Научная статья на тему 'Мы родом из леса и степи, из великой империи Чингизидов'

Мы родом из леса и степи, из великой империи Чингизидов Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
86
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Гавров Сергей Назипович

Рец. на: Евразийский мир: ценности, константы, самоорганизация / Под ред. Ю. В. Попкова. — Новосибирск: Параллель, 2010. — 449 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

We are ancestry of forest and steppe, a great empire of Genghis Khan dynasty

Eurasian world: values, constants, self organization / Edited by Yu.V. Popkov. — Novosibirsk: Parallel, 2010 — 449 p.

Текст научной работы на тему «Мы родом из леса и степи, из великой империи Чингизидов»

Электронный информационный журнал

«НОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ТУВЫ»

www.tuva.asia

№ 4 2011

мы родом из леса и степи, из великой империи чингизидов

С. Н. Гавров

Евразийский мир: ценности, константы, самоорганизация / Под ред. Ю. В. Попкова. -Новосибирск: Параллель, 2010. - 449 с.

Перед нами новая коллективная монография «Евразиискии мир: ценности, константы, самоорганизация», изданная под эгидой Института философии и права СО РАН. Научным редактором книги, руководителем, вдохновителем и идеологом проекта выступил известный российский ученый Юрий Владимирович Попков. Монография не только очень добротно сделана в научном плане, но и увлекательно написана, а это уже свойство хорошей литературы. Концепция евразийства, все, что с нами происходило и происходит в истории, прописаны через призму авторского восприятия, жизненный опыт, боль за великую страну. Главы монографии очень личностны, это полифоническое размышление о нашем прошлом, настоящем и будущем.

У страны и всех нас будет будущее, если мы сумеем найти аутентичную идеологию для России, способствующую ее нерастворимости в истории. Евразийство и сегодня является наиболее продуманным, творческим ответом российской интеллектуальной элиты на ужасы и поражения ХХ века, понесенные Россией.

Именно на основе евразийства мы можем сегодня создавать новую, объединяющую историческую Россию идеологию. Южная Сибирь, Казахстан, Монголия, Калмыкия... Мы вместе вышли из Империи Чингизидов, наши предки, вслед за Иваном Грозным вступали в права «татарского» наследства. Именно опыт жизни в «Улусе Джучи» дал русским представле-

Гавров Сергей Назипович - доктор философских наук, профессор, ведущий научный сотрудник сектора социокультурных процессов и систем Российского института культурологии.

213

Электронный информационный журнал

«НОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ТУВЫ»

www.tuva.asia

№ 4 2011

ние о том, какого размера должно быть сильное государство, как управлять подданными, как организовать таможенную и ямщицкую службу, собирать налоги, каким образом выстраивать отношения с другими странами.

Мы до сих пор пользуемся этим наследством, оно живет в нас и наших социальных институтах, удерживая нас от поглощения «цивилизованным» евро-атлантическим Западом. Историко-культурное наследие империи Чингизидов, благодаря приспособившим его для нужд народной жизни православием, стало основным содержанием народного бытия и рефлекторных действий российской власти. Следует осознать, что разрушить это ставшее архетипическим наследие без разрушения России невозможно.

Мы сохраняем себя в истории ровно до тех пор, пока под всеми мо-дернисткими и постмодернисткими упаковками живет неразрушимое ядро российского традиционализма. После отказа от него жизнь страны в ее нынешних границах будет совсем короткой.

Евразия живет по собственным историческим ритмам. Есть время возводить барьеры — границы, а есть время разрушать их. Евразия дышит, строит и разрушает границы. Не нужно думать, что сегодня она умерла, просто накапливает новую энергию, готовится к восстановлению большого имперского пространства.

Хорошо, что в России есть сибирские народы, придерживающиеся традиционалистских ценностей. Чтобы не раствориться в истории, в чуждом мифологическом пространстве «Европы от Атлантики до Владивостока», нужно обращение к живым истокам российской интернациональной культуры.

В этом большом, самом важном в сегодняшней России деле нам помогает новая книга Ю. В. Попкова и его российских и монгольских коллег, выполненная в рамках исследовательских проектов РГНФ-МинОКН Монголии «Цивилизационные константы Внутренней Евразии: ценностные системы и мировоззренческие ориентиры», «Монгольский мир: между Востоком и Западом» (соруководители проектов с монгольской стороны — профессор Цоохуу X. и академик Амарсанаа Ж.)

Пограничность географии и ментальности, «всечеловечность» в самом широком смысле — отличительные черты евразийства. Здесь есть и еще один аспект евразийского мировидения. Взаимообогащение разных культур и народов, конкуренция ценностей, норм и моделей поведения создает более динамичную, творческую среду, чем тенденция гомогенизации разных сторон

214

Электронный информационный журнал

«НОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ТУВЫ»

www.tuva.asia

№ 4 2011

жизни, которую мы наблюдаем, например, в рамках Евросоюза.

Жаль, что научное осмысление общественных процессов в России происходит медленно. Мы долго запрягаем, и это время отдыха, неосознанной подготовки к активной исторической работе кажется нам вечностью.

Последние двадцать лет мы вообще заблудились во времени и пространстве, бесцельно следуя за болотными огоньками истории. Как некогда чеховские «Три сестры», которые хотели в Москву, все твердили «На Запад, на Запад». Как будто можно «по щучьему велению» стать не тем, кем есть — оторваться от корней и стать «европейцами». Хорошо еще, что массовым общественным сознанием не овладела идея стать индейцами майя, например...

Книга под редакцией Ю. В. Попкова свидетельствует об обратном. Это в Москве пока еще не так много здравого смысла, а в Сибири общественнополитическую, историческую, этнокультурную и геополитическую проблематику оценивают куда более трезво. Новосибирск — место встречи леса и степи, европейский по своей генеалогии Академгородок находится на просторах Азии. Здесь Азия абсорбирует Европу, подчиняя европейские вкрапления своему ритму и мироощущению.

Сегодня нам надо искать точку опоры все дальше на Восток: в Сибири, Забайкалье, Монголии и Китае. Именно там, где в большей мере, чем в Европейской России сохранилось традиционное отношение к жизни, идущие из глубин истории ценности и модели поведения.

Сегодня пришел черед возвращения к сохранившемуся здесь наследию Востока, как источнику сохранения страны: ведь Запад растворяет страну, а Восток — сохраняет.

Вслед за А. Блоком мы можем и сегодня сказать: «Да скифы мы, да,

В

очередной раз в русской

истории мы можем перерешить наше отношение к Западу: «Мы — не вы, и мы не с вами». Мы родом из леса и степи, из великой Империи Чингизидов. Большое единое имперское пространство не только наше прошлое, но и будущее.

Поразмыслить над всем этим, понять, «Кто мы, откуда и куда идем», немало помогает нам новая книга «Евразийский мир: ценности, константы, самоорганизация».

Спасибо авторам, и в добрый путь.

215

Электронный информационный журнал

«НОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ТУВЫ»

www.tuva.asia

№ 4 2011

we are ancestry of forest and steppe, A great empire of GENGHIS KHAN DYNASTY

S.N. Gavrov

Eurasian world: values, constants, self organization / Edited by Yu.v. Popkov. - Novosibirsk:

Parallel, 2010 - 449 p.

216

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.