Научная статья на тему 'Н. П. Огарев: автобиографическая публицистика в стихах'

Н. П. Огарев: автобиографическая публицистика в стихах Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY-NC-ND
364
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОБИОГРАФИЯ / AUTOBIOGRAPHY / ПУБЛИЦИСТИКА / PUBLICISM / Н.П. ОГАРЕВ / N.P. OGAREV / ЛИРИКА / LYRICS / АВТОБИОГРАФИЧЕСКАЯ ЛИРИКА / AUTOBIOGRAPHICAL LYRICS / ИСТОРИЯ ПУБЛИЦИСТИКИ / HISTORY OF PUBLICISM

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Волошина Светлана Михайловна

В статье рассматривается нетривиальный аспект автобиографической публицистики на материале текстов Н.П. Огарева корпус его «стихотворных» автобиографических произведений. Анализируется их культурно-исторический контекст, делается вывод о сохранении в рассматриваемых текстах всех основных характеристик и особенностей автобиографической публицистики этого автора: программной откровенности и прямоты, гражданского пафоса, тонкого психологического анализа и отражения всего спектра научных, философских и практических увлечений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

N.P. Ogarev: an autobiographic publicism in verse

The article considers non-trivial aspect of an autobiographic publicism by the material of N.P. Ogarev’s texts the set of his poetic autobiographic works. There is an analysis of their cultural and historical context and a conclusion that the considered texts contain all the characteristic features of that author’s autobiographic publicistic work, such as his manifested sincerity and directness, citizenly pathos, in-depth psychological analysis and practical interests.

Текст научной работы на тему «Н. П. Огарев: автобиографическая публицистика в стихах»

С.М. Волошина

Н.П. ОГАРЕВ: АВТОБИОГРАФИЧЕСКАЯ ПУБЛИЦИСТИКА В СТИХАХ

В статье рассматривается нетривиальный аспект автобиографической публицистики на материале текстов Н.П. Огарева - корпус его «стихотворных» автобиографических произведений. Анализируется их культурно-исторический контекст, делается вывод о сохранении в рассматриваемых текстах всех основных характеристик и особенностей автобиографической публицистики этого автора: программной откровенности и прямоты, гражданского пафоса, тонкого психологического анализа и отражения всего спектра научных, философских и практических увлечений.

Ключевые слова: автобиография, публицистика, Н.П. Огарев, лирика, автобиографическая лирика, история публицистики.

Автобиографическое (и публицистическое) наследие Н.П. Огарева1 уникально тем, что внушительный корпус его работ подобного рода выполнен в, условно говоря, стихотворном виде: лирические зарисовки, поэмы, стихотворения на случай, дружеские послания. Совпадение трех, казалось бы, совершенно разноплановых по целям, формам и содержанию областей литературы дает экзотическое, но интересное для анализа образование, в котором в равной степени проявились аспекты личности Огарева - художника и общественного деятеля. «Поэт, поэт истинный», увлекающийся философией, науками, искусством, социально-общественными идеями и приложением их непосредственно к жизни, ощущавший постоянную потребность «рассказывать себя», естественным образом делал это в стихотворной форме. «Кажется, пятистопный ямб - дело человеческое», - выражал ближайший друг и единомышленник А.И. Герцен идею, справедливую для Огарева в еще большей степени.

© Волошина С.М., 2015

«Рифмованной» автобиографической публицистике Огарева присущи те же «родовые» черты, что и его традиционно-прозаическим текстам, прежде всего - особое взаимоотношение их с действительностью. Это не только (и не столько) фиксация событий индивидуальной жизни и рефлексии, но и (во многом прямая, неадаптированная) проекция жизни общественной: истории идей, научных, философских веяний, экономических и социальных событий. Кроме того, в более или менее открытой форме манифестированная гражданская, социальная, политическая (например, в отношении Польши) и программно-личная позиция.

Безусловно, далеко не все произведения подобного рода появлялись в печати из-за цензуры, однако ходили в списках и были известны читателям. Большинство программных произведений Огарева увидело свет позже, в «Полярной звезде» (так, поэма «Господин» вышла в 1857 г., «Кавказские воды» - в 1861 г.), первые две части поэмы «Юмор» вышли отдельной книгой в Лондоне в 1857 г.

Еще одна отличительная особенность мемуарного (в том числе, стихотворного) наследия Огарева - предельная, исповедальная искренность. Огарев вообще часто использует слово «исповедь» и как название автобиографических отрывков, и как их жанровое определение («Моя исповедь», «Исповедь», «Исповедь лишнего человека»). Установка на искренность, а также медицинская точность записей душевных движений служили автору материалом для последующего самоанализа. Анализ и понимание психологических глубин, фиксирование их на бумаге, точная вербализация оттенков чувств были необходимы ему как поэту, в то время как Огарев-исследователь пытался найти физиологические, вполне материалистические причины тех или иных эмоций и поступков. «Я хочу посмотреть, каким образом это животное, которое называют Н. Огарев, вышло именно таким, а не иным, в чем состояло его физиолого-патологическое развитие, из каких данных, внутренних и внешних, оно складывалось и еще будет недолгое время складываться», - писал Огарев в «Моей исповеди»2. Эта целевая установка распространялась в равной степени и на его прозаические, и на лирические произведения. «...Откуда же бралась вся эта жесткость? / Как объяснить?.. Среда да организм. / Безвольное движение поступков! / А там пришло сознание греха.» (2, 256) -вот типичный образчик рефлексии Огарева - полупозитивиста, полугероя Ф.М. Достоевского.

Вера в то, что человеческую жизнь можно разложить на «простейшие начала», логически вывести закономерности характера и

поступков из особенностей развития, типологизировать свой уникальный опыт как опыт современников, - все это превращает лирические мемуарные записи Огарева в произведения публицистические.

...Стремилась мысль к своей заветной цели. И я в рядах событий и вещей Следил их формулу.. Иного званья Без вымыслов признать не может ум. (2, 252) -

несколько коряво формулировал мысль автора лирический герой поэмы «Исповедь лишнего человека» (1858-1859).

Точное совпадение героя стихотворений с личностью автора также приближает немалую часть поэзии Огарева к публицистике. В них выступает не столько лирический герой, образ и мировоззрение которого объединяет цикл или же отдельные стихотворения, а непосредственно автор, выбравший для автобиографических заметок стихотворную форму.

Поясняя особенности определения «лирического героя», Л.Я. Гинзбург отмечает: «.этот лирический двойник, эта живая личность поэта отнюдь не является эмпирической, биографической личностью, взятой во всей противоречивой полноте и хаотичности своих проявлений»3. «Принцип» лирики Огарева контрастно нарушает эту характеристику: его лирическое «я» как раз максимально тесно связано с «биографической личностью», вплоть до мельчайших ежедневных подробностей и единичных проявлений, во всей «полноте и хаотичности».

Прочитанные последовательно, с поправками на хронологию, стихотворные произведения Огарева вполне могут составить полную его автобиографию, со всеми необходимыми программными акцентами и центральными событиями личной и общественной жизни: от предков автора, его рождения и до самого преклонного возраста. При этом значительно разнится и масштаб этих событий: от попыток охватить всю прожитую жизнь и дать ей оценку - до поденных записей мельчайших происшествий.

Огарев предъявляет к себе суровые этические и гражданские требования, часто сопоставляя размах и высоту юношеских стремлений - и последующие реалии с неизбежными «поправками» косной материи. Результат видится часто печальным: «И жалок мне мой прошлый путь! / Я много ль истине дал ходу, / Свершил ли я хоть что-нибудь?», «Что ж я?.. споткнувшийся пророк / Или так. распутный старичок?» («Юмор»: 2,69).

.мы - дети декабристов И мира нового ученики, Ученики Фурье и Сен-Симона -Мы поклялись, что посвятим всю жизнь Народу и его освобожденью, Основою положим социализм <...> И что ж потом? что ж вышло? - Ничего! («Исповедь лишнего человека»: 2, 252-253).

Подчас несоответствие «мечтаемому» образу видится автору почти трагическим, и ирония здесь лишь усугубляет ощущение провала:

Напиваясь брагой кроткой, Напиваяся вином, Напиваясь просто водкой, Шел я жизненным путем. И сломал себе я ногу, И, хромающий поэт, Все же дожил понемногу До шестидесяти лет4.

Огарев - поэт меланхолического тона, жизнь - как личная, так и общественная - печальна и полна боли, в лирике он редко доходит до трагизма. Лирико-автобиографический посыл Огарева вполне укладывается в известную формулу разочарования в поколении и современной истории, выдвинутой другом Герценом: «Наше историческое призвание, наше деяние в том и состоит, что мы нашим разочарованием, нашим страданием доходим до смирения и покорности перед истиной и избавляем от этих скорбей следующие поколения. Нами человечество протрезвляется, мы его спохмелье, мы его боли родов...»5.

Немалую долю в рассматриваемом корпусе текстов Огарева занимают автобиографические стихотворения, аккуратно передающие события жизни автора и его окружения, а также их культурно-исторический контекст и авторский комментарий. Такова программная поэма «Юмор» (1840-1841 - две первые части, от фр. humeur - настроение), которую исследователь творчества Огарева В.А. Путинцев назвал «своеобразным поэтическим дневником того времени».

В поэме есть и воспоминания детства, и хронология событий за 1840-1841 гг., в том числе поездка в Петербург для получения

паспорта («Я еду завтра. Может быть, / Меня отпустят за границу...») (2, 33), первые впечатления от столицы, планировавшаяся поездка на Кавказ в 1840 г. (2, 17). Упоминаются и сложности с получением заграничного паспорта, и полицейский надзор -с «фирменным» мягким огаревским юмором:

Ах, если б можно было мне Поездить наконец по воле, В любимой южной стороне! <...> Но я в России, милый друг, Как жук, привязанный за ножку, Могу летать себе вокруг И недалеко и немножко; А нить не вытащишь из рук. Что значит жук - простая мошка В сравненьи с толстым пауком В мундире светлоголубом? (2, 26).

Упомянуты ссылка М.Ю. Лермонтова после дуэли с Барантом (апрель - май 1840 г.) и статья В.Г. Белинского о «Герое нашего времени» (июнь - июль 1840 г.). Огарев высказывается и на политические темы, сочувствует Польше:

Везде сидит орел двуглавый, Над жертвой крылья распустив И когти хищные вонзив. Мне жалко жертву. (2, 62).

Есть в поэме и некоторый гражданский пафос, порой доходящий до радикализма:

Есть к массам у меня любовь, И в сердце злоба Робеспьера. Я гильотину ввел бы вновь. Вот исправительная мера! Но нет ее, и только в них Могу я бросить желчный стих.

Примечательно, что в своей философской, рефлектирующей лирике Огарев применяет те же методы (естественнонаучные, условно-психоаналитические), что и в прозе, и даже включает в стихотворные произведения ту же научную терминологию, что и в

прозаические отрывки («Нельзя идти, стремясь к добру, / На труд общественного дела, / Поэтизируя хандру.» (2,75)).

Третья часть поэмы, написанная в 1867-1868 гг., резко отличается от первых двух, гораздо более «политизирована» и публицистична: в ней немало программных заявлений о положении в России («Вы верите, что юный царь / Есть, так сказать, освободитель?» (2, 71)) и мрачных лирических излияний на гражданские темы («Ряд смертей и погребений - / Все бесследно в мгле пустой» (2, 74)).

Некоторые автобиографические стихотворения Огарева имеют совсем иной масштаб - порой это даже не просто поденные записи, а почасовые хроники событий, сохраняющие, однако, авторский комментарий и рационально-философские рассуждения на «вечные» темы. Таковы, например, «Настоящее и думы (письма к Герцену)» -стихотворные зарисовки, написанные в 1863 г. во время болезни Лизы, дочери Н.А. Тучковой-Огаревой и А.И. Герцена (официально - Огарева). Вновь Огарев стремится к синтезу разноплановых тем: страх за ребенка и подробный медицинский анализ соседствуют с атеистическими философскими замечаниями, снами и бытовыми описаниями характера и действий Тучковой-Огаревой.

.Мой ужас прост: мое дитя больное В соседней комнате. Малейший звук Я слушаю сквозь веянье ночное, И жду беды, и чувствую испуг <...> Природа (иль - по-древнему - натура) -Ни мать, ни мачеха, а просто дура. Родит себе и рушит наповал, И все равно ей - смерть или родины; А человек в ней цели отыскал И умные последствия причины... (1, 373-374).

Точные автобиографические детали и социальный публицистический подтекст заметны даже в стихотворениях устойчивого жанра - элегиях, дружеских посланиях («<А.А.> Тучкову (21-го июля)» (1839), «Отцу» (1839), «Лизе» (1860)), даже в лирике «некрасовского образца». Таково, например, стихотворение:

Безлунной ночью плыл труп по реке <.> .Я знаю, чей плыл это труп молодой, -Труп женщины, рушенной горькой бедой. Не выдержал мозг - столько жизнь не легка, -Ее утопила любовь да тоска.

Это не обобщенный образ обманутой и брошенной женщины, от отчаяния и нищеты решившейся на самоубийство, но запись о некой Шарлотте Хадсон - бывшей возлюбленной сына Герцена Саши, родившей от него ребенка, позже жившей в доме малосимпатичной подруги Огарева, «падшего, но немилого создания» Мэри Сеттерленд, и от тяжелой жизни покончившей с собой.

Помимо «Юмора», к основным автобиографическим стихотворным запискам Огарева можно отнести поэмы «Тюрьма», «Деревня» и «Господин», а также лирический цикл «Buch der Liebe».

Поэма «Тюрьма (Отрывок из моих воспоминаний)» (18571858) была написана Огаревым о событиях 1834 г. - аресте его и группы товарищей (в том числе Герцена) по делу «О лицах, певших в Москве пасквильные стихи». Стихов ни он, ни Герцен не пели, а «дело» было организовано полицией, однако арест, последующее заключение и ссылка были настоящими.

Автор и через четверть века помнит мельчайшие детали тюремной обстановки («Там было комнат пять - едва / В длину ше-сти-семиаршинных» (2, 208)) и всех посетителей - даже работниц у казарм. В тюрьме, судя по поэме, было не так уж плохо, к тому же здесь впервые юный борец за права народа ощутил с этим народом взаимное братское чувство:

.И сам фельдфебель обнял братски. Я был им брат, был им родной <.> .Новой силой

Я был исполнен. Миг святой!

То было тайное сознанье,

Что я народу не чужой! -

Что мне тюрьма и что изгнанье?.. (2, 214).

И Огарев, и Герцен рассматривали заключение как дело в общем благое, окончательно сформировавшее их гражданское и политическое мировоззрение и позицию.

Себя юношу Огарев рисует как молодого «борца», рефренно повторяя «в библии гадал, / Чтоб вышли мне по воле рока / И жизнь, и скорбь, и смерть пророка» (2, 212). Это знаковое сближение судьбы поэта и пламенного приверженца новой религии: здесь Огарев затрагивает один из своих любимых образов - последователя раннего христианства, готового погибнуть за новую религию.

Особое место среди автобиографических произведений Огарева занимает лирический цикл «Buch der Liebe» (1841-1844) -45 стихотворений, большая часть которых была написана во время

путешествия по Европе. Эти лирические монологи - послания к Евдокии («Душеньке») Сухово-Кобылиной, младшей сестре известного драматурга, московской светской красавице, предмету его нежной, но тайной любви.

Стихотворения-монологи, входящие в цикл, автобиографичны (а также - «автогеографичны»), по ним можно проследить передвижения автора (Пиза - Флоренция - Ливорно - Рим и окрестности - Неаполь - Генуя - Берлин), точные лирические зарисовки тончайших оттенков чувства: «.все перемены, которым оно подвергалось, прослежены Огаревым от даты к дате и нашли свое выражение в его искренних автобиографических признаниях»6.

Одними из лучших образцов экзотического жанра лирической автобиографической публицистики можно назвать поэмы «Деревня» и «Господин». Обе поэмы, написанные в «акшенский» период («Деревня» - в 1847 г., «Господин» - в конце 1840-х годов), схожи как по форме: они написаны под явным влиянием «Евгения Онегина», так и по автобиографической основе: молодой помещик приезжает в поместье, где часто проводил лето в детстве, с целью коренных преобразований в экономике именья и улучшения жизни крестьян. Точно описаны и интерьер господского дома, и важные для Огарева сквозные темы всего его творчества: любви и ощущения себя «лишним человеком», обремененным чувством вины за праздную жизнь:

Он начал думать о себе, О том, что молодость проходит, А он одно в своей судьбе праздношатание находит. (2,106).

Цель героев благая: они едут в деревню,

Чтоб дело делать в этом мире: Начать воспитывать крестьян, В их нравах сделать улучшенья, Зерно ума и просвещенья Посеять в глушь далеких стран (2,107).

В краткой предыстории героев есть точные совпадения с фактами биографии Огарева: там есть и «ласки граций покупных», и «вин и водок чуть не море», и посещение лекций и галерей во время путешествия в Европу («Филологии, медицине, / Всему учась во всех странах.» (2, 86)), и тайная любовь - явный намек на Евдокию-Душеньку Сухово-Кобылину («<.> слишком трудно, безнадежно / Он любит вот уже пять лет» (2,108)).

Однако и работа заводов (винокуренного, сахарного и писчебумажной фабрики), и попытки преобразований крепостных в вольнонаемных работников потерпели неудачу, заводы прибыли не давали, а крестьяне и мастера на воле работали так же неохотно, как и в крепости. Огарев оказался банкротом и вместе с незаконной женой, юной Н.А. Тучковой, стал хлопотать об отъезде за границу.

Финалы поэм представляют нечто вроде «экстраполяции» судьбы Огарева, который как будто продумывал возможные варианты дальнейшей жизни и действий.

Главный герой поэмы «Господин» Андрей Потапыч поначалу пытается проводить в имении реформы, однако скоро устает, «опускается», заводит любовницу из дворовых девок, ограниченную и жестокую, и спивается. Будучи подвержен несчастной склонности к алкоголю, Огарев вполне осознавал подобный вариант развития событий.

В «Деревне» Огарев визионерски пророчествует о собственном будущем. Разочаровавшись в возможности непосредственных изменений на родине («Я только на пустынный труд / Растрачу силу и отвагу. / Один не изменю я ход, / Который избрали: народ, / Его правительство и барство (2, 104)), он говорит о будущей эмиграции и антиправительственной пропаганде: «Уйду, чтоб в каждое мгновенье / В стране чужой я мог казнить / Мою страну, где больно жить.» (2, 104), «Я стану в чуждой стороне / Порядок, ненавистный мне, / Клеймить изустно и пе-чатно» (2, 105)).

С 1847 г. до отъезда за границу - к Герцену в Лондон - Огарев пишет множество разрозненных автобиографических стихотворений, по которым можно проследить канву основных событий в его личной жизни тех лет и узнать лирические размышления автора по их поводу. Так, в стихотворении «Искандеру» отразился мировоззренческий разрыв с друзьями, произошедший в 1847 г. на даче Герцена в Соколове: «Я правды речь вел строго в дружном круге - / Ушли друзья в младенческом испуге» (1, 244).

Характерно, что у любвеобильного Огарева почти нет любовных посланий Н.А. Тучковой - возможно, чувство к ней было во многом «программным» (косвенным подтверждением тому было предложение фиктивного брака) и сменилось скукой и быстрым разочарованием. Одно из немногих - «К Н.<А.Тучковой>» (1850-е) - больше походит на революционную песнь, чем на послание любимой, соединение с которой состоялось, несмотря на условности общества:

На наш союз святой и вольный -Я знаю - с злобою тупой Взирает свет самодовольный, Бродя обычной колеей <.> С улыбкой грустного презренья Мы вступим в долгую борьбу, И твердо вытерпим гоненья. (1, 257).

Начиная с этого периода большинство автобиографических записей (как стихотворных, так и остальных) отличаются глубоким пессимизмом, унынием, в лучшем случае - горькой иронией.

Так, сбежав в Крым в 1853 г., Огарев пишет стихотворение «Сплин» с пометкой «Посвящено Н.<А. Тучковой>»: печальная осень, смерти и утрата друзей - его лейтмотивы.

Полны пессимизма и стихотворение «Немногим» - на отъезд из России (1, 289), и «И<сканде>ру» (1856), написанное по приезде в Лондон на встречу с лучшим другом. Огарев сетует на изменения в здоровье:

.Но годы уж не те! И кровь напитком жгучим Бесплодно в жилах разогрев, Уже мы не пойдем в волнении могучем На праздник сладострастных дев (1, 292).

Во время эмиграции, с конца 1850-х годов, заметна смена тематики и пафоса стихотворений Огарева: почти исчезают упоминания о событиях личной жизни, и автобиографическая публицистика превращается просто в публицистические зарисовки, памфлеты и политические воззвания. Показательно, что с этого же времени основное автобиографическое произведение Герцена «Былое и думы» (части У1-УШ) также практически утрачивает «личную» составляющую, полностью концентрируясь на публицистике. Общее «личное» друзей и единомышленников более не существовало в единении с историческим и гражданским «общим» и не подлежало огласке.

Примечания

Подробнее о жанре автобиографической публицистики см.: Одесский М.П. Автобиографическая публицистика М.А. Бакунина и идеология «славянской взаимности» // Вестник РГГУ. 2012. № 13 (93). Серия «Филологические науки. Журналистика. Литературная критика». С. 153-170. О своеобразии

автобиографической публицистики А.И. Герцена и В.С. Печерина см. статьи: Волошина С.М. Художественное своеобразие публицистики А.И. Герцена: Приемы контраста и метафоры // Там же. 2011 № 6 (68). Серия «Журналистика. Литературная критика». С. 180-188; Волошина С.М. Проблема жизнетворчества в автобиографической публицистике В.С. Печерина: («Замогильные записки» и роман Ж. Санд «Спиридион») // Там же. 2012. № 13 (93). С. 171-182. Огарев Н.П. Избранные произведения: В 2 т. / Вступ. ст. В.А. Путинцева, подгот. текста и примеч. Н.М. Гайденкова. М.: ГИХЛ, 1956. Т. 1: Стихотворения; Т. 2: Поэмы. Проза. Литературно-критические статьи. С. 392. В дальнейшем ссылки на это издание даются в тексте с указанием номера тома и страницы. Гинзбург Л.Я. О лирике. М.: Интрада, 1997. С. 161.

Неизданные и несобранные произведения Огарева / Вступ. ст., публ. и коммент. Я. Черняка // Литературное наследство. М.: Изд-во АН СССР, 1953. Т. 61.

С. 646.

Герцен А.И. Былое и думы. 1852-1868. Часть V // Герцен А.И. Собр. соч.: В 30 т. М.: Изд-во АН СССР, 1954-1965. Т. 10. С. 122. Там же. С. 649.

2

5

6

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.