Научная статья на тему 'Мы сильны своим единством'

Мы сильны своим единством Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
72
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Тресков В. И.

УМЕЛОЕ РЕШЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ СПОСОБСТВУЕТ СТАБИЛИЗАЦИИ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мы сильны своим единством»

Событие года МЫ СИЛЬНЫ СВОИМ ЕДИНСТВОМ

УМЕЛОЕ РЕШЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ СПОСОБСТВУЕТ СТАБИЛИЗАЦИИ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

£

Есть ли в России национальная политика? На этот риторический вопрос попытались ответить ведущие политики и законодатели страны, которые собрались на межрегиональном семинаре руководителей законодательных и исполнительных органов субъектов Российской Федерации на тему: «О законодательном обеспечении реализации государственной национальной политики», организованном Государственной Думой и администрацией Краснодарского края. Представители более сорока субъектов Российской Федерации, ведущие законодатели и политики страны в городе Сочи, в курортном комплексе Дагомысе обсуждали острые проблемы национальных взаимоотношений и искали пути и методы их разрешения, чтобы наметить основы будущей национальной политики.

В его работе приняли участие Председатель Государственной Думы Геннадий Селезнев, Председатель Законодательного Собрания Краснодарского края Владимир Бекетов, председатель Комитета Государственной Думы по делам национальностей Валентин Никитин, депутаты Госдумы Каадыр Бичелдей, Сергей Будажапов, Рагиб Гимаев и другие влиятельные политики.

Национальный вопрос — мина,

заложенная под фундамент государства, или рычаг развития?

То что национальные проблемы сотрясают наше общество вместе с террористическими взрывами в Москве, Грозном, Махачкале, Краснодаре, Пятигорске и в других районах страны, уже хорошо известно всем. И потому ни у кого нет сомнений в том, что проблемы национальных взаимоотношений надо решать кардинально и ответственно. Но, к сожалению, как признался, открывая семинар, председатель Комитета Госдумы по делам национальностей Валентин Никитин, подобное обсуждение проблем национальной политики в России на столь высоком уровне с участием председателей региональных законодательных собраний и руководителей подразделений исполнительных органов государственной власти проводится впервые за десять лет работы Государственной Думы.

В остром по содержанию выступлении Председателя Законодательного Собрания Краснодарского края Владимира Бекетова были раскрыты реальные сложности проблем межнациональных взаимоотношений в Краснодарском крае, где плотность населения составляет 66 человек на одни квадратный километр. В таких условиях сосуществуют представители различных национальностей. Как отметил докладчик, увеличивающийся с каждым годом миграционный поток переселенцев из Армении, Грузии, республик Северного Кавказа сопровождается нередко конфликтами на межнациональной почве с коренным населением Кубани. Администрации края удается по мере возможностей регулировать национальные проблемы и удерживать стабильность в крае, но делать это все труднее. В своем роде Краснодарский край стал лабораторией по регулированию и стабилизации миграционных процессов, и потому не случайно для проведения семинара было выбрано именно это место. Во многом предвестником национальных конфликтом вытупает экономический фактор,

считает он, слабая экономика падение жизненного уровня людей - главная предпосылка национальных конфликтов. Это все равно, что когда ослабленный организм становится уязвимым для вирусных заболеваний. Миграционный процесс остановить становится все труднее и потому надо учиться выживать, соблюдая национальное равновесие в любых условиях.

Анализ деятельности краевой администрации по регулированию межнациональных отношений показывает, что повышение уровня национальной толерантности населения достигается за счет поиска новых экономических возможностей повышения жизненного уровня людей всех национальностей. Администрации края это в большой мере удается целать за счет привлечения инвестиций в местную экономику. Краснодарский край по объемам инвестиций занимает третье место в России и первое в Южном федеральном округе. На его долю приходится около 4% всех инвестиций России и 41% инвестиций Южного федерального округа. В последние годы объем инвестиций по краю ежегодно растет, в 2002 г. он составил 72, 9 млрд руб. На территории зарегистрировано свыше 850 предприятий с иностранными инвестициями и филиалов иностранных юридических лиц. Эти данные свидетельствуют о широком и эффективном использовании экономического фактора в решении национальных проблем. Умелое использование экономического фактора в стабилизации межнациональных отношений привлекает инвесторов, они вкладывают свои деньги в экономику благодатного Краснодарского края. Суммарный накопленный объем иностранных инвестиций на территории края составляет 2,6 млрд дол. Наибольший объем средств вложен иностранными инвесторами ( из Нидерландов, Швеции, Великобритании, США, Германии) в пищевую промышленность - 30,8%, транспорт - 27,4, связь - 19%.

- Национальный вопрос-это не только один из самых важных, но и один из самых сложных вопросов, которые приходится решать многим государствам, в том числе и России, - сказал в своем выступлении Председатель Государственной Думы Геннадий Селезнев. - К великому сожалению, человечество с незапамятных времен заражено вирусом национализма, который приводит к большим потрясениям и многочисленным человеческим трагедиям. Во все времена передовые общественные силы вставали на борьбу с национализмом, противопоставляя ему идею равенства, взаимного уважения, терпимости друг к другу людей разных национальностей. И сегодня одним из безошибочных тестов на зрелость тех или иных общественных сил в России является их позиция по вопросу о межнациональных

отношениях в России. К сожалению, отсутствие целостной и перспективной государственной политики приводит к неудовлетворительному финансированию этого важного направления. Даже на вопросы реализации национальной политики в России у нас в бюджете на следующий год не заложено ни одной копейки. Депутаты намерены оспорить это, и в частности комитет по делам национальностей решил не поддерживать этот проект бюджета, пока не будут выделены средства на развитие и регулирование межнациональных отношений. Получается парадокс - государство как бы не замечает тех проблем, которые существуют. Разжечь межнациональную рознь в ряде наших регионов ничего не стоит. Хотелось бы, чтобы этими спичками политики баловались как можно реже. Межнациональные конфликты возникают не на национальной почве, а скорее всего, когда люди голодные, людям негде себя реализовать, тогда начинают искать виноватого. Плохо бывает и армянину, и азербайджанцу, и грузину, и русскому в общей нищете, где всегда можно найти горючей смеси, способной зажечь пожар конфликта, и тогда начинают искать виноватого из другой национальности...

Необходимо проводить четкую грань между здоровым патриотизмом, естественным чувством любви к своему народу, языку, культуре и воинствующим национализмом, который основан на идее превосходства какого-то одного народа над всеми остальными. И здесь я полностью поддерживаю Президента РФ В. Путина, который неоднократно заявлял о недопустимости разжигания националистических страстей и спекулирования на национальных чувствах, в том числе и в предвыборных целях. Все мы живем в одной стране, все мы - граждане своей страны и дети своего Отечества, и наш долг - заботиться о его благополучии.

Проблеме законодательного разрешения национальных проблем, миграции и этнического терроризма были посвящены доклады председателей законодательных собраний. В частности, было подчеркнуто, что проблемы национальной политики сегодня являются, пожалуй, одними из актуальных в стране, и неразрешение их своевременно, подобно необезвреженной мине замедленного действия, чревато драматическими последствиями.

Это и было наглядно проиллюстрировано на семинаре в разгоревшейся полемике между представителями республик Северного Кавказа. Резкое выступление заместителя Председателя Правительства Республики Ингушетия Магомеда Мар-хиева показало, что осетино-ингушский конфликт и до сегодняшнего дня не разрешен полностью и несет в себе заряд неразорвавшейся бомбы.

Советник Председателя Народного Собрания Республики Дагестан Гаджимагомед Османов бил тревогу о растущем влиянии вахабизма на Кавказе. Вахабизм - это идеология отторжения Кавказа от России, сказал он. Кто-то умело политизирует ислам, и сравнение тех средств, которые выделяет наше государство на национальную политику, и вкладов зарубежных фондов на распространение вахабизма, - все это явно не в пользу России. Объединять двадцать народов Дагестана и предохранять их от вируса вахабизма в таких условиях становится все сложней.

Законодательный базис национальной политики

В целом на семинаре состоялся откровенный и конструктивный разговор политиков, которые непосредственно сталкиваются с конкретными национальными проблемами в своих регионах и которые понимают, что от того, насколько верно будет разрешен тот или иной конфликт, зависят жизни тысяч людей и национальная безопасность страны в целом. Законодатели же убеждены, что ряд национальных вспышек могут предотвратить специальные законы. И такие законопроекты, как считает председатель Комитета Государственной Думы по делам национальностей Валентин Никитин, уже разработаны депутатами этого созыва. Это законопроекты: «Об основах государственной национальной политики Российской Федерации», «Об Уполномоченном Федерального Собрания Российской Федерации по правам народов Российской Федерации», «О русском народе» «О национальных культурных автономиях», « О гарантиях прав коренных малочисленных народов», «О русском языке как государственном языке Российской Федерации» и др.

Эти документы, по его мнению, закладывают законодательную основу государственной национальной политики.

Поскольку Россия является не только федеративным, но и полиэтническим государством, то для Российской Федерации в настоящее время остро стоит проблема развития национальных культур населяющих ее народов, сказал он. Каждая нация имеет естественное стремление к сохранению своих национальных особенностей, языка, национальной культуры, традиций, быта. Порой проблемы культурных народных традиций приобретают такое же актуальное звучание, как социальный и экономический фактор. Особенность национальной культуры в том, что она категория внегосударствен-ная и экстерриториальная. Но для ее развития необходима большая поддержка государственных структур. Именно эти задачи и должен разрешить закон «О национально-культурной автономии».

Как показала практика, назрела необходимость переложить концепцию государственной национальной политики, которую Указом Президента РФ утвердили в 1996 г. и практически о ней забыли (вспоминают лишь на конференциях), на законодательную основу, на язык права и закрепления на законодательном уровне основных направлений государственной политики в целом. Нужны четкие ориентиры в создании правового и государственного механизма для повседневной деятельности органов государственной власти и местного самоуправления по формированию в обществе межнациональных отношений, способных предупредить и предотвратить конфликты и обеспечить всех равными правами. Такую цель преследует законопроект «Об основах государственной национальной политики Российской Федерации». Он будет способствовать принятию подобных законов субъектами РФ и формированию единого поля в сфере национальной политики.

Много споров на семинаре возникло при обсуждении законопроекта «О русском народе», подготовленного комитетом к первому чтению. Закон противоречивый. Разработка и принятие этого закона призваны восполнить один из пробелов в правовом механизме, а именно - определение основ правового положения русского народа. Несмотря на то, что русский народ сыграл исторически главную роль в формировании и развитии отечественной государственности, он длительное время не рассматривался в качестве объекта национальной политики. Термин «русский народ» отсутствует в Конституции РФ. Самопроизвольное определение статуса русского народа ведет ко всякого рода парадоксам. Так, в Уставах Краснодарского края русские и казаки рассматриваются как две отдельные нации. В Архангельской области русским противопоставляются поморы, а в Магаданской русские и старожилы рассматриваются отдельно. А правительство Дагестана в свое время даже внесло предложение в Правительство России признать на территории республики русский народ как национальное меньшинство.

В. Никитин считает, что также необходимо четко разработать терминологию, определить, что такое «национальное меньшинство». В настоящее время подготовлен законопроект «О национальных меньшинствах в Российской Федерации». В законопроекте вызывает спор определение общности, находящейся в ситуации национального меньшинства на соответствующей территории. С таким определением многие не согласны и потому работа над законопроектом еще предстоит немалая. Знаковым является и законопроект о русском языке как государственном.

Уполномоченный по правам...народов...

Руководитель аппарата Комитета Государственной Думы по делам национальностей Раушан Ка-напьянова - одна из организаторов и инициаторов семинара. Благодаря ее усилиям и сотрудников аппарата комитета Юрия Дубровина и Александра Никонова, а также начальника отдела по взаимодействию с субъектами Российской Федерации Аппарата Госдумы Валентины Адриановой, сотрудников отдела Раисы Горчилиной и Сергея Михее-ва этот семинар состоялся. Круглые сутки они работали в штабе, обеспечивая размещение и встречу делегаций из всех концов страны - от Камчатки до Ингушетии... Составление программ, списка выступающих, отработка документации и графика работы. Это и есть работа аппарата - сложная и незаметная для посторонних. Раушан Канапьянова помимо организаторской работы ведет и большую законодательную и научную деятельность, являясь автором и разработчиком многих законопроектов. В частности, на семинаре она выступила как инициатор законопроекта «Об Уполномоченном Федерального Собрания Российской Федерации по правам народов в Российской Федерации».

- Процесс формирования демократического правового государства и гражданского общества требует создания правовых институтов, нацеленных на защиту не только прав граждан, но и всех этнических общностей, проживающих на ее территории, говорит - Р. Канапьянова. Практика подобных институтов имеется за рубежом. Например, в системе органов ОБСЕ создана должность Верховного комиссара по делам национальных меньшинств. Предлагается, используя международный опыт, создать в системе органов государственной власти институт Уполномоченного Федерального Собрания Российской Федерации по правам народов Российской Федерации, учитывая особенности исторического и национального формирования российского государства. Это будет независимая публичная структура, нацеленная на осуществление парламентского контроля за государственной защитой прав народов Российской Федерации на социально-экономическое и национально-культурное развитие независимо от их численности и наличия национально-государственных или национально-территориальных образований. Уполномоченный будет рассматривать «этнические жалобы» на действия государственных органов, нарушающих права народов, также индивидуальные или коллективные права граждан в связи с ущемлением их прав по этническим причинам. Подобный институт, несомненно, сыграет огромную стабилизирующую роль в предотвращении конфликтов в стране, создаст дополнительные гаран-

тии защиты прав народов России на свободное развитие и формирование необходимых нашему обществу межнациональных отношений.

Сегодня для многих стало понятно, что не все западные модели «плавильного котла» могут быть применены к нашей, российской, действительности. При любых условиях, наверное, остается главное: многонациональное^ России утверждалась исторически как баланс взаимопроникновения и интеграции этносов, их культур, стержнем для которых была российская государственность. Вот почему мы не можем рассматривать проблемы межэтнических отношений в узких рамках этнокультурного аспекта. Для России национальный вопрос рассматривается гораздо шире. Государственная национальная политика России определяется, прежде всего, государством как составной частью национальной безопасности России, как приоритетным направлением укрепления целостности российского федеративного государства.

От Москвы до Оренбурга и далее...

От Москвы и до самых окраин тема национальной политики сегодня как никогда актуальна. Как свидетельствовали выступления представителей регионов, с проблемами межнациональных отношений приходится сталкиваться не только на Северном Кавказе и в национальных автономиях, но и в центральной России. В Москве, в Челябинске, Чите, Воронеже создаются специальные учреждения по работе с национальными общинами. Успешно решаются проблемы национальных взаимоотношений в Оренбургской области, которую многие взяли за эталон для своей деятельности. Как сообщил председатель законодательного Собрания Оренбургской области Юрий Трофимов, в области разработана модель региональной политики и принята программа национальной политики. Всю работу по реализации национальной политики координирует комитет Законодательного Собрания по вопросам местного самоуправления и национальной политики, а также комитет по межнациональным отношениям администрации области. Особое внимание мы уделяем общественным национальным организациям. Проблема взаимодействия органов власти с национальными культурными автономиями, центрами рассматривается нами как одно из приоритетных в проведении национальной политики, сказал он. В области функционируют свыше 70 национальных организаций. Разработан механизм взаимодействия с ними. В области успешно действует Совет по делам национальностей при главе администрации области (кстати, это и есть своеобразный прототип уполномо-

ченного по правам национальностей). В его состав наряду с руководителями региональных автономий и национальных общественных объединений входят депутаты Законодательного Собрания, работники аппарата главы администрации, ученые. Совет разрабатывает мероприятия по предотвращению проявлений шовинизма, национализма, расизма, экстремизма, умышленных действий, направленных на разжигание межнациональной розни, проведение совместных культурно-просвети-гельских мероприятий с целью укрепления дружбы между народами... Разработан механизм вовлечения национальных групп в местные органы власти. Основные национальные группы (русские, татары, казахи, украинцы, мордва, башкиры, немцы, евреи, чуваши и др.) пропорционально представлены на всех уровнях. Вместе с тем неконтролируемый миграционный процесс может негативно отразиться на этнополитической ситуации в регионе. За десять лет в Оренбуржье прибыло 200 тысяч мигрантов. Другой тревожный факт - внут-риконфессиональные противоречия. В результате, отмечал Ю. Трофимов, это может негативно отразиться на социальной обстановке. Он призвал срочно принять Федеральный закон «Об основах государственной национальной политики».

Среди благополучных регионов в отношении стабилизационной национальной политики была названа Кабардино-Балкария. Там создан благоприятный межнациональный климат, дающий возможность плодотворно совместно жить и работать совершенно различным по языку, менталитету и культуре народам: кабардинцам, балкарцам, русским и другим. Геннадий Селезнев, называя эту республику как пример для заимствования опыта проведения национальной политики, отметил, что подобный консенсус достигнут благодаря мудрой политике Президента этой Республики Валерия Кокова.

Нужна ли Палата национальностей в Госдуме?

На семинаре было высказано немало интересных предложений по стабилизации национальных взаимоотношений. Предлагалось укрупнить федеральное Министерство по делам национальностей, создать ряд специальных изданий, ввести в учебных заведениях курсы по этнологии и истории межкультурных диалогов и сотрудничества. Особо много прозвучало инициатив по созданию в Госдуме Палаты по делам национальностей, по примеру той Палаты Национальностей, которая существовала в Верховном Совете СССР.

Прокомментировать эту инициативу наш корреспондент попросил Председателя Госдумы Геннадия Селезнева.

- Я думаю, вряд ли мы можем создать Палату по делам национальностей, - сказал он, - но решать вопросы национальной политики мог бы один из заместителей председателя Госдумы. Он бы и нес ответственность за реализацию национальной политики. Если у нас есть уполномоченный по делам Человека, то у нас могут быть и уполномоченные по делам национальностей. С этим институтом я согласен.

В принятом обращении участников семинара к Президенту РФ говорится, что никакие важные решения в политической, социальной, экономической областях невозможно принимать, не соблюдая интересов многонационального населения страны. В обращении также указывается, что до сих пор не решены проблемы финансового бюджетного обеспечения реализации национальной политики, не отрегулированы вопросы взаимоотношения государства и национальных общественных объединений, не созданы институты защиты прав народов России, не нашли своего отражения место и роль русского народа как опоры российской государственности и устойчивости межнациональных отношений. Отсутствие соответствующего органа в системе исполнительной власти не позволяет решить вопрос о финансировании национальной политики.

«Мы обращаемся к руководителям нашей страны, Российской Федерации - говорится в обращении - проявить политическую волю в определении приоритетных направлений государственной национальной политики.

Мы уверены, что при таком подходе к решению проблем национальной политики в выигрыше будет вся наша многонациональная страна».

Российская Конституция начинается со слов: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации...» Эти торжественные слова исполнены глубокого смысла. Какие бы сложности ни возникали в межнациональных отношениях, развитие России в качестве многонационального государства - это ,бесспорно, историческое достижение, значение которого невозможно переоценить, отметил, завершая семинар, Геннадий Селезнев. Веками русский народ жил и живет бок о бок с другими народами, населяющими российскую землю. Люди разных национальностей ощущали и ощущают себя россиянами, гражданами общей для всех Родины, внося свой вклад в дальнейшее развитие нашего Отечества. Хочется верить, что вклад нынешнего поколения в единение народов России будет достойным...

В.И. ТРЕСКОВ, советник отдела пресс-службы Государственный Думы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.