Научная статья на тему 'Начнется ли подъем салафизма в Алжире?'

Начнется ли подъем салафизма в Алжире? Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
88
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Начнется ли подъем салафизма в Алжире?»

истории страны. Выборы могут содействовать оттеснению военных от власти. В то же время за ними может последовать череда чрезвычайных событий, и не исключено, что Пакистан окажется в водовороте новых катаклизмов. Противовесом радикалам и националистам, способным дестабилизировать ситуацию, может стать, при всей его неоднородности, гражданское общество страны.

«Сравнительная политика-Comparative politics», М., 2013 г., № 1, с. 23-33.

Д. Нечитайло,

востоковед

НАЧНЕТСЯ ЛИ ПОДЪЕМ САЛАФИЗМА В АЛЖИРЕ?

В начале «арабской весны» Алжир считали кандидатом, чтобы встать на путь Туниса, Египта и Ливии. Однако этого не произошло, хотя были сообщения о демонстрациях, забастовках и столкновениях в АНДР. Нельзя исключать дестабилизации в АНДР, новой расстановки политических сил ввиду слабого здоровья президента, а также в целом сложной социально-экономической ситуации, роста цен, высокой инфляции и коррупции. В орбите внимания «Аль-Каиды» также прошедшие в мае 2012 г. парламентские и планируемые в 2014 г. президентские выборы в Алжире.

В отличие от Туниса, Египта и Ливии, Алжир уже был свидетелем широкомасштабного мятежа, начиная с тернистых выборов 1991 г. Еще свежи в памяти народа значительные человеческие жертвы, вызванные гражданской войной, а также зверства экстремистов, которые буквально топорами и ножами вырезали целые населенные пункты. Хотя это не привело к падению правящего режима, однако в настоящее время стало серьезным сдерживающим фактором волны массовых протестных выступлений, а также укрепления позиций радикальных исламистов в стране. Соответственно, это снижает возможности «Аль-Каиды в исламском Магрибе» («АКИМ») по разжиганию протестных настроений в Алжире.

В конце ноября 2011 г. «Аль-Каида» выпустила видео с обращением лидера этой организации Аз-Завахири, в котором он призывает сосредоточиться на борьбе в Алжире. По его словам, это государство проводит политику, отвечающую интересам

127

Франции и США в Средиземноморье. В этой связи идеолог движения Всемирного джихада призывает реализовать в Алжире сценарий «арабской весны» и сместить президента А. Бутефлику, избрав исламский путь развития.

После начала «арабской весны» государство использовало накопленные за длительный период времени финансовые возможности от продажи углеводородов для снижения социальной напряженности в обществе (увеличили заработную плату в государственном секторе, обеспечили более щедрые продовольственные субсидии, уменьшили воздействие жилищного кризиса) - ситуация, отличная от периода конца 1980-х, когда Алжир оказался в трудной экономической ситуации в связи с резким снижением мировых цен на нефть.

В случае с Ливией главные внешние игроки - Франция, Великобритания, США и Италия - были заинтересованы в свержении М. Каддафи. В случае Алжира этот фактор действует в меньшей степени, поскольку эта страна в последнее время стала партнером Вашингтона в борьбе с терроризмом в Магрибе и Сахаро-Сахельском регионе. Кроме того, алжирские энергоресурсы -ключевые для энергетических потребностей Италии, которая находится сейчас в финансовом кризисе. У внешних игроков меньше заинтересованности в дестабилизации обстановки в Алжире.

Хотя Алжир остается авторитарной страной, его политическая система более открытая, чем это было 20-25 лет назад, что помогает избежать любого неожиданного взрыва политического и социального конфликта, как это произошло в странах, более затронутых «арабской весной».

Демонстрации, забастовки и протесты являются характерными чертами для арабских революций. Вместе с тем оппозиция в Алжире не в состоянии представить идеологическую альтернативу, пользующуюся широкой поддержкой населения страны. Кроме того, «АКИМ» не пользуется популярностью в АНДР в силу того, что она ассоциируется с вооруженными группировками, которые погрузили республику в кровавый хаос 90-х годов.

Вместе с тем, конфликт в Ливии оказал негативное воздействие на безопасность во всех соседних государствах. «Аль-Каида» принимает в расчет, что «АКИМ» значительно усилила свой боевой потенциал за счет военных арсеналов бывшей регулярной армии М. Каддафи, а также моджахедов, которые вышли на свободу из ливийских тюрем.

128

Радикалы от ислама могут также извлечь значительную выгоду, если процесс построения государства в Ливии затянется и будет сопровождаться вооруженным конфликтом. Уже в настоящее время «АКИМ» получила возможность не только доступа к современным вооружениям со складов прежнего режима Джамахирии, но также возможность осуществлять набор новых членов в свои ряды. Одновременно экстремисты создают военно-тренировочные базы на территории Ливии, где обучают своих боевиков. Они наладили сотрудничество с ливийскими радикальными исламистскими группировками, которые практически беспрепятственно действуют в республике, включая столицу страны.

В настоящее время растет число террористических операций со стороны «АКИМ». Главными объектами диверсий становятся государственные и военные объекты: в июле 2011 г. - г. Бордж Менаиль, в 60 км от алжирской столицы; нападение в августе на военную академию Черчель. Эти теракты были демонстрацией своих возможностей после получения ими новых образцов вооружений «ливийского происхождения».

Радикалы от ислама аккуратно обходят тему иностранной помощи в свержении правящих режимов. Именно в Ливии салафи-ты были активно задействованы против правительственных войск полковника. Моджахеды рассматривают светских правителей в мусульманских странах еще «большим злом», чем войска НАТО, поэтому им разрешается воевать совместно против «вероотступников», решая при этом задачи по пополнению своих военных арсеналов и «обкатке» новобранцев. Вместе с тем нещадно критикуя Запад, они из пропагандистских соображений, стремясь придать себе большую значимость на «арабской улице», обходят стороной главный «активатор» побед салафитов в Ливии - серьезную военную поддержку США и их союзников, в том числе из мусульманских государств.

Борьба с радикальным исламизмом стала одной из приоритетных задач, стоящих перед алжирским руководством. В этом направлении предпринимаются как силовые, так и социально-экономические меры. Власти координируют усилия для противодействия терроризму на международном уровне. С целью подрыва социальной базы исламистского движения, правительство разрабатывает программы по улучшению жизни населения страны, уделяет значительное внимание той части населения, которая выступает за сохранение мусульманских традиций и системы ценностей в качестве необходимого условия развития алжирского общества.

129

Наряду с этим предпринимаются меры по возвращению к мирной жизни бывших боевиков, добровольно сложивших оружие. В этом процессе задействованы, например, в прошлом лидеры «Исламского фронта спасения» Аббаси Мадани и Али Белхадж, в результате посреднических усилий которых боевики экстремистских группировок, действовавших в ряде провинций страны, сложили оружие. В стране принят Закон об амнистии радикальным исламистам, дающий возможность отказавшимся от применения насилия вернуться к мирной жизни. Немаловажным обстоятельством является участие умеренного крыла исламистского движения в политической жизни Алжира. Не представляя собой единого блока в Национальной народной ассамблее АНДР (парламенте страны) представлены: «Движение общества за мир», «Нахда» и «Движение за национальную реформу».

В условиях гибкого сочетания силовых и социально-экономических мер по противодействию экстремистам «АКИМ» приходится использовать все новые способы поддержания своей активности. Особенность деятельности «АКИМ» указывает, что для нее характерны черты, свойственные для международных и локальных исламистских структур. Французский политолог Дж. Марре назвал ее «глокальной» (т.е. сочетающей в себе черты, свойственные «Аль-Каиде» и традиционным радикальным группировкам). В число специфичных особенностей он включает высокую роль лидера (амира) и консультативного совета (шуры) в принятии решений и определении стратегии организации. Наряду с этим Марре выделяет характерные для североафриканских вооруженных групп способы финансирования деятельности. К глобальным же он относит использование террористов-смертников и расширение диапазона поставленных перед «АКИМ» целей до вселенского установления шариата.

Проявляя наибольшую активность в странах Магриба, «АКИМ» в пропаганде апеллирует к историческому прошлому региона, к легендарным фигурам времен распространения ислама и антиколониальной борьбы, воспетым в традиционном фольклоре и широко известным мусульманам Северной Африки. Так, например, Тарик бен Зияд, Юсуф бен Ташфин, Укба бен Нафи - легендарные исламские деятели, проповедовавшие ислам в Магрибе и Южной Европе. Исламисты в своей пропагандистской работе уделяют серьезное внимание также героям антиколониальной борьбы Х1Х-ХХ вв. Достаточно отметить Умара Мухтара, лидера восстания против итальянцев в Ливии, Абд аль-Карима аль-Хаттаби, воз-

130

главлявшего вооруженные выступления против французов в Марокко. Эти исторические личности почитаемы народом за их вклад в достижение независимости и защиту интересов ислама в североафриканских странах. Обращаясь к этим историческим персонажам, «Аль-Каида» стремится связать успешные военные кампании мусульман прошлого с современностью, вселяя в мусульман уверенность в том, что с Западом возможно бороться на равных и одерживать над ним верх. «АКИМ» демонстрирует постоянный характер этого беспринципного противостояния, не зависящего от временных рамок.

Укба бен Нафи возглавлял армии халифата в 662 г. во время покорения государств современного Магриба. Он основал г. Кай-руан в Тунисе, первый исламский город в Северной Африке. По свидетельству историков, этот полководец, в 682 г. достигнув побережья Атлантического океана, сидя верхом на лошади, зашел в воду и, обращаясь к Всевышнему, сказал: «Если бы не море, я бы скакал бесконечно, распространяя твою веру и повергая неверных...» С позиции исламистов, Бен Нафи, как и «Аль-Каида» в настоящее время, защищал по сути ту же самую территорию от посягательств врагов ислама; «АКИМ» акцентирует внимание на некой преемственности роли защитников интересов мусульман. Тарик бен Зияд, военачальник-бербер, в 711 г. высадился со своей армией в Испании, покорили Андалусию и, несмотря на поражение в знаменитой битве при Пуатье в 732 г., вошел в историю как видный полководец. Ссылаясь на Бен Зияда, «Аль-Каида» напоминает потенциальным своим сторонникам о принадлежности Испании к великой мусульманской империи, призывая вновь вернуть ее в лоно «чистого ислама». Юсуф бен Ташфин значительно увеличил территорию, подконтрольную династии Альморавидов, за счет покорения в период 1074-1106 гг. территорий нынешних Марокко, Западной Сахары, Мавритании, части Алжира и Сахеля, а затем и Андалуса. Бен Ташфин, как и Бен Зияд, был бербером и придерживался салафитских взглядов.

Тем самым исламисты увязывают победы этих исторических фигур со строгим следованием «чистому исламу», к которому и призывают современные радикалы. Этими тактическими приемами пропагандисты обеспечивают успех среди людей, испытывающих гордость за своё историческое прошлое и наполненных горечью нынешнего состояния мусульманского мира, тотального доминирования Запада и его системы ценностей. Умар Мухтар, с 1912 по 1931 г. возглавлявший сопротивление итальянской окку-

131

пации в Ливии, прославился умением организовывать засады в пустыне. Абд аль-Карим аль-Хаттаби, марокканский судья, возглавлял сопротивление французским и испанским войскам в горах Марокко и даже провозгласил независимый исламский эмират, в котором строго следовали нормам шариата. Несмотря на поражение в 1926 г., нанесенное объединенными франко-испанскими войсками, он представляет собой яркий пример успешного сопротивления колониализму и попытку воплощения салафитской идеологии в Марокко.

Уважение к военно-политическим успехам исторических фигур региона, память о которых прочно запечатлена в местном фольклоре, добавляет поддержки «Аль-Каиде» от населения североафриканских стран. Пропагандисты дают понять широкой аудитории, что характер боевых действий первых кампаний армий халифата, времен национально-освободительной борьбы и современных радикальных исламистских группировок неизменен. «Аль-Каида» тем самым позиционирует себя в качестве продолжателя этой войны, и, соответственно, если подвиги вышеприведенных исторических фигур прошлого удостоены всеобщего уважения и одобрения, то разве может быть поставлена под малейшее сомнение правильность действий нынешнего поколения радикалов?!. Нередки случаи, когда активисты «АКИМ» берут себе в качестве псевдонимов имена известных военачальников прошлого.

В 2008 г. лидер «Аль-Каиды в исламском Магрибе» Абд аль-Вадуд в своем обращении к алжирцам говорит: «Внуки Укба, Бен Тарика, Умара Мухтара растут среди вас и становятся моджахедами в "АКИМ", жертвуют собой ради ислама. Объединитесь вокруг джихада, с которым ислам становится единственной альтернативой режиму деспотизма в наших странах».

Указывая на прямую связь между современными и историческими битвами, Вадуд обращается к нынешнему поколению: «Вы потомки покорителей Андалусии, победителей итальянцев, французов и испанцев, которым предстоит отстоять честь разбитого и униженного исламского Магриба, вернуть Андалусию, Кордову, Сицилию. Вы не должны останавливаться, пока не освободите каждый уголок нашей земли, включая Сеуту и Мелилью, и придти на помощь братьям в Палестине».

«АКИМ» становится центром притяжения радикальных сил и провоцирует активность экстремистов. Антитеррористические меры подталкивают радикалов постоянно менять тактику, открывать новые районы, где они смогут в относительной безопасности

132

заниматься пропагандистской работой и осуществлять подготовку боевиков. Будучи не в состоянии открыто противостоять силовым структурам, «АКИМ» приходится более тщательно организовывать свои нападения, прежде всего на подразделения армии и полиции, демонстрируя тем самым сохранение своих боевых возможностей. Исламисты постепенно вытесняются в слабо контролируемую сахаро-сахельскую зону, где используют давние межплеменные противоречия, коррумпированность местных чиновников, создавая здесь инфраструктуру террора. Вооруженные отряды туарегов, ориентированные в своей борьбе на сохранение традиционного образа жизни, используют возможности «Аль-Каиды» для приобретения оружия и боеприпасов. Нерешенность статуса Западной Сахары сохраняет вероятность коалиции исламистов с бойцами Фронта ПОЛИСАРИО, выступающего за создание независимого государства. Это обуславливает опасность превращения региона в плацдарм «Аль-Каиды» в регионе.

«Идеология и практика современного радикального исламизма», М., 2013 г., с. 318-324.

А. Ситохова,

политолог

(СОГУ, Владикавказ)

ИСЛАМИЗАЦИЯ ЕВРОПЫ

Ислам - самая молодая, но самая быстрорастущая мировая религия. Стремительный рост числа мусульман и принявших ислам отмечается во всем мире. В настоящее время ислам уже является второй по численности последователей после христианства мировой религией.

В последнее время проблема исламизации Европы для средств массовой информации стала основной. Все больше появляется статей и репортажей на тему мусульманского присутствия в Европе. Столь быстрый рост числа мусульман наблюдается не только благодаря растущему числу мигрантов из арабских стран, но и благодаря принятию коренным населением исламского учения, а также из-за демографических проблем самой Европы.

По прогнозам ученых, через 50 лет ислам в Европе станет доминирующей религией. А средства массовой информации, рассказывающие об исламе, ускоряют этот процесс. Так, крупнейшее информационное агентство ВВС стало издавать циклы докумен-

133

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.