Научная статья на тему 'Начальный период формирования коллекции по культуре русского населения в Томском краевом музее'

Начальный период формирования коллекции по культуре русского населения в Томском краевом музее Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
102
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Артюхова Ирина Викторовна

Рассматривается начальный период формирования этнографических коллекций по русскому населению в Томском краевом музее в 1920-е гг., характеризующийся активным поступлением предметов по культуре русских, проживающих в Томском крае.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Initial period collections forming regional

Initial period of collections forming by culture of Russian population in Tomsk Regional Museum. This article dedicates to initial period of ethnographic collections forming by Russian population in Tomsk Regional Museum.

Текст научной работы на тему «Начальный период формирования коллекции по культуре русского населения в Томском краевом музее»

И.В. Артюхова

НАЧАЛЬНЫЙ ПЕРИОД ФОРМИРОВАНИЯ КОЛЛЕКЦИЙ ПО КУЛЬТУРЕ РУССКОГО НАСЕЛЕНИЯ В ТОМСКОМ КРАЕВОМ МУЗЕЕ

Рассматривается начальный период формирования этнографических коллекций по русскому населению в Томском краевом музее в 1920-е гг., характеризующийся активным поступлением предметов по культуре русских, проживающих в Томском крае.

В фондах Томского областного краеведческого музея (ТОКМ), открывшегося 18 марта 1922 г., несомненную источниковую ценность представляет собрание вещественных памятников, характеризующих традиционную культуру русского народа, материальную и духовную. Предмет является неотъемлемой частью культуры этноса, несет информацию о различных проявлениях традиции и мировоззрения этноса [8]. Сохраняя традиционные черты, культура и быт народа претерпевают определенные изменения, поэтому одной из задач Томского краевого музея в 1920-е гг. являлось собирание предметов, характеризующих деревенский уклад в момент его слома, переходного состояния, вызванных политикой индустриализации. Михаил Бонифатьевич Шатилов -один из создателей и первых директоров музея - трепетно относился к отделу этнографии в музее, понимая, что он «является одним из основных отделов всякого местного краевого музея» [13. Т. 1. С. 29]. Этнографическое наследие М.Б. Шатилова известно специалистам, прежде всего, в части его работ по ваховским хантам [11, 12]. В данной статье речь пойдет о малоизвестных страницах деятельности исследователя.

Комплектование музейного фонда предметами, представляющими культуру русского народа Томского края, началось с приобретения М.Б. Шатиловым в 1924 г. швейки в д. Городище Нарымского края [9. С. 114]. Данный факт можно считать отправной точкой в деле создания этнографических коллекций ТОКМ по русским Сибири. Начальный период собирания коллекции связан с экспедиционными сборами М.Б. Шатилова и М.В. Бородкиной и приходится на 1920-е гг.

Как исследователь-этнограф М.Б. Шатилов призывал изучать культуру в динамике: он акцентировал внимание не только на традиционных её элементах, но и на новациях современной жизни. В архиве Томского областного краеведческого музея сохранился листок с рукописным планом этнографического обследования русского старожильческого населения Томского края, составленным исследователем. В нём отмечено, что «...необходимо собирать и изучать все, что отражает быт, творчество, искусство, древние традиции и новые намечающие формы быта, все, что облегчает понимание народной жизни» [1. Оп. 3. Ед. хр. 143. Л. 22]. Как видим, М.Б. Шатилов акцентировал актуальную и в современности проблему функционирования традиционной культуры в условиях модернизации. Особую роль в процессе фиксации состояния народной культуры М.Б. Шатилов отводил этнографам. «Только этнограф может собрать и изучить бытовые материалы, те уходящие вглубь веков корни быта. и поэтому необходимы обследования старожилого русского населения, обследования его материальной, социальной и духовной

культуры, сборы материалов по народному творчеству» [1. Оп. 1. Ед. хр. 18. Л. 20]. В планах музея, составленных М.Б. Шатиловым на ближайшее после открытия музея время (конец 1920-х - начало 1930-х гг.), включены обследования русского старожильческого населения Зачулымья и рр. Улу-Юл и Чичка-Юл, а также изучение жизнедеятельности населения, проживающего по обским притокам Шегарке и Парабели; предполагалась экспедиция и в Заобский район. Отдельным пунктом в плане значились запись русских народных песен, изучение крестьянского искусства и памятников крестьянской архитектуры.

Летом 1927 г. экспедиционный маршрут должен был пройти по рр. Улу-Юл, Чичка-Юл, где проживало старообрядческое население, особенности быта которого отличались консервативностью [1. Оп. 3. Ед. хр. 143. Л. 22]. Однако фактически этнографические обследования М.Б. Шатилова охватили русских старожилов Зачу-лымья (правый приток р. Чулым) в районе сел Пышки-но-Троицкое, Торбеево (ныне это территория Первомайского района). М.Б. Шатилов предполагал собрать большой материал по народному творчеству, лирике, эпосу. В результате работы было сделано до 700 записей по фольклору русских старожилов: обрядовые, хороводные, вечерошные, застольные, детские песни, частушки, заговоры, приметы и др. Среди собранного материала М.Б. Шатилов выделил песни древнего бытования, восходящие, по его мнению, примерно ко времени Московской Руси. К сожалению, эти материалы не были опубликованы, а все имеющиеся у автора рукописи оказались изъятыми при аресте, и их участь пока не удалось проследить. М.Б. Шатилов успел опубликовать лишь краткие заметки об экспедиции в «Трудах Томского краевого музея» [14. С. 98-101].

Дополнительный свет на результаты экспедиций проливает музейная документация. В сборной инвентарной книге № 2 за 1920-1925 гг. зафиксированы предметы из Зачулымской экспедиции с указанием места их сбора [6. Оп. 5. Д. 11]. Согласно записям, были привезены старинная русская женская одежда «шушун», образцы тканых шерстяных опоясок, крестьянского ковроткачества, деревянный гребень для расчески льна при его обработке, разноцветные старинные женские головные уборы - «наколки» и другие предметы. Всего в музей поступило около 60 предметов.

С 12 августа по 13 сентября 1928 г. М.Б. Шатилов проводит этнографическое обследование русского старожильческого населения в районе р. Шегарки (левого притока Оби), в пределах Томского округа [1. Оп. 1. Ед. хр. 144. Л. 63]. Цель оставалась прежней - изучение материальной и духовной культуры населения, сбор материалов по фольклору и декоративному крестьянскому

искусству. В ходе экспедиции была собрана информация исторического и этнографического содержания об Ур-тамском остроге, о первых засельниках края, местной ссылке, свадебных обрядах, гадании, обрядах, связанных с хозяйственной жизнью, материалы по народному календарю и процессу обработки льна и ткачеству. Записаны фольклорные данные: песни обрядовые, застольные, вечерошные, хороводные, тюремные, причитания, частушки и другие, а также заговоры, приметы и некоторые сведения по народному говору - всего произведено до 600 записей. К сожалению, они также изъяты при аресте М.Б. Шатилова и судьба этих рукописей неизвестна. Для коллекций музея собран материал по декоративному крестьянскому искусству и домашним ремёслам: ткачеству браному, шитью, росписи и резьбе по дереву. Среди собранных материалов имелись, несомненно, ценные экземпляры. По мнению М.Б. Шатилова, среди песенного материала, особенно обрядового, содержатся прекрасные образцы как по форме, языку, так и по содержанию. Среди декоративного материала исследователь выделял старинную резьбу по дереву -«прясилки». Собранные предметы представляют собой прекрасные образцы наиболее древнего вида резьбы -«выемчато-трехгранного» [14. С. 101].

В результате анализа полученного материала М.Б. Шатилов установил культурную связь русских старожилов обследованного района с населением северорусских областей. На основе проведённых полевых изысканий исследователь сделал вывод о быстром вымирании среди молодежи края традиций старинной песни и о почти полном исчезновение из крестьянского обихода предметов традиционной домашней утвари, одежды, рукоделий и пр., которые представляют особый этнографический интерес.

М.Б. Шатилов подчеркнул, что данное обстоятельство должно обязать к скорейшему и по возможности более широкому обследованию русского населения Томского края. Сложившаяся в 30-е гг. XX в. политическая система в стране изменила не только цели, задачи, направление деятельности музея, но и кадровый состав учреждения. В начале апреля 1933 г. был арестован и осужден М.Б. Шатилов. Он вынужден был признать предъявленное ему обвинение - членство в контрреволюционной белогвардейской повстанческой организации, ставившей перед собой задачу свержения советской власти [10. С. 211-212].

Деятельность М.Б. Шатилова заложила фундаментальную основу для дальнейшего комплектования музейного фонда по русскому населению Томского края. Как директор он планировал работу по формированию коллекций, а как этнограф - проводил экспедиционные исследования и собирал полевые материалы. М.Б. Шатилов прекрасно понимал значение музейных коллекций, составленных на основе этнографического обследования населения как ценнейшего и уникального источника по истории и культуре края.

Сбор материала, отражающего традиционные черты и исторические изменения в жизни крестьян Томской губернии, был осуществлен ещё одним музейным сотрудником - Марией Викторовной Бородкиной в деревне Иткара Поломошинского района (ныне - Яшкин-ский район Кемеровской области). Данные по «годич-

ному кругообороту» хозяйственной жизни крестьян, материалы по фольклору и народной медицине были затем обобщены ею в работе «Деревня Иткара Томского края» [2. С. 70-94]. В работе описывается небольшое селение Иткара; дан этнографический обзор состава населения; собраны материалы по фольклору: поговорки, выражения, приметы, песни и частушки; приведен словарь местных слов; описаны некоторые обычаи и обряды; народная медицина.

М.В. Бородкиной были собраны и привезены 64 экспоната - образцы крестьянского орудия ткачества, а также лекарственные травы [6. Оп. 5. Д. 11]. Личность М.В. Бородкиной значима в истории Томского областного краеведческого музея, особенно в его начальной период, период становления. К сожалению, сведений о ее деятельности сохранилось немного. Пытаясь воссоздать её биографию применительно к томскому периоду, можно сообщить следующее. М.В. Бородкина родилась 1 июля 1895 г. в г. Нерчинске Забайкальской области. В 1918 г. поступила в Томский университет на медицинский факультет, а в 1920 г. перевелась на историкофилологический. В это время она принимала участие в работе сибирского научного студенческого кружка, прослушала полуторамесячные курсы сибиреведения, состояла научным сотрудником в библиографическом бюро при Институте исследования Сибири.

В 1921-1922 гг. она перевелась в Иркутский государственный университет на гуманитарное отделение и работала по тематике, связанной с этнографией русского населения Сибири, под руководством профессора Виноградова. Принимала участие в работе по составлению библиографического словаря общественных и научных деятелей Сибири, работала в качестве статистика первого разряда, изучая русское и бурятское население устья р. Селенги. В 1924 г. была командирована Иркутским научным музеем народоведения для изучения хозяйства и быта русского населения Прибайкалья и сбора коллекций [1. Оп. 2. Ед. хр. 48. Л. 164].

Иркутский период деятельности М.В. Бородкиной связан с её членством в Восточно-Сибирском отделе Русского географического общества, что свидетельствует об углублении интересов и росте профессионализма М.В. Бородкиной как исследователя. Об этом свидетельствует следующий факт. В январе 1925 г. на первом Восточно-Сибирском краеведческом съезде ею был прочитан доклад о Баргузинском крае. На основании доклада признали работу М.В. Бородкиной представляющей интерес не только для краеведов-эконо-мистов, но и в равной мере для краеведов-этнографов. Секция приняла решение о том, что этот доклад было бы полезно повторить на объединенном заседании секций: этнографической и туземной [3. С. 65].

Годы учебы в Томске и пробуждение здесь научноисследовательского интереса к этнографии не прошли даром, и, очевидно, М.В. Бородкина стремилась быть востребованной и в Томске. В заявлении Томскому краевому музею от члена Восточного Сибирского отделения Русского географического общества М.В. Бородкиной от 6 августа 1925 г. написано, что, работая в течение последних лет по этнографии Сибири и по изучению русского населения, интересуясь также музейным делом, она хотела бы принимать участие в ра-

боте Томского краевого музея по указанной специальности в качестве постоянного сотрудника [1. Оп. 3. Ед. хр. 143. Л. 22].

Со 2 сентября 1925 г. М.В. Бородкина была зачислена в штат музея на должность заведующей общественноэкономическим отделом [1. Оп. 1. Ед. хр. 6. Л. 179]. Однако год спустя 4 мая 1926 г. на заседании совета Томского краевого музея заслушали заявление М.В. Бородкиной о предоставлении ей месячного отпуска до 1 июня и об освобождении её от обязанностей заведующей общественно-экономическим отделом музея в связи с отъездом из Томска [1. Оп. 1. Ед. хр. 29. Л. 77]. К сожалению, выяснить причины отъезда из Томска пока не удалось.

Отношение к Марии Викторовне как к умному и увлеченному своим делом человеку отражены в записке совета Томского краевого музея, составленной директором М.Б. Шатиловым. В ней отмечалось, что музей теряет ценного, любящего свое дело и преданного ему работника [1. Оп. 1. Ед. хр. 29. Л. 77]. М.В. Бородкина, работая в должности заведующей общественноэкономическим отделом, параллельно заведовала библиотекой [1. Оп. 1. Ед. хр. 24. Л. 67]. В её обязанности входили проверка наличного состава библиотеки музея и составление карточного каталога [1. Оп. 1. Ед. хр. 29. Л. 77]. Она также входила на правах члена в Общество изучения Томского края [7. С. 108], работала секретарем в «Комитете содействия Томскому краевому музею» [1. Оп. 1. Ед. хр. 6. Л. 142]. Немногочисленные сведения, характеризующие томский период деятельности Марины Викторовны Бородкиной, рисуют её как энергичного, увлеченного своим делом человека, разносторонняя научная и общественная работа которого не может не вызывать глубокого уважения. М.В. Бородкина была одним из первых собирателей экспонатов по русской этнографии в Томском краевом музее, она продолжила начатую М.Б. Шатиловым работу по комплектованию отдела этнографии.

В 1920-е гг. Томский краевой музей являлся на территории Томского края единственным научно-исследовательским учреждением музейно-краеведческого характера. Эти годы характеризуются развертыванием экспедиционно-собирательской деятельности музейных сотрудников и планомерным комплектованием этнографических фондов с целью сохранения их для последующих поколений как ценнейшего собрания источников, отражающих культурную специфику этносов Томского края.

В связи с изменившейся общественно-политической ситуацией в стране в 1930-е гг. корректировались и принципы комплектования музейных фондов. В это время отчетливо прослеживается тенденция к формированию экспозиций, посвященных достижениям социалистического строительства, сбору предметов, отражающих процесс модернизации общества. В связи с этими установками проводилось и комплектование фондов. Томский краевой музей в сентябре 1930 г. подвергся

критике Сибирского краевого Совета народного образования за «.сбор редкостей, а не материалов, отражающих опыт крестьянина, активиста по выращиванию новых сортов злаков и корнеплодов, опытное кормление скота, сбор полезных ископаемых, классовую борьбу в деревне.» [1. Оп. 1. Ед. хр. 6. Л. 24]. Политическая цензура и сложившаяся идеологическая обстановка в стране требовали от музея в области этнографии обратить внимание на изучение нового быта рабочих и крестьян [5. С. 73]. Вещь, отражающая этническую специфику, не способна была выполнить основную идеологическую задачу - показать развитие социалистического общества. Важным представлялось не изучение традиционных форм культуры народа, считавшихся пережитком, а изучение прежде всего производительных сил, разработка программ по сбору источников о революционной истории края, о мероприятиях в области колхозного строительства, по поднятию урожайности и участию краеведческих организаций в процессе обобществления сельского хозяйства и т.п.

Музей в 1930-е гг. перестраивался в орган идеологический пропаганды, перестройка протекала в тяжелых условиях. Понимая необоснованность однолинейной направленности в тематике музейной деятельности и неэффективность предлагаемых методов агитации и пропаганды достижений социализма, опытные сотрудники музея пытались изучать и этническую культуру края. Как отмечалось в «Тематическом плане реэкспозиции капиталистической формации Томского краевого музея», старые музейные специалисты неуклонно направляли музейную работу в академическое русло коллекционирования [4. С. 103]. Об отношении посетителей к экспонируемым выставкам свидетельствовали их отзывы. Так, в мае 1932 г. открылся отдел «Кузбасс», представленный преимущественно плоскостным материалом: книгами, газетами, макетами и т.п. В архиве ТОКМ сохранился черновик доклада о политпросветработе музея, в котором отмечается, что «.приходящие в музей часто оставались недовольными: “что тут смотреть”, а чаще всего, махнув рукой или головой на эти бумажки, - готовы уйти.» [1. Оп. 1. Ед. хр. 45. Л. 5].

Как видно из вышеизложенного, начало комплектования коллекций по русской культуре в ТОКМ связано с именами и деятельностью таких его сотрудников как директор М.Б. Шатилов и заведующая общественноэкономическим отделом М.В. Бородкина. В этот период 1925-1928 гг. особое внимание уделялось сбору полевого этнографического материала. Исследовательская проблематика была нацелена на изучение взаимодействия традиций и новаций в рамках культуры русского народа. В 1930-е гг. сбор этнографического материала среди русского населения Томского края был приостановлен музеем, а в 1940-е гг. экспедиционная работа практически не велась. Таким образом, начальный период формирования этнографических коллекций по культуре русских Томского края приходится на вторую половину 1920-х гг.

ЛИТЕРАТУРА

1. Архив ТОКМ.

2. Бородкина М.В. Деревня Иткара Томского края. Хозяйственно-бытовые очерки // Труды Томского краевого музея. Томск, 1927. Т. 1.

3. Восточно-Сибирский отдел Русского географического общества // Бюллетень № 6. Иркутск, 1925.

4. Из «Тематического плана реэкспозиции капиталистической формации Томского краевого музея» // Труды Томского краевого музея. Томск,

2002. Т. 11. С. 103.

5. Отчет о деятельности Томского краевого музея в 1927-1930 гг. // Труды Томского областного краеведческого музея. Томск, 2002. Т. 11. С. 73.

6. Сборная инвентарная книга № 2 // Архив ТОКМ. Оп. 5. Д. 11.

7. Сенюкова Н.Л. Общества изучения Томского края при Томском краевом музее (1925-1928 гг.) // Труды Томского государственного объеди-

нённого историко-архитектурного музея. Томск, 1994. Т. 7.

8. Томилов Н.А. Музееведение, его периодизация и основные понятия // Известия Омского государственного историко-краеведческого музея.

Омск, 1998. № 6.

9. Тучкова Н.А. Этнографические сборы М.Б. Шатилова 1924 г. в фондах Томского краеведческого музея // Труды Томского государственного

объединённого историко-архитектурного музея. Томск, 1995. Т. 8.

10. Ханевич В.А. Политические репрессии в судьбах сотрудников Томского краеведческого музея // Труды Томского областного краеведческо-

го музея. Томск, 2002. Т. 11.

11. Шатилов М.Б. Ваховские остяки // Труды Томского краевого музея. Томск, 1931. Т. 4.

12. Драматическое искусство ваховских остяков // Из истории шаманства. Томск, 1976.

13. Шатилов М.Б. Исторический очерк и обзор Томского краевого музея // Труды Томского краевого музея. Томск, 1927. Т. 1.

14. Шатилов М.Б. Обзор деятельности Томского краевого музея (1927-1928 гг.) // Труды Томского краевого музея. Томск, 1929. Т. 2.

Статья представлена кафедрой музеологии Института искусств и культуры Томского государственного университета, поступила в научную редакцию «Исторические науки» 25 октября 2005 г., принята к печати 16 января 2006 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.