун-та. - Сер. 8. История. - 2002. - № 5. - С. 112—127.

(8) Состязания кораблей проводились в Пирее. В этот день отдавали дань великому афинскому стратегу Фемистоклу (Plut. Themist. 32). Подобное же празднество проводилось и у мыса Суний (Lys. XXI. 5; Arist. Equ. 552-565). Состязания проводились командами по филам, а для победителей этого агона устраивался специальный пир. Афинские эфебы в эллинистическую (Ditt. Syll. 717, n. 11) и в римскую (IG2 II 1996, lin. 9; 2024, lin. 136; 2119, lin. 223; 2130, lin. 49; 2167; 2208, lin. 146; 2245) эпохи состязались в водах Саламина и Мунихия. Надписи римской эпохи для обозначения этих игр используют термин naumachia. О навмахиях в период ранней Империи см.: Гвоздева И.А. Агоны и спортивные зрелища эпохи Августа в «Энеиде» Вергилия // Олимпийские игры: история и современность. - М., 2012. - С. 136-170.

(9) О программе праздника см.: Mommsen A - Op. cit. - S. 61-106; Neils J. The Panathenaia: An Introduction // Goddess and Polis: The Panathenaic festival in ancient Athens. - Princeton, 1992. - P. 14.

(10) О панафинейской процессии см.: Гвоздева Т.Б. Процессия Великих Панафиней на фризе Парфенона и в комедиях Аристофана // Аристей. Вестник классической филологии и античной истории. - Т. IV. - М., 2011. - С. 174-185.

(11) Шарнина А.Б. Эллинское единство и общегреческие празднества // МНЕМОН. -СПб., 2012. - Вып. 11. - С. 266. Pleket H.W. Games, Prizes, Athletes and Ideology // Stadion. - 1975. - № 1. - C. 72-73.

(12) Д. Кайл отметил, что панафинейская амфора обладала определенной уникальностью, так как соединяла в себе сакральную символику Афин, престижный приз и немалую стоимость, см.: Kyle D. Gifts and Glory: Panathenaic and Other Greec Athletic Prieze // Worshipping Athena: Panathenaia and Parthenon. - Madison, 199б. -P. 122.

(13) Mommsen A. Op. cit. - S. 78-81; Thompson J.G. Sport, Athletics and Gymnastics in an-

cient Greece. - Ph. D. diss. Pennsylvania State Univ. - 1971. - P. 75. А. Моммзен считал, что дата, которая ставилась на амфорах не являлась датой Великих Панафи-ней, а была датой сбора масла, см.: Mommsen A. - Op. cit. - S. 7б.

(14) Edwards R. Panathenaics of Hellenistic and Roman Times // Hesperia. - 1957. - Vol. 2б. -

№ 4. - P. 334.

(15) Boardman J. Athenian Black Figure Vases. - London, 1988. - P. 1б7-178; Блават-ский В.Д. История античной расписной керамики. М., 1953 С. 148-15G; Скрижин-ская М.В. Древнегреческие праздники в Элладе и Северном Причерноморье. -СПб, 2G1G. - С. 224.

(16) Экспорт панафинейского масла Афин проводился через торговцев, которые покупали масло в амфорах у победителей Панафинейских игр, так как только это гарантировало на других рынках его «священную» принадлежность и уверенность в его подлинности, см.: Eschbach N. Statuendarstellungen auf Panathenäischen Amphoren. - Thèse de doctorat. - Mainz, 1982. - P. 1.

(17) Neils J. Panathenaic Amphoras: Their Meaning, Makers, and Markets // Goddess and Polis: The Panathenaic festival in ancient Athens. - Princeton, 1992. - P. 122.

(18) Скрижинская М.В. - Указ. соч. - С. 225-22б.

(19) Kyle D.G. Gifts and Glory. - P. 122.

(2G) Гигант Астерий был сыном Тектама, царя Крита, а его потомок Андрогей, сын Миноса и Пасифаи, одержал победу в атлетических состязаниях на Панафинеях, когда в Афинах правил Эгей (Diod. IV. 6g. 2-4). Аполлодор же называет Астерием Минотавра (Apoll. III. 1. 4).

(21) Великие Панафинеи были посвящены покровительнице афинского полиса - Афине Полиаде. Традиционно в афинском календаре третий день каждого месяца считался днем рождения Афины. Когда же значение панафинейского празднества возросло, то 28 гекатомбеона было решено считать вторым днем рождения богини, см.: Neils J. The Panathenaia. - P. 13.

(22) Выделение возрастных групп в соревнованиях было впервые на Олимпийских играх в 632 г. до н.э. С этого времени все атлетические состязания проводились по двум возрастным группам: paides (мальчики) и andres (мужчины). На панэллин-ских и Панафинейских играх состязания проводились по трем возрастным группам: paides (мальчики), ageneioi (безбородые, т.е. юноши) и andres (мужчины).

(23) Версия об основании Панафиней Тезеем рассказана Павсанием и Плутархом. Пав-саний говорит о том, что Панафинеи прежде носили название Афинеи, а всеафин-ским праздником стали только при Тезее, который объединил афинян в один город (Paus. VIII. 2. 1). Сходную версию рассказывает Плутарх (Plut. Thes. XXIV. 3). Тезей свел воедино все пританеи и дома советов, новый город назвал Афинами и основал единый общий праздник с жертвоприношением - Панафинеи. В честь си-нойкизма Тезея в Афинах праздновался еще один праздник - Синойкии, который проводился 1б гекатомбеона, перед Панафинеями. Однако, уже в конце IV в. до н.э. значение этого праздника меняется. Доминирующую роль в Синойкиях начинает играть жертвоприношение богине Эйрене и обряды инициации, оформленные военным парадом (IG II2 1496, lin. 94-95, 127-128). Н. Робертсон убедительно доказал, что aition Синойкий не был связан с синойкизмом Тезея и являлся в

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

празднике вторичным элементом (Robertson N. Festivals and legends: the formation of Greek cities in the light of public ritual. - Toronto, 1992. - P. 33-34).

(24) 480 г. до н.э.

(25) Это свидетельство Аристотеля позволило некоторым исследователям предположить, что щиты были индивидуальной наградой в эвандрии, см.: Davison J.A. Notes of the Panathenaea // Journal of Hellenic Studies. - 1958. - Vol. 78. - P. 26; Reed N.B. - Op. cit. - P. 62; Rhodes R. J. A Commentary on the Aristotelian Athenaion Politeia. - Oxford, 1981. - P. 675-676. Однако литературные и эпиграфические источники не подтверждают этого. Щиты являлись обязательной частью вооружения афинского гоплита. Такая награда всегда ассоциировалась с атлетом-воином, защитником полиса. Кроме того, щитами часто награждали победителей в состязаниях, связанных с военной подготовкой, см.: Reed N.B. - Op. cit. - P. 60-63.

(26) С IV в. до н.э. развитие стиля панафинейских амфор медленно эволюционировало. Изменяется одежда богини, периодически меняется знак на ее щите. Фигура Афины, первоначально обращенная налево, с 340-х гг. меняет направление направо. Изменение было и в самих пропорциях Афины. Общая тенденция к стройности захватывает и петухов на столбах, которые все больше вытягиваются и теряют реальные очертания. С 364 г. до н.э. они заменяются статуями Ники и другими эмблемами, см.: Hamilton R. Panathenaic Amphorae: The Other Side // Worshipping Athena: Panathenaia and Parthenon. - Madison, 1996. - P. 138. На псевдопанафиней-ских амфорах рисунок был не строго канонизирован, часто вместо петухов на колоннах изображали львов, диски, сов. С нач. V в. до н. э. они часто расписывались в краснофигурной технике.

(27) В конце V в. до н.э. появились миниатюрные амфориски с изображением Афины и атлетических состязаний с обеих сторон. Их роспись отступает от канона панафинейских амфор. Это были сувенирные сосуды (маленькие вазы h = 7-10 см), в которых продавали особый парфюм, называемый «панафениакон», изготовляемый из масла, полученного в награду победителями Великих Панафиней. Этот парфюм был известен вплоть до первых веков нашей эры. Такое толкование этих сосудов было принято Д. Бизли и Д. Робинсоном, см.: Beazley J. Miniature Panathenaics // Bulletin de Correspondence Hellenique. - T. 41. - 1940-1945. - P. 10; Robinson D. Olynthus // American Journal of Archeology. - Vol. 13. - 1950. - P. 57. К.С. Горбунова упоминает миниатюрные панафинейские амфоры как сувениры или игрушечные призовые вазочки, см.: Горбунова К. С. Миниатюрные паанфинейские амфоры // Travaux du centre d'archéologie Méditerranéenne de l'Academie Polonaisedes sciences. - T. 26. Études et Travaux XIII. - Warszava, 1984.

(28) Начало этой надписи (lin. 1-3) посвящено другим состязаниям, описание которых не сохранилось; однако большая часть исследователей считает, что в первой линии речь идет о рапсодах, см.: Tracy S.V., Habicht C. New and Old Panathenaic Victor Lists // Hesperia. - 1991. - Vol. 60. - № 2. - P. 189-237.

(29) Стадион (stadion) («короткий бег», т.е. бег длиною в 1 стадий). В Олимпии длина стадия равнялась 192,27 м, в Афинах - 184,96 м. Кроме него в программе Панафинейских игр был «двойной бег» (diaulos) длиной в 2 стадия, «длинный бег» (dolichos) длиной в 24 стадия, бег гоплитов (goplithodromos) длиной в 2 стадия, «конный бег» длиной в 4 стадия и факельный бег и факельная эстафета. См.: Гвоздева Т. Б. Олимпийские игры в памятниках античной литературы. - М., 2012. - С. 31-32.

(30) Пентатлон (пятиборье) включал в себя бег, борьбу, прыжки в длину, метание копья и диска.

(31) Г. Браухич считал, что атлеты получали только одну амфору, а остальной приз -маслом, без специальной призовой тары, см.: Branchitsch G. Die Panathenäischen Preisamphoren. - Berlin, Leipzig, 1910. Многие победители должны были получить

большое количество масла (Johnston A.W. IG II2 2311 and the number of Panathenaic amphorae // The annual of the British school at Athens. - 1987. - № 82. - P. 375). Например, победитель на колеснице, запряженной четверкой лошадей получал 140 амфор, тогда как победители в атлетических состязаниях - беге, борьбе и пан-кратионе - около 40/50 амфор. Все панафинейские амфоры, при высоте 0,6-0,7 м и максимальном диаметре - 0,35-0,4 м могли содержать около 35-40 л масла каждая, см.: LangM., CrosbyM. Weights, Measceres and Tokens // The Athenian Agora. -1964. - Vol. 10. - P. 59. Следовательно, победитель в беге колесницы получал 5000 л, а победители в борьбе или панкратионе - 1300-1500 л.

(32) На Панафинеях в к. V в. до н.э. уже были известны состязания пиррихистов в двух старших возрастных группах - «юношей» и «мужчин» (Lys. XXI. 1, 4). В данной надписи упомянуты три возрастные группы, причем каждая группа награждалась отдельно от другой.

(33) Команды для эвандрии формировались по филам, и в случае победы награждали всю филу. Аристотель утверждал, что победители в эвандрии получали в награду щиты (Aristot. Ath. Pol. 60. 3).

PRIZES IN PANATHENAIC GAMES T.B. Gvozdeva

World History Chair Peoples Friendship University of Russia Miklukho-Maklaya Str., 10a, Moscow, Russia, 117198

Sixth-century Athens combined earlier prize traditions to produce the most artistically significant local prizes, inscribed Panathenaic amphoras filled with olive oil. Panathenaic am-phoras were an eclectic and yet innovative development s civic, self-declaratory prizes of material and symbolic value. Originally the prize olive oil came from sacred trees and was thus the gift of Athena. Panathenaic prize was a combination of elements Panhellenic and local games.

Kew words: Greater Panathenaia, Panathenaic Games, Olympic Games, Panhellenic Games, Panathenaic prize amphorae.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.