ЧЕЛОВЕК В ИСТОРИИ
Р.А. Гальцева
Н.А. БЕРДЯЕВ. ОПЫТ ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКОЙ СТАТЬИ. ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ И КУЛЬТУРОЛОГИЯ
Бердяев Николай Александрович [6 (18). 3. 1874, Киев. -23.3.1948, Кламар, предместье Парижа], философ - религиозный экзистенциалист, теоретик творчества; публицист, общественный деятель. Выходец из старинного дворянского рода (прадед - генерал-аншеф Н.М. Бердяев1; по материнской линии в родстве с французским домом де Шуазель).
Рыцарски-аристократическая жилка была характерной его чертой, что сказывалось и в его воинственном персонализме: Бердяев во всеоружии выступал защитником его величества человеческой личности; по своему облику и жизненному стилю «он невольно напоминает духовно утонченные портреты Тициана... Во всей природе его нарядности было что-то романтическое. По внешности он скорее европейский аристократ, чем русский барин. Его предков легче представить себе выезжающими из ворот средневекового замка, чем боярами, согбенно переступающими порог низких палат»2. «Красавец», - восхищалась им Л.Д. Зиновьева-Аннибал3. «Он ужасно приятен в общении», - замечал В.Ф. Эрн,
1 Его переписку с Павлом I см.: Рус. старина: Ежемесячный истор. журнал. -СПб., 1892. - № 7.
2 Степун Ф.А. Бывшее и несбывшееся // Бердяев H.A. : Pro et contra: Антология. - СПб.: Рус. гум. ин-т, 1994. - Т. 1. - С. 36.
3 Цит. по: Бронникова Е.В. Guarda e passa // Бердяева Л.Ю. Профессия: жена философа. - М.: Молодая гвардия, 2002. - С. 13.
регулярно посещавший литературно-философские собрания «с чаяпитием» в доме Бердяевых (из письма В.Ф. Эрна Е.Д. Эрн от 31.10.1910)1. В моменты опасности он чувствовал не подавленность, а подъем духа и переходил в наступление. Сестра его жены Е.Ю. Рапп описывает эпизод, произошедший в феврале 1917 г. на Манежной площади, где сошлись в противостоянии огромная революционная толпа и готовые стрелять войска; кровопролитие предотвратил Бердяев, пробравшийся в людскую гущу и обратившийся к войскам с речью2. Другой пример: его поведение на допросе в ЧК в феврале 1920 г., где Бердяев в наступательном духе прочитал Дзержинскому целую лекцию о своих философских и политических взглядах, основанных на христианском мировоззрении, несовместимом с коммунистической идеологией; то же повторилось и на втором допросе 18 августа 1921 г. Подвергая себя неотвратимой, казалось бы, опасности в дни террора, Бердяев один демонстративно оставался сидеть на заседании Союза писателей в ответ на провокационный призыв почтить вставанием память Р. Люксембург и К. Либкнехта.
«Мне импонировал в нем большой человек, преисполненный рыцарства. Мне нравилась в нем прямота, откровенность позиции мысли», - вспоминал В. Брюсов3. «Натура прямая и благородная», -писал о Бердяеве Б. Зайцев4. Его преданность друзьям не мешала принципиальному и прямодушному суждению. Так, на просьбу Вяч. Иванова к Бердяеву высказаться «откровенно», что тот «мыслит» о нем, его интеллектуальный собрат, близко общавшийся с ним, отвечает: «Я объявляю себя решительным врагом Ваших нынешних платформ и лозунгов, "мистического анархизма", "оккультных исканий" и увлечения зороастризмом»5.
1 Опубл. в: Взыскующие града: Хроника частной жизни русских религиозных философов в письмах и дневниках. - М.: Языки русской культуры, 1997. - С. 292.
2 См.: Воспоминания о Бердяеве Е.К. Герцык, Е.Ю. Рапп, Б.К. Зайцева, П. Ставрова, Г.П. Федотова // Бердяев Н.А. Самопознание. Приложение. - М.: Книга, 1994. - С. 351-409.
3 Цит. по: Мочульский К.В. А. Блок. А. Белый. В. Брюсов. - М.: Республика, 1997. - С. 298.
4 Зайцев Б. Бердяев // Бердяев Н.А. Самопознание. - М.: Книга, 1991. - С. 386.
5 Письмо Бердяева Вяч. Иванову от 30. 01. 1915 // Взыскующие града. Указ. соч. - С. 617, 615.
Вместе с тем Бердяев был заботливым и нежным семьянином, сострадательным ко всякому живому существу, трогательно опекающим своих домашних питомцев: он плакал по своей пропавшей собаке и тосковал по умершему коту Муру (которому пророчил бессмертие души и надеялся на встречу с ним за гробом).
Бердяев учился в Киеве в кадетском корпусе (1887-1891); в эти годы усиленно читал русскую классику, самостоятельно изучал немецких философов: И. Канта, А. Шопенгауэра, «Философию духа» Г. Гегеля. Уже в отроческие годы не без влияния толстовского бунта против общества у него формируется принцип отталкивания от среды. В 1891 г., покидая училище, он вопреки воле родителей, прочивших ему военное поприще, поступает на Отделение физико-математических наук Киевского университета, но через год переходит на юридическое, продолжая штудировать философию и своих «вечных спутников» - Достоевского и Толстого, к которым присоединяются теперь Г. Ибсен, М. Метерлинк и Ф. Ницше. В университете окунулся в марксистскую среду; при посредстве М.И. Туган-Барановского стал активно сотрудничать с народническим журналом «Мир Божий» (1898-1904). Этически трактуемый марксизм привлек его глобальным размахом и обещанием радикальных перемен. Бердяев сблизился с Киевским социал-демократическим комитетом, где выступал с докладами; в качестве связного ездил в Швейцарию, провозил на родину нелегальную литературу. В 1897 г. за участие в студенческой демонстрации был на несколько дней арестован и затем исключен из университета; в 1898 г. последовал аналогичный арест. В 1899 г. дебютировал статьей «F.A. Lange und die kritische philosophie»1; два месяца спустя - на рус. яз. : «Ф.А. Ланге и критическая философия»2, содержавшей предпосылки последующей эволюции Бердяева в сторону от марксизма; по поводу этой статьи завязалась его переписка с К. Каутским.
1 Бердяев Н.А. «F.A. Lange und die kritische philosophie // Neue Zeit. - Stuttgart, 1898-1900. - N 7. - S. 32-34.
2 Бердяев Н.А. «Ф. А. Ланге и критическая философия // Мир Божий. - СПб., 1900. - № 7. - С. 224-254.
С мая 1900 г. по апрель 1902 г. - ссылка в Вологду за «противоправительственную деятельность»1. Тогда же Бердяев выступает с первым литературно-критическим опытом - статьей «К философии трагедии. Морис Метерлинк»2, хотя впоследствии, приступая к чтению курса о Достоевском, Бердяев особо оговаривается, что он не литературный критик, а герменевтик, занятый анализом духовного измерения художественного произведения, т. е., по сути, критикой философской. Метерлинк для Бердяева «самый чистый представитель трагедии» в мировой литературе: драматизм Г. Ибсена, отчасти зависимый от эмпирической действительности, Метерлинк довел до неизбывного трагизма, коренящегося в самих началах существования - смерти и любви. Источники безысходного мироощущения Бердяев находит в его потерявшем почву «пассивном христианстве». Ибсен, о котором Бердяев выскажется значительно позднее в статье «Три юбилея»3, характеризуется им как реформатор драмы, кто «своими гениальными прозрениями <...> принадлежит "вечности", подобно Софоклу, Шекспиру или Достоевскому» (с. 88). По Бердяеву, морализм Ибсена в отличие от толстовского - персоналистский; его, близкий Бердяеву, пафос - это гимн сверхчеловеческой творческой личности, находящейся в трагическом конфликте со средой. Героический максимализм ибсенов-ского героя, не знающего благодатной «любви к людям», неоднозначен в оценке Бердяева, который акцентирует финальную фразу Брандта (из одноименной драмы): «Бог, Он оагйа118 (милосерден)»; так или иначе, заключает Бердяев, творчество драматурга с его культом титанизма «служит восхождению» человека (там же).
Пребывание в ссылке - время интенсивного общения с А.М. Ремизовым, П.Е. Щеголевым, споров с А.В. Луначарским и
1 См.: Обзор важнейших дознаний, проводившихся в Жандармских управлениях за 1898-1899 гг. - СПб., 1902. - С. 47.
2 Бердяев Н.А. К философии трагедии. Морис Метерлинк // Лит. дело. - СПб., 1902. - С. 169-184.
3 Бердяев Н.А. Три юбилея: Л. Толстой, Генрих Ибсен, Н. Федоров // Путь. -Париж, 1928. - № 11. - С. 76-94.
А. А. Богдановым1. Полемика Бердяева с Н.К. Михайловским в кн. «Субъективизм и индивидуализм в общественной философии»2 вызвала резко отрицательное отношение как в народнических, так и в марксистских кругах [см.: Аксельрод Л. (Ортодокс). Почему мы не хотим идти назад?]3, а статья «Борьба за идеализм» и «Этическая проблема в свете философского идеализма»5 еще более углубили расхождения с марксистским лагерем Бердяева, воодушевленного уже не только морализмом Канта, но и крайним индивидуализмом Ф. Ницше6. С апреля 1902 г. по май 1903 г. Бердяев - в Житомире, городе с теплым климатом и давними культурными традициями, где для него тоже нашлась интеллектуальная среда.
После возвращения в Киев наступил «ставрогинский период» в жизни Бердяева - пропагандиста революции, не верящего в свое дело. Позже в статье «Ставрогин» он рассчитался с этим своим «соблазном» - «одним из самых загадочных образов <...> всей мировой литературы»7, демонстрирующим истощение и гибель ничему не преданной души. Бердяев участвовал в нелегальных встречах учредителей «Союза освобождения» (в 1903 г. - в Германии ив 1904 г. - в Швейцарии), сотрудничал в еженедельнике «Освобождение», однако в кадетскую партию не вошел, считая ее слишком «буржуазной», лишенной миросозерцания, и своей формальной «декларацией прав» не способной вызвать народный отклик. Разочаровавшись в политическом активизме, Бердяев сосредоточился на религиозно-культурном просвещении. В конце 1902 г. познакомился с С.Н. Булгаковым и Л.И. Шестовым.
1 См.: РемизовА.М. Северные Афины. - Париж, 1927. - Т. 30. - С. 3; то же: Иверень // Собр. соч.: В 8 т. - М.: Рус. книга, 2000. - Т. 8. - С. 90.
2 Бердяев Н.А. Субъективизм и индивидуализм в общественной философии. -СПб.: Изд. О.Н. Поповой, 1901. - Предисл. П.Б. Струве.
3 Аксельрод Л. (Ортодокс). Почему мы не хотим идти назад? // Аксельрод Л. Филос. очерки. - СПб., 1906. - С. 93-129.
4 Бердяев Н.А. Борьба за идеализм // Мир Божий. - Париж, 1901. - № 6. -С. 1-26.
5 Бердяев Н.А. Этическая проблема в свете философского идеализма // Проблемы идеализма. - М.: Изд-во Моск. психологич. об-ва, 1902. - С. 90-136.
6 См.: Аксельрод Л. Новейшие русские идеалисты // О «Проблемах идеализма». - Одесса, 1905. - С. 64; Ленин В.И. ПСС. - 5-е изд. - М., 1960-1975. - Т. 9. -С. 51; Т. 24. - С. 136.
7 Бердяев Н.А. Ставрогин // Рус. мысль. - М., 1914. - № 5. - С. 80.
С осени 1904 г. Бердяев - в Петербурге, соредактор, совместно с Булгаковым, журнала «Новый путь», а с 1905 г. - «Вопросов жизни». Встреча с литературным миром русского Серебряного века (с Д. С. Мережковским, З.Н. Гиппиус, А. Белым, Вяч.И. Ивановым и др.), сочетавшим христианство и дух Диониса, сопровождалась у Бердяева «возбуждением» без «настоящей радости»1. Склонный к духовному бунту и вызову, Бердяев поначалу ощущал себя соратником Мережковского2, вступаясь за него в споре с В.В. Розановым, которого укорял за обожествление родового начала. Статьей «Трагедия и обыденность»3 Бердяев откликнулся на книгу Л. Шестова «Достоевский и Ницше. Философия трагедии» (СПб., 1903): провозглашать «апофеоз беспочвенности» -значит, по Бердяеву, делать из подлинной трагедии современного человека догматичную систему. Параллельно Бердяев сотрудничал в «Полярной звезде», «Вопросах философии и психологии», «Образовании», «Голосе Юга», «Московском еженедельнике», участвовал в деятельности Московского литературно-художественного кружка. В очерке «Революция и культура» , касаясь «Заметок о мещанстве» М. Горького, Бердяев писал о чуждом русской литературной традиции «культе босячества». Большинство эссе этих лет вошло в его сборник «Sub specie aeternitatis. Опыты философские, социальные и литературные, (1900-1906)»5, отражающий сложный путь от критического марксизма на кантовской подкладке и эстетического модернизма к христианству «нового сознания». Эта версия «неохристианства», или «мистического реализма», прилагаемого к социальным вопросам, программно изложена в сочинении «Новое религиозное сознание и общественность»6,
1 См.: БердяевН.А. Самопознание. Опыт философской автобиографии. - Париж: YMCA-press, 1949. - С. 149; а также ст.: Ивановские среды // Венге-ров С.А. Лит-ра ХХ в. - М., 1914-1916. - Т. 3, Ч. 2, Кн. 8.
2 Бердяев Н.А. О новом религиозном сознании // Вопросы жизни. - СПб., 1905. - № 9. - С. 147-188.
3 Бердяев Н.А. Трагедия и обыденность // Вопросы жизни. - СПб., 1905. -№ 3. - С. 255-288.
4 Бердяев Н.А. Революция и культура // Полярная звезда. - СПб., 1905. - № 2. -С. 146-155.
5 Бердяев Н.А. Sub specie aeternitatis. Опыты философские, социальные и литературные, (1900-1906). - СПб.: Изд. М.В. Пирожкова, 1907.
6 Бердяев Н.А. Новое религиозное сознание и общественность. - СПб.: Изд. М.В. Пирожкова, 1907.
направленном как против старого мира с его государственно-церковным традиционализмом, так и против марксизма, новой «лжерелигии», опору в борьбе с которой Бердяев искал у Достоевского1, а также в одобрительной рец. на кн. В.В. Розанова «"Легенда о Великом инквизиторе" Ф.М. Достоевского»2. Для мыслителя наступило время метанойи: «.Я поверил окончательно и абсолютно в Христа, и теперь вне христианской веры для меня невозможна жизнь»3. Статья «Декадентство и мистический реа-лизм»4, размежевывающая два эти понятия - мистику, которая стремится к «новому бытию», и декадентское искусство, этот «симптом болезни духа», где подлинная мистика подменена «мистификацией», - свидетельствует об отходе Бердяева от недавних литературно-идейных единомышленников. «Статья Бердяева -выступление уже прямо против искусства»5. В 1907 г. Бердяев уехал в Париж, в частности, чтобы доспорить с Мережковскими.
С начала 1909 г. наступил московской, «религиозный» этап жизни и творчества Бердяева, он входит в среду «православного возрождения» (С.Н. Булгаков, Е.Н. Трубецкой, В.Ф. Эрн, В.П. Свен-цицкий, А. Ельчанинов, Г.А. Рачинский, П.А. Флоренский), выступает в Религиозно-философском обществе с докладом о Ж.Р. Гюисмансе, опубликованном под названием «Утонченная Фиваида»6, где драматург характеризуется как «самое благородное явление» французского декаданса; однако «новый пустынножитель», вошедший в церковь через искусство и красоту, так и не почерпал в христианстве «волевой активности и творческого подъема» (с. 361).
1 См.: БердяевН.А. Великий инквизитор // Вопросы философии и психологии. - М., 1907. - № 86. - С. 1-36.
2 Бердяев Н.А. В. Розанов «"Легенда о Великом инквизиторе" Ф.М. Достоевского» // Книга. - СПб., 1906. - № 5.
3 Бердяев Н.А. Письмо Д. Философову от 22 апр. 1907 // Минувшее: Историч. альманах. - М.: А&епеиш, 1992. - Вып. 9. - С. 307.
4 Бердяев Н.А. Декадентство и мистический реализм // Русская мысль. -М.,1907. - № 6. - С. 114-123.
5 Эллис Л. В защиту декадентства // Весы. - СПб., 1907. - № 8. - С. 69.
6 Бердяев Н.А. Утонченная Фиваида // Рус. мысль. - М., 1910. - Кн. 7. -С. 113-131.
Бердяев участвовал в деятельности московского издательства «Путь», печатался в его сборниках1. Изучал русскую религиозную мысль, восточную патристику, аскетическую литературу; общался с кружком православных традиционалистов во главе с М. М. Новоселовым; посещал Зосимову пустынь (встреча с которой оказалась «мучительной» для Бердяева, не нашедшего там духовного простора и шокированного нападками на Толстого), знакомился с «бродячей Русью», религиозными сектантами, которых ценил за мистическую интуицию и духовную независимость, но порицал за начетничество и узость (Бердяев энергично полемизировал в их «народных собраниях»). В центре его размышлений на этом этапе -послереволюционный «кризис духа» и проблема ответственности за него определяющих общественных сил: интеллигенции и церкви [сб. «Духовный кризис интеллигенции. Статьи по обществ. и религ. психологии, (1907-1909)»]2. Интеллигенцию автор обвинял в подчинении «утилитарно-общественным целям», в измене бескорыстной истине и «метафизическому духу великих русских писателей» (ст. «Философская истина и интеллигентская правда»3, вошедшая в антиреволюционный сборник «Вехи») и призывал ее порвать с радикализмом. Резко отрицательно Бердяев отзывался на марксистский сборник «Литературный распад»4 и на максималистский революционаризм бывших союзников («Мережковский о революции»)5; «.именем Бога, - возмущался Белый, -Бердяев бьет по судьбам русского освободительного движения»6. Осмысление «малой революции» 1905 г. остается у Бердяева двойственным: как обычно, он клеймит «две анархии», красную и черную (статья «Черная анархия»), причем «черный террор» «Союза русского народа» еще менее приемлем для Бердяева, чем «красный», приверженцы коего по крайней мере «не называют себя ко-
7
щунственно христианами» .
1 См.: БердяевН.А. О Владимире Соловьёве. - М., 1911; он же: О религии Льва Толстого. - М., 1912.
2 См.: Бердяев Н.А. Духовный кризис интеллигенции: Статьи по обществ. и религ. психологии, (1907-1909). - СПб.: Тип. Обществ. польза, 1910.
3 Вехи. - М.: Изд. О.Н. Поповой, 1909. - С. 2, 17.
4 Бердяев Н.А. Литературный распад // Моск. еженед. - М., 1908. - 12 дек.
5 Бердяев Н.А. Мережковский о революции // Там же.-1908. - 25 июня.
6 Образование. - СПб., 1908. - № 8. - С. 32.
7 Бердяев Н.А. Черная анархия // Слово. - СПб., 1909. - 17 авг. - С. 1.
Критика церкви шла у Бердяева и дальше в русле идей Вл. Соловьёва с его защитой христианской свободы совести. В «Открытом письме архиепископу Антонию»1, возникшем по следам обсуждения «Вех», Бердяев сравнивает «церковную действительность» с «местом запустения», где на деле совершаются не дела христианской любви, а антихристианские дела принуждения, привычно опирающиеся на «государственно-принудительную силу» (в согласии с его парадоксальной формулой: можно быть православным и не быть христианином). В эпоху разгоревшихся в начале 1910-х годов на Афоне распрей между «имяславцами» и «иконоборцами» философ (не будучи сторонником «имяславия») выступил с гневными обличениями Св. синода, жестоко преследующего имяславцев. В статье «Гасители духа»2 автор указывает на признаки того, что «врата адовы одолели православную Московскую церковь». Бердяев был также возмущен и молчанием по поводу расправы над афонскими монахами со стороны таких известных клерикальных фигур, как П. А. Флоренский и М.А. Новоселов. Против автора было возбуждено уголовное дело, долго длившееся и окончившееся ничем в связи с революционными событиями. Уже за рубежом Бердяев точно так же, не разделяя учения о Софии о. С. Булгакова, горячо отражает нападки на его софиологию сначала со стороны Русской церкви за рубежом в 1927 г., а затем и Русской православной церкви в Москве в 1930-х годах: указ патриаршего местоблюстителя Сергия (Страгородского), осуждающий софиологию «как опасную для духовной жизни» (1935), Бердяев назвал «церковным фашизмом»3. В резко критической статье «Существует ли в православии свобода мысли и совести?»4 Бердяев встал на защиту Г.П. Федотова, проф. Св.-Сергиевского Богословского института в Париже и блестящего демохристиан-ского публициста, от притеснений со стороны институтского руководства, предъявившего ему ультиматум в связи с сотрудниче-
1 Опубл. в: Моск. еженед. - М., 1909. - 15 авг. - С. 39-46.
2 Опубл. в: Рус. молва. - СПб., 1913.-15(?), 08.
3 Бердяев Н.А. Дух Великого Инквизитора // Путь. - Париж, 1935. - Дек., № 49. - С. 72-81.
4 Опубл. в: Путь. - Париж, 1939. - Февр.-апр., № 59. - С. 46-54.
ством в демократической печати: либо оставаться в рядах профессуры Института, либо продолжать свою публицистическую деятельность.
1911 год был трудным для Бердяева как время семейных неполадок, связанных с неблагополучием брата, болезнью матери, денежных затруднений, и - острой самокритики: «Мало благодат-ности в жизни», - сетовал он в письме В.Ф. Эрну от 24 июля1. Зимой он уезжает в Италию (романтическое переживание собственного Sturm und Drang передано в статье «Чувство Италии»)2; происходит окончательное творческое самоопределение - «новое религиозное сознание» Бердяева расщепилось: его философская интуиция вылилась в метафизику свободы в духе Я. Бёме и немецких мистиков (см.: Философия свободы3; Философия свободного духа4; О рабстве и свободе человека...5 и др.), а его профетиче-ское реформаторство, направлявшееся ранее на «общественность», оформилось в экстатическую утопию творчества. Манифест Бердяева - «Смысл творчества. Опыт оправдания человека»6, где он развивает унаследованную от русского символизма теургическую идею спасающего творчества, которая претерпевает радикальные изменения в бердяевском религиозном экзистенциализме с его противоречием между христиански-позитивным «мир во зле лежит», и его надо спасать, и неоромантическо-бунтарским «мир есть зло», и его надо упразднить, высвобождая дух из материальных пут. Упор на переживании необъективируемого творческого подъема открывает у Бердяева за истиной спасения мира психологию спасения от мира - с его тоскливой обыденностью. Вяч. Иванов оценил «Смысл творчества» как «покорительно талантливую», но в то же время «опрометчиво своевольную» книгу7. «Апофеоз творчества» оказался главным пунктом расхождений Бердяева с
1 См.: Взыскующие града. Указ. соч. - С. 309.
2 Опубл. в: Биржевые вед.-1915. - 2 июля, утренний вып.
3 Бердяев Н.А. Философия свободы. - М.: Путь, 1911.
4 Бердяев Н.А. Философия свободного духа. - Париж: УМСА-рге88, 1927.
5 Бердяев Н.А. О рабстве и свободе человека. - Париж: УМСА-рге88, 1939.
6 Бердяев Н.А. Смысл творчества. Опыт оправдания человека. - М.: Изд. Г.А. Лемана и С.И. Сахарова, 1916.
7 ИвановВ.И. Родное и вселенское: Статьи 1914-1916. - М.: Рус. путь, 1917. -С. 112.
близкой тогда средой1; в 1912 г. Бердяев вышел из «Пути» (оставшись в составе издательства) и из Религиозно-философского общества.
Верующий вольнодумец, Бердяев не нашел себе места ни в одном стане «русского ренессанса»: в литературно-модернистских кругах он оказался посторонним как христианский моралист, а в православных - как вдохновенный персоналист. Первоначальное увлечение синтезом христианства и язычества (статья «О новом религиозном сознании. (Д. Мережковский)»2 переходит затем у Бердяева в резкую полемику, которая при встрече с Мережковскими в Париже в 1907 г. оканчивается полным расхождением с его группой, которую он обвинял в литературщине, произвольных религиозных схемах и прямом сектантстве, чему противопоставлял опыт православной церкви; а также ставил в вину Мережковскому идеализацию революционных событий в России «из прекрасного далека». Позже в статье: «О "Двух тайнах" Мережковского»3 Бердяев с неприятием будет писать о его принципиальной двусмысленности, эстетически-эротическом уклоне, нехватке «нравственной твердости», а также о родовом и бытовом уклоне -у Розанова, чье «православие без Христа» служило, по Бердяеву, атрибутом русского стиля наподобие «самовара или блинов» («О "вечно бабьем" в русской душе»)4; и о магическом - у Флоренского («Идеи и жизнь»)5.
С Розановым, представителем полярного мировоззрения, -один неоромантический христианский персоналист, другой натуралистический философ жизни - у Бердяева завязался напряженный диалог в печати, который шел не столько вокруг литературных, сколько идейных тем: Христос и мир, церковь и личность, идеология славянофилов, Запад и Восток. Признавая за Розановым «блестящий, чарующий талант» (статья «Христос и мир (Ответ В.В. Розанову)»6, Бердяев резко выступил против розановских
1 См.: Письма Булгакова В.Ф. Эрну и А.С. Глинке-Волжскому за 1912 // Взыскующие града. Указ. соч. - С. 433-435, 438-439, 450-452, 458-459, 472-473 и др.
2 Опубл. в: Вопросы жизни. - СПб., 1905. - № 9. - С. 147-188.
3 Опубл. в: Биржевые вед. - СПб., 1915. - 17 сент., № 15094.
4 Опубл. в: Биржевые вед. - СПб., 1915.-14-15 янв., № 14610-14612.
5 Опубл. в: Рус. мысль. - М., 1917. - № 2. - С. 66-73.
6 Опубл. в: Рус. мысль. - М., 1908. - № 1. - С. 42-55.
нападок на христианство, прозвучавших в его докладе «О Сладчайшем Иисусе и горьких плодах мира», прочитанном на заседании Петербургского Религиозно-философского общества 12 декабря 1907 г. Мишень Розанова - Христос, будто бы отвращающий человека от обычной жизни с ее «благами и радостями». Религиозную позицию Розанова Бердяев определил как «имманентный пантеизм», а самого автора - как «гениального обывателя» с мышлением не логическим, а с «физиологическим». Бердяев подчеркивал, что в отношении излюбленной темы Розанова уместно говорить не об «эросе», а о половом вопросе, - «полюсе, обратном мыслям Вл. Соловьёва и моим мыслям»1. О книге «Смысл творчества» Розанов писал около полутора десятка раз. Поначалу она вызывала у него «непрерывное философское восхищение», как и сам автор - «колумб» нового философского материка: первым отзывом писателя на него был этюд 1907 г. «На чтениях г. Бердяе-ва»2; Розанов назвал их «одухотворенными», проникнутыми, хотя и не прямой, но «живой мыслью» и «глубокомысленными афоризмами», а самого автора - «эстетической натурой», чья «умственная ткань <.. > тонка и изящна». Однако далее коренное несовпадение мировоззрений сказалось во множестве разнокалиберных укоров философу: в «западном духе», абстрактности мышления, духовном «активизме», «религиозном космополитизме» и даже позитивизме, а то и - в психологических изъянах: в недооценке православной добродетели «скромности и молчания» (между тем Бердяев - автор проникновенной статьи «Истина православия»)3. В своих обличениях филосфского «колумба» критик подчас раскаивался, но. заменял их новыми обвинениями4.
Опыт своих блужданий и встреч Бердяев в характерной для него полемической манере обобщил в серии статей «Типы рели-
1 Бердяев Н.А. Самопознание. - Париж: УМСА-рге88, 1989. - С. 91.
2 Публикуется впервые по автографу, хранящемуся в ОР РГБ, фонд
B.Я. Брюсова (386, к. 58, ед. хран. 28. лл. 1-2).
3 Опубл. в: Вестник рус. Западно-европейского Патриаршего Экзархата. -Париж, 1952. - Июль. - С. 4-10.
4 Подтверждение причудливой, но живой диалектики стиля Розанова см.: Черный Ю.Ю. Бердяев // Розановская энциклопедия. - М.: РОССПЭН, 2008. -
C. 129-134.
гиозной мысли в России»1. Он борется против идущих в 1910-х годах на смену «декадентству» оккультных увлечений - у Белого, Вяч. Иванова, в издательстве «Мусагет», видя здесь очередной вариант темы порабощения душ в стиле «великого инквизитора» («Теософия и антропософия в России»)2; отмечает религиозный декаданс в «безразличной к добру и злу» «феодицее» «Столпа и утверждения истины» П. А. Флоренского в статье «Стилизованное православие»3, в мире которого «душно».
В военные годы Бердяев регулярно писал для «Биржевых новостей», «Утра России», продолжал сотрудничество с «Русской мыслью» (начатое с приходом туда П.Б. Струве в 1907 г.); участвовал в собраниях социал-демократической и эсеровской партий. Расходясь со своим окружением, захваченным шовинистическим угаром и народопоклонством, Бердяев спорил с ним устно (о разномыслии с Булгаковым, Вяч. Ивановым, Розановым)4 и печатно («Эпигонам славянофильства»)5; ответ Вяч. Иванова - «Живое предание»6; однако у Бердяева видны попытки оправдания войны с имморалистически-ницшеанской позиции силы. Основной мотив его предреволюционной эссеистики - пересмотр в свете мировой войны внеисторических, «отвлеченно-социологических» «интеллигентских» категорий и осмысления «национальных грехов», а также эсхатологического и коллективистски-родового мироощущения, «подозрительного» в отношении мысли7.
Первоначальный подъем духа у Бердяева во время Февральской революции 1917 г., вызванный «вступлением в великую неизвестность» и бескровным «падением священного русского царства», что приравнивалось им к «падению Рима и Византии»8, сме-
1 Опубл. в: Рус. мысль. - М., 1916. - № 6. - С. 52-72, 2-я пач.; № 7. - С. 1-31; 2-ая пач.; № 11. - С. 1-34.
2 Опубл. в: Рус. мысль. - М., 1916. - № 11. - С. 1-34.
3 Опубл. в: Рус. мысль. - М., 1914. - № 1. - С. 109-125.
4 См.: ГерцыкЕ. Воспоминания. Бердяев. - М.: Моск. рабочий, 1996.
5 Опубл. в: Бирж. ведомости. - СПб., 1915. - 18 февр., утренний вып.
6 См. в его кн.: Родное и вселенское: Статьи 1914-1916. - М.: Рус. путь, 1917. -С. 338-347.
7 Бердяев Н.А. Судьба России. Опыты по психологии войны и национальности. - М.: Изд. Г.А. Леман и С.И. Сахаров, 1918. - С. 81.
8 Бердяев Н.А. Падение священного русского царства // Рус. свобода. - Пг.; М., 1917. - № 2. - С. 16.
нился ужасом перед нараставшей стихией насилия. Особую опасность Бердяев усматривал в сочетании «экстатичности» русской души с «толстовской» эгалитарной страстью, ведущем к разрушению органичного порядка мира и «низвержению расы лучших» (статья «Демократия и иерархия»)1; тема эта развита в нетипичную для Бердяева консервативно-аристократическую духовно глубокую концепцию (Философии неравенства. Письма к недругам по социальной философии, (1918))2, от которой в дальнейшем, повинуясь своей левой доминанте, он отказывался. Помимо либерального еженедельника «Русская свобода» (13 статей), Бердяев много печатался в «Народоправстве» (16 статей), «Накануне»; был одним из учредителей «Лиги русской культуры». В «стихии коммунистической революции», которую он считал возмездием за пороки старого общества и противником которой он был как враг насилия, Бердяев и в годы Советской власти переживал «чувство наибольшей остроты и напряженности жизни»3, вылившееся в разнообразную активность: Бердяев читал лекции (в частности, курс по этике слова в Государственном институте слова), выступал в шумных «дебатах о Христе» в Клубе анархистов, продолжал устраивать у себя дома литературно-философские «вторники». 21 ноября (4 декабря по н. ст.) 1917 г. Бердяев принимал участие в крестном ходе во главе с патриархом Тихоном в связи с его интронизацией. В декабре 1918 г. Бердяев вошел в Московский союз писателей (в 1920 г. ставший Всероссийским), куда был избран вице-председателем («товарищем») председателя Б. Зайцева, которого замещал около года; рекомендовал в Союз А.И. Цветаеву; стоял за прилавком Книжной лавки писателей, где меньше торговал, а больше философствовал с покупателями (см.: Зайцев Б. Москва)4. В 1920 г. Бердяев - профессор Московского университета. В преемственном «Вехам» сб. «Из глубины. Бе ргоГип^: Сб статей о Русской революции»5 Бердяев опубликовал статью «Духи
1 Опубл. в: Рус. свобода. - Пг.; М., 1917. - № 24-25. - С. 5-10.
2 Бердяев Н.А. Философии неравенства. Письма к недругам по социальной философии. - Берлин: Обелиск, 1923.
3 Бердяев Н.А. Самопознание. Опыт философской биографии. - Париж: УМСА-рге88, 1949. - С. 251.
4 Опубл. в: Рус. записки. - Париж, 1939.
5 Из глубины. Бе ргойдп^: Сб статей о Русской революции. - М.; Пг., 1918.
русской революции»1, где разгадку «революционных эксцессов» предлагает искать в антропологических откровениях Н.В. Гоголя, метафизической диалектике Достоевского, моральной рефлексии Толстого. Эти идеи, развитые позже в ставшей знаменитой книге «Истоки и смысл русского коммунизма»2, запустили в мировой обиход один из пагубных мифов ХХ в.: о решающем влиянии русского национального характера на природу Октябрьской революции и на формирование нового строя в России.
Зимой 1918-1919 гг. Бердяев организовал Вольную академию духовной культуры, где читал лекции на философско-исторические и философско-религиозные темы, вел семинар по Достоевскому, в результате чего родилась книга «Миросозерцание Достоевского»3; писатель стал одной из главных фигур в идейной судьбе Бердяева, который в свою очередь (наряду с Вяч. Ивановым) сыграл определяющую роль в зарубежной репутации Достоевского, вознеся его, по свидетельству американского слависта Р. Веллека, «на недосягаемую высоту»4. Ощущая себя «пнев-матологом», герменевтиком, ставящим задачу «раскрыть дух» писателя, «выявить его глубочайшее мироощущение и интуитивно воссоздать его миросозерцание» (Миросозерцание Достоевского), Бердяев формулирует и свой метод - в противовес господствующей установке на разоблачительство: «К великому явлению духа нужно подходить с верующей душой, не разлагать его подозрительностью и скепсисом» (с. 11). Достоевский, утверждает философ, возвратил человеку его «духовную глубину», уловил «подземные сдвиги» в человеческой душе и показал «человека, отпущенного на свободу», чем и предвосхитил судьбу современного человечества (с. 58, 42). При этом, если в ряде общетеоретических утверждений Бердяев описывает антропологию писателя в близких себе тонах - как базирующуюся будто бы на «безосновной свободе», то при конкретном анализе взглядов Достоевского он приходит к положительным определениям, открывая у писателя за человеческой свободой более глубокие этические качества.
1 Там же. - С. 39-73.
2 Вышедшей сначала по-английски в 1937 г. и затем на других языках, а в 1955 г. - по-русски. - Париж: YMCA-press, 1955.
3 БердяевН.А. Миросозерцание Достоевского. - Прага: YMCA-Press, 1923.
4 Welleck R. A Sketch of the history of Dostoevsky critisism // Dostoevsky: A collection of critical essays. - N.Y., 1962. - Р. 5.
Будучи в критике искусства ориентирован на принцип личности, Бердяев прежде всего распознавал в его современной фазе признаки дегуманизации, что в итоге перевешивало симпатию Бердяева к «освобождающимся от материи» модернистским течениям (футуризм, кубизм; см.: Кризис искусства)1: ужас от «складных чудовищ» Пикассо опрокидывал спиритуалистическую веру Бердяева в правоту разоблачения материальных «иллюзий». А «растерзание» человеческого образа в «Петербурге» А. Белого, ценимого философом как самый «значительный футурист», представителя «небывалого» опыта «космического распластования и распыления» мировой данности, мешало, однако, Бердяеву признать роман полноценным прообразом чаемого искусства: «у него еще нет красоты», - жалуется критик; да и автор как художник сам погружен «в космический вихрь» (см.: Астральный роман)2. Опасный отказ от личного начала Бердяев находил у Белого и раньше, откликаясь на выход романа «Серебряный голубь», где автор, обнаружив глубокое проникновение в стихию русского народа и открыв в ней расслабляющее мистическое начало, но просмотрев «ту сторону народной жизни, которой народ русский связан с Церковью», сам жаждет «раствориться» в безличной тотальности (статья «Русский соблазн»)3. В «двоящуюся атмосферу» расслабленной мечтательности погружена символистская поэзия как таковая с ее подменами мистического опыта поэтическим, чаемого откровения - текущей эмпирикой. «Двенадцать» А. А. Блока Бердяев характеризует как «почти гениальную», но по своей двусмысленности, «страшной игре с ликом Христа» кощунственную вещь (см.: «Мутные лики»)4. Ложь космического прельщения, изобличаемая, по Бердяеву, «гибельной» судьбой Блока, «оставшегося перед бездной пустоты» (с. 161), так же как погруженность Мережковского и Вяч. Иванова («антипода Достоевского») во «вторичное», филологическое бытие (см.: Очарования отраженных культур)5, - весь мерцающий колорит блестящего по своим талантам Серебряного века (приравненного Бердяевым к
1 Бердяев Н.А. Кризис искусства. - М.: Изд. Г. А. Леман и С.И. Сахаров, 1918.
2 Опубл. в: Бирж. ведомости. - СПб., 1916. - 1 июля, утр. в.
3 Опубл. в: Рус. мысль. - М., 1910. - № 11. - С. 104-115.
4 Бердяев Н.А. Мутные лики // София. - Берлин: Обелиск, 1923.
5 Опубл. в: Бирж. ведомости. - СПб., 1916. - 30 сент.
немецкому романтизму) - свидетельствует об утрате им существенности, «необыкновенной правдивости и простоты русской литературы» XIX в. (см.: Русская идея)1.
В сентябре 1922 г. из-за открытого расхождения с коммунистической идеологией, после двух вызовов в ЧК и обыска Бердяев был выслан за границу с большой группой интеллигенции; до середины 1924 г. жил в Берлине, где участвовал в деятельности Российского научного института и Российской академии художественных наук, основал русскую Религиозно-философскую академию (как наследницу ВАДК); образовались связи с немецкими философами - М. Шелером и Г. Кайзерлингом. В Берлине, помимо «Философии неравенства», были опубликованы: «Смысл истории. Опыт философии человеческой судьбы, где развивается идея о том, что самоутверждение человека ведет в конце концов к самоистреблению человека»2 и «Новое Средневековье»3, переведенное на полтора десятка языков и принесшее Бердяеву европейскую славу. Проникнутое эсхатологическими настроениями, это историософское сочинение, однако, оставляло надежду на возрождение христианской эпохи.
В 1924 г. Бердяев переезжает в Париж и поселяется в Кламаре (где в 1938 г. обретает собственный дом благодаря наследству, оставленному другом семьи и поклонницей его философского таланта Ф. Вест). Началась напряженная творческая и общественная жизнь. Он - основатель и редактор журнала «Путь» (1925-1940), один из инициаторов экуменического (вместе с Булгаковым и Ж. Марите-ном) и христианского молодежного движения РСХД; участник многочисленных международных конгрессов, а также литературных съездов в Понтиньи; находится в тесном общении с философами Г. Марселем, Э. Мунье, К. Бартом, с писателями Р. Мартен дю Га-ром, А. Моруа, А. Жидом, А. Мальро, Р. Ролланом.
Живя в центре западной цивилизации, Бердяев еще острее ощутил уникальность русской литературы, ценность которой
1 Бердяев Н.А. Русская идея. - Париж: УМСА-рге88, 1946; цит. по изд.: Париж: УМСА-рге88 1971. - С. 221.
2 Бердяев Н.А. Смысл истории. Опыт философии человеческой судьбы, где развивается идея о том, что самоутверждение человека ведет в конце концов к самоистреблению человека. - Берлин: Обелиск, 1923.
3 Бердяев Н.А. Новое Средневековье. - Берлин: Обелиск, 1924.
только возрастала в его глазах по мере знакомства с западным, главным образом французским, романом ХХ в. - с его «фактографической» правдой, отсутствием духовной позиции у автора и заметным влиянием психоанализа Фрейда (Л. Селин, А. Мальро, англичанин Д.Г. Лоуренс), а также - с распадом «я» в «плавучем мире ощущений» (М. Пруст, А. Жид, во имя надуманного культа откровенности говорящий о себе «гадкие, уродливые», ненужные вещи). Бердяев отмечает парадоксальную черту французской литературы ХХ в.: сочетание двух крайних начал, рассудочности и чувственности - при утраченной связи со средоточием человеческой личности, сердцем. Феномен особой «лживой искренности», диалектически переходящей в «искреннюю лживость» раздвоенной современной души, Бердяев анализирует и на примере молодого поэта Б. Поплавского из эмигрантского «потерянного поколения», уже утрачивающего традиции русской классики с ее «больной совестью», «нравственной гениальностью» и защитой метафизических прав личности (см.: По поводу «Дневников» Б. Поплавского1; там же рецензия на его сб. стихотворений «В венке из воска»)2. В творчестве американского писателя Г. Миллера русский философ обнаружил симптом «внезапного вторжения хаоса» в жизнь мира, каковой нашел себе место и в личности самого автора (Истина и откровение)3. Размышление над причинами упадка литературы в современную критическую эпоху смены духовных вех можно найти в личных записях Бердяева: «Наступил период, когда только в христианстве остался человек и творчество» (см.: Выдержки из записной книжки Н.А. Бердяева)4.
Во время Второй мировой войны Бердяев пережил патриотически-ностальгические волнения, на фоне которых потускнела его идейная неприязнь к СССР и до крайности обострились отношения с эмиграцией. Под влиянием сигналов из советского посольства он даже подумывал о возвращении на родину; конец иллюзиям
1 Опубл. в: Совр. записки. - Париж, 1939. - Т. 68. - С. 441-446.
2 Там же. - С. 476-479.
3 БердяевН.А. Истина и откровение. - СПб.: Изд-во Рус. Христ. гуманитарного ин-та, 1996. - С. 372.
4 Выдержки из записной книжки Н.А. Бердяева / Подготовлены Е.Ю. Рапп // Вестник РХД. - Париж; Нью-Йорк; М.: УМСА-рге88, 1978. - № 124. - С. 114.
положило Постановление о журналах «Звезда» и «Ленинград», клеймившее творчество А. Ахматовой и М. Зощенко, на что Бердяев немедленно отозвался гневной статьей «Что думают об акте 14 июня 1946 г. видные представители эмиграции»1, в которой автор приходит к горестным выводам, что на его родине «после героической борьбы <...> свобода не возросла, а скорее наоборот». В 1947 г. Бердяев - доктор honoris causa Кембриджского университета. Умер за письменным столом.
Бердяев был воспринят интеллектуальными кругами Запада как представитель России, олицетворявший одновременно православное сознание, новый христианский гуманизм, «русскую душу», а в среде эмиграции - даже «красную философию». Он оказал влияние на европейскую критическую культурфилософию своей профетической концепцией заката европейской цивилизации (в работах: «Сумерки Европы»2; «Конец Ренессанса»3; «Новое Средневековье»)4, а также - на французский экзистенциализм и персонализм.
Список литературы
Издания. Собр. соч.: В 5 т. - Париж: YMCA-press, 1989. - Т. 1: Самопознание; Т. 2: Смысл творчества. - 1985; Т. 3: Типы религиозной мысли в России.-1989; Т. 4: Духовные основы русской революции (статьи 1917-1918 гг.); Философия неравенства. - 1990; Т. 5: К. Леонтьев. Очерк по истории русской религиозной мысли. Самопознание: Опыт философской автобиографии. - М.: Книга, 1991. -[В Приложении даны воспоминания о Б.Е. К. Герцык, Е.Ю. Рапп, Б.К. Зайцева, П. Ставрова, Г.П. Федотова]; О назначении человека. - Париж, 1931; Философия творчества, культуры и искусства. - М.: Искусство, 1994. - Т. 1-2; Истина и откровение. Пролегомены к критике Откровения. - СПб.: Изд-во Рус. Христ. гуманитарного ин-та, 1996; Самопознание. Опыт философской автобиографии. - М.: Мой век, 2004.
Статьи. Преодоление декадентства (О З. Гиппиус) // Моск. еженед. - М., 1909. - № 19. - С. 49-58; О книге Вяч. Иванова «По звездам» // Преодоление де-
1 Опубл. в: Рус. новости. - Париж, 1946. - 28 июня.
2 Бердяев Н.А. Сумерки Европы // Судьба России. - М.: Изд. Г.А. Леман и С.И. Сахаров, 1918.
3 Бердяев Н.А. Конец Ренессанса. - СПб.: Изд. Эпоха, 1922.
4 Бердяев Н.А. Новое средневековье. - Берлин: Обелиск, 1924.
кадентства (О З. Гиппиус) // Моск. еженед. - М., 1909. - № 42. - С. 53-56; Воля к культуре и воля к жизни // Шиповник: Сб. литературы и искусства. - М., 1922. -Сб. 1. - С. 67-80; Предсмертные мысли Фауста // Освальд Шпенглер и закат Европы. - М.: Изд. Берег, 1922. - С. 55-72; Жозеф де Местр и масонство // Путь. -Париж, 1926. - № 4. - С. 183-187; Три юбилея: Л. Толстой, Г. Ибсен и Н. Федоров // Путь. - Париж, 1928. - № 11. - С. 76-94; В защиту А. Блока // Путь. - Париж, 1931. -№ 26; Судьба человека в совр. мире. - Париж: YMCA-press, 1934; Очарования и разочарования Андре Жида // Нов. Россия. - Париж, 1936. - 1 дек. - С. 6-7; Вл. Соловьёв и мы // Совр. записки. - Париж, 1937. - № 63. - С. 368-373; Кризис интеллекта и миссия интеллигенции // Нов. град. - Париж, 1938. - № 13. - С. 5-11; Памяти Р. Роллана // Рус. патриот. - Париж, 1945. - 20 янв.
Письма, дневники, мемуары. Выдержки из писем к госпоже Х., 1930-1939 // Новый журнал. - Нью-Йорк, 1953. - № 35. - С. 172-189; № 36. - С. 189-204; Из записной тетради. (Соб. Е.Ю. Рапп) // Новый журнал. - Нью-Йорк, 1955. - № 43; Из записных книжек // Мосты. - Мюнхен, 1960. - № 5. - С. 200-213; Из переписки Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова и Л.И. Шестова // Мосты. - Мюнхен, 1961. -Дек., № 8. - С. 255-261 ; Из записной тетради // Новый журнал. - Нью-Йорк, 1966. -№ 85. - С. 231-241.
Архивы: ГБЛ, ф. 25, п. 9, д. 16 (письма А. Белому); ф. 746 (письмо М.О. Гершензону); ф. 171, к. 2, д. 25 (письмо Е.Н. Трубецкому); ф. 218, к. 1272, д. 5 (Леман - Абрикосов Г.А. Воспоминания); ЦГАЛИ, ф. 2171 (письма Б. А. Грифцову).
Литература о Бердяеве. Энциклопедический словарь Гранат. - М., б/д. -Т. 5. - С. 382-384; Философская энциклопедия. - М., 1960. - Т. 1. - С. 148; Большая советская энциклопедия. - М., 1970. - Т. 3. - С. 617-619; Краткая литературная энциклопедия. - М., 1978. - Т. 9. - С. 122; Русские писатели. 1800-1917: Биографический словарь. - М., 1989. - Т. 1. - С. 240-249; Большая российская энциклопедия. - М., 2005. - Т. 1. - С. 348-349; Encyclopedia Britannica. - Edinbergh, 1771. - Vol. 3. - P. 499; Grand Larousse encyclopédique. - P., 1960. - T. 2; Шестов Л. Похвала глупости // Факелы. - СПб., 1907. - Кн. 2. - C. 137-162; Аксель-род Л.Г. Бердяев и моя бабушка // Совр. мир. - СПб., 1912. - № 6; Антонов Н.Р. Н.А. Бердяев и его религ.-обществ. миросозерцание. - СПб., 1912; Закржев-скийА. Религия. Психологич. параллели. Достоевский... Н.А. Бердяев... - Киев: Тип. А.М. Пономарева, 1913; Степун Ф.А. Памяти Н.А. Бердяева // Вестн. РСХД в Германии. - Б/м, 1949. - № 3.; Вильчковский К.Н. А. Бердяев и мировой кризис // Новоселье. - Нью-Йорк, 1949. - № 39-41; Федотов Г.П. Бердяев-мыслитель // Новый град. - Нью-Йорк, 1952. - С. 301-317; Очерки истории рус. этич. мысли. -М., 1976. - С. 342-373; Баранова-Шестова Н. Жизнь Л. Шестова. - Париж, 1983. -Ч. 1-2. - Указ.; Русская эмиграция: Журналы и сборники на русском яз., 1920-
1980: Сводный указатель статей. - P., 1988; Гальцева Р.А. Sub specie finis (Утопия творчества Н.А. Бердяева) // Гальцева Р.А. Очерки русской утопической мысли. -М.: Наука, 1992. - С. 10-76; Вадимов А. Жизнь Бердяева. Россия. - Berkly, 1993; Струве Г. Русская литература в изгнании. - 3-е изд., испр. и доп. - Париж; М., 1996; Взыскующие града: Хроника частной жизни русских религиозных философов в письмах и дневниках. - М.: Языки русской культуры, 1997; Розанов В.В. На чтениях г. Бердяева. - М.: Библиотека «Вехи», 2001 [опубл. впервые по автографу в ОР РГБ, фонд В.Я. Брюсова (386, к. 58, ед. хр. 28. лл1-2)]; Бердяева Л. Профессия: жена философа. - М.: Молодая гвардия, 2004; Сестры Герцык. -СПб.: Дом-музей Марины Цветаевой, 2002. - Указ.; ГерцыкЕ. Лики и образы. Библиотека мемуаров. Бердяев. - М.: Молодая гвардия, 2007. - С. 208-228.; Гальцева Р.А. Статьи о Бердяеве: Sub specie finis (Утопия творчества Н.А. Бердяева); Н.А. Бердяев и духи русской революции; Новая встреча со старым Бердяевым // Гальцева Р.А. Знаки эпохи. Философская полемика. - М.; СПб.: Летний сад, 2008. -С. 50-72; 191-207; Волкогонова О. Бердяев. - М.: Молодая гвардия, 2010. -(ЖЗЛ); Николаю Бердяеву. - СПб.: Изд. Алетейя, 2010. - С. 397-426; Перекличка через «Железный занавес»: Письма Евгении Герцык, Веры Гриневич, Лидии Бердяевой. Разд. Приложение 3. - М.: Дом русского зарубежья им. А. Солженицына: Рус. путь, 2011. - С. 457-517. - Указ.; Гальцева Р.А. Николай Бердяев // Гальцева Р.А., РоднянскаяИ.Б. К портретам русских мыслителей. - СПб.; М.: Петроглиф: Храм мц. Татианы при МГУ, 2012. - С. 203-328. - Указ.; Mounier E.N. Berdiaeff - premier humaniste de l'Europe nouvelle // Comba. - Париж, 1948. - 26 mar.; PorretE. Nicolas Berdiaeff, prophète des temps nouveaux. - Neuchâ-tel, 1951; Wernham J.C. Guardini, Berdyaev and the legend of the Grand Inquisitor // Hilbert journal. - Gottingen, 1954. - № 53; Lowrie D.A. Rebellious prophet. A life of Nicolas Berdyaev. - N.Y., 1960; Bulletin de l'association Nicolas Berdiaev. - P., 1975. -№ 4. - Библ.: с. 49-60; Klépinine T. Bibliographie des oeuvres de N. Berdiaev. - P., 1978; Thinkers of the twentieth century: A biographical and bibliographical critical dictionary. - L., 1984. - Р. 52-54.