государственно-частное партнерство:
проблема доверия
государственно-частное партнерство вроссии.
на пути сближения бизнеса и власти
__Аннотация
Когда сотрудничество государства и бизнеса станет объективной реальностью? Что препятствует становлению механизма государственно-частного партнерства в России? В мировой практике он давно стал основным инструментом достижения устойчивого экономического роста. При надлежащей организации и правовом регулировании государственно-частное партнерство выгодно для государства, бизнеса и граждан. Не хватает, прежде всего, доверия. Какие шаги навстречу друг другу должны предпринять бизнес и властные круги? Читайте об этом в статье.
_Ключевые слова: государственно-частное партнерство, власть, бизнес,
_инвестиции, социальные задачи, концессионные соглашения, соглаше-
_ние о разделе продукции
Существует множество определений государственно-частного партнерства, однако ни одно из них не является общепризнанным [1]. Мы будем понимать под ним цивилизованный механизм соединения ресурсов государства и частного бизнеса в широком смысле.
История развития института государственно-частного партнерства (ГЧП) насчитывает уже более двух столетий. Еще в XVIII веке англичане осознали необходимость и выгодность соединения ресурсов для достижения целей государства и частного сектора [2]. Как и тогда, сегодня ГЧП для государства - это способ привлечь частный капитал к финансированию собственности, которую оно оставляет за собой, а также к управлению ею. Для бизнеса такое партнерство является способом получить надежную прибыль на объектах госсобственности или путем оказания услуг, которые закреплены за властью. Создание и развитие таких
Сидоров С.Н.
аспирант социологического факультета Московского государственного университета им. Мв. Ломоносова, исполнительный директор СРО НП «Альянс строителей» [email protected]
отношений включает в себя механизмы надежной реализации правовых, финансовых и административных гарантий, которые формируют у партнера устойчивую уверенность не только в сохранности, но и приумножении средств, вложенных в совместный проект.
Удачный пример
государственно-частного партнерства
Частный инвестор, входя в ГЧП, ищет, выбирает и предлагает государству проекты, направленные на совместную реализацию государственно важных и социально значимых задач. Кроме того, он берет на себя ответственность за эффективное управление такими проектами и достижение положительного результата от их реализации.
К формам сотрудничества бизнеса и государства относятся любые взаимовыгодные отношения указанных субъектов. Основными среди них являются государственные контракты, арендные отношения, лизинг, концессионные соглашения, соглашения о разделе продукции (СРП) и государственно-частные предприятия. Самая распространенная среди перечисленных форм - концессионные соглашения [4]. Примером успешной реализации социально значимого и одновременно коммерчески выгодного инфраструктурного проекта по договору концессии стало строительство станции Московского метрополитена «Мякинино», открытой в конце 2009 года. Это первая станция, в которую были вложены не только деньги города, но также частного инвестора - группы «Крокус». Новая станция дает «Крокусу» приток посетителей на построенные им объекты (торговый центр, выставочный комплекс и т.д.), а городу позволяет решить социальные вопросы и повысить для жителей транспортную доступность города. Теперь район Мякининской поймы представляет собой яркий пример комплексной застройки территории с великолепно развитой инфраструктурой и грамотно функционирующими коммуникациями.
Цена на «входной билет»
Вместе с тем новые станции метро с участием частного капитала появятся не скоро. Причина - в дороговизне для бизнеса помощи государству (инвестор
... сегодня государственно-частное партнерство для государства -это способ привлечь частный капитал к финансированию собственности, которую оно оставляет за собой, а также к управлению ею
государственно-частное партнерство
государственно-
шстное партнерство
должно начинаться
именно с вовлечения
бизнеса в процессы
планирования
и развиваться
во взаимодействии
со всеми
структурами
бизнес-сообщества
шй
—,
ШАГЛ
вложил в станцию порядка 600 млн руб.), а окупаемость проекта крайне медленная. Эта проблема, к сожалению, встала на пути многих совместных проектов бизнеса и власти. Частные компании на то и частные, что ждут скорейшей отдачи, а не занимаются благотворительностью. Найти 600 млн рублей для инвестиций в один объект не так уж просто для одной компании. Деньги не маленькие, доступные только крупным игрокам. Малый и средний бизнес априори не может войти в строительный процесс и активно участвовать в нем. «Входной билет» очень дорог. Прежде всего, потому что первоначальный этап любого инвестирования в строительстве относится к так называемому венчурному периоду, когда 30% первоначальных вложений в разработку проекта должен сделать сам инвестор. Изъять деньги из другого проекта или получить под него кредит на этом этапе средние компании практически не могут. Такими оборотными средствами, не говоря о лоббистских возможностях, обладает только крупный бизнес.
1очему на помощь сложно привлечь даже заем-ше средства? Ведь, казалось бы, сам факт участия шании в ГЧП является для кредитора гаранти-возврата денег. Однако пока не будет целевых программ государственного гарантирования кредитов (как формы долевого участия в ГЧП), банк не поверит никакой средней компании, решившей войти в альянс с государством и строить с ним на равных [5].
Власть и строители: шаги навстречу друг другу
Какие шаги навстречу друг другу в рамках ГЧП должны предпринять власть и строители? Безусловно, бизнес готов подключиться к возведению доступного жилья для населения (именно эту цель преследует власть, входя в партнерские отношения с рыночными игроками), но для этого государство должно:
- позиционировать социальное жилье в сознании граждан как действительно социальное, отвечающее всем его нормам;
- помочь в разработке технологий, ориентированных на производство экономичного жилья,
поскольку самостоятельно бизнес не может полностью финансировать дорогостоящие исследования и разработки;
- не только разработать, но и реализовать комплекс мер по реформированию ЖКХ.
Со своей стороны бизнес уменьшает за счет ГЧП риски в области производства и поставок стройматериалов. Но он тоже должен принять определённые меры:
- скоординировать работу по застройке территории с учетом концепции народонаселения и трудовой занятости, чтобы мы могли забыть о «точечной застройке» и 2-часовом пути до работы;
- передать вопросы деятельности ЖКХ собственникам жилья по принципу: купил квартиру - бери бремя ЖКХ на себя;
- наконец, расширить систему взаимосвязей между предприятиями крупного и малого бизнеса. Государственно-частное партнерство должно начинаться именно с вовлечения бизнеса в процессы планирования и развиваться во взаимодействии со всеми структурами бизнес-сообщества. У инвесторов есть все шансы и возможности помочь государству как партнеру на взаимовыгодной основе. Они могут провести маркетинговый анализ, экономически обосновать и оценить масштабы вовлечения частного капитала в проект, организовать грамотное управление проектом, предложить современные технологические решения и обеспечить конкурентную среду [6].
В последние 10-15 лет в различных странах мира ГЧП стало главным способом решения государством своих задач в экономике и социальной сфере. Во-первых, мировое сообщество признало большую эффективность частного бизнеса, по сравнению с государственным управлением, во-вторых, дефицит бюджетных средств испытывают очень многие страны мира, в том числе с самой развитой экономикой.
Перед правительствами этих государств возникла дилемма: либо увеличивать налоги, либо привлекать частные средства в те области экономики, которые всегда считались прерогативой государства. ГЧП в этой ситуации - третий альтернативный вариант, к которому рано или поздно прибегают власти очень многих государств.
по своим масштабам
передача
частному бизнесу
ответственности
за управление
объектами
государственной
собственности
сопоставима
с приватизацией
_—>
государственно-частное партнерство
ое
Проблема доверия
В России на сегодняшний день работа по созданию системы государственно-частного партнерства носит фрагментарный характер. Это связано с разрозненностью норм федерального законодательства и неопределенностью в понимании сути государственно-частного партнерства, его назначения, целей, принципов и условий реализации. Отсутствие единой правовой основы усложняет процесс привлечения частного капитала и управленческого опыта для эффективного управления госимуществом [3].
По своим масштабам передача частному бизнесу ответственности за управление объектами государственной собственности сопоставима с приватизацией. Если российское правительство решит всерьез этим заняться, то ему придется учитывать данный фактор [7]. Ведь государственно-частное партнерство, как показывает опыт той же Великобритании, тоже требует незаурядной решительности, кардинальных перемен не только в экономической политике, но и в сознании граждан страны. С другой сто-оны, необходимо желание бизнеса. Пока что его :, поскольку нет ни финансовых, ни правовых можностей его реализовать. Для создания первоначальной базы, стартовой основы Правительству РФ следует, как минимум, очертить весь круг проектов, которые оно готово отдать для реализации бизнесу. Необходимо создать соответствующую юридическую базу и систему управления, убедить бизнес, что у власти нет намерения просто использовать партнера. Иначе говоря, нужно повышать уровень доверия партнеров друг другу.
Надеяться на развитие института государственно-частного партнерства в России можно лишь в том случае, если бизнес перестанет бояться власти, а власть начнет доверять бизнесу.
Литература
1. Государственно-частное партнерство в России: информационно-аналитический портал. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ppp-russia.ru/.
2. Кашин С. Британия на хозрасчёте. // Секрет фирмы. - 2005. - № 30 (117).
3. Государственно-частное партнерство как форма отношений власти и бизнеса в России. // Российский профессиональный портал о лоббизме и GR. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// lobbying.ru/index.php?article_id=2359.
4. Амунц Д.М. Государственно-частное партнёрство. Концессионная модель совместного участия государства и частного сектора в реализации финан-совоёмких проектов. // Справочник руководителя учреждения культуры. - 2005. - № 12.
5. Варнавский В.Г. Государственно-частное партнерство в недвижимости - что это такое? // 2009. -№ 4 (41).
6. Сайт Внешэкономбанка, раздел «Центр ГЧП». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://veb. ru/ru/PPP/.
7. Гайнутдинов Р.И. Модели взаимодействия бизнеса и власти в глобализирующемся мире. // Проблемы современной экономики. - 2006. - № 1-2.
надеяться на развитие института государственно-частного
партнерства в России можно лишь в том случае, если бизнес перестанет бояться власти, а власть начнет доверять бизнесу
Sidorov S.N.
Post-graduate student, Department of Sociology, Lomonosov Moscow State University, Managing Director, NP SRO (Noncommercial Partnership Self-regulated Organization) Allans Stroiteley" (Allience of Builders)
Public and Private Partnership in Russia, Towards Convergence of Business and Government
_Abstract
When the cooperation of the state and business will become an objective reality? What prevents the forming of public and private partnership in Russia? In the world practice this type of partnership has been a key tool for achieving sustainable economic growth for a long time. Being properly organized and regulated, public and private partnership is beneficial for government, business and citizens. The major problem is the lack of trust between these two parties. What are the steps towards each other should business and the authorities undertake? The article is devoted to these questions.
Keywords: public and private partnership, the power, business, investments, social problems, concession agreements, production sharing agreement
государственно-частное партнерство