ИСТОРИЯ
Вестн. Ом. ун-та. 2011. № 3. С. 102-107.
УДК 930.1 О. В. Метель
НАЧАЛО НАУЧНОГО ИЗУЧЕНИЯ РЕЛИГИЙ ВО ФРАНЦИИ: КОНЦЕПЦИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ХРИСТИАНСТВА Э. РЕНАНА*
Цель статьи - анализ концепции происхождения христианства, предложенной знаменитым французским историком Э. Ренаном. Его перу принадлежит первая во Франции светская версия рождения данной религии, свободная от теологических построений. Именно поэтому мы можем рассматривать Э. Ренана в качестве одного из создателей науки о религиях на французской почве.
Ключевые слова: французская историография XIX в., происхождение христианства, критика религий.
Мне кажется, что критики, которые выступают против него, не имели терпения прочесть его сочинения, настолько они плохо знают их характер и искажают замысел автора
Г. Буассье
24 июня 1863 г. в издательстве Мишеля Леви (Michel Lévy) была опубликована «Жизнь Иисуса» Э. Ренана, проданная за пять месяцев в количестве шестидесяти тысяч экземпляров и выдержавшая за четыре года тринадцать изданий. Примечательно, что книга, так быстро ставшая бестселлером, породила мощную волну критики1. Если оставить в стороне замечания ортодоксального лагеря, которые, в целом, могут быть сведены к необходимости признания божественности личности Иисуса и реальности совершённых им чудес [1], то главными обвинениями против Э. Ренана стали: неоригинальность концепции, заимствованной у немецких авторов, фактические ошибки и отступление от канонов научности при использовании литературных приемов для организации текста [2]. «Негативный успех» «Жизни Иисуса» был настолько значителен, что последующие научные результаты, полученные Э. Ренаном в области первохристианской истории, часто выпадали из поля зрения исследователей [3]. Однако по мере того, как изучаемые нами события «уходили в прошлое», теряя свою актуальность, всё большее развитие получала тенденция к более объективной оценке места Э. Ренана во французской историографии первоначального христианства. В результате, на сегодняшний день общепризнанной является точка зрения, что именно Э. Ренан является основателем новой научной дисциплины во Франции - науки о религиях (la science des religions), т. е. именно ему принадлежит заслуга перенесения истории возникновения христианства на строго научную основу [4].
Вместе с тем подобные оценки далеко не столь очевидны для отечественных ученых. Критика дореволюционного периода, подчерки* Работа проводилась при финансовой поддержке Федерального агентства по науке и инновациям, государственный контракт 02.740.11.0350.
© О.В. Метель, 2011
вавшая противоречия концепции Э. Ренана и преимущественно литературный характер его труда [5], и невнимание советского, выразившееся в незначительных упоминаниях об авторе в общих работах при отсутствии специальных исследований его творчества [6], привели к тому, что, будучи наиболее известным французским историком происхождения христианства, чьи книги выдержали многократные переиздания на русском языке
[7], Э. Ренан остается практически неизученным с точки зрения развития его научного подхода. Именно поэтому статья, имеющая целью реконструировать концепцию происхождения христианства Э. Ренана, представляется нам весьма актуальной.
«История происхождения христианства», ставшая главным делом жизни французского историка, была подготовлена всем предшествующим развитием его мысли, начиная с филологических изысканий в области семитских языков под руководством аббата Ле Гира (Le Hire) и знакомства с достижениями немецких экзегетов. Уже в 1845 г., когда свершился духовный переворот, ознаменовавший переход от ортодоксального христианства к светской науке [8], был написан «Психологический портрет Иисуса», так и неопубликованный при жизни автора, в котором была представлена внешняя среда, где протекала деятельность Христа [9]; в 1849 г. - «Критические исследования об Иисусе», интересные тем, что Э. Ренан стремился определить собственные методологические позиции, отказываясь признать правомерность имевших место ранее теологических построений [10]. Он подверг критике выводы как рационалистов (Г. Паулюс), толковавших евангельские чудеса в духе реальных событий, так и мифологистов (Д.Ф. Штраус), отрицавших историческую почву под мифическими (курсив мой. - О.М.) данными Нового Завета. Немаловажную роль сыграл интерес к сравнительной мифологии и истории других религиозных систем (буддизм, ислам) [11], а также путешествие в Финикию в 1860-1861 гг., где, по приглашению Наполеона III, Э. Ренан руководил археологическими раскопками. В ходе данной поездки французский ученый посетил Палестину и Сирию, воочию увидев библейские места, которые вдохновили его на создание «Жизни Иисуса»: именно здесь, в Газире (Ghazir) был сделан первый набросок данной книги.
«История происхождения христианства» состоит из семи томов, каждый из которых, в свою очередь, включает «Введение» и основные главы, серьезно отличающиеся друг от друга по характеру. Введение - это «авторская кухня», здесь Э. Ренан прописывает собственные методологические позиции, проводит анализ источников. Главы, напротив, лишены «технических» элементов и представляют собой целостное полотно, где объяснительный эффект достигается за счет построения нарратива.
Круг источников, на которые опирается Э. Ренан, весьма широк и, вместе с тем, вполне традиционен: сочинения Филона, Иосифа Флавия, Тацита, Ветхий Завет и апокрифы, тексты Нового Завета, христианская литература II в. Причем изначально в качестве источников значились только канонические Евангелия и сочинения Иосифа Флавия, именно их он использовал при создании первого наброска «Жизни Иисуса» [12]. Пожалуй, наиболее заметным для своего времени новшеством стало привлечение данных Талмуда. Определение в качестве одного из важных источников «пятого Евангелия», которое открылось автору во время путешествия по Палестине, хотя и не представляется абсолютно бесспорным, но вполне соответствует той роли, которая традиционно была присуща географии во Франции, которая «...способствовала появлению чувства единства и играла роль декора» [13]. Э. Ренан хорошо знаком с приемами критики источников, получившими распространение в немецкой науке. Так, он разделяет гипотезу «двух источников», предложенную в 1838 г. Х.Г. Вайсе, соглашается с первенством Марка, рассматривает Луку в качестве компилятора [14]. Наряду с тем, его публикации отличаются оригинальным подходом к трактовке Евангелия от Иоанна, обычно отбрасываемого при создании жизнеописаний Иисуса Христа. Э. Ренан признаёт всю сложность и догматическую окрашенность четвертого Евангелия, но не считает это достаточным основанием для полного пренебрежения его данными. Оно появилось в кругах, близких апостолу и, следовательно, отражает точку зрения очевидцев евангельской истории [14, с. 59]. Пожалуй, наиболее обсуждаемым исследователями является вопрос о трактовке Э. Ренаном «чудес», которыми изобилуют Евангелия. Рассматривая себя в качестве независимого и свободного от теологических построений исследователя, французский историк
совершенно устраняет элемент чудесного из евангельского повествования на том основании, что чудеса не могут быть научно зафиксированы [14, с. 18]. Безусловно, в данном аспекте чувствуется, во-первых, продолжение рационалистической традиции Просвещения, а во-вторых, влияние позитивизма, для которого характерно стремление сделать историю наукой, ничем не отличающейся от естественных и точных дисциплин.
Работая с источниками, Э. Ренан видит своей задачей не простое извлечение из них фактов, подобную процедуру он считает ошибочной, но толкование прошлого на основе данных текстов. Более важным исследователю представляется изобразить правдиво общую (курсив мой. - О.М.) картину первых шагов христианской религии, а не стремиться к точности отдельных деталей [15]. Только когда мы вступаем на твердую почву церковной истории, т. е. с конца II в., мы можем отказаться от гипотез [16]. Подобный метод сближает Э. Ренана с историками-роман-тиками, активно использовавшими методы воображения, «вживания в прошлое» для осмысления разрозненных событий, зафиксированных в источниках [17]. Учитывая сказанное, становится понятной практика «вольного» обращения с историческими источниками, так часто ставившаяся в упрек Э. Ренану, когда историк менял местами отдельные эпизоды новозаветных текстов [18].
Особенностью «Истории происхождения христианства» стало практически полное отсутствие ссылок на исследовательскую литературу. Автор объясняет это тем, что не считает нужным полемизировать со своими коллегами, непосредственно отсылая читателя к источнику. Между тем было бы ошибкой упрекать Э. Ренана в невнимании к достижениям современников. Во «Введении» к «Жизни Иисуса» указаны наиболее важные работы А. Ревиля, Э. Рейсса, Т. Колани, Д.Ф. Штрауса, А. Ста-па, М. Николя [14, с. 62]. П. Альфарик, подробно изучавший идейные влияния на Э. Ренана, подчеркивает зависимость данной модели построения исследования об Иисусе от представленной немецким протестантским богословом Г. Эвальдом [12, р. XXXVI]. Однако мы далеки от мысли о полной зависимости Э. Ренана от выводов немецких критиков или «страсбургской» школы: идейное влияние отнюдь не равносильно плагиату.
Определив методологические позиции автора, попробуем выделить основное ядро его концепции. Период происхождения христианской религии, по мнению Э. Ренана, охватывает I—II вв. (до 180 г.)2, но его истоки нужно искать в более ранних периодах еврейской истории, погружаясь в мессианские ожидания иудеев начиная с VIII в. до н.э. [19]. Следующий шаг — проповедническая деятельность Иисуса Христа, излагаемая французским исследователем в соответствии с хронологией четвертого Евангелия. Иисус для Э. Ренана — один из еврейских пророков, осознававший себя в качестве Мессии, странствующий в сопровождении группы наиболее близких сторонников в течение трех лет по территории Палестины3. Его проповедь нашла наибольший отклик среди жителей его «милой Галилеи», тогда как в Иерусалиме он был принят враждебно4. Наиболее благодарной аудиторией для Иисуса стали бедняки, женщины и дети. К концу третьего года своей публичной жизни он был схвачен перед Пасхой в Иерусалиме и распят. Однако любовь его учеников вернула его к жизни — он воскрес в их сердцах [20].
Дальнейшее формирование христианства состоит из трех взаимосвязанных процессов: отделения от синагоги, организационного оформления Церкви и складывания вероучения. Наиболее острым и болезненным, безусловно, был первый из названных процессов. В целом, Э. Ренан разделяет точку зрения Г.Х. Бау-ра о наличии в первоначальном христианстве двух течений, одно из которых выступало за широкое распространение данной религии среди язычников, для которых закон становился необязателен («паулинизм»), другое — призывало оставаться на почве еврейства, принимая лишь тех, кто первоначально обратится в иудаизм и будет следовать закону («пет-ринизм»). Но французский историк вносит в данную концепцию существенные коррективы. Во-первых, он отмечает, что первые обращения язычников были известны до Павла и приписывает данную заслугу Филиппу и Петру [20, с. 126, 153]. Кроме того, Павел начинал свою проповедь в новых городах с синагоги. Во-вторых, главным выразителем второй линии должен быть признан не Петр, а Иаков, «брат Господен», глава Иерусалимской церкви. Петр же «в силу мягкого характера» занимал, скорее, промежуточное положение. В-третьих, Э. Ренан подчер-
кивает органическую связь данных партий со сходными течениями в иудаизме: агадой (широкое распространение иудаз-ма) и галахой (сохранение национальной ограниченности). Христианство в данном случае реализовало тот миссионерский дух, который был заложен в иудаизме.
Первоначальный успех был на стороне иудео-христиан. Да, Павел основал множество Церквей, но в результате контрмиссий, организованных Иаковом, многие из них были поколеблены в вере [21]. Более того, вскоре после своей смерти Павел был забыт адептами нового учения, а в отдельных группах иудео-христиан и вовсе превратился из апостола в нечестивца. Однако сначала Иудейская война и разрушение Иерусалима в 70 г. Титом, а затем иудейские погромы 116—117 гг. и восстание Бар-Кохбы нанесли серьезный удар по иудео-христианству, превратив его в маргинальную группу внутри формирующейся христианской Церкви, и способствовали окончательному разделению Церкви и синагоги. «Паулинизм» и «петринизм» были соединены в единое целое во II в. в Риме, где было сильно среднее течение (будущий католицизм), дававшее отпор различным ересям.
Формирование церковной иерархии берет свое начало уже в первоначальной Иерусалимской общине: когда апостолы не смогли самостоятельно справляться с ежедневными обязанностями, они доверили их выборным людям — диаконам. В дальнейшем главными причинами формирования иерархии стали постепенное ослабление апокалиптических ожиданий и увеличение числа верующих. На место пророка и аскета приходит мирянин, которому необходим пастырь, указывающий верный путь. И если изначально община отказалась от своих прав, делегировав их епископам, то в дальнейшем епископы отказались от них, передав их, в свою очередь, одному человеку — папе Римскому [16, с. 52].
Сходные причины вызвали к жизни формирование догмы. Сам Иисус никакого целостного учения после себя не оставил, его первые сторонники жили в ожидании скорого конца света и не заботились о письменной фиксации слов учителя, однако к концу I в., несмотря на знамения, к каковым относится, в первую очередь, разрушение храма, стало ясно, что второе пришествие откладывается, следовательно, встал вопрос о необходимости фиксации христианского учения. Первым
шагом на этом пути стала письменная запись предания, принявшая форму Евангелий. Однако подлинное создание догматов стало возможно только после того, как иудейская по сути религия встретилась с греческой философией, а затем преодолела крайне опасную ересь гностицизма.
Особое внимание Э. Ренан уделяет еще одному моменту, являющемуся демаркационной линией между периодами рождения новой религии и её последующего существования и развития в рамках Церкви, - широкое общественное признание. В данном случае важными оказываются отношения между римским государством и христианством. Однако они для французского историка сведены к истории гонений, первое из которых относится уже ко времени правления Нерона [22]. Гонения на новую религию были неизбежны, её адепты противопоставляли себя всей римской системе, отказывались почитать императора как бога, они с радостью шли на казнь, воспринимая своё мученичество как доказательство истинности слов Христа [16, с. 172].
Отказываясь от теологической ориентации своего труда, Э. Ренан оставляет без внимания все спорные вопросы, связанные с формирующимся христианским вероучением, в частности, концепцию Царства Божьего и проблему самовосприятия Иисуса, что вызвало негативную реакцию отдельных исследователей [23]. Но прежде чем говорить об обязательном включении в текст автора повествования тех или иных элементов, необходимо вспомнить, что Э. Ренан пишет светскую историю. Он заранее исключает возможность погружения в догматические споры, речь идет лишь о внешней канве событий, о фактах, и именно в этом состоит главное отличие Э. Ренана от Д.Ф. Штрауса, оставшегося на богословской почве.
Таким образом, представленная концепция имеет сходство с общим направлением развития западной мысли: поставив под сомнение в период Реформации авторитет Церкви, приковав внимание к Писанию, протестанты тем самым создали благоприятные условия для его критического изучения. Последнее, в свою очередь, спровоцировало интерес к фигуре основателя новой религии, на место sola scriptura приходит solus Jesus [24]. И «Жизнь Иисуса» Э. Ренана вполне укладывается в мировую тенденцию. Однако оригинальность предложенной французским историком концепции, безусловно,
близкой к выводам немецких ученых, заключается в форме изложения материала и множестве точных наблюдений. Остановись Э. Ренан, в соответствии с первоначальным замыслом, на истории идей [14, с. 58], пойдя по пути безличных абстракций и генерализаций (которые, впрочем, как мы показали, составляют ядро концепции и без труда вычленяются), он стал бы одним из многочисленных авторов «Leben Jesus», чьи труды известны лишь крайне ограниченному числу специалистов. Но французский исследователь выбрал другой путь: он представил историю формирующегося христианства как историю живых людей, руководствующихся в своей повседневной практике не абстрактными принципами, а собственными убеждениями. Он показал «механику» возникновения новой религии через деятельность отдельных личностей: Петра, Павла, Иакова и др. Они предстали перед нами «во плоти и крови», как наши современники. И именно в «очеловечивании легенды» состоит подлинная ценность его труда.
Кроме того, говоря о значении Э. Ренана, не стоит отрывать его от национальной почвы. Формирующаяся в первой половине XIX в. во Франции историческая наука не занималась вопросами происхождения и последующего развития христианской религии, предоставив данную область теологам и философам. Да и сам интеллектуальный климат не способствовал расцвету указанной тематики: слабость протестантизма, «католическое возрождение», последовавшее за антиклерикальными тенденциями XVIII в., - всё это не могло не тормозить критический анализ первых шагов христианской религии. В большинство французских семинарий, по воспоминаниям Э. Ренана, в первой половине XIX в. не проникал немецкий критический дух, преподавание точных и естественных дисциплин было сведено к нулю, история изучалась по учебнику Рол-лена, а курс литературы исключал представителей нового века [8, р. 130-133, 180-184, 221-223]. Именно поэтому выводы «la science independante», представленные Э. Ренаном, вызвали столь значительный поток критики.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 А. Альбала утверждал, что Э. Ренан ежедневно получал гневные письма читателей, которые затем классифицировал по тематическому признаку [25].
2 Именно такие даты окончательно утверждаются только в последнем томе «Истории...» [26]. Во
введении к «Жизни Иисуса» автор настаивает на более широких хронологических границах, заканчивая период «происхождения» только IV в. [14, с. 41], а в четвертом томе называет в качестве верхней хронологической границы 160 г.
3 [27].
Здесь мы вступаем в противоречие с мнением
А. Швейцера, утверждавшего, что в течение первого поиска исторического Иисуса (Old Quest) исследователи создали образ Христа, оторванного от иудейского почвы, потерявшего черты территориальной и хронологической идентичности [28].
4 Э. Ренан проводит четкое разделение Палестины: южная часть (Иерусалим), где ко времени Иисуса были сильны традиции мелочного толкования закона, и северная часть (Галилея), отличавшаяся, напротив, более либеральными нравами [14, с. 100].
ЛИТЕРАТУРА
[1] См., напр.: Nicolas A. La divinité de Jésus-Christ. Démonstration nouvelle tirée des dernières attaques de l'incrédulité. P., 1864; Pressensé E. de Jésus-Christ son temps, sa vie, son oeuvre. P., 1866; Буткевич Т.И. Взгляд Ренана на чудеса и пророчества в евангельской истории. Харьков, 1904, и др.
[2] Colani T. Examen de la vie de Jésus de M.
Renan. 2 ed. Strasbourg; Paris, 1864; Les historiens moderns de la Vie de Jésus. Conférence sur les écrits de Strauss, Renan et Schenkel / ed. Ch.E. Luthardt. P., 1865;
Schweitzer A. The Quest of the Historical Jesus: A Critical Study of Its Progress from Reimarus to Wrede. London, 1910. P. 180-192; Трубецкой С.Н. Ренан и его философия // Русская мысль. 1898. Кн. III. С. 86 - 130, и др.
[3] Boissier G. Les origins du christianisme. Histoire des origins du christianisme, par M. Ernest Renan, sept volumes. Paris, 1863-1882; Calman Lévy // Revue des deux mondes. 1882. T L. mars-avril. P. 41.
[4] Simon-Nahum P. Ernest Renan. Histoire du christianisme et histoire des religions // De Renan à Marrou / ed. Y.-M. Hilaire. Lille, 1999. P. 35-50; Jones A.H. Idependance and exegesis: the sudy of early Christianity in the work of Alfred Loisy (1857 - 1940), Charles Guignebert (1857-1939) and Maurice Goguel (1880-1955). Tübingen, 1983; Laplanche F. La Bible en France entre 1Т1уШе et critique. XVIe - XIXe siècle. P., 1994.
[5] Муретов М. Д. Эрнест Ренан и его «Жизнь Иисуса»: (характеристика, изложение, критика) [очерк из новейшей истории экзегезы и критики Нового Завета] // Богословский вестник. 1892. Т. 3. № 12. С. 393-410; Трубецкой С.Н. Ренан и его философия // Русская мысль 1898. Кн. III. Март. С. 86-130; Николаев Ю. Ренан как беллетрист // Русское обозрение. 1893. Т. 21. Июнь. С. 844-859, и др.
[6] Ковалев С. И. Основные вопросы происхождения христианства. М. ; Л., 1964. С. 100; Кубла-нов М.М. Новый Завет. Поиски и находки. М., 1968. С. 183-192; Лившиц Г.М. Очерки историографии Библии и раннего христианства. Минск, 1970. С. 173-174; Историография ан-
тичной истории : уч. пос. / под ред. В.И. Кузи-щина. М., 1980. С. 116-117.
[7] См., напр.: Ренан Э. Собрание сочинений Эрнеста Ренана : в 12 т. / под ред. и с предисл.
В. Н. Михайлова. Киев, 19о2—1903; Ренан Э. История первых веков христианства : в 7 т. СПб., 1907; Ренан Э. История первых веков христианства : в 7 т. Репринт. изд. М., 1991; Ренан Э. История происхождения христианства : в 7 кн. М., 2009.
[8] Renan E. Souvenirs d'enfance et de jeunesse. 23 ed. P., 1893. P. 310-324.
[9] Renan E. Essai psychologique sur Jésus-Christ / Ed. de J. Pommier. P., 1921.
[10] Renan E. Les historiens critiques de Jésus // Renan E. Études d'histoire religieuse. 6 ed. P., 1863. P. 134-215.
[11] Renan E. Mahomet et les origins de l'islamisme // Renan E. Études d'histoire religieuse... P. 217299; Renan E. Premiers travaux sur le bouddisme // Renan E. Nouvelles etudes d'histoire religieuse / Renan E. 10 ed. P., 1884. P. 41-130; Renan E. Nouveaux travaux sur le bouddisme // Renan E. Nouvelles etudes ... P. 131-166.
[12] Alfaric P. Les manuscrits de la Vie de Jésus d'Ernest Renan, avec Introduction, notes, concordansces, trios portraits et quatre facsimiles // Publication de la faculté des letters de l'Universite de Strasbourg. Fasc. 90. P., 1939. P. XXXIV.
[13] Delacroix C., Dosse F., Garcia P. Les courants historiques en France 19e - 20e siècle. P., 1999. P. 88.
[14] Ренан Э. Жизнь Иисуса. М., 1991. С. 48-62.
[15] Ренан Э. Жизнь Иисуса... С. 69; Ренан Э. Евангелия. Второе поколение христиан. Репринт. изд. М., 1991. С. 7.
[16] Ренан Э. Христианская церковь: Царствование Андриана и Антонина Благочестивого, 117161 гг. Репринт. изд. М., 1991. С. 8.
[17] Савельева И.М., Полетаев А.В. Плоды романтизма // Диалог со временем. Альманах интеллектуальной истории. М., 2004. С. 42.
[18] См., напр.: Schweitzer A. Opt. cit. P. 183.
[19] Ренан Э. Жизнь Иисуса. С. 71-79; Ренан Э. Марк Аврелий и конец античного мира. Репринт. изд. М., 1991. С. 7.
[20] Ренан Э. Апостолы. Репринт. изд. М., 1991. С. 56.
[21] Ренан Э. Апостол Павел. Репринт. изд. М., 1991. С. 127.
[22] Ренан Э. Антихрист. Репринт. изд. М., 1991.
С. 99 и далее.
[23] См., напр.: Réville A. La vie de Jésus de M. Renan devant les orthodoxies et devant la critique. 2 ed. P., 1864. P. 51.
[24] Porthero S. American Jesus: how the Son of God became a national icon. N.Y., 2003. P. 14.
[25] Albalat A. La vie de Jésus d'Ernest Renan. P., 1933. P. 67.
[26] Ренан Э. Марк Аврелий и конец античного мира. С. 5.
[27] Ренан Э. Евангелия. Второе поколение христиан. Репринт. изд. М., 1991. С. 160.
[28] Schweitzer A. Opt. cit. P. 396.