Вестник Томского государственного университета. История. 2018. № 55
УДК 378.662.141-057.87:94 (541) БО!: 10.17223/19988613/55/27
В.В. Петрик, Ю.В. Куперт
НАБОР СТУДЕНЧЕСКОГО КОНТИНГЕНТА В ВЫСШЕЙ ТЕХНИЧЕСКОЙ ШКОЛЕ СИБИРИ
В КОНЦЕ 1950-х - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ 1960-х гг.
Рассматривается проблема набора студенческого контингента в технических вузах Сибири в конце 50-х - первой половине 60-х гг. ХХ в. На основании документов сибирских государственных архивов проведен анализ мероприятий, связанных с новым набором студентов, организацией довузовской подготовки учащейся и производственной молодежи. Показано, что к этой работе привлекались преподавательские коллективы, общественные организации и студенты. Выявлены отдельные недостатки нового порядка комплектования вузов.
Ключевые слова: Сибирь; высшая техническая школа; набор студенческого контингента; довузовская подготовка молодежи; социальный состав студентов.
Итогом работы высшей школы является выпуск высококвалифицированных специалистов, имеющих широкую научную подготовку, в совершенстве владеющих своей специальностью, который зависит не только от внутривузовской деятельности всех звеньев субъекта воспитания, но также и от исходного материала: уровня подготовки молодежи к поступлению в вуз, правильности выбора ею будущей профессии в соответствии со своими индивидуальными способностями и наклонностями.
Свобода выбора профессии - одна из форм проявления свободы личности, реализация которой зависит от ряда факторов экономического, социального и индивидуального характера. Следует сказать, что социально-экономические и культурно-бытовые различия между городом и деревней, существенные различия между умственным и физическим трудом создают неравные возможности для реализации жизненных планов молодежи.
Необходимо учитывать еще одно обстоятельство. Свобода выбора профессии регулируется также профессиональной структурой общества, рыночными механизмами в экономике. Она определяет количественно потребности материального и духовного производства на новые кадры, причем в пропорциях, адекватных пропорциям народного хозяйства. Согласно этим потребностям в высшей школе планируется набор студентов. И когда юноши и девушки решают вопрос о выборе будущей специальности, они оказываются перед наличием определенного количества «мест» в различных учебных заведениях. Возникает противоречие между заданным количеством вакансий и значительно большим числом лиц, претендующих на них. Поэтому в высшей школе для обеспечения качества обучения критерием отбора являются конкурсные экзамены. Они позволяют зачислить наиболее подготовленных, способных в определенных областях науки и техники юношей и девушек. Вместе с тем такая практика не всегда дает оптимальные результаты. Нередко в высшие учебные заведения поступают лица, которые по ряду причин оставляют затем учебу. Эти и другие проблемы, связанные
с набором студенческого контингента, рассмотрим на примере деятельности высшей технической школы Сибири в конце 1950-х - первой половине 1960-х гг.
В исследуемый период деятельность технических вузов региона проходила под знаком наращивания темпов и всемерного повышения качества подготовки специалистов, достижения более тесного сочетания теоретического обучения с производственными навыками, развития возможно большей самостоятельности студентов в овладении знаниями, формирования всесторонне развитой личности. Вся проводимая работа была направлена на подготовку такого инженера, который не только обладал бы прочными знаниями в области науки и техники, но и был человеком высокого морального долга, любил свою профессию, умел самостоятельно и творчески использовать полученные знания на производстве [1. С. 517].
В высшей технической школе Сибири тех лет к выполнению мероприятий, связанных с новым набором студентов, привлеклись преподавательские коллективы, общественные организации и студенты. Ими использовались самые разнообразные формы: дни открытых дверей, предметные олимпиады среди абитуриентов, выступления работников и выпускников вузов в средствах массовой информации, установление связей с промышленными и сельскохозяйственными предприятиями по вопросам направления в институты по путевкам передовиков производства.
Деканаты и общественные организации инженерных вузов установили связи с руководством предприятий Сибири, Дальнего Востока и Казахстана. На предприятия командировались преподаватели и рассылались письма по вопросу отбора и поступления в вузы работающей молодежи.
Комитеты комсомола институтов установили связи с комсомольскими организациями предприятий, строек, колхозов и совхозов. Важной частью проводимой вузами работы явились встречи студентов с производственной молодежью во время каникул и производственной практики, шефство студентов над предприятиями, школами
182
В.В. Петрик, Ю.В. Куперт
рабочей и сельской молодежи. Так, в апреле 1959 г. для проведения агитационно-разъяснительной работы среди рабочей молодежи 12 преподавателей Томского политехнического института были командированы в крупнейшие города Сибири (Новосибирск, Красноярск, Омск и др.). В шести областных, краевых газетах были сделаны объявления о новом приеме студентов, организован ряд выступлений по радио и телевидению, проведены физические и математические олимпиады [2. Л. 71-72]. Сибирским металлургическим институтом в марте 1963 г. агитационной работой по набору студентов в г. Новокузнецке было охвачено 7 предприятий, 9 шахт, 3 разреза, 7 строительных трестов, 40 общеобразовательных школ. Кроме того, аналогичная работа была проведена на предприятиях и в школах Прокопьевска, Киселевска, Междуреченска и др. [3. Л. 134-135].
Для подготовки рабочей молодежи к вступительным экзаменам при вузах и предприятиях областей и краев региона были организованы подготовительные курсы. Большую помощь промышленным предприятиям оказывали студенты технических вузов, проводившие занятия с производственниками. Уже в 1961 г. на подготовительных курсах и предприятиях Томской области обучались 7 310 человек [4. Л. 145], Алтайского края -2 304 [5. Л. 6], Иркутской области - 4 830 [6. Л. 45]. В результате принятых мер значительно увеличился приток молодежи с производства. Если в 1960 г. на первые курсы технических вузов Новосибирской области из числа производственной молодежи и отслуживших в армии было принято 54, 3%, то в 1964 г. - уже 57, 6% [7. Л. 89].
Привлечение к комплектованию учебных заведений промышленных предприятий, колхозов и совхозов способствовало увеличению числа обучающихся по путевкам совхозов, колхозов и предприятий. Рабочая молодежь в целом по стране на первом курсе технических вузов дневного отделения, получавшая стипендию от предприятий, совхозов и колхозов, в 1960 г. составляла 11% от общего числа студентов, в дальнейшем удельный вес посланцев предприятий возрастал [8. С. 405]. В вузах Кемеровской области на первом курсе обучались в 1960 г. 11,5% студентов по путевкам предприятий, а в 1961 г. - 13% [9. Л. 12-13]. В красноярских вузах соответственно 4,7 и 12,5% [10. Л. 25]. Новые правила набора в вузы, которые были введены в конце 1950-х гг., в целом способствовали реализации Закона «Об укреплении связи школы с жизнью». Многие пришедшие с произ-
Социальный состав студентов первого курса дневных
водства студенты не только хорошо учились, но и способствовали активизации общественной жизни.
Однако практика работы высшей школы уже в первые годы выявила и отдельные недостатки нового приема. По правилам, утвержденным Минвузом СССР в 1959 г., вузам давалось право приема студентов-производственников до 80% (сюда входили и демобилизованные из рядов Советской армии, и лица, направленные предприятиями, колхозами и совхозами) [11]. Получилось так, что значение конкурса как средства отбора поступающих оказалось пониженным. Среди студентов нередко оказывалась молодежь, недостаточно подготовленная для обучения в вузе. Практически без конкурса принимались лица со стажем, сдавшие все экзамены на «тройки», в то же время выпускники школ, сдавшие на «хорошо» и «отлично» часто оказывались «за бортом» учебных заведений [12. С. 1-3]. Это приводило к определенным трудностям в работе коллективов технических вузов, связанным прежде всего со снижением успеваемости среди студентов-производственников.
В 1965 г. Минвузом СССР были разработаны новые правила набора в вузы, по которым высшим учебным заведениям разрешалось самим определять число мест для абитуриентов, не имеющих производственного стажа, и абитуриентов, уже имеющих стаж, в зависимости от количества поданных заявлений, а также специализации факультетов. Отличительная особенность этих правил состояла в повышении требовательности при поступлении учащейся и работающей молодежи в высшие образовательные учреждения, в том числе и технического профиля. Основное требование, которое предъявлялось к абитуриентам, - глубокие и прочные знания. Это дало большие возможности привлечь в вузы хорошо подготовленную молодежь.
Между тем по-прежнему лица со стажем работы не менее двух лет пользовались льготами при поступлении в институты. Среди них и школьников проводились отдельные конкурсы, пропорционально количеству поданных заявлений. Лица, направляемые промышленными и сельскохозяйственными предприятиями, участвуя в общем с производственниками конкурсе, в первую очередь зачислялись в вузы.
Эти правила обеспечивали наиболее рациональное сочетание требований высокой общеобразовательной подготовки и социальной принадлежности принимаемых. Наглядное представление об этом дает табл. 1 [13].
Таблица 1
;елений технических вузов Сибири в 1959-1965 гг., %
Социальное положение студентов 1959 г. 1961 г. 1963 г. 1965 г.
Всего студентов первого курса 100 100 100 100
В том числе:
рабочие, из семей рабочих 47,8 50,0 50,3 45,4
колхозники, из семей колхозников 16,2 14,3 12,5 13,4
служащие, из семей служащих 36,2 35,7 37,2 42,4
Как видно из таблицы, организация набора в высшую техническую школу Сибири в 1965 г. в связи с новыми правилами приема отразилась на социальном составе студентов. Несколько снизилось число принятых в вузы
рабочих, колхозников или выходцев из их семей. Однако это снижение не было слишком большим. Количество принятых в вузы из рабочих и крестьян по-прежнему было значительным, превышало категорию служащих.
Набор студенческого контингента в высшей технической школе Сибири
183
ЛИТЕРАТУРА
1. Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР : закон СССР : принят Верховным
Советом СССР 24.12.1958 // Справочник партийного работника. М. : Политиздат, 1959. 685 с.
2. Центр документации новейшей истории Томской области (ЦДНИТО). Ф. 607. Оп. 102. Д. 35.
3. Новокузнецкий филиал Кемеровского государственного архива (НФГАКО). Ф. Р-15. Оп. 5. Д. 471.
4. ЦДНИТО. Ф. 607. Оп. 116. Д. 114.
5. Государственный архив Алтайского края (ГААК). Ф. П-1. Оп. 106. Д. 518.
6. Государственный архив новейшей истории Иркутской области (ГАНИИО). Ф. 127. Оп. 55. Д. 51.
7. Государственный архив Новосибирской области (ГАНО). Ф. П-11. Оп. 2. Д. 800.
8. Советская интеллигенция (история формирования и роста, 1917-1965 гг.) / гл. ред. М.П. Ким. М. : Мысль, 1968. 432 с.
9. Государственный архив Кемеровской области (ГАКО). Ф. П-3. Оп. 10. Д. 710.
10. Государственный архив Красноярского края (ГАКК). Ф. Р-2234. Оп. 1. Д. 1.
11. Известия. 1965. 20 марта.
12. Вестник высшей школы. 1965. № 7.
13. Годовые статистические отчеты о работе технических вузов Сибири за 1958/59-1964/65 уч. гг., форма 3-НК // Текущий архив Министерства образования и науки РФ.
Petrik Valeriy V. Tomsk Polytechnic University. E-mail: [email protected] Kupert Yuriy V. Tomsk State University. E-mail: [email protected]
THE SET OF STUDENTS IN HIGHER TECHNICAL SCHOOL OF SIBERIA AT THE END OF THE 1950s - THE FIRST HALF OF THE 1960s
Keywords: Siberia; higher technical school; recruitment of students; pre-university training of young people; social composition of students.
The article deals with the problem of recruitment of students in the higher technical school of Siberia at the end of the 1950s - the first half of the 1960s. On the basis of documentary materials of regional archives, including the first time taken into scientific circulation, the analysis of measures to ensure the recruitment of students in the new order of recruitment of higher education institutions. This was due to the implementation of the Law of the Supreme Soviet of the USSR "On strengthening the school's connection with life". It is noted that in the Siberian technical universities of those years teaching staff, public organizations and students were involved in this work. They used a variety of forms: open days, subject olympiads among students, speeches of employees and graduates in the media, the establishment of links with enterprises on the direction of the universities of tours of the best manufacturers. Attention is paid to the organization of pre-university training of students and working youth. To prepare young workers for entrance exams at universities and enterprises of regions and regions of the region were organized training courses. Great help to industrial enterprises was provided by students of technical universities, who conducted classes with production workers. The author proves that the involvement of industrial enterprises, collective and state farms in the acquisition of educational institutions contributed to the increase in the number of students on vouchers of state farms, collective farms and enterprises. As a result of the measures taken, the influx of young people from production has increased significantly. Many students-production workers not only studied well, but also contributed to the revitalization of social life. At the same time, as the study showed, the practice of higher technical school in the period under review, revealed some shortcomings of the new admission. They consisted in the fact that among the students were often young people, insufficiently prepared to study at the university. This led to certain difficulties in the work of technical universities teams, primarily associated with a decrease in performance among students-production. The article argues that subsequently required a significant adjustment of the course. In 1965, the Ministry of Education of the USSR developed new rules for admission to universities. A distinctive feature of these rules was to increase the requirements for admission of students and working youth to universities, including technical profile. The main requirement, which was imposed to applicants, is deep and strong knowledge. This gave a great opportunity to attract well-trained young people to the institutions. The table gives an idea of the social composition of first-year students of full-time departments of technical universities of Siberia in 1959-1965.
REFERENCES
1. Supreme Soviet of the USSR. (159) Zakon Verkhovnogo Soveta SSSR ot 24 dekabrya 1958 g. "Ob ukreplenii svyazi shkoly s zhizn'yu i o dal'neyshem
razvitii sistemy narodnogo obrazovaniya v SSSR" [The law of the Supreme Soviet of the USSR as of December 24, 1958 "On strengthening the school's communication with life and on the further development of the public education system in the USSR"]. In: Spravochnikpartiynogo rabotnika [Party Worker Handbook]. Moscow: Politizdat.
2. The Documentation Centre of the Latest History of the Tomsk Region (TsDNITO). Fund 607. List 102. File 35.
3. The Novokuznetsk Branch of the Kemerovo State Archive (NFGAKO). Fund R-15. List 5. File 471.
4. The Documentation Centre of the Latest History of the Tomsk Region (TsDNITO). Fund 607. List 116. File 114.
5. The State Archive of the Altai Territory (GAAK). Fund P-1. List 106. File 518.
6. The State Archive of the Current History of Irkutsk Region (GANIIO). Fund 127. List 55. File 51.
7. The State Archives of Novosibirsk Region (GANO). Fund P-11. List 2. File 800.
8. Kim, M.P. (ed.) (1968) Sovetskaya intelligentsiya (Istoriya formirovaniya i rosta. 1917-1965 gg.) [Soviet intelligentsia (History of Formation and
Growth. 1917-1965)]. Moscow: Mysl'.
9. The State Archive of the Kemerovo Region (GAKO). Fund P-3. List 10. File 710.
10. The State Archive of Krasnoyarsk Territory. Fund R-2234. List 1. File 1.
11. Izvestiya. (1965) 20th March.
12. Vestnik vysshey shkoly. (1965) 7.
13. The Current Archive of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation. (1958/59-1964/65) Godovye statisticheskie otchety o rabote tekhnicheskikh vuzov Sibiri za 1958/59-1964/65 uch. gg. [Annual statistical reports on the work of technical universities in Siberia for 1958 / 59 -1964 / 65 academic years].