КУЛЬТУРА АНТИЧНОЙ ЭПОХИ, СРЕДНИХ ВЕКОВ И НАЧАЛА НОВОГО ВРЕМЕНИ
Н.И. Шульгин
проблемы и противоречия возрожденческого гуманизма*
Появление и утверждение термина «гуманизм» связывают с эпохой Возрождения, ибо как система взглядов он формируется именно в эту эпоху. Гуманизм определяется в трех смыслах: 1) движение образованных людей, объединенное изучением и комментированием памятников древнеклассической латинской литературы; 2) особый тип философского мировоззрения, в центре которого человек с его земными делами и свершениями; 3) человеколюбие, гуманность как основной принцип отношения человека к человеку (с. 145-146).
Гуманисты Х1У-ХУ вв. противопоставляли богословско-схоластическому знанию, религиозному аскетизму и унижению человека идеал свободной всесторонне развитой личности. Джо-ванни Пико делла Мирандола, Савонарола, Эразм Роттердамский стремились возродить дух Евангелия, дух свободы, терпимости, любви, уважения к личности. Именно эту линию в Ренессансе частично предвосхитил Данте, пишет русский священник и философ Александр Мень.
Гуманисты осуществляли синтез христианской веры и античной мудрости. Важнейшей из их идей был антропоцентризм, т.е. учение о том, что мироздание существует исключительно
* Шульгин Н.И. Проблемы и противоречия возрожденческого гуманизма // Русская культура: история и современность. - Рубцовск, 2007. - Ч. 1. - С. 144-150.
Н.И. Шульгин
ради человека, ради его блага. Именно об этом писал в XV в. Дж. Манетти. Гуманизм стал культом творческой индивидуальности. М. Фичино писал в связи с этим, что «человек не желает ни высшего, ни равного себе и не допускает, чтобы существовало над ним что-нибудь, не зависящее от его власти» (цит. по: с. 147). Однако, как пишет А.Ф. Лосев, разгул страстей в возрожденческой Италии достигает невероятных размеров. Распущенностью и развратом прославились многие князья, купцы, церковные деятели, причем «честолюбие, корыстолюбие и развращенность этих людей сочетались с блестящими дарованиями и энергией, а главным движителем была страсть к жизненному самоутверждению любыми средствами» (с. 147).
В возрожденческом индивидуализме с его лозунгом «делай, что хочешь» идея творческой свободы человека перерастает «в макиавеллевские призывы пинать фортуну ногами, <...> то есть открывается путь к безудержному эгоцентризму» (с. 148). В прославлении человека как меры всего сущего проступает противоречие в содержании самого гуманизма. Н.А. Бердяев считал, что гуманизм постепенно отпадал от богопознания и толкал человека на путь титанизма и демонизма. «Гуманизм послушен факту рабства человека у природного мира», - писал Н.А. Бердяев (цит. по: с. 148).
Особый интерес у исследователей эпохи Возрождения вызывал идеал человека, который формировался в рамках этических и этико-религиозных учений, а также в изобразительном искусстве. В развитии гуманистической мысли автор реферируемой статьи отмечает два направления. Дж. Боккаччо, К. Салютати, Б. Фацио и др. развивали религиозно-философскую или философско-идеалисти-ческую традицию, постулируя духовно-идеальное, божественное начало в человеке. Данте, Ф. Петрарка, Пико делла Мирандола и др. выдвигали идеал человека-гражданина. С.Н. Булгаков писал о двух направлениях - религиозном и антирелигиозном, т. е. о религиозно-идеалистическом гуманизме и светском гуманизме.
Гуманизм эпохи Возрождения «как гимн величию, свободе человека, его могуществу впоследствии привел к мировоззренческому крену в сторону самовозвеличивания человека, поклонения самому себе как идолу, распространения культа гедонизма и индивидуализма», - заключает автор статьи (с. 150).
И.Г.