УДК 94
Прот. Александр Паничкин*
НАЧАЛО ДУХОВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПЕТЕРБУРГЕ В ЭПОХУ ПЕТРА I И ЕГО ПРИЕМНИКОВ. АДМИНИСТРАТИВНЫЙ СОСТАВ НЕВСКОЙ СЕМИНАРИИ
В статье речь идет о создании в Санкт-Петербурге по указу Петра I Невской семинарии для подготовки образованных священнослужителей. Прослеживается ее становление как духовной школы в течение XVIII в., обсуждаются трудности этого периода. Предлагается информация о ректорах, префектах и преподавателях школы, их вкладе в развитие семинарии и жизненном пути. Приводятся данные о составе и численности административного состава семинарии, степени его образования, происхождении, деятельности до назначения в невскую семинарию и на административных постах в Невской семинарии, а также и перспективах дальнейшего их роста.
Ключевые слова: Невская семинария, Академия наук, Киевская духовная академия, ректор, префект, учитель, дети духовенства, диспут, провинциальные семинарии, духовные училища, духовное образование, богословие, духовная консистория, латинский язык, наказания, посвящение в священный сан, «разбор в солдаты», духовное сословие, Александро-Невский монастырь.
Archpriest Alexander Panichkin Beginning of spiritual formation in Petersburg in the epoch of Peter I and his receivers.
Administrative personnel of the Neva seminary
The article concerns the establishment of Nevsky seminary in Saint-Petersburg by order of Peter the First for training of educated clergymen, traces its growing into a full-fledged ecclesiastical school during the 18th century and discusses the difficulties of that period; offers information about the rectors, prefects and teachers of the school, their contribution to the development of the seminary and their progress through life; contains data on the composition and the number of administrative staff, their descent, education, activities before
* Паничкин Александр Филиппович — протоиерей, кандидат богословия, помощник начальника Военного учебно-научного центра ВМФ «Военно-морская академия им. адмирала флота Советского Союза Н. Г. Кузнецова» по работе с верующими военнослужащими, настоятель храма св. Павла Исповедника и св. праведного воина Феодора Ушакова в морском корпусе Петра Великого.
the appointment to the Nevsky Seminary and as administrators of the Nevsky Seminary, and their prospects for further growth.
Keywords: Nevsky Seminary, Academy of Sciences, Kiev Theological Academy, rector, prefect, teacher, clergy's children, dispute, provincial seminaries, ecclesiastical schools, religious education, theology, spiritual consistory, Latin, punishment, ordination to the priesthood, recruitment of soldiers, the clergy, upkeep, Alexander Nevsky Monastery
Желая значительно поднять образовательный уровень в России, Петр I внедрял просвещение, часто принудительными мерами. Он не только отсылал молодых дворян для обучения за границу, но пытался и в России ввести начальные школы, получившие название «цифирных». Такие школы создавались на основании Петровских указов от 1714 и 1716 гг. при архиерейских домах и знатных монастырях. В них дети духовенства должны были обучаться «цифири» и геометрии. В Петровских законах говорилось:
А которые (из детей духовенства) в тех школах учиться не хотят и их в попы,
и во диаконы, на отцовы места никуда не посвящать, и в подъячие, и в иные никоии
чины, кроме служилого чина, принимать не велено [7, с. 401].
А в указе от 11 ноября 1710 г. прямо предписывалось детей духовных лиц, не учащихся в школах и достигших совершеннолетия, сдавать в солдаты [8, с. 581].
Александро-Невская семинария была единственным духовным учебным заведением епархии. Возникновением своим она также обязана Петру I.
Петр создавал школу определенного светского характера. У него была мысль использовать лучших из выпускников для светской службы. Но государству нужны были и образованные священнослужители, компетентные в целом ряде чисто церковных вопросов, которые были бы в состоянии противоборствовать занимавшим определенную противоправительственную позицию начитанным в книгах Священного Писания и святоотеческих творениях поборникам старины и старообрядческим расколоучителям. Поэтому назрела потребность в создании профессиональной духовной школы для подготовки кадров приходского духовенства.
При учреждении Священного Синода, согласно Духовному Регламенту, цифирные школы были отменены, вместо этого предписывалось «вельми ко исправлению Церкви полезно есть сие, чтоб всяк епископ имел в доме или при доме своем школу для детей священских и прочих в надежду священства определенных» [3, с. 21, § 9]. Содержание этих школ полностью возлагалось на архиерейский дом.
В Санкт-Петербурге, где в то время не было ни архиерея, ни архиерейского дома, такая школа была учреждена при Александро-Невском монастыре специальным указом Новгородского архиепископа Феодосия (Яновского) [10, с. 241]. Это было учебное заведение с элементарным курсом обучения, занимавшее среднее положение между славянскими и цифирными школами [4, с. 93-94]. Учителями в ней были люди, сами получившие только элементарное образование, и вся сумма их знаний сводилась лишь к грамотности. Это были Новгородской архиерейской школы подьяк Иродион Тихонов, на-
зывавший себя «грамматистом», и помощник его Андрей Тишин. Такое положение было в порядке вещей: такие же школы существовали и при других архиерейских домах. Но Петербург был столицей и центром насажденной Петром I новой русской культуры. Для столицы требовалось образованное духовенство. Поэтому организованная при Александро-Невском монастыре школа удовлетворительной считаться не могла. В 1721 г. был поставлен вопрос об открытии в Петербурге Духовной Академии с семинарией, но недостаток средств и внезапная смерть Петра I помешали учреждению Академии. Пришлось довольствоваться лишь преобразованием элементарной Невской школы в учебное заведение более высокого уровня [4, с. 94-95]. Академию предполагалось назвать Петергартен. Учителей в нее планировалось пригласить из-за границы. Одним из инициаторов открытия Академии был Феофан (Прокопович) [4, с. 94-95].
Но это преобразование, которое автор истории Санкт-Петербургской Духовной Академии профессор И. А. Чистович связывает с переименованием Невской Славянской школы в Славяно-Греко-Латинскую семинарию в 1725 г., фактически происходило постепенно в течение двух десятилетий, на протяжении которых процесс обучения то улучшался, то ухудшался, пока, наконец, к началу 1740-х гг. не произошел действительно решающий перелом к лучшему и школа действительно не приобрела облик среднего духовного учебного заведения с полным курсом обучения.
Чистович так характеризует второй период существования семинарии от переименования в Славяно-Греко-Латинскую до преобразования по образцу главных народных училищ и переименования в Главную семинарию (1725-1788):
.. .семинария приобретает характер специального учреждения, назначенного для образования священнослужительских детей к церковным степеням; круг наук и внешний состав семинарии постепенно увеличивался, но средства остаются по прежнему скудны [11, с. 5-6].
В 1725 г., вслед за переименованием школы, введено было по инициативе Александро-Невского архимандрита Петра (Смелича) преподавание греческого и латинского языков, для чего был приглашен грек Афанасий Скяда.
Скяда, бывший с 1720 г. обер-аудитором в кавалерии, в 1722 г. стал профессором в Московской эллинско-греческой школе. В Невской семинарии он также именовался профессором [10, с. 502].
Одновременно со Скядой в Невской семинарии преподавал арифметику, геометрию и тригонометрию кондуктор Иван Соснин, присланный по требованию архимандрита Петра (Смелича) генерал-майором от фортификации Декулоном [10, с. 499-501]. Соснин учительствовал с 1726 по 1729 г. и одновременно был управителем семинарии. В 1729 г. он по своему прошению был отчислен обратно в инженерный корпус. Семинария, оставшись без учителей, скатилась к прежнему положению школы грамоты. Обращались с требованиями прислать учителей в Киевскую Академию, но учителя не приезжали.
К преподаванию удалось привлечь датчанина Адама Селлия, лютеранина, которому и поручено было в 1734 г. управление семинарией. Преподавание
велось бессистемно и без программы. Старшие ученики обучались толкованию латинских авторов и живописи. Выдающиеся учащиеся получали значительно большие знания, нежели средние. Лучшие из учеников обучали младших школьников азам грамотности. Селлий был замечательным человеком, автором многочисленных трудов по гражданской и церковной истории России, но педагогическими дарованиями не выделялся. Он строил свою методику воспитания и обучения на столь характерных для его времени приемах телесного наказания и воздействия на желудок питомцев.
В течение всего этого периода семинария была тесно связана с Александро-Невским монастырем: она помещалась на его территории, находилась на его содержании, и все заботы о семинарии, в том числе и по поиску учителей, ложились на архимандрита монастыря.
С назначением 17 января 1736 г. в настоятели Александро-Невского монастыря бывшего ранее префектом Киевской Академии и ректором Славяно-Греко-Латинской Академии, архимандрита Стефана (Калиновского) начинается новая эпоха Невской семинарии, ознаменовавшаяся ее преобразованием. Первой заботой нового настоятеля стало привлечение достойных наставников, и в качестве таковых он пригласил двух лучших выпускников Московской Славяно-Греко-Латинской Академии — Григория Кременецкого и Андрея Зертис-Каменского.
Курс преподаваемых наук стал систематическим. С 1743 г. был открыт высший богословский класс. В младших классах преподавали Федор Шелковников и наиболее выдающиеся из учеников старших классов. Организовано преподавание было по образцу Киевской Академии. Ректор и префект числились в составе монастырской братии.
В это время семинария приобрела характер профессиональной сословной духовной школы, имевшей назначение готовить для епархии священнослужителей.
Административный персонал семинарии состоял из ректора и префекта. Должность ректора в Невской семинарии учреждена была с 1743 г., до этого времени ректоры имелись лишь в Киевской и Московской академиях. Из-за недостатка способных к исполнению этой должности ученых монашествующих лиц во главе семинарий стояли настоятели тех монастырей, на территории которых семинарии располагались. Ректор семинарии, обязательно имевший священно-иноческий сан, был главным начальником учебного заведения. От ректора зависели аттестация и увольнение учащихся, он следил за преподаванием предметов и духовно-нравственным воспитанием семинаристов, он же руководил и хозяйственными делами семинарии. Сам он преподавал в старшем классе Богословие.
Положение ректора семинарии среди духовенства епархии было значительным. Первый ректор Невской семинарии иеромонах Гавриил (Кременецкий) имел большой авторитет и в придворных кругах. Так, его принимала лично императрица, и он выступал в качестве проповедника не только в монастырской, но и в придворной церкви.
За изучаемый отрезок времени должность ректора семинарии последовательно занимали:
1) Иеромонах Гавриил (Кременецкий) (1743-1748) (впоследствии архиепископ Санкт-Петербургский), трудился в семинарии в течение 12 лет, с 1736 г. в качестве учителя и «управителя», а с 1743 г. в качестве ректора. Его личными трудами семинария стала учебным заведением более высокого уровня. Им введены в жизнь семинарии философские диспуты. Он взял на себя заботу об укомплектовании книгами библиотеки, подготовке ряда семинаристов к пострижению в монашество и воспитании из числа наиболее одаренных воспитанников полноценных педагогов, которые не оставались, согласно прежнему обычаю, учителями низших классов, но доходили до преподавания философии и богословия и впоследствии становились достойными заместителями самого ректора и его сотрудника, префекта иеромонаха Амвросия. Иеромонах Гавриил многое сделал для Невской семинарии в условиях безденежья, трудностей бюрократического режима, низкого культурного уровня учащихся, и при том, что дело это было совершенно новым. 5 апреля 1748 г. он был переведен в архимандриты Московского Новоспасского монастыря.
2) Иеродиакон Никодим (Пученков), в миру Никита, сын протопопа соборной церкви Шлиссельбурга. Родился в 1726 г. Пострижен в монашество еще студентом семинарии в 1748 г. [6, с. 187-188]. Еще до окончания богословского класса он уже был учителем риторики [1, с. 88], тогда же ему были поручены «для наставления христианской вере и обучения российской грамоте» пожелавшие принять православие иноверцы: японец Фома Лебедев, еврей Иван Иванов и калмык Филипп Алексеев [10, с. 774-775]. После ухода из семинарии иеромонахов Гавриила и Амвросия он сделался учителем философии и принял начальство над семинарией, оставаясь при этом в сане иеродиакона. И. А. Чи-стович [11, с. 39] и архимандрит Амвросий (Орнатский) [2, с. 568, 569] считают его ректором, однако С. Г. Рункевич [10, с. 740, примеч. 13] сомневается в том, что Никодим мог занимать эту должность, поскольку был иеродиаконом. Установить это точно в настоящий момент не представляется возможным, поскольку соответсвующий подлинный документ из РГИА выбыл.
В 1756 г., при назначении нового ректора, Никодим покинул семинарию, вступив в число братии Хутынского монастыря.
3) Иеромонах Сильвестр (Страгородский) (1756-1757), в миру Семен Игнатьевич, сын священника Царскосельской церкви Благовещения. Родился в 1725 г., в 1735 г. поступил в Невскую семинарию. В 1743 г. он, заболев глазами, подал на имя императрицы прошение об увольнении из семинарии [5, с. 529-530]. По выздоровлении возвратился к учению и, окончив семинарию в 1745 г., был оставлен при ней учителем грамматики [1, с. 88; 3, с. 741]. В 1748 г. был пострижен в рясофор с именем Сергия [6, с. 187-188] и стал учителем риторики. К 1751 г. он уже успел довести своих учеников до философии [10, с. 753]. Одновременно он участвовал, совместно с иеродиаконом Никоди-мом, в управлении семинарией. Позднее был пострижен в мантию с именем Сильвестра и рукоположен в сан иеромонаха. С 1753 г. он стал префектом, а с 1756 г. — ректором, но вскоре по болезни был уволен на год в отпуск [9, с. 296]. В 1757 г. его представили к посвящению в сан архимандрита с настоятельством в Московском Высокопетровском монастыре, но из-за болезни он не мог принять этого назначения. В семинарию он так больше и не возвращался.
В 1760 г. был посвящен в архимандриты Никитского Переяславского монастыря, в 1761 г. 23 декабря рукоположен во епископа Переяславского, а в 1768 г. переведен на Крутицкую кафедру. В 1771 г. уволился на покой. На покое епископ Сильвестр жил в монастырях Угрешском (1771-1785), Воскресенском Новоиерусалимском (1785-1788), в 1788 г. был назначен управляющим Андроньевым монастырем, в котором и скончался 19 октября 1802 г.
С 1757 по 1765 гг. в семинарии ректора не было. Временно управляли семинарией префект иеромонах Иоаникий (Святковский) и учителя: иеромонахи Гавриил (Огинский) и Арсений (Верещагин).
4) Архимандрит Исайя (Германовский), воспитанник Черниговской семинарии, в которой и был учителем в сане иеромонаха. В 1759 г. был вызван в Александро-Невскую семинарию, где сначала исполнял обязанности учителя риторики, а затем — философии. В 1762-1763 гг., совместно с духовником иеромонахом Клементием и экономом иеромонахом Илларионом, по случаю отсутствия наместника стоял во главе управления Александро-Невским монастырем. В 1764 г. был определен префектом и учителем богословия, а 23 ноября 1765 г. посвящен в архимандриты Николаевского Староладожского монастыря, с оставлением в семинарии. С назначением ректором семинарии много проповедовал не только в монастырских, но и в городских церквах. В 1770 г. переведен в архимандриты Нежинского Назаретского монастыря, а с 1775 по 1777 г. был настоятелем Киевского Михайловского монастыря [10, с. 508].
5) Архимандрит Вениамин (Румовский) (он же Краснопевков или Касторский), сын священника дворцового села Красное Санкт-Петербургской епархии, в миру Василий Федорович, родился 26 июля 1739 г. Образование получил в Невской семинарии. По окончании ее в 1759 г. принял монашество с именем Вениамин и, как лучший из учеников, был оставлен при семинарии учителем низших классов. В 1768 г. был определен префектом семинарии и учителем философии.
В 1770 г. он был определен ректором семинарии и учителем богословия с возведением в сан архимандрита [10, с. 508]. Сначала он числился настоятелем Староладожского Николаевского монастыря, а в 1771 г. — настоятелем Зеленецкого Троицкого монастыря, одновременно являясь членом Санкт-Петербургской духовной консистории. Архимандрит Вениамин часто проповедовал в Санкт-Петербургских храмах, но тексты его проповедей не сохранились. Он был знатоком греческого и латинских языков, предпринял перевод латинского требника. 16 января 1774 г. был назначен настоятелем Троице-Сергиевой пустыни с освобождением от ректорства, а 13 июля того же года хиротонисан во епископа Олонецкого и Каргопольского, викария Новгородской епархии. 1 апреля 1775 г. стал епископом Архангельским и Олонецким. 26 октября 1798 г. переведен в Нижний Новгород, где в 1804 г. возведен в сан архиепископа. Занимался переводами с латинского, составил краткую священную историю для детей, написал и издал сочинение «Новая скрижаль».
6) Архимандрит Иоаникий (Орловский) (1774-1783), выпускник Рязанской семинарии, в которой впоследствии стал ректором. 2 марта 1774 г. переведен
в Петербург и определен префектом Невской семинарии, а в июле того же года — ее ректором. В 1783 г. переведен настоятелем в Рязанский Солотчин монастырь, где и скончался в 1802 г.
Префект семинарии был непосредственным и ближайшим помощником ректора. По духу времени он был начальником над учителями и семинаристами, на него возлагались обязанности надзора над успеваемостью, он должен был следить за поведением и наказывать за небольшие проступки. Совместно с ректором он участвовал в аттестации учеников и представлял к увольнению неспособных, руководил внешкольными занятиями (диспутами) и еженедельными учебными смотрами; проповедовал в монастырской церкви; во время отсутствия ректора замещал его и числился ближайшим кандидатом на должность ректора. В торжественных случаях префекта вместе с ректором приглашали ко двору.
Должность префекта в изучаемый период занимали:
1) Амвросий (Зертис-Каменский) (1743-1748), в миру Андрей Степанович. Родился в 1708 г. в Нежине, сын молдаванина, служившего при гетмане переводчиком. С малых лет, оставшись сиротой, жил у своего дяди, монаха Печерской Лавры. Образование получил в Киевской Академии и Львовской иезуитской коллегии, а закончил его в Московской Славяно-Греко-Латинской Академии. Начал свою учительскую службу в Невской семинарии совместно с иеромонахом Гавриилом (Кременецким) в 1736 г. Здесь он обратил внимание на себя архиепископа Феофана (Прокоповича), с которым советовался о принятии монашества. Постриг состоялся в 1738 г., а в 1743 г. иеромонаха Амвросия назначили префектом. В это время он преподавал в семинарии философию и латинский язык [10, с. 745]. Иеромонах Амвросий был знатоком древних языков и занимался переводом святоотеческих творений, впоследствии им были переведены и изданы:
1. Псалтырь в новом славянском переводе.
2. Послания Святителя Игнатия епископа Антиохийского.
3. Огласительные поучения святителя Кирилла, епископа Иерусалимского.
4. Богословие или изложение православной веры святого Иоанна Дама-скина (с греческого).
5. Рассуждение против атеистов и натуралистов Гуго Гроция (с латинского).
Кроме того, им была составлена служба святителю Димитрию Ростовскому.
В 1748 г. иеромонах Амвросий был переведен в настоятели Воскресенского Новоиерусалимского монастыря, который привел в цветущее состояние. В 1753 г. хиротонисан во епископа Переяславского и Дмитровского, а затем последовательно занимал кафедры Крутицкую (с 1761) и Московскую (с 1768). В 1771 г. возведен в сан архиепископа. 16 сентября 1771 г. был убит толпой народа во время чумного бунта в Москве.
2) Сильвестр (Страгородский) (1753-1756).
3) Иоаникий (Святковский) (1756-1758). Получил образование в Киевской Академии и был пострижеником Киевского Межигорского монастыря. С 1749 г. в сане иеродиакона вызван в братство Александро-Невского монастыря и был учителем семинарии и надсмотрщиком над учащимися. В 1753 г. посвящен во иеромонаха. В 1756 г. стал префектом, а в 1758 г. посвящен в архимандриты
Новгородского Вяжицкого монастыря. В 1759 г. был переведен в Юрьев монастырь, где и скончался в 1768 г.
4) Иеромонах Гавриил (Огинский) (1760-1762). Был вызван в Петербург из учителей Черниговской семинарии. Из учителей философии назначен префектом. В 1762 г. определен архимандритом Антониева Сийского монастыря, в должности которого и скончался в 1779 г.
5) Иеромонах Арсений (Бузановский) (1762-1764). Первоначально учитель философии, в 1762 г. был определен учителем богословия и префектом. В 1764 г. покинул семинарию вследствие возведения его в сан архимандрита Спасо-Ярославского монастыря. В 1775 г. переведен в архимандриты Новгородского Хутынского монастыря, где и скончался.
6) Иеромонах Исайя (Германовский) (1764-1766).
7) Иеромонах Вениамин (Румовский-Краснопевков) (1768-1770).
8) Иоаникий (Орловский) (1774).
Все префекты Невской семинарии были монашествующими. Учителями же были лица как из духовного звания, так и светские. Преподавание отдельного предмета не закреплялось за одним педагогом, и педагоги не специализировались каждый по конкретной учебной дисциплине, а по мере продвижения своих учеников переходили от преподавания элементарных дисциплин в низших классах к преподаванию в высших классах.
Административные должности в духовных школах были, как правило, ступенью для дальнейшего карьерного роста, и занимавшие их лица в монашеском сане очень часто становились настоятелями крупных монастырей, а впоследствии и получали архиерейский сан.
ЛИТЕРАТУРА
1. Архангельский М., свящ. Преосвященный Никодим, первый епископ Санкт-Петербургский и Шлиссельбургский. Продолжение // Странник. — 1876. — Т. 2.
2. Архимандрит Амвросий (Орнатский) История Российской иерархии. — Т. 1. — М., 1807.
3. Духовный Регламент. — СПб., 1776.
4. Знаменский П. В. проф. Духовные школы в России до реформы 1808 г. — Казань,
1881.
5. Описание документов и дел, хранящихся в архиве Святейшего Синода. — Т. 23. — СПб., 1911.
6. Описание документов и дел, хранящихся в архиве Святейшего Синода. — Т. 28. — Пг., 1916.
7. Полное собрание законов Российской Империи. — Т. 4. — СПб., 1830. — № 2186.
8. Полное собрание законов Российской Империи. — Т. 4. — СПб., 1830. — № 2308.
9. Полное собрание постановлений и распоряжений по ведомству православного исповедания Российской империи. Елизавета Петровна, Петр III. 1753-1762. — Т. 4. — СПб., 1912.
10. Рункевич С. Г. Александро-Невская Лавра (1713-1913). — СПб., 1913.
11. Чистович И. А. проф. История Санкт-Петербургской Духовной Академии. — СПб., 1857.