УДК 72.01
doi: 10.52470/2619046Х_2023_2_23
МЫШЛЕНИЕ ФИОЛЕТОВОГО НЕБА.
КАК И ЗАЧЕМ СМОТРЕТЬ В БУДУЩЕЕ ЗА ПРЕДЕЛ ГОРИЗОНТА
К.С. Швецова, Е.А. Орлов
Аннотация. Авторы исследуют современные методы и подходы в прогнозировании будущего. Ставится вопрос о том, существует ли предел прогноза и можно ли его перешагнуть. В статье были проанализированы два базовых подхода к проектированию будущего: мышления голубого и чёрного неба. На основе комплексного анализа авторы обозначили их базовые принципы и механизмы. Следующим шагом стала разработка нового комбинированного подхода, который бы расширил возможности архитектора влиять на будущее. В качестве решения авторы предлагают мышление фиолетового неба - это новый механизм проектирования завтрашнего дня, в основе которого лежат игровые действия архитектора.
Ключевые слова: прогнозирование, будущее, концепции мышления, архитектура будущего.
PURPLE SKY THINKING. HOW AND WHY TO LOOK INTO THE FUTURE BEYOND THE HORIZON
K.S. Shvetsova, E.A. Orlov
Abstract. The author explores modern methods and approaches in predicting the future. She makes a research on the limits of the forecast. The article analyzed two basic approaches to the design of the future: thinking of the blue and black sky. Based on a comprehensive analysis, the author outlined their basic principles and mechanisms. The next step was the development of a new combined approach that would expand the architect's ability to influence the future. As a solution, the author suggests the purple sky thinking which is a new mechanism for designing tomorrow, based on the game actions of the architect.
Keywords: foresight, future, thinking concepts, architecture of the future.
Прогнозирование относится к практике предсказания того, что произойдет в будущем, принимая во внимание события в прошлом и настоящем. По сути, это инструмент принятия решений, который помогает справиться с влиянием неопределенности будущего путем изучения исторических данных и тенденций. Работа с будущим направлена на повышение осведомленности о нём путем предложения альтернативных образов завтрашнего дня и выбора действий в связи с ними.
Существует большое количество методов работы с будущим. В основном их можно разделить на созерцание и действие. С одной стороны, работа над будущим расширяет и углубляет созерцание, увеличивая диапазон вариантов решений, расширяя временные рамки и стимулируя творчество. С другой стороны, прогнозирование является полезным инструментом для принятия решений и действий, поскольку его можно использовать для оценки будущего и его трансформации.
Город тысячи планет
Архитектор создаёт множество образов городов будущего. Однако большинство проектов в своих футуристических идеях так или иначе стараются не уходить далеко от настоящего
времени. Различные методологии часто апеллируют к сегодняшним реалиям и сложившимся паттернам, стараясь лишь дорисовать их продолжение, не выходя за рамки привычного. Поэтому возникает проблема замкнутости будущего, ограничивающая мышление и возможность прогнозирования.
Новый подход в прогнозировании города будущего должен базироваться на виденье, граничащим с фантастикой. Такое мышление, наполненное оптимизмом и фантазией в отрыве от реальности, способно сподвигнуть нас на новые нестандартные решения и идеи.
Игровая песочница
1. Одним из подходов к изучению будущего является «Мышление голубого неба». Термин «голубое небо» происходит от ретроспективы, проведённой учёным-медиком и писателем Джулиусом Комроу в 1976 г. на основе исследования о том, почему небо голубое [6]. Изначально считалось, что эта работа не имеет ценности, однако вскоре она привела к многочисленным смежным открытиям, имеющим более непосредственное применение. Данный подход задумывался как исследование областей, где «реальное» положение вещей не очевидно сразу. Его определяют как «исследование без чёткой цели» и «науку, движимую любопытством». Название подхода буквально исходит из вопроса «почему небо голубое?». Мышление голубого неба - это нестандартный подход в исследовании того, что нас окружает. Принципы мышления голубого неба:
- творческие идеи, не ограниченные текущим мышлением или убеждениями общества;
- создание инноваций и расширение границы возможностей существующих практик;
- постановка вопросов к вещам и событиям, которые воспринимаются как данность;
- решение проблем по принципу «детского любопытства», а не прагматичного подхода.
2. В противопоставление данной идее возник метод «Мышление чёрного неба». Понятие «чёрное небо» пришло из космической промышленности, в которой оно обозначает «путешествия в неизвестность». Эта концепция сдвигает фокус мышления с того, что есть сейчас, на то, что будет возможно в будущем. И название этой концепции уже можно интерпретировать следующим образом: «а что, если небо было бы чёрным?».
Чёрное небо противопоставляется голубому, исходя из позиции, что результаты мышления голубого неба в итоге получаются узнаваемыми и неудивительными. Это происходит из-за того, что данная практика проецирует решения из того, что уже возможно. Поскольку детерминистские модели по определению полностью предсказуемы, независимо от степени их прагматичности, они могут создавать только рамки, которые контролируют, а не раскрывают будущее.
Термин «мышление чёрного неба» был первоначально введён Рэйчел Армстронг в 2014 г. для описания спекулятивных мысленных экспериментов. Мышление чёрного неба можно рассматривать как метод создания новых видов будущего, которые позволяют нам двигаться в неизведанные области с творческой уверенностью. Он использует множество различных перспектив для выявления характера нового пространства. Это избавляет нас от того, что, как нам кажется, мы уже и так знаем, и следовательно, позволяет свободно работать с будущим на совершенно новой арене. Проекты чёрного неба не имеют определенного характера, но их легко распознать, поскольку они захватывают и бросают вызов нашим ожиданиям на многих других уровнях. Инициатива Рэйчел Армстронг направлена на освещение провокационных мыслителей и исполнителей, которые формируют наше будущее радикальными способами. На сайте Рэйчел «Black Sky Thinking» говорится: когда человек осмеливается войти в чёрное небо, он осмеливается войти в неизвестность.
«Мышление чёрного неба - это радикальная, экспериментальная и совершенно преобразующая концепция. Это Да Винчи, Эйнштейн, Эдисон и Мандела в одном флаконе. Это смелый прыжок в неизвестность, где мы воображаем невозможное и решаемся воплотить его в жизнь. Мышление чёрного неба - это то, как человечество будет формировать наше будущее и создавать мир наших самых смелых мечтаний [3].
Примером мышления чёрного неба является проект «Персефона» (2014 г.), который возглавляет Рейчел Армстронг. Это миссия по строительству полностью укомплектованного экипажем мирового корабля. По задумке, он будет находиться на орбите Земли в течение 100 лет. Станция имеет живой интерьер, материальные системы которой функционируют как альтернативный вид природы. Используя пропозициональный подход к вопросу экологического дизайна, «Персефон» создает зонтичный контекст для исследования смежных вопросов с различных точек зрения. Например, с помощью экологического дизайна он показывает альтернативный вид отношения к жизни и природе, в противовес нынешней традиции считать, что для спасения окружающей среды достаточно просто потреблять меньше или делать это более внимательно. Другими словами, его интерьерные системы становятся живыми персонажами межгалактического путешествия.
Принципы чёрного неба:
- создание новых видов будущего;
- проектирование концепций в настоящем так, как будто бы мы уже находимся в будущем;
- прогнозирование будущего в отрыве от настоящего, прогнозирование на сотни лет вперед;
- творческая работа с риском, как метод взаимодействия с неизвестностью.
Тем не менее, данный подход прогнозирования имеет пределы и характеризуется замкнутостью концепций. Несмотря на инновационность и радикальность, его идеи находятся в вакууме сконструированного видения будущего. Таким образом, работы в области чёрного неба решают проблемы только согласованного и выверенного нами концептуального будущего.
3. Авторы предлагают новый поход и взгляд на будущее - мышление фиолетового неба. Оно задает вопрос: «А что если нам необходимо, чтобы небо стало фиолетовым?». Данная концепция предлагает объединить в себе часть основных принципов двух предыдущих видов мышления с добавлением новых (рисунок 1). Главная идея заключается в прогнозировании не на основе текущих тенденций, а на основе желаемого в отрыве от предпосылок и сложившихся паттернов. Другими словами, это идея о том, что мы можем не предугадывать, а проектировать нужный нам вариант будущего и влиять на его результат изнутри.
Мышление фиолетового неба - это способ уйти от рамок, уставившихся на сотни лет вперёд, при этом решая проблемы вокруг нас прямо сейчас. Из-за сильного отрыва от сегодняшнего дня и ухода в то, что кажется абсолютной фантастикой, - с одной стороны, это становиться трудно назвать прогнозированием. Но с другой стороны, возможно, в этом мышлении содержится новый подход к работе с будущим на максимально дальних дистанциях.
«Идея будущего, беременная бесконечностью возможностей, более плодотворна, чем само будущее, и именно поэтому мы находим больше очарования в надежде, чем в обладании, мечтах, чем в реальности», - говорит Анри Бергсон («Time and Free Will») [4].
Примером мышления фиолетового неба являться проект Леббеуса Вудса «Свободные зоны Берлина». В Берлине 1990-х гг., чтобы уменьшить значение стены, разделявшей город на восточную и западную части, Леббеус Вудс задумал построить подземное сообщество вдоль линий метро. Его целью было побудить жителей Берлина воссоединить свой город и разрозненную культуру. Это потребовало бы свержения существующей системы ценностей и социального контроля, чего Вудс хотел добиться архитектурными средствами. Он предложил построить пространства с экстремальными условиями жизни и обитания для тех, кто
Настоящее Будущее
Рисунок 1. Сопоставление трех концепций мышления
отменяет общепринятые принципы архитектуры. Эти свободные пространства должны были составить линейную сеть автономных жилищных и рабочих структур, чьи обитатели сами отвечали бы за строительство своего подземного города. Впоследствии Вудс ввёл термин «свободное пространство», который описывал архитектурный подход, свободный от традиционного, предопределенного и детерминированного характера.
В подземном городе перевернутые башни из легкого металла и мосты связаны электроникой с большими общественными наземными пространствами, а также друг с другом. Структуры находятся в постоянной трансформации, вибрируя под действием сил земли. Они были задуманы как переплетающиеся ландшафты диалога, где существует неограниченная свобода доступа к коммуникационным системам. В наземном городе земля функционирует как поверхность трения, противостоящая энергии города. Таким образом, утверждает Вуд, земная жизнь ограничена только двумя измерениями, и понятие поверхности сильнее, чем понятие глубины.
Другими словами, архитектура превращается в пространство бесконечных возможностей, в которых принимают участие сами жители города будущего, проектируя его в реальном времени. Идеалистические фантазийные стремления вдохновляют и заставляют мыслить иначе, как если бы мы уже находились в этом далеком будущем.
Принципы фиолетового неба:
- собственноручное проектирование желаемого будущего;
- игнорирование горизонта прогнозирования и проектирование идей на дистанциях далекого будущего;
- концептуализация, не ограниченная стереотипными мышлением или убеждениями архитектора;
- проектирование будущего превращается в игровое поле, где архитектор меняет результат своими действиями.
Существует большое количество абсолютно разных подходов в прогнозировании будущего, берущих за основу совершенно противоположенные принципы и цели. В данной статье были рассмотрены два противоположных вида мышления, и на их основе был изобретен новый интерактивный метод. Голубое небо - это более глубокий взгляд на сегодняшний день. Чёрное небо - это прыжок в далекое будущее. А фиолетовое небо - это попытка спроектировать желаемое будущее и оказаться в нём нам самим, то есть создать тот мир, в котором мы хотим жить. Все эти подходы являются футуристическими инструментами, с помощью которых можно строить новый мир.
Библиографический список
1. Armstrong R. Black Sky thinking: Creating new worlds from scratch // The architectural review. 2014.
2. Armstrong R. Living architecture: How synthetic biology can remake our cities and reshape our lives // TED Books, 2012.
3. Armstrong R., Hughes R. Persephone // Journal of undergraduate research students. 2016. № 3.1.
4. Bergson Н. Time and free will: an essay on the immediate data of consciousness. Mineola; New York, 2001.
5. CleggB. Blue-sky thinking // Physics world. 2016. № 19.4.
6. Comroe J. Retrospectroscope - What makes the Sky Blue? // American review respiratory disease. 1976. № 113 (2).
7. Gilster P. Black Sky thinking: the technology of nature // Centauri dreams. 2013.
8. Powers А. Steampunk goes off the boil: Alan Powers on Geoff Manaugh's landscape futures // The architectural review. 2013.
9. Svendsen S. PIU Cabinet office a futurist's toolbox. London, 2001.
10. Woods L. Pamphlet architecture 15: war and architecture. New York, 1993.
Е.А. Орлов
архитектор, член САР, основатель Школы архитектуры будущего СЕТКА, старший преподаватель
Российский университет дружбы народов, г. Москва Е-mail: egororlovrus@gmail. com
К.С. Швецова
студент
Российский университет дружбы народов, г. Москва Е-mail: [email protected]