ЛЮДИ. СОБЫТИЯ. ФАКТЫ
УДК 141.4
МЫСЛИТЕЛИ ПРОШЛОГО: ФИЛОСОФСКО-КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ
Г.П. ФЕДОТОВА (к 130-летию со дня рождения)
Е.Б. Евстафьева
Б01 10.18522/2072-0181-2016-86-2-100-104
В современном мире, в условия глобализации и информатизации, философско-культурологические концепции мыслителей помогают нам погрузиться в мир исторической памяти и воссоздать национально-культурные традиции. Все это способствует предотвращению нравственного кризиса в обществе и усилению социальных связей. К тому же с помощью философии мы овладеваем языком культуры. Человеку очень важно услышать, понять прошлое и осмыслить происходящие явления и процессы. И в этом плане философия культуры представляется неким академическим путеводителем в истории развития человечества.
Одной из задач русской философской мысли XIX - XX вв. стало постижение культуры как универсального феномена и выражения его в столь же универсальных категориях. Исследователи в области русской культуры считают, что это было связано с потребностью переосмысления исторической судьбы России. Сегодня очень популярны философские системы, разработанные Вл. Соловьевым, Г.В. Флоровским, П. Флоренским, Н. Лосским, Н. Бердяевым, В. Зеньковским, С. Булгаковым, Г.П. Федотовым, Л.П. Карсавином и другими русскими мыслителями этого времени. В своих работах они исследовали причины духовного кризиса, который захватил не только Россию, но и Европу. Примечательно, что именно христианская религия стала основой для развития русской философской мысли.
Евстафьева Елена Борисовна - соискатель ученой степени кандидата философских наук Института философии и социально-политических наук Южного федерального университета, 344065, г. Ростов-на-Дону, пер. Днепровский, 116, e-mail: borisovnae3@yandex.ru.
Большая часть философского осмысления культуры нашла свое выражение в идеях и концепциях представителей русской эмиграции. Это отдельная страница в истории России XX в. Русских религиозных мыслителей объединило прошлое России, религиозно-нравственные ценности, трагическое мироощущение. Все это способствовало созданию Свято-Сергиевского института в Париже (1925), основанию газеты "Возрождение" (1925), а также выпуску журнала "Новый Град" (1931). Иными словами, эмиграция жила очень активной, как интеллектуальной, так и общественной жизнью. В число крупных философских изгнанников вошел и русский философ Георгий Петрович Федотов.
Интерес к научному наследию русского мыслителя особенно возрос на рубеже XX -XXI столетий. Философскому труду профессора посвящено издание его 12-томного собрания сочинений, выпуск которого осуществлялся с 1996 по 2012 года. Важно отметить, что исследовательские работы Г.П. Федотова уже подвергались философско-культурологическому анализу других научных деятелей. В их числе статья Ж.А. Гумеровой "Культурно-исторические взгляды Г.П. Федотова" [1]; автореферат А.В. Елькина "Философия культуры Ф.А. Сте-пуна и Г.П. Федотова. Новоградство" [2]; статья В.И. Повилайтиса "Г.П. Федотов в поисках философии культуры" [3]; статья В.И. Савинце-ва "Типологическая характеристика культуры в философии Г.П. Федотова" [4]; и др.
Elena Evstafyeva - Institute of Pphilosophy and Social-Political Sciences at the Southern Federal University, 116, Dneprovsky Avenue, Rostov-on-Don, 344065, e-mail: borisovnae3@yandex.ru.
Г.П. Федотов. Шарлоттенбург, зима 1906-1907
Г. П. Федотов (1886-1951) родился в г. Саратове. С 1897 г., после смерти отца, Г.П. Федотов становится учеником Воронежской Николаевской гимназии. В 1904 г., после окончания гимназии, Г.П. Федотов поступает в Технологический институт Санкт-Петербурга. Но революция 1905 г. возвращает его в Саратов, где он начинает вести активную революционную деятельность. После ареста он был выслан из страны в 1906 г.
В 1908 г. он возвращается в Россию и поступает на филологический факультет Петербургского университета. После второй высылки в Ригу, Г.П. Федотов сдает в Петербурге магистерские экзамены и кандидатское сочинение. И с 1914 г. становится приват-доцентом на кафедре средневековой истории. В 1920 г. уезжает в Саратов, где работает на кафедре истории Средних веков Саратовского университета. В 1922 г. возвращается в Петроград и работает переводчиком иностранной литературы в частных изданиях.
В 1925 г. Г.П. Федотов уезжает за границу, работает в библиотеках Берлина. Переехав во Францию, в 1926 г. начал публиковаться в евразийском журнале "Версты", а после и в других эмигрантских изданиях: "Современные записки", "Путь", "Новый Град", "Живое Предание", "Числа", "Новый журнал"
и др. С 1926 по 1940 гг. Г.П. Федотов работал профессором Свято-Сергиевского православного богословского института в Париже. В 1941 г. безвозвратно эмигрирует в США, где первые два года жил в Нью-Хевене и преподавал в школе при Йельском университете. А в 1943 г. стал работать профессором в русской Свято-Владимирской православной семинарии в Нью-Йорке. В 1951 г. скончался в городе Бэкон, штат Нью-Джерси.
"Георгий Петрович Федотов ... выдающийся русский мыслитель, публицист, литературовед, историософ и богослов, один из ярчайших представителей русского зарубежья" [5, с. 70] - так А.С. Исмаилов представляет в своей статье "Истоки политико-философской концепции Г.П. Федотова" профессора из Саратова.
Философско-культурологическая проблематика проходит через все творчество мыслителя. Рассмотрим основные аспекты его философско-культурологической концепции, которые отражены в основном в его журнальных статьях. Анализ этих наиболее важных аспектов позволит сформулировать полноценную картину видения этой проблемы русским философом.
Следуя религиозно-ценностным ориентирам, Г.П. Федотов в своем творчестве на первый план выдвигает духовную культуру. Мыслитель размышляет над генетическим началом культуры, всемирным процессом развития культуры, кризисом культуры, отношением культуры и веры и переосмыслением человеком культуры.
Заслуга Г.П. Федотова состоит в том, что он размышляет над природой не только самого понятия "культура" и какую роль она играет в жизни человека и общества, но и пытается обрисовать возможные горизонты развития русской культуры и культуры вообще. Философ писал, что будущее скрыто от нас, но именно к нему устремлены наши взоры. Невозможность предсказаний особенно ясна на явлениях духовной культуры. Если это культура, заслуживающая этого имени, то творчество - нового - составляет самое определение ее. Но творчество свободно, не предопределено, и, следовательно, не предвидимо... Чем выше оно, тем неожиданнее, удивительнее, чудеснее [6].
Федотов считал, что первой предпосылкой культуры является сам человек [7, с. 492]. Именно благодаря человеку, по
его справедливому мнению, рождается идея, которая торжествует и оттесняет за порог бытия весь волнующийся хаос враждебных форм и зачинает культуру [7, с 70]. Но главное в генетическом начале культуры у философа то, что, даже если в каждой великой идее есть потенция своей культуры, не всякая воплощается в культуру [7, с. 70].
В мировоззрении Г.П. Федотова есть важный момент, который способен менять наше представление о зарождении культуры. Идея, из которой возникает культура, не вырастает из самой жизни. Такая идея посылается Богом человеку. Случается это в тот момент, когда человек утрачивает способность целостного восприятия жизни, и, вследствие, способность генерации идеи [7, с. 72]. Г.П. Федотов утверждал, что «...всякое создание культуры имеет общий фон, который состоит из традиций, из соединенных усилий народа, из "общего дела"» [6]. Культура едина по своей направленности. В статье "Через исторический опыт к стандарту педагога" исследователи отмечают, что Г.П. Федотов считал выражением высшей природы человека, его богоподобия именно культуру, а также "стремился соединить вселенское и национальное, найти в одном отголосок другого"
[8, с. 4].
В этих общих предпосылках, по мнению Г.П. Федотова, должен разобраться историк. Лишь в этом общем завтрашний день продолжает вчерашний; здесь возможно если не предвидение, то ожидание [6]. Мыслитель неоднократно повторял: "Будущее всегда вокруг нас - как и прошлое. От прошлого остаются следы: будущее говорит знамениями. Мир полон еще не рожденных, рождающихся форм..." [7, с. 70]. Свое мнение Г.П. Федотов аргументирует тем, что историк в своих разработках старается быть объективным. В первую очередь, он исследует, а не дает оценку [9, с. 339]. Но перед ним стоит задача не понять явление, а объяснить его. И для этого, утверждает Г.П. Федотов, историку необходимо "войти в круг господствующих здесь законов, уметь выделить главное от второстепенного, уловить связь, в которую вступают между собой отдельные образования в мире ценностей" [9, с. 340]. Следует разобраться в структуре этого мира, а потом уже выяснять его генезис.
Важно понимать, считал он, каким образом определять ценности, и, соответствен-
но, производить оценки [9, с. 339]. По словам Г.П. Федотова, из того, что "мы смотрим не назад, а вперед", можно сказать, что "не происхождение, а значение определяет ценность" [9, с. 340]. По мнению философа, смысл истории кроется в вопросах, поставленных перед человечеством. "Дух Святой в истории и через историю ставит нам вопросы" [10].
О.Д. Волкогонова в своей статье "Г.П. Федотов о национальном характере в истории России" точно подметила: "Федотов был убежден, что культурное творчество является самым важным и ценным результатом исторического опыта народа, а тип культуры определяется характером и степенью ее религиозности" [11, с. 251].
И действительно, культура у Г.П. Федотова всегда "имеет религиозный смысл. Теоретический смысл ее есть богопознание, практический - богоуподобление. Узел, связывающий в одно обе культурные сферы -познание и жизнь - есть богообщение" [12]. Он страстно верит в то, что "человек без Бога не может остаться человеком" и исходил из того, что потеря духовных ценностей делает из человека зверя. Именно культура помогает человеку оставаться человеком. Культура - сгустки накопленных ценностей -замедляет процесс бестиализации обезбожен-ного человека [7, с. 88].
Г.П. Федотов убежден, что "религия лежит в основе всякой культуры, во всяком случае, на первых этапах ее развития" [9, с. 363]. Поэтому именно религия дает посыл для духовного склада народа и его культуры. Религия, по его словам, представляет собой "связь, приобщение к целому, подъем и горение, расторжение проклятия - обособленности, одиночества, собирание себя из рассеянных частей, расплавления на костре мирового огня" [9, с. 354].
Перед нацией стоит задача обрести "всенародный путь спасения", а, по словам Г.П. Федотова, этот путь есть путь культуры. Значит, национальной идее необходимо обрести религиозный смысл. Но в начале нация должна придать религиозный смысл культуре и размножить культурные пути спасения [7, с. 119]. Но чтобы национальная идея развивалась в правильном направлении, она должна подчиняться другим великим идеям, которые образуют полноту Истины, и в первую очередь, законам Вселенского единства, которое явля-
ется более глубоким и первичным, чем национальное [7, с. 195]. Если нет религии, то "это не нация, а человеческое месиво, глина, из которой можно лепить все, что угодно, камень, дерево, металл, который можно дробить на какие угодно части" [7, с. 88].
Г.П. Федотов утверждал, что "срыв культуры возможен во всякий момент ее жизни" [7, с. 71]. Если мы будем смотреть на культуру с биологической точки зрения, то мы автоматически делаем ее смертной. И с такой точкой зрения философ как раз не согласен. Он допускает смерть любой культуры, кроме христианской [9, с. 249]. При этом мыслитель исходит из того, что конец одинаков для всего живого, для человека, для народа, для цивилизации [9, с. 171]. Но культура умирает тогда, когда полностью исчерпывает свою творческую тему и находит свой навсегда завершающийся стиль [9, с. 249]. У христианской же культуры слишком высокий, практически не досягаемый идеал -"быть образом Царствия Божия на земле" [9, с. 249].
Для того чтобы спасти мир культуры, его нужно заново перестроить. "Процесс культурной демократизации, когда он протекает столь стремительно, как в наши дни, несет с собой тяжелые последствия: варваризацию, упрощение, нивелировку". Но Федотов уверен, что с этими трудностями можно справиться. "Всегда мыслимо создание новой элиты в самом демократическом обществе, которая поднимет достоинство культуры" [9, с. 244].
Он усматривал в новой элите специальную среду, без которой "культура как организующая форма сознания распадается на множество бессвязных элементов, из которых ни один сам по себе, ни их сумма не является культурой" [7, с. 533]. По его мнению, элита создается путем отбора и концентрации в государственных или частных условиях. Ее задача состоит в том, чтобы "будить в себе, растить и осмыслять, возгревать национальное сознание" [7, с. 133].
Под внешней организацией элиты скрыта ее главная, духовная составляющая: "культура должна быть понята религиозно". И далее: "Признание высшей ценности требует движения к тем, кто стоит на высшей ступени посвящения или искусства [7, с. 548]. Ценность всяких социальных форм зависит прежде всего от наполняющего их нравственного
содержания: от того, насколько в них воплощается дух любви, справедливости, свободы [7, с. 548].
Таким образом, в основе философско-культурологической концепции Г.П. Федотова лежит мысль о зарождающейся в человеке идее, которая в дальнейшем сможет перерасти в культуру. Но чтобы это произошло, идее придется преодолеть множество препятствий. Результат будет зависеть от качества идеи, от степени ее "вдохновленности", от преданности традициям и твердости веры. Такая культура объединяет людей и делает их союз нерушимым. Если идея человека подчинена великой идее Царства Божия, она преодолеет смерть и разрушение. Культура, выросшая из такой идеи, может стать спасением для народа.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гумерова Ж.А. Культурно -исторические взгляды Г.П. Федотова // Вестник Томского государственного университета. 2013. № 368. C. 72-75.
2. Елькин А.В. Философия культуры Ф.А. Степуна и Г.П. Федотова. Новоградство // Автореф. дисс. ... канд. филос. наук. М., 2008. 24 с.
3. Повилайтис В.И. Г.П. Федотов в поисках философии культуры // Слово.ру: Балтийский акцент. 2013. № 4. С. 83-92.
4. Савинцев В.И. Типологическая характеристика культуры в философии Г.П. Федотова // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2012. № 12. С. 131-138.
5. Исмаилов А.С. Истоки политико-философской концепции Г.П. Федотова // Проблемы современной науки и образования. 2012. № 2. С. 70-72.
6. Федотов Г.П. Собрание сочинений: В 12 т. Т. 6. М.: Мартис "Sam and Sam". 2013. 504 c.
7. Федотов Г.П. Собрание сочинений: В 12 т. Т. 2. Статьи 1920-1930х гг. М.: Мартис "Sam and Sam". 1998. 380 с.
8. Каневская Ж.О., Кульчицкая И.Ю, Ширва-нян А.Э. Через исторический опыт к "стандарту педагога" // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2013. № 3. Электронный ресурс.. URL: http://lib.mkgtu.ru/ images/stories/journal-vmgtu/2013-03/017.pdf
9. Федотов Г.П. Собрание сочинений: В 12 т. Т. 7. М.: Мартис "Sam and Sam", 2014. 488 с.
10. Федотов Г. П. Собрание сочинений: В 12 т. Т. 4. Статьи 30-х гг. М.: Мартис "Sam and Sam", 2012. 480 с. С. 254.
11. Волкогонова О.Д. Г.П. Федотов о национальном характере в истории России // Российский гуманитарный журнал. 2015. Т. 4. № 4. С. 247-256.
12. Федотов Г.П. Собрание сочинений: В 12 т. Т. 10. Русская религиозность. Ч. 1. Христианство Киевской Руси X-XIII вв. М.: Мартис "Sam and Sam", 2001. 382 с. С. 301.
REFERENCES
1. Gumerova Zh.A. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta, 2013, no. 368, pp. 72-75.
2. El'kin A.V. Filosofiya kul'tury F.A. Stepuna i G.P. Fedotova. Novogradstvo [Philosophy of culture by F.A. Stepun and G.P. Fedotov. Novogradstvo. A thesis submitted for the degree of Candidate of Philology]. Moscow, 2008, 24 p.
3. Povilaytis V.I. Slovo.ru: Baltiyskiy aktsent, 2013, no. 4, pp. 83-92
4. Savintsev V.I. Vestnik Baltiyskogo federal'nogo universiteta im. I. Kanta, 2012, no. 12, pp. 131-138
5. Ismailov A.S. Problemy sovremennoy nauki i obrazovaniya, 2012, no. 2, pp. 70-72
6. Fedotov G.P. Sobranie sochineniy. [Works] In 12 vol. Vol. 6. Moscow, Martis "Sam and Sam", 2013, 504 p.
7. Fedotov G.P. Sobranie sochineniy v 12 t. T.2: Stat'i 1920-1930kh gg [Works]. In 12 vol. Vol. 2. Moscow, Martis "Sam and Sam", 1998, 380 p.
8. Kanevskaya Zh.O., Kul'chitskaya I.Yu, Shirvanyan A.E. Vestnik Maykopskogo gosudarstvennogo tekhnologicheskogo universiteta, 2013, no. 3, available at: http://lib.mkgtu.ru/images/stories/journal-vmgtu/2013 -03/017.pdf/ (accessed 26 February 2016)
9. Fedotov G.P. Sobranie sochineniy v 12 t. T. 7. [Works]. In 12 vol. Vol. 7. Moscow, Martis "Sam and Sam", 2014, 488 p.
10. Fedotov G.P. Sobranie sochineniy v 12 t. T.4: Stat'i 30-kh gg. [Works]. In 12 vol. Vol. 4. Moscow, Martis "Sam and Sam", 2012, 480 p., p. 254.
11. Volkogonova O.D. G.P. Rossiyskiy gumanitarnyy zhurnal, 2015, Vol. 4, no. 4, pp. 247-256.
12. Fedotov G.P. Sobranie sochineniy v 12 t. T.10: Russkaya religioznost'. Ch1. Khristianstvo Kievskoy Rusi X-XIII vv [Works in 12 vol. Vol. 10: Russian religiosity. P1. Christianity of Kievan Rus 10th-13th Centuries]. Moscow, Martis "Sam and Sam", 2001, 382 p., p. 301.
31 мая 2016 г.