Образование и педагогические науки
Education and Pedagogical Sciences
УДК 159.923
КЛИМОНТОВА Татьяна Анатольевна
Сибирская академия права, экономики и управления,
Иркутск, Россия
КОЗЬМИНА Людмила Борисовна,
Ангарский филиал, «Сибирской академии права, экономики и управления», Ангарск, Россия [email protected]
ЧЕПУРКО Юлия Владиславовна,
Евразийский лингвистический институт филиал Московского государственного лингвистического университета, Иркутск, Россия [email protected]
НАДЕЖДА КАК ФАКТОР ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ЛИЧНОСТИ
В статье рассматривается феномен надежды как один из факторов психологического благополучия личности. Приведен обзор современного состояния проблемы надежды в психологической науке. Предложен авторский взгляд на феномен надежды в оптике постнеклассической методологии. Проведен психологический анализ переживания надежды в контексте состояния жизненного мира человека. Переживание надежды рассмотрено как антиципация идеального состояния жизненного мира человека во временной перспективе. Выделено два вида антиципации: первый проявляется как антиципация константности состояния жизненного мира, второй вариант предполагает антиципацию трансформационных изменений. Введено понятие актуализации надежды как увеличение уровня ее осознанности и представленности во внутреннем мире человека. Актуализация надежды рассматривается как важнейший фактор уровня актуального психологического благополучия личности.
Ключевые слова: феномен надежды, виды надежды, формы и функции надежды, антиципация константности, антиципация трансформационных изменений, актуализация надежды, психологическое благополучие, актуальное психологическое благополучие, идеальное психологическое благополучие, жизненный мир человека.
DOI: 10.17748/2075-9908-2015-7-6/2-270-274 KLIMONTOVA Tatiana A.
Siberian Academy of Law, Economics and Management, Irkutsk, Russia [email protected]
KOZMINA Lyudmila B.,
Siberian Academy of Law, Economics and Management
Angarsk, Russia [email protected]
CHEPURKO Yulia V.,
Irkutsk Euro-Asian Linguistic Institute of branch Moscow
State Linguistic University, Irkutsk, Russia [email protected]
HOPE AS THE FACTOR OF THE PERSON PSYCHOLOGICAL WELL-BEING
The article deals with the phenomenon of hope as one of the factors of psychological well-being of the individual. It was attempted to identify the essential foundation of the phenomenon through the prism of hope postnonclassical paradigm, through the organization of human life world. It was analysized of the psychological feelings of hope with the release of representation in the human mind the current state of his life in the world. It was emphasized understanding of hope, unfolding in the inner world of man, as the anticipation of the ideal from the point of view of the person, his state of life of the world in a time perspective, and also highlighted the experience of hope, as the cognitive component of which is the anticipation, unfolding within the boundaries of the world of human life. Actualization of hope is to increase the level of its awareness and representation of the inner world of man. Actualization of hope has an impact on psychological well-being of the individual.
Keywords: the phenomenon of hope kinds of hopes, form and function of hope, constancy anticipation, anticipation of transformational change, actualization of hope, psychological well-being, psychological wellbeing actual, ideal psychological well-being, human life-world.
Общая нестабильность социально-экономической ситуации ослабляет у людей чувство возможного, веру в позитивные перемены. В психологическом плане все это усиливает нагрузку на внутренние ресурсы человека, бросает вызов его жизнестойкости [7], [8]. В самые критические периоды существования человека всегда на переднем плане противостояния реальности появлялась надежда. Вместе с тем весьма немногочисленны психологические сведения в отношении закономерностей переживания надежды человеком, функций надежды во внутреннем мире человека. Среди работ, раскрывающих феноменологию надежды, стоит отметить исследования К. Музыбаева [6], который дифференцировал виды надежды: фундаментальную - надежду как общий позитивный взгляд личности на жизнь, ее базовую диспозицию и первичную, связанную с достижением конкретной цели. Автор конкретизировал функции надежды: регулирование основных элементов жизненной структуры, возврат чувства контроля над ситуацией; восприятие ситуации не как угрозы, а как вызова.
В настоящее время в психологической науке укрепляются позиции постнеклассической методологии, задающей ориентиры целостного понимания существования человека в мире. При этом уйти от масштабности проблемы в более узкую предметную область анализа возможно через понятие «жизненный мир человека» [3]. Жизненный мир определяется
- 270 -
ISSN 2075-9908 Историческая и социально-образовательная мысль. Том 7 №6 часть 2, 2015 Historical and Social Educational Ideas Tom 7 #6 part 2, 2015_________________________
как сложнейшая, находящаяся в состоянии непрерывного становления, динамическая, субъективная и одновременно объективная реальность, характеризующая индивидуальность человека [2]. В русле данной методологии пересматриваются взгляды на многие известные психологические феномены [1]. Определить сущностные основания феномена надежды, по нашему мнению, возможно в оптике постнеклассической парадигмы, через организацию жизненного мира человека.
Обращение к жизненному миру человека в контексте переживания надежды человеком определяется тем, что в сложных жизненных ситуациях человек противостоит не конкретной ситуации, а миру в целом. Надежда предполагает наличие временного континиума, опережающее восприятие жизненной ситуации. Для психологического анализа переживания надежды целесообразно выделить репрезентацию в сознании человека актуального состояния его жизненного мира. Идеальное состояние жизненного мира предполагает предвосхищение изменения жизненного мира при реализации его надежд. Итак, надежда может пониматься как антиципация идеального, с точки зрения человека, состояния его жизненного мира во временной перспективе. Представляется, что возможно два варианта антиципации. Первый состоит в том, что феномен надежды проявляется как антиципация константности, неизменности состояния жизненного мира, второй вариант, напротив, предполагает антиципацию трансформационных изменений.
От чего зависит способность надеяться? Остановимся на психологических условиях актуализации надежды. Под актуализацией надежды мы понимаем увеличение уровня ее осознанности и представленности во внутреннем мире человека [2].
Наряду с очевидными условиями, определяющими актуализацию надежды, такими как жизненный опыт человека, уровень тревожности, смысложизненные ориентации, представляется интересным рассмотреть интеллектуальные характеристики. Так как интеллект является условием объективации, следовательно, носитель высокого интеллекта при антиципации развития жизненной ситуации способен выделить большее количество связей и отношений, увидеть большую мозаику факторов различной природы, влияющих на ее развитие. Следовательно, вероятность развития событий в желанном для субъекта варианте снижается по мере принятия во внимание числа альтернатив. Уровень мистического мышления, отличающегося отсутствием привычных для логического мышления причинно -следственных связей, также связан с переживанием надежды: чем выше вера в магию и мистику, тем более укрепляется и актуализируется надежда человека.
В свою очередь, актуализация надежды может значительно влиять на другие ключевые психологические структуры, одной из которых является психологическое благополучие личности. Психологическое благополучие является интегративным личностным образованием, и мы понимаем его как субъективное отражение восприятия и оценки своего функционирования с точки зрения вершины потенциальных возможностей человека [4].
Проблема психологического благополучия личности в данной статье рассматривается нами в контексте восприятия человеком себя и своей жизни в прошлом, настоящем и будущем. Так, Т.Д. Шевеленкова и П.П. Фесенко [9] различают актуальное психологическое благополучие и идеальное психологическое благополучие. Актуальное психологическое благополучие определяется как «переживание, характеризующее отношение человека к тому, чем он, по его собственному мнению, является, отражающее степень реализованности в индивидуальном бытии основных компонентов позитивного функционирования личности, степень направленности на реализацию компонентов позитивного функционирования» [9, c. 103]. Это важно, так как определяет временной аспект переживания человеком своего благополучия или неблагополучия «здесь-и-сейчас», осознаваемое в сравнении с ретроспективной оценкой своего прошлого жизненного опыта и идеальной оценкой желаемого.
- 271 -
Образование и педагогические науки
Education and Pedagogical Sciences
СОБЫТИЙНОЕ ПОЛЕ ЖИЗНИ
Рис. 1. Влияние субъективных эмоциональных оценок прошлого и будущего на актуальное переживание психологического благополучия в контексте событийного поля жизни личности [5]
Fig. 1. The influence of subjective emotional evaluations of the past and future actual experience of psychological well-being in the context of the event fields of a person's life [5]
Связь фактора времени, событий и отношения к ним с уровнем актуального психологического благополучия личности можно наглядно представить в виде схемы (рис. 1). Темпоральный подход к пониманию психологического благополучия личности позволяет понимать его как актуальное переживание, отражающее оценку человеком своего функционирования с точки зрения реализации возможностей в перспективе и ретроспективе. Психологическое же неблагополучие есть переживание утраты целостности внутреннего мира и гармонии в отношениях с миром внешним.
Психологическое благополучие зависит и от объективных детерминант: чувства безопасности окружения, принадлежности к значимой социальной группе, возможности самореализации. Значимую роль в утрате психологического благополучия играет, на наш взгляд, утрата надежды. Вера в себя, в реализацию своей идеи, надежда оказывают положительное воздействие на уровень актуального психологического благополучия личности.
Надежда представляет собой как ресурсное состояние человека, которое дает жизненные силы и энергию для реализации жизненных перспектив. Все это определяет необходимость поиска, конкретизации и научной верификации условий актуализации надежды. Вышеизложенное имеет большое значение для практики психологической помощи, а именно создания и разработки эффективных психотехнологий, программ, ориентированных на целенаправленную работу в этой области.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. Климонтова Т.А. Метасистемный подход как основа изучения внутреннего мира человека / Т.А Климонтова // Теория и практика общественного развития. - 2013. - № 10. - С. 158-160.
2. Климонтова Т.А., Кожевина А.П. Доверие как показатель открытости внутреннего мира человека / Т.А. Климонтова // Историческая и социально образовательная мысль. - Том 6. - № 6-1 (28). - Краснодар, 2014. - С. 192195.
3. Клочко Е.В. Самоорганизация в психологических системах: проблемы становления ментального пространства личности. - Томск: Изд-во Томского ун-та, 2005. - 189 с.
4. Козьмина Л.Б. Динамика психологического благополучия личности студентов-психологов. Автореф. дис. ... к. псих. наук. - Ярославль, 2014. - 21 с.
5. Козьмина Л.Б. Психологическое благополучие как актуальное переживание личностью событий своей жизни во временном континууме / Л.Б. Козьмина // Вестник Сибирской академии права, экономики и управления. - №1 (15). - 2012. - С. 55-60.
- 272 -
ISSN 2075-9908 Историческая и социально-образовательная мысль. Том 7 №6 часть 2, 2015 Historical and Social Educational Ideas Tom 7 #6 part 2, 2015________________________
6. Муздыбаев К. Измерение надежды (статья вторая) // Психологический журнал. - 1999. Том 20. - № 4. - С. 26-35.
7. Чепурко Ю.В. Взаимосвязь психических состояний и жизнестойкости у студентов первого курса // Вестник Иркутского гос. тех. ун-та. -2015. - № 1 (96). - С. 314-316.
8. Чепурко Ю.В. Сравнительный анализ психических состояний и жизнестойкости у студентов первого курса различных специальностей курса // Теория и практика общественного развития. - 2015. - № 12. - С. 487-489.
9. Шевеленкова Т.Д., Фесенко П.П. Психологическое благополучие личности (обзор концепций и методика исследования) // Психологическая диагностика. - 2005. - № 3. - С. 95-129
REFERENCES
1. Klimontova T.A. Metasystem approach as a basis for studying the inner world [Metasistemnyj podhod kak osnova izuchenija vnutrennego mira cheloveka].Teorija i praktika obshhestvennogo razvitija. 2013, no.10, pp. 158-160. (in Russ.).
2. Klimontova T.A., Kozhevina A.P. Trust as a measure of openness of man's inner world [Doverie kak pokazatel' otkryto-sti vnutrennego mira cheloveka].Istoricheskaja i social'no obrazovatel'naja mysl.2014, no.6-1(28), pp. 192-195. (in Russ.).
3. Klochko E.V. Self-organization in psychological systems: problems of formation of the mental space of personality [Sa-moorganizacija v psihologicheskih sistemah: problemy stanovlenija mental'nogo prostranstva lichnosti.] Tomsk: Izd-vo Tomskogo universiteta, 2005, p. 189. (in Russ.).
4. Koz'mina L.B. Dynamics of psychological well-being of the individual psychology students [Dinamika psihologicheskogo blagopoluchija lichnosti studentov-psihologov]. Avtoref. na soisk. uch.st. c.psh.n. - Jaroslavl', 2014, p. 21. (in Russ.).
5. Koz'mina L.B. Psychological well-being as the actual experience of the individual events of his life in the time continuum [Psihologicheskoe blagopoluchie kak aktual'noe perezhivanie lichnost'ju sobytij svoej zhizni vo vremennom kontinu-ume]. Vestnik sibirskoj akademii prava, jekonomiki i upravlenija. 2012, no.1(15), pp. 55-60. (in Russ.).
6. Muzdybaev K. Measurementof Hope (second article).[Izmerenie nadezhdy (stat'ja vtoraja)].Psihologicheskij zhurnal 1999, no.4, pp. 26-35. (in Russ.).
7. Chepurko Ju.V. The relationshipof mental statesand resilienceat thefirst-year students [Vzaimosvjaz' psihicheskih sos-tojanij i zhiznestojkosti u studentov pervogo kursa]. Vestnik Irkutskogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta -2015, no.1 (96), pp. 314-316. (in Russ.).
8. Chepurko Ju.V. Comparative analysisof mental statesand resilienceat thefirst-year studentsof various specialtiesrate [Sravnitel'nyj analiz psihicheskih sostojanij i zhiznestojkosti u studentov pervogo kursa razlichnyh special'nostej kursa]. Teorija i praktika obshhestvennogo razvitija - 2015, no.12, pp. 487-489. (in Russ.).
9. Shevelenkova T.D., Fesenko P.P. Psychological well-beingof the person(review of concepts and methods ofrese [Psihologicheskoe blagopoluchie lichnosti (obzor koncepcij i metodika issledovanija)]. Psihologicheskaja diagnostika -2005, no.3, pp. 95-129. (in Russ.).
Информация об авторе Information about the author
Климонтова Татьяна Анатольевна, кандидат психологических наук, доцент, заведующая кафедрой общей и прикладной психологии НОУ ВПО «Сибирская академия права, экономики и управления», Иркутск, Россия [email protected]
Козьмина Людмила Борисовна., кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры общей и прикладной психологии Ангарского филиала НОУ ВПО «Сибирская академия права, экономики и управления», Ангарск, Россия [email protected]
Чепурко Юлия Владиславовна, кандидат психологических наук, доцент кафедры конфликтологии и безопасности жизнедеятельности Евразийского лингвистического института -филиала в г. Иркутске ФГБОУ ВПО «Московский государственный лингвистический университет», Иркутск, Россия [email protected]
Получена: 18.092015
Klimontova Tatiana A., Candidate of Psychology Sciences, Associate Professor, Head of the Department of General and Applied Psychology LEU VPO "Siberian Academy of Law, Economics and Management", Irkutsk, Russia [email protected]
Kozmina Lyudmila B., Candidate of Psychology Sciences, Senior Lecturer, Department of General and Applied Psychology Angara branch LEU VPO "Siberian Academy of Law, Economics and Management", Angarsk, Russia [email protected]
Chepurko Yulia .V., Candidate of Psychology Sciences, Associate Professor,Department of Konflictologiya and Safety of vital functions, Irkutsk Euro-Asian Linguistic Institute of branch Moscow State Linguistic University,
Irkutsk, Russia [email protected]
Received: 18.092015
For article citation: Klimontova T.A., Kozmina
- 273 -
Образование и педагогические науки
Education and Pedagogical Sciences
L.B., CHepurko Y.V., Hope as the factor of the Для цитирования статьи: Климонтова Т.А., person psychological well-being.
Козьмина Л.Б., Чепурко Ю. В., Надежда как [Nadezhda kak faktor psikhologicheskogo фактор психологического благополучия лично- blagopoluchiya lichnosti]. Krasnodar. Is-сти. Краснодар: Историческая и социально- toricheskaya i sotsial’no-obrazovatelnaya mys’l образовательная мысль. 2015. Том 7. №6. = Historical and Social Educational Ideas. 2015.
Часть 2. с- doi- Том 7. № 6 vol-2. С - . doi:
- 274 -