Л. И. Тараканова
Н. О. ЛОССКИЙ ОБ ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЯХ ХАРАКТЕРА РУССКОГО ЧЕЛОВЕКА
Работа представлена кафедрой психологии
Арзамасского государственного педагогического института им. А. П. Гайдара.
Научный руководитель - доктор психологических наук, профессор Е. С. Минькова
В статье решается важная задача - с современных позиций проанализировать и оценить научный вклад Н. О. Лосского как наиболее яркого представителя религиозно-философского направления в отечественной психологии в трактовку одной из самых сложных категорий в психологии - категории характера. Решение этой проблемы в научном наследии блестящего мыслителя Н. О. Лосского позволяет по-новому взглянуть на многие существующие сегодня вопросы и проблемы, связанные с категорией характера.
The author of the article analyses from the modern positions and estimates scientific contribution of N. Lossky, considered as the brightest representative of the religious-philosophical direction in the domestic psychology, into interpretation of one of the most complex categories in psychology - the category of character. Decision of this problem in the scientific heritage of the brilliant thinker N. Lossky allows reconsideration of many questions existing today and problems connected with the category of character.
Видным представителем философско-религиозного направления русской психологии является Николай Онуфриевич Лос-ский (1870-1965) - известный создатель своеобразной философской системы, психолог, один из основоположников интуитивизма, оригинальный логик и методолог науки, глубокий знаток духовных достижений мировой цивилизации, профессор Санкт-Петербургского университета. Особый интерес Н. О. Лосский проявлял к исследованию этнопсихологических особенностей характера русского человека. Этой проблематике посвящен целый ряд работ Н. О. Лосского: «Нравственная личность Толстого» (1911); «Л. Н. Толстой как художник и мыслитель» (1928); «Гений Пушкина» (1937); «Достоевский и его христианское миропонимание» (1953); «Характер русского народа» (1957); «Война и мир» Толстого и «Доктор Живаго» Пастернака (1960) и др. Н. О. Лосский поднял важную проблему противоречий национальной самоидентификации русского человека. Психологи-
ческий анализ основных черт русского на -ционального характера Н. О. Лосский проводил на материале творчества великих русских писателей и поэтов - А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого иФ. М. Достоевского. Русская литература послужила Н. О. Лосскому эмпирической базой его оригинального этнопсихологического исследования.
В своем исследовании Н. О. Лосский имел в виду душу отдельных русских людей, а не душу русской нации, как целого, так как характер души общественного целого может иногда или в некоторых отношениях глубоко отличаться от характера людей, входящих в него. Однако некоторые свойства характера отдельных лиц, входящих в общественное целое, принадлежат также и этому целому, поэтому Н. О. Лосский рассматривал свойства русского характера применительно не только к отдельному человеку, но и к России в целом.
Рассуждая над проблемой особенностей национального характера, Н. О. Лосский писал, что дать детальное описание пси-
хологии того или иного народа трудно, поскольку «основные общие свойства человечности присущи каждому народу и при том так, что каждый народ, как целое, совмещает в себе пары противоположностей. Например, русскому народу присущи религиозный мистицизм и земной реализм. Русский религиозный мистицизм теоретически выражается, например, в наше время в пышном расцвете русской религиозно-философской литературы, а реализм в не менее широком распространении материализма и позитивизма и т. п. направлений. Сочетание таких противоположностей имеется, конечно, не только у русских, но и у французов, немцев, англичан; однако, -подчеркивает Н. О. Лосский, - у каждого из народов это осуществляется “по-своему”, и вот это-то “по-своему” только приблизительно выразимо в понятиях. Особенно интересно найти ту основу, из которой у народа вырастают пары противополож-ных свойств так, что органическая цельность народа не нарушается»1. Более глубоко понять особенности характера нации, народа, по убеждению Н. О. Лосского, возможно не просто с помощью рационального анализа его основных черт, но еще и с помощью некой личной интуиции человека , являющегося живой частью этого целого, любящего и искренне пытающегося понять своих соплеменников. Вероятно, это убеждение и послужило причиной анализа русского характера через анализ творчества Ф. М. Достоевского, поскольку Н. О. Лосский считал, что «Достоевский любил русский народ индивидуально личною любовью»2, был неравнодушен ко всем его проявлениям.
Под характером Н. О. Лосский понимал всю совокупность особенностей данной личности, отличающую ее от других личностей. Поднимая важнейший для всей характерологии вопрос о том, какие свойства личности следует признать существенными, мыслитель считал, что ответ на него
заключается в учении о «Я». «Я» есть субстанция, непосредственно сознающая все свои состояния, как свои акты. Чтобы узнать самые существенные черты личности, те двигатели, которыми определяется вся ее жизнь, нужно определить, какие стремления для нее первоначальны, какие цели имеют для нее самодовлеющее значение. Узнать такие самодовлеющие цели данной личности, это значит определить, чем жив человек3. Характер, считал Н. О. Лосский, есть совокупность стойких свойств индивидуума, выразимых в системе отвлеченных понятий: властолюбивый, смелый, решительный, жестокий и т. д. или добродушный, робкий, застенчивый и т. д. Совокупность таких свойств образует то, что составляет природу данной личности и может быть названо эмпирическим характером. В действительности человеческое «Я» как субстанция, т. е. как конкретно-идеальное начало, неисчерпаемо и не выразимо ни в какой системе отвлеченных понятий не только вследствие бесконечного множества их, но еще и в силу более высокого, принципиального основания. Именно потому, что конкретно-идеальное ядро личности стоит выше отвлеченных определенностей, оно несоизмеримо с ними: я имею способности, наклонности и т. п., я обладаю характером, но я не «есмь» сумма способностей, не «есмь» характер, я поднимаюсь над этою ограниченною сферою и принадлежу к более высокому царству бытия4. В работе «Основные учения психологии с точки зрения волюнтаризма» термин «личность» используется преимущественно в рамках представленного наброска характерологии. Особенно часто термин «личность» употребляется здесь в контекстах, связанных с независимостью человека от его характера, телесных свойств, от его прошлого. Поскольку «Я», личность определяются как система стремлений, или целестремительных актов, возникает вопрос о целях деятельности, связанный с темой
свойств, качеств человека. Так, возвращаясь - на новом уровне - к проблемам, поднятым в «Основных понятиях психологии...», Н. О. Лосский рассуждал о свободе индивида от его эмпирического ха -рактера.
На основе исходного различения «моего» и «данного мне» Н. О. Лосский создал классификацию характеров: в душевной жизни одних преобладают «физические» данные элементы и поступки, обусловленные прямо или косвенно физическими «данными» стремлениями; в жизни других преобладают «мои» элементы и поступки, обусловленные исключительно «моими» стремлениями; у третьих преобладают сверхличные «данные» элементы и поступки, прямо или косвенно обусловленные сверхличными «данными» стремлениями. Характеры первого типа можно назвать чувственными, характеры второго типа -эгоцентрическими, а характеры третьего типа - сверхличными5.
По мнению Н. О. Лосского, характер каждого народа совмещает в себе пары противоположностей (морально положительные и морально отрицательные качества). Ученый выделял следующие основные пер -вичные черты характера русского народа: религиозность и связанное с ней искание абсолютного добра; способность к высоким формам опыта; большая сила воли; максимализм и одновременно леность и пассивность; свобода духа; искание высших ценностей жизни и тут же склонность к анархии; нигилизм (у интеллигенции) и хулиганство (у простого народа); доброта и жестокость; даровитость русского народа и недостаток средней области культуры ит. д.
Н. О. Лосский стремился найти основу, из которой у народа видны пары противоположных свойств, но при этом, чтобы органическая целостность народа не разрушалась . Этой основой у мыслителя выступа -ет религиозность и связанное с нею искание
абсолютного добра, которое осуществимо лишь в Царстве Божьем, основывающаяся на способности русского народа к высоким формам опыта. По мнению Н. О. Лосского, особенность религиозности народа в православии обнаруживается в лице почитаемых народом русских странниках, паломниках по святым местам. Он отмечал, что в XIX в. религиозность народа выразилась в великой литературе, которая заставляет задуматься над религиозным оправданием культуры и показывает спасение, избавление от зла, ужаса жизни для человеческой личности, народа, человечества, мира. Для Н. О. Лосского религиозность - это не состояние духовной жизни народа в тот или иной исторический период, а центральное, неизменное качество русского народа. Как отмечал Н. О. Лосский, русский человек никогда не перестает искать совершенного добра и «обладает особенно чутким различием добра и зла» в отличие от других народов. В душе русского человека есть сила, влекущая его к добру и осуждающая зло, - голос совести. Мыслитель продолжал традиции славянофилов Киреевского, Хомякова, Аксакова, которые также считали, что русский народ является исключительным явлением всемирной истории, поскольку обладает чертами характера, отсутствующими у других народов.
Русский народ религиозен по своему типу и душевной структуре. Атеизм, нигилизм, материализм приобретают в России религиозную окраску, которая выражается в поиске человеком смысла жизни, Бога, Божьей правды. Даже с утратой христианской идеи Царства Божьего, став атеистом, русский человек сохраняет стремление к совершенному добру (искание социальной справедливости русскими революционерами и т. д.). Важнейшее выражение характера религиозности русского народа осуществлено в Русской православной церкви. Русское православие сосредоточено на эс-
хатологии, на стремлении к Царству Божьему, к сверхземному абсолютному добру. Н. О. Лосский обратил внимание на то, что Бог не сотворил человека с данными качествами характера, а человек сам свободно вырабатывает эти качества характера и сохраняет их до тех пор, пока соответствующие ему качества его деятельности удов лет -воряют его. Человек, обладая сверхкаче-ственной творческой силой, свободен и от своего характера в том смысле, что может осудить какую-либо сторону его или вообще пожелать изменения и начать работу преобразования характера. Этот труд самовоспитания зачастую очень тяжелый и медленный. Окончательное освобождение от какой-либо глубоко укоренившейся черты характера, особенно той, которая связана со всем строением тела, иногда достигается только в момент смерти. Но важно то, что, согласно свойствам моего «Я» как субстанционального деятеля, характер зависит от человека, а не человек от характера. Бог сотворил мир только как совокупность субстанциальных деятелей, наделенных сверкачественной творческой силой, и предоставил им самим свободно вырабатывать тип жизни.
В русском характере много недостатков, которые могут привести к расстрой -ству (иногда весьма опасному) общественной жизни: максимализм, экстремизм, не-выработанность характера, отсутствие дисциплины, дерзкое испытание ценностей, анархизм, чрезмерность критики. Однако следует отметить, по мнению Н. О. Лосского, что все эти отрицательные черты вторичны, они являются лишь оборотной стороной основных первичных свойств русского характера.
Н. О. Лосский отмечал сложность проблемы изучения психологии народа. Он показал характер русского народа через призму его положительных и отрицательных качеств, выделив религиозность как главную и неизменную черту характера. Исследование Н. О. Лосским этнопсихологических основ характера не потеряло своей актуальности и представляет научный интерес и в настоящее время. Следует согласиться с мнением ученика Н. О. Лосского С. А. Левицкого о том, что работы его учителя служат своеобразным путеводителем для тех, кто стремится постичь «тайны русской души».
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Лосский Н. О. Достоевский и его христианское миропонимание. Нью Йорк, 1953. С. 366.
2 Там же. С. 367.
3 Лосский Н. О. Основные учения психологии с точки зрения волюнтаризма. СПб., 1903. С. 268. 4Лосский Н. О. Свобода воли // Избранное. М., 1991. С. 543-544. (Из истории отечественной
философской мысли.)
5 Лосский Н. О. Основные учения психологии с точки зрения волюнтаризма. С. 269, 271.