модеятельности, домоведением и другими интересными делами, ходили в кино. Так незаметно прошло два года, отработали... Большинство из нас поехали поступать учиться в вузы, многие поступили в наш родной сельскохозяйственный. Без всяких проблем поступали и в другие вузы в других городах (Ленинграде, Москве), а те, которые оставались навсегда в совхозе, учились заочно, обзавелись семьями и теперь уже своих детей и внуков посылают учиться к нам.
Регулярно, через каждые 5 лет, организаторами этих встреч являются супруги Байрак, особенно жена Таисия Чудова, выпускница Усть-Пристанской средней школы и целинник из Краснодарского края.
И нет на сегодня ответа на вопрос: откуда у нашей молодежи (а у взрослых уже не хочется вспоминать) брался задор и патриотизм. Голодные, холодные, почти совсем неоплачиваемый труд, медалей не давали (или опоздали, или просто о нас забыли).
Почти все, кто отведал горькую правду целины, стали настоящими людьми, и думаю, всю жизнь были примером для родных, близких и друзей.
Целина - это не только горы прекрасного зерна и дополнительная животноводческая продукция Родине, это становление жизненного пути многих молодых людей нашего поколения. А перед моими глазами до сих пор стоят горяшие поля с недоубранными валками и бурты согревающего зерна. : ■
МЫ НИЧЕГО НЕ БОЯЛИСЬ
• ¿Т' f î * * -
Т. Кузнецова,
» почетный ветеран Западно-Сибирской
т « v железной дороги
•нш ««•
Целина потребовала больших перевозок: трактора, комбайны и прочее бесконечным потоком направлялись на подъем хлебного поля, а отсюда предстояло вывозить целинные урожаи. На Алтае все это шло нога в ногу. Весной 1954 г. вступила в строй железнодорожная линия Кулунда-Барнаул. К урожаю 1956 г. (за большой хлеб край тогда был удостоен первого ордена Ленина) заработала ветка Карасук-Камень. Ровесником целины стало и локомотивное депо станции Алтайская, через которую и сейчас идет главный поток грузов.
«Весной 1954 г. нас, комсомольцев депо, направили за Новоалтайск в колхоз «За коммунизм», где председателем был Тимофей Иванович Гусельников. Он обрадовался нашему приезду и быстро занарядил на работу'. Трактористы пахали поля, а мы, деповские, два месяца (это были апрель и май) возили на лошадях удобрения и разбрасывали по этим полям. А в разговорах у нас - что это хорошо для хлеба, и он должен вырасти на славу.
: И когда в августе опять потребовались комсомольцы и молодежь на уборку уро-
жая, то мы попросились снова в этот колхоз - интересно, какой прок от наших трудов? Да нам все было интересно: так стремительно закружилась тогда хлеборобская жизнь, захватывая и все остальное.
Хлеб вырос действительно на славу. Мы работали на току, отправляли машину за машиной в заготзерно. Здесь же находился дедушка-сторож, который днем развозил воду по полям. Мне было интересно, как он управляется с лошадью. И вдруг дедушка предлагает: «Хочешь, научу' запрягать ее и вообще с ней обходиться?». С радостью согласилась: «Конечно же, хочу, когда-нибудь это в жизни пригодится».
Губин П. Слово о целинном хлебе 151
Не думала, что это пригодится уже через несколько дней. Помню, надолго зарядил дождь. Может, из-за этой непогоды дедушка и заболел. Нужно варить обед, а воды нет. Да и как там без нее люди на полях? Никто не захотел ехать под ливнем. Ну, думаю, чего бояться? Выскочила в одном платьишке, быстро запрягла лошадь и поехала на речку. Привезла воду, стала помогать варить обед - все равно на току вся работа остановилась.
Потом снова запрягла лошадь и повезла обед по полям. Там встречали с большой радостью, потому что все проголодались. А дней через пять приехали фотографировать меня для краевой и городской газет как лучшую комсомолку. Конечно, это не за одну лошадь. Мы все хорошо на току работали. И так первые пять целинных лет весной и осенью выезжали работать в колхозы.
Понимали - наша помощь нужна. В ноябре 1954 г. меня наградили знаком ЦК ВЛКСМ «За освоение новых земель». В тот первый целинный год в крае был большой урожай пшеницы. Зернохранилищ не хватало. К этому подключилось и наше локомотивное (тогда оно называлось паровозным) депо. Освободили вторую секцию, где ремонтировали паровозы, и в начале октября стали там разгружать машину за машиной. Было засыпано около двух тысяч тонн зерна, которое хранилось у нас почти три месяца.
Но это легко сказать - хранилось. Зерно нужно было постоянно лопатить, чтобы оно не перегорело. Я в то время была заместителем секретаря комсомольского бюро депо, и мы, комсомольцы, круглые сутки крутились вокруг этого зерна. В 1957 г. меня, как и многих, наградили медалью «За освоение целинных земель». Ее и комсомольский знак, полученный в первый целинный год, считаю своими лучшими наградами.
На рубеже 60-х к нам стали прибывать тепловозы и электровозы, и депо из паровозного переименовали в локомотивное. Тогда же, сорок лет назад, произошло знаменательное событие. 28 сентября 1963 г. в крае был потушен последний паровоз. А на другой день на Артышту пошел первый поезд с электровозами. Первым электровозом управляли машинист П. Кузнецов и инструктор Н. Кузьмин, вторым - машинист В. Зеленин и помощник И. Заржевский.
Эти поезда на всех станциях люди встречали с цветами. А мне кажется, что это целинный локомотив побежал по железной дороге, потянул за собой все. По крайней мере, в моей жизни, в жизни моих коллег по депо это все было вместе.
СЛОВО О ЦЕЛИННОМ ХЛЕБЕ
П, Губин, Герой Социалистического Труда
3 Помнится, в начале марта 1954 г. вызвал меня директор бывшей Назаровской МТС. Захожу в кабинет. Сидит, широко улыбается: '
- Встречай гостей, Павел Дмитриевич!
- Что за гости? - спрашиваю.
- О пленуме ЦК слыхал?
-Слыхал. .
- Целинники приехали...
Снарядил я С-80, прицепил к нему три тракторных вагончика, приезжаю в Михай-ловку. В райкоме битком народу. Больше молодые. В пальтишках, в ботиночках, в сереньких кепках. Шумно. Не то собрание, не то митинг. Окружили меня, расспрашивают: дадут ли им тракторы, готовы ли палатки.
Секретарь райкома подводит меня к беленькой шустрой девчушке, рекомендует: