Научная статья на тему '"мягкая сила" Китая в Африке: сотрудничество в сферах образования и культуры'

"мягкая сила" Китая в Африке: сотрудничество в сферах образования и культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1493
307
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"МЯГКАЯ СИЛА" / КИТАЙ / CHINA / ПОЛИТИКА / POLITICS / СОТРУДНИЧЕСТВО / COOPERATION / ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / СТУДЕНТЫ / STUDENTS / ИНСТИТУТЫ КОНФУЦИЯ / CONFUCIUS INSTITUTES / КУЛЬТУРНЫЕ СВЯЗИ / CULTURAL TIES / 'SOFT POWER'

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дейч Т. Л.

Предмет исследования данной статьи «мягкая сила» как инструмент политики Китая в Африке. «Мягкая сила» широко используется в практике стран мира. Ее назначение получить преимущества в отношениях путем «притяжения», а не принуждения. Пример эффективного использования «мягкой силы» демонстрирует политика Пекина в Африке, где это орудие служит цели противодействия теории «китайской угрозы» и улучшению имиджа Китая. Предлагается рассмотреть воплощение концепции «мягкой силы» в африканской политике Китая в сферах образования и культурных связей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Chinese ‘soft power’ in Africa: cooperation in education and culture

The object of this research is ‘soft power’ as a tool of Chinese policy in Africa. ‘Soft power’ is widely used in the countries of the world. Its purpose is to receive advantages in relations with other countries by attraction, not enforcement. An example of the ‘soft power’ effective implemention is Beijing’s policy in Africa, where this tool purpose is to counteract “China’s threat” theory and to improve China’s image. We submit for consideration the implementation of “soft power” concept in China African policy, in the fields of education and culture.

Текст научной работы на тему «"мягкая сила" Китая в Африке: сотрудничество в сферах образования и культуры»

УДК 327.8

Т. Л. Дейч

доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института Африки РАН; e-mail: tdeich@yandex.ru

«МЯГКАЯ СИЛА» КИТАЯ В АФРИКЕ: СОТРУДНИЧЕСТВО В СФЕРАХ ОБРАЗОВАНИЯ И КУЛЬТУРЫ

Предмет исследования данной статьи - «мягкая сила» как инструмент политики Китая в Африке. «Мягкая сила» широко используется в практике стран мира. Ее назначение - получить преимущества в отношениях путем «притяжения», а не принуждения. Пример эффективного использования «мягкой силы» демонстрирует политика Пекина в Африке, где это орудие служит цели противодействия теории «китайской угрозы» и улучшению имиджа Китая. Предлагается рассмотреть воплощение концепции «мягкой силы» в африканской политике Китая в сферах образования и культурных связей.

Ключевые слова: «мягкая сила»; Китай; политика; сотрудничество; образование; студенты; институты Конфуция; культурные связи.

Deytch T. L.

Doctor of History Sciences (Dr.habil.), Institute for African Studies of the Russian Academy of Sciences; e-mail: tdeich@yandex.ru

CHINESE 'SOFT POWER' IN AFRICA: COOPERATION IN EDUCATION AND CULTURE

The object of this research is 'soft power' as a tool of Chinese policy in Africa. 'Soft power' is widely used in the countries of the world. Its purpose is to receive advantages in relations with other countries by attraction, not enforcement. An example of the 'soft power' effective implemention is Beijing's policy in Africa, where this tool purpose is to counteract "China's threat" theory and to improve China's image. We submit for consideration the implementation of "soft power" concept in China African policy, in the fields of education and culture.

Key words: 'soft power'; China, politics; cooperation; education; students; Confucius Institutes; cultural ties.

Последние десятилетия ознаменовались резкой активизацией китайской политики в Африке. Китай делает много полезного для стран континента, но его растущее присутствие в большинстве стран дает повод критикам обвинять его в экспансии и даже называть китайскую политику разновидностью неоколониализма. В силу сказанного одной из главных задач Китая в Африке является

улучшение своего имиджа. Этой цели как нельзя лучше отвечают широко используемые Пекином на африканском континенте инструменты «мягкой силы».

В 2013 г. Председатель КПК Си Цзиньпин выдвинул идею реализации «двухсотлетней цели» великого возрождения китайской мечты, связав с ней совершенствование национальной культурной «мягкой силы». Популяризация ценностей современного Китая призвана демонстрировать уникальность и привлекательность китайской культуры, что будет способствовать улучшению международного статуса КНР. В докладе Си Цзиньпина на XIX съезде Китайской компартии вновь прозвучал тезис о «возрождении китайской нации», о концепции «китайской мечты», которую глава партии и государства в начале своего правления выдвинул как свою идею [19-й Всекитайский съезд КПК... Электронный ресурс].

Поднебесная всегда применяла для достижения своих целей «мягкие» инструменты, которые позволяют достичь желаемого на международной арене без применения силы. Однако политика «мягкой силы» трансформируется с началом реализации Пекином стратегии «выхода за рубеж»; сегодня этот инструмент используется для противодействия популяризируемой на Западе теории «китайской угрозы» и улучшения имиджа страны. Помимо этого «мягкая сила» отвечает задаче формирования африканской элиты, ориентированной на сотрудничество Юг - Юг.

25 сентября 2015 г. государства - члены ООН приняли Повестку дня в области устойчивого развития до 2030 г. Она содержит ряд задач, направленных на ликвидацию нищеты, сохранение ресурсов планеты и обеспечение благополучия для всех. Каждая из 17 задач содержит ряд показателей, которые должны быть достигнуты в течение 15 лет. Одна из целей, под номером четыре, касается сферы образования. В рамках ее достижения предусматривается обеспечение качественного инклюзивного и равноправного образования на всех уровнях: дошкольном, начальном, среднем, высшем, техническом, а также профессиональном. «Все люди, независимо от пола, возраста, расы и этнического происхождения, а также инвалиды, мигранты, представители коренных народов, дети и молодые люди, особенно находящиеся в уязвимой ситуации, должны иметь возможность учиться на протяжении всей жизни, что поможет им приобрести знания и навыки, необходимые для использования

открывающихся возможностей и полноценного участия в жизни общества» [Организация Объединенных наций ... 2015].

Документ ООН перекликается с «Повесткой 2063» Африканского Союза, принятой на 24 сессии Ассамблеи АС 30-31 января 2015 г. [African Union Assembly 2015], где также говорится о необходимости развития человеческого капитала как «самого ценного ресурса» с помощью вложений в ранее детское развитие и базовое образование, высшее образование, научные исследования, новые технологии, инновации, расширение доступа к постдипломному образованию, обеспечение экономики знаний инфраструктурой мирового класса, поддержку исследовательской деятельности и реформ в науке, что поможет трансформации континента и «созданию общества, где знания - норма» и где «ни один ребенок не пропускает школу по причине бедности или иного вида дискриминации» [African Union Agenda. Электронный ресурс]. Достижение обозначенных целей развития Африки поможет сделать ее «Африкой, которая нам нужна» [Agenda 2063. The Africa We Want ... 2015].

Образование - отрасль африканской экономики, привлекающая пристальное внимание Китая, важный объект китайской помощи и инвестиций и одно из важных направлений китайской политики «мягкой силы». Непоследнюю роль в расчетах Пекина играет ставка на человеческий капитал, предусматривающая вложения в сферы образования, науки, подготовку квалифицированных специалистов для всех отраслей экономики. Участие в формировании африканских политических и деловых элит, ориентирующихся не на Запад, а на Китай, - долгосрочная цель китайской политики. Человеческий капитал - предмет особого внимания Пекина. Пекин надеется привлечь в Китай молодежь, как правило, стремящуюся получить образование на Западе.

Китайско-африканское сотрудничество в сфере образования прошло длинный путь, но достигло особенно заметного прогресса в последние десятилетия. Первой африканской страной, с которой еще в 1956 г. было подписано Соглашение, открывшее возможность обучения в Китае африканских студентов, стал Египет. Сначала Китай обязался принимать четырех африканских студентов в год, но уже через несколько лет число студентов выросло до 24, в группу стран, направляющих их на обучение, вошли Кения, Камерун,

Уганда, Малави; в то же время в Африку ежегодно направлялись трое китайских преподавателей. К концу 1966 г. в Китае прошли обучение около 164 африканских студентов из 14 стран континента, а в Африке поработали 14 китайских учителей. В 1970-е гг. в Китае уже обучались 648 студентов из 25 африканских стран, а в Африку направлялись ежегодно 115 китайских преподавателей; обмен прерывался лишь в годы «культурной революции» (1967-1972) [Jian Junbo 2015].

В 1980-е гг. сотрудничество Китая и Африки в сфере образования получило быстрое развитие: в конце 1980-х около 2 245 студентов из 43 африканских стран обучались в более чем 100 колледжах и университетах Китая, получая знания в областях сельского хозяйства, компьютерной грамотности, биологии, химии, биохимии, медицины, социальных наук и др. В то же время 250 китайских студентов и преподавателей учились и работали в Африке [там же].

В 1990-е гг. сотрудничество в сфере образования вступило в новую фазу, претерпев вместе с тем некоторые изменения. С одной стороны, выросло число африканских студентов, получавших научные степени в Китае за счет того, что Пекин увеличил квоты на эту сферу образования; с другой - увеличилось число африканских студентов, обучавшихся в Китае за свой счет (1 580 чел.). В этот период выросло число африканцев, получивших диплом магистра и докторскую степень (PhD) благодаря тому, что правительство КНР увеличило квоты для желающих продолжить постдипломное образование. Между китайскими и африканскими университетами подписывались соглашения о сотрудничестве, и на это не требовалось, как раньше, разрешения китайского правительства. Китайские университеты имели право сотрудничать с африканскими партнерами; это сотрудничество поддерживалось финансово и политически Министерством образования КНР. Больше того, китайские преподаватели чаще направлялись на работу в Африку китайскими университетами, чем Министерством образования, которое до начала 1990-х гг. было главным органом, направлявшим в Африку китайских преподавателей. Китайские университеты также имели право проводить совместные исследования с африканскими партнерами, создавать совместные лаборатории . К концу 2003 г. китайские университеты уже осуществили 43 проекта совместных научных исследований с 21 университетом африканских

стран и создали 21 совместную лабораторию в африканских университетах [Jian Junbo 2015].

В 2000-е гг. с провозглашением Пекином политики «выхода за рубеж» китайские образовательные институты двинулись в Африку. Стимулом стало создание китайским руководством Форума китайско-африканского сотрудничества (ФОКАК). Уже на первом заседании Форума в Пекине в 2000 г. было принято важное для сферы африканского образования решение: создать «Фонд развития африканских человеческих ресурсов», финансирование которого брал на себя Пекин. В обязанности Фонда входили обучение африканских студентов, предоставление им стипендий, помощь африканским странам в создании школ и лабораторий, направление в Африку преподавателей и волонтеров, обучение африканцев китайскому языку и многое другое.

В дальнейшем саммиты и конференции Форума проходили раз в три года, попеременно в Китае и странах Африки. На каждом заседании обнародовалась очередная программа помощи Африке, в которой важное место занимали меры по развитию образовательного процесса в странах континента: строительство школ и колледжей, создание лабораторий и компьютерных классов, обучение студентов, подготовка квалифицированных специалистов, реализация совместных научных проектов и т. п. Так, на саммите ФОКАК в 2006 г. было реализовано создание запланированного ранее Фонда развития человеческих ресурсов в Африке. Фонд занимается подготовкой кадров и действует под эгидой министерств иностранных дел, коммерции, образования, науки и технологий, сельского хозяйства, здравоохранения, каждое из которых отвечает за подготовку африканского персонала в сфере своей компетенции.

Внимание китайского руководства к вопросам образования на континенте подтвердил опубликованный в Пекине в 2006 г. первый документ, посвященный политике Китая в Африке - «Африканская политика Китая». В документе подчеркивалась важность деятельности Фонда развития африканских человеческих ресурсов и содержалось обязательство «определять ключевые направления, расширять сферы взаимодействия, наращивать инвестиции и повышать эффективность сотрудничества» [China's Africa Policy. 2006. Электронный ресурс]. В нем также выражалось намерение увеличить число стипендий, предоставляемых африканским студентам, и направлять большее число преподавателей в Африку.

Масштабные обязательства в сфере образования были взяты на себя Китаем на последнем саммите ФОКАК в Йоханнесбурге в декабре 2015 г. Впервые саммит на тему: «Совместный прогресс Китая и Африки: взаимовыгодное сотрудничество для общего развития» состоялся на африканской земле. Его участниками стали главы и представители 50 африканских государств, имеющих с Китаем дипломатические отношения. Саммит проходил в условиях, когда и Китай, и Африка приняли новые стратегии развития. Африканский союз в ознаменование 50-летия с момента создания Организации африканского единства (ОАЕ) принял «Повестку-2063», цель которой - добиться решающего сдвига в развитии в течение следующих 50 лет, и первый 10-летний план реализации «Повестки». Саммит принял План действий (2016-2018); в нем обозначены 10 областей, которые получат финансирование, в том числе, образование, культурный обмен [Johannesburg Action Plan 2015. Электронный ресурс].

План в сфере культурного сотрудничества и образования предусматривает открытие в странах Африки пяти культурных центров, а также создание системы спутниковой связи для 10 тыс. африканских деревень. Если в прошлом Китай и страны Африки лишь обменивались студентами, то сегодня связи в образовательной сфере носят активный и разносторонний характер. Китайские университеты имеют отделения в 22 странах континента.

В 2003 г. в высших учебных заведениях КНР обучались 1 793 африканских студента (1/3 иностранных учащихся) [Eiseman, Kurlantzick 2006]. На саммите Форума «Китай - Африка» в 2006 г. председатель Ху Цзиньтао объявил, что Китай будет приглашать ежегодно в свои вузы 4 тыс. африканских студентов, а на следующем заседании ФОКАК в Шарм-эш Шейхе в 2009 г. число студентов было увеличено до 5 500 (Sawahel Waddy). В 20102011 учебном году китайское правительство выделило стипендии 5 710 африканским студентам, в 2012 г. - 6 717. В 2012-2015 гг. стипендии получили 20 тыс. африканцев, в 2015-2018 гг. должны получить 32 тыс. [Johannesburg Action Plan (2016-2018) 2015]. Как заявил в июне 2016 г. заместитель главы Комиссии Африканского союза Эрастус Мвенча, в настоящее время в китайских университетах обучаются около 150 тыс. африканских студентов как получающих сипендии, так и обучающихся на платной основе. Он

сказал также, что Пекин предлагает африканским студентам две тысячи возможностей получить степени и дипломы и предоставляет им 30 тыс. стипендий [М'епсИа 2016].

При этом число африканских студентов, обучающихся в Китае, намного превышает число китайских студентов, обучающихся в Африке. США и Европа остаются главными направлениями для китайских студентов, стремящихся получить образование за рубежом. Африка же не является для них популярным местом учебы. Да и число визитов в китайские академические институты африканских преподавателей и ученых значительно уступает числу китайских преподавателей и ученых, посещающих Африку.

В Африке весьма популярны институты Конфуция, где изучаются история, культура Китая и китайский язык. На конец 2010 г. в 104 странах и регионах мира были открыты 357 институтов Конфуция и 476 классов Конфуция; 100 млн чел. изучали китайский язык как иностранный [Сыроежкин 2012. Электронный ресурс]. В основу создания такого рода институтов за рубежом Китаем положена популяризация идеи конфуцианства. По мнению китайцев, называющих Конфуция «великим учителем», идеи известного китайского философа и просветителя оказали сильное влияние на культуру не только Китая, но и других стран мира.

Первый в Африке институт Конфуция был открыт в декабре 2005 г. в Найроби. А в 2014 г. в 29 африканских странах действовали уже 42 Института Конфуция и в 13 странах -18 классов Конфуция. Сегодня в мире 400 институтов Конфуция, из них 47 на африканском континенте [Дейч, Сериккалиева 2017. Электронный ресурс]. При этом в Кении уже три таких института, в ЮАР - пять. Самый молодой институт Конфуция в ЮАР создан в 2014 г. Его директор Дэвид Моньяне отметил, что, помимо преподавания китайского языка, институт занимается обменами студентами. «Мы направляем студентов в Китай по программам обмена. Наш институт является партнером Технологического университета в Нанкине», - сказал он. По словам директора, в институте осуществляется изучение конфуцианской философии: «Мы исследуем, в чем похожи и чем отличаются наши культуры». Моньяне назвал изучение китайского языка «блестящей возможностью для Южной Африки, поскольку это ведет к росту китайского бизнеса в стране и созданию новых рабочих мест для африканцев». Создание института

призвано «остановить западную кампанию вокруг Китая и его вовлеченности в Африку, апологеты которой заявляют, что Китай здесь, чтобы купить нас», - заявил Моньяне [FOCAC 2015, с. 11]. Л. Мукаро, преподаватель и консультант Университета Зимбабве сказал, что люди, умеющие говорить по-китайски, востребованы на рынке труда: студенты и выпускники получают работу в китайских компаниях. «Если вы обратите внимание на то, как китайцы распространяют свое влияние в мире, то поймете, что лучше уметь говорить на их языке» [Olaniran... Электронный ресурс].

Действует «Китайско-африканский план партнерства в науке и технологиях», включающий создание демонстрационных парков, знакомящих африканцев с передовыми технологиями, обмены техническим персоналом, подготовку профессионалов в Китае, создание региональных учебных центров и школ повышения квалификации. К концу 2012 г. было проведено 115 совместных исследований; 66 африканских ученых получили в Китае докторскую степень; 24 ученым, вернувшимся в Африку, чтобы завершить исследования, было предоставлено необходимое оборудование. С 2010 по 2012 г. Китаем поддержано 634 проекта тематических исследований и осуществлены обмены учеными (600 чел.) со странами Африки [China-Africa Economic 2013]. В Китай приглашаются в год 200 африканских ученых [Mwencha 2016].

В 2010 г. в Китае состоялся первый китайско-африканский «мозговой» форум «China-Africa Think Tanks Forum» (CATTF), задача которого создать механизм «мозгового» сотрудничества и обмена идеями. Выполняются «мозговые» обмены представителей Китая и Африки (Think Tanks 10+10). Пекин рассчитывает, что форум станет влиятельной академической платформой для дискуссий китайских и африканских ученых о теории и практике взаимоотношений сторон. Реализован план совместных исследований, включающий сотрудничество между 20 китайскими и 20 африканскими научными институтами (20+20). Действует Китайско-африканский форум молодых лидеров: 500 молодых африканцев ежегодно посещают Китай; а молодые китайские волонтеры приезжают в Африку. Сотрудничество с Африкой в сфере образования осуществляют и неправительственные организации. На состоявшемся в августе 2015 г. Форуме «Инициатива китайско-африканского гражданского обмена и сотрудничества» было заявлено, что «китайские

гражданские организации помогут африканским странам обучать специалистов и развивать все необходимые таланты в сферах технологий, инжиниринга, здравоохранения, сельского хозяйства и т. д., путем содействия в подготовке учебных программ, присылки экспертов, создания учебных центров в странах Африки и предоставления стипендий африканским учащимся» [Jian Junbo 2015, с. 39-41].

С 2009 по 2012 гг. Китай помог Африке построить 28 школ; 42 школам предоставлено оборудование; в 26 странах открыты компьютерные классы. Китай создал лаборатории для помощи в изучении биологии, микробиологии, физики, аналитической химии, сельского хозяйства. Среди них микробиологическая лаборатория в Университете Яунде (Камерун), лаборатория биотехнологии в Университете Найроби (Кения), лаборатория технологии пищевых продуктов в Кот д'Ивуар и др. [China-Africa Economic. 2013].

Помощь африканской образовательной системе оказывают и китайские компании. Так, они реализуют проект «Надежда» - создание тысячи начальных школ в пяти африканских странах [Жэнь-минь жибао онлайн 2011. Электронный ресурс]. В соответствии с китайско-африканской программой строительства школ, цель которой - обеспечить доступ к образованию всем детям школьного возраста, в мае 2015 г. в Аддис-Абебе были торжественно открыты две средние школы. Построены также три школы в сельских районах Эфиопии, где ощущается нехватка возможностей получить образование. По словам министра образования Эфиопии Шигуте, программа была выполнена за два года. Кроме того, Китай предоставляет стипендии эфиопским студентам, например, в 2015 г. Эфиопии было предоставлено более 100 стипендий для обучения в аспирантуре в Китае [China hands over. Электронный ресурс].

В китайской программе сотрудничества важное место отводится подготовке квалифицированных специалистов для стран Африки. На 2013 г. подготовлены 45 тыс. специалистов в более чем 20 сферах, включая экономику, науку, технологии, защиту окружающей среды. В рамках программы «Африканские таланты» за 2012-2015 гг. подготовлены 30 173 квалифицированных специалиста [Johannesburg Action Plan (2016-2018). 2015. Электронный ресурс]. План действий на 2016-2018 гг., принятый

йоханнесбургским саммитом Форума китайско-африканского сотрудничества в декабре 2015 г., предусматривает создание региональных учебных центров и школ повышения квалификации. Планируется обучить технический персонал в составе 20 тыс. чел., создать 40 тыс. вакансий для подготовленных в Китае африканских специалистов [Johannesburg Action Plan (2016-2018)... 2015. Электронный ресурс]. В 2015 г. Южная Африка направила в Китай первых 50 учащихся для подготовки к реализации в стране программы развития ядерной энергетики. В соответствии с Планом действий на 2016-2018 гг. Пекин создает в странах Африки школы гражданской авиации, где готовят профессионалов.

Важную роль играет информационное обеспечение сотрудничества в сфере образования. Китайское центральное телевидение (Central Chinese Television, CCTV) ведет передачи на Африку на английском языке из столицы Кении Найроби. CCTV стало первым иностранным СМИ, которое уделяет внимание Африке с помощью таких программ, как «Africa Live», «Talk Africa», «Faces of Africa». Посвящая Африке минимум 10 часов в неделю, оно акцентирует внимание на успехах африканских стран. «Мы рассказываем африканцам в позитивном ключе историю африканского народа», - заявил редактор CCTV [Mekenzie 2012. Электронный ресурс]. В Африке, прежде всего в Кении и ЮАР, базируются ряд китайских государственных СМИ. В африканскую штаб-квартиру китайских телекомпаний входят агентство «Синьхуа», Международное радио Китая, Центральное телевидение Китая - Африка и «Чайна Дейли Африка». Крупнейшая китайская англоязычная газета «Чайна дейли» издает в Найроби еженедельное тематическое приложение «Африка уикли».

В июне 2016 г. в Пекине состоялся Третий китайско-африканский медиафорум, который собрал 350 профессионалов высокого уровня и представителей правительств из 45 стран Африки. Участники Форума обменялись мнениями по вопросам развития новых медиаресурсов, которые будут способствовать «новым достижениям в сфере сотрудничества средств массовой информации, лучшему пониманию Африки Китаем и Китая Африкой, а также Китая и стран Африки остальным миром». В принятой на форуме декларации была выражена вера в то, что СМИ развивающихся стран будут служить целям национального развития и социального

прогресса и станут движущей силой национальной модернизации, а также будут способствовать развитию национальных культур, созданию национального консенсуса и социальной стабильности» [Press Release. 2016. Электронный ресурс].

Однако и в Китае, и в Африке по-прежнему крайне популярна западная культура, и стороны узнают друг о друге в большей степени из западных источников. Хотя в Африке идут некоторые китайские телевизионные сериалы («Прекрасное время моей жены», «Мы поженились» показали в Танзании и Уганде) [Jirong 2015], но китайская телевизионная продукция проигрывает в сравнении с западной и не способна соперничать с ней.

Поскольку в эпоху глобализации западная, прежде всего англосаксонская, культура является господствующей в мире, Китай стремится расширять сотрудничество с Африкой в сферах образования и культуры, чтобы общими усилиями создать противовес влиянию Запада на континенте. В то же время Пекин постоянно подчеркивает, что его политика в сфере образования и культуры в странах Африки направлена не против западной культуры, а лишь против ее засилья в ущерб национальным культурам народов Африки, самобытность которых он старается сохранить. Тем не менее следует признать, что сотрудничество с Африкой в сфере образования служит для Пекина цели повышению собственного влияния и созданию имиджа Китая как надежного партнера стран африканского континента. Усилия по укреплению фундамента национальной культурной «мягкой силы», по популяризации ценностей современного Китая способствуют улучшению международного статуса КНР. Вместе с тем активное участие Пекина в образовательном процессе африканцев и в повышении научного потенциала континента вносит вклад в решение задач, поставленных перед Африкой целями устойчивого развития ООН.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

19-й Всекитайский съезд КПК. Полный текст доклада. 11.03.2017. URL:

russian.news.cn/2017-11/03c_136726299 htm Дейч Т. Л., Сериккалиева А. Е. «Мягкая сила» как орудие политики Китая

в Африке // Азия и Африка сегодня. 2017. № 3. Жэньминь жибао онлайн. 28.12. 2011. URL: russian.people.com. cn/ 1520/7690028.html

Организация Объединенных Наций. Генеральная ассамблея.70-я сессия. Резолюция, принятая ГА 25 сентября 2015 года. 70/1. Преобразование нашего мира. Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года. А/ RES /70/1

Сыроежкин К. Превращение Китая в глобальную державу - пока миф. URL: Oko-planety-su/ politik/politikest/114337-prevraschenie-kitaya-v-global 26-04-2012

Agenda 2063. The Africa We Want. Popular Version. Final Edition. April 2015. African Union Commission. URL: www.un.org/en/africa/osaa/pdf/ au/agenda

African Union Agenda 2063. Unity, Prosperity & Peace. About Agenda 2063. URL: agenda2063.au.int/en/about

African Union Assembly of the Union Twenty-Fourth Ordinary Session 30-31 January 2015. Addis-Ababa, Ethiopia. Report of the Commissionof the African Union Agenda 2063. The Africa we want in 2063.

China-Africa Economic and Trade Cooperation (2013). Forum on China-Africa Cooperation (Beijing). Africa. Full Text - Information office of the State Council. Beijing, August 2013.

China's Africa Policy Paper. Xinhua. 2006. URL: news.xinhuanet.com/ world/2006-01/12/content_2094251.htm

China hands over two standard schools to Ethiopia's capital. Embassy of the People's Republic of China in the Federal Democratic Republic of Ethiopia. 05.12.2015. URL: china embassy.org/eng/zagx/t1265850

Eiseman J. and Kurlantzick J. China's African Strategy // Current History. 2006. May. 2006.

FOCAC 6. Africa-China Progressing Together.The goal of 'people to people' diplomacy. Cape Town. December 15, 2015.

Jian Junbo. China-Africa humanistic education co-operation: a road toward cultural diversity. Center for Chinese Studies, Stellenbosch University // African East-Asian Affairs. The China Monitor. Issue 3 and 4. December 2015.

Jirong Y. Chinese Drama Hits Africa // People's Daily 5 January 2015.

Johannesburg Action Plan (2016-2018). The Forum on China-Africa Cooperation, 2015. URL: www.focac.org/eng/ltda/dwijbzijhys-1/t1327961. htm

Mekenzie D. Chinese media make inroads into Africa // CNN. September 5, 2012. URL: edition.cnn.com/2012/09/05/business/china-africa-cctv-media/index.htm

Mwencha E. The Third Forum on China-Africa Media Cooperation. Beijing. People's Republic of China. 21 June 2016.

Olaniran F. On the growing ties between China and Zimbabwe. Celebrating progress Africa. URL: www.cp-africa.com/2013/03/03/china-and-zimbabwe Press Release. 3rd Forum on China-Africa Media Issues. Joint Statement to Strengthen Cooperation Ties. June 27, 2016. URL: www.au.int/web/en/ pressrelease/20160627-0

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.