Научная статья на тему 'Н.С. Барсамов и его ученики — крымские художники XX века'

Н.С. Барсамов и его ученики — крымские художники XX века Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
13
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
русское изобразительное искусство / киммерийская школа живописи / искусство Крыма / Киммерия / Феодосия / сравнительно-аналитический метод / жанровая хронотипология / К.Ф. Богаевский / Н.С. Барсамов / П.С. Столяренко / С.Г. Мамчич / Н.А. Шорин / В.А. Соколов / Russian fine arts / Cimmerian school of painting / fine art of Crimea / Cimmeria / Theodosia / comparative-analytical method / genre chronotypology / K.F. Bogaevsky / N.S. Barsamov / P.S. Stolyarenko / S.G. Mamchich / N.A. Shorin / V.A. Sokolov

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Сиренко Анастасия Сергеевна

Цели и задачи данной статьи заключаются в обращении к творчеству крымских художников ХХ века, определении значения деятельности Н.С. Барсамова для культурной жизни Феодосии, выявлении художественно-содержательных приоритетов его учеников: С.Г. Мамчича, В.А. Соколова, Н.А. Шорина, П.К. Столяренко — на ранних этапах творчества. Также в работе приводятся факты биографии Н.С. Барсамова, свидетельствующие о значимости его деятельности как директора Феодосийской картинной галереи имени И.К. Айвазовского и основателя художественной школы. Изобразительным материалом исследования послужили живописные произведения Феодосийской картинной галереи имени И.К. Айвазовского и Симферопольского художественного музея. Также изучены статьи, опубликованные в специализированных журналах и искусствоведческих сборниках, каталоги выставок (всесоюзных, республиканских, персональных, отдельных художественных объединений), воспоминания и письма участников процесса. В результате системно-исторического жанрового анализа удалось выстроить жанровую хронотипологию творчества художников. Для исследования отдельных произведений и выявления общих признаков применен формально-стилистический метод. Сравнительно-аналитический метод позволил изучить становление каждого представителя рассматриваемого живописного направления и выявить общие тенденции и влияние предшественников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

N.S. Barsamov and his followers — Crimean artists of the 20th century

This article aims to address the work of Crimean artists of the twentieth century, determine the significance of N.S. Barsamov's activity for the cultural life of Theodosia, and identify the artistic and content priorities of his students S.G. Mamchich, V.A. Sokolov, N.A. Shorin, and P.K. Stolyarenko in the early stages of their creative development. Furthermore, the work presents facts from the biography of N.S. Barsamov, which serve to illustrate the significance of his role as the director of the Theodosia Picture Gallery named after I.K. Aivazovsky and the founder of the painting school. The study's artistic material comprised paintings from the Theodosia Picture Gallery named after I.K. Aivazovsky, and the Simferopol Art Museum. The articles published in specialised journals and art history collections, exhibition catalogues (all-union, republican, personal, individual art associations), memoirs and letters of the participants in the process were subjected to detailed analysis. A system-historical genre analysis enabled the construction of a genre chronotypology for the artists' work. The formal and stylistic analysis was employed to examine individual works and identify common features. The comparative-analytical method facilitated the study of the formation of each representative of the considered painting direction and the identification of common trends and the influence of predecessors.

Текст научной работы на тему «Н.С. Барсамов и его ученики — крымские художники XX века»

Искусство Евразии. 2024. № 4 (35). С. 266-283. ISSN 2518-7767 (online) Iskusstvo Evrazii = The Art of Eurasia, 2024, (4), pp. 266-283. ISSN 2518-7767 (online)

Научная статья УДК 7.036(470)

DOI 10.46748/ARTEURAS.2024.04.016

Н.С. Барсамов и его ученики — крымские художники XX века

Сиренко Анастасия Сергеевна

Государственная Третьяковская галерея, г. Москва, Российская Федерация [email protected], SPIN-код (Science Index): 7738-9340

Аннотация. Цели и задачи данной статьи заключаются в обращении к творчеству крымских художников ХХ века, определении значения деятельности Н.С. Барсамова для культурной жизни Феодосии, выявлении художественно-содержательных приоритетов его учеников: С.П Мамчича, В.А. Соколова, Н.А. Шорина, П.К. Столяренко — на ранних этапах творчества. Также в работе приводятся факты биографии Н.С. Барсамова, свидетельствующие о значимости его деятельности как директора Феодосийской картинной галереи имени И.К. Айвазовского и основателя художественной школы. Изобразительным материалом исследования послужили живописные произведения Феодосийской картинной галереи имени И.К. Айвазовского и Симферопольского художественного музея. Также изучены статьи, опубликованные в специализированных журналах и искусствоведческих сборниках, каталоги выставок (всесоюзных, республиканских, персональных, отдельных художественных объединений), воспоминания и письма участников процесса. В результате системно-исторического жанрового анализа удалось выстроить жанровую хро-нотипологию творчества художников. Для исследования отдельных произведений и выявления общих признаков применен формально-стилистический метод. Сравнительно-аналитический метод позволил изучить становление каждого представителя рассматриваемого живописного направления и выявить общие тенденции и влияние предшественников.

Ключевые слова: русское изобразительное искусство, киммерийская школа живописи, искусство Крыма, Киммерия, Феодосия, сравнительно-аналитический метод, жанровая хронотипология, К.Ф. Богаевский, Н.С. Барсамов, П.С. Столяренко, С.П Мамчич, Н.А. Шорин, В.А. Соколов

Благодарности: автор статьи благодарит Севастопольский художественный музей имени М.П. Крошицкого и Симферопольский художественный музей за предоставленные репродукции произведений из своих фондов.

Для цитирования: Сиренко А.С. Н.С. Барсамов и его ученики — крымские художники XX века // Искусство Евразии [Электронный журнал]. 2024. № 4 (35). С. 266-283. https://doi.org/10.46748/ARTEURAS.2024.04.016. URL: https://eurasia-art.ru/art/article/view/1147.

© Сиренко А.С., 2024 266

Original article

N.S. Barsamov and his followers — Crimean artists of the 20th century

Anastasia S. Sirenko

The Tretyakov Gallery, Moscow, Russian Federation [email protected], SPIN-code (Science Index): 7738-9340

Abstract. This article aims to address the work of Crimean artists of the twentieth century, determine the significance of N.S. Barsamov's activity for the cultural life of Theodosia, and identify the artistic and content priorities of his students S.G. Mamchich, V.A. Sokolov, N.A. Shorin, and P.K. Stolyarenko in the early stages of their creative development. Furthermore, the work presents facts from the biography of N.S. Barsamov, which serve to illustrate the significance of his role as the director of the Theodosia Picture Gallery named after I.K. Aivazovsky and the founder of the painting school. The study's artistic material comprised paintings from the Theodosia Picture Gallery named after I.K. Aivazovsky, and the Simferopol Art Museum. The articles published in specialised journals and art history collections, exhibition catalogues (all-union, republican, personal, individual art associations), memoirs and letters of the participants in the process were subjected to detailed analysis. A system-historical genre analysis enabled the construction of a genre chronotypology for the artists' work. The formal and stylistic analysis was employed to examine individual works and identify common features. The comparative-analytical method facilitated the study of the formation of each representative of the considered painting direction and the identification of common trends and the influence of predecessors.

Keywords: Russian fine arts, Cimmerian school of painting, fine art of Crimea, Cimmeria, Theodosia, comparative-analytical method, genre chronotypology, K.F. Bogaevsky, N.S. Barsamov, P.S. Stolyarenko, S.G. Mamchich, N.A. Shorin, V.A. Sokolov

Acknowledgements: the author would like to extend her gratitude to the Mikhail Kroshitsky Sevastopol Art Museum and the Simferopol State Art Museum for providing reproductions of works from their collections, which have been used in this publication.

For citation: Sirenko, A.S. (2024) 'N.S. Barsamov and his followers — Crimean artists of the 20th century', Iskusstvo Evrazii = The Art of Eurasia, (4), pp. 266-283. doi:10.46748/ARTEURAS.2024.04.016. Available from: https://eurasia-art.ru/art/article/view/1147. (In Russ.)

Введение

Н.С. Барсамов — художник удивительной судьбы и большого таланта, успешно совмещавший активное руководство Феодосийской картинной галереей имени И.К. Айвазовского, преподавание и творчество. Его роль в сохранении творческого наследия И.К. Айвазовского, Л.Ф. Лагорио, А.И. Фесслера, К.Ф. Богаевского, М.А. Волошина, М.П. Латри и других крымских художников невозможно переоценить.

Он фактически связал живописные эпохи XIX-XX веков, создав в Феодосии экспозицию галереи и подлинную систему художественной школы. Его ученики С.Г Мамчич, В.А. Соколов, Н.А. Шорин, П.К. Столяренко, впитавшие традиции И.К. Айвазовского и представителей «киммерийской школы живописи» (К.Ф. Богаевского, М.А. Волошина, М.П. Латри), стали ведущими крымскими мастерами живописи во второй половине ХХ -начале XXI века.

Искусствоведческой литературы о Н.С. Бар-самове и его учениках немного, в основном это каталоги персональных и групповых выставок, статьи в периодической печати и сборниках конференций, написанные крымскими исследователями. Отдельно следует назвать альбом «Феодосия в изобразительном искусстве» [1, с. 8-11], где в поле зрения автора вступительной статьи Т.В. Гайдук, директора Феодосийской картинной галереи имени И.К. Айвазовского, попадает образ города в творчестве живописцев нескольких столетий. Исследование включает биографии многих авторов региона и богатый иллюстративный материал. Важным источником для анализа данной темы также послужила книга С.С. Сидоренко и Р.Д. Бащенко «Киммерийский пейзаж. Истоки и пророки» [2], в которой представлено несколько значимых статей о художниках-киммерийцах и анализируется история развития пейзажного жанра в Восточном Крыму. Каталоги персональных выставок Н.С. Бар-самова предваряют вступительные статьи А.Н. Савинова [3, с. 5-35], С.С. Полун [4, с. 3-5]. Каждый из авторов проводит анализ творчества художника. В 1982 и 1992 годах к юбилеям художника Т.В. Гайдук публикует статьи 1 о его активной деятельности и творчестве. В 1997 году выходят воспоминания И. Пащенко [5] об общении с четой Барсамовых.

Следует отметить каталоги к выставкам произведений Петра Столяренко (1957, 1988, 1990) [6; 7; 8], и в особенности последний, со вступительной статьей З.В. Фогеля [8, с. 3-7]. В 2008 году выходит монография «Николай Шорин — художник и педагог» [9], подготовленная С.С. Онищенко и ТВ. Гайдук. Нельзя не упомянуть каталоги графических работ

B.А. Соколова «Крымские мотивы» [10] и «Путевые зарисовки» [11], составленные Р.Д. Бащенко. Также назовем каталог выставки С.Г Мамчича (1976) со вступительной статьей Р.И. Поповой [12] и диссертацию по культурологии А.Ю. Кугушевой «Своеобразие художественного пространства творчества

C.Г Мамчича в контексте "Киммерийской школы живописи"» (2018), в которой говорится о роли кода Киммерии в формировании художественного характера С.Г Мамчича [13].

Цель настоящего исследования — обратившись к творчеству Н.С. Барсамова, определить значение деятельности художника в культурной жизни Феодосии, выявить художественно-содержательные приоритеты его учеников: С.Г Мамчича, В.А. Соколова, Н.А. Шорина, П.К. Столяренко — на ранних этапах творчества. Ведь, по мнению Т.В. Гайдук, «работы Н.С. Барсамова и его учеников-студийцев определяли развитие феодосийского пейзажа на протяжении нескольких десятилетий» [1, с. 10].

В рамках исследования проанализированы живописные произведения Феодосийской картинной галереи имени И.К. Айвазовского и Симферопольского художественного музея. Изучены статьи, опубликованные в специализированных журналах и искусствоведческих сборниках, каталоги выставок (всесоюзных, республиканских, персональных, а также отдельных художественных объединений), воспоминания и письма участников процесса, материалы полученных автором консультаций и интервью у Р.Д. Бащенко и С.С. Онищенко.

В результате системно-исторического жанрового анализа удалось выстроить жанровую хроно-типологию творчества художников. Для исследования отдельных произведений и выявления общих признаков применен формально-стилистический метод. Сравнительно-аналитический метод позволил изучить становление каждого представителя рассматриваемого живописного направления и выявить общие тенденции и влияния предшественников.

Основные положения работы изложены в диссертации автора [14] на правах рукописи и публикуются в этой статье впервые.

Феодосия в 1920-1940-е годы

и деятельность картинной галереи

Феодосию, расположенную на Восточном берегу Крыма, называли городом Ивана Константиновича Айвазовского; именно ему удалось создать там атмосферу, способствующую занятиям искусством. Все, кто стремился здесь к живописи, соприкасались с маэстро. Судьба привела в его феодосийскую мастерскую Л.Ф. Лагорио, А.И. Фесслера, А.И. Ку-инджи, К.Ф. Богаевского. Этих художников объединяет романтический взгляд на природу, они были воспитаны киммерийским ландшафтом, и, вероятно, поэтому их пейзажам свойственны монументальные и вневременные мотивы. А.П Габричевский отмечает: «Киммерийский ландшафт по преимуществу "геологичен", обнаженные скалы, осыпи и размывы повествуют о древней борьбе между стихиями, о неком вечном, необратимом процессе, каждый след которого есть событие, осмысливаемое как в порядке исторического развития, так и тем местом, которое он занимает в данной системе рельефа. Каждая форма — отпечаток движения огня, воды или ветра, ее облик и направление выражает характер этого движения и структуру того материала, на котором оно запечатлелось. Отсюда — бесконечное разнообразие выразительных "фактурных" оттенков, целая скала динамических знаков от легкого росчерка ветра или волны на песке до патетического смятения сгустков лавы и базальта, громоздящихся вокруг потухших жерл» [15, с. 6].

1 Гайдук Т. Художник, искусствовед, писатель : [Н.С. Барсамов] // Победа. 1982. 1 дек. С. 4; Гайдук Т. Путь в искусстве : [Н.С. Барсамов] : к 100-летию со дня рождения // Победа. Феодосийский альбом. Тетрадь вторая. 1992. 14 нояб. С. 4.

В 1923 году директором Феодосийской картинной галереи, завещанной родному городу И.К. Айвазовским, был назначен Николай Степанович Барсамов. В период его руководства галереей фонды пополнились в несколько раз. Он разработал систему подбора картин, по которой предпочтение отдавалось русским художникам, особенно крымским, а основной упор делался на мастеров, связанных с И.К. Айвазовским,— его современников, учеников, внуков, последователей «киммерийской школы живописи». Палерея пополнялась закупками и дарами. Вот отрывок из переписки Н.С. Барсамова с московским художником, организатором выставок Константином Васильевичем Кандауровым: «Передайте, пожалуйста, самую глубокую благодарность всем художникам, проявившим желание принести в дар Феодосийскому музею свои работы. Передайте им, что в нашем музее к их вещам будет проявлена самая большая заботливость как в смысле сохранения, так и экспозиции»2.

Фонды пополнялись также благодаря выставкам, которые инициировал Н.С. Барсамов, нередко с помощью К.В. Кандаурова. В экспозициях были представлены работы современных московских, ленинградских и крымских художников. О масштабных планах организатора свидетельствует фрагмент письма Н.С. Барсамова: «Относительно весенней выставки думаю всё время и примеряю на все лады наш зал. Всё зависит исключительно от вас, я со своей стороны сделаю всё, чтобы выставка эта была в Феодосии событием. Собирайте как можно больше материала, места для всего хватит»3. Следует отметить, что к каждой экспозиции старались сделать каталог, позволяющий сегодня получить представление о выставочной деятельности и составе участников. Например, в 1920-е годы в галерее прошли следующие выставки: «Первая выставка картин Феодосийских художников» (Феодосия, 1925), «Вторая выставка картин Феодосийских художников» (Феодосия, 1926), «Третья выставка картин» (Феодосия, 1927), «Четвертая выставка картин современных русских художников» (Феодосия, 1928), «V выставка живописи и графики современных русских художников» (Феодосия, 1929). Позднее многие передвижные выставки, организованные московскими художественными институциями, непременно были представлены в Феодосии, в отделе рукописей Третьяковской галереи хранятся акты приема-передачи, подписанные Софьей Александровной

Барсамовой, главным хранителем и супругой Николая Степановича.

Барсамов неустанно изучал творчество И.К. Айвазовского, А.И. Фесслера, А.В. Панзена, Л.Ф. Лагорио, К.Ф. Богаевского, М.А. Волошина, М.П. Латри и выпустил ряд книг, к которым по сей день обращаются исследователи, пишущие о вышеназванных мастерах. В 1927 году он констатирует: «Сейчас собираю материал для путеводителя по галерее. Должны быть в нем три отдела: Айвазовский, Богаевский и феодосийские художники — Лагорио, Фесслер, Волошин, Латри. Не помните ли случайно, было ли когда-нибудь что-нибудь напечатано о Латри и Лагорио? Я что-то не помню, Константин Федорович [Богаевский] тоже. Об остальных имеется достаточный материал. Этим путеводителем будут объединены различные в сущности художники в единую феодосийскую пейзажную группу мастеров. Наличие такого числа художников в одном городе явление, безусловно, выдающееся. Путеводитель думаю издать с иллюстрациями»4.

Творчество Н.С. Барсамова

Несмотря на активную административную и исследовательскую деятельность, Н.С. Барсамов находил время для написания картин. Он получил художественное образование в Ростовской рисовальной школе, затем в школе-студии И.И. Машкова в Москве, Московском училище живописи ваяния и зодчества (1913-1917) у А.Е. Архипова, К.А. Коровина, Н.А. Касаткина. Со студенческих времен активно включился в выставочную деятельность, экспонировал свои картины на выставках «Жар-цвет» (Москва, 1928), «Искусство Советского Крыма» (Москва, 1935), «Высокогорные районы СССР» (Москва, 1936), «ХХ лет РККА и Военно-Морского Флота» (Москва, 1938), многочисленных крымских выставках.

Как художник Барсамов оставил большое творческое наследие, хранящееся преимущественно в Феодосийской картинной галерее имени И.К. Айвазовского и других музеях Крыма. Мотивами его произведений стали пейзажи, воспевающие красоту Восточного Крыма, портреты современников, южные натюрморты, сюжетные композиции о Великой Отечественной войне.

Художник увлеченно писал крымские пейзажи и натюрморты (ил. 1). Картины «Домик, в котором родился И.К. Айвазовский» (1958), «Восход луны в Феодосии» (1948), залитый южным солнцем

2 Письмо Н.С. Барсамова от 26 февраля 1928 г. // Российский государственный архив литературы и искусства (РПАЛИ). Ф. 769. Оп. 1. Ед. хр. 19.

3 Письмо Н.С. Барсамова от 30 декабря 1926 г. // Российский государственный архив литературы и искусства (РПАЛИ). Ф. 769. Оп. 1. Ед. хр. 19.

4 Письмо Н.С. Барсамова от 30 мая 1927 г. // Российский государственный архив литературы и искусства (РПАЛИ). Ф. 769. Оп. 1. Ед. хр. 19.

1. Н.С. Барсамов. Утро в саду.

1962.

Фанера, масло. 60 х 65.

Феодосийская картинная галерея имени И.К. Айвазовского. Фото: [1, с. 113]

2. Н.С. Барсамов. Во дворе Галереи

им. И.К. Айвазовского.

1960-е.

Фанера, масло. 60 х 80.

Феодосийская картинная галерея имени И.К. Айвазовского. Фото: [1, с. 113]

дворик галереи «Во дворе Галереи И.К. Айвазовского» 1960-х годов (ил. 2) позволяют составить представление о недавнем облике города и мест, связанных с жизнью Айвазовского. По словам составителя каталога работ живописца, «Н.С. Бар-самов обладает большим композиционным чутьем. Он может писать один и тот же сюжет десятки раз, почти не повторяясь, каждый раз находя новые смысловые оттенки в "тихой беседе" предметов, каждый раз выражая свое восхищение жизнью в тончайших оттенках состояния души: звонкой радости, тихой задумчивости, светлой печали...» [16, с. 4].

По-южному роскошны его натюрморты (ил. 3). Гармоничные сочетания щедрых даров крымской земли с красотой предметного ряда отличают произведения мастера в этом жанре. На рубеже 1926-1927 годов Николай Степанович писал натюрморт, ход его работы и размышления зафиксированы в письмах к К.В. Кандаурову, они достаточно любопытны: «Что касается меня, то, несмотря на самые разнообразные музейные дела, начиная с выздоровления, новых поступлений и кончая топкой печей, которые рвут меня на части, я поставил nature-morte и храбро начал писать»5. Несколько позднее в следующем письме он отмечает: «Я пишу всё тот же nature-morte и всё больше убеждаюсь, что нам всем совершенно необходима последовательность в работе. Надо начать с подражания старикам, бояться этого не следует. Идя от монохромного подмалевка, только и можно сделать ровную, прочную вещь»6. В завершение работы Барсамов пришел к определенному заключению: «Всё свободное время работаю и как будто начинаю чувствовать почву под ногами. Nature-morte, о котором я писал Вам, наконец, окончен. Писал его я с перерывами два месяца. Это первая работа, которую мне удалось начать и окончить, как давно хотелось, вполне последовательно. И эта работа, конечно, далека от совершенства, но научила она меня многому. Приедете, поговорим о живописи. Я остаюсь при своем — без лессировок нет масляной живописи. Масляная живопись должна быть прозрачной и блестеть»7. Осенью 2024 года в Судакском городском историческом музее представили натюрморты Н.С. Барсамова в рамках выставки «Патриот Крыма: к 140-летию со дня рождения А.И. Полканова из собрания Симферопольского художественного музея», а в Феодосийской картинной галерее имени И.К. Айвазовского открыли

выставку «Н.С. Барсамов. Натюрморты» к 132-летию со дня рождения художника. Экспозиции позволяют представить развитие данного жанра в творчестве автора, в них действительно заметно определенное влияние как старых мастеров-фламандцев, так и представителей московской школы живописи начала ХХ века, объединения «Бубновый валет», в частности И.И. Машкова, в студии которого учился Н.С. Барсамов. Сформировав собственную манеру, художник достиг высокого мастерства и многообразия в жанре натюрморта.

Н.С. Барсамов создал ряд живописных и графических портретов художников И.К. Айвазовского, К.Ф. Богаевского, М.Н. Воробьёва, Н.Н. Дубов-ского. Не успев написать прижизненный портрет М.А. Волошина, он решил запечатлеть комнаты, в которых жил и творил «певец Киммерии». Как известно, вдова Волошина, Мария Степановна, старалась сохранить состояние дома неизменным с момента смерти поэта. Об этом свидетельствует календарь с зафиксированной датой — 11 августа 1932 года (день смерти Максимилиана Волошина). «В центре одной из этих работ окно мастерской, в котором виден величественный Карадаг, всегда бывший у поэта перед глазами, в восточных отрогах которого читается его профиль. Мягким отраженным светом освещены в мастерской М.А. Волошина простой деревянный стол, маска Помера, дорогие сердцу мелочи и всюду книги. Другой интерьер той же мастерской с большим диваном и пейзажем К.Ф. Богаевского на стене освещен прямо и сильно. В третьем — книги, живописные и скульптурные портреты Волошина, сухие травы и цветы в вазах и над всем этим огромный лик царицы Таиах, скульптурная голова задумчиво улыбающейся древнеегипетской принцессы, ставшей почти символом дома Волошина» [17, с. 175] — мир, в котором жил и творил поэт-художник М.А. Волошин. В это же время Барсамов написал солнечные и воздушные этюды Коктебеля в память о Волошине.

Отдельно следует сказать о теме Великой Отечественной войны в творчестве живописца и роли мастера в сохранении галереи в эти годы. Осенью 1941 года он возглавил эвакуацию произведений картинной галереи И.К. Айвазовского, мемориальных вещей, научного архива, музейной документации. Сначала коллекцию эвакуировали в Краснодар, где была организована выставка в залах художественного музея имени Ф.А. Коваленко,

5 Письмо Н.С. Барсамова от 30 декабря 1926 г. // Российский государственный архив литературы и искусства (РПАЛИ). Ф. 769. Оп. 1. Ед. хр. 19.

6 Письмо Н.С. Барсамова от 25 января 1927 г. // Российский государственный архив литературы и искусства (РПАЛИ). Ф. 769. Оп. 1. Ед. хр. 19.

7 Письмо Н.С. Барсамова от 12 марта 1927 г. // Российский государственный архив литературы и искусства (РПАЛИ). Ф. 769. Оп. 1. Ед. хр. 19.

3. Натюрморты Н.С. Барсамова на выставке «Патриот Крыма:

к 140-летию со дня рождения А.И. Полканова из собрания Симферопольского художественного музея» в Судакском городском историческом музее, 2024

4. Выстака «Н.С. Барсамов. Натюрморты».

Феодосийская картинная

галерея имени

И.К. Айвазовского, 2024

несмотря на военное время, затем в Ереван. После освобождения Крыма осенью 1944 года в целости и сохранности фонды вернулись в родные стены галереи в Феодосию. Всё это оказалось возможным исключительно благодаря стараниям и невероятному энтузиазму четы Барсамовых: Софьи Александровны, главного хранителя галереи, и Николая Степановича. Из его воспоминаний: «Фашистские бандиты разграбили и разрушили феодосийскую мастерскую заслуженного деятеля

искусств К.Ф. Богаевского. Его картины, огромный этюдный материал, накопленный за полвека, библиотека — всё исчезло, всё надо было разыскивать. В основной массе эти ценности были обнаружены в Феодосии, в Симферополе, в Старом Крыму, а по окончании войны часть из них была обнаружена в Пермании. В 1945 году в галерею поступили не только картины К.Ф. Богаевского, но и несколько новых работ И.К. Айвазовского, А.И. Фесслера, М.П. Латри...» [17, с. 175]. Весной

5. Н.С. Барсамов. Десант в Феодосии.

1945.

Холст, масло. Феодосийская картинная галерея имени И.К. Айвазовского. Фото из открытых источников

6. Н.С. Барсамов. Возвращение.

1946.

Холст, масло. 74 х 150.

Феодосийская картинная галерея имени И.К. Айвазовского. Фото из открытых источников

7. Н.С. Барсамов. Курортный район Феодосии после оккупации Крыма.

1945.

Холст, масло. 80 х 135.

Феодосийская картинная галерея имени И.К. Айвазовского. Фото из открытых источников

1946 года после восстановительно-ремонтных работ галерея открыла свои двери для посетителей.

Тема Великой Отечественной войны становится значимым разделом в творческом наследии художника, пример тому — портреты известных юных партизан-феодосийцев Вити Коробкова и Лизы Прокопенко, картины «Десант в Феодосии» (1941, ил. 5), «Враг пришел» (1942), «Стоять насмерть» (1943), «Письмо родным» (1943), «У братской могилы» (1945) и другие. Одно из самых пронзительных полотен мастера — «Возвращение» (1946, ил. 6). Сохранилось описание ощущений автора при создании этого произведения: «Изо дня в день я наблюдал родной город. В декабре выпал снег, и в белом саване город стал еще суровее и грустнее. Выбрав свободное время, я взял довольно большой холст и начал писать довольно широкую панораму Феодосии. В мрачном колорите картины я хотел отразить горечь первой встречи с поруганным городом. В процессе работы как-то незаметно "вошли" в пейзаж две скромные женские фигурки, усилившие художественное содержание картины и определившие ее название "Возвращение"» [17, с. 188]. Первые послевоенные панорамы города дают возможность представить его облик (ил. 7). По воспоминаниям художников,

работавших в довоенной Феодосии, от былой красоты зданий, построенных из местного природного камня — светло-желтого ракушечника и белого инкерманского известняка, осталось немного.

Студия Н.С. Барсамова

И.К. Айвазовский мечтал основать учебное художественное заведение в Феодосии, о чем сохранились записи: «Предполагается учредить в Крыму художественную школу с целью образовать художников по части живописи морских видов, пейзажа и народных сцен. Южный берег этого полуострова как самая живописная часть может представить ученикам школы столь много разнообразных предметов для художественных занятий. Для помещения же школы выгоднейшим полагается избрать портовый город Феодосию как по средствам к содержанию школы, так и по географическому положению оного, ибо город этот более прочих городов Крыма оживлен приезжающими из разных российских мест для морских купаний и пароходными сообщениями; окрестности же Феодосии не уступают лучшим местам южного берега Крыма и по народонаселению, как город Феодосия, так и весь Феодосийский уезд есть самый разнообразный и интересный для избрания сюжетов по живописи народных сцен»8

8 Из проекта И.К. Айвазовского об учреждении в Крыму художественной школы. Март 1853 г. // Российский государственный исторический архив (ранее — Центральный государственный исторический архив Ленинграда (ЦПИАЛ)). Ф. 789. Оп. 2. Д. 66. Л. 3-8. № 83.

[Цит. по: 18, с. 1]. Ему хотелось сделать из Феодосии культурный центр, где были бы художественный музей и профильное учебное заведение, и с подобным предложением И.К. Айвазовский обратился в Императорскую Академию художеств в Санкт-Петербург. Имена его учеников сейчас широко известны — это такие талантливые мастера, как Л.Ф. Лагорио, Э.Я. Магдесян, А.И. Фесслер. Внуки Айвазовского А.В. Панзен, К.К. Арцеулов, М.П. Латри также стали самобытными художниками. Однако художественная школа (как образовательное учреждение) в Феодосии возникнет позднее.

В 1921 году, по окончании Гражданской войны, в России при галерее были основаны художественно-творческие мастерские (Феодосийские государственные художественные мастерские). К преподаванию привлекли К.Ф. Богаев-ского, М.А. Шаронова, ПА. Магулу, Е.Н. Святского, Н.И. Пискарева и Н.И. Хрусталя. Для занятий картинная галерея И.К. Айвазовского предоставила учащимся один из своих залов, поскольку специальных помещений для этого не было. Нередко занятия проводились в мастерской К.Ф. Богаев-ского, где присутствовал М.А. Волошин.

Мастерские просуществовали недолго, но послужили основой для создания художественной студии при галерее в 1935 году, организованной Н.С. Барсамовым. Студийцы работали также в одном из помещений галереи. Рисовали и писали гипсы, натюрморты, орнаменты, копировали картины И.К. Айвазовского, К.Ф. Богаевско-го, А.П. Боголюбова, Р.П Судковского. Изучали технологию живописи, особенности материалов и свойства красок. Первоначально студия делилась на две возрастные группы, но позднее в связи с увеличением числа учеников групп стало больше. Из воспоминаний Н.С. Барсамова: «Начав работать в галерее, я одновременно занялся и художественно-педагогической деятельностью, организовав занятия с учащимися средних школ. Через два-три года контингент учащихся стабилизовался, и студия была взята на бюджет Крымского областного Дома народного творчества. К этому времени число учащихся выросло до 40 человек. В основном это были учащиеся старших классов средних школ, а вместе с ними занимались несколько рабочих и служащих. Занятия проходили оживленно, весело. Часто приходила на занятия С.А. Барсамова, которая не только хорошо рисовала, но и умела поднять интерес к занятиям у нашей довольно разношерстной аудитории. Учащиеся занимались успешно. В 1937 году только в одно Московское училище имени 1905 года сразу были приняты пять учеников, подготовленных в Феодосийской студии» [18, с. 34]. Действительно, факт одномоментного поступления А. Скля-ренко, П Талустьяна, В. Шепеля, Н. Панченкова,

П Могильного свидетельствует о правильности методики преподавания и успехе студии. Затем многие будут учиться в Симферопольском училище имени Н.С. Самокиша, Ленинградском институте имени И.Е. Репина, Московском художественном институте имени В.И. Сурикова, станут членами Союза художников.

В 1952 году студия была преобразована в детскую художественную школу, ее первым директором стал Н.С. Барсамов. Ему удалось воспитать яркую плеяду учеников, впоследствии известных крымских художников и педагогов, продолживших его дело: С.П Мамчича, Н.А. Шорина, ПН. Курилен-ко, В.П Дёмушкину, Б.А. Погребецкого, этот список может быть продолжен. Их произведения находятся в собрании Феодосийской картинной галереи имени И.К. Айвазовского, в художественных музеях Севастополя и Симферополя.

По рекомендации Н.С. Барсамова ученики студии часто копировали работы мастеров из фондов галереи, что помогало разобраться в тонкостях технических и композиционных приемов, писали маслом и акварелью. Нередко он говорил студентам: «У вас будет возможность заработать на кусок хлеба тем, что сможете копировать картины Айвазовского» [18, с. 38]. Н.С. Барсамов вел живопись и рисунок. Будучи требовательным к качеству работы, он заставлял учеников добросовестно подходить к занятиям. Из воспоминаний художника Столяренко: «Как-то после войны я купил у вдовы Богаевского двухсторонние кисти и склейку акварельной бумаги "Торшон". Загрунтовал столярным клеем и стал писать маслом. Барсамов увидел и сказал: "Что ты делаешь? Константин Фёдорович только по праздникам писал на такой бумаге". Отобрал эту бумагу у меня и выдал три метра холста» [18, с. 40].

Важными событиями для учеников студии стали встречи со знаменитыми московскими и ленинградскими художниками, приезжавшими в Феодосию: А.В. Куприным, И.Э. Прабарём, Е.Е. Моисеенко. По установившейся традиции еще с 1930-х годов в Крым на летнюю практику приезжали студенты из Московского института имени В.И. Сурикова и Ленинградского института имени И.Е. Репина.

Среди самых известных учеников Н.С. Барса-мова — С.П Мамчич, В.А. Соколов, Н.А. Шорин, П.К. Столяренко, именно о них и пойдет речь дальше в этой статье. По свидетельству Р.Д. Бащенко (одного из крупнейших крымских искусствоведов, директора Симферопольского художественного музея в 1963-1984 годах), «в дальнейшем эти ученики стали ведущими крымскими мастерами живописи, сохранив в своем творчестве истоки киммерийской пейзажной живописи, с годами обогащая свое искусство индивидуальными концепциями подхода к решению живописного

пейзажного образа. Их объединяла любовь к Восточному Крыму и историко-романтическое раскрытие его характера в произведении. В ранних работах этих художников превалировал феодосийский пейзаж, исполненный в духе классического реалистического метода отображения окружающей природной среды. Много общих черт можно найти в колористическом и композиционно-конструктивном решении картин, в их возвышенно-эмоциональном настрое. Характерной чертой каждого было влечение к монументальной, весомой значимости отдельных элементов картины — будь то пейзаж, натюрморт или сюжетная канва изображения» [2, с. 21].

В довоенные и послевоенные годы (1937-1941, 1944-1949) С.П Мамчич, Н.А. Шорин и В.А. Соколов обучались в одной группе. Учились бесплатно, принимали деятельное участие в жизни галереи, особенно при эвакуации. Н.С. Барсамов писал: «Ученики Феодосийской студии в процессе обучения чувствовали органическую связь своей работы с деятельностью картинной галереи. Особенно ярко проявилась близость и неразрывная связь работы Феодосийской студии с деятельностью галереи Айвазовского во время и после Великой Отечественной войны. Основная работа по упаковке картин была проведена студийцами, трудившимися на совесть. Картины были упакованы отлично и в полной сохранности доставлены к месту назначения. После работ по восстановлению картинной галереи, в которых тоже принимали участие студийцы, их связь с галереей стала еще ощутимее. Часть студийцев, вернувшихся после демобилизации, занималась вечерами искусством, а днем работала над выполнением копий с картин Айвазовского. Многие из них достигли большого мастерства, учась живописи на образцах великого художника. И такая работа в сочетании с обычными программными занятиями в студии дала блестящие результаты. Это укрепило меня в мысли, что введение в учебные программы студийцев обязательного копирования с образцов классической живописи не только способствует быстрому их развитию, но и прививает навыки мастерства, а некоторым из них дает возможность стать профессиональными копиистами классической живописи» [18, с. 36]. В 1946 году была организована передвижная выставка копийных работ, позволяющая жителям совхозов, колхозов и разных городов Крыма познакомиться с коллекцией картин Феодосийской галереи.

Барсамов давал задания и на написание видов Феодосии. Сейчас их можно найти в фондах галереи, они перекликаются с панорамой К.Ф. Бо-гаевского — видимо, начинающие художники ориентировались именно на нее при создании пейзажей. Шорин сохранил воспоминания о его

визитах: «Часто в студию приходил Константин Фёдорович Богаевский, приносил свои работы, рассказывал, как он работает. Он очень серьезно относился к рисунку. Приходил со своим этюдником, исправлял работы студийцев. Часто повторял: "Краски, кисти, холст должны быть высокого качества"» [18, с. 42].

В 1948 году С.П Мамчич, Н.А. Шорин, В.А. Соколов поступили в Крымское художественное училище имени Н.С. Самокиша в Симферополе, в 1952 году при образовании детской художественной школы в числе первых учителей оказались С.П Мамчич и Н.А. Шорин, годом позже к ним присоединился В.А. Соколов.

Творчество учеников Н.С. Барсамова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Пластическому языку Степана Павриловича Мамчича при общей колористической обобщенности свойственно стремление к точной передаче деталей пейзажа. Манера живописца эмоциональна и в большой степени декоративна. Художник много работал на пленэре, что сказалось на красочной палитре мастера (ил. 8). В раннем творчестве прослеживается влияние К.Ф. Богаевско-го. «Живопись картины "Вид Феодосии" (1948, ил. 9) содержит черты, роднящие ее с одноименными работами В. Соколова и Н. Шорина, восходящими к картине "Феодосия" (1930, ил. 10) К.Ф. Бо-гаевского. Работа С. Мамчича создана в то время, когда молодой автор использовал живописные приемы, свойственные студийцам Барсамова. Большинство из них на первом этапе развития писали несколько графично, часто обращаясь к тональной манере живописи»,— отмечают Р.Д. Ба-щенко и С.С. Сидоренко [2, с. 21]. Излюбленными местами работы стали феодосийские, керченские и севастопольские рыболовецкие промыслы.

В ранних этюдах Владимира Александровича Соколова, хранящихся в Феодосийской картинной галерее имени И.К. Айвазовского и относящихся к годам учебы в художественной школе и училище имени Н.С. Самокиша, заметно как проявление индивидуальных черт, так и влияние К.Ф. Богаев-ского (ил. 11). По свидетельствам Р.Д. Бащенко (его супруги), «на Карантине — в гористой исторической части города с вековыми памятниками архитектуры, он встречал иногда пишущего этюды Богаевского и наблюдал за его работой. Затем внимательно изучал его живопись и графику в Феодосийской картинной галерее, а также в мастерской маститого пейзажиста, куда он заглядывал с другими студийцами» [2, с. 21]. Этюды написаны в особой теплой охристой гамме, характерной для заросших полынью феодосийских холмов. В произведениях он обращается к мотивам старинных городов Восточного и Западного Крыма. Особой любовью отмечены пейзажи, посвященные

8

9

10

8. С.Г. Мамчич. Феодосия.

1948.

Холст, масло. 56 х 84,5.

Феодосийская картинная галерея имени И.К. Айвазовского. Фото: [2, с. 107]

9. С.Г. Мамчич. Вид Феодосии.

1948.

Холст, масло. 40 х 90.

Феодосийская картинная галерея имени И.К. Айвазовского. Фото: [2, с. 106]

10. К.Ф. Богаевский. Феодосия.

1930.

Холст, масло. 82 х 216.

Феодосийская картинная галерея имени И.К. Айвазовского. Фото из открытых источников

л

I

1 'ЧВВМШЬмШВН!

*jSk

1 я

шл

Ш&-' ■ I

я 1

л ч!;; - I

Шш

ж

ЬШ F

11. В.А. Соколов. Мастерская художника Н. Барсамова.

Феодосия. 1940-е.

Бумага, акварель. 20 х 27.

Частное собрание. Фото: [2, с. 101]

12. В.А. Соколов. Изрытая земля.

1968-1969. Холст, масло. 66 х 104. Севастопол ьский художественный музей имени М.П. Крошицкого. Фото: [2, с. 95]

Ь feMj ц

-■•a Mi.та

.•¿»•А™1""

13. В.А. Соколов. Вид Феодосии.

1960-е. Холст, масло. 36,5 х 124. Частное собрание. Фото: [2, с. 50]

14. В.А. Соколов. Крыши и трубы.

Феодосия.

Вторая половина XX в. Бумага, акварель, гуашь. 20 х 28,5. Симферопольский художественный музей

средневековым архитектурным строениям Феодосии (это генуэзские башни и стены, церкви XV века, берега Феодосийской бухты, гряда Крымских гор). Картина «Изрытая земля» (1968-1969, ил. 12) восходит к циклу К.Ф. Богаевского «Трагедии земли» начала ХХ века. В его работах ощущается масштаб пространства, характерный для ландшафта Восточного Крыма, этот эффект создается за счет низкого горизонта и каскадов облаков (ил. 13-14). У художника было много разных циклов, в контексте этого исследования отметим цикл «Порный Крым», который отражает величавость Тавриды.

Живописно-образный строй произведений подчинен созданию романтического образа каменистого восточного побережья, наполненного героическим чувством.

Николай Акимович Шорин родился и жил в Феодосии, после выпуска из училища стал преподавать в школе И.К. Айвазовского, где проработал около 30 лет и выпустил целую плеяду учеников, среди которых С.С. Онищенко, ныне преподаватель школы, организатор выставки учителя. Николай Акимович писал в воспоминаниях: «Жизнь школы неразрывно связана с галереей

15. Н.А. Шорин. Старая Феодосия.

1961.

Холст, масло. 57 х 108.

Феодосийская картинная галерея имени И.К. Айвазовского. Фото: [2, с. 123]

Айвазовского. В галерее устраиваются выставки работ учеников школы и преподавателей» [18, с. 44]. Его излюбленными жанрами были натюрморты и пейзажи. Интересен ряд работ, передающих образ старой Феодосии со стенами средневековой крепости, древними церквями, руинами старинных домов, примером может послужить произведение «Старая Феодосия» (1961, ил. 15).

«Особенно хотелось отметить гордость нашей школы — Петра Кузьмича Столяренко, народного художника Украины» [18, с. 44],— напишет Н.А. Шорин в воспоминаниях. П.К. Столяренко родился в поселке Капканы под Керчью в Восточном Крыму. В детстве посетив с отцом Феодосийскую картинную галерею имени И.К. Айвазовского, он загорелся мечтой стать художником. Несколько позднее ему довелось побывать в мастерской К.Ф. Богаевского, что еще больше вдохновило его на выбор профессии. Тетя будущего художника была портнихой и одевала Ж.П Богаевскую, супругу художника. «Дом и мастерская Богаевского находились где-то под Митридатом. Мастерская поразила меня своими размерами, направленным светом. На стенах было много картин, они были тревожные, напряженные по цвету. В мастерской, под навесом, занимались ученики Богаевского»,— вспоминал художник [18, с. 44]. После окончания Великой Отечественной войны он поступил учиться в студию, а затем в Крымское художественное училище имени Н.С. Самокиша, но по рекомендации Н.С. Барсамова оставил учебу, продолжив

самостоятельное развитие. По мнению З.В. Фогеля, в творческой биографии художника можно выделить несколько периодов: феодосийский, керчинский, ялтинский и парижский. П.К. Столяренко — художник-экспериментатор, всю жизнь он пробовал себя в разных жанрах и техниках — от маленьких акварелей до больших диорамных произведений (ил. 16). Среди предшественников, повлиявших на него, в интервью всегда отмечал К.Ф. Богаевского, сам же был хорошим другом для своих одноклассников С.П Мамчича, В.А. Соколова и Н.А. Шорина, по рассказам уже их учеников, для них всегда было очень важно его мнение и одобрение. С 1990 по 1995 год жил и работал в Париже. В 2010 году был удостоен золотой медали «За вклад в мировую культуру» международного фонда «Культурное достояние».

Сегодня в Феодосии продолжают работать ученики студийцев, в детской художественной школе имени И.К. Айвазовского преподают ее выпускники: Н.С. Бондаревская, С.А. Паранина, О.В. Ляшенко, Ю.П Маловица, О.К. Московская, Е.Р. Плаксина, А.Ю. Теренова, Т.Ф. Чернявская; ученики Н.А. Шорина: ПА. Козырев, Ю.В. Остапенко, С.М. Пащенко, С.С. Онищенко (последний выпустил несколько альбомов и сборников о художниках Феодосии). Директор школы В.И. Ключников совместно с заслуженным художником Российской Федерации С.А. Сиренко, бывшим учеником детской художественной школы имени И.К. Айвазовского, организовал «Киммерийский

16. П.К. Столяренко. Выход в море (Море штормит).

1951.

Холст, масло. 128 х 208. Фото: artchive.ru

пленэр». Несколько лет подряд живописцы работали на пленэре в разных уголках восточной части полуострова и участвовали в выставках в Феодосийской картинной галерее имени И.К. Айвазовского. Интересно отметить, что Т.В. Пайдук, директор Феодосийской картинной галереи имени И.К. Айвазовского,— также выпускница художественной школы, организованной Н.С. Барсамовым. Из ее воспоминаний: «Дух творчества, казалось, пропитал стены и сам воздух школы. Благодаря педагогам старшего поколения многие феодосийцы смогли открыть для себя мир искусства, ощутить всю полноту эстетических переживаний, почувствовать себя творческими людьми» [18, с. 80]. Большинство из них продолжает писать пейзажи родного города, сохраняя его образ для будущих поколений.

После рассмотрения творческого пути Николая Степановича Барсамова становится очевидным значение его деятельности для культурной жизни региона. Он стал вторым после Ивана Константиновича Айвазовского почетным гражданином города Феодосии. Получив классическое художественное образование в начале ХХ века, он посвятил жизнь сохранению творческого наследия великого мариниста И.К. Айвазовского, художников «киммерийской школы живописи» К.Ф. Бо-гаевского, М.П. Латри и М.А. Волошина и создал в Феодосии системную художественную школу. Его ученики С.П Мамчич, В.А. Соколов, Н.А. Шорин, П.К. Столяренко, пройдя путь увлечения творчеством художников К.Ф. Богаевского и Н.С. Барсамова, в дальнейшем нашли свою манеру живописи и стали яркими крымскими живописцами.

Список источников

1. Феодосия в изобразительном искусстве : альбом / авт. и рук-ль проекта С.С. Онищенко; сост. С.И. Малышев. [Феодосия]: Союз художников-маринистов; Симферополь: Салта, 2011. 291 с.

2. Сидоренко С.С., Бащенко Р.Д. Киммерийский пейзаж: истоки и пророки. Киев: ФОП Черкащенко Н.Н., 2016. 200 с.

3. Николай Степанович Барсамов : каталог. Феодосийская картинная галерея им. И.К. Айвазовского / сост. и авт. предисл. А.Н. Савинов. Симферополь: Крым, 1968. 72 с.

4. Полун С.С. Николай Степанович Барсамов. К 80-летию со дня рождения Н.С. Барсамова / отв. исполн. С.С. Полун; ред. А.Ю. Шполянская. [Б. м.]: Крымское областное управление по печати, 1972. 12 с.

5. Пащенко И. Рядом с Барсамовыми. Воспоминания // Крымский альбом / сост. Д. Лосев. Феодосия; Москва: Коктебель, 1997. Вып. 2. С. 255-269.

6. Выставка произведений Петра Кузьмича Столяренко / Крымское отделение Союза советских художников Украины. Симферополь: [б. и.], 1957. 6 с., ил.

7. Народный художник Украинской ССР Пётр Кузьмич Столяренко. Живопись : каталог выставки. Симферополь: Крымский облполиграфиздат, 1988. 19 с., ил.

8. Фогель З.В. Заслуженный художник Украинской ССР Пётр Кузьмич Столяренко: живопись : каталог выставки. Киев: СХ Украины, 1990. 7 с.

9. Онищенко С.С., Гайдук Т.В. Николай Шорин — художник и педагог. Симферополь: Союз художников-маринистов, 2008. 104 с.

10. Соколов В.А. Каталог графических работ выставки «Крымские мотивы» / авт.-сост. Р.Д. Бащенко. Симферополь: [б. и.], 2008. 28 с.

11. Соколов В.А. Путевые зарисовки / авт.-сост. Р.Д. Бащенко. Симферополь: Доля, 2012. 48 с.

12. Мамчич Степан Гаврилович, 1924-1974 : каталог выставки / авт. вступ. ст. Р.И. Попова. Симферополь: Таврида, 1976. 38 с.

13. Кугушева А.Ю. Своеобразие художественного пространства творчества С.Г. Мамчича в контексте «Киммерийской школы живописи» : дис. ... канд. культурологии. [Место защиты: Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского]. Симферополь, 2018. 174 с.

14. Сиренко А.С. Мифопоэтические и художественно-стилистические особенности «Киммерийской школы живописи» в контексте развития русского искусства I половины XX века : дис. ... канд. искусствоведения. [Место защиты: ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена»]. СПб., 2020. 171 с.

15. Каталог выставки картин Общества художников «Жар-цвет» / сост. и авт. вступ. ст. А.Г. Габричевский. М.: Жар-цвет, 1928. 45 с.

16. Николай Степанович Барсамов: выставка натюрмортов 50-70-х годов. Симферополь: [б. и.], 1973. 16 с.

17. Барсамов Н.С. 45 лет в галерее Айвазовского. Симферополь: Крым, 1971. 256 с.

18. Феодосийская детская художественная школа имени И.К. Айвазовского. Юбилейное издание / сост. Н.С. Барсамов. Феодосия: [б. и.], 2002. 100 с.

References

1. Onishchenko, S.S. and Malyshev, S.I. (comps.) (2011) Feodosia in the fine arts: Simferopol: Salta. (In Russ.)

2. Sidorenko, S.S. and Baschenko, R.D. (2016) Cimmerian landscape: origins and prophets. Kiev: FOP Cherkashchenko N.N. (In Russ.)

3. Savinov, A.N. (comp.) (1968) Nikolai Stepanovich Barsamov: catalogue. Feodosia Art Gallery named after I.K. Aivazovsky. Simferopol: Crimea Publ. (In Russ.)

4. Polun, S.S. (1972) Nikolai Stepanovich Barsamov. On the occasion of the 80th anniversary of the birth of N.S. Barsamov. S. loc.: Krymskoye oblastnoye upravleniye po pechati. (In Russ.)

5. Pashchenko, I. (1997) 'Next to the Barsamovs. Memories', in Losev, D. (comp.) Crimean Album, issue 2. Theodosia; Moscow: Koktebel, pp. 255-269. (In Russ.)

6. Anon. (1957) Exhibition of works by Pyotr Kuzmich Stolyarenko. Simferopol: s. n. (In Russ.)

7. Anon. (1988) People's Artist of the Ukrainian SSR Petr Kuzmich Stolyarenko. Painting [Exhibition catalogue]. Simferopol: Crimean Oblpoligrafizdat. (In Russ.)

8. Fogel, Z.V. (1990) Honored Artist of the Ukrainian SSR Pyotr Kuzmich Stolyarenko: painting [Exhibition catalogue]. Kiev: Union of Artists of Ukraine. (In Russ.)

9. Onishchenko, S.S. and Gaiduk, T.V. (2008) Nikolay Shorin — artist and teacher. Simferopol: Union of marine artists. (In Russ.)

10. Sokolov, V.A. (2008) Catalogue of graphic works of the exhibition "Crimean motifs". Simferopol: s. n. (In Russ.)

11. Sokolov, V.A. (2012) Travel sketches. Simferopol: Dolya. (In Russ.)

12. Popova, R.I. (comp.) Mamchich Stepan Gavrilovich, 1924-1974 [Exhibition catalogue]. Simferopol: Tavrida. (In Russ.)

13. Kugusheva, A.Yu. (2018) The originality of the artistic space of S.G. Mamchich's work in the context of the "Cimmerian school of painting". Cand. Art. Sci. thesis. Simferopol. (In Russ.)

14. Sirenko, A.S. (2020) Mythopoetic and artistic-stylistic features of the "Cimmerian school of painting"

in the context of the development of Russian art of the first half of the 20th century. Cand. Art. Sci. thesis. Saint Petersburg. (In Russ.)

15. Gabrichevsky, A.G. (1928) Catalogue of the exhibition of paintings by the Society of Artists "Zhar-tsvet". Moscow: Zhar-tsvet. (In Russ.)

16. Anon. (1973) Nikolai Stepanovich Barsamov: exhibition of still lifes of the 50s-70s. Simferopol: s. n. (In Russ.)

17. Barsamov, N.S. (1971) 45 years in the Aivazovsky gallery. Simferopol: Crimea Publ. (In Russ.)

18. Barsamov, N.S. (comp.) (2002) Feodosia Children's Art School named after I.K. Aivazovsky. Theodosia: s. n. (In Russ.)

Информация об авторе

Сиренко Анастасия Сергеевна, кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник Отдела живописи I половины ХХ века, Государственная Третьяковская галерея, Москва, Российская Федерация. Член Союза художников России и Ассоциации искусствоведов, [email protected], SPIN-код (Science Index): 7738-9340.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Information about the author

Anastasia Sergeevna Sirenko, Cand. Sc. (Art History), Senior Researcher at the Department of Painting of the 1st half of the 20th century, the State Tretyakov Gallery, Moscow, Russian Federation. Member of the Union of Artists of Russia and the Art Critics and Art Historians Association (AIS), [email protected], SPIN-code (Science Index): 7738-9340.

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. The author declares that there is no conflict of interest.

Статья поступила в редакцию 29.08.2024; одобрена после рецензирования 11.11.2024; принята к публикации 13.11.2024.

The article was received by the editorial board on 29 August 2024; approved after reviewing on 11 November 2024; accepted for publication on 13 November 2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.