Научная статья на тему 'Н. И. Махно и махновское движение на Украине: мифы и факты'

Н. И. Махно и махновское движение на Украине: мифы и факты Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
3285
374
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Н. И. Махно и махновское движение на Украине: мифы и факты»

Виктор Кшдрашин

Н.И. Махно и махновское движение на Украине: мифы и факты

■р

а V

Одной из самых легендарных и окутанной мифами личностью Гражданской войны является Нестор Иванович Махно - руководитель крестьянского повстанческого движения на Юге Украины в 1918-1921 годах. О его продолжающей жить славе и популярности не только в Украине, но и России убедительно свидетельствуют многочисленные факты: десятки сайтов в интернете, ежегодные шоу на родине батьки в Гуляй-Поле, документальные и художественные фильмы (например, на РТР - «Девять жизней Нестора Махно»), майки с логотипами Махно, песни об атамане в исполнении популярных групп (например, «Любэ»), надписи на заборах (и в других общественных местах) типа «Махно жив» и т.д. В этом ряду два интересных факта из личной жизни автора настоящей статьи. Во время его пребывания в Турции на отдыхе ему пришлось наблюдать интересную картину: чтение одной из многочисленных книг о Махно русским туристом с золотой цепью на груди и явно криминальным прошлым. Весь его облик во время чтения однозначно указывал, что для него Махно являлся реальным авторитетом! Второй факт - это услышанная автором данной статьи реплика одного из пассажиров поезда, сетовавшего на жизнь и в сердцах воскликнувшего: «Махно на них не хватает!».

Откуда такая необычная популярность личности Махно среди современников и на Украине, и в России? На наш взгляд, это не случайно. И сейчас Махно остается для многих из нас символом народного гнева, народной удали, народной справедливости, беспощадной силы, сметающей на своем пути зло, ассоциируемое с государственной властью, в какие бы тоги она не рядилась!

В общественном мнении и историографии прочно утвердился ряд мифов о Махно и его движении. Тезисно остановимся на них и противопоставим им реальные факты. Такая возможность имеется у нас благодаря участию в международном проекте Института российской истории РАН и Московской высшей школы социальных и экономических

наук «Крестьянская революция в России», в рамках которого усилиями российских и украинских историков под руководством автора настоящей статьи и профессора Теодора Шанина из Англии был подготовлен к печати сборник документов «Нестор Махно: Крестьянское движение на Украине в 19191921 гг.» (М.: РОССПЭН, 2006. 1000 с.).

Миф первый. «Махно - это бандит, уголовник, психопат, алкоголик, анархист, а его войско - банда, куда силой загоняли крестьян и куда шли лица, склонные к криминалитету».

Реальные факты. Первый - о том, как советскими историками создавались фальсификации. Широкую известность в литературе приобрел дневник жены Махно Галины Кузьменко, захваченный красными в марте 1920 года. В нем приводился характерный эпизод «насильственной мобилизации» молодых крестьян села Гуляй-Поле, которых махновцы били со словами: «Не берешь винтовку!»1. В обнаруженном нами в РГВА подлинном тексте дневника эта фраза звучит по-другому: «Не берег винтовку!»2. То есть махновцы не загоняли в «банду» крестьян, а наказывали дезертиров, потерявших личное оружие.

Второй факт из указанного дневника. В опубликованном советскими историками тексте переставлена всего лишь одна запятая. Но как изменен смысл! Впоследствии этот эпизод стал основой для знаменитого советского фильма «Александр Пархоменко», где пьяный Махно под гармошку пел очень популярную ныне, ставшую уже народной, песню «Любо братцы, любо...». В советском варианте дневника Кузьменко следующим образом описывался один из эпизодов поведения Махно: «13 марта. Стоим в Успеновке. Батько и сегодня выпил. Говорит очень много, ходит пьяный по улице с гармонией, танцует. Весьма привлекательная картина. На каждом слове неприличное выражение. Наболтавшись и натанцевавшись заснул»3.

В опубликованном нами варианте текст тот же, но запятая стоит в другом месте. И

этот, казалось бы, незначительный факт принципиальным образом меняет содержание. «13 марта. Стоим в Успеновке. Батько и сегодня выпил. Говорит очень много, ходит пьяный по улице, с гармонией танцует...»4. В действительности Махно никогда не играл на музыкальных инструментах. Поэтому в данном случае он, выпивши, шел по селу с гармонистом и приплясывал, что в крестьянской традиции считалось вполне нормальным явлением. В советском же варианте перед нами пьяный хулиган, схвативший гармонь и под несуразные ее звуки пьяными выкриками пугающий народ.

Выявленные нами факты кардинальным образом меняют представление о Махно как «дегенеративной личности». Махно любил играть в шахматы. Так, например, в период работы над книгой об известном полярном капитане и писателе К.С. Бадигине ее автором В.Е. Малязевым были собраны следующие факты. Отец К.С. Бадигина Сергей Константинович служил управляющим имением графини С.П. Дурново в селе Чутово Полтавской губернии, куда однажды прибыл Нестор Махно. Управляющий имением был приговорен батькой к расстрелу. В семье Бадигиных бытует история о том, как жене управляющего удалось спасти от смерти своего мужа: «Махно был большим любителем шахмат. Он сказал: выиграешь у меня партию в шахматы, сохраню жизнь твоему мужу и остальным. Махно партию проиграл и сдержал свое слово. Он приказал накрыть стол для ужина, разрешив всем присоединиться к столу»5.

Махно увлекался историей, географией, литературой. Вот лишь один факт на эту тему - воспоминания француза из корпуса интервентов Стефана Роже, попавшего в плен к Махно и затем опубликовавшего свои впечатления о нем в парижской прессе. Впоследствии они были переданы наркомом иностранных дел РСФСР Г.В. Чичериным В.И. Ленину для ознакомления с личностью Махно, ставшего к 1919 году крупной политической фигурой в Украине. Приведем некоторые отрывки из этих воспоминаний: «Махно - человек среднего роста с телом гибким и нервным, выдающим человека, не занимающемся спортом. Одетый в безыскусную синюю форму, он выглядит одновременно симпатично и представительно. Живые проницательные глаза, в которых читается безграничная смелость и незаурядный ум. Он откидывает волосы назад, открывая таким образом лоб, что де-

лает его более привлекательным и величественным [...]. Он расспрашивал меня обо всех парижских революционерах, так как он знал их работы; Махно знает также большинство идей писателей Франции, и я должен с удовольствием признать, что его оценки верны и справедливы [,..]»6. О том, что Махно действительно знал французскую литературу, свидетельствует девиз его армии: «Один за всех и все за одного». Как известно, это девиз мушкетеров из знаменитого романа А. Дюма.

Последний факт на эту тему - это обстоятельства знакомства Махно с его будущей женой Галиной Кузьменко, работавшей учительницей в сельской школе Гуляй-Поля. Неожиданно для всех Махно решил пойти в библиотеку, находившуюся в этой школе, чтобы найти там книгу со странным названием «Физиогномика»! И искал он ее целенаправленно, поскольку должен был получить знания о психологии человека, которой и посвящалась книга. Накануне Махно пережил сильное потрясение, когда собственноручно расстрелял одного из своих бойцов за ограбление сельского мельника. Отряд Махно заночевал на мельнице, и наутро ее хозяин сообщил атаману, что его ограбили. Махно не поверил, так как речь шла о его ближайших сподвижниках, личной охране. Он пригрозил расстрелять мельника за клевету, если жало- | ба не подтвердится. Выстроив в шеренгу весь ® личный состав, Махно скомандовал «шапки 4 долой» и стал внимательно их осматривать. В * то время большинство бойцов хранили свои | деньги в шапке. У одного из них между бан- > кнотами атаман обнаружил мучную пыль. * Бандит, посягнувший на имущество селяни- 5 на, был лично расстрелян Махно перед всем | строем. Данный факт потряс атамана, так как | расстрелянный боец считался образцовым § повстанцем. И Махно понял, что он плохо | разбирается в людях. Именно поэтому он и 1 пошел в библиотеку за нужной книгой - «Фи- | зиогномикой», посвященной человеческой =: мимике, жестам, по которым можно судить о поведении человека, особенно в период | стресса. Л

В данном контексте следует сказать о а главном. Нестор Иванович Махно восемь лет ^ провел в тюремной камере (Бутырке в Моск- | ве), где его соседом являлся П.А. Аршинов - ^ анархист, который и приобщил бунтаря к ^ чтению. Именно за решеткой Махно получил ¡Ц свое книжное образование7. Это был обыч- Ь

ный тогда путь для человека, вставшего на борьбу с существующей властью.

Миф второй. «Армия Махно - это сборище бандитов, живущих лишь грабежами, не имеющих никаких других целей, выступавших против любой власти». В этом плане показательным является эпизод из известного фильма «Хождение по мукам», снятого по одноименному роману классика советской литературы А. Толстого, когда один из идеологов махновщины сказал приехавшей к батьке делегации большевиков, что «нам не нужны железные дороги», «в будущем по всей земле будут ходить лишь свободные люди и кони», «все будут ездить на тачанках».

Реальные факты. Документы свидетельствуют, что Махно, хоть и был идейным анархистом, то есть противником государства как инструмента насилия нал личностью, но в реальной жизни он не витал в облаках, а выступал с вполне прагматичными идеями. Главной из них была идея народного самоуправления, которую он всеми силами пытался осуществлять на практике с помощью создания «вольных советов» на подконтрольной повстанческой армии территории Украины. Но это была другая «Советская власть», избранная народом, а не назначенная коммунистами. В случае победы над белыми Махно предлагал созвать Всеукраинский съезд сове-§ тов, который должен был решить судьбу Ук® раины. А до этого момента на местах должны ■е- были создаваться «вольные советы», про-Л фсоюзы, кооперативы, с помощью которых I сам народ, а не чиновники-назначенцы, бу-£ дет решать насущные вопросы. Кроме того, = Махно считал необходимым использование

ас

! организационных структур повстанческой

| армии (военных комендатур) для управле-

I ния контролируемой ею территории. Все это

g реально осуществлялось Махно на практи-

| ке. Никакой «анархии» у него не было. Хотя

S и имели место неизбежные эксцессы граж-

J данской войны, особенно в период активной

=: фазы боевых действий. В целом же в Гуляй-Польском районе при Махно жизнь не явля-

| лась каким-то кошмаром для населения, как

lit об этом писали большевистские газеты.

(V

а Вот лишь некоторые факты в подтверж-

_ дение сказанного.

'si Из выступления Махно на II-м Гуляй-

Й Польском районном съезде фронтовиков,

i Советов и подотделов, состоявшегося 12

i февраля 1919 году в с. Гуляй-Поле: «Если то-

!з варищи большевики идут из Великороссии

на Украину помочь нам в тяжелой борьбе с контрреволюцией, мы должны сказать им: "Добро пожаловать, дорогие братья!" Но если они идут сюда с целью монополизировать Украину, мы скажем им: "Руки прочь!" Мы сами сумеем поднять на высоту освобождение трудового крестьянства, сами сумеем устроить себе новую жизнь, где не будет панов, рабов, угнетенных и угнетателей. [...] Собрание голосует: 1) резолюцию, поданную Кузнецовым, причем подавляющим большинством голосов, принимает часть этой резолюции, касающуюся Временного правительства Украины и созыва немедленного Всеукраинско-го съезда Советов раб[очих] и крест[ьянских] депутатов для избрания трудовым народом не правительства, а Совета»8.

Из резолюции данного съезда о земле: «Заслушав доклад о земле, обсудив его всесторонне и находя, что этот вопрос является самым наболевшим в жизни трудового крестьянства России, съезд постановил: земельный вопрос должен быть разрешен во всеук-раинском масштабе на Всеукраинском съезде крестьян на следующих основаниях: вся земля в интересах социализма и борьбы против буржуазии должна перейти в руки трудового крестьянства. Исходя из принципа, что "земля - ничья" и пользоваться ею могут только те, которые трудятся на ней, кто обрабатывает ее - земля должна перейти в пользование трудового крестьянства Украины бесплатно по норме уравнительно-трудовой, т.е. должна обеспечивать потребительную норму на основании приложения собственного труда»9.

Повстанческая армия Махно по своей организации являлась не «бандой», а напоминала регулярную армию, действующую в специфических условиях. Прежде всего, по своей структуре она воспроизводила устройство Красной Армии и дореволюционной русской армии. В ней были все необходимые организационные элементы: штаб, полки, роты, эскадроны, артиллерийский дивизион, авиаотряд с несколькими аэропланами, пулеметная команда, санитарная часть, комендатуры в занятых населенных пунктах и т.д. В то же время она имела и свои особенности.

Во-первых, это система комплектации -она основывалась на принципах добровольности. Исключение делалось в критические моменты (например, летом 1919 года), когда по решению общего съезда повстанцев объявлялась всеобщая мобилизация. Во-вторых, это сильный демократический элемент

в управлении, выражавшийся в процедуре выборов командного состава. В-третьих, идеологический компонент, определяемый необходимостью ведения пропагандистско-агитационной работы в войсках и среди населения. Он выражался в активном участии в движении анархистов, составивших костяк всех идеологических структур Махно (Реввоенсовет, культурная комиссия и т.д.).

В отрядах Махно поддерживалась дисциплина, командованием принимались все возможные меры, чтобы свести к минимуму негативные издержки войны - грабежи мирного населения, пьянство, дезертирство и т.д. Приведем наиболее типичные документы, подтверждающие это.

Из дневника Алексея Чубенко (адъютанта Махно): «[...] Вдруг к Махно пришла какая-то женщина и стала плакать и рассказывать, что один махновец ее ограбил. Тогда Махно сел в тачанку и поехал на место преступления и оттуда привез одного махновца арестованного, которого велел отправить под арест, а потом пошел в арестное помещение, которое находилось около сельского совета, и там же расстрелял этого махновца»10.

Из протокол № 35 заседания военно-революционного совета от 20 октября 1919 года: «[...] Издать приказ по гарнизону г. Алексан-дровска о прекращении продажи спиртных напитков во всех ресторанах, столовых, а также во всех домах и в других местах, а из завода весь спирт и водку взять под свою ответственность, т. е. назначить самостоятельный караул и никому не отпускать, лишь только для лазаретов, автомобилей и важных надобностей войсковых частей, как для промывания пулеметов, а также и другого рода оружия»11.

Из приказа № 1 повстанческого коменданта г. Бердянска Гранделя о мероприятиях, направленных на восстановление порядка в городе от 14 октября 1919 года: «Приказываю всем товарищам повстанцам платить за вход в театры; Призываю население к спокойствию и выполнению своих повседневных работ; Приказываю всем владельцам домов, а где их нет - их заместителям привести в трехдневный срок дома и прилегающие к ним площади в должное санитарное состояние»12.

Из протокола № 45 заседания членов Военно-революционного Совета Повстанческой армии от 23 ноября 1919 года: «[. ] 6) Меры борьбы с эпидемией. 1) О банях для больных и раненых повстанцев и для населе-

ния; 2) нужны лошади для дезинфекционного отряда и перевозки больных минимум 12 лошадей. Также просят издать приказ по армии - всем командирам частей, имеющим в своем распоряжении медицинский персонал, как-то: фельдшеров, сестер милосердия и сиделок, - фельдшеров и сестер два раза в неделю присылать в армейский лазарет, где будут им читать лекции на тему о подаче медицинской помощи (сестер милосердия и сиделок присылать в армейский лазарет - военно-санитарную комиссию - для освидетельствования состояния их здоровья)»13.

Из приказа № 3 повстанческого начальника обороны г. Екатеринослава А. Калашникова от 7 декабря 1919 года: «§ 5. Повстанцам и командирам в пьяном виде на улице не появляться - за последствия я не ответственен. Мой долг перед товарищами, проливающими кровь на фронте, - запретить пьянство; § 6. Последний раз предупреждаю: не ездить лошадьми по садам - на это есть дороги»14.

Но главная отличительная черта армии Махно - ее военная тактика. На наш взгляд, это было одно из самых эффективных в военной истории человечества партизанских движений. Махно являлся талантливейшим партизанским командиром, создавшим прекрасно управляемую воинскую единицу, успешно действующую в, казалось бы, самых неблагоприятных для нее условиях. Он | разрушил существовавший стереотип о на- ® родных мстителях, скрывающихся в лесах, 4 горах и т.д. В степной Украине ничего этого * не было. Но Махно два года воевал с регу- | лярными частями Белой и Красной армий с > помощью созданной им «армии на колесах». * Именно махновцы стали изобретателями | легендарной тачанки - одного из символов | Гражданской войны. Тысячи тачанок мча- | лись по степям Украины и наводили ужас на § большевистскую власть. В какой-то мере эта | была тактика «таборитов», но возрожденная 1 в новых условиях при наличии нового ору- | жия - пулемета. Именно махновские тачан- =: ки сыграли решающую роль в уничтожении цвета врангелевской армии в Крыму в но- | ябре 1920 года - конной группы Борбовича. ^ Развернувшись на ходу под командованием а опытных махновских командиров они в тече- ^ ние нескольких минут буквально искрошили | из пулеметов мчавшуюся на них огромную ^ конную лаву белых. ^

Военные успехи махновцев во многом оп- ¡Ц ределялись их качественным составом. Кос- Ь

тяк повстанческой армии Махно составили участники Первой мировой войны, унтер-офицеры, вступившие в ее ряды для защиты своих селений и завоеваний революции.

В данном контексте важным вопросом является проблема влияния на Махно и его движение анархистов. Поэтому миф третий: Махновское движение - это анархистское движение, которым руководили анархисты, поскольку Махно был анархистом. Создали его, как известно, сами большевики, а вслед за ними и советские историки.

На первый взгляд, действительно в истории гражданской войны махновщина - это, пожалуй, единственное массовое народное движение, в котором активное участие приняли анархисты в лице профессиональных революционеров с дореволюционным стажем. Анархисты руководили культурно-просветительной комиссией Революционной повстанческой армии, издавали махновские газеты, различные листовки и воззвания, в которых информировали повстанцев и население контролируемых Махно районов о положении на фронте, разъясняли им суть политики повстанческой армии, идей анархизма. Кроме этого, анархисты входили в состав РВС и штаба махновской армии, воевали в ее рядах как простые бойцы15. Анархисты принимали участие в создании мах-§ новской контрразведки, под руководством ® знаменитого по роману А.Н. Толстого «Хож-4 дение по мукам» Левы Задова (Зеньковского), Л проводили активную работу не только среди I повстанцев и крестьян, но и в рабочей среде. > Именно им Н.И. Махно поручал вести пере-= говоры с Советским правительством Укра-| ины о заключении союза и поддерживать с | ним дальнейшие контакты16. | Приведенные факты не ставят под сомне-I ние важную роль анархистов в махновщине. | Но другие дают все основания для уточнения этой роли, корректировки устоявшего-8 ся мнения о махновщине как анархистском =: движении и определяющем влиянии на него анархистов.

| Прежде всего, активное привлечение Л. анархистов в повстанческую армию и Гуляй-а Польский район стало возможным благо-^ даря личности Н.И. Махно, который и сам | был убежденным анархистом. Как уже от-Й мечалось, в анархизме его привлекала идея ^ народной «социальной» революции и разру-£ шения государственной власти, всегда сто-!3 явшей на страже интересов эксплуататоров.

Но особенно ему была близка идея самоуправления народа, возможность осуществления которой теоретически обосновали идеологи анархизма.

Конкретная деятельность Н.И. Махно в качестве руководителя крестьянского движения показывает, что от анархизма и анархистов он брал лишь то, что совпадало с чаяниями широких масс крестьянства, способствовало достижению целей крестьянской революции, успехам его повстанческой армии. Можно сказать, что он рассматривал анархизм сквозь призму крестьянских интересов, без колебаний идя на конфликт с анархистами в случае их действий, противоречащих, по его мнению, этим интересам.

Как видно из многочисленных источников, анархисты не обладали реальной властью в повстанческой армии, не командовали ею и не руководили Батькой Махно. Характерными в этом плане являются свидетельства адъютанта Н.И. Махно Чубенко об эпизоде с известной анархистской Марусей Никифоровой, которая попыталась самовольно распорядиться денежными средствами повстанцев. Чубенко свидетельствует, что Махно чуть не застрелил ее, когда узнал о ее самовольстве и без сожаления расстался с нею и ее вооруженной анархистской группой, недвусмысленно высказавшись в их адрес: «Куда хотите - туда и езжайте, потому что вы мне так надоели: ходите как дармоеды, ничего не делаете, а кормить вас нужно, да еще и денег давай! Знаем мы, какие вы "террористы" - готовый хлеб кушать!»17.

В другом случае Махно без колебаний встал на сторону контрразведки и штаба армии в их конфликте с руководством Военно-революционного Совета, возглавляемого анархистами. Совет занимался политической работой в армии и среди населения, но попытался взять под свой контроль денежные средства армии, а также деятельность контрразведки. На состоявшемся 19 ноября 1919 года заседании Махно не согласился с подобными предложениями, так как ранее ряд членов Совета взяли из общей кассы «по несколько десятков тысяч и удрали». Не получила поддержки и идея об особом контроле ВРС над махновской контрразведкой, действия которой были признаны правильными, поскольку последняя, несмотря на обвинения в ее адрес со стороны членов ВРС, по мнению большинства собравшихся, в том числе Батьки Махно, все же «работала на благо трудя-

щихся». Более того, Н.И. Махно критически отозвался о деятельности Военно-революционного Совета, что вызвало особое недовольство его председателя - известного анархиста Волина. О реальной власти анархистского Военно-революционного Совета говорит тот факт, что на данном заседании члены Совета попросили Махно издать специальный приказ по армии, предписывающий, чтобы все постановления ВРС проводились в жизнь18.

Таким образом, влияние анархистов на махновское движение имело свои границы. Им была отведена роль политических работников. Но не они вели крестьян и Махно. Махновское движение возникло на собственной почве, развивалось как самостоятельное крестьянское движение, хорошо осознавшее свои цели, вобравшее в себя только те элементы анархизма, которые способствовали их достижению. Это признавали и руководящие органы анархистов в годы гражданской войны. Например, в резолюции экстренного совещания активных работников конфедерации «Набат» прямо говорилось: «нельзя смешивать Махновское движение с анархистским движением, нельзя подменять одно другим»; «махновская армия не анархистская армия»19.

В то же время не следует забывать, что многие анархисты самоотверженно сражались под знаменем Махно за свои идеи. Многие из них погибли, стали жертвами большевистских репрессий20. Сам Н.И. Махно до конца своей жизни остался убежденным анархистом. Но махновское движение не было анархистским движением, и анархисты не руководили им. Это было крестьянское движение, в котором анархисты принимали активное участие благодаря тому, что во главе его оказался анархист и идеи анархизма совпадали с крестьянскими представлениями о целях их борьбы.

Миф четвертый. «Махновцы - трусы, предатели, открывшие фронт Деникину», по их вине Красная Армия потеряла Украину летом 1919 года.

Реальные факты говорят об обратном. Повстанческие отряды крестьян, объединенные Махно в одну группу весной 1919 года и включенные в состав Красной Армии в качестве специальной бригады, воевали против белых стойко и не заслужили большевистской клеветы. И в поражении Красной Армии в Украине летом 1919 года не было их вины. Скорее, наоборот, вина целиком лежит

на большевистском руководстве. Так, например, большевики, заключившие с Махно военно-политический союз весной 1919 года, всячески стремились обескровить отряды батьки. Они направляли их на самые опасные участки, в то же время не снабжая в должной мере боеприпасами. Тем не менее, махновцы стояли насмерть. Вот лишь некоторые документы на эту тему.

Телеграмма командующего 2-й Украинской армии А.Е. Скачко командующему Украинским фронтом В.А. Антонову-Овсеенко от 18 апреля 1919 года: «На участке Мариуполь - Волноваха действуют следующие силы противника: конная Кубанская дивизия 2 000 сабель, Черкесская конная дивизия 1 700 сабель, пехотная дивизия корпуса Шку-ро 1 400 штыков, вторая Кубанская казачья дивизия 800 сабель, 1 батальон Самурско-го полка 350 штыков, Волчья сотня Шкуро 300 сабель и двенадцать орудий. Наступление этих сил задерживается разрозненными остатками бригады Махно и высланным мною батальоном интернационалистов»21.

Телеграмма комбрига Н.И. Махно в штаб 1-й Заднепровской дивизии о срочной присылке подкреплений и патронов от 19 апреля 1919 года: «Немедленно высылайте смену 3 бригаде, ибо люди покинут фронт, т[ак] к[ак] итальянками без патронов и без пулеметов против десятков пулеметов противни- | ка люди не в состоянии устоять»22. ®

Из телеграммы командующего 2-й Укра- 4 инскойармией А.Е. Скачко (апрель 1919 года): * «3 бригада Махно, находясь беспрерывно бо- | лее трех месяцев в боях, получая только жал- > кие крохи обмундирования и имея в придачу * таких ненадежных соседей как 9-я дивизия, | совершенно истощилась [.. .]»23. |

Из доклада командующего Украинским | фронтом В.А. Антонова-Овсеенко в ЦК § РКП(б) от 18 июля 1919 года: «[...] части | Махно [...] дрались с казаками превосходно, 1 и, нет сомнения, еще долго б отстаивали свой | район, если б у них были патроны (к италь- =: янским винтовкам, которыми многие из них были вооружены, патрон им не дали, хотя | они и были переданы 2-й армии)»24. Л

Боевые заслуги Махно были отмечены а высшей наградой РСФСР Орденом Красного ^ Знамени «За оборону Южного фронта и взя- | тие Мариуполя»25. В последствии этот факт ^ был вычеркнут из биографии атамана. ^

Наконец, советский миф о «предателе ¡Ц Махно» и «враге Советской власти» опровер- Ь

гается белыми генералами. Например, анализируя обстановку в тылу во время осеннего наступления 1919 года белых армий генерал Деникин писал: «13-го сентября Махно неожиданно поднял свои банды и, разбив и отбросив два полка генерала Слащева, двинулся на восток, обратно к Днепру. [...] Для подавления восстания пришлось, невзирая на серьезное положение фронта, снимать с него части и использовать все резервы. [...] Это восстание, принявшее такие широкие размеры, расстроило наш тыл и ослабило фронт в наиболее трудное для него время»26. Махно фактически спас большевиков в 1919 году, поскольку, если бы не его выступление, Деникин наверняка бы взял Москву.

Кто же такой Махно и как можно оценивать возглавляемое им повстанческое движение? На наш взгляд, Нестор Иванович Махно

выступил одним из вождей крестьянской революции на Украине - может быть, самым выдающимся, сравнимым с самыми известными в истории России и Украины защитниками трудового народа. Он и до конца своей жизни оставался крестьянином, сожалевшим, что не сумел осуществить вековую мечту народа об обществе, управляемом самим народом. В своих воспоминаниях о встречах с Н.И. Махно в Париже известная анархистка Ида Метт поведала читателям о главной его мечте. «Он видел себя крестьянином, - вспоминала Метт. -Он видел себя молодым. Он представлял себя возвращающимся в родное Гуляй-Поле, вечером, после дня, удачно проведенного на базаре с молодой женой, где они вместе продавали выращенные ими плоды [. ]. Они накупили в городе подарков [...]. У него добрая лошадь и хорошая упряжь»27.

1 См.: 40 дней в Гуляй-Поле: Воспоминания матушки Галины - жены Батьки Махно. Владимир-М., 1990.

2 Нестор Махно. Крестьянское движение на Украине. 1918-1921: Документы и материалы. М., 2006. С. 16.

3 Там же. С. 34.

4 Там же.

5 Из личного архива семьи Бадигиных. См. об этом подробнее: Малязев В.Е. Бадигин. Мореплаватель и писатель. Саратов, 1992. С. 30.

6 Нестор Махно. Крестьянское движение на Украине. С. 142-143.

7 См.: Аршинов П. История махновского движения (1918-1921). Запорожье, 1995.

8 Нестор Махно. Крестьянское движение на Украине. С. 80.

9 Там же. С. 90-91.

10 Там же. С. 758.

11 Там же. С. 223-224.

12 ЦДАВО Украины. Ф. 1824. Оп. 1. Д. 5. Л. 1.

13 Нестор Махно. Крестьянское движение на Украине. С. 280-282.

14 Там же. С. 276.

15 См.: Аршинов П. История махновского движения. Берлин, 1923; Нестор Махно. Крестьянское движение на Украине. 1918-1921: Документы и материалы. М., 2006. С. 46-48, 160-161, 749, 751 и др.

16 См.: Нестор Махно. Крестьянское движение на Украине. С. 485-486.

17 Там же. С. 749, 754-755.

18 Там же. С. 279-280.

19 См.: Анархисты: Документы и материалы. 18831935 гг.: В. 2 т. М., 1999. Т. 2. 1917-1935. С. 388-389.

20 См.: Нестор Махно. Крестьянское движение на Украине. С. 535-536, 541, 552-553, 633-635.

21 Там же. С. 121.

22 Там же. С. 122.

23 Там же. С. 118.

24 Там же. С. 188.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

25 Верстюк В.Ф. Комбриг Нестор Махно. Харьков, 1990. С. 35-36.

26 Деникин А.И. Очерки русской смуты. Берлин, 1926. Т. 5. Вооруженные силы Юга России. С. 234-235.

27 Нестор Махно. Крестьянское движение на Украине. С. 27.

■р

а V

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.