Научная статья на тему 'Начальные результаты исследования личностных особенностей современного учителя'

Начальные результаты исследования личностных особенностей современного учителя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
505
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО УЧИТЕЛЯ / ЛИЧНОСТЬ УЧИТЕЛЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА УЧИТЕЛЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ ПЕДАГОГА / СТИЛЬ УЧИТЕЛЯ / СОВРЕМЕННЫЙ УЧИТЕЛЬ / РЕФЕРЕНТНЫЙ УЧИТЕЛЬ / PROFESSIONAL PEDAGOGICAL SKILL OF TEACHER / THE PERSONALITY OF TEACHER / THE PROFESSIONAL QUALITIES OF TEACHER / PROFESSIONAL PRIORITIES OF TEACHER / THE STYLE OF TEACHER / MODERN TEACHER / ADVISER TEACHER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Талзи С. С.

В статье рассматриваются особенности личности учителя начальных классов в условиях современной школы, основные профессиональные качества педагогов. Указываются актуальные проблемы психологических особенностей личности учителя, специфики педагогической деятельности учителя начальных классов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INITIAL RESULTS OF RESEARCH OF PERSONALITY FEATURES OF MODERN TEACHER

In the article are revealed the special (specificЧfeatures of the modern elementary schools teacher's personality basic professional qualities of teachers. In the article are considered the topical problems of research to pedagogical activities of elementary schools teacher.

Текст научной работы на тему «Начальные результаты исследования личностных особенностей современного учителя»

способствующий появлению личностных новообразований у реализуются через уровни коммуникативной компетенции.

каждого из субъектов этого процесса. При этом содержание обучения иностранному языку служит

Развивая субъект-субъектные отношения между препода- показателем качественных и количественных характеристик

вателями и студентами, реально можно способствовать тому, уровня сформированности профессионального взаимодейст-

чтобы в процессе обучения в вузе студент мог выбирать ори- вия как итоговой цели.

ентиры для формирования собственных целей, средств и стра- Формирование профессионального взаимодействия сту-

тегий профессионального взаимодействия. дентов, осуществляемое на основе компетентностно-

Направленность обучения иностранному языку на фор- деятельностного подхода средствами иностранного языка, не

мирование профессионального взаимодействия позволяет просто обеспечивает определенный уровень владения ино-

более четко определить цели обучения иностранному языку, странным языком, но формирует готовность к саморазвитию и

рационально отобрать содержание, выявить коммуникативные самообразованию в профессии.

потребности студентов конкретной специальности, которые

Библиографический список

1. Маркова, А.К. Психология профессионализма. - М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996.

2. Реан, А.А. Психология и психодиагностика личности. Теория, методы исследования, практикум. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006.

3. Козырев, В.А. Высшее образование России в зеркале болонского процесса / В.А. Козырев, Н.Л. Шубина. - СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2005.

4. Образование в эпоху перемен. Сб. науч. тр. / отв. ред. А.А. Макареня, Н.Н. Суртаева, С.В. Кривых. - Санкт-Петербург: ГНУ "ИОВ РАО", 2005. - Ч. 1.

5. Janssen, O. Innovative behaviour and job involvement at the price of conflict and less satisfactory relations with co-workers // Journal of Occupational and Organizational Psychology. - 2003. - Volume. 76. - Part. 3.

Bibliography

1. Markova, A.K. Psihologija professionalizma. - M.: Mezhdunarodnyj gumanitarnyj fond «Znanie», 1996.

2. Rean, A.A. Psihologija i psihodiagno-stika lichnosti. Teorija, metody issledovanija, praktikum. - SPb.: Prajm-EVROZNAK, 2006.

3. Kozyrev, V.A. Vysshee obrazovanie Rossii v zerkale bolonskogo processa / V.A. Kozyrev, N.L. Shubina. - SPb.: RGPU im. A.I. Gercena, 2005.

4. Obrazovanie v jepohu peremen. Sbornik nauchnyh trudov. / о^. red. A.A. Makarenja, N.N. Surtaeva, S.V. Krivyh. - Sankt-Peterburg: GNU "IOV RAO", 2005. - Ch. 1.

5. Janssen, O. Innovative behaviour and job involvement at the price of conflict and less satisfactory relations with co-workers // Journal of Occupational and Organizational Psychology. - 2003. - Volume. 76. - Part. 3.

Статья поступила в редакцию 26.06.11

УДК 371.1

Talzi S.S. INITIAL RESULTS OF RESEARCH OF PERSONALITY FEATURES OF MODERN TEACHER. In the

article are revealed the special (specific) features of the modern elementary schools teacher's personality basic professional qualities of teachers. In the article are considered the topical problems of research to pedagogical activities of elementary schools teacher.

Key words: Professional pedagogical skill of teacher, the personality of teacher, the professional qualities of teacher, professional priorities of teacher, the style of teacher, modern teacher, adviser teacher.

С.С. Талзи, аспирант Учреждения РАО ««Институт педагогического образования», г. Санкт-Петербург, E-mail: s-talzi [email protected]

НАЧАЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ

В статье рассматриваются особенности личности учителя начальных классов в условиях современной школы, основные профессиональные качества педагогов. Указываются актуальные проблемы психологических особенностей личности учителя, специфики педагогической деятельности учителя начальных классов.

Ключевые слова: профессионально-педагогическое мастерство учителя, личность учителя, профессиональные качества учителя, профессиональные приоритеты педагога, стиль учителя, современный учитель, референтный учитель.

Высокий уровень профессионально-педагогического мастерства учителя востребован обществом, его полномочными представителями - учениками и родителями и в современных условиях возрастает необходимость его системного исследования.

Общеизвестно, что система образования - главный источник умножения интеллектуального потенциала общества. Ключевое положение в этой системе занимает учитель, поскольку именно он определяет прогресс в данной среде. Успех развития системы образования зависит от личности учителя,

его общекультурной и профессиональной подготовки, от его творческого потенциала. По-прежнему остаются актуальными слова К.Д. Ушинского: «В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения, как бы хитро он ни был придуман, не может заменить личности в деле воспитания» [1]. Успешность работы учителя, определяется не только применяемыми им методами обучения и воспитания, а в большей степени

обуславливается его личностью, характером, мастерством, взаимоотношениями с учащимися, творческим отношением к делу.

Личность учителя представляет собой не простую совокупность статических свойств и характеристик педагога, а целостное динамичное образование. Состав профессионально значимых характеристик личности учителя довольно обширен

- он включает наряду с несколькими десятками социальных характеристик несколько десятков психологических. Анализ исследований (Ф.Н. Гоноболин [2], Н.В. Кузьмина [3] и др.) позволяет выделить следующие основные личностные и профессиональные качества личности учителя:

1) умственные;

2) дидактические (способность и умение перерабатывать материал науки в материал учебного предмета, доступный учащимся; применять и развивать систему эффективных методов обучения; обеспечивать обратную связь и т.д.);

3) персептивные качества (умение и способность проникать в душевный мир учащихся, развитая психологическая наблюдательность);

4) организаторские качества;

5) волевые профессиональные качества (умение преодолевать трудности, проявлять настойчивость, выдержку, решительность, требовательность и др.);

6) коммуникативные;

7) тактичность;

8) педагогическое воображение, способность к распределению внимания;

9) динамизм личности - способность к волевому воздействию и логическому убеждению;

10) эмоциональная устойчивость (способность владеть собой);

11) оптимистическое прогнозирование.

Представленные выше личностные и профессиональные

качества учителя создают его идеальный образ. Возникает вопрос: «Какие качества имеют приоритетное значение для современного учителя?» Чтобы выяснить позицию учителей по данному вопросу была проведена диагностика педагогического коллектива школы № 325 Санкт-Петербурга и МОУ СОШ № 4 города Северодвинска.

В качестве инструмента исследования была использована анкета-опросник «Качества современного учителя» с перечнем умений и способностей, присущих современному учителю.

Цель опроса: выявить приоритетные качества педагога, наиболее востребованные в современных условиях. При проведении опроса педагогам предлагалось проранжировать качества, умения и способности, представленные в анкете -опроснике (от 1 - «наиболее важно» до 10 - «наименее важно»).

В результате были получены следующие данные:

• «Формировать и развивать независимость суждений и организаторские способности у себя у самого (у учителя)» 75% педагогического коллектива;

• «Регулярно заниматься повышением своей квалификации по предмету и методике», «Обладать способностью, поддерживать свой имидж в соответствии с местом своей работы» - 70% педагогического коллектива;

• 67 % педагогического коллектива школ отметили следующие качества и умения - «Обладать способностью так спланировать свою педагогическую деятельность, чтобы достичь все поставленные цели задачи,

• «Обладать гибкостью в выборе методов работы с учениками» - «Быть толерантным в отношении с коллегами, учениками и родителями» 61 % педагогического коллектива;

• «Использовать пути и возможности для личного карьерного роста» 58 % педагогического коллектива;

• «Обладать гибкостью в работе с семьей» 56 % пед. коллектива;

• «Регулярно взаимодействовать с коллегами и родителями учеников» 54 % педагогического коллектива;

• «Открыто признаваться в совершенных ошибках или в отсутствии информации в чем-либо» 47% педагогического коллектива школы.

Данные опроса свидетельствуют о том, что большинство педагогов в своей профессиональной деятельности ориентированы преимущественно на предметную область (подготовка к уроку, повышение квалификации, методики обучения). И лишь некоторые из них считают процесс коммуникации (отношения с коллегами, учениками и родителями, толерантность в общении, креативность суждений) важной частью образовательного процесса. Нерегулярное и неэффективное взаимодействие учителя с коллегами может привести к проблемам на уровне «учитель-предметник - классный руководитель» и т. д. Отсутствие регулярного взаимодействия учителя и родителя приводит к тому, что у родителя нет информации о возможных проблемах у ребенка. У учителя также из-за отсутствия информации о ребенке, могут возникать с ним серьезные проблемы в организации образовательного процесса.

Проведенное исследование показало, что особенности личности педагога, входящие в позитивный имидж российского учителя, можно рассматривать как некую «систему требований», предъявляемую учителями к своей деятельности и педагогическому процессу, а также к имиджу учителя в современных условиях. Условия формирования профес-

сиональных и личностных качеств учителей, построены с учетом проведенного исследования и нацелены на развитие востребованных ими характеристик с учетом целесообразности дифференцированного подхода.

В «Толковом словаре» В. Даля слово «учитель» определяется как наставник, преподаватель, т.е. подчеркиваются две его основных функции - руководство приобретением и реализацией социального опыта ученикам и передача накопленных человечеством знаний. Эти функции были для учителя основными на всем протяжении истории человечества. Учитель в современной школе выполняет ряд дополнительных новых функций, которые определяют его профессиональные и личностные качества, а именно:

1. Учитель - организатор учебного процесса в школе. Он -источник знаний для учащихся как во время уроков, дополнительных занятий и консультаций, так и вне рамок учебного процесса.

2. Большинство учителей выполняют функцию классных руководителей (т.е. являются организаторами воспитательного процесса).

3. Современный учитель не может не быть социальным психологом, ибо ему необходимо уметь регулировать межличностные отношения учащихся, использовать социальнопсихологические механизмы детского коллектива. Как член педагогического коллектива учитель участвует в организации жизнедеятельности школьного коллектива, работает в методических объединениях учителей-предметников и классных руководителей, выполняет общественные поручения.

4. Каждый учитель, выступая с лекциями, беседами перед родителями учащихся и общественностью, является пропагандистом педагогических знаний.

По итогам исследования выявлено, что к личности педагога предъявляется ряд самых серьезных требований. Среди них есть главные и второстепенные. И среди главных, и среди дополнительных психологических свойств, необходимых для квалифицированного педагога, есть устойчивые, постоянно присущие учителю и воспитателю всех эпох, времен и народов, и изменчивые, обусловленные особенностями этапа социально-экономического развития общества, где живет и работает педагог. Главным и постоянным требованием, предъявляемым к педагогу, является любовь к детям, к педагогической деятельности, наличие специальных знаний в той области, которой он обучает детей; широкая эрудиция, педагогическая интуиция, высокоразвитый интеллект, высокий уровень общей культуры и нравственности, профессиональное владение разнообразными методами обучения и воспитания детей. Все эти свойства не являются врожденными. Они приобретаются систематическим и упорным трудом, огромной работой педагога над собой. Дополнительными, но относительно стабильными требованиями, предъявляемыми к педагогу, является общительность, артистичность, веселый нрав, хороший внешний вид и другие. Эти качества важны, но без каждого из них в отдельности учитель вполне может обойтись. Главные и второстепенные педагогические качества в совокупности составляют индивидуальность педагога, в силу которой каждый

хороший учитель представляет собой уникальную и своеобразную личность. Для того, чтобы сделать учащегося личностью - а сейчас нам как никогда нужны именно личности, соответствующие требованиям времени, - сам педагог должен обладать независимостью, грамотностью, индивидуальностью, самостоятельностью и многими другими качествами, систематически развивать их у себя.

В педагогической литературе и практике нередко для определения учителя как профессионала используется такая категория, как «стиль преподавания», или поведение педагога, в основу которого положены индивидуализированные, личностные отношения с учащимися. Стиль учителя — это проявление его индивидуальности, отношения к себе и другим. Важно все, что учитель думает о себе, своем предмете, какие у него отношения с учащимися, что он о них думает и что ожидает, как и какие вопросы задает, какими технологиями владеет и какие методы использует. Ценности, опыт, личные взгляды, воображение и оценки — вот тот «багаж», который дает каждому учителю свой стиль поведения с учащимися.

Современный учитель - организатор процесса обучения, поэтому отношение учителя к своим воспитанникам и его позиция предопределяют, а не просто влияют, на развитие человеческих отношений в классе, а значит - и на развитие социальных мотивов. Стиль общения учителя, принятая им позиция - это первое, что оказывает влияние на формирование эмоций, потребностей, мотивов и определяет судьбу ребенка в школе [4]. Второе - это значимость учителя для учеников (по терминологии А.В. Петровского - референтность [5]). Референтный учитель - это учитель, ценность, нормы и стандарты поведения которого являются ориентиром для ученика, одобрение которого как бы стремится получить ребенок. Таким образом, успешность личностных особенностей современного учителя зависит от соблюдения некоторых принципов:

- педагогический гуманизм (“принятие” всех учащихся, доверие к ним, уверенность в их способностях, соблюдение их интересов);

- эмпатическое понимание учеников, которое предполагает стремление и умение “чувствовать другого как себя”;

- сотрудничество - установка на доверительное открытое общение с детьми, обеспечение им роли “активного деятеля” на уроке, постепенное превращение учеников в соавторов учебного процесса;

- диалогизм - умение слушать ребенка, интересоваться его мнением, вести межличностный диалог на основе равноправия, доверия, взаимного уважения;

- личностная позиция учителя, его способность творческого самовыражения.

Личностные качества учителя проявляются во всем, в том числе и в стиле деятельности, который зависит от объективных и субъективных причин. Личность характеризуется не только тем, что она делает, но и тем, как она это делает. В стиле деятельности проявляются личностные качества, преломленные в определенной мере через призму особенностей и потребностей руководимого им коллектива учащихся..

Подводя итог, можно сказать, что хороший учитель сегодня тот, кто относится к своей работе неформально и ответственно, сочетает качества педагога, психолога, воспитателя, частично — психотерапевта; постоянно учится сам и учится в творческом взаимодействии с коллективом школы. И тогда к учителю охотно обращаются ученики со своими радостями и бедами. И если удаётся пробудить лучшие чувства в детях, испытать мгновения, когда победа и радость ребенка стали общими для его родителей и учителя — тогда результат работы приносит всем новые силы для дальнейшего развития.

Библиографический список

1. Ушинский, К. Д. Человек как предмет воспитания. - М., 1946.

2. Гоноболин, Ф.Н. О некоторых психических качествах личности учителя // Вопросы психологии. - 1975. - № 1.

3. Кузьмина, Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. - Л., 1970; Кузьмина, Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. - Л., 1985.

4. Никитина, Н.Н. Основы профессионально-педагогической деятельности: учеб. пособие для студ.учреждений сред. проф. образования / Н.Н. Никитина, О.М. Железнякова, М. А. Петухов. - М.: Мастерство, 2002.

5. Петровский, А.В. Краткий психологический словарь / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. - М., 1985.

Bibliography

1. Ushinskij, K.D. Chelovek kak predmet vospitanija. - M., 1946.

2. Gonobolin, F.N. O nekotoryh psihicheskih kachestvah lichnosti uchitelja // Voprosy psihologii. - 1975. - № 1.

3. Kuz'mina, N.V. Metody issledovanija pedagogicheskoj dejatel'nosti. - L., 1970; Kuz'mina, N.V. Sposobnosti, odarennost', talant uchitelja. - L., 1985.

4. Nikitina, N.N. Osnovy professional'no-pedagogicheskoj dejatel'nosti: Ucheb. posobie dlja stud.uchrezhdenij sred. prof. obra-zovanija / N.N. Nikitina, O.M. Zheleznjakova, M.A. Petuhov. - M.: Masterstvo, 2002.

5. Petrovskij, A.V. Kratkij psihologicheskij slovar' / A.V. Petrovskij, M. G. Jaroshevskij. - M., 1985.

Статья поступила в редакцию 26.06.11

УДК 159.922

Garmanova V.F. INCREASE OF THE LEVEL OF STUDENTS' PSYCHOLOGICAL HEALTH. Psychological health is one of the sharpest problems under discussion. We cannot give a definition of the term and extract the constituents of psychological health because of the diverseness of this phenomenon and variety of the approaches to study. This article states the different approaches to the comprehension of “psychological health” and reveals the interrelation of psychological health and psychoenergetics. There is analysed psychoenergetics and its influence on the psychological health. The article gives the ways of increase of energetics and improvement of the students' health.

Key words: psychological health, psychoenergetics, self-regulation, self-consciousness, introspection, self-control.

В.Ф. Гарманова, доц. ФГБОУВПО «АГАО», г. Бийск, E-mail: [email protected]

ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ

Психологическое здоровье - одна из наиболее остро обсуждаемых проблем. Многомерность этого явления и разноплановость подходов к его изучению до сих пор не позволяют дать конкретного определения, выделить составляющие психоло-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15З

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.