Научная статья на тему 'Начальная военная подготовка школьников западнойсибири (1968-2008 гг. ) : опыт и уроки'

Начальная военная подготовка школьников западнойсибири (1968-2008 гг. ) : опыт и уроки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1246
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЧАЛЬНАЯ ВОЕННАЯ ПОДГОТОВКА / ШКОЛЬНИКИ / ЗАПАДНАЯ СИБИРЬ / INITIAL MILITARY TRAINING / SCHOOLBOYS / WESTERN SIBERIA

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кутепов Виктор Анатольевич

Военная служба была и остается основой сохранения национального суверенитета нашего государства, независимо от политического строя, сложившегося в стране. Современной России нужны мощные Вооруженные силы, способные стать несущей опорой в системе обеспечения национальной безопасности. Следовательно, воспитание молодежи и подготовка её к защите Отечества является важнейшей задачей как государственных структур, так и всего общества.Общий духовный кризис, смена идейно-политических установок в обществе и в Вооруженных силах, низкая эффективность действующей системы начальной военной подготовки и воспитания молодежи требует на современном этапе самых действенных мер. А это невозможно сделать без изучения опыта прошлых лет и серьезного анализа ныне существующей системы подготовки школьников по основам военной службы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Initial military training of schoolboys in Western Siberia (1968-2008): experience and lessons learned

The most organized forms and greater scales were got with purposeful preparation of youth for active military service during the Soviet period of history of Russia. History of our country in this area convincingly testifies that the constant care of the state of preparation of citizens to protection of Fatherland is one of indispensable conditions of safe functioning a society. The work spent in this area with schoolboys of the senior classes, bore fruit. It promoted increase of power of Armed forces, maintenance of military parity with the probable opponent and to maintenance of stability in Russia and all over the world. At the same time, deviation from centuries old Russian tradition all round care of Armed forces, their qualitative acquisition during realization in the country of liberal reforms, has negatively affected a condition of army and fleet, on an opportunity consistently to defend the national interests, reliably and confidently to neutralize military threats. In given article the analysis of efficiency of existing system of preparation of schoolboys to service in Armed forces of the Russian Federation now is given.

Текст научной работы на тему «Начальная военная подготовка школьников западнойсибири (1968-2008 гг. ) : опыт и уроки»

Библиографический список

1. Elton, G.R. England under the Tudors. — L., 1955. — 430 р.

2. Elton, G.R. Studies in Tudor and Stuart politics and government : papers and reviews, 1945— 1972. — Cambridge, L., 1974. — Vol. I. - Р. 320.

3. Elton, G.R. Op. cit. Р. 321.

4. Elton, G.R. England under the Tudors. Р. 183.

5. Elton, G.R. Op. cit. P. 166.

6. Elton, G.R. Op. cit. P. 183.

7. Elton, G.R. Op. cit. P. 180.

8. Elton, G.R., Scarisbrick, J.J. Henry VIII and Thomas Cromwell // The Tudors and the Stuarts. - L., 1976. - Р. 39.

9. Elton, G.R. England under the Tudors. Р.181.

10. Elton, G.R. Op. cit. P.181.

11. Smith, A.G.R. The emergence of a nation State: the Commonwealth of England, 1529- 1660. - 2nd ed. - L., NY, 1992. - 479 р., Johnson, P. Elizabeth I. A study in power and intellect. - 2nd ed. - L., 1974. - 511 р., Brett, S.R. The Tudor century. 1485-1603. - L., 1962. -304 р.

12. Coleman, C. Introduction // Revolution reassessed: revisions in the history of Tudor government and administration / ed. Coleman C. - Oxford, 1986. - Р. 2.

13. Smith, A.G.R. Op.cit. P. 133.

14. Morris, C. The Tudors. - L., 1970. - 230 р., Williams, P. The Tudor Regime. - Oxford, 1979. - 486 р.

15. Starkey, D. After the «revolution» // Revolution reassessed: revisions in the history of Tudor government and administration. -Р. 199-208.

16. Guy, J. The Privy Council: revolution or evolution? // Revolution reassessed: revisions in the history of Tudor government and administration. - Р. 60.

17. Wilson, D. The black legend of the Dudleys [Electronic resource] // Локальная база библиотеки ОмГУ им.Ф.М.Достоевского EBSCO / History today. - 2005. - Vol. 55. - Issue 1. - Р. 31.

18. Ridley, J. Henry VIII: the politics of tyranny. - NY, 1986. -Р. 87.

19. Britnell, R. The closing of the Middle Ages? England , 1471 — 1529. - Oxford, 1997. - Р. 61, Starkey, D. Court and government // Revolution reassessed: revisions in the history of Tudor government and administration. - Р. 34.

20. Britnell, R. Op. cit. P. 73, Starkey, D. Court and government. -P. 39.

21. Guy, J. Op. cit. P. 63 , Loades, D. The mid-Tudor crisis , 154765. - L., 1992. - P. 26.

22. Starkey, D. Op. cit. P. 41, Guy, J. Op. cit. P. 65.

23. Fox, A., Guy, J. Reassessing the Henrician Age: humanism, politics a reform, 1500 - 1550. - Oxford, NY, 1986. - P. 143.

24. Fox, A., Guy, J. Op. cit. P. 65.

25. Starkey, D. Op. cit. P. 57.

26. Hurstfield, J. Freedom, corruption and government in Elizabethan England. - L., 1973. - 368 р., Morris, C. Op. cit., Alford,

S. Kingship and politics in the reign of Edward VI. - Cambridge, 2002. - 233 р.

27. Starkey, D. After the «revolution». - P. 208.

28. Elton, G.R., Scarisbrick J.J. Op. cit. Р. 39.

КОНДРАТЕНКО Татьяна Александровна, аспирантка кафедры всеобщей истории.

Статья поступила в редакцию 12.12.2008 г.

© Т. А. Кондратенко

УДК 37.035.7(571.1) в. д. КУТЕПОВ

Омский государственный технический университет

НАЧАЛЬНАЯ ВОЕННАЯ ПОДГОТОВКА ШКОЛЬНИКОВ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ (1968-2008 гг.): ОПЫТ И УРОКИ

Военная служба была и остается основой сохранения национального суверенитета нашего государства, независимо от политического строя, сложившегося в стране. Современной России нужны мощные Вооруженные силы, способные стать несущей опорой в системе обеспечения национальной безопасности. Следовательно, воспитание молодежи и подготовка её к защите Отечества является важнейшей задачей как государственных структур, так и всего общества.Общий духовный кризис, смена идейно-политических установок в обществе и в Вооруженных силах, низкая эффективность действующей системы начальной военной подготовки и воспитания молодежи требует на современном этапе самых действенных мер. А это невозможно сделать без изучения опыта прошлых лет и серьезного анализа ныне существующей системы подготовки школьников по основам военной службы.

Ключевые слова: начальная военная подготовка, школьники, Западная Сибирь.

Данное исследование проводилось с 2005 по 2009 годы, путем изучения архивных документов Омской, Новосибирской и Томкой областей и анализа занятий, проводимых на учебных сборах учащихся средних общеобразовательных учебных заведений г. Омска. В работе также использованы результаты анкетирования выпускников средних школ городов

Нижневартовска, Сургута, Нефтеюганска за этот же период.

После окончания ВОВ в 50 — 60 гг. в СССР меняется военная доктрина. Происходит сокращение Вооруженных сил (как и сейчас). В обществе становятся, в какой-то период, доминирующими пацифистские настроения, затрудняется призыв молодежи на действи-

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 3 (78) 2009 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (78) 2009

тельную военную службу, возникают социальные сложности с обустройством военнослужащих, уволенных из рядов Вооруженных сил по сокращению. В средних учебных заведениях упраздняется начальная военная подготовка. Резко падает число молодых людей, желающих поступать в военные училища. Эти же явления происходят в нашем обществе и сегодня. Так же, как и сейчас, была видна противоречивость внутренней и внешней политики. Сокращая Вооруженные силы, провозглашая политику мира, Советский Союз вместе с тем принимал участие более чем в 20 военных конфликтах и малых войнах1.

Авторитет армии был как никогда высок. Система подготовки молодежи к службе в ВС СССР работала в то время хорошо, без сбоев и давала отличные результаты. Каждый юноша мечтал поскорее послужить в армии и всеми силами к этому стремился. Отмечался высокий морально-психологический настрой призывников и их разносторонняя готовность к службе. Признание юноши негодным к военной службе было сильным ударом по его самолюбию.

Возможно, эти факты стали поводом для возникновения у некоторых руководителей представления о том, что готовность к службе в Советской Армии юноша приобретает естественно, в процессе жизни, и на начальную военную подготовку просто не стоит тратить учебное время.

Постановлением Совета Министров СССР от 25 января 1962 г. допризывная военная подготовка в школах была отменена. Произошла ликвидация военных кабинетов, учебно-материальной базы, уволили из школ кадры военных руководителей. Военно-патриотическое воспитание перевели в систему внеклассной работы.

Но и в этих условиях партия и правительство уделяли много внимания военно-физической подготовке молодёжи. ЦК КПСС и Совет министров СССР 20 июля 1964 г. приняли постановление «О мерах улучшения подготовки молодёжи допризывного возраста к службе в Вооруженных силах СССР». В этом документе определялись меры по активизации военнофизического воспитания в структуре внеклассной работы школ, внешкольных учреждений, ДОСААФ, воинских коллективов. В итоге активизировались новые формы внеклассной и внешкольной работы, возникли профильные военизированные отряды, улучшалась связь школьников с воинскими коллективами, предприятиями и т.п. В школах в новых формах продолжали сохраняться преемственность и традиции военного обучения и патриотического воспитания молодежи.

Однако исключение из системы учебной работы начальной военной подготовки старшеклассников отрицательно сказывалось на подготовленности молодежи к службе в Вооруженных силах и к защите Родины. Невозможно подготовиться к военной службе, не имея о ней элементарных теоретических знаний, минимума практических умений и навыков, так как военная деятельность имеет свою специфику.

Отсутствие военной и санитарной подготовки в учебных планах как обязательных учебных предметов привело к тому, что значительная часть старшеклассников выпадала из общей системы военной подготовки. В кружках, клубах, военно-патриотических школах различной ориентации обучалось менее половины всех юношей (в городах — 35 — 45 %, в сельской местности — 20 — 25 %), что негативно сказывалось на их военно-физическом развитии, подготовке к службе в рядах Советской Армии. Это также отрицательно сказывалось и на общей системе

воспитательной работы в общеобразовательных школах.

12 октября 1967 года третья сессия Верховного Совета СССР приняла Закон «О всеобщей воинской обязанности». Одной из основных задач школ становится подготовка учащихся к службе в рядах Вооруженных сил СССР. Начальная военная подготовка снова вводится в учебные планы.

Руководство ДОСААФ вместе с представителями Госплана, Министерства финансов и Генштаба Вооруженных сил вносило предложения по конкретным вопросам. Закон определил новый порядок службы в армии и на флоте, ввел начальную военную подготовку в программу учебных заведений. Особое внимание ДОСААФ было обращено на совершенствование подготовки водительского состава, а также других специалистов и на необходимость помощи в развертывании начальной военной подготовки.

ЦК КПСС и Совет министров СССР приняли ряд постановлений: «О мерах в связи с принятием нового Закона о всеобщей воинской обязанности» (1967), «О введении начальной военной подготовки в общеобразовательных школах» (1968). Министерство обороны СССР утвердило «Положение о начальной военной подготовке молодежи» (1968). В перечисленных документах указывалось на необходимость усиления партийного и государственного руководства военнофизическим обучением, сконцентрировать внимание на углублении работы по подготовке молодежи к службе в Вооруженных силах СССР, на организацию начальной военной подготовки учащейся молодежи, улучшение учебно-материальной базы, подготовке педагогических кадров.

Введение НВП в школах страны осуществлялось планово. К примеру с 1968 г. НВП введена в 6 школах г. Омска (в каждом микрорайоне по одной). На начало 1982 г. НВП проводилась в 456 средних общеобразовательных школах, 52 училищах профтехобразования, 27 средних специальных учебных заведениях и 23 учебных пунктах [1]. А вот справки по введению НВП в Новосибирской и Томской областях в этот же период. В Новосибирской области в 1968 г. введена в 20, в 1969 г. в 20, в 1970 г. в 40, в 1971 г. в 162 школах области (в том числе в 47 школах Новосибирска). Из 162 военных руководителей на 10.06.1971 г. подобрано 126 человек [2]. Это было обусловлено необходимостью решения сложной задачи по укомплектованию вновь определенной учебно-материальной базы, подбору и подготовке педагогических кадров.

По состоянию на 1.10.1971 г., военная подготовка в Томской области была введена в 101 средней школе, 11 техникумах, 15 училищах профтехобразования [3].

В штаты отделов народного образования вводится должность инспектора по НВП.

Буквально за несколько лет была проведена колоссальная работа. К преподаванию НВП были привлечены отставные военные. Отсутствие педагогического образования и опыта решалось введением системы переподготовки и повышения квалификации военных руководителей.

К работе с военруками привлекался профессорско-преподавательский состав педвузов, учителя школ, военные специалисты и др. Разворачивается система курсов при институтах усовершенствования учителей и военных комиссариатах, при горрайметод-кабинетах, воинских частях, методических объединениях школ и т.п. С 1973 г. повсеместно введено дифференцированное обучение военруков с учетом их педагогической и профессиональной подготовки, стажа и опыта.

Сводная ведомость показателей пополнения в войска за весну 1967 г., весну 1968 г., осень 1972 г. и весну 1979 г. военкоматами Томской области

Всего отправлено в войска 1967 г. 1968 г. 1972 г. 1979 г.

с высшим и средним образованием, % 86,78 87,77 44,04 94,2

с образованием 8-9 классов, % 42,93

с образованием 3-6 классов, % 13,22 12,7 — 0,38

значкистов ГЗР, % 89,61 91,23 95,01 97,2

спортсменов-разрядников, % 49,68 41,12 67,47 59,18

членов ВЛКСМ и кандидатов в члены КПСС, % 54,78 52,19 51,16 81,04

наряд на поступление в военные училища, чел. — — 701 820

отобрано кандидатов военные училища от плана наряда, % — — 58 39,7

зачислено курсантами в военные училища, чел. — — 97 214

Необходимо отметить, что ношение военной формы одежды военными руководителями - офицерами запаса и в отставке при проведении занятий было обязательным.

К 1977 г. в Омской, Новосибирской и Томской областях в учебных заведениях (на учебных пунктах) была следующая учебная база:

— военный кабинет —100%;

— комнаты для хранения оружия, малокалиберных винтовок и патронов к ним — 98-99 %;

— стрелковый тир — 31 %;

— учебный городок для занятий по тактической подготовке и гражданской обороне — 37 %;

— площадки для занятий по строевой подготовке и практического изучения приемов и правил стрельбы — 87 %;

— места для практического изучения обязанностей часового, дневального и обучения чистке и смазке учебного оружия — 68 %;

— табельное учебное и военное имущество — 91 %;

— учебно-наглядные пособия и технические средства обучения — 100 %;

— в медицинских и фармацевтических училищах, кроме того, класс военно-медицинской подготовки —100 %;

— музеев, комнат (уголков) революционной, боевой и трудовой славы — 76 %.

Для кого-то это просто цифры, а на самом деле это огромный объем работы, и что самое главное, принесший свой положительный результат.

Сводная ведомость показателей пополнения в войска за весну 1967 г., весну 1968 г., осень 1972 г. и весну 1979 г. военкоматами Томской области позволяет сделать выводы о результативности введения НВП в общеобразовательных школах в процентах [4] (табл. 1).

Статистические данные по качеству укомплектованности учебных заведений военными руководителями на основе архивных данных Омской области за 1985 год.

...В школах и педучилищах работают 506 военных руководителей, из них: 327 офицеры запаса и в от-

ставке, 179 сержанты и рядовые, 279 коммунистов и комсомольцев, 214 имеет высшее образование, 102 учатся на заочных отделениях высших учебных заведений.

Введение курса НВП в школах стимулировало создание новой учебной, военно-популярной литературы, учебно-наглядных и методических пособий, учебных кино- и диафильмов.

В учебном плане начальной военной подготовки, утвержденном в 1968 году, на эту дисциплину в 9,10-х классах отводилось 2 часа в неделю (140 часов). Программа предусматривала проведение с учащимися 9-х классов трехдневных (а с 1980 г. пятидневных) полевых (учебно-полевых) сборов. Занятия по основам военного дела и гражданской обороне для девушек проводились совместно с юношами. В последующие годы (1971, 1975, 1981, 1986) в неё включаются новые разделы и предметы, углубляются военно-технические сведения, воспитательные аспекты (табл. 2 — 4) [5].

Результаты успеваемости по НВП были очень высокими. В войска шли в большинстве своем призывники, освоившие программу обучения по предмету НВП на «хорошо » и «отлично». Необходимо отметить, что показатели девушек (кроме стрельбы) были еще лучше. Конкурс в военные учебные заведения — выше, чем в большинство гражданских вузов. И это был результат большой военно-патриотической работы, проводимой в общеобразовательных школах в логическом сочетании с отрабатываемыми темами НВП. Военными руководителями проводилась агитации наиболее способных по морально-деловым и физическим качествам юношей к выбору профессии военного.

Какова же обстановка по подготовке молодежи к службе в армии сейчас?

В 1991 году на смену предмету НВП пришла странная и непривычная аббревиатура — ОБЖ, что расшифровывается как «основы безопасности жизнедеятельности»2. Изучение военных дисциплин сократилось до минимума, что, по мнению работников военкоматов, не лучшим образом сказалось на качестве призывного контингента. Тогда же под благовид-

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 3 (78) 2009 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 3 (78) 2009

Выписка из программы начальной военной подготовки молодежи с поправками 1981 года для средних образовательных школ

Раздел программы Общее количество часов в учебных заведениях Средние образовательные школы

9-й (10-й) класс 10-й (11-й) класс

Юноши Девушки Юноши Девушки Юноши Девушки

Вводное занятие 1 1 1 1 — —

Советские Вооруженные силы на страже Родины 10 10 8 8 2 2

Тактическая подготовка 30 12 12 12 18 —

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Огневая подготовка 28 18 15 15 13 3

Уставы 14 14 8 8 6 6

Строевая подготовка 17 14 8 8 9 6

Военная топография 4 2 — м 4 2

Гражданская оборона 32 32 18 18 14 14

Медико-санитарная подготовка (военно-медицинская подготовка) 2 35 — — 2 35

Физическая подготовка — — — — — —

Контрольные занятия (зачёты) 2 2 — — 2 2

Итого: 140 140 70 70 70 70

Таблица 3

Основные формы военно-патриотической работы в общеобразовательных школах 70-80 гг.

№ п/п Формы работы и проводимые мероприятия

1 Юнармейская игра «Гайдаровец» («Зарничка»)

2 Юнармейская игра «Зарница»

3 Юнармейская игра «Орленок»

4 Беседы о героях

5 Уроки мужества

6 Смотр песни и строя

7 Выпуск стенной печати по тематике

8 Конкурсы

9 Военно-спортивные игры

10 Походы по памятным местам

11 Посещение воинской части

12 Линейка

13 Читательская конференция

14 Поисковая работа

15 Операции «Обелиск» и «Вахта памяти»

16 Оборудование школьных музеев боевой славы

ным предлогом борьбы с преступностью из всех школ и военно-спортивных клубов изъяли мелкокалиберное и учебное оружие, всю учебно-материальную базу предмета НВП. Криминальную обстановку эти меры не улучшили, зато системе военной подготовки был нанесен очередной удар. Военную подготовку в школах стали проводить как факультатив. В период 1992 — 1994 годов школа полностью устранилась от

подготовки молодежи к службе в Вооруженных силах. В армии в это же время шло поголовное сокращение. Выводились наши группы войск из стран участниц «Варшавского договора», и боевой подготовкой заниматься было не досуг. Это тоже явилось одной из причин больших потерь в ходе антитерро-ристической операции в Чеченской республике. Боевые задачи приходилось решать с неподготовленным

Основные качественные показатели по подготовке молодежи Омской области к службе в ВС СССР

Наименование показателей 1982 1983 1984

Начальная военная подготовка

Прошло обучение 100 100 100

Стреляло боевыми патронами 100 99,52 100

Учебные заведения, в которых полностью оборудованы элементы учебно-материальной базы 8,3 37,6 53,62

Выполнили упражнение стрельб 99,70 99,73 99,72

Итоги приписки граждан к призывным участкам:

прошло приписку в установленный срок -из них: 99,60 99,45 99,23

- признано годными к строевой службе 92,9 91,40 95,60

- признано годными к нестроевой службе 2,4 3,25 3,25

- с образованием 7кл. и ниже

- значкистов ГТО 98,9 98,06 93,98

- членов ВЛКСМ 69,7 71,16 74,17

- судимых

Качество выполнения нарядов на призыв:

I. Явилось на призыв - из них призвано: 100 100 100

- годных к строевой службе 92,8 92,71 91,04

- годных к нестроевой службе 2,98 2,34 3,21

II. Направлено в войска:

- с высшим и средним образованием 87,2 87,62 90,65

- с образованием 7 классов и ниже 0,09 0,17

- членов ВЛКСМ 85,3 86,09 87,71

- значкистов ГТО 99,8 99,61 97,74

Возвращено из войск, негодных к в/службе по состоянию здоровья 0,04 0,14 0,19

Осталось на учете граждан старших возрастов, не имеющих право на отсрочку, с образованием 7 классов и ниже 0,04 0,18

Комплектование военных училищ

1. Направлено кандидатов в военные училища к установленному заданию 27,71 25,36 50,12

2. Зачислено курсантами от числа направленных 35,5 45,37 38,74

3. Возвращено из в/училищ, не годных по состоянию здоровья, не желающих учиться и по недисциплинированности 2,36 10,9 6,03

личным составом наспех сформированных частей и соединений.

23 июля 2005 г. президент России Владимир Путин подписал Закон «О внесении изменений в федеральный Закон «О воинской службе» и статью 14 Закона «Об образовании». Таким образом, начальная военная подготовка стала обязательным школьным предметом. Прежде Закон «Об образовании» определял военную подготовку как факультативный предмет, который детям преподавали после получения согласия учащихся и их родителей, а закон о воинской службе, в свою очередь, гласил, что начальная воинская подготовка — как раз самый что ни на есть обязательный предмет.

Противоречие было устранено. С этого времени основы военной службы должны были преподаваться в обязательном порядке всем лицам мужского пола, проходящим обучение в средней школе, а также в училищах начального и среднего профессионального образования.

В сентябре 2006 года Госдума приняла закон о возвращении в школы курса начальной военной подготовки (НВП), он вошел в предмет «Основы безопасности жизнедеятельности« (ОБЖ). В 10-м классе отведено на подготовку к армии 7 уроков, в 11-м — 14.

Сегодня военная подготовка является составной частью ОБЖ. Теперь она именуется курсом «Основы подготовки к военной службе» и изучается в 10-м,

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 3 (78) 2009 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (78) 2009

Цифры официальных отчетов состояния подготовки молодежи Омской области по основам военной службы на 2007 год

Наличие образовательных учреждений учебных пунктов обеспеченность учебно-материальной базой

всего в том числе полный комплект УМБ кабинет по основам военной службы тир спортивных городков элементы полосы препятствий

школ ПТУ техникумов

695 613 50 32 26 542 642 677 622 554

Таблица 6

Укомплектованность преподавателями основ военной службы

2003 2004 2005 2006

необходимо имеется, % необходимо имеется, % необходимо имеется, % необходимо имеется, %

Всего за село 504 98.81 504 98,43 502 98,61 501 99,20

Всего за город 195 96,92 195 79,49 195 96,92 194 98,45

Итого за область 699 98,28 699 91,70 697 98,13 695 98,99

Примечание. Если на 2006 г. в 57 учебных заведениях преподавателями основ военной службы являются женщины, то на март 2009 г. эта цифра уже увеличилась до 93. Средний возраст преподавателей ОБЖ за 63 года (от 52 до 73 лет).

11-м классах. Формально курс обязателен для изучения во всех средних школах, но на практике предписание выполняется далеко не всеми. По образовательному стандарту на курс ОВС отводится 102 часа плюс 40 часов на сборах в конце 10-го класса, где ученики закрепляют теорию практикой. Во время сборов школьники должны стрелять из автоматов, метать учебные гранаты, бегать кроссы. И, разумеется, учиться ходить строем. Военные сборы стали обязательными для всех старшеклассников, а оценку по ОБЖ стали выставлять в аттестат.

Однако проведенные исследования позволяют сделать вывод, что в большинстве школ занятия или не проводятся, или какие-то занятия есть, но для галочки.

Учителя ОБЖ, как правило, женщины или офицеры запаса. «У первых нет ни знаний, ни опыта, а у вторых нет педагогического образования, что не позволяет добиваться качества обучения».

Практически нет специальных пособий по НВП, не выделяются деньги на оборудование.

В табл. 5 приведены цифры официальных отчетов состояния подготовки молодежи Омской области по основам военной службы на 2007 год [6] (табл. 6, табл. 7 [8], табл. 8 [8]).

Цифры из подобных отчетов областных военных комиссариатов Новосибирской и Томской областей отличаются незначительно.

А вот выписка из доклада об итогах подготовки граждан по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, начального и среднего профессионального образования и учебных пунктах организации Омской области за 2007-2008 учебный год.

«Проверено состояние подготовки граждан по основам военной службы в 247 учебных заведениях. Результатами проверки являются следующие оценки:

«Отлично» — 34 (13,77 %);

«Хорошо» — 95 (38,46 %)

«Удовлетворительно» — 108 (43,72 %);

«Неудовлетворительно» — 10 (4,05 %).

Качество обучения несколько выше по сравнению с предыдущим годом.

Во всех районах области в мае-июне текущего года проведены 5-дневные учебные сборы.

Основным недостатком подготовки граждан к военной службе является отсутствие отдельного предмета «Подготовка по основам военной службы».

Включение ОВС составной частью предмета ОБЖ не позволяет организовать достаточно качественную подготовку граждан к военной службе.

Укомплектованность средних учебных заведений штатными преподавателями основ военной службы составляет 98,99 % (687 преподавателей), некомплект 7 педагогов. В 57 учебных заведениях преподавателями основ военной службы являются женщины. Из числа преподавателей военное образование имеют 147 человек (21,39 %), высшее образование у 386 человек (56,33 %). Вопрос подготовки имеющихся преподавателей решается с помощью работы внештатных методических советов путем проведения ежемесячных инструкторско-методических занятий. Ежегодно, 2 раза в год, на базе института повышения квалификации работников образования проводятся учебные сборы с преподавателями. Перед началом учебного года организуются занятия с вновь назначенными преподавателями основ военной службы.

По состоянию на август 2008 года учебно-материальная база подготовки граждан к военной службе в средних учебных заведениях характеризуется следующими данными:

предметных кабинетов — 637 (91,79 %); спортивных городков — 584 (84,15%); элементов полос препятствий — 530 (76,37 %)... Приведенные данные скажут, что положение дел, мягко говоря, не совсем благополучно.

В табл. 9 показаны результаты анкетирования выпускников 2005-2007 гг. 106 средних школ городов Нефтеюганска, Нижневартовска, Сургута, Омска.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Результаты, конечно, хуже некуда. Чему, спрашивается, может научить школьника учитель предмета ОБЖ, который в армии не служил. Учитель, у которого в классе ОБЖ (ОВС), кроме старых плакатов с текстом присяги и структурой ВС РФ, больше ничего нет. Где обязательные 5-дневные сборы, в ходе которых участники должны знакомиться с организацией жизни в воинской части, учиться стрелять из боевого стрелкового оружия, метать гранаты, окапываться, совершенствовать навыки в строевой подго-

Наличие полных комплектов учебно-материальной базы

2003 2004 2005 2006

необходимо имеется, % необходимо имеется, % необходимо имеется, % необходимо имеется, %

Всего за село 504 63.89 504 69,25 502 98,61 501 79,64

Всего за город 195 54.36 195 55,38 195 55,15 194 73,71

Итого за область 699 61.23 699 65,38 697 66,28 695 77,99

Таблица 8

Анализ выполнения задания по отбору кандидатов для поступления в высшие военные учебные заведения

2004 год 2005 год 2006 год 2007 год

Задание чел. Отобрано чел./ % Поступило чел./ % Задание чел. Отобрано чел./ % Поступило чел./ % Задание чел. Отобрано чел./ % Поступило чел./ % Задание чел. Отобрано чел./ % Поступило чел./ %

Итого за область 512 343/ 63,7% 237/ 46,2% 888 488/ 55,0% 198/ 40,6% 851 482/ 56,6% 219/ 45,4% 953 509/ 53% 202/ 39,7%

Таблица 9

Результаты анкетирования выпускников 2005 и 2006 годов 43 средних школ городов Нефтеюганска, Нижневартовска, Сургута и 63 средних школ г. Омска

Вопрос Ответ

Да Нет

Преподавали ли вам предмет ОБЖ в школе? 106 4

Кто был преподавателем? офицер запаса 34

не офицеры, пребывающие в запасе 39

преподаватель физкультуры 15

преподаватель другого предмета, женщина 14

Сколько раз в неделю были занятия? 2 раза 69

1 раз 33

Были ли занятия по тактической подготовке? 17 85

Были ли занятия по строевой подготовке? 34 68

Были ли занятия по огневой подготовке? 34 68

Был ли в школе тир? 22 80

Какое оружие было в школе? Автоматы АКМ учебные 52 50

Мелкокалиберные винтовки 19 83

Были ли в школе противогазы? 74 28

общевойсковые защитные комплекты? 38 64

Проводились ли с вами 5-дневные сборы и где? в школе 19 15

в воинской части 9

в военно-спортивном лагере 3

в частях МВД 4

на базе военного учебного заведения 52

товке и т.д. О каких положительных оценках может идти речь по основам военной службы, если более 70 % школьников не могут отличить воинские звания? Я думаю, что ни один учитель математики не видел ученика 10 класса, не знающего таблицы умножения. А ведь изучение качества базовых знаний школьной программы выпускников средних школ, поступивших к нам в университет в период с 2005 по 2008 г., позволяет сделать вывод, что уровень подготовки выпускников школ по основным предметам в насто-

ящее время практически не отличается от результатов выпускников, окончивших школу 20 и 30 лет назад.

Надо признать, что правительство действительно предпринимает шаги в исправлении положения в вопросе подготовке молодежи к защите Отечества. Но результата, как показывает практика, пока нет.

В школах так и не появилась учебно-материальная база. Нет и 20% от необходимого числа учителей, обладающих необходимыми знаниями и опытом работы. Если внимательно ознакомиться с разделами и

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 3 (78) 2009 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (78) 2009

темами программы ОБЖ, понимаешь, что все затрагиваемые вопросы по обучению молодых людей действительно необходимы.

Рассмотрим одну из примерных учебных программ курса «Основы безопасности жизнедеятельности» на 2007 — 2008 учебный год.

Структурно программа курса ОБЖ состоит из трёх содержательных линий:

— безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях;

— основы медицинских знаний и здорового образа жизни;

— основы военной службы.

Если первые два направления школьники изучают в полном объеме, то основы военной службы так и продолжают рассматриваться второстепенно. Складывается впечатление, что предмет направлен на обучение школьников как будущих пожарных, медицинских работников, экологов. Словно мы должны подготовить детей к жизни, в которой уже запрограммированы природные катаклизмы, разрушения, аварии и пожары. Важность приобретения школьниками данных знаний и практических навыков имеет очень большое значение, но разве сопоставимы они с необходимостью воспитания в молодом поколении твердой уверенности в том, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Во главу должна быть поставлена задача вырастить поколение, способное предотвратить возможность войны, а при необходимости — защитить свою Родину.

В подтверждение принижения важности изучения основ воинской службы на уровне системы образования можно привести следующий пример «шагов», направленных на «повышение» роли предмета ОБЖ.

С 2008 года предмет ОБЖ вошел в список школьных научных олимпиад. В текущем учебном году впервые проведена Всероссийская олимпиада по ОБЖ среди учеников 9—11 классов.

Казалось бы, наконец, вопросу подготовки школьной молодежи к службе в ВС РФ стали относиться более душевно, и нет.

Согласно положению олимпиады, школьникам предстоит состязаться в знании правил поведения при пожаре, землетрясении, наводнении и других чрезвычайных ситуациях. Кроме того, на специальном роботе-тренажере ученики будут делать искусственное дыхание, накладывать кровоостанавливающие жгуты, делать перевязки, демонстрировать приемы транспортировки пострадавших.

Лучших знатоков ОБЖ по итогам двух туров определит компетентное жюри, в составе которого помимо школьных педагогов врачи-реаниматологи, специалисты территориального Центра медицины катастроф, сотрудники Центра противопожарной пропаганды и общественных связей, Главного управления МЧС России. Победители Всероссийской олимпиады школьников по ОБЖ будут бороться за звание лучших в России в апреле в Кисловодске.

Спрашивается, а где же представители ВС РФ и почему совсем не затронут раздел «основы военной службы»?

Вспомним историю. Как гибли государства? Даже самые «демократические» страны уходили в небытие по одному и тому же сценарию. Сначала граждане

теряли интерес к его управлению, к тому, кто и как будет ими править. Следующий этап — нежелание защищать с оружием в руках свою страну. Думается, что ни у кого нет иллюзий насчет того, что у России только два союзника, на которых она может положиться. Как и нет альтернативы, кроме поддержки своих Вооруженных сил. В противном случае, Россия уже через десяток-другой лет исчезнет, как и СССР.

Рецепт лечения запущенной болезни воспитания и подготовки школьников по ОВС прост, это обязательное введение в школьную программу самостоятельного предмета изучения военной истории, основ военной службы и привития практических навыков и умений, необходимых для службы в армии. А собственный положительный опыт в вопросе воспитания достойных защитников нашего Отечества, мы уже имеем.

Примечания

11946—1950 гг. — Гражданская война в Китае; 1950—1953 гг. — Северная Корея; 1956 г. — Венгерский кризис; 1960—1963—Лаос; 1961 — 1974 гг. — Вьетнам; 1962 — 1963 гг. — Египет; 1962—1964 гг. — Алжир; 1962—1963 гг.—Йеменская Арабская Республика; 1962 г. — Карибский кризис; 1964— 1968 гг. — Лаос; 1967 — 1968 гг. — Египет; 1967 — Сирия; 1967 — 1969 гг. — Мозамбик; 1968 г. — Чехословацкий кризис; локальные войны и военные конфликты в странах Африки и Америки; 1969— 1972 гг. — Египет; 1967—1974 гг. — Арабо-Израильские войны; 1969 г. — пограничные военные конфликты на Дальнем Востоке и в Казахстане.

2 Курс начальной военной (допризывной) подготовки (НВП) был отменен Постановлением Совета Министров РСФСР «О допризывной подготовке учащейся молодежи в государственных общеобразовательных учебных заведениях в РСФСР» от 14.05.91 № 253, и на смену ему с 1 сентября 1991 года был введен новый курс «Основы безопасности жизнедеятельности» с другими целями и задачами. Тематика раздела «Основы военной службы« включена в обязательный минимум содержания курса ОБЖ среднего (полного) общего образования (Приказ Минобразования России от 30.06.99 № 56). При этом необходимо отметить, что минимум содержания курса ОБЖ не предусматривает изучение вопросов по огневой, тактической и строевой подготовке, которые были характерны для прежнего курса НВП.

Библиографический список

1. Центр документации новейшей истории Омской области. Ф17., опись 1, дело № 3921.

2. Государственный архив Новосибирской области. Ф1366, опись 1, дело № 2308.

3. ОГУ «Центр документации новейшей истории Томской области» фонд № 608, опись № 42, дело № 10.

4. ОГУ «Центр документации новейшей истории Томской области« фонд № 608, опись № 46, дело № 7, фонд № 607, опись № 1, дело № 3801.

5. ОГУ «Центр документации новейшей истории Омской области» фонд № 17, опись № 1а, дело № 3922.

6. Выписка из отчета Омского областного военного комиссариата на 2007 год.

КУТЕПОВ Виктор Анатольевич, заместитель начальника Учебного военного центра при ОмГТУ.

Статья поступила в редакцию 30.04.2009 г.

© В. А. Кутепов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.