НА ВОПРОСЫ ОТВЕЧАЕТ д.э.н. Ш.Н. КАДЫРОВ
Расчет платных медицинских услуг в учреждении производится согласно инструкции № 01-23/4-10 от 10.11.1999 г. «Инструкция по расчету стоимости медицинских услуг (временная). В соответствии с пунктом инструкции 3.1.7 расчет расходов на оплату труда по медицинской услуге производится раздельно по каждой категории персонала на основании средней заработной платы сотрудников по подразделению в соответствии с тарификационными списками. Форма тарификационных списков соответствует приказу № 310 от 04.09.2008 г. «О тарификации работников ФМБА» и приказу № 749 от 11.11.2009 г., т.к. в тарификационных списках отражается заработная плата медицинского персонала без учета стимулирующих выплат, расходы на оплату труда и начисления на заработную плату в стоимости медицинской услуги не отражаются в полном объеме. Правомерно ли включать в расчет расходов на оплату труда заработную плату медицинского персонала с учетом стимулирующих выплат по всем источникам финансирования? Какими нормативными документами это обосновать?
«Инструкция по расчету стоимости медицинских услуг (временная)» № 01-23/4-10 от 10.11.1999 г. не является обязательным для применения документом.
Приказ ФМБА от 13 мая 2013 г. № 122 «Об утверждении порядка определения платы для физических и юридических лиц за оказание услуг (выполнение работ), относящихся к основным видам деятельности федеральных бюджетных учреждений, находящихся в ведении ФМБА России, оказываемых ими сверх установленного государственного задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного задания» не содержит обязательных требований по порядку формирования цен, указывая лишь на то, что размер платы за платные услуги (работы) определяется на основании размера расчетных и расчетно-нормативных затрат на оказание учреждением платных услуг (работ) по основным видам деятель-
ности, а также размера расчетных и расчетно-нормативных затрат на содержание имущества учреждения с учетом анализа фактических затрат учреждения на оказание платных услуг (работ) по основным видам деятельности в предшествующие периоды.
Поэтому уровень заработной платы, закладываемой в цены на платные услуги, определяется самим учреждением.
Установление уровня оплаты с учетом стимулирующих выплат по всем источникам финансирования является оправданным, поскольку отражает средний сложившийся уровень оплаты труда работников.
В связи с этим целесообразно отразить это в методике ценообразования, утвержденной руководителем учреждения, и в коллективном договоре со ссылкой на необходимость реализации «майских» Указов Президента 2012 года в части уровня заработной платы и указанием на то, что уровень оплаты труда, закладываемый в цену, определяется по среднему сложившему уровню оплаты труда с учетом всех источников финансирования.
Вопрос: Можно ли выдавать результаты исследований по рукописной доверенности?
Ответ: Да, можно.
В соответствии с ч. 1 ст. 13 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» сведения о факте обращения гражданина за оказанием медицинской помощи, состоянии его здоровья и диагнозе, иные сведения, полученные при его медицинском обследовании и лечении, составляют врачебную тайну.
Согласно ч. 3 указанного выше Федерального закона «С письменного согласия гражданина или его законного представителя допускается разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, другим гражданам, в том числе должностным лицам, в целях медицинского обследования и лечения пациента, проведения научных исследований, их опубликования в научных изданиях, использования в учебном процессе и в иных целях».
В законе речь идет о письменном согласии. Поэтому любая форма письменного согласия (а не только доверенность) со стороны пациента даёт основания получать информацию о пациенте, в том числе результаты исследований.
Однако для того, чтобы не возникли сомнения в достоверности подписи, лучше всего, если пациент напишет доверенность в присутствии представителя медицинской организации. Целесообразно также согласие закрепить еще и в медицинской документации (амбулаторной карте и т.д.).
Обязательны ли требования профессиональных стандартов для медицинских организаций с частной формой собственности?
Профессиональные стандарты касаются любых организаций независимо от форм собственности. Другое дело, что постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июня 2016 г. № 584 установлены особенности применения профессиональных стандартов государственными (муниципальными) учреждениями здравоохранения.
№7
2018
Менеджер
к 77-
здравоохранения
а
Профессиональные стандарты являются обязательными для применения медицинскими организациями любых форм собственности только в той части, в которой это установлено нормативными правовыми актами (например, требования к квалификации медицинских работников).
Что если должность придумана работодателем? Должность называется «Специалист по мед. оборудованию и информационным технологиям» с функциями инженера по мед. оборудованию и «айтишника». Имеем ли мы право сами создавать должность?
В соответствии с приказом Минтруда России от 12 апреля 2013 года № 147н «Об утверждении Макета профессионального стандарта» все без исключения профессиональные стандарты должны содержать «Возможные наименования должностей».
Как видим, сами профессиональные стандарты содержат лишь рекомендуемые наименования должностей. Обязательными они являются только в случаях, предусмотренных законами, другими нормативными-правовыми актами.
Так, определенные требования в отношении обязательности применения некоторых положений профстандартов содержатся в Трудовом кодексе. Например, статья 57 Трудового кодекса устанавливает: «Если в соответствии с настоящим Кодексом, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, или соответствующим положениям профессиональных стандартов».
Медицинские работники имеют льготы (сокращенный рабочий день и т.д.) и ограничения (отсутствие судимости и т.д.). Поэтому при составлении штатного расписания, при заполнении трудовой книжки работника в части наименования должности медицинского работника следует руководствоваться либо действующим в настоящее время Приказом № 541н, либо (в случае применения в учреждении соответствующего профстандарта) - профессиональным стандартом.
В отношении наименования должностей могут существовать и другие обязательные требования. Так, статья 217 Трудового кодекса устанавливает: «В целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области». Поэтому именно так и должна называться должность. Она именно так и называется в соответствии с Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 4 августа 2014 г. № 524н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в области охраны труда».
В случае, когда отсутствуют обязательные требования в отношении наименования должностей, работодатель вправе самостоятельно устанавливать наименования должностей.
Поэтому должность специалиста может называться «Специалист по медицинскому оборудованию и информационным технологиям».
Есть квалификационные характеристики по должностям медицинского персонала. Теперь появились профессиональные стандарты. Но имеются еще и квалификационные требования к должностям медицинских работников. Каким из этих документов руководствоваться? Или учреждение вправе самостоятельно это решать?
Как было указано в вышеприведенном письме Минтруда, учреждение самостоятельно это решает только в случаях отсутствия регулирования этих вопросов в нормативных правовых актах. По поводу квалификационных требований есть прямое указание статьи 195.3 Трудового кодекса. Она устанавливает: «Если настоящим Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями».
Хотя в настоящее время отсутствуют нормативные правовые акты, прямо обязывающие соблюдать требования к квалификации (в том числе к уровню образования), предусмотренные профессиональными стандартами, имеются, например, требования наличия медицинского образования для медицинских работников. Это установлено статьей 69 Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны граждан в Российской Федерации». Поэтому соблюдать данные требования все равно обязательно.
Что же касается других требований к квалификации работников, то с расхождением содержания квалификационных характеристик и профессиональных стандартов, а также приказов Минздрава России, действительно, уже приходится сталкиваться. Так, требования к образованию в профессиональном стандарте «Врач-патологоанатом» (Приказ Минтруда России от 14.03.2018 № 131н от 20.04.2018) существенно отличаются от соответствующих требований, предусмотренных квалификационными характеристиками по данной должности, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 № 541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения» (далее - Приказ № 541н). При этом продолжает действовать приказ Минздрава России от 08.10.2015 № 707н «Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки» (далее - приказ № 707н).
Сравнительная характеристика квалификационных требований, утвержденных различными приказами, приведена в таблице.
Таблица
Сравнительная характеристика квалификационных требований, утвержденных различными приказами
Приказы Квалификационные требования
Приказ Высшее профессиональное образование по специальности «Лечебное дело»,
№ 541н «Педиатрия», послевузовское и (или) дополнительное профессиональное образование и сертификат специалиста по специальности «Патологическая анатомия».
№7
2018
Менеджер
к 79 -
здравоохранения
Приказы
Квалификационные требования
Как видим, в профессиональном стандарте перечень допустимых специальностей значительно расширен как по сравнению с Приказом № 541н, так и с Приказом № 707н. Добавлены, например, «Анестезиология-реаниматология», «Гастроэнтерология», «Гематология», «Кардиология», «Неврология», «Неонатология», «Нефрология», «Общая врачебная практика», «Педиатрия», «Пульмонология», «Ревматология», «Скорая медицинская помощь», «Терапия», «Эндоскопия».
Возникает закономерный вопрос - чем следует руководствоваться кадровой службе медицинской организации при предъявлении требований к образованию для соискателя на должность врача-патологоанатома: Приказом № 541н или профстандартом «Врач-патологоанатом»?
Ни тем, ни другим. В данном конкретном случае ни требования Приказа № 541н, ни требования профессионального стандарта не соответствуют положениям Приказа Минздрава № 707н.
Как уже отмечалось, требования к квалификации квалификационных характеристик и профессиональных стандартов применяются в части, не противоречащей нормативным актам, касающимся квалификации по соответствующим должностям. При предъявлении требований к квалификации следует руководствоваться нормативными актами, устанавливающим требования к квалификации. Это приказ Минздрава России от 08.10.2015 № 707н «Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки».