43. Richard, J.-Fr. Les activités mentales. Comprendre, raisonner, trouver des solutions [Текст]. Armand Colin. 1990.
44. Scribner, S. Mind in action: A functional approach to thinking [Текст] // M. Cole, Y. Engestrom and O. Vasquez (Eds). Mind Culture and Activity: Seminar papers from the Laboratory of Comparative Human Cognition. N.Y., Cambridge University Press, 1983.
45. Smith, E.E., Shoben, E.J., Rips, L.J. Structure and process in semantic memory: A featural model for semantic detections [Текст]// Psichol. Rev. - 1974. - Vol. 81. - N. 1.
С.В. Сарычев НАДЕЖНОСТЬ ГРУППЫ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН
В статье проанализирована проблема надежности в контексте развития технического, психологического и философского знания. Предлагается динамический подход к исследованию надежности малых социальных групп в напряженных и экстремальных ситуациях совместной деятельности, ставших повседневной реальностью в современной России. В работе также раскрывается взаимосвязь между основными социально-психологическими свойствами малых социальных групп: организованностью, надежностью и субъектностью, что становится возможным при исследовании группы как субъекта совместной деятельности. Ведущая роль в формировании субъектности малых групп принадлежит социальной среде, особенно в процессе взаимной трансформации и взаимодействия.
S.V. Sarychev
THE PHENOMENON OF GROUP’S RELIABILITY IN SOCIAL PSYCHOLOGY
The problem of reliability is analyzed in context of history of technical, psychological and philosophical knowledge in this paper. Mr. Sarychev worked out a new, dynamic approach to problems of small group’s behavior and joint actions in extreme and stress situations that became everyday occurrence in nowadays Russia. The paper also reveals the internal correlation between fundamental features in small groups: orderliness, reliability and subjectivity. It becomes possible if small group is considered as a subject of joint actions of its members. Subjectivity reflects the essence of group orientations and the level of its activity. The leading part while forming the small groups subjectivity belongs to particular social milieu, especially when group transforms itself and its own milieu.
Значительные изменения социальноэкономических условий жизни российского общества, происходящие в наши дни, существенно влияют на малые группы и коллективы. Динамичные процессы, присущие общественной и политической жизни нашей страны, значительные изменения в производительных силах ведут к возникновению напряженных и экстремальных ситуаций в жизнедеятельности малых групп и коллективов. Содержание и основные тенденции этих взаимосвязей, по нашему мнению, недостаточно изучены в социальной психологии применительно к современной социальной ситуации и должны стать объектом исследования психологов.
Условия жизнедеятельности малых групп не только в новейшей российской истории, но и в глобальном масштабе в последние годы были экстремальными и напряжен-
ными, что диктует необходимость углубленного изучения деятельности и поведения групп в экстремальных и напряженных ситуациях наряду с ситуациями оптимальными.
Практическая потребность прогнозирования процесса и результатов совместной деятельности малых групп в оптимальных, напряженных и экстремальных ситуациях делает востребованным исследование их надежности.
Собственно изучение социальнопсихологических аспектов проблемы надежности группы в напряженных и экстремальных ситуациях совместной деятельности не проводилось, однако существует ряд исследований по близким проблемам. Особенно много работ, анализирующих социальнопсихологические последствия стресса.
Основоположник физиологической теории стресса Г. Селье [6] неоднократно
указывал на межличностные отношения как источник стресса и называл стресс, вызываемый необходимостью «уживаться друг с другом», главной причиной дистресса. Пути преодоления подобного стресса ученый усматривает в воодушевлении общим идеалом и общей целью, в совместном труде, порождающем сплоченность и солидарность людей.
В монографии Л.А. Китаева-Смыка «Психология стресса» [2] был выделен и исследован социально-психологический субсиндром стресса, понимаемый как изменение общения в экстремальных ситуациях. В частности, этот субсиндром связан с изменениями показателей активности общения, что отражается на взаимодействии индивида с социальной средой: с окружающими людьми, коллективом, группой, производственной организацией и т.д.
Социальное взаимодействие заметно изменяется, если стресс возникает одновременно у многих людей. По данным исследователя, стрессовые изменения общения, вплетаясь в структуру жизнедеятельности, поведения, рабочей активности, могут существенным образом (положительно или отрицательно) влиять на психологический климат коллектива, на производительность труда, на успешность преодоления экстремальных ситуаций. Характер общения в группе также влияет на эффективность и надежность деятельности при стрессе. Л.А. Китаев-Смык подчеркивает, что взаимодействие совокупности людей должно создавать более эффективный защитный потенциал, чем потенциал отдельного человека.
Диссертационное исследование
В.Я. Подороги [4], посвященное проблеме влияния стресса на групповую деятельность старшеклассников, позволило установить зависимость между стрессовыми ситуациями и эффективностью групповой деятельности, с одной стороны, и уровнем развития группы как коллектива, с другой. Было экспериментально установлено, что влияние стрессовых ситуаций происходит в виде положительных и отрицательных реакций группы при воздействии стрессоров, что и ведет к различной эффективности деятельности. К сожалению, в указанной работе напряженные ситуации понимаются только как вызванные воздействием стрессоров, в результате которого может возникнуть состояние психической напря-
женности. При этом стрессовые реакции регистрируются автором, как нам представляется, не вполне корректно - только по отдельным вегетативным реакциям.
Следовательно, проблема надежности группы в напряженных и экстремальных ситуациях явно недостаточно исследована в социальной психологии. Не существует приемлемого теоретического объяснения фактов неоднозначности групповой динамики и эффективности совместной деятельности в напряженных и экстремальных ситуациях. Теоретическое осмысление и эмпирическое исследование социально-психологических основ надежности группы позволит более глубоко изучить и совместную деятельность, и малую группу.
Динамический подход к исследованию надежности группы. Поведение и совместная деятельность группы в напряженных, экстремальных (трудных, стрессогенных, чрезвычайных и т.п.) ситуациях неоднократно становились предметом исследования в отечественной социальной психологии. По мнению А.И. Донцова [1], любая организованная группа по ходу своей деятельности неизбежно сталкивается с различного рода трудностями и ограничениями. В результате складывается потребность преодоления несогласия, групповой напряженности, противоречий. Описывая влияние указанных ситуаций на динамику групповых социальных процессов, автор приходит к выводу о неоднозначности такого влияния на разные группы.
Большое внимание исследованию совместной деятельности группы в стрессовой, напряженной ситуации для определения влияния регрессивных тенденций на становление социальной общности уделяет Л.И. Уманский [7; 8]. Для описания особенностей жизнедеятельности группы в указанных выше условиях ученый использует понятие «сопротивляемость». По его данным, группы разного уровня развития обладают различной сопротивляемостью. Так, группы низкого уровня развития обнаруживают «депрессивный синдром» - безразличие, апатию, деморализацию. Взаимодействие в группе приобретает характер конфликта, члены группы отказываются от выполнения задания, совместная деятельность дезинтегрируется. Группы-кооперации в тех же условиях отличаются толерантностью и адаптируются, не
снижают уровень работы. Группы-автономии и группы-коллективы на сложные ситуации отвечают возрастанием активности и стенич-ностью эмоционального климата, эффективность деятельности таких групп даже повышается.
Как показывает анализ психологической литературы, преобладающим является статический подход к изучению группы в напряженных и экстремальных ситуациях. При таком подходе ситуация, окружение имеет значение лишь постольку, поскольку может вызвать «нарушения», то есть вынужденные изменения процессов, соответствующих природе психологии группы. Исследователи, рассматривающие проблемы совместной деятельности и поведения группы в напряженных и экстремальных ситуациях, делают акцент именно на устойчивости и на том, что с ней связано: стрессоустойчивости, помехоустойчивости, резистентности. Таким образом, учеными подчеркивается отсутствие значительных психодинамических изменений в поведении группы, успешность решения групповых задач, размеренный, спокойноделовой тон в общении, достаточно быстрое достижение единства мнений и действий и т. п.
Нам представляется, что описание и изучение психологических фактов только в рамках устойчивости не является достаточным. Необходимо уточнение и дополнение такого подхода к изучению напряженных и экстремальных ситуаций динамическим подходом, учитывающим изменчивость группы, адекватность ее действий ситуации.
Мы считаем, что рассмотрение проблемы надежности группы возможно с точки зрения динамики. Методологически такой подход в психологии обоснован в работе К. Левина «Конфликт между аристотелевским и галилеевским способами мышления в современной психологии» [3]. В соответствии с этим подходом динамика события связывается не с изолированным объектом как таковым, а зависит от ситуации, в которой происходит событие. Динамика конкретного процесса должна выводиться из связи конкретного объекта с конкретной ситуацией, поскольку дело касается внутренних сил, многочисленных связей различных функциональных систем, которые образуют объект.
Свойства и структура объекта важны и при динамическом подходе, но более важной считается ситуация, а не объект. По мнению К. Левина, определенные ситуации обладают методологическим преимуществом и, насколько возможно, устанавливаются экспериментальным путем. Кроме того, вся ситуация изменяется вместе с процессом, оказывая влияние на величину и динамику векторов, которые в данный момент определяют общую динамику.
Исследование группы как динамической системы дает возможность рассмотреть во взаимосвязи и единстве динамические изменения среды, конкретной ситуации совместной деятельности группы и собственно группу.
Группа как субъект совместной деятельности способна проявить себя в полной мере лишь при полной, предельной реализации своих возможностей. Мы считаем, что в динамическом аспекте надежность может быть дополнена организованностью как интегральной характеристикой функционирования самой группы.
Надежность группы, понимаемая таким образом, является временным параметром, позволяющим с точки зрения психологии охарактеризовать некоторый оптимальный уровень функционирования данной группы на определенном отрезке времени.
В отличие от статического подхода к исследованию данной проблемы, предполагающего анализ в основном внешних воздействий (что отражено в понятиях «помехоустойчивость», «стрессоустойчивость», «эмоциональная устойчивость», «резистент-
ность»), динамический подход (который, как мы считаем, адекватно раскрывается понятием «надежность») предполагает анализ и внешних, и внутренних условий совместной деятельности группы, которые создают необходимость перестройки (адекватного изменения) способа организации совместной деятельности в соответствии с этими условиями.
В отношении совместной деятельности надежность группы обеспечивает создание группой адекватных способов организации совместной деятельности, причем адекватность должна обеспечиваться как в отношении внутренних условий (возможностей группы), так и в отношении той внешней среды, в которой группа находится. Оптималь-
ное воплощение этих способов в совместной деятельности обеспечивает оптимальный уровень функционирования группы как субъекта совместной деятельности на определенном отрезке времени и в определенных условиях (то есть в определенной ситуации).
Если мы говорим о надежности как социально-психологическом качестве группы, то имеем право предположить существование групп, обладающих этим качеством, — надежных групп. Надежная группа характеризуется:
- высокой эффективностью совместной деятельности (не только по непсихологическому результату деятельности, но и по воспитательному воздействию на членов группы);
- достигаемыми в широких пределах изменениями группового поведения и совместной деятельности;
- способностью наметить и осуществить план совместной деятельности, поддерживать эффективное взаимодействие.
Таким образом, надежная группа способна в напряженных и экстремальных ситуациях сохранять сосредоточение и актуализацию функций на основе сформированной мотивации и социальных установок на совершенствование организации за счет отношения к ней как к ценности.
Мы предполагаем, что существуют и группы иного рода. Это группы, проявляющие тенденции к дезорганизации совместной деятельности в напряженных и экстремальных ситуациях.
Предположения, высказанные выше, позволяют сформулировать основную гипотезу исследования следующим образом: надежность группы представляет собой системное интегральное качество группы, актуализирующееся в напряженных и экстремальных ситуациях совместной деятельности. Надежность как система предполагает:
- оптимизацию групповой структуры с приоритетом направленной активности;
- развитие способности группы к ориентировке;
- самоуправляемость группы;
- специфическую структуру лидерства, включающую стратегическое и тактическое лидерство;
- адекватную реакцию на ошибки членов группы в совместной деятельности.
Обсуждение результатов экспериментального исследования надежности группы. В результате осуществления цикла экспериментальных исследований нам удалось выявить существование групп, обладающих надежностью, — надежных групп [5]. Повторим, что надежная группа способна в напряженных и экстремальных ситуациях поддерживать сосредоточение и актуализацию функций на основе сформированной мотивации и социальных установок на совершенствование организации за счет отношения к ней как к ценности. Совместную деятельность надежных групп в напряженных и экстремальных ситуациях характеризует повышенная удовлетворенность испытуемых самим фактом совместных действий, достижением общей задачи и положительной эмоциональной разрядкой после успешного преодолении трудностей.
Надежные группы умело сохраняют и подкрепляют элементы положительного опыта решения групповых задач. Так, в ряде групп произошло качественное обогащение лидерства: выявились лидеры стратегического действия, а также лидеры тактического плана. Обе категории лидеров удачно разделили функции и не имели оснований для столкновений. В надежных группах в полной мере проявились установки на поиск оптимальной организации совместной деятельности, они настойчиво выстраивали «лучший алгоритм действий» (по выражению испытуемых). Обнаружилось быстрое и полное явление включенности каждого индивида в совместную деятельность как на уровне принятия ее целей, мотивов и задач, так и на уровне практического содействия в их реализации.
Было установлено, что взаимосвязь надежности с организованностью носит закономерный характер. Группы высокого уровня организованности в напряженных ситуациях выполняют совместную деятельность безотказно, с минимальным разбросом лучших и худших результатов. В обычной деятельности в напряженной ситуации уровень безотказности весьма высок, а основные эмпирические референты результативности изменяются согласованно. Уровень их выраженности коррелирует со степенью напряженности ситуации совместной деятельности: чем выше степень напряженности ситуации, тем меньше отка-
зов, меньше разброс максимальных и минимальных результатов. В результативности высокоорганизованных групп как бы синтезируются повышение продуктивности и снижение числа отказов в напряженных ситуациях совместной деятельности (по сравнению с оптимальными).
Члены высокоорганизованных групп придают большое значение согласованию совместных действий, тщательной разработке плана предстоящей групповой деятельности. Организационная часть совместной деятельности имеет больший удельных вес в сравнении с исполнительной частью, содержательная сторона плана совместной деятельности в напряженных ситуациях улучшается по сравнению с оптимальными.
Важную роль в согласовании совместных действий играют лидеры высокоорганизованных групп, их видение предстоящей и текущей совместной деятельности «концептуально», взгляд на ситуацию совместной деятельности в целом.
Не только лидеры, но и все члены групп указанного типа «видят образ совместного действия» и функцию каждого члена группы в нем, а в случае задержки исполнения готовы непосредственно включиться в исполнение операции. Высокоорганизованные группы можно охарактеризовать как надежные, а результаты совместной деятельности таких групп в напряженных ситуациях -как прогнозируемые.
Группы низкого уровня организованности характеризуются существенным снижением безотказности в напряженых ситуациях совместной деятельности по сравнению с оптимальными. Наиболее заметно возрастает число отказов в особомотивированной совместной деятельности в напряженных ситуациях. Тем не менее, группы этого типа способны к повышению продуктивности совместной деятельности в напряженных ситуациях (только в особомотивированной совместной деятельности!), но ценой увеличения разброса максимальных и минимальных показателей продуктивности и снижения безотказности. Результативность низкоорганизованных групп становится непрогнозируемой в напряженных ситуациях совместной деятельности (возрастает вероятность как позитивного, так и негативного исхода).
Низкоорганизованным группам присуще преобладание исполнительной части совместной деятельности над ориентировочной и в оптимальных, и в напряженных ситуациях совместной деятельности. В напряженных ситуациях по сравнению с оптимальными снижается удельный вес ориентировки в структуре совместной деятельности. План предстоящей совместной деятельности в группах такого типа отсутствует или неадекватен условиям и групповому потенциалу. Если план имеется, то в напряженных ситуациях степень соответствия совместной деятельности плану снижается по сравнению с оптимальными. Таким образом, согласование действий и функций осуществляется стихийно, члены низкоорганизованных групп не стремятся к их упорядочению и согласованию как в оптимальных, так и в напряженных ситуациях совместной деятельности.
Взаимодействие членов низкоорганизованных групп в напряженных ситуациях совместной деятельности не соотносится ни с групповыми целями, ни с возможностями группы. Уровень выраженности взаимодействия одинаково низок в оптимальных и напряженных ситуациях. Из-за отсутствия заранее продуманного способа взаимодействия изменение этого взаимодействия в целях его упорядочения в напряженных ситуациях совместной деятельности не осуществимо. Уровень инициативности и самостоятельности во взаимодействии членов групп этого типа снижается в напряженных ситуациях по сравнению с оптимальными (в наибольшей степени - в особомотивированной деятельности). Полная включенность во взаимодействие в напряженных ситуациях отмечена нами лишь у незначительного числа членов низкоорганизованных групп, причем полнота включенности снижается с возрастанием степени напряженности ситуации совместной деятельности. Минимальная включенность во взаимодействие наблюдается в особомотивированной совместной деятельности в напряженных ситуациях.
Итак, надежность группы в напряженных ситуациях совместной деятельности детерминирована организованностью группы. Группы различного уровня организованности характеризуются различной динамикой основных показателей надежности в напряженных и экстремальных ситуациях совместной
деятельности, в том числе и группы, прояв- стной деятельности в напряженных и экстре-
ляющие тенденции к дезорганизации совме- мальных ситуациях.
Библиографический список
1. Донцов, А.И. Психология коллектива [Текст] / А.И. Донцов. - М., 1984.
2. Китаев-Смык, Л.А. Психология стресса [Текст] / Л.А. Китаев-Смык. - М., 1983.
3. Левин, К. Конфликт между аристотелевским и галилеевским способами мышления в современной психологии [Текст] / К. Левин // Психологический журнал. - 1990. - Т. 11. - № 5. - С. 134-158.
4. Подорога, В.Я. Экспериментальное изучение влияния напряженных ситуаций на групповую деятельность старшеклассников [Текст]: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 1973.
5. Сарычев, С.В., Чернышев, А.С. Социально-психологические аспекты надежности группы в напряженных ситуациях совместной деятельности [Текст] / С.В. Сарычев, А.С. Чернышев. - Курск, 2000.
6. Селье, Г. Стресс без дистресса [Текст] / Г. Селье. - М., 1979. - 124 с.
7. Уманский, Л.И. Методы экспериментального исследования социально-психологических феноменов [Текст] / Л.И. Уманский // Методология и методы социальной психологии. - М., 1977. - С. 54-71.
8. Уманский, Л.И. Психология организаторской деятельности школьников [Текст] / Л.И. Уманский. -М., 1980.
Р. Яворски СПОСОБЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ СТРЕССА У ЛИЦ С РАЗНЫМ ТИПОМ РЕЛИГИОЗНОСТИ
В статье проанализированы теоретические аспекты исследуемой темы. Выделены и описаны типы религиозности, что позволяет более дифференцированно рассмотреть феномен религиозности и его психологический коррелят.
Я. Уауо^ку
WAYS OF OVERCOMING STRESS OF PEOPLE WITH A DIFFERENT TYPE OF RELIGIOUSNESS
In the article are analysed theoretical aspects of an investigated theme. Religiousness types are differentiated and described, that allows in a more differentiated way to regard a phenomenon of religiousness and its psychological correlator.
По экзистенциальным причинам проблема преодоления трудностей вызывает закономерный интерес. Проведенные на сегодняшний день психологические исследования позволили выделить две стратегии преодоления стресса.
С. Фолькман и Р. Лазарус, подходя к стрессу как к результату соглашения между личностью и окружением, описали его как процесс. Преодоление стресса включает действия, ведущие к успокоению эмоций и восстановлению внутреннего равновесия (бегство - уклонение, дистанцирование, самоконтроль, самокритика - самоагрессия, поиск общественной поддержки, положительная переоценка), а также активное действие, направленное на решение проблемы (конфронтация, плановое решение проблемы).
По Священному Писанию, трудности человека возникают как результат греха и его последствия в виде страдания. Состояние отделения от Бога является, по мнению библейских авторов, самым тяжелым положением человека. Избавлением от него является пожертвование жизнью Сына Божьего. Восстановление единства с Богом является условием для достижения непреходящего счастья и преодоления проблем.
Трудности, связанные с повторным обретением Бога и пребыванием в соединении с ним, изучают моральная теология, пасторальная теология и теология духовности. Преодоление трудностей, связанных с духовной жизнью, требует большого доверия к Богу и смиренного подчинения Святому Духу. Если поставить Бога в жизни на первом месте и направить мысли к бого-