Нагорный Карабах под углом Мадридских принципов*
Владимир Евсеев Андрей Арешев
Градус эскалации в Нагорном Карабахе в 2015 г. не спадает.
Так, 19 марта 2015 г. представители Министерства обороны Азербайджана заявили, что в течение суток их позиции на линии соприкосновения были обстреляны со стороны Армении 58 раз [1].
Со своей стороны, в Нагорно-Карабахской Республике (НКР) проинформировали, что в этот день азербайджанский спецназ напал на армянские позиции в районе Гюлистана. После двух часов боя противник был вынужден отступить. При этом потери убитыми и ранеными составили: с армянской стороны - 7, а с азербайджанской - 12 военнослужащих [2].
ЕВСЕЕВ Владимир Валерьевич - кандидат технических наук, заведующий отделом Кавказа Института стран СНГ, докторант Центра изучения Центральной Азии, Кавказа и Урало-Поволжья Института востоковедения РАН. E-mail: [email protected]. SPIN-код - 3792-0060
АРЕШЕВ Андрей Григорьевич - научный сотрудник Центра изучения Центральной Азии, Кавказа и Урало-Поволжья Института востоковедения РАН, эксперт неправительственной организации «Фонд стратегической культуры». E-mail: [email protected]
Ключевые слова: Мадридские принципы, Нагорный Карабах, ОБСЕ, режим прекращения огня.
1 Азербайджан обвинил Армению в 58 обстрелах за сутки / / Информационный сайт «Кавказский узел». М., 2015. 19 марта // URL: http://karabakh.kavkaz-uzel.ru/articles/ 259127
2 На линии соприкосновения в Нагорном Карабахе погибли трое военнослужащих / / Информационное агентство Regnum. М. 2015. 19 марта // URL: http://www.regnum.ru/ news/polit/1906906.html#ixzz3VJB35LH1
* Мадридские принципы - условное название основных принципов урегулирования нагорно-карабахского конфликта, предложенных Азербайджану и Армении Минской группой ОБСЕ в Мадриде (ноябрь 2007 г.).
Причём на протяжении 2014 г. и в начале 2015 г. ситуация в зоне этого вооружённого конфликта неоднократно обострялась. Одним из наиболее резонансных происшествий на линии фронта стала гибель экипажа военного вертолёта Ми-24, сбитого 12 ноября прошлого года азербайджанской стороной. Оборонные ведомства Армении и Нагорного Карабаха заявляют о появившихся с начала 2015 г. новшествах в тактике азербайджанской стороны на линии фронта, включая проведение рейдов не только в ночное время суток, но и в дневные часы; применение гранатомётов и миномётов; использование в целях обнаружения любой движущейся цели приборов ночного видения. Имеются признаки появления у ВС Азербайджана современных средств обнаружения минных заграждений и их эффективного преодоления [3].
Конечно, всё это не может не вызывать серьёзной тревоги. С заявлениями, призывающими к сдержанности и недопущению эскалации конфликта, выступили ведущие государства и авторитетные международные организации. Однако спустя несколько месяцев всё повторилось.
Краткая предыстория
Между тремя сторонами вооружённого конфликта: Азербайджаном, Арменией и НКР при посредничестве России было подписано Соглашение о прекращении огня в зоне нагорно-карабахского конфликта (12 мая 1994 г.). В феврале следующего года удалось согласовать соглашение по укреплению режима прекращения огня в этом конфликте, которое вступило в силу 6 февраля 1995 г.
Его подписантами стали министры обороны Азербайджана и Армении и командующий Армии обороны Нагорного Карабаха.
В качестве посредников тогда выступили российский и шведский сопредседатели Минской конференции ОБСЕ В.Лозинский и Я.Элиассон.
Как считает армянский эксперт Д.Петро-сян, это «соглашение является одним из образ-
цов успешного взаимодействия в вопросе урегулирования нагорно-карабахского конфликта между российскими и западными дипломатами» [4].
При этом были поставлены следующие цели:
- урегулирование вооружённых инцидентов за счёт прямой связи между сторонами;
- предотвращение использования таких инцидентов в пропагандистских целях для разжигания вражды.
К сожалению, достичь этого не удалось.
Так, только в январе-мае 2014 г. было зафиксировано около 7 тыс. случаев нарушения режима прекращения огня в зоне Нагорного Карабаха [5].
3 Агаджанян М. Азербайджан и Турция сближаются на антиармянской военной платформе при молчаливом согласии НАТО // Научное общество кавказоведов. 2015. 9 февраля // URL: http://www.kavkazoved.info/news/2015/02/09/azerbajdzhan-i-turcia-sblizhajutsja-na-antiarmjanskoj-voennoj-platforme-pri-molchalivom-soglasii-nato.html
4 Petrosyan D. Again about Cease-fire Sustaining Measures in Nagorny Karabakh Conflict Zone // The Noyan Tapan Highlights. Nagorny Karabakh. 2012. № 8. March.
5 МИД НКР распространило заявление в связи с 20-летием соглашения о прекращении огня // Арцах-Карабах центр. Ереван. 2014. 12 мая // URL: http:// www.karabakhcenter.com/ru/news/294
Роль ОБСЕ в разрешении нагорно-карабахской проблемы
Следует заметить, что 30 января 1992 г. Армения и Азербайджан стали членами Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ)*, что позволило этой международной организации подключиться к разрешению нагорно-карабахс-кой проблемы.
Так, 24 марта 1992 г. на встрече в Хельсинки генеральный секретарь СБСЕ предложил созвать конференцию по Нагорному Карабаху под его патронажем. Участниками этой конференции стали Азербайджан, Армения, Белоруссия, Германия, Италия, Россия, Словакия, США, Турция, Франция, Чехия и Швеция.
Тогда предполагалось добиться прекращения огня и начать политические переговоры об окончательном статусе Нагорного Карабаха. В качестве места для окончательных переговоров Белоруссия предложила свою столицу. В результате возникло название - Минская конференция или Минская группа.
6 декабря 1994 г. на встрече глав государств и правительств в Будапеште решили установить сопредсе-дательство при урегулировании на-горно-карабахской проблемы и развернуть многонациональные силы оБсЕ по поддержанию мира при условии принятия Советом Безопасности ООН соответствующей резолюции после заключения политического соглашения о прекращении вооружённого конфликта. Спустя ме-
сяц действующий председатель ОБСЕ министр иностранных дел Венгрии Л.Ковач назначил сопредседателями Минской конференции представителей из России и Швеции. Однако окончательно урегулировать рассматриваемую проблему так и не удалось. Поэтому указанное выше Соглашение по укреплению режима прекращения огня в нагорно-кара-бахском конфликте так и осталось, по сути, единственным реальным достижением ОБСЕ в этой сфере, несмотря на создание Группы планирования высокого уровня, а также назначения в августе 1995 г. посла С.Пржигодского (Польша) личным представителем председателя ОБСЕ по вопросам нагорно-карабахского конфликта [6].
С конца 1996 г. российский посредник получил пост постоянного сопредседателя Минской группы ОБСЕ. 1 января 1997 г. сопредседателем этой структуры была избрана Франция, что вызвало жёсткое возражение со стороны Азербайджана, считавшего её проармянски настроенным государством. В связи с этим Баку обратился с просьбой к ОБСЕ о пересмотре этого решения и назначении сопредседателем Минской группы американского представителя. В результате 14 февраля 1997 г. было принято компромиссное решение о трёх сопредседателях: России, Франции и США.
6 Ежегодный доклад за 1995 г. о деятельности ОБСЕ. Вена: ОБСЕ, 1995. С. 11-12.
* С декабря 1994 г. на базе Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) была создана Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ).
Мадридские принципы
В дальнейшем, вплоть до 2005 г., Минская группа ОБСЕ представила ряд предложений в качестве основы для переговоров, но это не привело к урегулированию рассматриваемого вооружённого конфликта. Поэтому в Баку и Ереване согласились с необходимостью обсуждения «смешанного» («пакетно-поэтапного») плана на основе предварительно согласованных основных принципов.
Исходя из этого в апреле-июле 2006 г. сопредседатели Минской группы ОБСЕ выдвинули предложения по урегулированию проблемы Нагорного Карабаха. Они включали поэтапный вывод армянских вооружённых сил и демилитаризацию территорий, окружающих Нагорный Карабах, введение специального режима для Лачинского и Кельбаджар-ского районов, включая создание транспортного коридора между Нагорным Карабахом и Арменией, и проведение референдума, который должен был окончательно определить статус Нагорного Карабаха. Предполагалось также введение в зону конфликта миротворцев и оказание международной помощи в разминировании и восстановлении территорий Нагорного Карабаха, затронутых войной, и возвращение туда внутренне перемещённых лиц [7].
Указанные предложения в виде принципов урегулирования нагорно-карабахского конфликта были пред-
ставлены противоборствующим сторонам в Мадриде (ноябрь 2007 г.). Они получили название Мадридских принципов.
14 марта 2008 г. Генеральная Ассамблея Организации Объедтнён-ных Наций приняла Резолюцию «О ситуации на оккупированных территориях Азербайджана», которая содержала требование «немедленного, полного и безоговорочного вывода всех армянских сил со всех оккупированных территорий Азербайджанской Республики» (за её принятие проголосовали 39 стран; 7 - против, 100 воздержались). Страны - сопредседатели Минской группы ОБСЕ высказались против принятия этой резолюции, которая, по их мнению, носила односторонний характер. Одновременно они признали территориальную целостность Азербайджана [8].
После этого (2 ноября 2008 г.) президентами Азербайджана, Армении и России была подписана Майен-дорфская декларация.
В ней, в частности, указывалось, что стороны «подтверждают важное значение продолжения сопредседателями Минской группы ОБСЕ посреднических усилий с учётом их встречи со сторонами в Мадриде 29 ноября 2007 г. и последующих дискуссий в целях дальнейшей разработки основных принципов политического урегулирования».
Таким образом, первоначальный вариант Мадридских принципов оказался нереализуем. Поэтому 10 июля 2009 г. в г. Аквила (Ита-
7 Nichol J. Armenia, Azerbaijan, and Deorgia: Political Developments and Implications for U.S. Interests. Congressional Research Service. Washington D.C. 2009. April 9. P. 11-13.
8 Сопредседатели Минской группы ОБСЕ: «Резолюция, принятая Генассамблеей ООН 14 марта, отражает интересы лишь одной из сторон» / / Информационный сайт Day.Az. Баку. 2008. 18 марта // URL: http://news.day.az/politics/111951.html
лия) на саммите «Большой восьмёрки» президенты стран - сопредседателей Минской группы ОБСЕ приняли совместное заявление, в котором поручили своим представителям представить в Баку и Ереван обновлённую версию Мадридских принципов. Это было осуществлено в период с декабря 2009 г. по январь 2010 г. [9]. В основном противоборствующие стороны их поддержали, однако это не привело к урегулированию рассматриваемой проблемы.
Основная причина состояла в том, что даже в период так называемой «переза-
грузки» российско-американских отношений Вашингтон не был заинтересован в успехе посреднических усилий Москвы.
Следствием вышеуказанного стала чрезмерно жёсткая азербайджанская позиция по проблеме Нагорного Карабаха, что не позволило добиться компромисса между Баку и Ереваном в Казани (июнь 2011 г.), Астрахани (октябрь 2010 г.), Санкт-Петербурге (июнь 2010 г.) и Сочи (март 2010 г.).
Изменённые Мадридские принципы
Американский сопредседатель Минской группы ОБСЕ Дж.Уор-лик 7 мая 2014 г. выступил в Фонде Карнеги за международный мир по вопросу об урегулировании нагорно-карабахского конфликта. От имени правительства США, стараясь подменить других сопредседателей Минской группы ОБСЕ, он представил шесть элементов такого урегулирования:
1. Окончательный статус Нагорного Карабаха определяется путём волеизъявления местного населения.
2. Территории бывшей Нагорно-Карабахской автономной области (НКАО), которые не контролируются Баку, получают временный переходный статус с гарантированной безопасностью и самоуправлением.
3. Оккупированные земли вокруг бывшей НКАО возвращаются Азербайджану, восстанавливается его суверенитет на этих территориях.
4. Остаётся транспортный коридор между Арменией и Нагорным
Карабахом, но он не может включать весь Лачинский (Бердзорский) район.
5. Признаётся право перемещённых лиц на возвращение в свои дома.
6. Урегулирование обеспечивается международными гарантиями, в том числе на основе соответствующей миротворческой операции.
По мнению посла США в Армении Дж.Хефферна, такое заявление было обусловлено наступлением 20-й годовщины подписания Соглашения о прекращении огня, отсутствием прогресса в переговорах и желанием придать им новый импульс. Однако в действительности за этим видно настойчивое стремление США вытеснить Россию с Южного Кавказа.
Фактически посол Дж.Уорлик предложил лишь подправленный вариант Мадридских принципов, которые были отвергнуты обеими сторонами конфликта.
9 Саргсян и Алиев получили обновлённый вариант Мадридских принципов // РИА Новости. 2010. 22 января.
Реакция на американские предложения
Очевидно, что в рамках американской инициативы никакой гарантированной безопасности для НКР в составе Азербайджана обеспечено быть не может. Подтверждением этого служит хотя бы то обстоятельство, что до сих пор полностью не работает даже режим прекращения огня. А посредники не могут добиться от Азербайджана отвода снайперов с линии боевого соприкосновения.
Невозможно также и разграничить статус самого Нагорного Карабаха и прилегающих к нему территорий. Для местных жителей это единая земля, которую они готовы защищать до последнего. В данных условиях никакого обмена территориями между НКР и Азербайджаном на практике реализовать невозможно.
Согласно Конституции Нагорно-Карабахской Республики она разделена на Степанакерт и 7 районов: Аскеранский, Мартунинский, Каша-тагский, Мартакертский, Шаумя-новский, Шушинский и Гадрутский. Пять из них - Аскеранский, Гадрут-ский, Мартакертский, Мартунинс-кий и Шушинский - располагаются как на территории бывшей НКАО, так и за её пределами. Кроме того, заявленные земли Шаумяновского района НКР располагаются на территории бывших Шаумяновского и Кельбаджарского районов Азербайджанской ССР. Кашатагский район находится на территории бывшего Лачинского района Азербайджанской ССР. Наконец, части Мартакерт-ского, Мартунинского и Шаумянов-ского районов контролируются со стороны Азербайджана и считаются
в НКР оккупированными территориями. Не следует также забывать о судьбе почти полумиллиона армян, бежавших в Армению и другие страны (включая Россию и США) после трагических событий в Сумгаите и Баку на рубеже 80-х - 90-х годов.
Представляется, что дальнейшие переговоры должны вестись с обязательным участием представителей властей Нагорно-Карабахской Республики. Учитывая это, МИД НКР отверг американскую инициативу, которая не учитывала существующие реалии. При этом было заявлено, что «независимость и безопасность НКР являются исключительными ценностями, не подлежащими какому-либо торгу».
Такая позиция была поддержана местным населением. Так, во время визита в Степанакерт сопредседателей Минской группы ОБСЕ (18 мая 2014 г.) в НКР прошли протестные акции молодёжных организаций Ар-цаха (НКР). Показательно, что с момента образования Минской группы ОБСЕ это была первая публичная акция протеста против сделанных этой организацией предложений. В частности, жители НКР были возмущены предложением отдать часть территории в отсутствие эффективных мер по демилитаризации, налаживанию доверия, экономических контактов, свёртыванию враждебной пропаганды и т.д., которые должны быть ключевым условием любого подлинного урегулирования конфликта, а не его имитации.
При этом для отвлечения внимания общественности (как в самой Армении, так и многочисленной ар-
мянской диаспоры) был организован процесс признания независимости НКР наиболее крупным по количеству выборщиков штатом США - Калифорнией. Она стала пятым штатом США, который наряду с Род-Айлендом, Массачусетсом, штатами Мен и Луизиана признал независимость Нагорного Карабаха.
С юридической точки зрения это довольно бессмысленный акт, но политически он содержит в себе опре-
делённое послание армянской диаспоре и лоббистским организациям в США. С другой стороны, принятие подобного акта законодателями Калифорнии весьма выгодно Вашингтону, ибо демонстрирует официальному Баку возможности армянского политического лобби. Как представляется, в перспективе возможны и другие резонансные акции в США и за их пределами со ссылкой на усилия армянских организаций.
Августовское (2014 г.) обострение вооружённого конфликта
За последнее время наиболее серьёзное противостояние в зоне Нагорного Карабаха произошло в августе 2014 г. Согласно имеющейся информации, это обострение было инициировано азербайджанской стороной. Фактически была проведена разведка боем по всей линии фронта, что привело к существенным жертвам с обеих сторон, но не позволило азербайджанцам закрепиться на территории НКР, или в так называемой зоне безопасности вокруг неё. И для этого были серьёзные причины.
Во-первых, армия НКР и Армении, укомплектованная в основном солдатами срочной службы (солдаты-контрактники проходят службу в условиях высокогорья на ротационной основе), имеет исключительно высокую степень боевой готовности. Этому способствует то обстоятельство, что срок призыва составляет два года, а частота дивизионных учений при одновременном задействовании двух полков составляет два раза в год. Однако, наверное, самое главное - это боевой дух. Он ярко проявился во время указанных событий,
когда со стороны Азербайджана было совершено не менее 1500 нарушений границы, включая её многочисленные обстрелы и рейды разведывательно-диверсионных групп.
При этом потери армянских солдат срочной службы были в несколько раз меньше, чем хорошо подготовленных представителей азербайджанского спецназа. Это говорит также о профессиональной выучке армянских военнослужащих и высокой квалификации офицерского состава. Причём ни разу азербайджанцы не смогли не только прорвать первую линию обороны, но даже удержать какой-либо опорный пункт.
Следует заметить, что армянская сторона крайне дозированно использовала свои вооружения и не поддавалась на многочисленные провокации. Так, в ходе этого конфликта артиллерия, танки и боевые машины пехоты не использовались (максимум - крупнокалиберные пулемёты). Когда азербайджанская сторона начала демонстративные полёты вдоль границы самолётов-штурмовиков Су-25, армянская сторона, располагающая превосходством в средствах
противовоздушной обороны, ограничилась перебазированием на аэропорт вблизи Степанакерта эскадрильи аналогичных самолётов. Их ответные полёты вдоль границы сняли излишнюю напряжённость и позволили исключить использование боевой авиации во время имевшего тогда обострения вооружённого конфликта.
Во-вторых, в условиях обострения ситуации были достаточно быстро сформированы отряды армян-добровольцев.
Только Бердзор (Лачин) сразу выставил 250 добровольцев и обеспечил их ротацию. Представители указанной категории населения, большинство из которых имели боевой опыт, заняли позиции на первой линии обороны и поддержали солдат срочной службы.
В целом на территории НКР даже в условиях обострения вооружённого противостояния не чувствовалось никакого страха, а тем более паники. Совершенно иная ситуация наблюдалась на сопредельной азербайджанской территории. Там, в частности, имели факты бегства населения из близлежащих населённых пунктов.
Особую выдержку армяне проявили в Карвачаре (ныне Шаумяновский район НКР), куда из Азербайджана прорвалась бандгруппа в составе трёх человек. Достаточно быстро она была ликвидирована, но это не позволило избежать жертв среди местного населения*.
В связи с этим рассматривался вопрос о раздаче основной части
мужского населения района автоматического оружия.
И при всём этом экономика НКР постепенно укрепляется.
В частности, расширяются посевные площади. Во всех районах созданы государственные центры, которые предоставляют фермерам трактора и другую сельскохозяйственную технику по лизингу или путём прямой продажи. Ведутся, хотя и не так быстро, работы по орошению земель, что в перспективе позволит укрепить продовольственную безопасность не только Нагорного Карабаха, но и Армении.
Успешно развивается горнорудная промышленность, включая добычу и обогащение руд цветных металлов.
Значительные успехи достигнуты в сфере гидроэнергетики.
Учитывая малочисленность местного населения (порядка 150 тыс. чел.), это позволяет увеличивать валовый внутренний продукт (ВВП) на 8% в год. Но изначальный уровень ВВП (на момент 1994 г.) был крайне низок. Как следствие, в НКР средний уровень пенсии составляет всего 50-70 долл., а зарплаты -200 долл. При таком уровне доходов местное население выживает за счёт подсобного хозяйства и денежных переводов из-за границы от своих родственников (в основном из России).
С другой стороны, заселение зоны безопасности вокруг НКР идёт крайне медленно.
Так, в удалённых селениях Лачин-ского района проживает от 2 до 5 семей, хотя и достаточно многочисленных. Длительное время жители ряда небольших населённых пунктов существовали в достаточно экстремальных условиях, так, например, 13 лет у них не было электричества.
* Впоследствии уцелевшие участники бандгруппы, Шахбаз Гулиев и Дилхам Аскеров, были осуждены в Степанакерте, после чего стали объектом «трогательной» заботы со стороны представителя американского госдепа Виктории Нунанд.
Только последние три года ситуация существенно улучшилась, что привело, например, к подключению населения к сети Интернет. Эти территории постепенно осваиваются. Хуже
дело продвигается в отношении г. Аг-дам и расположенных вокруг него населённых пунктов, где раньше проживало исключительно азербайджанское население.
Можно предположить, что в целом, несмотря на крайне высокую степень напряжённости между крупными игроками, формат Минской группы ОБСЕ как главной переговорной площадки по урегулированию нагорно-карабахс-кого конфликта сохранится. События вокруг Украины продемонстрировали, что ОБСЕ, несмотря на очевидные проблемы в деятельности этой структуры, пока остаётся единственной региональной организацией, в рамках которой можно искать подходы к урегулированию этого многолетнего конфликта [10].
Вместе с тем «обновлённые» Мадридские принципы, не учитывающие в должной мере как обстоятельства возникновения карабахского конфликта, так и актуальные реалии, вряд ли могут быть положены в основу урегулирования проблемы Нагорного Карабаха.
Возможные дискуссии относительно концепции «Всеобъемлющего мирного соглашения», в которую предполагается включить основные элементы Мадридских принципов, также могут оказаться, мягко говоря, малопродуктивными.
Только сохранение статус-кво (для чего необходимо предпринять значительные усилия) в состоянии обеспечить некоторую стабильность при одновременном отведении из зоны боевого соприкосновения снайперов и тяжёлое вооружение (в первую очередь - реактивные системы залпового огня).
Примечания
Агаджанян М. Азербайджан и Турция сближаются на антиармянской военной платформе при молчаливом согласии НАТО // Научное общество кавказоведов. 2015. 9 февраля // URL: http://www.kavkazoved.info/news/2015/02/09/azerbajdzhan-i-turcia-sblizhaj utsj a-na-antiarmjanskoj -voennoj -platforme-pri-molchalivom-soglasii-nato. html
Азербайджан обвинил Армению в 58 обстрелах за сутки // Информационный сайт «Кавказский узел». М., 2015. 19 марта // URL: http://karabakh.kavkaz-uzel.ru/ articles/259127
Ежегодный доклад за 1995 г. о деятельности ОБСЕ. Вена: ОБСЕ, 1995. С. 11-12.
МИД НКР распространило заявление в связи с 20-летием соглашения о прекращении огня // Арцах-Карабах центр. Ереван. 2014. 12 мая // URL: http:// www.karabakhcenter.com/ru/news/294
10 Петросян Д. К вопросу об актуальной динамике в процессе урегулирования нагор-но-карабахского конфликта // Научное общество кавказоведов. 2015. 20 марта // URL: http: //www.kavkazoved.info/news/20 15/03/20/dinamika-v-processe-uregulirovania-nagorno-karabahskogo-konflikta.html
На линии соприкосновения в Нагорном Карабахе погибли трое военнослужащих // Информационное агентство Regnum. М. 2015. 19 марта / / URL: http://www.regnum.ru/ news/polit/1906906.html#ixzz3VJB35LH1 Петросян Д. К вопросу об актуальной динамике в процессе урегулирования нагорно-ка-рабахского конфликта // Научное общество кавказоведов. 2015. 20 марта // URL: http://www.kavkazoved.info/news/2015/03/20/dinamika-v-processe-uregulirovania-nagorno-karabahskogo-konflikta.html Саргсян и Алиев получили обновлённый вариант Мадридских принципов / / РИА Новости. 2010. 22 января.
Сопредседатели Минской группы ОБСЕ: «Резолюция, принятая Генассамблеей ООН 14 марта, отражает интересы лишь одной из сторон» / / Информационный сайт Day.Az. Баку. 2008. 18 марта // URL: http://news.day.az/politics/111951.html Nichol J. Armenia, Azerbaijan, and Deorgia: Political Developments and Implications for U.S.
Interests. Congressional Research Service. Washington D.C. 2009. April 9. P. 11-13. Petrosyan D. Again about Cease-fire Sustaining Measures in Nagorny Karabakh Conflict Zone // The Noyan Tapan Highlights. Nagorny Karabakh. 2012. № 8. March.
r
л
Подписка на 2015 г.
на журнал «Обозреватель-ОЬвегоег» в каталоге «Газеты и журналы» агентства «РОСПЕЧАТЬ»:
47653 — на полугодие 36789 — на год